На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Консультативная деятельность школьного психолога - Психологическое консультирование педагогов
Консультативная деятельность школьного психолога - Психологическое консультирование педагогов
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе
Индекс материала
Консультативная деятельность школьного психолога
6.Анализ жалобы клиента:
Типы клиентов
Психологическое консультирование педагогов
Все страницы

 

11. Психологическое консультирование педагогов:

Ι. Структура:

  • Следует начинать беседу с педагогом с того, как он видит ребенка.
    (Имеет смысл уточнить: «Насколько вам  кажется поведение
    ребенка естественным в той ситуации, о которой идет речь?»)
  • Необходимо выслушать не только жалобы и претензии педагога, но
    и его мнение о том, в чем заключаются причины подобных явлений
  • Определить для себя, до какой степени мнение педагога является истинным.  Последовательность первых двух этапов может быть обратной: сначала психолог выслушивает жалобы и претензии, а затем ведет разговор о том, каким в целом педагог видит ребенка безотносительно предъявляемых претензий
  • Собственно консультирование педагога в отношении тех или иных
    проблем ребенка или класса
  • Активное  проявление интереса психолога к тому,  насколько полезными   оказались   его   рекомендации   и   какие   из   них действительно «работают»

ΙΙ. Техника консультативной работы с педагогами:
Успешность профессионального консультирования во многом зависит от того, насколько педагог, обратившийся к психологу, будет активен в решении вставших перед ним проблем. Обеспечение активности консультируемого -  одна из самых сложных задач, стоящих перед психологом. Причина этого – привычный стереотип обращения к специалисту, ожидание от него конкретного совета, предписания.  Психолог должен создать условия, которые помогут консультируемому найти профессиональное решение проблемы. Предлагаемая техника предназначена для того, чтобы с самого начала вовлечь педагога в решение проблемы и в процессе фиксации основных этапов совместной работы над ней поддерживать его активную позицию на протяжении всего консультационного процесса.
Работа осуществляется следующим образом:
Ι. Педагогу предлагается до начала консультации ответить на ряд вопросов:
Бланк
( Обращение к педагогу:  Для того чтобы наша работа оказалась продуктивной, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Они сформулированы так, как будто вы задаете их сами себе.)

  1. О ком, о чем я хочу поговорить?
  2. что меня беспокоит в этом ученике (классе, группе, ситуации)?
  3. Что конкретно я считаю нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить (отметьте знаком +)?
  4. Как именно, я считаю, это должно измениться? (Постарайтесь быть как можно конкретнее)
  5. Кто в первую очередь должен заниматься этим?
  6. Что я могу сделать?
  7. Какие из моих способностей, умений, черт могут  мне помочь решить эту проблему?
  8. Какие из этих способностей, черт самые подходящие? Самые главные?
  9. Чья помощь мне может потребоваться?
  10. Что может помешать желаемым изменениям?
  11. Какова самая главная трудность?
  12. Что может помочь желаемым изменениям?
  13. На что мне следует опираться в первую очередь?

ΙΙ. В ходе непосредственной консультации совместно с педагогом обсуждаются и фиксируются следующие вопросы:

  • Проблема
  • Желаемый результат
  • Цель
  • Пути решения проблемы
  • Что может понадобиться?
  • Последовательность действий и их исполнители
  • Критерии оценки результата
  • Срок первичной оценки результата

ΙΙΙ. Первичная оценка результата:
Бланк

  1. Дата
  2. Мнение педагога
  3. Обоснование мнения педагога
  4. Мнение психолога
  5. Обоснование мнения психолога
  6. Мнение других людей (указать, кого именно и каким образом получено)
  7. Совместное (психолога и педагога) решение о результате
  8. Дополнения и коррективы в программе работы, ее средствах и последовательности действий
  9. Исполнители внесенных изменений
  10. * Срок отсроченной проверки результата (решение об отсроченной проверке принимается в том случае, если результат в целом оценивается положительно, а вносимые в программу работы изменения носят уточняющий или углубляющий общее направлении деятельности характер)
  11. * Если результат оказался неудовлетворительный, необходимо вернуться к самому началу консультационного процесса (еще раз продумать все предложенные вопросы и внести изменения в формулировки, уточнив проблему и пути ее решения, особое внимание уделив представлению о желаемом результате)

ΙV. Отсроченная проверка результата:

  1. Дата
  2. Мнение педагога
  3. Обоснование мнения педагога
  4. Мнение психолога
  5. Обоснование мнения психолога
  6. Мнения других людей (указать, кого именно и каким способом получено)

V. Заключение:
1. Оценка эффективности работы (совместная психолога и педагога)
2. Причины
3. Решение о продолжении, изменении или завершении работы по данному обращению
4. Решение о дальнейших действиях
Дата __________________Подписи педагога и психолога ___________________________

Активность педагогов в обращении к психологу не зависит от стажа педагогической работы и опыта. В большей степени она связана с личностными особенностями учителя: уровнем общительности, тревожности, адекватностью самооценки, любознательностью, открытостью новому опыту.
ΙΙΙ. Направления  в организации консультирования педагогов:

  • Консультирования педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания
  • Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся.
  • Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель - родители;

12. Личностная готовность психолога к консультированию родителей

При взаимодействии с родителями психологу важно не «споткнуться о барьеры».
Барьеры:

  1. Возрастные:

Перенос «сын-дочь» -  возможен у родителя в отношении консультанта моложе себя. Если он позитивный, то родитель будет снисходительно-ласково слушать консультанта, но рекомендациям вряд ли последует. Если перенос негативный, то возможна агрессивная реакция родителя: от категорического несогласия  до резких выпадов в адрес психолога.
Такой перенос «запускает» не родитель, а в первую очередь сам психолог, если думает о своем возрасте. Необходимо организовать такой контакт, в который родитель так погружается, что вопросы возраста перестают быть для него важными. Психолог ни в коем случае не должен соскользнуть в детскую позицию, а организовывал взаимодействие из позиции Взрослого или Родителя (в зависимости от необходимости в конкретной ситуации). Для этого важно, чтобы психолог отследил наличие переноса, его качество и свои собственные чувства по поводу ситуации.
2. Социальные: могут возникать при работе с родителями из крайних социальных слоев.
Высокий статус – 1) из обсуждения часто  выпадает ребенок  (такие родители не имеют времени и возможности поговорить о себе в другом месте, поэтому придя на консультацию, часто с проблем ребенка переходят на рассказ о себе и своей жизни; 2) консультация может длится очень долго – поэтому важно предварительно оговорить предполагаемую продолжительность встречи.
Низкий статус – 1) сложные чувства родителя по отношению к психологу;
2) возникновение острой жалости к жизненной ситуации родителей.
Важно – высокая искренность и искусство принять клиента, не сопровождая это жалостью.
3. Этнокультурные:
Возможные причины нарушения взаимодействия:

  • особенности национального характера, которые, в частности, проявляются в специфике эмоционального реагирования (у некоторых народов проявление чувств ритуализировано, поэтому проявлять их открыто  не принято)
  • принадлежность человека к коллективисткой или индивидуалистической культуре
  • культурно обусловленные особенности общения (в вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота; в невербальной коммуникации важно учитывать культурно принятую специфику контакта глаз; культурно обусловленным аспектом общения является личное пространство и предпочитаемый угол общения)
  • различия в преимущественной системе психического отражения и восприятия информации (акустической, оптической, кинестетической или обонятельной)

4. Профессиональные:
знания и профессиональный опыт, если психолог не осознает отсутствие таковых у окружающих и не учитывает это при взаимодействии с ними
неумение говорить понятно для окружающих, без использования психологической лексики
неспособность психолога начинать взаимодействие из опыта родителя, отталкиваясь от того,  что родителю известно, что для него значимо, чего он хочет, а не того, чего хочет консультант для родителя
5. Индивидуально-личностные:

  • Чувство беспомощности – из-за стремления найти пути разрешения проблемы клиента сразу, как только ее услышал. Принятие ответственности за решение проблемы клиента на себя. Невозможность понять и признать ограниченность собственных возможностей.
  • Чрезмерное честолюбие – стремление обязательно добиться успеха, подчеркивание важности и особости своей профессии. «Комплекс мессии» - постоянное напряжение, требующееся для доказательства собственной значимости.

13. Консультирование подростков и старшеклассников:

Начало беседы с подростком – одна из сложных ситуаций для психолога. В первые минуты беседы учащийся  либо испытывает чувства неудобства и сопротивления, либо демонстрирует безразличие, либо ждет от психолога готового совета и настроен на пассивное участие в консультации.
Методические приемы начала беседы:

  • «Давай думать вместе»: Психолог начинает консультацию следующими словами: « Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей…»
  • «Психологический контакт»: Для налаживания начального эмоционально положительного психологического контакта желательно задать школьнику несколько нейтральных вопросов (о современной музыке, кино и т.д.), которые помогут  показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного человека.
  • «Человечек»: на листе бумаги психолог рисует стилизованную фигуру человечка и говорит: « Это твой ровесник. Его зовут…Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем…». В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке (основная информация  берется из конкретной ситуации клиента). Напряженность клиента  заметно снижается: ведь рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике.
  • «Проблемная ситуация»: психолог постоянно подчеркивает, что не только школьник, но и он сам находится в проблемной ситуации. Психологическая беседа проводится в форме двухфазного разговора. На первой обсуждаются проблемы школьника и анализируются возникшие трудности. При возникновении в разговоре «тупиков», нарушений взаимопонимания следует перейти ко второй фазе консультации. Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультативной беседы (обсуждаются события, которые произошли в кабинете психолога).
  • «Зеркало»: ( эффективно в ситуации молчания школьника или «коммуникативных тупиков») основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в общих чертах совпадает с ситуацией клиента. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой консультируемого. Необходимо к месту и очень тактично использовать в рассказе факты, соотносящиеся с личной проблемой ученика.
  • «Вербальное пространство»: необходимо, чтобы «вербальное пространство», имеющееся между психологом и школьником, по времени участия в нем было поделено как бы на две равные половины. Для этого психолог должен уметь:
  • Не говорить слишком много и долго
  • Вовремя задавать клиенту вопросы
  • Уметь держать паузу (т.е. ждать, когда школьник найдет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном)
  • Избегать менторского тона в беседе
  • Не прибегать к психологическому давлению, используя авторитет взрослого
  • Аргументировано отстаивать свою точку зрения и принимать доводы своего собеседника

14. Консультирование подростков и старшеклассников:

  • Описание ребенка
  • Возраст, пол, класс, в котором учится ребенок
  • Состав семьи, социальное положение
  • Основная проблема:

- нарушение психологического здоровья (какое)
- обостренное протекание возрастного кризиса

  • Как эта проблема проявляется в поведении ребенка?
  • Инициатива встречи
  • Родитель приглашен психологом:

- в какой форме – лично или по телефону;
- какие слова были произнесены;

  • Как отреагировал родитель (обеспокоился, стал спрашивать причину и т.д.)
  • Родитель пришел сам:

- как формулировал причину встречи
- что ответил психолог
3. Описание помещения, где проводилась консультация

  • На чем сидели родитель, психолог (диван, стул, кресло)?
  • На каком расстоянии они находились?

4. Описание консультации:

  • Подробный протокол с разделением на этапы

5. Анализ результативности консультации:

  • Изменения (какие?) наблюдались:

- в чувствах родителя
- в мыслях
- в стремлении изменить стереотипы поведения

  • В чем состояла сложность консультации?
  • Какие находки психолога можно выделить?

Литература:

  • Горностай П.П., Васьковская С.В.  Теория    и    практика   психологического консультирования.-  Киев, 1995. - 128с.
  • Елизаров А. Н. Основы   индивидуального   и   семейного   психологического консультирования. - М.: Ось-89, 2003. - 336с.
  • Линдерс А.Г.  Основы возрастно-психологического консультирования.-  M., 1991. -  80с.
  • Немов Р. С. Основы психологического консультирования.- М.: ВЛАДОС, 1999. - 528с.
  • Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М.: ИНТОР, 1997. - 234с.
  • Самоукина Н. Методика психологического консультирования.     Журнал   «Частная школа». - 1995. - № 6, -1996.-  № 1-2, -1997. -№ 1, -1998.- № 5.
  • Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.-  М,, 2006.-  288с.
  • Шнейдер Л.Б.  Пособие по психологическому консультированию. - М.: Ось-89, 2003. -  272с.

Источник: Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении / авт.-сост. Е.В.Мазурова . – Барнаул, 2009. – 130с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.