Страница 4 из 4
11. Психологическое консультирование педагогов:
Ι. Структура:
- Следует начинать беседу с педагогом с того, как он видит ребенка.
(Имеет смысл уточнить: «Насколько вам кажется поведение ребенка естественным в той ситуации, о которой идет речь?»)
- Необходимо выслушать не только жалобы и претензии педагога, но
и его мнение о том, в чем заключаются причины подобных явлений
- Определить для себя, до какой степени мнение педагога является истинным. Последовательность первых двух этапов может быть обратной: сначала психолог выслушивает жалобы и претензии, а затем ведет разговор о том, каким в целом педагог видит ребенка безотносительно предъявляемых претензий
- Собственно консультирование педагога в отношении тех или иных
проблем ребенка или класса
- Активное проявление интереса психолога к тому, насколько полезными оказались его рекомендации и какие из них действительно «работают»
ΙΙ. Техника консультативной работы с педагогами: Успешность профессионального консультирования во многом зависит от того, насколько педагог, обратившийся к психологу, будет активен в решении вставших перед ним проблем. Обеспечение активности консультируемого - одна из самых сложных задач, стоящих перед психологом. Причина этого – привычный стереотип обращения к специалисту, ожидание от него конкретного совета, предписания. Психолог должен создать условия, которые помогут консультируемому найти профессиональное решение проблемы. Предлагаемая техника предназначена для того, чтобы с самого начала вовлечь педагога в решение проблемы и в процессе фиксации основных этапов совместной работы над ней поддерживать его активную позицию на протяжении всего консультационного процесса. Работа осуществляется следующим образом: Ι. Педагогу предлагается до начала консультации ответить на ряд вопросов: Бланк ( Обращение к педагогу: Для того чтобы наша работа оказалась продуктивной, ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы. Они сформулированы так, как будто вы задаете их сами себе.)
- О ком, о чем я хочу поговорить?
- что меня беспокоит в этом ученике (классе, группе, ситуации)?
- Что конкретно я считаю нужным изменить? Что из этого наверняка можно изменить (отметьте знаком +)?
- Как именно, я считаю, это должно измениться? (Постарайтесь быть как можно конкретнее)
- Кто в первую очередь должен заниматься этим?
- Что я могу сделать?
- Какие из моих способностей, умений, черт могут мне помочь решить эту проблему?
- Какие из этих способностей, черт самые подходящие? Самые главные?
- Чья помощь мне может потребоваться?
- Что может помешать желаемым изменениям?
- Какова самая главная трудность?
- Что может помочь желаемым изменениям?
- На что мне следует опираться в первую очередь?
ΙΙ. В ходе непосредственной консультации совместно с педагогом обсуждаются и фиксируются следующие вопросы:
- Проблема
- Желаемый результат
- Цель
- Пути решения проблемы
- Что может понадобиться?
- Последовательность действий и их исполнители
- Критерии оценки результата
- Срок первичной оценки результата
ΙΙΙ. Первичная оценка результата: Бланк
- Дата
- Мнение педагога
- Обоснование мнения педагога
- Мнение психолога
- Обоснование мнения психолога
- Мнение других людей (указать, кого именно и каким образом получено)
- Совместное (психолога и педагога) решение о результате
- Дополнения и коррективы в программе работы, ее средствах и последовательности действий
- Исполнители внесенных изменений
- * Срок отсроченной проверки результата (решение об отсроченной проверке принимается в том случае, если результат в целом оценивается положительно, а вносимые в программу работы изменения носят уточняющий или углубляющий общее направлении деятельности характер)
- * Если результат оказался неудовлетворительный, необходимо вернуться к самому началу консультационного процесса (еще раз продумать все предложенные вопросы и внести изменения в формулировки, уточнив проблему и пути ее решения, особое внимание уделив представлению о желаемом результате)
ΙV. Отсроченная проверка результата:
- Дата
- Мнение педагога
- Обоснование мнения педагога
- Мнение психолога
- Обоснование мнения психолога
- Мнения других людей (указать, кого именно и каким способом получено)
V. Заключение: 1. Оценка эффективности работы (совместная психолога и педагога) 2. Причины 3. Решение о продолжении, изменении или завершении работы по данному обращению 4. Решение о дальнейших действиях Дата __________________Подписи педагога и психолога ___________________________
Активность педагогов в обращении к психологу не зависит от стажа педагогической работы и опыта. В большей степени она связана с личностными особенностями учителя: уровнем общительности, тревожности, адекватностью самооценки, любознательностью, открытостью новому опыту. ΙΙΙ. Направления в организации консультирования педагогов:
- Консультирования педагогов по вопросам разработки и реализации психологически адекватных программ обучения и воспитания
- Консультирование педагогов по поводу проблем обучения, поведения и межличностного взаимодействия конкретных учащихся.
- Консультирование в ситуациях разрешения межличностных и межгрупповых конфликтов в различных системах отношений: учитель-учитель, учитель-ученик, учитель - родители;
12. Личностная готовность психолога к консультированию родителей
При взаимодействии с родителями психологу важно не «споткнуться о барьеры». Барьеры:
- Возрастные:
Перенос «сын-дочь» - возможен у родителя в отношении консультанта моложе себя. Если он позитивный, то родитель будет снисходительно-ласково слушать консультанта, но рекомендациям вряд ли последует. Если перенос негативный, то возможна агрессивная реакция родителя: от категорического несогласия до резких выпадов в адрес психолога. Такой перенос «запускает» не родитель, а в первую очередь сам психолог, если думает о своем возрасте. Необходимо организовать такой контакт, в который родитель так погружается, что вопросы возраста перестают быть для него важными. Психолог ни в коем случае не должен соскользнуть в детскую позицию, а организовывал взаимодействие из позиции Взрослого или Родителя (в зависимости от необходимости в конкретной ситуации). Для этого важно, чтобы психолог отследил наличие переноса, его качество и свои собственные чувства по поводу ситуации. 2. Социальные: могут возникать при работе с родителями из крайних социальных слоев. Высокий статус – 1) из обсуждения часто выпадает ребенок (такие родители не имеют времени и возможности поговорить о себе в другом месте, поэтому придя на консультацию, часто с проблем ребенка переходят на рассказ о себе и своей жизни; 2) консультация может длится очень долго – поэтому важно предварительно оговорить предполагаемую продолжительность встречи. Низкий статус – 1) сложные чувства родителя по отношению к психологу; 2) возникновение острой жалости к жизненной ситуации родителей. Важно – высокая искренность и искусство принять клиента, не сопровождая это жалостью. 3. Этнокультурные: Возможные причины нарушения взаимодействия:
- особенности национального характера, которые, в частности, проявляются в специфике эмоционального реагирования (у некоторых народов проявление чувств ритуализировано, поэтому проявлять их открыто не принято)
- принадлежность человека к коллективисткой или индивидуалистической культуре
- культурно обусловленные особенности общения (в вербальной коммуникации в различных культурах используются разные громкость и быстрота; в невербальной коммуникации важно учитывать культурно принятую специфику контакта глаз; культурно обусловленным аспектом общения является личное пространство и предпочитаемый угол общения)
- различия в преимущественной системе психического отражения и восприятия информации (акустической, оптической, кинестетической или обонятельной)
4. Профессиональные: знания и профессиональный опыт, если психолог не осознает отсутствие таковых у окружающих и не учитывает это при взаимодействии с ними неумение говорить понятно для окружающих, без использования психологической лексики неспособность психолога начинать взаимодействие из опыта родителя, отталкиваясь от того, что родителю известно, что для него значимо, чего он хочет, а не того, чего хочет консультант для родителя 5. Индивидуально-личностные:
- Чувство беспомощности – из-за стремления найти пути разрешения проблемы клиента сразу, как только ее услышал. Принятие ответственности за решение проблемы клиента на себя. Невозможность понять и признать ограниченность собственных возможностей.
- Чрезмерное честолюбие – стремление обязательно добиться успеха, подчеркивание важности и особости своей профессии. «Комплекс мессии» - постоянное напряжение, требующееся для доказательства собственной значимости.
13. Консультирование подростков и старшеклассников:
Начало беседы с подростком – одна из сложных ситуаций для психолога. В первые минуты беседы учащийся либо испытывает чувства неудобства и сопротивления, либо демонстрирует безразличие, либо ждет от психолога готового совета и настроен на пассивное участие в консультации. Методические приемы начала беседы:
- «Давай думать вместе»: Психолог начинает консультацию следующими словами: « Давай попробуем вместе решить твою проблему! Готового решения я предложить не могу, мы будем обсуждать вопросы, связанные с твоей проблемой, и вместе искать решение. Было бы здорово, если бы у нас получился разговор равных людей…»
- «Психологический контакт»: Для налаживания начального эмоционально положительного психологического контакта желательно задать школьнику несколько нейтральных вопросов (о современной музыке, кино и т.д.), которые помогут показать, что консультант видит в своем юном партнере по общению не только клиента, но прежде всего интересного человека.
- «Человечек»: на листе бумаги психолог рисует стилизованную фигуру человечка и говорит: « Это твой ровесник. Его зовут…Сейчас мы будем обсуждать вопросы, связанные с его проблемой. Правда, я довольно мало знаю о его конкретной ситуации. Тебе тоже придется немного рассказать о нем…». В диалоге составляется общий рассказ о нарисованном человечке (основная информация берется из конкретной ситуации клиента). Напряженность клиента заметно снижается: ведь рассказывать приходится не о себе самом, а о ровеснике.
- «Проблемная ситуация»: психолог постоянно подчеркивает, что не только школьник, но и он сам находится в проблемной ситуации. Психологическая беседа проводится в форме двухфазного разговора. На первой обсуждаются проблемы школьника и анализируются возникшие трудности. При возникновении в разговоре «тупиков», нарушений взаимопонимания следует перейти ко второй фазе консультации. Здесь психолог активизирует внимание школьника не на проблеме как таковой, а на протекании самой консультативной беседы (обсуждаются события, которые произошли в кабинете психолога).
- «Зеркало»: ( эффективно в ситуации молчания школьника или «коммуникативных тупиков») основываясь на некоторой информации, собранной о клиенте, психолог начинает рассказывать историю о другом школьнике, чья ситуация в общих чертах совпадает с ситуацией клиента. При этом важно, чтобы пол, возраст и основные индивидуально-психологические особенности выдуманного персонажа действительно совпадали с характеристикой консультируемого. Необходимо к месту и очень тактично использовать в рассказе факты, соотносящиеся с личной проблемой ученика.
- «Вербальное пространство»: необходимо, чтобы «вербальное пространство», имеющееся между психологом и школьником, по времени участия в нем было поделено как бы на две равные половины. Для этого психолог должен уметь:
- Не говорить слишком много и долго
- Вовремя задавать клиенту вопросы
- Уметь держать паузу (т.е. ждать, когда школьник найдет подходящие слова и решится рассказать о чем-то сокровенном)
- Избегать менторского тона в беседе
- Не прибегать к психологическому давлению, используя авторитет взрослого
- Аргументировано отстаивать свою точку зрения и принимать доводы своего собеседника
14. Консультирование подростков и старшеклассников:
- Описание ребенка
- Возраст, пол, класс, в котором учится ребенок
- Состав семьи, социальное положение
- Основная проблема:
- нарушение психологического здоровья (какое) - обостренное протекание возрастного кризиса
- Как эта проблема проявляется в поведении ребенка?
- Инициатива встречи
- Родитель приглашен психологом:
- в какой форме – лично или по телефону; - какие слова были произнесены;
- Как отреагировал родитель (обеспокоился, стал спрашивать причину и т.д.)
- Родитель пришел сам:
- как формулировал причину встречи - что ответил психолог 3. Описание помещения, где проводилась консультация
- На чем сидели родитель, психолог (диван, стул, кресло)?
- На каком расстоянии они находились?
4. Описание консультации:
- Подробный протокол с разделением на этапы
5. Анализ результативности консультации:
- Изменения (какие?) наблюдались:
- в чувствах родителя - в мыслях - в стремлении изменить стереотипы поведения
- В чем состояла сложность консультации?
- Какие находки психолога можно выделить?
Литература:
- Горностай П.П., Васьковская С.В. Теория и практика психологического консультирования.- Киев, 1995. - 128с.
- Елизаров А. Н. Основы индивидуального и семейного психологического консультирования. - М.: Ось-89, 2003. - 336с.
- Линдерс А.Г. Основы возрастно-психологического консультирования.- M., 1991. - 80с.
- Немов Р. С. Основы психологического консультирования.- М.: ВЛАДОС, 1999. - 528с.
- Самоукина Н. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги. - М.: ИНТОР, 1997. - 234с.
- Самоукина Н. Методика психологического консультирования. Журнал «Частная школа». - 1995. - № 6, -1996.- № 1-2, -1997. -№ 1, -1998.- № 5.
- Семаго М.М., Семаго Н.Я. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие.- М,, 2006.- 288с.
- Шнейдер Л.Б. Пособие по психологическому консультированию. - М.: Ось-89, 2003. - 272с.
Источник: Методические материалы по организации профессиональной деятельности педагога-психолога в образовательном учреждении / авт.-сост. Е.В.Мазурова . – Барнаул, 2009. – 130с.
|