На главную Психологическое консультирование Консультирование психолога в школе Элементы психотерапии в консультировании подростков и старшеклассников
Элементы психотерапии в консультировании подростков и старшеклассников
Психологическое консультирование - Консультирование психолога в школе

Элементы психотерапии в консультировании подростков и старшеклассников

Способность справиться с напряжением в течение нескольких минут и даже секунд - это основное условие эмоционального выживания и физического здоровья.
Кристиан Шрайнер, психотерапевт.

Довольно часто к психологу обращаются учащиеся, учителя и родители с проблемами, требующими психотерапевтической помощи. К ним относятся: конфликты в межличностных отношениях, экстремальные и кризисные ситуации, поиски способов разрешения острых личных проблем.

Приходящие на консультацию клиенты, как правило, находятся в напряженном, депрессивном и тревожном состояниях. В таких случаях в ходе консультации психолог обязан "поработать над состоянием" своего клиента: успокоить его, снять внутреннее напряжение, выявить его возможности более оптимистичного взгляда на жизненную ситуацию.

Молодые люди испытывают потребность в психотерапевтической помощи относительно трех основных групп проблем: неумения владеть собой и сдерживать свои агрессивные эмоции, неспособности справиться с переживанием депрессивных состояний, стремления избавиться от неуверенности в себе, скованности и зажатости.

Ситуация Дмитрия Н.
На консультацию к психологу обратился старшеклассник Дмитрий H. Он рассказал, что периодически у него возникают состояния внутренней напряженности и агрессии, при которых он не может затормозить самого себя. В эти периоды ему хочется что-то ломать, быть сверхактивным, и он не может сдержать себя.
Юноша стремится бороться со своими проблемами, но часто испытывает неудачу. Возникающие у него внутренние состояния напряжения прорываются наружу, и он без всякого повода может нагрубить матери, учительнице, совершить асоциальный поступок. После таких действий испытывает чувство стыда, вины и раскаяния.

Первая консультация имела две фазы. На первой фазе психолог и Дима обсуждали конкретные ситуации, в которых у юноши возникали состояния внутреннего напряжения и агрессии. Было выявлено, что чаще всего такие состояния юноша переживал после переутомления, недосыпания и астенизации. Первая группа рекомендаций, высказанных психологом, содержала советы следить за своим здоровьем и не допускать моментов переутомления.
На второй фазе консультации психолог провел непродолжительный релаксационный сеанс. Были опробованы психотехнические упражнения "Фокусировка", "Пресс".

Упражнение "Фокусировка"

Необходимо удобно расположиться в кресле или на стуле. Отдавая самому себе команды, следует сосредоточить внимание на определенном участке своего тела и почувствовать его тепло. Например, по команде "Тело!" надо сосредоточиться на своем теле, по команде "Рука!" - на правой руке, "Кисть!" - на кисти правой руки, "Палец!" - на указательном пальце правой руки и, наконец, по команде "Кончик пальца!" - на кончике указательного пальца правой руки. Команды самому себе следует подавать с интервалами 10-12 секунд. Общая продолжительность упражнения - 5-7 минут.

Упражнение "Пресс"

Упражнение способствует нейтрализации и подавлению отрицательных эмоций гнева, раздражения, агрессии.
Упражнение состоит в следующих действиях. Молодой человек представляет внутри себя, на уровне груди, мощный пресс, который движется сверху вниз, подавляя и вытесняя возникающую отрицательную эмоцию и внутреннее напряжение, связанное с нею. При выполнении упражнения следует добиться отчетливого ощущения физической тяжести внутреннего пресса, подавляющего и как бы выталкивающего вниз нежелательную отрицательную эмоцию и энергию, которую она с собой несет.
"Заземление" отрицательной энергии выполняется 3-4 раза. Общая продолжительность упражнения - 5-7 минут.
После каждого упражнения проводилось обсуждение его эффективности: насколько оно было положительно воспринято клиентом, показалось ли оно ему полезным и удобным, какие ощущения он испытывал, снизилось ли внутреннее напряжение.
Психолог высказал пожелание, чтобы в житейских практических ситуациях, при возникновении напряженных состояний, молодой человек пользовался психотехническими упражнениями, и обсудил с клиентом основные условия, способствующие успешности их применения.

Консультант обсуждает условия эффективной психотехники

Необходимо, чтобы молодой человек научился вовремя чувствовать в самом себе нарастание внутреннего напряжения. Обычно период нарастания внутренней нестабильности и агрессии имеет определенную протяженность во времени: в среднем от 10-15 минут до 1,5-3,0 часов. В это время важно правильно оценить свое состояние и, замедлив внутренние ритмы при помощи упражнения "Дыхание", применить одно из предложенных психотехнических упражнений.
Если же по тем или иным причинам момент нарастания внутреннего напряжения пропущен, усиление энергетики происходит спонтанно, подчиняясь строго объективным законам, не зависящим от сознательной воли молодого человека. Разбушевавшаяся эмоциональная стихия сметает все на своем пути и не дает почти никакой возможности для выстраивания "плотины" - эффективного самоконтроля.
Остановить "бурю в самом себе" в этот момент действительно очень трудно, и, пожалуй, для юношей существуют некоторые ограничения в выборе способов, эффективных в такой ситуации. Прежде всего, это интенсивная физическая нагрузка, до пота, до изнеможения.
Если дома или в школьном спортивном зале есть боксерская груша, 40-50 минут следует поработать с этим спортивным снарядом. Постепенно возникает расслабляющая усталость и уровень внутреннего напряжения снижается.
В спорах и конфликтах, почувствовав нарастание напряжения, полезно вовремя выйти из комнаты, спуститься в спортивный зал и поиграть в игры с мячом (волейбол или баскетбол).
Если молодой человек находится в общественном месте, где нет возможности для занятия спортивными упражнениями или играми, желательно найти спокойный уголок и отжаться на руках несколько десятков раз. Главное - добиться физической усталости и внутреннего расслабления.
Важное условие - регулярность. Психотехника срабатывает только в том случае, если ею пользоваться ежедневно.

Если в стрессовой ситуации молодой человек применил то или иное упражнение и оно помогло ему погасить эмоциональное напряжение, желательно и дальше практиковать именно это упражнение. Оно может стать индивидуальным средством самоконтроля молодого человека в тяжелые моменты.
Работа человека над собой - трудный и длительный путь. На этом пути могут быть и победы, и поражения. Бывают дни, когда все получается: вовремя сдержал себя, успокоился, сохранил самообладание. Но случаются и такие ситуации, когда не получилось, не смог сосредоточиться на себе, "прорвало" помимо желания и воли.
Важно не отчаиваться и верить, что завтра опять все получится, верить, что завтра будет лучше, чем сегодня!
Повторная консультация со старшеклассником назначается через неделю. На второй встрече обсуждаются конкретные жизненные ситуации, в которых молодой человек опробовал показанные ему психотехнические упражнения. Психолог направляет свои усилия на коррекцию опыта юноши, полученного при применении психотехнических упражнений: в каких ситуациях упражнения были наиболее целесообразными и в течение какого времени упражнение "сработало".
Через месяц желательно провести контрольную консультацию, чтобы удостовериться, научился ли юноша подавлять свои негативные состояния, останавливаться в нужный момент и не допускать проявления внешней агрессии.

Источник: Самоукина Н. "Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги". М.: ИНТОР, 1997

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.