На главную Психологическое консультирование Телефонное консультирование Теоретико-методологические основы психологического консультирования
Теоретико-методологические основы психологического консультирования
Психологическое консультирование - Телефонное консультирование

План:
1. Понятие психологического консультирования.
2. Дифференциация понятия психологического консультирования от других понятий психологической практики.
3. Цели и задачи психологического консультирования.
4. Принципы психологического консультирования.

 

Психологическое консультирование - это область практической психологии, связанная с оказанием со стороны психолога-консультанта непосредственной помощи людям, которые нуждаются в ней, осуществляемой в рамках консультационной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент (Р.С. Немов).


Консультирование можно рассматривать:


1. Как вид отношений помощи. Стержневыми установками являются: эмпатическое понимание, уважение к потенциальным возможностям клиента, конгруэнтность (истинность, согласование телесных, эмоциональных и когнитивных аспектов) отношений.


2. Как репертуар воздействий. Здесь важно определять, адекватный выбор взаимодействий с различными типами клиентов.


3. Как психологический процесс. Это последовательное прохождение этапов в рамках консультационной встречи и всего периода взаимодействия клиента и консультанта. Дифференциация понятия психологического консультирования от других понятий психологической практики представлена в таблице 4.

 

Дифференциация содержания основных видов психологической помощи (Ю.Е. Алешина).

 


Критерии
различия
понятий

Психологическое консультирование

Психотерапия

Психологическая коррекция

1. Цель

Помощь клиенту в рассмотрении своих проблем и жизненных сложностей со стороны. Демонстрация и обсуждение тех взаимоотношений, которые являются источниками трудностей, не осознаются и контролируются человеком

Анализ глубинных
слоев     психики,
понимание причин патогенных переживаний и поведения, решение личностных
проблем

Исправление
нарушений  в
психическом
развитии,
нормализация
психической
деятельности

2. Результат

Реорганизация межличностных отношений  клиента, повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью, развитие             способности самому решать свои проблемы

Решение глубинных
личностных проблем,
лежащих   в основе большинства трудностей  и конфликтов

Работа
психических
функций
организма на уровне возрастной
нормы

3. Метод

Активизирующая беседа

Беседа                          -внушение

Дидактика
развивающей
системы
(развивающие
занятия)

4.    Механизм воздействия

Изменяются         установки клиента на себя и других людей     и     на     различные формы   взаимодействия  с ними

Анализируются
актуальные ситуации
взаимоотношений человека, его
прошлое и форма
психической продукции

Развиваются психические функции

5.                Время воздействия

Краткосрочный вид помощи, предполагает не более 5-6 встреч с клиентом  по одной проблеме

Долгосрочный вид помощи, предполагает встречи от  3 недель до нескольких лет

Среднесрочный вид   помощи   от 5 до 25 занятий

 

Цель консультирования - оказание психологической помощи человеку в решении его проблем и налаживании его межличностных отношений с окружающими.


Задачи консультирования:

1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые социальные ограничения.
2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями.
3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений.
4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения.
5. Обеспечить реализацию и повышение потенциала личности. Необходимо стремиться к максимальной свободе клиента, а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.

 

Принципы психологического консультирования.


1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту: консультант следует не просто общепринятым нормам поведения, но и умеет внимательно слушать, оказывать психологическую поддержку, не осуждать, стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.

2. Ориентация на нормы и ценности клиента: во время консультирования психолог должен ориентироваться не на социальные нормы и правила, а на жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.

3. Запрет давать советы: жизнь каждого клиента уникальна и непредсказуема. Советуя, консультант берет полностью на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности клиента и его адекватного отношения к действительности. Советы психолога способствуют формированию пассивного и поверхностного отношения к происходящему, при этом любые неудачи в реализации совета будут приписаны консультанту. Психолог дает только рекомендации в завуалированном виде.

4. Анонимность: любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Исключение составляют ситуации серьезной угрозы для чьей-нибудь жизни.

5. Разграничение личных и профессиональных отношений: следует избегать установления тесных личных отношений между консультантом и клиентом, т.к. в противном случае они, как близкие люди начинают удовлетворять потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для разрешения проблем клиента. Если что-то подобное случилось, следует быть максимально осторожным, стараться действовать в интересах клиента и скорее прервать процесс консультирования.
Источник: Гольева Г.Ю. Психологическое консультирование. Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», - 2016.- 112с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.