План: 1. Понятие психологического консультирования. 2. Дифференциация понятия психологического консультирования от других понятий психологической практики. 3. Цели и задачи психологического консультирования. 4. Принципы психологического консультирования.
Психологическое консультирование - это область практической психологии, связанная с оказанием со стороны психолога-консультанта непосредственной помощи людям, которые нуждаются в ней, осуществляемой в рамках консультационной беседы и предварительного изучения той проблемы, с которой в жизни столкнулся клиент (Р.С. Немов).
Консультирование можно рассматривать:
1. Как вид отношений помощи. Стержневыми установками являются: эмпатическое понимание, уважение к потенциальным возможностям клиента, конгруэнтность (истинность, согласование телесных, эмоциональных и когнитивных аспектов) отношений.
2. Как репертуар воздействий. Здесь важно определять, адекватный выбор взаимодействий с различными типами клиентов.
3. Как психологический процесс. Это последовательное прохождение этапов в рамках консультационной встречи и всего периода взаимодействия клиента и консультанта. Дифференциация понятия психологического консультирования от других понятий психологической практики представлена в таблице 4.
Дифференциация содержания основных видов психологической помощи (Ю.Е. Алешина).
Критерии различия понятий |
Психологическое консультирование
|
Психотерапия
|
Психологическая коррекция
|
1. Цель
|
Помощь клиенту в рассмотрении своих проблем и жизненных сложностей со стороны. Демонстрация и обсуждение тех взаимоотношений, которые являются источниками трудностей, не осознаются и контролируются человеком
|
Анализ глубинных слоев психики, понимание причин патогенных переживаний и поведения, решение личностных проблем
|
Исправление нарушений в психическом развитии, нормализация психической деятельности
|
2. Результат
|
Реорганизация межличностных отношений клиента, повышение эффективности управления клиентом собственной жизнью, развитие способности самому решать свои проблемы
|
Решение глубинных личностных проблем, лежащих в основе большинства трудностей и конфликтов
|
Работа психических функций организма на уровне возрастной нормы
|
3. Метод
|
Активизирующая беседа
|
Беседа -внушение
|
Дидактика развивающей системы (развивающие занятия)
|
4. Механизм воздействия
|
Изменяются установки клиента на себя и других людей и на различные формы взаимодействия с ними
|
Анализируются актуальные ситуации взаимоотношений человека, его прошлое и форма психической продукции
|
Развиваются психические функции
|
5. Время воздействия
|
Краткосрочный вид помощи, предполагает не более 5-6 встреч с клиентом по одной проблеме
|
Долгосрочный вид помощи, предполагает встречи от 3 недель до нескольких лет
|
Среднесрочный вид помощи от 5 до 25 занятий
|
Цель консультирования - оказание психологической помощи человеку в решении его проблем и налаживании его межличностных отношений с окружающими.
Задачи консультирования:
1. Способствовать изменению поведения, чтобы клиент мог жить продуктивнее, испытывать удовлетворенность жизнью, несмотря на некоторые социальные ограничения. 2. Развивать навыки преодоления трудностей при столкновении с новыми жизненными обстоятельствами и требованиями. 3. Обеспечить эффективное принятие жизненно важных решений. 4. Развивать умение завязывать и поддерживать межличностные отношения. 5. Обеспечить реализацию и повышение потенциала личности. Необходимо стремиться к максимальной свободе клиента, а также к развитию способности клиента контролировать свое окружение и собственные реакции, провоцируемые окружением.
Принципы психологического консультирования.
1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту: консультант следует не просто общепринятым нормам поведения, но и умеет внимательно слушать, оказывать психологическую поддержку, не осуждать, стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
2. Ориентация на нормы и ценности клиента: во время консультирования психолог должен ориентироваться не на социальные нормы и правила, а на жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.
3. Запрет давать советы: жизнь каждого клиента уникальна и непредсказуема. Советуя, консультант берет полностью на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности клиента и его адекватного отношения к действительности. Советы психолога способствуют формированию пассивного и поверхностного отношения к происходящему, при этом любые неудачи в реализации совета будут приписаны консультанту. Психолог дает только рекомендации в завуалированном виде.
4. Анонимность: любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям. Исключение составляют ситуации серьезной угрозы для чьей-нибудь жизни.
5. Разграничение личных и профессиональных отношений: следует избегать установления тесных личных отношений между консультантом и клиентом, т.к. в противном случае они, как близкие люди начинают удовлетворять потребности и желания друг друга и консультант уже не может сохранять объективную и отстраненную позицию, необходимую для разрешения проблем клиента. Если что-то подобное случилось, следует быть максимально осторожным, стараться действовать в интересах клиента и скорее прервать процесс консультирования. Источник: Гольева Г.Ю. Психологическое консультирование. Учебное пособие. - Челябинск: Изд-во «Цицеро», - 2016.- 112с.
|