На главную Психологическое консультирование Теория Задачи и принципы возрастно-психологического консультирования
Задачи и принципы возрастно-психологического консультирования
Психологическое консультирование - Теория

Возрастно-психологическое консультирование является специфической формой психологического консультирования и может найти применение во всех тех случаях, когда практический психолог оказывает помощь родителям и детям [2]. Так, взаимодействие консультанта с детьми и родителями имеет место в таких направлениях психологического консультирования, как:
- семейное психологическое консультирование;
- профориентационное консультирование;
- консультирование родителей при психолого-медико-педагогических комиссиях по поводу отклонений в развитии детей;
- психологическое консультирование в системе здравоохранения;
- консультирование в учебных и воспитательных учреждениях системы образования.

Но прежде чем говорить о том, что психолог-консультант работает в русле возрастно-психологического консультирования, нужно с пониманием отнестись и разобраться в специфике данного направления.
Вопрос о специфике возрастно-психологического подхода в консультировании можно рассматривать с разных точек зрения. Так, можно говорить о задачах и принципах работы, можно рассматривать особенности методов возрастного психолога-консультанта, можно провести анализ специфики функций возрастно-психологического консультирования. Основа специфики возрастно-психологического консультирования лежит в необходимости применения системного анализа явлений детского развития, в обязательности учета специфики возрастных закономерностей для решения любых проблем, касающихся развития, обучения, воспитания ребенка [6].
Таким образом, становится понятным, что теоретической основой возрастно-психологического консультирования является отечественная возрастная психология. Благодаря работам Л. С. Выготского и психологов его школы в отечественной психологии существует общий подход к проблемам индивидуального развития психики ребенка, что во многом способствует выявлению причин возникновения проблемы и выработке путей ее решения.
На современном этапе развития отечественной практической психологии последователями Л. С. Выготского в полной мере можно считать сотрудников кафедры возрастной психологии МГУ им. М. В. Ломоносова, которые, начиная с 1984 г., оказывают психологическую помощь детям и родителям в русле возрастно-психологического подхода. Обобщение опыта работы позволило данным авторам сформулировать задачи и принципы работы возрастного психолога консультанта [6].
Итак, общей задачей возрастно-психологического консультирования является контроль за ходом психического развития ребенка на основе представлений о нормативном содержании и возрастной периодизации этого процесса.
Данная общая задача определяет более узкие и конкретные задачи. К таковым, по мнению специалистов, относятся следующие:
1. Ориентация лиц, участвующих в воспитании, каковыми являются родители, учителя и др., в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка.
2. Своевременное первичное выявление детей с различными отклонениями и нарушениями психического развития и направление их в психолого-медико-педагогические консультации.
3. Предупреждение вторичных психологических осложнений у детей с ослабленным соматическим или нервно-психическим здоровьем, рекомендации по психогигиене и психопрофилактике (совместно с детскими патопсихологами и врачами).
4. Составление (совместно с педагогическими психологами или педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц.
5. Составление (совместно со специалистами по семейной психотерапии) рекомендаций по воспитанию детей в семье.
6. Коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах с детьми и родителями.
7. Психологическое просвещение населения с помощью лекционной и других форм работы.
Специфика возрастно-психологического консультирования нашла свое отражение и в принципах работы возрастного психолога-консультанта, к которым, прежде всего, относятся:
1. Принцип соблюдения интересов ребенка.
2. Принцип стереоскопичности диагноза.
3. Принцип системности.
4. Принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем.
5. Принцип анализа подтекста.
6. Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития.
7. Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка.
Следует отметить, что наиболее общие принципы психологического консультирования в отечественной психологии были сформулированы В. В. Столиным [27]. В дальнейшем перечень принципов детализировался и дополнялся в соответствии со спецификой работы психологов-консультантов.
Для понимания особенности принципов работы возрастного психолога-консультанта необходимо рассмотреть каждый из них подробнее [17].
Принцип соблюдения интересов ребенка Специфика возрастно-психологического консультирования заключается еще и в том, что в консультацию чаще всего обращается не сам ребенок, а его родители, родственники или учителя, воспитатели (в случае обращения к школьному психологу-консультанту). То есть, психолог имеет дело не прямо с ребенком, а с ситуацией: ребенок - родители - учитель [17, с. 26]. Исходя из этой ситуации, детский психолог-консультант должен отстаивать интересы ребенка, что означает в возрастно-психологическом консультировании подробное психодиагностическое обследование состояния психического развития ребенка. В крайнем выражении данный принцип может бьпъ сформулирован в виде отказа от консультирования родителей без обследования ребенка.
Таким образом, принцип соблюдения интересов ребенка для возрастного психолога-консультанта означает, прежде всего, центрированность на ребенка психодиагностических процедур консультативной работы. Только на стадии прогноза и коррекции этот принцип может приобретать порой форму противопоставления интересов ребенка интересам родителей и школы.
Принцип стереоскопического диагноза. Данный принцип, сформулированный в семейном психологическом консультировании, означает необходимость рассмотрения проблемной ситуации в семье как объективно, с позиции психолога-консультанта, так и субъективно, с позиции каждого из входящих в данную ситуацию членов семьи.
В русле возрастно-психологического консультирования принцип стереоскопического диагноза реализуется в сочетании подробного диагностического обследования ребенка с обследованием межличностных отношений в социальной среде, в которой находится ребенок (в семье, в классном коллективе и пр.). Причем, психолога-консультанта должно интересовать не только то, как видят сложившиеся взаимоотношения и историю их возникновения родители, но и то, как воспринимает эти отношения сам ребенок. Кроме того, если говорить о консультативном процессе в целом, выполнение данного принципа отражается в стремлении психолога-консультанта помочь каждому из участников проблемной ситуации (как взрослым, так и детям) понять ее стереоскопичность.
Принцип системности для возрастного психолога-консультанта означает необходимость учета всех нынешних и прошлых наиболее существенных влияний на ребенка, которые могли обусловить уровень его развития и особенности его поведения. В качестве системного объекта для анализа выступает ребенок, а точнее - его индивидуальный жизненный путь.
Реализация принципа системности осуществляется в подробной анамнестической беседе, а также в максимальном разнообразии психодиагностических методик, которыми должен владеть психолог-консультант. Исходя из принципа системности, по итогам диагностического этапа формулируется возрастно-психологическое заключение, которое является основой для дальнейшей психокоррекционой работы.
Принцип уважения личности ребенка и неразглашения информации о нем означает невозможность прямого манипулирования клиентом, постановки задач на перестройку его личности. Кроме того, в ситуации возрастно-психологического консультирования данный принцип требует от психолога-консультанта отказа от сравнения личности ребенка с некоей абстрактной нормой личностного развития. Одной из задач, вытекающих из принципа уважения личности ребенка, является повышение уровня эмоционального и личностного принятия ребенка со стороны его родителей. Таким образом, психолог-консультант реализует этот принцип, как непосредственно в практике взаимодействия с ребенком, так и опосредованно -через изменение отношения родителей.
Очевидная важность такой составляющей данного принципа, как неразглашение информации о клиенте, тем не менее, также требует уточнения применительно к ситуации возрастно-психологического консультирования. Прежде всего, это касается адекватного или соразмеренного разглашения информации о ребенке, так как чаще всего за консультацией по поводу ребенка обращаются окружающие его взрослые. Психологу важно помнить о том, что он всегда должен действовать в интересах ребенка, а, следовательно, необходимо распространять на ребенка любого возраста, с которым можно вести коррекционно-терапевтическую беседу, принцип доверительности и конфиденциальности. Особо это касается работы с детьми подросткового и юношеского возраста.
Данный принцип аккумулирует основные положения различных вариантов этического кодекса психолога-консультанта. Согласно этическому кодексу, психолог должен придавать большое значение достоинству и ценности бытия отдельного человека. К сожалению, в настоящее время все еще нет единого, утвержденного и принятого всем сообществом психологов-консультантов этического кодекса. Тем не менее, психологу, специализирующемуся в области возрастно-психологического консультирования, необходимо ориентироваться на соответствующие этические нормы. С этой целью авторы данного пособия сочли возможным привести в качестве примера проект этического кодекса (прил. 4), который был разработан А. А. Бода-левым и В. В. Столиным (1989) [25].
Принцип анализа подтекста. Исходное содержание этого принципа составляет поиск истинных (не декларируемых) мотивов обращения человека в психологическую консультацию. Принцип анализа подтекста означает, что истинные мотивы могут быть найдены, вскрыты и поняты психологом в ходе анализа особенностей текста жалобы клиента, то есть того, что говорит клиент о своем поведении, поступках, деятельности. В основе такого поиска истинных мотивов лежит известный общепсихологический принцип единства сознания и деятельности.
Принцип сравнения с возрастной нормой психического развития, который исходит из основной задачи возрастно-психологического консультирования - контроля за ходом психического развития ребенка. Данный принцип содержит предостережение от упрощенного понимания психологами-консультантами возрастной нормы психического развития как некой границы в изменении количественных показателей психического развития, измеряемых различными психодиагностическими методиками. В соответствии с основными положениями отечественной возрастной психологии, принцип сравнения с возрастной нормой психического развития в ситуации возрастно-психологического консультирования предполагает использование известной схемы психологического анализа возраста. Разработка данной схемы была начата Л. С. Выготским и продолжена А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным, Л. И. Божович. Эта схема включает в себя: анализ уровня сформированное основных психологических новообразований данного возраста у данного ребенка, анализ социальной ситуации развития ребенка, анализ уровня развития основных видов деятельности, характерных для данного возраста.
Следует подчеркнуть, что в ситуации возрастно-психоло-гического консультирования контроль осуществляется за нормальным психическим развитием ребенка. Термин «нормальное» в данном случае понимается как «закономерное, ожидаемое, неизбежное, нормативное». Под эту же категорию попадает и проблемное прохождение критических возрастных периодов в индивидуальном развитии ребенка.
Принцип анализа индивидуального жизненного пути ребенка дополняет предыдущий требованием того, чтобы, помимо фиксации особенностей развития ребенка, психолог-консультант выявлял специфические особенности самого хода онтогенеза психики данного ребенка. Необходимость этого обусловлена, прежде всего, существенным облегчением диагностики особенностей уровня развития поведения и личности ребенка в данном возрасте.
Кроме того, анализ процесса развития на предыдущих этапах онтогенеза является необходимым для понимания индивидуальных особенностей развития ребенка на последующих стадиях. Понимание индивидуальных особенностей ребенка означает понимание и нахождение их корней, их первопричины, момента их зарождения и развития. Не случайно данный принцип включает в себя требование учета психологических факторов риска, имевших место на различных стадиях жизни ребенка. Помимо этого, анализ прошлого индивидуального пути ребенка является средством прогноза.
Таким образом, специфичность возрастно-психологического консультирования находит отражение в задачах и принципах деятельности психолога-консультанта и, несомненно, предъявляет особые требования к организации и структуре самого процесса консультирования.

Вопросы
1. Что общего и что отличного в принципах возрастно-психологического, семейного, профориентационного и других видов психологического консультирования?
2. Что является основной задачей возрастно-психологического консультирования?
3. Как отражаются принципы в методах и приемах работы возрастного психолога-консультанта?
4. Как вы понимаете принцип уважения личности ребенка? Имеет ли этот принцип какие-либо ограничения в связи с возрастом ребенка?

Источник:

Богданович Н. Г., Кедярова Е. А. Психологическое обследова­ние ребенка в практике возрастно-психологического консультирования: учеб. пособие. - Иркутск: Иркут. ун-т, 2005. - 100 с.

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.