На главную Психологическое консультирование Теория Практические задания по позитивному направлению в консультировании и психотерапии
Практические задания по позитивному направлению в консультировании и психотерапии
Психологическое консультирование - Теория

Задание 1. Интеллект-карта

Инструкция: Составьте интеллект-карту по позитивному направлению в консультировании и психотерапии.

Сравните вашу карту с эталонным образцом.

позитив приложение


Общие сведения о методе

Майнд-мэп - это способ аналитического представления информации, основанный на графическом отображении ассоциативных, не обязательно логических связей. Так как метод возник на стыке психологии и информатики, информация, подаваемая таким способом, оптимально воспринимается. Основоположником активного внедрения ментальной грамотности стал английский психолог по вопросам психологии обучения и проблем мышления Тони Бьюзен. В разработку методики «карт ума» внесли вклад исследователи разных сфер предметной деятельности, поэтому интеллектуальные карты используются в самых разнообразных областях жизнедеятельности: бизнесе, образовании, планировании.

Самый простой набор инструментов для появления на свет интеллектуальных карт - листы бумаги альбомного формата и набор цветных ручек (карандашей, фломастеров). Но для презентации, сохранения и передачи сформированного информационного поля удобнее использовать технологические средства: компьютер, ноутбук, интерактивную доску, iPhone, iPad, пространство Интернет. Существует множество приложений для ПК по созданию майндмэпа, как неспециализированных, входящих в состав офисных, так и специализированных: FreeMind, MindApp, XMind Pro 3, MindView, bubblus, mapmyself, mind-maps, mind42, Mindmeister, mindomo, Mind-jet Manager и пр. Интерфейс программ, кроме стандартных шагов в создании ментальных карт, предполагает вставку гиперссылок, добавление комментариев, вставку в карту таблиц Microsoft Exel, документов, добавление фонового рисунка, напоминаний.
Создание карты позволит вам:
- структурировать информацию в иерархическом порядке за счет использования главных, вторичных, третичных (и т.д.) ветвей;
- усиливать главные идеи с помощью ясных и цветных образов;
- показывать связи между ними;
- выделять концепции цветом, размером шрифта, выделением и пр.;
- оценивать и комментировать идеи с помощью специальных символов.
Это помогает представлять информацию, идеи и концепции в ясной, привлекательной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пониманию и генерации идей.
Принципы построения
В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления. Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным.
Итак, резюмируем: вы начинаете с основной темы, задаете наиболее важные общие идеи, относящиеся к ней, и располагаете их как ветви вокруг нее, а затем развиваете эти темы в под-ветви (ветви 2, 3 и т.д. порядков), на которых помещаете ваши идеи или ключевые слова. Основой создания интеллект-карт является использование зрительных средств. Во-первых, вы рисуете ветви, вдоль которых надписаны слова. Эти ветви помогают упорядочить идеи по порядку, по важности, связать их между собой. Во-вторых, вы используете рисунки как иллюстрации и пояснения к идеям, выраженным словами, а также специальные символы для комментирования идей, расстановки акцентов. Все это делает карту яркой, запоминающейся и понятной.
Пошаговое руководство по составлению интеллект-карты
1. Возьмите лист формата А4, а еще лучше А3 или даже больше. Желательно использовать белую бумагу, но можно и легко окрашенную (светлоголубую, светлозеленую и так далее). Положите лист перед собой в книжной/альбомной ориентации.
2. Возьмите разные карандаши, ручки, фломастеры, маркеры и мелки. Чем больше разнообразных цветов, качества получаемой линии и толщины пишущего узла (например: тонко заточенный твердый карандаш и толстый маркер)- тем лучше. Большое разнообразие дает Вам больше свободы в процессе рисования.
3. Выберите определенную тему, проблему или задачу, по которой Вы будете составлять Карту Ума. В вашем случае тема: «Позитивное направление в консультировании и психотерапии».
4. Соберите любые материалы, информацию, данные исследований по задаче, которую Вы поставили перед собой. Уделите внимание не только словам, но и визуальным образам (фотографии, рисунки, схемы) и звукам и музыке.
5. Стартуйте с центра листа, нарисовав определенный рисунок, характеризующий Вашу задачу или просто квадрат (прямоугольник, круг и так далее). Размер 5-7 сантиметров или более. Чем больше лист, тем больше изображайте центральный образ.
6. Используйте разные формы, цвета, изображения, чтобы привлечь внимание к центральному образу и стимулировать память с мышлением. 7. От центрального образа Вы проводите жирные линии (ветви), на которых записываете главные дочерние идеи.

позитивное консультирование

Рекомендуемая литература к заданию № 1

1. Бьюзен Тони и Барри. Супермышление (The Mind Map Book). - И.: Попурри М., 2007. - 320 с.
2. Мюллер Х. Составление ментальных карт. Метод генерации и структурирования идей. - Л., 2007. - 128 с.
3. Копыл В.И. Карты ума. MindManager. - Минск, Харвест., 2007. -
64 с.

Задание 2. Тестовые задания

Инструкция: Выберите один или несколько правильных ответов. Сравните ваш вариант с эталоном (Приложение 2).
1. Метод позитивной психотерапии основан:
1) Н. Пезешкианом
2) К.Г. Юнгом
3) З. Фрейдом
4) Ф. Перлзом б) К. Роджерсом
2. К каким методам относится позитивная психотерапия:
1) транскультуральный
2) психодинамический
3) конфликт-центрированный
4) гуманистический б) суггестивный
3. Позитивная психотерапия основывается:
1) на позитивном подходе к пациенту и заболеванию
2) содержательной оценке конфликта
3) анализе свободных ассоциаций, сновидений, ошибочных действий 4) на обучении клиента в осознавании своего поведения
б) пятиэтапной терапии, в основе которой лежит самопомощь
4. Основная цель позитивной психотерапии:
1) изменение точки зрения пациента на свою болезнь
2) поиск новых возможностей и резервов в борьбе с недугом
3) освобождение от телесных зажимов
4) дифференцированный подход к конфликтной составляющей синдрома
б) выработка желательного стереотипа поведения
5. Главные аспекты концепции позитивной психотерапии:
1) индивид стремится найти и реализовать существующий смысл жизни
2) индивид обладает «базовой способностью» к познанию
3) индивид обладает «базовой способностью» к любви
4) ориентир на кросс-культурное мышление
б) индивид обладает «актуальными способностями», сформировавшимися в процессе развития
6. Показанием к позитивной психотерапии являются:
1) психосоматические расстройства
2) сексуальные расстройства
3) семейные дисфункции
4) острое нарушение мозгового кровообращения б) невротические расстройства
7. Стереотип поведения в конфликтной ситуации:
1) отношение к «Я»
2) отношение к «Ты»
3) отношение к «Мы»
4) отношение к «Они»
5) отношение к «Пра-Мы»
8. Формы переработки конфликтов:
1) интуиция
2) метапозиция
3) традиция
4) деятельность
5) ощущения
9. Актуальный конфликт возникает в результате:
1) нарциссической травмы
2) микропсихотравмы
3) базового конфликта
4) макропсихотравмы
5) травмы рождения
10. На каких уровнях представляются симптомы в проигрывании конфликтов:
1) тело
2) разум
3) контакты
4) фантазия
5) трансценденция
11. Реакции «бегства» в позитивной психотерапии:
1) эмансипация
2) соматизация
3) рационализация
4) идеализация/обесценивание
5) отрицание
12. Правильная последовательность этапов терапевтической модели позитивной психотерапии:
1) дистанцирование
2) вербализация
3) расширение системы целей
4) инвентаризация
5) ситуативное одобрение

Эталоны ответов к тестовым заданиям

№ вопроса

Ответы

1

1

2

1, 2, 3,4

3

1, 2, 5

4

1, 2, 4

5

2, 3, 4,5

6

1, 2, 3, 5

7

1, 2, 3, 5

8

1, 3,4, 5

9

2, 3, 4

10

1, 2, 3, 4

11

2, 3, 4,5

12

1,4, 5, 2, 3


Задание 3. Сферы переработки конфликтов

Инструкция: Продолжите список вопросов (придумайте не менее
5) , позволяющих проанализировать распределение энергии и времени по четырем сферам.
Сфера: Тело / ощущения.
1. Есть ли у вас физические жалобы, если есть то какие?
2. Нравится ли Вам ваш внешний вид?
3. Вы относитесь к своему телу как к другу или как к врагу?
Сфера: Достижения / работа.
1. Чувствуете ли Вы себя комфортно, когда Вам нечем заняться?
2. Легко ли Вам признавать достижения вашего партнера?
3. Когда Вы знакомитесь с человеком, насколько важно для Вас его образование и интеллект?
Сфера: Контакты / традиции.
1. Сильно ли Вас заботит, что скажут другие?
2. Много ли друзей у Вас было в детстве?
3. Кто из ваших родителей был более общителен?
Сфера: Фантазия / будущее.
1. Чем наиболее часто заняты Ваши фантазии?
2. Нравится ли Вам размышлять о будущем?
3. Какова Ваша цель в жизни?


Задание 4. Модель баланса

Инструкция 1: Ознакомьтесь с представленной ниже
информацией. Проведите анализ того, как у вас и у вашего партнёра по конфликту в процентном отношении разрешаются внутренние конфликты (проблемы).
Согласно модели позитивной психотерапии конфликты и заболевания возникают только в тех сферах, где наблюдается дисбаланс. Либо на них не обращают внимание, их не развивали и тогда это будет проблема дефицита, либо сфера
гипертрофированно развивалась - это будет проблема избытка. Для диагностики субъективного дисбаланса и в качестве терапевтической интервенции, позволяющей ознакомить пациента с принципом баланса (гармонизации) в Позитивной Психотерапии ему даётся следующая инструкция: принимая во внимание, что вся ваша энергия составляет 100%, покажите, как в процентном отношении она распределяется у вас и у вашего партнёра по конфликту.
Пример: Женщина жалуется на отсутствие духовности в отношениях с мужем: у него нет на неё времени. Распределение энергии по 4 сферам она графически изобразила таким образом

схема

При анализе становится очевидно, что клиентка перерабатывает конфликт в сфере контактов и традиций через уход в себя (проблема дефицита) и в сфере фантазий через уход в грезы (проблема избытка). Клиентка вспоминает, что действительно, когда она обижается на своего мужа, она ждёт, что она первым пойдёт на уступки, наказывает его: объявляет ему бойкот и т. д. И что «лучшими собеседниками для меня являются книги, их герои живут в мире действительно духовных отношений».
В то же время, по ее словам, муж неоднократно жаловался на то, что ему некогда взять книгу в руки (сфера фантазий, проблема недостатка), что его работа выжимает его полностью (сфера деятельности, проблема избытка).
Другой возможностью анализа дисбалансов в 4 сферах переработки конфликта является анализ времяпрепровождения, в этом случае клиенту предлагается следующая инструкция: принимая во внимание, что 24 часа составляют 100 %, как в процентном отношении вы распределяете время в сутках по 4 сферам.
Исходя из принципа баланса (гармонизации), задача
позитивного психотерапевта научить пациента равномерно
распределять энергию по 4 сферам переработки конфликта. Это означает, что 25% своей энергии (но не времени) пациент посвятит свои телесным потребностям (сну, питанию, сексуальности, физическим контактам, физической активности, расслаблению), 25% своей энергии он направит на свою деятельность, достижение успеха в профессиональной сфере, в учёбе и домашней работе, 25 процентов энергии - на общение и поддержание традиций (семья, друзья, коллеги). И ещё 25% - отдавать на поиск ответов на вечные вопросы: в чём смысл жизни, есть ли жизнь после смерти, что будет со мной и близкими мне людьми завтра, о чём напоминают сны и т.д.
Конечно, такое распределение энергии является идеальным. К нему можно лишь стремиться. В этом смысле можно говорить о принципе баланса (интеграции) в сочетании с принципом надежды.
Инструкция 2: Ответьте на вопросы опросника «Сферы переработки конфликтов», проведите анализ распределения энергии по четырем сферам переработки конфликтов.

Общий опросник «Сферы переработки конфликтов»

Тело/ощущения: вопросы к первой сфере переработки конфликтов:
1. Какие физические недуги вас беспокоят, к каким органам относятся ваши жалобы?
2. Как вы расцениваете ваш внешний вид?
3. Воспринимаете ли вы свое тело как врага или как друга?
4. Важно ли для вас, чтобы ваш партнер хорошо выглядел?
5. Какое из пяти ощущений вы наделяете наибольшим значением?
6. Какие микротравмы (актуальные способности) играют роль для возникновения гнева, страха или радости? По какому органу ударяет вас страх?
7. Как реагирует ваш партнер (ваша семья), когда вы больны? Как вы ведете себя, когда болен ваш партнер?
8. Много или мало времени нужно вам для сна?
9. Задумываетесь ли вы перед сном о прошедшем и наступающем днях? Какое влияние оказывают заболевания на ваше восприятие жизни и ваше отношение к будущему?
10. Довольны ли вы своей сексуальной жизнью?
11. Уделяет (уделял) ли кто-нибудь в вашей семье большое внимание хорошему внешнему виду, занятиям спортом и физическому здоровью? Занимаетесь ли вы и ваш партнер спортом?
12. Кто был с вами нежен, целовал и ласкал вас, когда вы были ребенком?
13. Какое значение имеет для вас нежность сегодня? Ощущаете ли вы недостаток нежности?
14. Придавалось ли в вашем доме большое значение вкусной и полноценной пище?
15. Какое значение имеет для вас курение? Как вы реагируете, когда ваш партнер курит? Можете ли вы открыто высказать свое мнение?
16. Какое значение имеет алкоголь для вас, вашего партнера и вашей семьи?
17. Регулярно ли вы принимаете назначенные вам лекарства? Знаете ли вы, как они действуют, какой эффект и какие побочные действия возможны?
18. Какое значение имеют для вас и вашей семьи лекарства?
19. Как реагировали ваши родители, когда вы играли со своим собственным телом (например, сосание пальцев, мастурбация)?
20. Как вас наказывали (били, ругали, лишали еды, лишали нежности и ласки и т. д.)?
Профессия/деятельность: вопросы ко второй сфере
переработки конфликтов:
21. Довольны ли вы своей профессией? Чем бы вы охотно хотели заниматься? Какая деятельность дается вам с трудом? Какие актуальные способности задействованы?
22. Важно ли для вас всегда добиваться успеха в вашей деятельности?
23. В чем заключаются ваши главные интересы (физическая, интеллектуальная, художественная деятельность, руководящая работа и т. д.)?
24. Когда вы судите о человеке, насколько важны для вас его интеллигентность и социальный престиж?
25. Нормально ли вы чувствуете себя, когда вам вдруг нечего делать?
26. Легко ли вам признавать достижения других (партнера, детей, коллег)?
27. Придавали ли ваши родители особое значение трудолюбию и деятельности? Говорили ли вам ваши родители, почему вы что-то должны делать? Хвалили ли вас за успехи и как? Наказывали ли вас, если вы делали ошибки?
28. Какие переживания типичны для ваших школьных лет?
Контакты: вопросы к третьей сфере переработки
конфликтов:
29. Считаете ли вы себя общительным?
30. Как вы чувствуете себя в многолюдном обществе?
31. С какими людьми вам легко или трудно установить контакт?
32. Что, как правило, является для вас поводом отказаться от приглашения гостей: не хватает времени; прием стоит денег; некоторых гостей приходится долго ждать; считаете, что не можете достаточно хорошо встретить гостей (нечего предложить из еды); вы устали от работы и хотите, наконец, отдохнуть.
33. Как часто вы улыбаетесь своим коллегам по работе?
34. Как часто вы ходите в кино, с кем?
35. Как часто вы бываете у родителей, братьев и сестер, родственников и друзей или же приглашаете их к себе? Каковы ваши отношения и отношения вашего партнера со своими родителями и родителями партнера?
36. Обращаете ли вы особое внимание на то, что скажут или могут подумать люди? Каких актуальных способностей это касается (например, бережливость, аккуратность)?
37. Кто из вас: вы или ваш партнер - более общителен?
38. Кто из ваших родителей был более общительным?
39. Когда к вашим родителям приходили гости, разрешалось ли вам присутствовать и участвовать в разговорах?
40. Когда вы были ребенком, у вас было много друзей или вы были изолированы?
41. К кому вы могли или можете обратиться, когда у вас были или есть проблемы и желания?
42. Ценили ли ваши родители особо «хорошие манеры» и вежливость?
Фантазии/будущее: вопросы к четвертой сфере
переработки конфликтов:
43. Часто ли возникают у вас и/или у вашего партнера хорошие идеи? Кто из вас уделяет больше внимания фантазии? Считаете ли вы себя пессимистом или оптимистом?
44. Как часто вы и ваш партнер смеетесь? Когда вы в последний раз плакали?
45. Чему посвящены ваши фантазии: телу (пища, сексуальность, сон, спорт, уход за телом), профессии (успехи, неудачи), общению с другими людьми, будущему (желание, утопии, мировоззрение, религия)?
46. Охотно ли вы предаетесь воспоминаниям? Задумываетесь ли вы о будущем? Охотно ли вы читаете фантастику?
47. Какие качества вашего партнера имеют наибольшее значение в ваших фантазиях? Какие актуальные способности значимы?
48. Задумываетесь ли вы иногда, какой могла бы быть жизнь с другим партнером, что было бы, если бы у вас была другая профессия?
49. Если бы вы на неделю могли поменяться местами с кем- нибудь, с кем бы вы поменялись? Почему? Если бы вы на один день стали невидимы, как бы вы использовали это время?
50. Как вы относитесь к искусству (живопись, музыка, литература)? Рисуете ли вы сами? Что вы изображаете на своих картинах?
51. Кто из ваших родителей уделял больше внимания религиозным и мировоззренческим вопросам? Разделяли ли ваши родители одно мнение в этих вопросах? Были ли у ваших родителей трудности во взаимоотношениях с их окружением, связанные с их религиозными или мировоззренческими позициями?
52. Кто из ваших родителей молился? Кто молился вместе с вами? Кто интересовался такими вопросами, как жизнь после смерти, смысл бытия, сущность бога и т. д.? Какое значение имеют эти вопросы для вас?
53. Какое представление имели вы, будучи ребенком, о религиозных и общественно-политических событиях? Какое влияние оказывают ваши религиозная и мировоззренческая позиции на воспитание детей, выбор партнера и отношение к окружающим людям?
54. Какова была цель жизни ваших родителей? Какова ваша цель?
55. Как вы относитесь к представителям другой веры и других мировоззренческих убеждений?
56. Верите ли вы в жизнь после смерти? Если да, как вы ее себе представляете? Как часто вы ходите на кладбище?
57. Что бы вы сделали, если бы у вас не стало проблем? Как бы вы стали тогда жить? Каковы ваши цели на ближайшие 3—5 лет (месяцев, недель, дней)?

Задание 5 Позитивная интерпретация

Инструкция: Предложите положительную интерпретацию
психологическим проблемам, психосоматическим расстройствам, заболеваниям и сравните ваш вариант с эталоном (Приложение 3).
Агрессивность:
Депрессия:
Застенчивость:
Инфаркт миокарда:
Лень:
Мазохизм:
Мания:
Нарушение потенции:
Нарциссизм:
Невроз навязчивых состояний: Нервная анорексия:
Ночное недержание мочи (энурез): Ожирение:
Паранойя:
Преждевременная эякуляция: Психосоматические симптомы: Распущенность:
Ревность:
Страх одиночества:
Стресс:
Упрямство:
Фиксация:
Фригидность:
Шизофрения:
Экзистенциальная тревога:

Позитивная интерпретация

Агрессивность: способность реагировать на что-либо спонтанно, эмоционально и расторможенно. Алкоголизм: способность с помощью алкоголя временно сделать конфликт переносимым. Амбивалентность: способность не принимать окончательного решения.
Депрессия: способность реагировать на конфликты с глубокой эмоциональностью.
Застенчивость: способность сдерживать себя и действовать по своему убеждению; «Если я не буду подвергать себя опасности, то мне нечего будет бояться быть задетым».
Инфаркт миокарда: способность принимать близко к сердцу нагрузки и факторы риска. Клептомания: способность находить что-то прежде, чем другой это потеряет.
Лень: способность избегать требований достижения.
Мазохизм: способность дать возможность партнеру наслаждаться.
Мания: способность испытывать ощущение «море по колено», себя самого ощущать всемогущим и не обращать внимания на мелочи жизни.
Нарушение потенции: способность отстраниться от конфликтной сферы сексуальности. Нарциссизм: способность любить самого себя и переживать свои собственные мнимые слабости позитивно.
Невроз навязчивых состояний: способность осуществлять что-либо с чрезвычайной точностью, добросовестностью, пунктуальностью и последовательностью.
Нервная анорексия: способность обходиться малыми средствами. Способность разделить тяготы мирового голода.
Ночное недержание мочи (энурез): способность плакать нижней половиной тела.
Ожирение: способность доставлять удовольствие и восполнять дефицит внимания при помощи еды. Акцентирование ощущений, таких как вкус, эстетика блюд, широта взглядов, в отношении продуктов питания.
Паранойя: способность видеть себя центром мира и его тайных
сил.
Преждевременная эякуляция: способность быстро достигать цели.
Психосоматические симптомы: способность языком органов
говорить о том, что в данный момент нет других средств справиться с конфликтом.
Распущенность: способность игнорировать принятые нормы или противостоять им.
Ревность: способность любить без того, чтобы своим поведением заслуживать любовь к себе. Садизм: способность принимать активную роль.
Страх одиночества: потребность быть в обществе других людей.
Стресс: способность и приспособление организма к новой ситуации могут в этом смысле быть названы стрессом.
Упрямство: способность сказать «нет».
Фиксация: способность придерживаться твердых установок и поведения.
Фригидность: способность сказать «нет» своим телом.
Шизофрения: способность отделить невыносимые сферы своего Я и заменить неудовлетворяющий окружающий мир фантастическим внутренним миром.
Экзистенциальная тревога: способность готовиться к будущему и не поддаваться иллюзии безопасности.

Задание 6 Прощальное письмо к симптому

Прощальное письмо к симптому - это прием, предложенный Носсратом Пезешкианом, который можно рассматривать как квентесенцию психотерапии.
Основная цель: выработка у клиента принятия симптома. Под принятием понимается осознание роли симптома в жизни клиента.
Задачи: Ориентирование клиента на самопомощь, активация новых способов адаптации.
Инструкция: Представьте, что у Вас длительное время был друг - симптом (например, «страдание от неразделенной любви», «созависимые отношения» и т.п.). Общение с этим другом, очевидно, привносило в Вашу жизнь что-то важное для Вас. Но, как это часто бывает, этот контакт сам себя исчерпал. Вы решили расстаться с этим другом. Сейчас Вам надо написать ему прощальное письмо. Ваше послание должно состоять из трех частей. В первой части послания Вам надо поблагодарить симптом за то, что он Вам давал. Во второй - Вам надо обосновать, почему Вы решили с ним расстаться, в третьей - описать, как будет складываться Ваша жизнь без этого симптома. Какие конструктивные действия Вам позволят строить более конструктивные отношения с окружающей средой и другими людьми.
Методические рекомендации: Прежде чем клиент начнет писать письмо необходимо обсудить его содержание. Очень важно, чтобы текст был максимально конкретным. Желательно избегать общих фраз, типа: «благодарю тебя за все хорошее, что ты мне давал», «после того, как мы расстанемся, моя жизнь станет безоблачной» и т.п. Необходимо помочь клиенту максимально точно указать, какие именно проблемы в жизни симптом помогал решать клиенту. В письме важно также объяснить, почему симптом стал ему мешать и какие другие жизненные ресурсы он подключит для того, чтобы справляться с теми ситуациями в жизни, когда симптом был ему необходим. Желательно также, чтобы клиент избегал излишних «красот» эпистолярного жанра.
По стилистике текст должен соответствовать стилистике эпистолярного жанра. Например: «Здравствуй, мое отсутствие чувство меры! Это мое прощальное письмо к тебе». И т.д. После того, как письмо будет написано, клиенту рекомендуется читать текст 7 или 10 дней, либо в ситуациях, когда симптом будет его «накрывать».
Образец. Здравствуй, отрицание Болезни. Я пишу тебе прощальное письмо. Я благодарю тебя за то, что ты научило меня достигать своих целей несмотря ни на что или вопреки всему. Спасибо тебе за то, что ты научило меня отстаивать свою позицию независимо ни от чего, твердо стоять на своем. Спасибо тебе, за подаренное ощущение свободы, ощущение того, что я могу сделать все, что захочу,
спасибо тебе за подаренное ощущение безграничности моих возможностей.
Я благодарна тебе за все это, но сейчас, считая свои возможности безграничными, я не могу реально оценить свои способности. Из-за этого я не могу адекватно понимать необходимость тратить столько сил и энергии на достижение какой-либо цели, нужно ли ее достигать такой ценой. Я хочу научиться реально оценивать свои трудозатраты, необходимые усилия, чтобы понимать: нужна ли мне эта цель ТАКОЙ ценой, или можно обойтись без нее. Я хочу научиться видеть реальные границы своих возможностей, те, в пределах которых я могу действовать абсолютно свободно, не боясь за свое физическое состояние.
Сегодня я прощаюсь с тобой, чтобы начать жить более адекватно оценивая свои возможности, и понимать - где стоит еще потрудиться, а где - попросить о помощи кого-то еще. Я буду использовать свои ограничения для достижения целей другим путем, с чей-то помощью. И я буду учиться ставить перед собой более реальные и адекватные цели, понимать, что мне действительно нужно, а без чего я могу прекрасно обойтись. Ограничения дают мне свободу выбора и помогают развиваться дальше, ведь только решая задачу с ограниченными возможностями, можно найти более изящное и красивое решение. Ограничения учат простоте. И именно этой простоте я и буду учиться. Более простым и естественным способам достижения целей.

Задание 7. Истории

Инструкция: Выберите восточную историю (притчу) и расскажите ее не менее трех раз, трем разным людям, запишите интерпретации этой истории (притчи) и сравните их.
Например: притча «Слепые мудрецы и слон»
Давно это было. Привели как-то в один город слона. Многие захотели увидеть его. Среди них были и известные на всю округу слепые мудрецы. Но как увидеть слона, если ты слеп?
- Я знаю, - сказал один мудрец, - мы ощупаем его.
- Хорошая идея, - согласились другие. - Так мы сможем узнать, какой он этот СЛОН.
Итак, шесть мудрецов пошли “смотреть” слона.
Первый нащупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед и назад.
- Это веер! Слон похож на веер! - воскликнул он.
Второй мудрец стоял возле ноги слона и трогал ее. Она была круглой и могучей.
- М-м-м... это что-то круглое и толстое... Слон похож на дерево! - воскликнул он.
- Вы оба не правы. - сказал третий. - Да, он круглый, но не толстый и к тому же очень гибкий! Он похож на веревку! Этот мудрец нащупал хвост слона.
- Ну, нет! Слон похож на копье! Да - круглый, да - тонкий, но не гибкий! - воскликнул четвертый, который ощупывал бивни слона.
- Нет, нет, - закричал пятый, - слон, как высокая стена. Большая, широкая и шершавая. - говорил тот, ощупывая бок слона.
Шестой мудрец в руках держал хобот слона.
- Все вы не правы, - сказал он, - слон похож на змею.
- Нет, на веревку!
- Нет, змею!
- Стену!
- Вы ошибаетесь!
- Я прав!
Шестеро слепых мудрецов безудержно кричали друг на друга. Их спор продолжался целый день. Потом еще один, затем неделя, а к единому мнению они так и не пришли. Каждый мудрец представлял себе лишь то, что могли чувствовать его руки и верил он только себе. В результате, каждый думал, что только он прав и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать то, что говорят ему другие. Поэтому они никогда так и не узнали, как выглядит слон.
О чем эта история?
Интерпретация 1. О том, что у каждого своя истина.
Интерпретация 2. О том, что люди не умеют друг друга слышать и создавать общую картину.
Интерпретация 3. О том, что каждый человек видит только часть целого и держится за свое мнение, за свою идею.

Задание 8. Первичные и вторичные способности. Актуальный и базовый конфликты

Инструкция: Ответьте на вопросы Висбаденского личностного опросника
Выявите и охарактеризуйте первичные и вторичные способности. Проанализируйте актуальный и базовый конфликты (работа с ромбами).
Инструкция: Укажите психологические проблемы клиентов, при наличии которых в работе с клиентом могут быть использованы следующие притчи.
Филолог и дервиш
Как-то темной ночью идущий по дороге дервиш услыхал крик о помощи, доносившийся со дна заброшенного сухого колодца.
- Эй, что случилось? - закричал дервиш, заглянув в колодец.
- Я филолог, - ответил голос, - не найдя в темноте дороги, к несчастью, провалился в эту глубокую яму и теперь никак не могу отсюда вы- браться.
- Держись, друг, дай мне только раздобыть лестницу и веревку, - ответил дервиш.
- Постойте, минуточку, - закричал филолог, - вы неграмотно выражаетесь, к тому же ваше произношение никуда не годится. Очень прошу вас исправить их.
- Если это важнее их смысла, вам будет лучше побыть там, где вы сейчас находитесь, пока я не выучусь правильно говорить, - ответил дервиш и пошел своей дорогой.
Внимательность
Однажды человек из народа обратился к учителю дзен Иккю:
- Учитель, напишите мне, пожалуйста, несколько изречений великой мудрости.
Иккю сразу же взял кисточку и написал слово «внимание».
- Это все? - спросил тот человек. - И вы не добавите что-нибудь
еще?
Иккю написал тогда два раза подряд: «внимание, внимание».
- Ей-богу, - произнес тот человек с заметным раздражением, - я не вижу особой глубины или остроты в том, что вы написали.
Тогда Иккю написал то же слово трижды подряд: «Внимание! Внимание! Внимание!»
Почти в гневе человек потребовал объяснить:
- Что же все-таки означает слово «внимание»?
На что Иккю мягко ответил:
- Внимание означает внимание.
Мелочь
Хозяин пригласил мастера покрасить лодку. Во время работы лодочник заметил дырку в днище, заделал ее, закончил покраску,
получил деньги и ушел. А на другой день к нему примчался хозяин лодки.
- Вот вам деньги за починку, - сказал он и протянул кошелек с золотом.
- За что? - удивился мастер. - Я получил сполна!
-Да, - подтвердил хозяин. - Но то были деньги за покраску лодки, а эти я плачу за ремонт.
-За такой пустяк? - изумился лодочник. - Это отняло у меня немного времени. Я и не думал просить деньги за такую мелочь...
- Эта мелочь, как вы ее называете, - ответил хозяин лодки, - спасла жизнь моим детям. Я позабыл о дыре, расплатился с вами и ушел по делам. А дети тем временем взяли лодку и уплыли в море. Я был в отчаянии, думал, что они погибли! А когда дети благополучно вернулись, выяснилось, что их спасением мы обязаны вам...
Пища и перья
Жил-был студент. Ежедневно он уходил сидеть у ног суфийского учителя, чтобы записывать на бумагу сказанное мастером. Поскольку он был полностью занят своим обучением, то он был не способен заниматься каким-нибудь полезным занятием.
Однажды вечером, когда он пришел домой, его жена поставила перед ним горшок, накрытый платком. Он поднял платок, обвязал им шею и тогда увидел, что горшок был полон бумаги и писчих перьев. -
Чем занимаешься целыми днями, - сказала жена, - то и ешь.
На следующее утро студент, как обычно, ушел к своему учителю. Хотя слова жены расстроили его, он продолжал следовать привычному распорядку занятий, а не искать по городу работу. Через несколько минут записывания он обнаружил, что его перо плохо пишет.
- Ничего, - сказал учитель, - иди в тот угол, принеси ящик, который там найдешь, и поставь его перед собой.
Когда студент уселся с ящиком и открыл его, то обнаружил, что ящик полон... пищи.
Вверх дном
На одном собрании зашла речь о падении нравов.
- Если так пойдет и дальше, мир перевернется вверх дном! - воскликнул один из присутствующих.
Не успел он закончить, как Насреддин заметил:
- Как знать, а, может быть, дно окажется лучше верха!
Ваша правда
Однажды во время пребывания Насреддина при дворе правитель по- жаловался на то, что его подданные лживы. Насреддин сказал: «Ваше величество, истины бывают разные. Прежде чем люди смогут использовать относительную истину, им необходимо практически познать реальную истину. Но они всегда пытаются делать все наоборот. В результате люди слишком бесцеремонно обращаются со своими же искусственными истинами, подспудно чувствуя, что это не более, чем выдумка».
Все это показалось правителю слишком сложным: «Вещи должны быть или истинными, или ложными. Я заставлю людей говорить правду, и с помощью этого они приобретут привычку быть правдивыми».
На следующее утро перед открытыми городскими воротами красовалась виселица, которую окружали солдаты правителя во главе с капитаном. Глашатай объявил: «Каждый, кто войдет в город, должен прежде всего правдиво ответить на вопрос капитана».
Насреддин, поджидавший снаружи, вошел в город первым. Капитан спросил: «Куда ты идешь? Говори правду, иначе тебя повесят».
Насреддин ответил: «Я иду, чтобы быть повешенным на этой виселице». - «Я не верю тебе!» - «Прекрасно. Если я солгал - повесь меня». - «Но это будет значить, что ты сказал правду». - «Вот именно, - сказал Насреддин, - вашу правду».
Как важно правильно слушать
В давние времена отправил некий царь гонца к царю соседних земель. Гонец запоздал и, вбежав в тронный зал, задыхаясь от быстрой езды, поспешно начал излагать поручение своего владыки:
- Мой господин... повелел вам сказать, чтобы вы дали ему... голубую лошадь с черным хвостом.., а если вы не дадите такой лошади, то...
- Не желаю больше слушать! - перебил царь запыхавшегося гонца. - Доложи своему царю, что нет у меня такой лошади, а если бы была, то...
Тут он запнулся, а гонец, услышав эти слова от царя, который был другом его владыки, испугался, выбежал из дворца, вскочил на коня и помчался назад докладывать своему царю о дерзком ответе. Когда выслушал царь такое донесение, он страшно рассердился и объявил соседнему царю войну. Долго длилась она - много крови было пролито, много земель опустошено - и дорого обошлась обеим сторонам.
Наконец оба царя, истощив казну и изнурив войска, согласились на перемирие, чтобы обсудить свои претензии друг к другу.
Когда они приступили к переговорам, второй царь спросил первого:
- Что ты хотел сказать своей фразой: «Дай мне голубую лошадь с черным, а если не дашь, то...»?
-«...пошли лошадь другой масти». Вот и все. А ты что хотел сказать своим ответом: «Нет у меня такой лошади, а если бы была, то.»?
- «...непременно послал бы ее в подарок моему доброму соседу». Вот и все.
Ответ по существу
Как-то мулла работал на огороде. Подошел какой-то юноша.
- Скажите, где дом муллы Насреддина? - спросил он.
-Вон тот, слева, - сказал мулла.
Вскоре юноша вернулся и сказал:
- Оказывается, вы и есть мулла Насреддин!
- Да, это так.
- Почему же вы мне раньше не сказали?
- Так ведь ты искал не меня, а мой дом, - ответил Насреддин.
Пропасть
Однажды по дороге шла толпа людей. Каждый нес на плече свой крест. Одному человеку казалось, что его крест очень тяжелый. Приотстав от всех, он зашел в лес и отпилил часть креста. Довольный, что обхитрил всех, он догнал остальных и пошел дальше. Вдруг на пути появилась пропасть. Все положили свои кресты и перешли. Хитрый человек остался на этой стороне, так как его крест оказался коротким.
Вестник
Настигнутый погоней вестник бросается с конем в реку в самом широком месте. Погоня останавливается, ибо надеется, что вестник утонет, но он выезжает на берег. Преследователи для ускорения спешат к узкому месту и тонут в течении. Поистине, где узко, там опасно. Такое соображение следует применять везде. Поиски миража облегчения не приводят к подвигу. Самое трудное есть и самое доступное.
Короткий путь
Однажды прекрасным утром мулла шел домой. Вдруг ему пришло в голову, что можно сократить дорогу, свернув с пыльной дороги и пройдя остаток пути лесом.
- Отличный день, день счастливых поисков! - воскликнул мулла, сворачивая в чащу.
Не успел он оглянуться, как оказался на дне замаскированной волчьей ямы.
- Хорошо, что я пошел коротким путем, - подумал мулла, лежа на земле. - Если уж посреди такой красоты могла случиться эта неприятность, то на пыльной и ужасно скучной дороге могло произойти все, что угодно.
Лягушка
Лягушка попала в колею на грязной деревенской дороге и не могла оттуда выбраться. Она пробовала, пробовала - и нечего! Друзья помогали ей. Они делали все, что можно. А потом пришел вечер и, угнетенные, разочарованные, они оставили ее на волю судьбы. На следующий день друзья пришли посмотреть на нее, думая, что она уже мертва. Ведь она была прямо на дороге, в колее. Но нашли ее весело прыгающей.
Они спросили: «Что случилось? Как ты смогла выбраться из колеи? Это просто чудо! Как тебе удалось?»
«Обыкновенно, - ответила лягушка. - Появился грузовик, он приближался, и я должна была выбраться!»
Действительность
При дороге стоял ствол засохшего дерева. Ночью пришел вор и испугался: он подумал, что это стоит, поджидая его, полицейский. Прошел влюбленный юноша, и сердце его радостно забилось: он принял дерево за свою возлюбленную. Ребенок, напуганный страшными сказками, увидев дерево, расплакался: он подумал, что это приведение. Но во всех случаях дерево было только деревом.
Мы видим мир таким, каким мы сами хотим его видеть.
Не все за один раз
Однажды мулла пришел в зал, чтобы обратиться к верующим. Зал был пуст, если не считать молодого конюха, что сидел в первом ряду. Мулла подумал про себя: «Должен я говорить или нет?» И он решился спросить у конюха: «Кроме тебя, здесь никого нет, как ты думаешь, должен я говорить или нет?» Конюх ответил: «Господин, я простой человек, я в этом ничего не понимаю. Но когда я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно дам ей поесть». Мулла, приняв близко к сердцу эти слова, начал свою проповедь. Он говорил больше двух часов, и, закончив, почувствовал на душе облегчение. Ему захотелось услышать подтверждение, насколько хороша была его речь. Он спросил: «Как тебе понравилась моя проповедь?» Конюх ответил: «Я уже сказал, что я простой человек и не очень-то понимаю все это. Но если я прихожу в конюшню и вижу, что все лошади разбежались, а осталась только одна, я все равно ее накормлю. Но я не дам ей весь корм, который предназначен для всех лошадей».
Сад на крыше и два разных мира
Летней ночью в саду на крыше дома спали все члены семьи. Мать увидела, что невестка, которую она вынуждена была терпеть против своей воли, и сын спали, тесно прильнув друг к другу. Смотреть на это было свыше ее сил. Она разбудила спящих и закричала: «Как это можно в такую жару так тесно прижиматься друг к другу. Это вредно для здоровья». В другом углу сада спала ее дочь с любимым зятем. Они лежали на расстоянии по крайней мере одного шага друг от друга. Мать заботливо разбудила обоих и прошептала: «Мои дорогие, почему в такой холод вы лежите врозь, вместо того чтобы согревать друг друга?» Эти слова услышала невестка. Она встала и громко, как молитву, произнесла: «Сколь всемогущ Бог. На крыше один сад, а какой разный в нем климат».
Только часть правды
О пророке Мухаммеде рассказывают следующую историю. Пророк с одним из своих спутников пришел в город, чтобы учить людей. Один из сторонников его учения обратился к нему с такими словами: «Господин! В этом городе глупость не переводится. Жители здесь упрямы как ослы и ничему не хотят учиться. Тебе не удастся наставить на путь истины ни одного из этих бесчувственных людей». Пророк выслушал, его и ответил благосклонно: «Ты прав!» Вскоре другой член общины с сияющим от радости лицом подошел к пророку: «Господин! Ты в благословенном городе. Люди жаждут услышать праведное учение и открыть сердца твоему слову». Мухаммед благосклонно улыбнулся и опять сказал: «Ты прав!». «О господин, - обратился тогда к Мухаммеду его спутник, - одному ты говоришь, что он прав. Другому, который утверждает обратное, ты тоже говоришь, что он прав. Но не может же черное быть белым». Мухаммед ответил: «Каждый видит мир таким, каким он хочет его видеть. Зачем мне им обоим возражать. Один видит зло, другой - добро. Мог бы ты утверждать, что один из них сказал неправду, ведь люди как здесь, так и везде в мире одновременно и злые и добрые. Ни один из них не сказал мне ничего ложного, а всего лишь неполную правду».
Глашатай солнца
На птичьем дворе произошло событие: петух тяжело заболел. И думать было нечего о том, что он сможет на другой день кукарекать. Все куры всполошились, они боялись, что солнце не взойдет, если их господин и повелитель не вызовет его своим пением. Ведь куры были уверены, что солнце всходит только потому, что поет петух. Наступившее утро излечило их от этого суеверия. Петух был по- прежнему болен, он охрип и не мог кукарекать, однако солнце сияло; ничто не могло повлиять на движение светила.
Знание дорогого стоит
У крестьянина перестал работать трактор. Все попытки крестьянина и его соседей починить машину были напрасны. Наконец он позвал специалиста. Тот осмотрел трактор, попробовал, как действует стартер, поднял капот и все тщательно проверил. Затем взял молоток, один раз ударил по мотору и привел его в действие. Мотор затарахтел, будто он и не был испорчен. Когда мастер подал крестьянину счет, тот, удивленно взглянув на него, возмутился: «Как, ты хочешь пятьдесят туманов только за один удар молотком!» «Дорогой друг, - сказал мастер, за удар молотком я посчитал только один туман, а сорок девять туманов я должен взять с тебя за мои знания, благодаря которым я мог сделать этот удар по нужному месту».
Награда за чистоплотность
Однажды муж уехал по делам, а его жена, всем известная чистюля, только и делала, что охотилась за каждой пылинкой в доме и полировала до блеска мебель, даже глиняную плевательницу в углу. Из- за всех этих трудов она совершенно забыла о себе и бегала по дому неряха неряхой. Когда вернулся супруг, ему захотелось прочистить горло от дорожной пыли. Он стал озираться в поисках самого грязного угла. Но все вокруг сияло чистотой. Тогда ему ничего не оставалось, как плюнуть жене в лицо.
О вечной жизни
Царь Ановширван, которого народ называл также Справедливым, однажды отправился в паломничество по стране как раз в то время, когда родился пророк Мухаммед. На освещенном солнцем склоне горы он увидел сгорбившегося над работой почтенного старого человека. В сопровождении своих придворных царь подошел к нему и увидел, что старик сажает маленькие, не больше года, саженцы. «Что же ты делаешь?» - спросил царь. «Я сажаю ореховые деревья», - ответил старик. Царь удивился: «Ведь ты уже так стар. Зачем тебе саженцы, листву которых ты не увидишь, в тени которых не будешь отдыхать и не вкусишь их плодов?» Старик взглянул на него и ответил: «Те, кто был до нас, сажали, а мы пожинали плоды. Теперь мы сажаем, чтобы те, кто будет после нас, тоже могли бы пожинать плоды».
Мудрость мастера
К одному известному мастеру спорта по борьбе пришел ученик, чтобы поучиться у него этому искусству. Многие годы он тренировался с огромным прилежанием, достойным восхищения. «Учитель, - спросил ученик в один прекрасный день, - есть что-нибудь такое, чему бы ты еще мог меня научить?» «Ты научился всему, чему я мог тебя научить», - сказал мастер. От этих слов молодой борец преисполнился гордости и объявил всем и всюду, что теперь он лучший борец в стране и мог бы даже победить на ринге своего знаменитого учителя. Тысячи людей пришли посмотреть на этот поединок. После длительной, спокойной и равной борьбы мастер вдруг неожиданным приемом положил ученика на обе лопатки и победил его. «Странно, - сказал побежденный, тяжело переводя дыхание, - я научился у тебя всему, но как же случилось, что ты одолел меня тем приемом, которого я не знал?» «Юный друг, - сказал мастер, - все верно! Всему, чему я мог, я тебя научил. Только этот единственный прием я приберег для сегодняшнего дня».
Теневая сторона солнца
Один ученый человек каждый день приходил к пророку Мухаммеду. Однажды пророк отвел его в сторону и сказал: «Не приходи каждый день, тогда мы больше станем любить друг друга». И тут же рассказал следующую историю. У одного ученого спросили: «Солнце так
прекрасно, так великолепно, почему, однако, нельзя сказать, что мы всегда одинаково сильно любим его?» Ученый ответил: «Солнце светит каждый день. И только зимой, когда оно скрывается за тучами, мы начинаем его ценить».
Запоздалая месть
Жители одной деревни решили наказать своего сородича и бросили его в яму. Те, кому он навредил, решили, пусть каждый сам учинит суд над ним. Стоя на краю ямы, одни плевали на злодея, другие бросали в него комья грязи. Вдруг в несчастного полетел камень. Изумленно посмотрел тот на бросавшего и спросил: «Всех здешних я знаю. А ты кто таков, почему бросаешь в меня камнем?» Человек ответил: «Я тот, кого ты обидел двадцать лет тому назад». Провинившийся удивился: «Где же ты был все это время?» «Все это время, - прозвучал ответ, я носил этот камень в моем сердце. А теперь, когда я увидел тебя в таком жалком положении, то взял камень в руку».
На всех не угодишь!
Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовал по пыльным переулкам Кешана. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, - сказал прохожий, - его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил?» Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: «Как не стыдно! Малый сидит верхом на осле, как султан, а его бедный старый отец бежит следом». Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали вы что-либо подобное? - заголосила женщина под чадрой. - Так мучить животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!» Не говоря ни слова отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?» Отец сунул ослу полную пригоршню соломы и положил руку на плечо сына. «Что бы мы ни делали, - сказал он, - обязательно найдется кто-то, кто с нами будет не согласен. Я думаю, мы сами должны решать, что нам надо делать».
О разнице между городскими воротами и устами
Жил-был один восточный повелитель, мудрость которого подобно солнцу освещала страну животворными лучами. Никто не мог превзойти его по уму и сравняться с ним в богатстве. Однажды пришел к нему визирь: «О великий султан, ты самый мудрый, самый могущественный в нашей стране. В твоих руках и жизнь, и смерть. Однако что я услышал, когда ездил по городам и селам? Твое имя у всех на устах. Повсюду тебя хвалят. Но нашлись и такие, кто плохо о тебе отзывался. Они насмехались над тобой и бранили твои мудрые решения. О ты, могущественный повелитель, разве мыслимо, чтобы в твоем царстве могло быть подобное неповиновение и брожение умов!» Султан снисходительно улыбнулся и сказал: «Как и любой в моем царстве, ты знаешь, какие заслуги у меня перед подданными моими. Семь провинций, подчиненных мне, под моим господством стали богатыми и преуспевающими. В семи провинциях любят меня за справедливость. Конечно, ты прав, я могу многое. Я могу велеть закрыть громадные ворота своих городов, но одного я не могу - закрыть рот своим подданным. И не то важно, что некоторые говорят плохого обо мне, а то, что я делаю хорошего для людей!»
Розовое масло ассенизатора
Ассенизатор, всю жизнь занимавшийся чисткой сточных канав города и перевозом нечистот на поля, пришел однажды на базар. К отвратительному запаху клоаки он привык с течением времени. Ему ничего не стоило весело ходить вдоль сточных канав и, не поморщившись, очищать самые глубокие ямы с нечистотами. Когда же этот славный человек, проходя по базарным рядам - там его еще никогда не видели, - подошел к прилавку торговцев розовым маслом, то аромат, приятный для каждого, подействовал на него так сильно, что ассенизатор упал в обморок. Как ни пытались привести его в сознание, все было напрасно. Тут появился лекарь. По одежде он узнал профессию больного, поднял с земли кусок помета и дал ему понюхать.
Вдруг, будто по мановению волшебной палочки, ассенизатор открыл глаза. Люди, стоявшие вокруг, смотрели, разинув рот, на это чудо. Лекарь же произнес спокойно: «Этот человек никогда не знал запаха розового масла. Его «розовое масло» сделано из другого вещества. Тот, кто не познал сути бытия, как может он понять, что такое суть бытия».

Список используемой литературы
1. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия. (Терапия, фокусированная на решении). - СПб., 1996.
2. Бараш Б.А. Третья Революция в Психотерапии. // Обозрение Психиатрии и Медицинской Психологии им. В.М.Бехтерева. - СПб, 1993. - № 2. - С. 48-57.
3. Зелинская С.Ю., Тащева А.И. WIPPF - опросник для исследования личностных особенностей, стратегий поведения в конфликте и «моделей для подражания» // Прикладная психология. 2000. № 1. С. 64 - 76.
4. Кириллов И. О. Супервизия в позитивной психотерапии: Дисс. на соискание учёной степени канд. мед. наук / СПб. НИИ им. В.М. Бехтерева. - СПб, 2002. - 115 с.
5. Крепелин Э. Введение в психиатрическую клинику / Э. Крепелин; Послесл. С. А. Овсянников. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. - 493 с.
6. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнёрства и самопомощи: Пер. с нем. - М.: Медицина, 1995. - 336 с.
7. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: семья как терапевт. - М.: Издательство Март, 1996. - 336 с.
8. Пезешкиан Н. 33 и одна форма партнёрства: Пер. с нем. - М. Медицина, 1998. - 288 с.
9. Пезешкиан Н. Психосоматика и позитивная психотерапия. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 464 с.
10. Пезешкиан Н. Торговец и попугай: восточные истории и психотерапия. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 160 с.
11. Пезешкиан Н. Тренинг разрешения конфликтов.
Психотерапия повседневной жизни. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2006. - 296 с.
12. Пезешкиан Н. Если ты хочешь иметь то, что никогда не имел, тогда сделай то, чего никогда не делал. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2007. - 128 с.
13. Пезешкиан Н.Тренинг семейных отношений. 33 и 1 форма партнерства. - М.: Институт позитивной психотерапии, 2008. - 288 с.
14. Пезешкиан Н., Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия - транскультуральный и междисциплинарный подход// Обозрение психиатрии и медицинской психологии им.В.М. Бехтерева. - 1993, № 4. - С. 63-77.
15. Пезешкиан Х. Основы позитивной психотерапии. - Архангельск: Изд. Архангельского мед. ун-та,1993. - 116 с.
16. Пезешкиан Х. Позитивная психотерапия как транскультуральный подход в Российской психотерапии: Дисс. в виде научного доклада на соискание учёной степени доктора мед. наук/ СПб. НИИ им. В.М. Бехтерева. - СПб, 1998. - 83 с.
17. Пезешкиан Х. Транскультуральная психотерапия в России // Консультативная психология и психотерапия. - 1999. - № 3. - С. 47-74.
18. Пезешкиан X., Якубенко О. В. Психодинамическая терапия стресса с применением инновационных техник// Позитум 2001, № 1. - С 15-26.
19. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М. 2000. Т. 2. С. 194 - 222.
20. Психотерапевтическая энциклопедия/ Под ред. Б Д. Карвасарского. - СПб: Питер, 2000. - 752 с.
21. Фурман Б. Терапевтическое консультирование. Беседа, направленная на решение / Б. Фурман, Т. Ахола; пер. с англ. Л. Б. Лариной. - Санкт-Петербург: Речь, 2001. - 157 с.
22. Ялов А. М. Краткосрочная позитивная психотерапия. - СПб.,
1992.
23. Peseschkian N. Positive Psychotherapie: Theorie und Praxis einer neuen Methode. - Frankfurt, 1977.
24. Peseschkian N. In Search of Meaning. A Psychotherapy of Small Steps -Berlin Heidenberg. - New-York - Tokyo: Springer-Verlag, 1983. - p.203.
25. Peseschkian, N. Positive Psychotherapy/ Theory and Practice of New Method. - Berlin - Heidelberg - New-York - London - Paris - Tokyo: Springer-Verlag, 1987. - p. 443.
26. Peseschkian, N., Deidenbach, H. Wiesbadener Inventar zur Positiven Psychtherapie und Familientherapie (WIPPF). - Berlin Heidelberg New-York: Springer-Verlag, 1988.
27. Peseschkian, N. Positive Family Therapy. The Family as Therapist. - English edition/ New Delhi: Sterling Paperbacks, 1996. - p.337.

Источник: Позитивное направление в консультировании и психотерапии: учебно-методическое пособие для студентов высших учеб. заведений / Авт.- сост. С.А. Вьюжанина, Я.С. Сунцова. - Ижевск: Издательский центр «Удмуртский университет», 2018. - 126 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.