На главную Психологическое консультирование Теория и практика Осознание смысла жизни и проблемы здоровья в психологическом консультировании
Осознание смысла жизни и проблемы здоровья в психологическом консультировании
Психологическое консультирование - Теория и практика

Валеева Галина Валерьевна, кандидат психологических наук, доцент, Южно-Уральский государственный
гуманитарно-педагогический университет (Челябинск, Россия), valeeva-chel собачка mail.ru

Аннотация. В разделе представлен алгоритм осознания смысла жизни методика его интерпретации, которые позволяют в процессе консультирования по вопросам субъективной составляющей здоровья, определить контекст будущего конкретной личности и разрешать возникающие в процессе ее развития трудности исходя из него. Цель публикации - описать разработанный и апробированный автором алгоритм осознания смысла жизни. Методология и методики исследования.

Алгоритм осознания смысла жизни разрабатывался на основе, следующих методологических подходов: системного, экзистенциального и личностно - деятельностного, а так же мы исходили из того, что: смысл жизни определяет направленность личности; человек никогда не может лишиться смысла своей жизни и осознает его посредством конкретных действий; смысл жизни производен от его бытия, но не зависим от породивших его условий и обстоятельств. Для выявления и осознания смысла жизни была использована технология личностного развития «Психология образа». Результаты. В ходе проведенного эксперимента создан алгоритм осознания смысла жизни и разработана методика его интерпретации. Уточнена структура и содержание понятий «субъективная составляющая здоровья», «консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья», «смысл
жизни».

Выводы. Анализ, проведенный в ходе исследования, показал, что смысл жизни можно рассматривать как сохранение равновесия между мечтой и страхом на основе внутренних ресурсов человека. Рекомендации. Описанный в статье алгоритм работы со смыслом жизни мы рекомендуем использовать в консультировании по проблемам возрастного кризиса, кризиса отношений, ПТСР, ЗОЖ.

Ключевые слова: смысл жизни, «Я-концепция»,
консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья, субъективная составляющая здоровья, образ будущего

Valeeva Galina Valerievna, PhD. (Psychology), associate professor, South Ural State Humanitarian-Pedagogical University (Chelyabinsk, Russia), valeeva-chel mail.ru
UNDERSTANDING THE MEANING OF LIFE
AND HEALTH PROBLEMS
IN PSYCHOLOGICAL CONSULTING
Abstract: This paper presents an algorithm for realizing the meaning of life his interpretation technique, which allow the consultation process on the subjective component of health, to determine the context of the future of a particular person and resolve arising in the course of its development based on the difficulty of it. The purpose of the publication is to describe the algorithm of understanding the meaning of life developed and approved by the author. Methodology and methods of research. understanding the meaning of life algorithm was developed based on the following methodological approaches: the system, the existential and personal - of the activity, and as we proceeded from the fact that: the meaning of life determines the orientation of the individual; a person can never lose the meaning of his life and realizes it through concrete actions; the meaning of life is derived from its being, but is not dependent on the conditions and circumstances that gave rise to it. To identify and understand the meaning of life, the personal development technology "Image psychology" was used. Results. In the course of the experiment, an algorithm for understanding the meaning of life was created and a methodology for its interpretation was developed. The structure and content of the concepts "subjective component of health", "counseling on the subjective component of health", "the meaning of life" are specified.Conclusions. The analysis conducted during the study showed that the meaning of life can be considered as maintaining the balance between dream and fear based on the internal resources of a person. Recommendations. Described in the article the algorithm of work with the meaning of life, we recommend to use in counseling on the problems of the age crisis, the crisis of relations, posttraumatic syndrome, healthy lifestyle.
Key words: meaning of life, "I-concept", consulting on the subjective component of health, subjective component of health, the image of the future

Высокая степень неопределенности будущего является главной характеристикой настоящего уже достаточно долгое время. Ситуации неопределенности формирует базовую социальную опасность - «неверие в будущее», что проявляется в повышении стрессонапряженности человечества в целом и является причиной регресса человечества (Ананьев В.А.,2006). Потребность справиться с ситуацией «неопределенности будущего» привело к созданию технологии «Форсайта» (взгляд в будущее, предвидение), которая позволяет участникам договориться по поводу образа будущего, а также, определив желаемый образ будущего, договориться о действиях в его контексте. По-настоящему договорится по поводу образа будущего, можно только в том случае, когда смысл жизни каждого человека, его предназначение могут быть реализованы в этом будущем. В противном случае будет развиваться внутренний конфликт, приводящий к болезни человека и общества, как совокупности людей.
Образование, понимаемое в широком смысле, как раз и формирует этот образ будущего. В процессе образования человек научается осознавать свой смысл жизни и реализовывать его эволюционным путем, способствуя развитию в целом. В противном случае образование становиться инструментом насилия над личностью и приобретает здоровьезатратный характер. Люди, не
осознающие своего смысла жизни, становятся объектом манипуляции, а сама технология Форсайта из потенциально прогрессивной превращается в технологию манипуляции.
Смысл жизни» и его понимание является ключевой проблемой психологических исследований. В.Франкл рассматривает смысл жизни как врожденную мотивационную тенденцию, присущую всем людям и являющуюся основным двигателем поведения и развития личности. Человек никогда не может лишиться смысла своей жизни и осознает его посредством конкретных действий. Отсутствие понимания смысла жизни или невозможность его реализации выступает причиной «ноогенных неврозов» и отклоняющегося поведения. В. Франкл вводит термин экзистенциальный вакуум, обозначающий пустоту, отсутствие смысла жизни, переживаемое человеком. Следствием экзистенциального вакуума является массовая невротическая триада: депрессия, наркомания, агрессия. (Франкл В., 1982).
В.Э. Чудновской смысл жизни определяет как комплексное, частично упорядоченное психическое образование, находящееся в процессе постоянного развития, которое стимулируется воздействием реальности при попытках реализации смысла жизни. Обретенный и осознанный человеком смысл жизни приобретает определенную независимость от породивших его условий и обстоятельств и оказывает влияние на развитие человека в любом возрасте (Чудновский В. Э., 1995).
Б. С. Братусь размышляет о смысле жизни как о насущной потребности, которая вытекает из фундаментального противоречии между ограниченностью (смертностью) индивидуального бытия и универсальностью родовой сущности человека (Братусь Б,С., 1988). К.А. Абульханова- Славская определяет смысл жизни как переживание в процессе реализации мотива (Бодалев А. А., Вайзер Г. А., Карпова Н. А., Чуковской В. Э., 2004).
Д.А. Леонтьев рассматривает «смысл» как отражение в сознании личности отношения мотива к цели. Личностные смыслы производны от реального бытия субъекта. Чтобы трансформировать смысловые образования, необходимо выйти за их рамки и изменить деятельность, их породившую (Леонтьев, Д.А., 2007).
Смысл жизни, определяя направленность личности, определяет ее способность к диалогу, то есть к процессу взаимообмена с самой собой и с миром. Именно так человек осуществляет своё фундаментальное «бытие личностью»: внося свой смысл в отношения с самим собой и с миром. Мир как «иное» взаимодействуя с человеком дополняет его, делая «целостным», то есть оздоравливает (Лэнгле А., 2014).
Психотерапевтически ориентированное обучающее взаимодействия обеспечивает восстановление и развития этого диалога, через восстановление и развитие интеграции личности (Арпентьева М.Р., 2014). Началом этого сложного процесса является осознание смысла жизни. Психотерапевтическая модель дидактической коммуникации позволяет научить осознанию индивидуального смысла жизни и его конструктивной реализации. Одной из технологий реализации этой модели выступает индивидуально - групповое консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья, в рамках которого используются конкретные методики поиска и осознания смысла жизни клиентом
Консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья - это организация и сопровождение процесса осознания и разрешения человеком страданий вызванных нарушением динамического равновесия между его адаптационными возможностями и постоянно меняющимися условиями среды. Субъективная составляющая здоровья - это состояния психических характеристик субъекта. Субъективная составляющая проблемы здоровья - это побудительная причина развития, включающая совокупность субъективных трудностей, выраженных через состояния психических характеристик (Валеева Г.В.,2013).
Осознание смысла жизни клиентом, является ключевым и достаточно сложным этапом в этом консультировании, поскольку определяет общий контекст развития личности и, соответственно направление восстановления равновесия между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды. Наше исследование было направленно на разработку методики осознания клиентом смысла жизни в процессе консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья.
В своем исследовании мы исходили из положений: смысл жизни связан в целом с «Я-концепцией» человека; смысл жизни связан с зоной внутреннего напряжения «Я- концепции», возникающего между «Я-идеальным»,
выраженным через мечту, программу развития, актуальную потребность развития, а, следовательно, и проблему развития и «Я-зеркальным» - страхом, выполняющим защитную функцию и основанном на ограничивающей установке; зона напряжения между мечтой и страхом определяет развитие человека; смысл жизни - это сохранение равновесия между мечтой и страхом на основе внутренних ресурсов человека («Я-реальное»); проявление самого смыла жизни, меняется в циклах развития человека.
В нашем исследовании участвовали 20 девушек в возрасте 17-18 лет, обучающиеся в одной университетской студенческой группе. На проявление «Я - концепции» в данной группы влияют следующие возрастные и гендерные особенности - преобладание внутренней
неудовлетворенности, стремление к внутреннему совершенству через внешние условия, удовлетворение потребности в неформальном, доверительном общении со взрослыми и со сверстниками противоположного пола направлено на установление новых и более зрелых отношений с людьми, завоевание эмоциональной
независимости от родителей. Для исследования смысла жизни мы использовали технологию личностного развития «Психология образа» применяемую на третьем этапе консультирования по вопросам субъективной составляющей здоровья (Валеева Г.В.,2016).
Алгоритм осознания смысла жизни в процессе консультирования по вопросам субъективной составляющей здоровья.
Осознание смысла жизни клиента начинается с изучения его «Я-концепции», которое проводиться при помощи фрактального рисунка, базирующегося на взаимосвязи между моторикой человека и его психическими и психофизиологическими состояниями. После завершения
рисунка необходимо рассмотреть свой рисунок и найти в нем некий образ, затем назвать свой рисунок. Авторское название рисунка является метафорическим выражением его «Я-концепции». По рисунку от первого лица главного героя составляется произвольный рассказ или сказка, по
следующему плану: мечта главного героя, страх главного героя, сила главного героя. Рисунок и сказка анализируются по разработанному алгоритму.
В процессе интерпретации «Я-концепции»
рассматриваются следующие показатели:
• самооценка (оставляющая «Я-концепции», связанная с отношением к себе или к отдельным своим качествам) определяется по положению рисунка на листе;
• выраженность эгоцентризма (сосредоточение
индивида на себе и неприятие им чужих стремлений и эмоций) определяется по размеру рисунка;
• особенности состояния и поведения (формы ячеек и проведения линий; цветовая гамма). Преобладание каких- либо форм ячеек или цвета, говорит об актуальной потребности (проблемной зоне), которую они характеризуют (Т.З. Полуяхтова, А.Е. Комов, 2002 );
• авторское название рисунка является метафорическим выражением его «Я-концепции», а сущностные признаки понятий отраженных в названии рисунка переносятся на психологическую сферу. (Валеева Г.В.,2016)
При анализе выявленных «Я-концепций»; мы опираемся на положения феноменалистического подхода К. Роджерса: ракурс индивидуального восприятия мира субъективен; восприятие преломляется через «Я-концепцию» индивида; которая выступает как внутренняя сущность индивида (Роджерс К., 2002). Одна из функций «Я-концепции» - предвидение будущего индивида через его ожидания, то есть его представления о будущем. (Бернс Р., 1986).

Пример (сохранен авторский стиль)
Я-концепция «МИР»
«Я мир.
Я мечтаю о гармонии красочных сторон жизни и стабильности в ней.
Я боюсь, что наступит хаос, планы нарушаться, цели не будут достигнуты.
Мой ресурс заключается в разносторонности взглядов и постоянном действии.
Мои помощники - это лиса и клоун, два совершенно разных субъекта, но умеющих хорошо ладить между собой».

Интерпретация:
Я-концепция «МИР» - безграничный внутренний потенциал («Мир» включает в себя все), яркая индивидуальность, нестабильность характера (конфигурация рисунка с причудливо выраженными «хвостиками» по его периметру), отсутствие личной активности («Мир» ничего не делает, но в нем все происходит) и сформированных границ («Мир» безграничен и включает в себя все) в сочетании с выраженным эгоцентризмом и завышенной самооценкой (маленький рисунок не более 1/3 площади листа, но в верхней части листа) приводит к эмоциональному напряжению, стрессовому состоянию (резкие, угловато прочерченные линии; большие ячейки красного цвета)
Анализ авторской сказки позволяет определить зону напряжения между мечтой главного героя (автора) и его страхом. Напряжение, возникающее между потребностью в гармонии (мечта) и избегании хаоса (страх) - источник развития клиента (автора). Ресурс (сила) клиента - разносторонность взглядов и активность - является основой для сохранения динамического равновесия между мечтой и страхом. Сдвиг равновесия в ту или иную сторону приведет к прекращению развития личности (полная стабильность или деструктуризация личности, в обоих случаях ресурс становиться бесполезным).
Смысл жизни заключающейся в удержании этой «точки равновесия», можно описать следующим образом: «активный поиск разнообразных способов обретения гармонии».
Я-концепция «МИР» содержит потенциал для «активного поиск разнообразных способов обретения гармонии», поскольку в мире есть все, но в то же время не позволяет реализовать смысл жизни, так как «активный поиск» и гармония предполагают выделения себя из «Мира» и создание структуры, то есть обретение границ. Необходимо изменить «Я - концепцию» для того что бы осуществлялся смысл жизни.
Вся история человечества и реалии сегодняшнего дня доказывают, что совершенствование человеческой личности — единственный путь всеобщего спасения. Осознание смысла жизни позволяет личности развиваться в гармонии собой и своим предназначением, а это делает жизнь человека осмысленной, а его счастливым. Приведенный выше теоретический анализ показывает, что большинство ученых связывают смысл жизни с переживаниями (А. Абульханова- Славская), смысловой (В.Э. Чудновской, А. Лэнгле) и мотивационной (В.Франкл, Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев,) сферами личности.
Конкретизация понятия «смысла жизни» до «рабочего» уровня особенно важна сточки зрения практики психотерапевтического обучающего взаимодействия.
Основная проблема, с которой сталкиваются в практики консультирования, заключается в создании технологии осознания человеком смыслы жизни. На решение этой задачи и было направленно наше исследование.
Одной из технологий реализации психотерапевтического обучающего взаимодействия выступает индивидуально - групповое консультирование по вопросам субъективной составляющей здоровья, в рамках которого используются конкретные методики поиска и осознания смысла жизни клиентом.
В нашем исследовании мы опирались на следующие положения: смысл жизни определяет направленность
личности; человек никогда не может лишиться смысла своей жизни и осознает его посредством конкретных действий; смысл жизни определяет духовное развитие человека и производен от его бытия, но не зависим от породивших его условий и обстоятельств.
Таким образом, в ходе нашего исследования был создан алгоритм осознания смысла жизни и разработана методика его интерпретации, которые были апробированы в процессе консультирования по вопросам субъективной составляющей здоровья, что позволило определить контекст будущего конкретной личности и решать проблемы развития этой личности исходя из него. Анализ психологического материала, проведенный в ходе исследования, показал, что смысл жизни можно рассматривать как сохранение равновесия между мечтой и страхом на основе внутренних ресурсов человека.
Мы рекомендуем использовать алгоритм работы со смыслом жизни в консультировании по вопросам субъективной составляющей здоровья по следующим проблемам: возрастной кризис, кризис отношений, ПТРС, экзистенциальный вакуум, изменение образа жизни, формирование ЗОЖ.

Литература

Ананьев В. А. Основы психологии здоровья. Книга 1. Концептуальные основы психологии здоровья.— СПб.:Речь, 2006. - 384 с.
Арпентьева М.Р. Разработка интерактивной модели дидактической коммуникации и понимание // Вестник Костромского государственного педагогического университета. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювентология. Социокинетика., 2014 №3 С.73-78
Бернс Р., Развитие Я-концепции и воспитание. М.: "Прогресс", 1986. С. 30-66.
Валеева, Г.В. Гармонизация детско-родительских отношений: учебно-практическое пособие Челябинск: Изд-во Юж.-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2016.250с.
Валеева Г. В. Психологическое консультирование как технология развития психологической готовности будущих учителей к оздоровительной деятельности // Вестник ЧГПУ, 2013. № 11. С. 26-37.
Леонтьев, Д.А. Психология смысла. М.: Смысл, 2007. 511 с.
Лэнгле А., Уколова Е.М., Шумский В.Б., Современный экзистенциальный анализ: история, теория, практика,
исследования. М.: Логос, 2014. 556с.
Полуяхтова, Т.З., Комов А.Е., Родник фрактальной мудрости, или свежий взгляд на наши возможности.М.: Издательский дом «деловая литература», 2002. 160 с.
Смысл жизни и акме: 10 лет поиска. Материалы VIII - X симпозиумов. — Под ред. А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чуковского. — Часть 1. — Москва: Смысл, 2004. 328 с.
Франкл, В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности: Тексты (Электронный ресурс). - М.: МГУ, 1982.
Чудновский В. Э., Смысл жизни: проблема относительной эмансипированности от «внешнего» и «внутреннего» // Психологический журнал. 1995. Т. 16. № 2. С. 15-25.

Источник: Академическое психологическое консультирование: психологическое сопровождение образования 2019 Арпентьева Мариям Р., Валеева Галина В., Гриднева Светлана В., Ключевская Ирина С., Тащёва Анна И., Малышева Евгения В., Максакова Елизавета В., Прусова Александра А., Ромашенкова Евгения С.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.