Функции социального педагога
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

Функции социального педагога

Профилактическая функция:

• организует систему профилактических мер по предупреждению отклоняющегося и преступного поведения детей и подростков;
• оказывает содействие в изменении отношения человека к жизни, окружению, самому себе;
• влияет на формирование нравственно-правовой устойчивости личности.

 

Аналитико-диагностическая функция:

• изучает и реально оценивает особенности социально-культурной среды (характер взаимоотношений, микроклимат, условия развития ребенка в семье, школе, взаимодействия в неформальных группах), направленность влияния социальных групп на личность и личности на социальную группу;
• выявляет социальный статус ребенка, его референтную группу;
• устанавливает причины социального неблагополучия семьи, школьного класса;
• изучает возрастные и индивидуальные особенности развития личности;
• определяет достоинства ребенка, содействует выявлению особо одаренных детей;
• изучает причины отклоняющегося поведения, «проблемное поле» развития личности;
• анализирует направленность личности (ценностные ориентации, мотивы и потребности, интересы и склонности, установки, мировоззрение);
• определяет особенности и степень влияния СМИ на личность подрастающего человека.

Перечень методик, необходимых для изучения личности и социальных групп

1. Изучение условий воспитания в семье:
1.1. Методика А. Ф. Фидпера.
1.2. Анкеты изучения детско-родительских отношений.
2. Изучение школьного класса:
2.1. Методика ЦОЕ.
2.2. Социометрия и референтометрия.
2.3. Анкеты изучения взаимоотношений в классе.
3. Изучение личности:
3.1. Опросник МПС (мотивационно-потребностная сфера).
3.2. Опросник Т. Лири (характерологические особенности).
3.3. Опросник Басса-Дарки (склонность к агрессии).
3.5. Карта нравственного лидера.
3.6. Опросник К. Леонгарда и Н. Шмишека.
4. Изучение влияния СМИ.

Коррекционная функция:

• организует и осуществляет коррекцию всех воспитательных влияний социальной среды (семьи, школы, неформальных групп);
• осуществляет индивидуальную и групповую коррекцию отклонений в личностном развитии;
• фокусирует позитивные влияния и нейтрализует негативные влияния среды.

Коррекционная функция:

Прогностическая функция:
• планирует собственную деятельность на основе анализа процесса воспитания и результата предыдущей деятельности;
• оказывает помощь в саморазвитии личности по результатам анализа социальной ситуации; • прогнозирует и определяет перспективы развития личности в процессе социализации, а также деятельности субъектов социального воспитания;
• разрабатывает целевые комплексные программы по работе с семьей, молодежью, группами «социального риска».

Воспитательная функция:

• совместно с педагогическим коллективом, широкой общественностью организует процесс социального воспитания, содействует конструктивному решению проблем в семье, по месту жительства;
• участвует в формировании воспитательного потенциала микросоциума;
• влияет на поведение детей и молодежи, а также действия и поступки взрослых;
• активизирует психолого-педагогические знания в области воспитания среди различных категорий населения.

Коммуникативная функция:

• социальный педагог стрцит взаимоотношения с субъектами педагогического процесса на основе диалога, сотрудничества;
• формирует демократическую систему взаимоотношений в социальной микросреде (семье, школе);
• устанавливает тесные контакты с семьей, педагогами, различными институтами, осуществляющими воспитательно-образовательный процесс.

Организаторская функция:

• социальный педагог выступает организатором социально-значимой деятельности, развивая при этом творческий потенциал личности и коллектива;
• участвует в организации досуговой деятельности;
• координирует взаимодействие детских и молодежных организаций, различных институтов, содействующих социальному становлению личности;
• выступает в роли участника совместной деятельности, не отделяя себя от воспитанников, оставаясь при этом руководителем.

Охранно-защитная функция:

• социальный педагог использует весь комплекс правовых норм, направленных на защиту прав и интересов детей, подростков, молодежных объединений;
• взаимодействует с органами социальной защиты и помощи;
• содействует применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении специалистов, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на детей;
• обучает подрастающее поколение способам противостояния и приемам адекватной самозащиты.

Реабилитационная функция:

• организует систему мер по социально-педагогической реабилитации и поддержке лиц, вернувшихся из мест заключения.
Источник: Социально-психологическая помощь, авторы составители Л.В.Орлова, Н.В.Кастюк. - Мн. Красико-Принт, 2005

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.