На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы"
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы"
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы"
Тема 2. Концепция медико-социальной работы
Тема 3. Модель специалиста по медико-социальной работе
Тема 4. Медико-социальные технологии в учреждениях здравоохранения
Тема 5. Медико-социальная помощь больным с различными заболеваниями
Тема 6. Медико-социальные технологии в центрах социального обслуживания, в правоохранительных и образовательных учреждениях
Тема 7. Медико-социальная работа с различными группами населения
Раздел III. Сравнительный анализ медико-социальной работы в России и за рубежом
Заключение и литература
Все страницы

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ТОЛЬЯТТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ СЕРВИСА

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы" для студентов специальности 350500 "Социальная работа"

Составитель: к.м.н., доцент Л.И. Алифанова

Тольятти 2003

 

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Теоретические аспекты медико-социальной работы

Тема 1.Становление медико-социальной работы как профессиональной деятельности
Тема 2. Концепция медико-социальной работы
Тема 3. Модель специалиста по медико-социальной работе
Раздел II. Содержание и методика технологий медико-социальной работы
Тема 4. медико-социальная работа в учреждениях здравоохранения
Тема 5. медико-социальная помощь больным с различными заболеваниями
Тема 6. Медикосоциальные технологии в центрах социального обслуживания, в правоохранительных и образовательных учреждениях
Тема 7. медико-социальная работа с различными группами населения
Раздел III. Сравнительный анализ медико-социальной работы в России и за рубежом
Содержание семинарских занятий
Содержание индивидуальной работы
Учебнометодические материалы

ВВЕДЕНИЕ
Совершенствование социальной службы оказание населению медицинской, юридической, психологической, педагогической и другой помощи, пропаганда здорового образа жизни, планирование семьи, охрана физического и психического здоровья предусматривает разнообразие содержания форм и методов деятельности социального работника.
Одним из перспективных направлений социальной работы, которому предназначено данное пособие, является социально-медицинская работа, направленная на изучение неблагоприятных влияний социальных факторов на здоровье население, выработку научнообоснованных рекомендаций для их устранения с целью охраны и повышения уровня общественного здоровья.
В учебнометодическом пособии систематизированы вопросы оказания социально-медицинской помощи населению, представлены теоретикометодологические и организационнометодические основы построения и реализации отечественной социально-медицинской работы, освещены проблемы правового обеспечения социальномедицинских услуг.
В отдельных темах отражены технологии социально-медицинской работы с различными группами населения, большое внимание уделено лечебнопрофилактической деятельности социального работника, дается сравнительный анализ социально-медицинской работы в России и за рубежом.
Таким образом, данный курс обеспечивает целостную систему знаний будущего специалиста по социальной работе по проблемам медико-социальной направленности.
Цель курса формирование современных представлений о социально-медицинской работе как о новом виде профессиональной деятельности комплексноинтегрированного характера.
Задачи освоения курса:

  1. раскрыть теоретикометодологические основы социально-медицинской работы;
  2. дать научное представление о концепции социально-медицинской помощи в России;
  3. охарактеризовать базовую модель социально-медицинской работы;
  4. познакомить студентов с нормативноправовой базой социально-медицинской работы;
  5. современный уровень знаний содержания и методики технологий социально-медицинской работы:
  1. в центрах социального обслуживания;
  2. в учреждениях образования и здравоохранения;
  3. в армии и правоохранительных органах;
  4. с различными группами населения;

рассмотреть сравнительный анализ медико-социальной работы в России и за рубежом.

СТРУКТУРА И ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ

Виды работ

Специальность 350500

Всего часов,
в том числе

162

Лекции

32

Семинарские занятия

28

Формы контроля

Зачет Экзамен

VI VII

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ (МСР)
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ медико-социальной РАБОТЫ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Отечественный опыт медико-социальной работы.
  2. Обоснование медико-социальной работы.
  3. медико-социальная работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности.

Отечественный опыт медико-социальной работы
В генезисе социальной работы лежат традиции милосердия и благотворительности в общественной и духовной жизни России. Традиции милосердия складывались на Руси столетиями, составляя основы благотворительности, поднимающейся из глубины веков как стремление помочь «бедным, дряхлым, хворым, неимущим».
На протяжении многих веков средоточием социальной помощи «сирым и убогим, увечным и больным» являлась церковь. Киевский князь Владимир Церковным уставом 996 г. официально вменил в обязанность духовенству заниматься общественным призрением, определив «десятину» на содержание монастырей, больниц и богаделен.
Мысль о развитии государственной помощи была впервые высказана царем Иваном Грозным на Стоглавом соборе (1551 г.), когда он утверждал, что в каждом городе должны быть построены богадельни, больницы, чтобы создать приюты для всех нищих и убогих.
Первая в России гражданская «правильно устроенная» больница была открыта в 1650 г. стараниями боярина Федора Ртищева, члена кружка «ревнителей благосердия».
Развитие мер общественного призрения в определенную систему явилось заслугой Петра I. В 1712 г. Петр I требует повсеместного устройства госпиталей «для увечных и самых престарелых», а городским магистратам вменяет в обязанность изыскивать меры для оказания помощи и выделения пособия бедным, а также заботиться о предупреждении нищеты. При Петре I была создана сеть социальных заведений, имеющих специальное назначение «смирительных домов», «прядильных домов», «гошпиталей».
То, что было заложено Петром I, продолжила Екатерина П. В 1775 г. императрицей была основана государственная система общественного призрения.

В 1776 г. Екатерина II основала больницу на 150 коек, в которую «безденежно» принимались «отставные на свое пропитание солдаты, приказные духовного чина, неимущие и жены их», получившую название Екатерининской.
После эпохи Екатерины II к концу XIX в. было образовано более 1000 благотворительных обществ.
В середине прошлого столетия широкое распространение получило в России движение общинных сестер милосердия, задачей которых являлась подготовка опытных сестер милосердия и помощь в обслуживании раненых и больных.
Памятником благотворительности является Странноприимный дом графа Шереметьева, в настоящее время Московский городской научноисследовательский институт скорой помощи им. Н.В. Склифосовского и Центральный музей медицины. Странноприимный дом состоял из больницы на 50 коек и богадельни на 100 мест. В больнице ежегодно находились на лечении 9001250 больных, а отделение для приходящих при больнице принимало за год от 46 до 60 тыс. больных.
В 1876 г. была открыта первая детская больница, построенная на пожертвования промышленника П.Г. фонДервиза, получившая название Владимирской (ныне Московская городская детская клиническая больница № 2 им. Н.В. Русакова). При больнице действовало благотворительное общество, на средства которого для бедных детей в летнее время организовывались так называемые летние колонии в подмосковных имениях.
Во второй половине XIX в. в Москве создаются многочисленные общества врачей различных специальностей. Одним из таких объединений являлось Общество русских врачей, созданное под руководством замечательного хирурга и терапевта, профессора Московского университета Ф.И. Иноземцева.
Благотворительной деятельности посвятил большую часть своей жизни врачгуманист Ф.П. Гааз, безвозмездно лечивший больных в богадельных домах.
По ходатайству Гааза были отпущены средства на устройство тюремной больницы на Воробьевых горах.
В 1883 г. было организовано Русское общество охранения народного здравия. В числе активных его членов А.П. Доброславин, Н.Е. Введенский, Ф.Ф. Эрисман, Д.И. Менделеев. Целью общества являлось содействие улучшению общественного здоровья и санитарных условий.
В 1902 г. обществом была организована первая в России миссия «Капля молока», в рамках которой производилась не только раздача молока, но и создавались первые детские консультации.
Одним из наиболее крупных благотворительных обществ того времени, имевших свои отделения во многих городах России, было Императорское человеколюбивое общество. Цель его заключалась в доставлении бедным людям пособий разного рода.
Новую волну благотворительности в различных слоях общества вызвала война 19141916 гг. Обществом «Помощь» было организовано оказание материальной помощи жертвам войны и пострадавшему от войны населению.
После социалистической революции 1917 г. была узаконена передача больничным кассам лечебных учреждений, принято Положение о страховании на случай болезни. Медицинские учреждения больничных касс составили основу сформировавшейся в первые месяцы советской власти, по существу, новой системы здравоохранения.
После введения новой экономической политики в здравоохранении наметился возврат к медицинскому страхованию. В 19211923 гг. были введены для работодателей страховые взносы по отдельным видам страхования.
В тот период фонды социального страхования разделялись на местные, губернские и всесоюзные.

В начале 30х годов, когда социальное страхование в СССР было передано профсоюзам, страховые кассы и все связанное с медицинским страхованием было ликвидировано.
Последующий период укрепление государственной системы здравоохранения. Была создана разветвленная сеть учреждений по оказанию первичной медикосанитарной помощи, признанная на международном уровне. Этот опыт представляет интерес для многих стран и сегодня. Его изучают и используют многие организаторы социальной работы. Обоснование медико-социальной работы
Кризисное положение общества настоятельно требует преодоления общего состояния дезадаптации личности, социального одиночества и депривации, роста тревожности и различных девиаций, усугубляющих течение как острых, так и хронических заболеваний, патологических состояний, формирующих дополнительные сложности в осуществлении лечебнопрофилактических мероприятий в условиях резкого снижения здравоохранительного и социального потенциала семьи, личности, общества в целом.
В этой связи возникла целесообразность обоснования медико-социальной работы как современной стратегии медико-социальной помощи населению Российской Федерации. Обоснованием медико-социальной работы явились:

  1. Материалы ООН о значимости развития социальной политики, направленной на обеспечение экономической и социальной защиты населения в условиях кризиса, и необходимости отработки механизма реализации социальных гарантий граждан, в том числе с участием здравоохранительных учреждений.
  2. Стратегия ВОЗ в целях достижения «здоровья для всех к 2000 году», обосновывающая важность интеграции медицинской и социальной деятельности в этом направлении, а также необходимость развития межсекторального сотрудничества.
  3. Результаты отечественных комплексных научных исследований проблем здоровья и образа жизни, раскрывающих методологические и методические основы изучения здоровья населения, отдельных групп, семьи, индивидуума, проблем здоровья и образа жизни и факторов, их обуславливающих.
  4. Современные подходы к реформированию здравоохранения в Российской Федерации, позволяющие создать правовой механизм ответственности и заинтересованности за состояние здоровья населения со стороны государства и гражданина, предприятия, лечебнопрофилактического учреждения и других социальных субъектов; особенности развития социального обслуживания населения в Российской Федерации на основании многофакторной социальной политики, учета адресности социальной поддержки, оказания социально медицинских, психологопедагогических, социальноправовых услуг, проведения социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.
  5. Исторические корни благотворительности и милосердия в России, позволяющие рассматривать их как этапы становления и основу отечественной медико-социальной работы. Необходимость учета зарубежного опыта профессиональной работы, сложившегося в последние десятилетия в экономически развитых государствах (схема 1).

Схема 1 Обоснование медико-социальной работы

Материалы ООН о стратегических целях социального развития

Стратегия ВОЗ по достижению здоровья для всех к 2000 году

Результаты отечественных социальногигиенических исследований

Современные концепции реформирования здравоохранения и социальной защиты населения

Исторические корни становления социальной помощи в России и зарубежный опыт социальной работы

Достижение возможно высокого уровня здоровья и социального благополучия. Удовлетворение жизненных потребностей человека.
Обеспечение социальных гарантий граждан.

Определение общественного здоровья.
Задачи и возможные пути достижения здоровья. Межсекторальное сотрудничество в охране здоровья. Адекватное развитие служб медикосанитарной помощи.

Социальногигиенические основы изучения здоровья населения. Социальная направленность охраны здоровья. Ориентация на здоровый образ жизни. Место и роль системы здравоохранения в СССР.

Официальные материалы и документы. Современные концепции реформирования здравоохранения в РФ.
Современные концепции реформирования системы социальной защиты населения.

Истоки социальной помощи и этапы ее становления. Зарубежный опыт социальной работы. Место и роль социальной работы в учреждениях здравоохранения.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА МЕДИКОСОЦИАЛЬНОИ РАБОТЫ

Концепция медико-социальной работы

Базовая модель медико-социальной работы

Модель специалиста по
медико-социальной работе

Организационнометодические вопросы подготовки кадров

Программнометодическое обеспечение подготовки специалистов

медико-социальная работа как вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности
Особенность медико-социальной работы состоит в том, что как профессиональная деятельность она формируется на стыке двух самостоятельных отраслей здравоохранения и социальной защиты населения. Отечественный опыт организации первичной медикосанитарной помощи, зарубежный опыт социальной работы в здравоохранении показывают, что, несмотря на предпринимаемую координацию усилий в помощи лицам, имеющим как медицинские, так и социальные проблемы, реальная координация ведомственных действий недостаточно эффективна. Оптимальное взаимодействие вырабатывается лишь после длительной совместной работы в смежном секторе.
Медицинские работники на практике вынуждены выполнять ряд функций социальных работников: отечественные дипломированные специалисты по социальной работе появились лишь в последние годы, и их число незначительно. В свою очередь, социальные работники очень часто работают с клиентами, которые страдают психической и физической патологией, что обязывает их выступать и в роли врачевателей.
Обозначая место медико-социальной работы среди смежных видов деятельности, необходимо отметить координирующую роль социального работника в разрешении всего комплекса проблем клиента, оказавшегося в сложной жизненной ситуации и требующего соучастия специалистов смежный профессий врачей, психологов, педагогов, юристов. Квалифицированное содействие клиентам в решении их жизненных проблем определяют профессиональные особенности социальной работы. Профессия социального работника тесно связана с названными смежными профессиями. Однако необходимо выделить ее главную отличительную особенность Н.С. Данакин отмечает, что если психолог имеет дело с психикой человека, социолог с его социальными отношениям, врач с состоянием его физического и психического здоровья, а юрист с его правовым поведением, т.е. каждый из них подходит к человеку с какойто одной стороны, то социальный работник воспринимает его как целостного индивида, в единстве его различных сторон.
медико-социальная работа имеет много общего по своей сути с медицинской помощью и деятельностью органов здравоохранения в целом. Но при этом она не претендует на выполнение лечебнодиагностических функций, а предусматривает тесное взаимодействие с медицинским персоналом и четкое разграничение сфер деятельности.
Являясь видом мультидисциплинарной деятельности и реализуясь в области интересов здравоохранения и социальной защиты населения, медико-социальная работа использует формы и методы, сложившиеся в системе здравоохранения профилактические, реабилитационные, психотерапевтические и др.; в системе социальной защиты населения социальное консультирование, социальные пособия, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, организацию дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, предоставление временного приюта и др.
Наряду с этим в данной сфере деятельности могут использоваться также формы и методы, сложившиеся в педагогике, психологии, правовой сфере. Конкретная структура медико-социальной работы в каждом случае определяется конкретным профилем патологии или проблемой жизненной ситуации, в которой оказался клиент. Умение на практике сочетать необходимые формы и методы является важнейшей задачей профессиональной подготовки специалиста.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.