На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы" - Тема 3. Модель специалиста по медико-социальной работе
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы" - Тема 3. Модель специалиста по медико-социальной работе
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы"
Тема 2. Концепция медико-социальной работы
Тема 3. Модель специалиста по медико-социальной работе
Тема 4. Медико-социальные технологии в учреждениях здравоохранения
Тема 5. Медико-социальная помощь больным с различными заболеваниями
Тема 6. Медико-социальные технологии в центрах социального обслуживания, в правоохранительных и образовательных учреждениях
Тема 7. Медико-социальная работа с различными группами населения
Раздел III. Сравнительный анализ медико-социальной работы в России и за рубежом
Заключение и литература
Все страницы


ТЕМА 3. МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ПО медико-социальной РАБОТЕ

  1. Паспорт специалиста по медико-социальной работе. Общие требования.
  2. Специальные функции специалиста.
  3. Модель подготовки специалиста.

Паспорт специалиста по медико-социальной работе. Общие требования
Учитывая многоаспектность деятельности специалистов в области медико-социальной работы и относительную новизну в постановке данной проблемы, а также многообразие контингентов и типов учреждений различной ведомственной принадлежности, в которых используется труд социальных работников, возникла необходимость в первую очередь разработать модель такого специалиста.
Основу модели специалиста составляют два компонента паспорт специалиста и модель его подготовки. Разработка паспорта специалиста предполагает: вопервых, уяснение личностных качеств специалиста, определение его знаний и умения, которые должны быть развиты в процессе его профессиональной подготовки независимо от типа социального работника; вовторых, определение круга его должностных обязанностей, вычленение специальных функций медико-социальной работы.
При определении качеств личности социального работника с высшим образованием необходимо учитывать показатели, которые характеризуют уровень интеллектуального, общекультурного и нравственного потенциала личности.
Профессиограмма социального работника требует высоких стандартов поведения и профессионализма, особенно в плане самоконтроля, стрессоустойчивости, коммуникабельности.
Таким образом, в своей повседневной практике социальный работник базируется на: 1) официальных, легитимных полномочиях; 2) конкретном должностном и социальном статусе; 3) профессиональной и личной репутации; 4) знаниях, умениях, навыках, опыте; 5) личной привлекательности, обаянии, технике общения, наличии харизматических данных и т.п.
Мировая практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения. Независимо от специализации и рабочего места он участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья, выступает в качестве «учителя здоровья».
Изучение основ здоровья это в большей степени медикобиологический аспект. И все же необходимо помнить, что, хотя все медицинские доктрины в своей основе имели две взаимосвязанные цели сохранение здоровья и лечение болезней, фактически медицина является наукой о болезнях. Человек связан с отношениями в обществе и его социальной структурой. Поэтому невозможно решать проблемы здоровья без широкого спектра социальных факторов. Напомним, что, по данным зарубежных и отечественных исследователей, здоровье человека на 50% зависит от образа жизни.
Деятельность социальных работников характеризуется по меньшей мере тремя подходами к вмешательству в проблему.
Воспитательный подход позволяет социальному работнику выступать в роли учителя, консультанта, эксперта: давать советы, обучать навыкам, моделированию и демонстрации правильного поведения, устанавливать обратную связь, применять ролевые игры как метод обучения.
Фасилитативный подход выполняет роль пособника или помощника, сторонника или посредника в преодолении проблемной дезорганизации личности. Он нацелен на интерпретацию поведения, обсуждение альтернативных направлений деятельности и действий, объяснение ситуаций, мобилизацию внутренних ресурсов.
Адвокативный подход применяется в тех случаях, когда социальный работник выполняет ролевые функции адвоката от имени конкретного клиента или группы клиентов. Используя такой подход, социальный работник оказывает помощь в выдвижении усиленной аргументации, подборе документально обоснованных обвинений и т.п. Специальные функции специалиста
Вторая важнейшая составляющая паспорта специалиста определение его должностных обязанностей, специальных функций, которые он выполняет на уровне профессионального дипломированного работника.

Проведенный анализ данных научной литературы позволил систематизировать обширный перечень функций специалистов, которые в разной мере и разном объеме участвуют в оказании медико-социальной помощи различным группам населения, и составить в соответствии с предложенной нами концепцией обобщенный перечень специальных функций, объединив их в три группы: медикоориентированные, социальноориентированные и интегрированные.
Медикоориентированные функции:

  1. организация медицинской помощи и ухода за больными
  2. оказание медико-социальной помощи семье
  3. медикосоциальный патронаж различных групп
  4. оказание медико-социальной помощи хроническим больным
  5. организация паллиативной помощи умирающим
  6. предупреждение рецидивов основного заболевания, выхода на инвалидность, смертности
  7. санитарногигиеническое просвещение
  8. информирование клиента о его правах на медикосоциальную помощь и порядке ее оказания с учетом специфики проблем нуждающегося.

Социальноориентированные функции:

  1. обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и оказания медико-социальной помощи
  2. представление в органах власти интересов лиц, нуждающихся в медико-социальной помощи
  3. содействие в предупреждении общественно опасных действий
  4. оформление опеки и попечительства
  5. участие в проведении социальногигиенического мониторинга
  6. участие в создании реабилитационной социальнобытовой инфраструктуры для нуждающихся категорий населения
  7. обеспечение доступа клиентов к информации по вопросам их здоровья
  8. информирование клиентов о льготах, пособиях и других видах социальной защиты
  9. содействие клиента в решении социальнобытовых и жилищных проблем, получении пенсий, пособий и выплат
  10. семейное консультирование и семейная психокоррекция
  11. психотерапия, психическая саморегуляция
  12. коммуникативный тренинг, тренинг социальных навыков. Интегративные функции:
  13. комплексная оценка социального статуса клиента
  14. содействие выполнению профилактических мероприятий социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья на индивидуальном, групповом и территориальном уровнях
  15. формирование установок клиента, группы, населения на здоровый образ жизни
  16. планирование семьи
  17. проведение медико-социальной экспертизы
  18. осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов
  19. проведение социальной работы в психиатрии, наркологии, онкологии, геронтологии, хирургии и других областях клинической медицины
  20. содействие предупреждению распространения ВИЧинфекции и обеспечение социальной защиты инфицированных и членов их семей
  21. социальноправовое консультирование
  22. организация терапевтических сообществ само и взаимопомощи реабилитационного, психологопедагогического, социальноправового характера
  23. участие в разработке комплексных программ медико-социальной помощи нуждающимся группам населения на разных уровнях
  24. обеспечение преемственности при взаимодействии специалистов смежных профессий в решении проблем клиентов.

Предложенная функциональная характеристика специалиста по медико-социальной работе дает возможность пользоваться ею при разработке нормативных документов по социальной работе в различных областях здравоохранения и социальной защиты населения. Модель подготовки специалиста
Создание системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для медико-социальной работы сложная задача. Особенностью ее организационнометодических аспектов является отсутствие достаточного опыта подготовки отечественных социальных работников.
Основные положения системы подготовки кадров в рамках предлагаемой концепции медико-социальной работы представляются следующим образом.
Первый уровень – подготовка персонала младшего звена. Может осуществляться в средних учебных заведениях с введением нескольких дополнительных дисциплин (факультативных) и организацией практики или в профессиональных училищах. Это начальное медикосоциальное образование.
Второй уровень подготовка персонала среднего звена. Предусматривает подготовку на базе среднего образования или переподготовку среднего медицинского персонала по специальной образовательной программе в учебных заведениях типа колледжа или техникума. Это среднее медикосоциальное образование.
Третий уровень подготовка персонала высшего звена. На этом уровне осуществляется подготовка специалистов по медико-социальной работе в объеме пятилетнего вузовского образования. Такое обучение может осуществляться на факультетах социальной работы медицинских, гуманитарных или других вузов. В настоящее время нормативноправовой основой такого вида образовательной деятельности могут являться различные специализации медико-социальной направленности. Подготовка персонала высшего звена может также осуществляться в виде переподготовки врачей по специальным учебным программам.
Четвертый уровень последипломная подготовка. Этот уровень представляется в виде различных курсов переподготовки и повышения квалификации дипломированных специалистов и преподавателей.
В условиях современного кризиса в России трудного прогнозировать потребность в специалистах на длительную перспективу. Более реальным является составление среднесрочного и краткосрочного прогноза на 23 года в сочетании с перспективной долгосрочной прогнозной оценкой.
Проблема научного обоснования потребности в специалистах медикосоциального профиля связана прежде всего с динамикой здоровья населения, демографическими показателями и проблемами потребности в медицинских кадрах и общегосударственной кадровой политикой в целом. В формировании потребности в специалистах по медико-социальной работе необходимо учитывать состояние законодательства, регламентирующего условия выхода на пенсию по возрасту; продолжительность рабочего времени и систему регулирования оплаты труда; вопросы занятости населения в различных отраслях экономики; состояние здоровья населения, уровень социальной напряженности в обществе, потребности различных категорий населения в медико-социальной поддержке; источники насыщения отрасли здравоохранения специалистами гуманитарного профиля, уровень насыщаемости специалистами; увязку территориальных и отраслевых принципов планирования подготовки специалистов по социальной работе (медицинские и педагогические вузы, университеты, юридические вузы, кадровые центры и институты народного хозяйства и т.д., которые имеют различную ведомственную подчиненность) и др.
Этапы проведения научных исследований для осуществления таких расчетов, как правило, должны включать:

  1. Медикосоциальную характеристику обслуживаемого контингента (семьи, инвалиды, пожилые и т.д.).
  2. Медикосоциальную оценку сложных жизненных ситуаций и проблем.
  3. Анализ факторов, предопределяющих остроту и сложность проявления имеющейся стрессовой ситуации.
  4. Выявление и осмысление основных факторов, препятствующих успешной деятельности специалистов по социальной работе.
  5. Обоснование форм, методов, масштабов и тактики социальной работы: определение численности нуждающегося контингента, форм предупреждения и решения проблем.
  6. Определение объема необходимых ресурсов для проведения медико-социальной работы как среди населения, так и в учреждениях системы здравоохранения, социальной защиты населения, образования и др.

Предлагаемые подходы ориентируют на создание точных методик расчетов потребности в специалистах по медико-социальной работе для различных регионов и отдельных сфер медицины и здравоохранения.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.