На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы" - Тема 2. Концепция медико-социальной работы
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы" - Тема 2. Концепция медико-социальной работы
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы"
Тема 2. Концепция медико-социальной работы
Тема 3. Модель специалиста по медико-социальной работе
Тема 4. Медико-социальные технологии в учреждениях здравоохранения
Тема 5. Медико-социальная помощь больным с различными заболеваниями
Тема 6. Медико-социальные технологии в центрах социального обслуживания, в правоохранительных и образовательных учреждениях
Тема 7. Медико-социальная работа с различными группами населения
Раздел III. Сравнительный анализ медико-социальной работы в России и за рубежом
Заключение и литература
Все страницы


ТЕМА 2. КОНЦЕПЦИЯ медико-социальной РАБОТЫ

  1. Основные понятия, объекты и предмет медико-социальной работы. Принципы деятельности.
  2. Базовая модель медико-социальной работы.
  3. Нормативноправовая база медико-социальной работы.

Основные понятия, объекты и предмет медико-социальной работы. Принципы деятельности
В современных условиях усугубления социальных проблем, снижения показателей здоровья населения возрастает объективная потребность решения взаимосвязанных проблем медицинского и социального характера на качественно новом уровне в рамках предлагаемого направления медико-социальной работы. Оказание специальной помощи междисциплинарного характера, специфика ее форм и методов позволяют рассматривать такой вид деятельности, как самостоятельное направление социальной работы.
медико-социальная работа это новый вид мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психологопедагогического и социальноправового характера, направленный на восстановление, сохранение и укрепление здоровья. Она принципиально изменяет комплексную помощь в сфере охраны здоровья, так как предполагает осуществление системных медикосоциальных воздействий на более ранних этапах развития болезненных процессов и социальной дезадаптации потенциально ведущих к тяжелым осложнениям, инвалидизации и летальному исходу. Таким образом, медико-социальная работа приобретает не только выраженную реабилитационную, но и профилактическую направленность.
Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.
Как правило, такие лица оказываются в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность человека: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жестокое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица.
Принципы деятельности
При организации медико-социальной работы необходимо придерживаться основных принципов. Таковыми являются:

  1. экосистемность учет всей системы взаимоотношений человека и окружающей его среды в данной проблемной парадигме;
  2. полимодальность сочетание в медико-социальной работе различных подходов, способов действия;
  3. солидарность согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений и учреждений с разной формой собственности;
  4. конструктивная стимуляция отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки и смещение акцента на развитие и поощрение личной активности и ответственности клиентов;
  5. континуальность непрерывность, цельность, функциональная динамичность и плановость медико-социальной работы, понимание ее как процесса с обязательным планированием последовательных этапов деятельности достижения конкретных целей и наблюдающихся значимых изменений статуса и модуса субъектов помощи.

Предметом медико-социальной работы как самостоятельной науки являются закономерности содействия становлению и реализации жизненных сил индивидуальной и социальной субъектности человека, а также совершенствование механизмов сопряженности жизненных сил и средств обеспечения их осуществления, реабилитации.
Объектом медико-социальной работы являются различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенцируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.
К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, детисироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает на протяжении последних лет. Необходимо подчеркнуть, что одной из причин этого является низкая эффективность существующих форм и методов работы с ними, а также отсутствие должной сети специально ориентированных на такого рода деятельность служб.
Базовая модель
С целью поиска оптимальных и наиболее эффективных форм и методов медико-социальной работы в соответствии с названными основными направлениями представляется целесообразной разработка базовой модели, позволяющей обеспечить единые методические подходы в данном виде деятельности. В рамках концепции необходимо отметить, что построение такой модели основывается на двух положениях.
Первое. Выделяется пять групп клиентов: 1) группа повышенного риска; 2) члены семьи клиента и его ближайшего окружения; 3) больные с выраженными социальными проблемами; 4) длительно и часто болеющие; 5) инвалиды.


Элементы базовой модели медико-социальной работы
ГРУППА ПОВЫШЕННОГО РИСКА ЗАБОЛЕВАНИЙ
СЕМЬИ КЛИЕНТОВ И БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ
ЧА СТО И ДЛИТЕЛЬНО БОЛЕЮЩИЕ
БОЛЬНЫЕ С ВЫРАЖЕННЫМИ СОЦИАЛЬНЫМИ ПРОБЛЕМАМИ

ИНВАЛИДЫ
Второе. В работе с каждой из перечисленных групп клиентов специалист выполняет два блока основных мероприятий: медикосоциальную работу профилактической направленности; медикосоциальную работу патогенетической направленности.
медико-социальная работа профилактической направленности включает выполнение мероприятий по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формирование установок на здоровый образ жизни, обеспечение доступа к информации по вопросам здоровья, участие в разработке целевых программ медико-социальной помощи на различных уровнях, социальное администрирование, обеспечение социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.
медико-социальная работа патогенетической направленности включает мероприятия по организации медико-социальной помощи; проведение медико-социальной экспертизы; осуществление медицинской, социальной и профессиональной реабилитации инвалидов; проведение социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения, проведение коррекции психического статуса клиента, создание реабилитационной социальнобытовой инфраструктуры, обеспечение преемственности во взаимодействии специалистов смежных профессий и др.
Такой подход при сохранении единства принципов позволит учесть специфику профессиональной социальной работы с конкретными контингентами различного профиля в отдельных областях медицины или в системе социальной защиты населения.
Правовые основы и нормы
В последние годы в Российской Федерации идет активный процесс формирования правовой базы, которая позволяет разрабатывать отраслевые нормативноправовые документы по обеспечению населения медико-социальной помощью на уровне профессиональной медико-социальной работы.
Важнейшим документом, регламентирующим медикосоциальную работу, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Оказание медико-социальной помощи это профессиональная обязанность не только медицинских, но и социальных работников, закрепленная в статье 20 как правовая норма.
Вторым основополагающим правовым документом стал Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации». Этот закон определяет социальное обслуживание как деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социальнобытовых, социальномедицинских, психологопедагогических, социальноправовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в сложной жизненной ситуации
Правовой основой медико-социальной работы являются также законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и другие законодательные акты. На основании правовой базы на уровне ведомств разрабатываются нормативноправовые документы, которые позволят ввести востребованную временем медикосоциальную работу в практику социальных институтов.
В нынешних условиях особую важность приобретает разработка межотраслевого документа, в котором должны быть изложены единые методологические подходы к медико-социальной работе и положения которого позволили бы на общей основе формировать этот вид деятельности в различных областях медицины и социальных службах.
В настоящее же время разработки отдельных коллективов и авторов носят эмпирический характер. Так, разрабатываются отдельно проекты нормативных документов о медико-социальной работе в наркологии, онкологии, планировании семьи и т.д. При всей значимости такой деятельности актуальной остается необходимость использования единого методического подхода, обеспечивающего междисциплинарный характер нового вида деятельности.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.