Страница 7 из 9
ТЕМА 7. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ ГРУППАМИ НАСЕЛЕНИЯ
- Медико-социальная работа с инвалидами.
- Медико-социальная работа с лицами пожилого и старческого возраста.
- Медико-социальная работа с детьми-инвалидами.
Медико-социальная работа с инвалидами На сессии Парламентской Ассамблеи Совета Европы (1992г) в Рекомендациях № 1185 к реабилитационным программам инвалидность определяется как ограничения в возможностях, обусловленные физическими, психологическими, сенсорными, социальными, культурными, законодательными и иными барьерами, не позволяющими человеку быть интегрированным в общество. Учитывая фундаментальные ценности профессиональной социальной работы, такие как значимость, достоинство и уникальность каждой личности, человеку с ограниченными возможностями должны быть предоставлены в обществе все условия, способствующие реализации этих ценностей. Существующие международные стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов, созданные на основании декларации о правах инвалидов, декларации о правах умственно отсталых лиц, декларации социального прогресса и развития, принципов защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи, провозглашают принцип равных возможностей всех членов общества. Стандартные правила предполагают равноправное участие инвалида во всех сферах социальной жизни и помощь ему со стороны органов практического здравоохранения, образования, организаций социальных служб и социальной работы. Стандарты могут служить теоретико-практическим руководством для медико-социального работника при работе с той или иной категорией населения, в том числе с инвалидами и нетрудоспособными. Следует, однако, отметить, что положения стандартных правил по разным причинам не всегда могут быть реализованы в полном объеме и служат своего рода ориентирами для социального работника или соответствующего социального учреждения. Медико-социальный работник в своей практической деятельности должен по мере возможности использовать положения правил для улучшения качества жизни инвалидов и нетрудоспособных. По сути, правила носят универсальный характер социальных технологий развития инвалидов и лиц пожилого и старческого возраста, целевой установкой для медико-социального работника в его повседневной работе с инвалидами служат первые четыре, разумеется, что последующие не могут игнорироваться, оставаясь в сфере его деятельности. Правило № 1 - углубление понимания проблемы. Ставится задача максимально полно представить информацию инвалидам и членам их семей об их правах и особенно имеющихся возможностях. Выполнение такой задачи будет способствовать использованию резервных возможностей человека для самообеспечения своих потребностей для жизни в обществе. На углубление понимания проблемы самим инвалидом следует особо обратить внимание при составлении общеобразовательных программ для инвалидов-детей и при подборе программ медико-социальной реабилитации. Правило № 2 - медицинское обслуживание инвалидов. Для медико-социального работника претворение в жизнь положений правил является существенным разделом работы. Совместно с соответствующими специалистами медико-социальный работник обеспечивает разработку программ раннего выявления, оценки и лечения дефектов, приводящих к инвалидности. Правило № 3 - реабилитация. Медико-социальная реабилитация предусматривает осуществление комплекса мер по поддержанию определенного оптимального для инвалида уровня жизни. Программа реабилитации отражает сложившуюся фактическую потребность инвалида и возможность ее удовлетворения и призвана обеспечить участие человека в жизни общества на равных правах. Реабилитационные мероприятия направлены на структурно-функциональное восстановление целости поврежденных тканей и органов (регенерация), восстановление их деятельности (реституция) и воздействие на процессы, связанные с замещением или восполнением утраченных функций (компенсация). Программа реабилитации включает также консультирование инвалидов и членов семей, обучение самообслуживанию и ряд других мероприятий, проводимых совместными с инвалидами усилиями. Правило № 4 - вспомогательные услуги - предполагает обеспечение инвалидов вспомогательными устройствами и услугами, необходимым оборудованием, индивидуальной помощью с учетом конкретных потребностей для создания инвалиду равных возможностей в обществе. Особое значение имеет фактическое предоставление возможности воспользоваться вспомогательными услугами (исключение ограничений, в том числе и материальных). Приведенные стандартные правила должны помочь медицинскому социальному работнику представить проблему в целом и определить приоритетные направления оказания специализированной социальной помощи инвалидам. Для определения объема и качества специализированной социальной помощи социальный работник руководствуется законодательной базой Федеральных законов: «Об основах социального обслуживания населения в РФ», «О социальной защите инвалидов РФ», «О дополнительных социальных гарантиях по защите детей-инвалидов с детства в РФ», «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «Об охране здоровья граждан» и рядом постановлений Правительства РФ. Медико-социальная работа с лицами пожилого и старческого возраста Практико-ориентированный характер деятельности социального работника в условиях стационарных учреждений обосновывает необходимость специализации социальной работы по признаку направления, предмета или объекта деятельности с выделением специализации - медико-социальная помощь людям пожилого возраста и инвалидам в условиях стационарных учреждений. Центральной фигурой для домов интернатов становится социально-медицинский работник, призванный объединить и регламентировать социально-медицинскую и реабилитационную работу с учетом профиля учреждения и характера оказываемых услуг. Особая роль при оказании специализированной социальной помощи пожилым отводится социальному работнику в учреждениях здравоохранения. В задачу медико-социального специалиста практического здравоохранения, обладающего знаниями психофизиологических особенностей пожилого клиента соответственно причине, приведшей человека к такому состоянию, входит определение степени возможного участия его в трудовой деятельности, помощь в адаптации к новым условиям, определение режима питания, формирования соответствующего образа жизни с предоставлением равных возможностей участия в общественной, культурно-спортивной жизни. При оказании медико-социальной помощи социальный работник руководствуется как запросами самого клиента, так и целесообразностью и полезностью проводимых мероприятий в конкретных условиях проживания или нахождения пациента в стационарном учреждении. Особое значение имеет заинтересованность и участие самого инвалида в проведении социальных программ. Следует отметить, что реализация медико-социальных услуг удовлетворяет те потребности пожилого человека, которые не находят своего решения в реальной действительности экономического кризиса в условиях зарождающихся рыночных отношений в нашей стране. Оказание социальным работником медико-социальной помощи ликвидирует неудовлетворенность этой категории населения в деятельности органов практического здравоохранения и тем самым создает определенное равновесие в вопросах медицинского обеспечения социально незащищенных людей с ограниченными возможностями. Выполняя задачи по уходу за престарелыми, решая в определенной степени вопросы врачевания, медицинский социальный работник воздействует на образ жизни пациента, способствуя по меньшей мере его психической реабилитации. При патронажной работе особую заботу медицинский социальный работник проявляет к гражданам, находящимся под постоянным контролем социальных служб. Важно не только поставить на учет клиента, но и проанализировать социальную обстановку в семье, связанную часто со многими нерешенными вопросами материального и психологического характера, решить вопросы необходимости оказания специализированной социальной помощи - предоставления медицинских услуг. В функциональные обязанности медицинского социального работника входит решение вопросов организации медицинской помощи пожилым. Социальный и медицинский работник совместно с медицинскими работниками территориальной поликлиники или диспансера оказывает организационную помощь при проведении медико-социальной реабилитации в условиях стационара или на дому, осуществляет помощь в организации санаторно-курортного лечения, организует профилактические осмотры с целью раннего выявления заболеваний или физических дефектов, способных привести к инвалидности, помогает приобрести необходимые тренажеры, средства передвижения, коррегирующие аппараты. Предназначение медико-социального работника, предписываемое этическим кодексом социального и медицинского работника, служить во имя повышения благосостояния человека с ограниченными возможностями, способствовать его самореализации, оказывать помощь в решении вопросов удовлетворения его потребностей и интересов для равноправного участия в жизни общества. При выборе приоритетов в направлениях социальной политики должно быть отдано предпочтение оказанию социальной защиты пожилых лиц. Медико-социальная работа с детьми-инвалидами В последние годы в России отмечается значительное увеличение числа детей-инвалидов. С 1986 года число таких детей увеличилось в 3 раза и насчитывает не менее 900 тысяч. Ежегодно рождается более 30000 детей с аномалиями, 70-75% из них являются инвалидами. Наиболее высокий уровень детской инвалидности отмечается в Алтайском крае, Республике Тува, Омской, Свердловской, Самарской, Белгородской и Кировской областях, городе Москве.
В структуре причин детской инвалидности преобладают психоневрологические заболевания (более 60%), заболевания внутренних органов (до 20%), заболевания опорно-двигательной системы (9-10%), нарушение зрения (около 13%), слуха (около 4%). Факторами, способствующими возникновению инвалидности у детей, являются ухудшение экологической обстановки, неблагоприятные условия труда женщин, рост травматизма, отсутствие условий и культуры здорового образа жизни, высокий уровень заболеваемости родителей, особенно матерей, и другое. Проблема «ребенок-инвалид» носит комплексный и многоплановый характер. С одной стороны, семья ребенка-инвалида - это комплекс взаимосвязанных проблем выживания, социальной защиты, образования. С другой - сам ребенок-инвалид: его проблема как личности заключается не только (а возможно, и не столько) в отсутствии слуха, зрения, способности передвигаться, а в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, забот и интересов. Суть личностной проблемы ребенка-инвалида заключается в его изолированности от общества, в котором ему предстоит расти и жить, и общество должно подходить к решению проблемы «инвалид-личность» не с позиции жалости к некоему явлению вне самого общества, а с позиции содружества, соучастия, содействия, сотворчества. Одной из основных задач социальных работников является оказание помощи детям-инвалидам и их семьям. В РФ осуществляются мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей-инвалидов, их социальной защите. Различают четыре группы факторов риска, приводящих к возникновению инвалидности у ребенка: пренатальные (наследственные), перинатальные (больная мать), не-онатальные (внутриутробные) и приобретенная патология. В связи с чем необходима разработка целенаправленных подходов к ребенку-инвалиду, в зависимости от особенностей причин инвалидности. Сбор материала может осуществляться методами анкетирования, интервьюирования, наблюдения, контент-анализа медицинских документов. Проанализировав собранный материал, можно представить общую характеристику инвалидности детей изучаемого региона и выявить специфику инвалидности возрастных групп в зависимости от факторов риска по следующим параметрам:
- ребенок как личность (его значимость, достоинства, уникальность);
- биологические, психологические и социальные изменения в процессе роста ребенка;
- потребность ребенка в зависимости от окружающих и потребность в автономии;
- роль окружающих в становлении ребенка;
- влияние на развитие ребенка экономического положения в семье;
- характеристика проявления различных форм насилия по отношению к ребенку-инвалиду (в семье, среди сверстников, отношение социального работника к ребенку-инвалиду с учетом двойственного отношения к девиантному поведению таких детей и Др.).
Необходимо изучить, как сами дети смотрят на свою инвалидность и в какой степени они понимают свои возможности, свои права. Связующим звеном между конкретным ребенком-инвалидом и его семьей и субъектами семейной политики должен стать социальный работник, в функции которого входят оказание юридической, медицинской, психологической и других видов консультативной помощи, организация материальной поддержки, а также стимулирование семейных усилий для создания экономической независимости семьи.
Социальный работник должен обладать комплексом знаний по социальной медицине, валеологии, санологии, знать о формах и методах обучения, воспитания и оздоровления детей-инвалидов. Работая с детьми-инвалидами, социальный работник руководствуется нормативными актами, инструкциями и рекомендациями. Нормативные акты касаются льгот, пособий, пенсий и других форм социальной помощи, которая направлена на поддержание жизнедеятельности инвалидов. Основными документами, определяющими комплекс мер социальной защиты инвалидов, являются: Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1971 года, «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов» (Указ Президента РФ от 2 октября 1992 года), «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» (Указ Президента РФ от 2 октября 1993 года), «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет» (Приказ Минздрава РФ № 117-1от4 июля 1991 года), программа «Дети России», федеральная программа «Социальная поддержка инвалидов». Дети-инвалиды и их семьи имеют ряд льгот, обеспечивающих их жизнедеятельность, это льготы по протезированию, жилищные, бытовые, по медицинскому обслуживанию и другие. Уровень цивилизованности общества во многом определяется его отношением к детям, в том числе с умственными и физическими недостатками. Создание оптимальных условий для успешной коррекции нарушений в развитии ребенка, воспитании, обучении, его социально-трудовой адаптации относится к числу важнейших его задач.
|