На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы" - Тема 6. Медико-социальные технологии в центрах социального обслуживания, в правоохранительных и образовательных учреждениях
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы" - Тема 6. Медико-социальные технологии в центрах социального обслуживания, в правоохранительных и образовательных учреждениях
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Учебно-методическое пособие по дисциплине "Содержание и методика социально-медицинской работы"
Тема 2. Концепция медико-социальной работы
Тема 3. Модель специалиста по медико-социальной работе
Тема 4. Медико-социальные технологии в учреждениях здравоохранения
Тема 5. Медико-социальная помощь больным с различными заболеваниями
Тема 6. Медико-социальные технологии в центрах социального обслуживания, в правоохранительных и образовательных учреждениях
Тема 7. Медико-социальная работа с различными группами населения
Раздел III. Сравнительный анализ медико-социальной работы в России и за рубежом
Заключение и литература
Все страницы


ТЕМА 6. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЦЕНТРАХ
СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ, В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ
И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

  1. Медико-социальная работа в центрах социального обслуживания.
  2. Медико-социальная работа в армии и правоохранительных органах.
  3. Медико-социальная работа в учреждениях образования.

Медико-социальная работа в центрах социального обслуживания
Медико-социальная работа в центрах социального обслуживания города Тольятти проводится в следующих направлениях:

  1. работа специалистов в учреждениях медико-социальной экспертизы;
  2. работа в центрах медико-социальной реабилитации инвалидов;
  3. работа в специализированных отделениях помощи на дому.

К учреждениям, которые проводят медико-социальную экспертизу, относятся: бюро медико-социальной экспертизы, представляющее службу на местном уровне; главное бюро медико-социальной экспертизы, представляющее службу на уровне субъекта Российской Федерации.
Эти учреждения создаются, реорганизуются и ликвидируются по решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Расходы на их содержание производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Число учреждений, а также их профили и штаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро различного профиля: общего, специализированного и смешанного.
Бюро специализированного профиля образуются для проведения медико-социальной экспертизы больных с определенными заболеваниями, различными дефектами и последствиями травм (больных туберкулезом, лиц с психическими расстройствами, заболеваниями и дефектами органов зрения, болезнями органов кровообращения, онкологическими заболеваниями и др.).
В штатный норматив бюро входят специалисты, принимающие экспертное решение (три врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. В состав бюро общего профиля входят терапевт, хирург, невропатолог. В специализированных бюро, как правило, из трех врачей два - специалисты по профилю бюро.
Существуют две формы направления на медико-социальную экспертизу: направление учреждения здравоохранения и направление органа социальной защиты населения.
Учреждение здравоохранения направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.
Форма направления учреждения здравоохранения на медико-социальную экспертизу утверждена приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14.05.97 № 141 «О введении учетной формы "Направление на медико-социальную экспертизу"» (форма 1).
Орган социальной защиты населения может направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Как правило, на медико-социальную экспертизу по направлению органа социальной защиты населения принимается лицо без определенного места жительства.
В направлении органа социальной защиты населения указываются данные о категории гражданина, его социальном статусе, социально-бытовых условиях проживания, а также цель направления его на медико-социальную экспертизу, признаки ограничения жизнедеятельности, причины нуждаемости в мерах социальной защиты. В направлении должны быть перечислены медицинские документы, выданные государственными (муниципальными) лечебными учреждениями, подтверждающие стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами.
Форма направления органа социальной защиты на медико-социальную экспертизу утверждается Министерством труда и социального развития Российской Федерации (форма 2).
В случае если учреждение здравоохранения или орган социальной защиты населения отказывают в направлении на медико-социальную экспертизу, гражданин или его законный представитель может обратиться в бюро (главное бюро) самостоятельно.

Центр медико-социальной реабилитации инвалидов системы социальной защиты населения создается для оказания высококвалифицированной специализированной помощи инвалидам в возрасте от 15 до 50 лет по медицинской, психологической, социальной реабилитации.
Центр осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральным Законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 15.11.95 г. № 181-ФЗ.
В своей деятельности центр руководствуется Конституцией РФ, Законами РФ, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями Правительства РФ.
Основные задачи центра:

  1. Разработка комплексных программ по социальной защите инвалидов.
  2. Дифференцированный учет инвалидов, нуждающихся в реабилитационной помощи, формирование банка данных об инвалидах района.
  3. Оказание социальных, бытовых, медицинских, консультативных и иных услуг инвалидам.
  4. Уточнение медицинского диагноза и социально-средовых особенностей с целью определения потребности инвалидов в различных видах и формах реабилитационной помощи.
  5. Совместно с МСЭ разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.
  6. Проведение лечебно-восстановительных мероприятий.
  7. Проведение профессиональной ориентации на основе тестирования.
  8. Проведение психокоррекции, установок инвалидов на активный образ жизни, труд, общение в семье, обществе.
  9. Адаптация инвалидов к трудовой деятельности.
  10. Подбор инвалидам вспомогательных технических средств для осуществления передвижения, организация пунктов проката.
  11. Обучение инвалидов навыкам самообслуживания, поведения в быту и общественных местах, самоконтролю.
  12. Формирование у инвалидов потребностей в занятиях физкультурой и спортом, создание групп «Здоровье» для пожилых инвалидов.
  13. Оказание медико-консультативной помощи по вопросам реабилитации инвалидов общественными, государственными и иными организациями, представляющими интересы инвалидов.
  14. Участие в научно-исследовательской деятельности и внедрении ее результатов в практике медико-социального реабилитационного центра.
  15. Обеспечение учета и оказание необходимой помощи инвалидам в получении протезно-ортопедических изделий.
  16. Обучение и переобучение.

В настоящее время в центрах социального обслуживания населения создаются специализированные отделения помощи на дому, которые предоставляют не только услуги населению по организации питания, быта, досуга, но и социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги, а также оказывают:

  1. содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения;
  2. содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения;
  3. помощь в получении и оформлении путевок на санаторно-курортное лечение;
  4. содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также предметов ухода и реабилитации;
  5. уход за ослабленными престарелыми, инвалидами в дневное время, включая подогрев пищи, гигиеническое умывание, смену нательного и постельного белья;
  6. наблюдение за состоянием здоровья (измерение артериального давления, температуры, пульса, осмотр кожи и слизистых, опрос больного);
  7. оказание экстренной доврачебной помощи;
  8. выполнение медицинских процедур по назначению врача;
  9. обучение членов семьи уходу за престарелыми и инвалидами;
  10. проведение санитарно-просветительной работы, обучение мерам индивидуальной профилактики.

Медико-социальная работа в армии и правоохранительных органах
Военно-врачебная экспертиза определяет годность граждан по состоянию здоровья к военной службе.
Граждане проходят военную службу по призыву либо в добровольном порядке (по контракту) в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также пограничных войсках федеральной пограничной службы Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в железнодорожных войсках Российской Федерации, войсках федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных войсках, формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности Российской Федерации, органах федеральной пограничной службы Российской Федерации, федеральных органах правительственной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации и создаваемых на военное время специальных формированиях и являются военнослужащими.
В соответствии со ст. 51 Основ военно-врачебная экспертиза устанавливает у военнослужащих (граждан, призванных на военные сборы) и уволенных с военной службы причинную связь заболеваний, ранений, травм с военной службой (прохождением военных сборов); определяет виды, объем, сроки осуществления медико-социальной помощи военнослужащим и их реабилитации. Порядок организации и производства военно-врачебной экспертизы установлен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.04.95 № 390 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.98 № 1232).
Для проведения военно-врачебной экспертизы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, в органах внутренних дел, органах внешней разведки, органах контрразведки, федеральном агентстве правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации создаются военно-врачебные комиссии и вра-чебно-летные комиссии.
В отдельных случаях военно-врачебные комиссии могут создаваться в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения, в которых по согласованию с соответствующими органами управления здравоохранением проводятся медицинское обследование и лечение лиц, проходящих военную службу по контракту и призыву, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел.
Заключения военно-врачебной экспертизы являются обязательными для исполнения должностными лицами на территории Российской Федерации.
Судебно-медицинская и судебно-психиатрическая экспертизы. Судебно-медицинская экспертиза - исследование врачом-специалистом вопросов медицинского характера,

возникающих в процессе деятельности следственных и судебных органов, и дача по ним заключений.
Проведение судебно-медицинской экспертизы обязательно также при решении некоторых вопросов, связанных с социальной защитой граждан. В частности, такая экспертиза обязательна, когда необходимо определить степень утраты трудоспособности, если увечье получено не при исполнении трудовых обязанностей.
Необходима такая экспертиза и для определения психического состояния гражданина при решении вопроса о его дееспособности. Назначается судебно-медицинская экспертиза судом при решении спорных вопросов в области медико-социальной экспертизы (установление группы и причины инвалидности, степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастного случая при исполнении трудовых обязанностей и т.д.).
В соответствии со ст. 52 Основ судебно-медицинская экспертиза производится в медицинских учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения экспертом бюро судебно-медицинской экспертизы, а при его отсутствии - врачом, привлеченным для производства экспертизы, на основании постановления лица, производившего дознание, следователя, прокурора или определения суда.
Судебно-психиатрическая экспертиза производится в предназначенных для этой цели учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Гражданин или его законный представитель имеет право ходатайствовать перед органом, назначившим судебно-медицинскую или судебно-психиатрическую экспертизу, о включении в состав экспертной комиссии дополнительно специалиста соответствующего профиля с его согласия.
Порядок организации и производства судебно-медицинской и судебно-психиатрической экспертиз устанавливается законодательством Российской Федерации. Заключения учреждений, производивших судебно-медицинскую и судебно-психиатрическую экспертизы, могут быть обжалованы в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Медико-социальная работа в учреждениях образования
Социология девиантного поведения детей, объединяющая биомедицинское, педагогическое, правовое и другие направления социальной работы, включает в себя и проблему медико-социальной работы в образовательных учреждениях.
Нельзя не учитывать, что ежегодно около 500 тыс. детей остаются без одного из родителей, 16% детей рождаются вне зарегистрированного брака, около 100 тыс. воспитываются в государственных учреждениях, среди которых отказные дети, дети родителей, лишенных родительских прав, так называемые «социальные» сироты.
Увеличиваются хронические формы патологии у детей, нарастет детская инвалидность.
В структуре причин отклонений в состоянии здоровья детей преобладают хронические заболевания - болезни психической сферы, обмена веществ, болезни костно-мышечной и мочеполовой системы, нарушение зрения и др.
Следует выделить проблему детской инвалидности. Среди причин детской инвалидности ведущее место занимают болезни центральной и периферической нервной системы (свыше 50%).
При определении технологий социального развития детей из социопатических семей следует учитывать наличие у них многочисленных болезней нервно-психической сферы, неврозов, различных проявлений энуреза. По данным Ю.Е. Вельтищева (1994 г.), такие дети нуждаются не только в педагогических мерах коррекции воспитания, а зачастую в лечебных мероприятиях. Среди медицинских проблем выделяются следующие: социальная депривация, инфальтилизм, психосоциальная депривация с низким ростом, синдром «избитого ребенка», минимальная мозговая дисфункция - синдром дефицита внимания гиперактивных детей, «школьная» фобия, синдром Мюнхаузена, психопатология, неврозы, болезни нервной системы.
Психологические аспекты сохранения здоровья у детей и подростков приобретают особое значение при решении проблемы девиантного поведения. Наличие многочисленных отклонений в психосоматическом статусе выдвигает необходимость совместных усилий социальных работников, врачей-педиатров, педагогов.
Задача социального работника - создать для осознания ребенком с девиантным поведением основного гуманистического принципа неповторимости и ценности жизни каждого человека и его в том числе, которые способствуют соблюдению нравственных норм поведения и самоутверждения, обеспечив такой личности возможность самореализации свободного человека.
Социальный работник обязан оказывать помощь ребенку с девиантным поведением в становлении его как личности, а не ограничивать его возможности только адаптацией к окружающим условиям, к среде обитания, образовательной среде.
Для определения технологий социально-медицинского развития детей с девиантным поведением следует проанализировать и обобщить сведения о детях и подростках, находящихся под контролем социальных служб: дети с ограниченными возможностями, инвалиды с детства, дезадаптированные несовершеннолетние дети, безнадзорные несовершеннолетние, оставшиеся без попечения родителей, осиротевшие дети, дети группы риска (длительно, часто болеющие с хронической патологией) и др.
Необходимо также выявить специфику возрастных групп детей применительно к практической социальной работе. При этом важное значение приобретает знания социального работника о биологических, психологических и социальных изменениях, которые происходят в процессе роста ребенка и его взросления.
Наиболее ответственным для становления ребенка как личности является период в 12-15 лет. В этот период подростки стремятся к автономии от взрослых, наступает смена поведения, увеличивается частота психических реакций (вплоть до суицидов), появляется пристрастие к никотину, алкоголю, наркотикам, возможны рост гинекологических заболеваний, ранняя беременность.
Раздвоенное состояние, когда ребенок чувствует себя взрослым, совершает поступки, выходящие за рамки адекватного детского поведения, не отвечая в полной мере за них, оставаясь в сущности своей ребенком, приводит к конфликтам с окружающими и в случаях отношения к ним как к ребенку и как к взрослому.
Находясь в постоянной зависимости от взрослых, ребенок в то же время испытывает потребность в автономии, и здесь важно определить роль окружающих в становлении ребенка. Следует учитывать характер отношений к ребенку и самого социального работника, выступающего по меньшей мере в роли старшего.
Участие взрослых в формировании ребенка выдвигает на первый план позитивный характер его взаимоотношений в семье, коллективе, школе.
Особого внимания заслуживают дети из малообеспеченных семей; дети безработных родителей; дети многодетных семей; дети, живущие с одним из родителей; дети разведенных родителей; дети родителей-инвалидов; дети-сироты, воспитываемые родственниками; дети социопатических семей; родителей-алкоголиков, наркоманов; приемные дети; дети мигрантов; бездомные дети; нежеланные дети в семье; дети с синдромом «забитого ребенка», дети-подростки, употребляющие алкоголь, наркотик или табак; дети, рожденные курящими матерями; дети, инфицированные ВИЧ; дети-подростки, стоящие на учете в органах милиции; дети, длительно не посещающие школу; дети, отстающие в обучении; дети с признаками психосоциальной депривации; дети с хроническими инвалидизирующими заболеваниями или дети-инвалиды.
Социально-медицинская работа с детьми с девиантным поведением нуждается в определении фактической потребности в консультациях медицинских специалистов, объеме социально-медицинских и вспомогательных услуг, характере традиционных методов оздоровления соответственно возрастным группам и выявленным факторам риска.
В ходе реализации проектов по проблемам молодежи Всероссийская ассоциация «Здоровье молодежи» пришла к выводу о необходимости развития в стране специальных служб для работы с подростками - медико-педагогических центров. Такие центры создаются в регионах распоряжением местных органов исполнительной власти, правовой статус определяется с учетом региональных особенностей.
Основными направлениями деятельности таких центров являются:

  1. целенаправленная информационная работа с различными категориями населения и специалистами для изменения отношения к планированию семьи, сексуальному воспитанию и поведению подростков на уровне общества и семьи;
  2. оказание медико-социальной и психологической помощи по следующим направлениям: планирование семьи, индивидуальный подбор контрацепции с последующим наблюдением; лечение и профилактика болезней, передаваемых половым путем, и ВИЧ-инфекции, включая экспресс-диагностику, решение проблем психосексуальных взаимоотношений; правовая помощь;
  3. подготовка и повышение квалификации кадров, работающих в области планирования семьи и полового образования;
  4. обеспечение подростков и молодежи доступными средствами контрацепции и популярной литературой по планированию семьи;
  5. работа с подростками и молодежью в организованных коллективах в форме бесед, показа и обсуждения специальных видеофильмов, распространения информационных материалов о работе центра;
  6. индивидуальная работа с трудными подростками, с неблагоприятными семьями и инвалидами по оказанию помощи по планированию семьи и социально-психологической адаптации в семье и обществе;
  7. амбулаторное прерывание беременности с последующим подбором контрацепции;
  8. привлечение средств массовой информации для распространения и пропаганды идей планирования семьи в регионе.

Исходя из необходимости формирования у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству, российской ассоциацией «Планирование семьи» разработана образовательная программа "Основы планирования семьи и здорового образа жизни". Авторы полагают, что программа может быть использована педагогами, психологами, медицинскими и социальными работниками, работающими с подростками в возрасте 14-18 лет как в школе. Необходим тщательный отбор и всесторонняя подготовка специалистов для работы с подростками. В этой связи программа может использоваться в ходе профессиональной подготовки или повышения квалификации специалистов в этой области.
Программа состоит из шести разделов:
I - Развитие организма человека,
II - Ответственное родительство, планирование семьи и продуктивное здоровье,

  1. - Особенности взросления и становления сексуальности,
  2. - Личность, общество, семья,

V - Психология общения,
VI - Основы здорового образа жизни.

Каждый раздел включает в себя перечень тем, их краткое содержание, ключевые слова, с которыми слушатели должны быть ознакомлены в ходе занятия.
Данная программа является одной из первых, базирующаяся на комплексном подходе в половом образовании, интегрированной с вопросами здорового образа жизни.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.