Социальный патронаж семьи
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе

1. Социальный патронаж и патронат

Социальный патронат – это институционализированная и устанавливаемая в правовом плане система взаимоотношений социальной службы с семьей как клиентом, попавшим в трудную жизненную ситуацию или находящимся в социально опасном положении. Социальный патронат семьи устанавливается для создания благоприятных условий в семье, для воспитания и полноценного развития детей. В качестве своего основного клиента патронат рассматривает всю семью в целом как единую систему, а ребенка – как ее неотъемлемую часть. Он способствует реализации совместных коллективных действий клиента-семьи и социального работника, которые направляются на подъем самосознания и самоконтроля и на осуществление позитивных перемен в отдельно взятой «ячейке» общества.


Социальный патронаж – это индивидуальная деятельность специалиста в отношении конкретного клиента (семьи), призванная мобилизовать и повысить адаптационные возможности клиента. Цель – создание условий, при которых клиент самостоятельно справляется с проблемами. Активная жизненная позиция формируется в процессе профессионального сопровождения (патронажа) путем развития у клиента социальных навыков, повышения его социальной компетентности и способности к адаптации в обществе.
Патронат и патронаж органично вписываются в систему социального обслуживания и предполагают обязательное определение возможностей и функциональных обязанностей специалистов, использование всей доступной информации, осознанное и добровольное взаимодействие сторон, участвующих в патронажных действиях. Отношения специалистов с клиентами строятся на принципах гуманизма, уважения к личности и жизненному опыту клиента, учета его потенциальных возможностей, лучших качеств, при соблюдении конфиденциальности и законности.

2. Подходы в реализации патронажа

1. Системный. В основе лежит концепция выявления скрытых взаимосвязей, отношений и взаимоотношений семьи и детей, обязательный их учет при разработке проекта программы реабилитации.
2. Структурный. Предполагает внесение социальной службой изменений в структуру собственных связей семьи и все системы, которые могут помочь семье. Социальным работникам желательно начинать работу с попытки оценить ситуацию с точки зрения всех ее участников. Данный подход определяет следующие направления работы с клиентом:
• непосредственное ознакомление с индивидами и группами, находящимися в аналогичной ситуации с клиентом;
• воздействие на естественные и социальные системы, влияющие на жизнь клиента;
• анализ влияния естественных и институциональных систем, воздействующих на всех лиц в аналогичной ситуации.
3. Экологический. Предполагает работу социальных служб в «пограничных зонах», выступая в качестве посредника. Взаимодействие понимается как непрерывный взаимный обмен в системе «личность – окружающая среда», в процессе которого каждая из сторон меняет форму и влияет на другую. Данный подход имеет прямое отношение к изменению качества жизни и социального окружения клиента.

Задача социальной службы – помогать семье в устранении жизненных препятствий через мобилизацию и поддержку ее конструктивного потенциала, присущего всем людям.

Области внимания социального работника К. Левина:
1. Жизненные переходы (стадии развития семьи: созревание, кризис, старение).
2. Межличностные процессы (взаимоотношения и общение в парах, семьях, группах, системах, сообществах и др.).
3. Свойства окружающей среды (аспекты социальных и физических характеристик – их формальные и неформальные возможности и недостатки, оказывающие влияние на отдельных людей и группы).
Кроме жизненного пространства, важным для патроната и патронажа является понятие «жизненные проблемы», которое определяет затруднения клиента, связанные со стрессом, возникающим под влиянием окружающей среды. Большинство клиентов патроната испытывают стрессовые нагрузки из-за опасности ситуации, в которой пребывают и расценивают как превосходящую их личные возможности для противостояния ей.
4. Подход социального научения предполагает, что клиентам необходимо содействие в овладении новыми знаниями, умениями и навыками для повышения компетентности клиента и включения его в практическую деятельность.
Основное положение теории социального научения (А. Бандура) состоит в том, что изменение поведения – это процесс, и разные люди имеют различную степень готовности к изменениям и достаточную мотивацию для них. Установив стадию готовности, специалист по социальной работе может поставить реальную цель перехода на следующий этап формирования устойчивой мотивации (участие в тренингах, группах поддержки, отказ от деструктивного поведения или воздержание от него). Наиболее важные понятия данной теории: моделирование, социальное подкрепление и самоэффективность.
Отличительной чертой всех перечисленных подходов является их акцент на интегративное, комплексное решение проблемы и постпатронатную поддержку.

3. Принципы патронажа

• Уважение автономности семьи и личности, получающей помощь, ее права на свободный выбор своего пути развития, образа жизни (если это не противоречит интересам других членов семьи, детей).
• Индивидуальный подход с опорой на существующие возможности и ресурсы семьи без искусственного навязывания ей чуждых целей и задач.
• Объективная оценка потребностей семьи и оказание ей помощи в ответственном решении собственных проблем, осознании и принятии своей жизни и трудностей.
• Реалистичность требований и задач, которые специалист ставит перед семьей, исходя из реальных условий и желания помочь семье преодолеть отчуждение от мира, открыть собственные ресурсы, стать более ответственным за собственную жизнь, судьбу, семью, детей.
• Взаимодействие и содействие специалиста и клиента по корректировке ситуации.
• Разделение ответственности между специалистом и клиентом, с постепенной передачей полноты ответственности клиенту.
• Создание условий для самостоятельного творческого освоения клиентом системы взаимоотношений с окружающим миром и средой, совершения значимых жизненных выборов.
• Признание первичности реальной социальной обстановки и жизнедеятельности семьи и вторичности патронажа.

4. Классификации патронажа

Первая классификация основывается на характере действий: социальный, психологический, медико-социальный, педагогический.
Вторая классификация основывается на объектах патронажа, которые подразделяются по возрасту, половой принадлежности, медицинским показаниям, социальному статусу, семейным проблемам.
Третья классификация систематизирует патронаж по
обстоятельствам, в которых проходят патронажные действия:
в учреждении, на дому, на улице, в замещающих семьях.
Медико-социальный патронаж осуществляется в отношении инвалидов, проживающих в семьях, пожилых одиноких людей, временно-недееспособных или ограниченно дееспособных граждан.


Социально-психологический патронаж осуществляется в отношении клиентов, находящихся в состоянии дезадаптации и эмоционального напряжения. Предполагает:
• предоставление рекомендаций, информации;
• внесение системных изменений;
• психологическое и психосоциальное консультирование;
• перевод проблемы в термины желательных результатов и планирование методов изменения ситуации;
• помощь в развитии у клиента социальных и личностных навыков, позволяющих ему самостоятельно справляться с кризисами;
• обучение технологиям анализа и рефлексии ситуаций для выработки вариантов решений и ощущения собственной личностной состоятельности (постинтернатный патронаж).
Социально-педагогический патронаж предполагает помощь детям, попавшим в сложную жизненную ситуацию, способствует их вовлечению в деятельность, в которой они смогли бы реализовать свои интересы, таланты.


Основные зоны внимания специалистов:
• знание и учет потребностных состояний детей и выбор методов воздействия, способствующих трансформации их интересов через изменение среды, содержания личностносмысловой сферы, приобщения к интересной деятельности, способной увлечь;
• закрепление нового предметного содержания в качестве мотива, развитие привлекательности новой деятельности для ребенка, позволяющей зафиксировать пока нестабильное отношение и потребностное состояние и перевести его в увлечение, доминирующее над остальным;
• углубленное и последовательное вхождение в избранную и постоянно обновляющуюся область интересов и потребностей, открытие новых привлекательных сторон жизни, приобретение конкретных умений и навыков, расширение возможностей, способствующих переходу из сферы асоциальной деятельности в значимую, просоциальную.
Главная цель патронажа – изменение самосознания детей и подростков, отношения к себе и окружающим, формирование чувства ответственности, т.е. социальной позиции, способствующей их нормальному развитию (патронаж безнадзорных, беспризорных детей).


5. Этапы социального патронажа (действия)

• Изучение и прояснение ситуации с учетом социального и психологического состояния клиента;
• оказание конкретной (оперативной, экстренной) помощи, направленной на разрешение специфических кризисных проблем, требующих экстренного разрешения;
• оказание услуг профилактического плана, связанных со стабилизацией благоприятных тенденций, уменьшение факторов риска (обучение, моделирование, побуждение, посредничество и др.);
• объединение усилий участников системы профилактики для обеспечения комплексного подхода;
• интеграция клиента в терапевтическую среду семей, благополучно прошедших аналогичный кризис.
Технология патронажа: предварительная подготовка встречи с клиентом, постановка целей; оповещение клиента о времени визита; представление себя (нагрудный знак, визитка); обеспечение личной безопасности; представление и сообщение о цели визита; время посещения – 20–30 минут; подведение итогов. Если необходимо, совместно с клиентом составить отчет.

6. Виды работы с клиентами в процессе патронажа

1. Посредническая работа с клиентом патронажа – это не только исполнение специалистом связующих функций и координация усилий различных инстанций и ведомств для организации совместных с социальной службой патронажных действий, но и контроль за их выполнением.
Составные части посреднической деятельности: оценка особенностей клиента и его ситуации; предложение и организация психотерапевтического, физиотерапевтического и другого лечения, прогнозирование результатов; предоставление в полном объеме услуг, которые могут быть предоставлены специалистами службы; соблюдение прав клиента, в том числе контроль за соблюдением договорных обязательств представителями смежных организаций и служб; умение составлять официальные документы, сопроводительные письма.
2. Услуги по уходу или дневное попечительство над детьми. Услуги такого рода являются важной составляющей реабилитационных программ, которые позволяют родителям успешно сочетать трудовую деятельность, решение семейных и личных проблем с заботой о детях. Программа услуг по уходу за детьми не заменяет семейное воспитание, ответственность родителей, а лишь дополняет и расширяет их (отделения дневного пребывания для детей в возрасте до 7 лет, детей с особыми нуждами при социально-реабилитационных центрах, социальные группы при детских садах, пришкольные летние оздоровительные площадки и др.).
3. Кондуктивная социально-педагогическая помощь – это социально-педагогическое сопровождение зависимых детей и детей с особыми нуждами, которые не способны самостоятельно адаптироваться в обществе. Кондуктивный (сопровождающий ребенка) специалист помогает восстановить и вернуть зависимому ребенку способности к адаптации и развитию, постепенно социализируя, обучая и приводя в норму разбалансированные физические, психические и личностные возможности.
4. Кураторство с элементами надзора. Направлено на изменение традиционных установок системы правосудия и поиск альтернативных подходов, способных оградить детей и подростков, склонных к отклоняющемуся и девиантному поведению, от совершения в дальнейшем более серьезных правонарушений. Данная работа предполагает вовлечение детей и подростков в различные виды групповой и индивидуальной деятельности, школьные, спортивные и другие мероприятия; кураторство является более эффективным средством разрешения проблем подростков.
5. Забота о новом месте жительства – это мера, используемая социальными службами и правоохранительными органами в случаях жестокого обращения в семье с кем-либо из ее членов, тяжелого положения детей и отрицательного (криминального) воздействия на них в родительском доме, угрозе воздействия или устранения жертвы насилия. Данная помощь выражается в предоставлении нуждающимся членам семьи временного ночлега, устройства в убежища, приюты, кризисные центры, семейную воспитательную группу, созданную специально для данных целей.
6. Экономическая помощь предназначена для улучшения материального положения клиентов патронажа, но данный вид помощи должен носить строго регламентированный и адресный характер, применяться в самых экстренных случаях, так как длительное или необоснованное оказание данной помощи способствует превращению клиента в социального иждивенца. Кратковременная экономическая помощь должна стать одним из начальных этапов индивидуальной реабилитационной программы (социального патронажа) социальной службы с кровной семьей, имеющей реабилитационный потенциал.


7. Характер патронажа

1. Клиент-центрированный (доверительный, поддерживающий) для проблемных семей (соответствует этапу Превентивного патроната).
Семьи-клиенты: социально-здоровые (благополучные), проблемные.
Виды социального патронажа: консультирование, тренинги, организация оздоровления, семейного досуга, все виды медико-психолого-педагогической и социальной помощи. Механизм реализации: межведомственное взаимодействие на основе договоров.
Функции участковой социальной службы:
• социальная диагностика всех семей на участке;
• распределение случаев по системе патроната;
• социальный патронаж социальноздоровой и проблемной семей;
• координация работы служб и учреждений на участке и предоставление информации в КДН;
• контрольный патронаж (тип контроля) семей, прошедших реабилитационную программу.
2. Социальная служба, работающая по участковому принципу; Договорной (контрактный) для кризисных и асоциальных семей (соответствует этапу социального патроната);
3. Жестко-директивный (указание, директива, предписание) для дисфункциональных (аморальных и антисоциальных) семей.
Идея взаимности, заложенная в систему защиты интересов клиента, предполагает обязательное наличие двух уровней:
• оказание ему помощи и поддержки;
• наличие юридически обоснованной возможности расторгнуть договор о совместной деятельности службы и клиента-семьи при исходящей от нее угрозе безопасности окружающих.
Защита интересов и прав клиента включает:
1. Соблюдение в отношении клиента принципа социальной справедливости, обеспечение его социальной защиты. Гарантия получения социальной помощи и поддержки.
2. Охрану прав клиента на индивидуальность, признание его интересов, убеждений, жизненной позиции, объективное отношение к его проблемам.
3. Защиту человеческих, гражданских, юридических прав, свободы и автономии личности.
4. Защиту в случае необходимости всех профессионалов, оказывающих помощь клиенту.
5. Защиту ближайшего окружения от опасности, которая может исходить от клиента.
Изменение отношения клиента к себе и к ситуации – единственный путь для решения его проблем.
Основные стратегии работы с семьей (С. Минухин, Д. Хейли):
• следование за семьей с целью снижения сопротивления изменениям;
• реконструкция семейной системы.
М. Палаццоли выдвинул теорию, в основе которой лежит движение маленькими шагами или минимальными изменениями. Принципами работы становятся: информирование семьи, разработка совместных целей и задач, целенаправленное изменение убеждений и способов взаимодействия.
При патронаже особенно трудно поддерживать баланс между активным влиянием на жизнь клиента и сохранением за ним большей части ответственности; между контролем, поддержкой и свободным выбором, между помощью и зависимостью.

7.1. Правила специалиста по социальной работе при осуществлении патронажа семьи


1. Взаимодействие с самой семьей и совместная выработка решений.
2. Предотвращение опасности трансформации пользы в ее противоположность – деспотию в отношении клиента со стороны специалиста.
3. Соблюдение различий между личным и профессиональным долгом.
4. Последовательность и постепенность при работе с клиентом.
5. Контроль за своими эмоциями и поддержка взаимопонимания.
6. Отказ от соблазна навязать свое видение и решение проблемы клиенту.
7. Не критиковать, не осуждать, не злоупотреблять своим положением, прикрываясь высокими моральными принципами.
8. Применение тестов, опросников возможно только после установления прочных доверительных отношений.
9. Не суетиться, не заигрывать с членами семьи при установлении контакта с семьей-клиентом.
10. Не предлагать помощь, в которой семья не нуждается или необходимость которой пока не осознается, воздерживаться от споров по поводу предлагаемых семье «выгод».
11. Пояснять смысл и цель сделанных предложений.
12. Критически оценивать количество и качество сделанных предложений.

7.2. Организация визитов для установления контакта с семьей


1. Подготовка к знакомству с клиентом и системой его социального окружения. Это означает предварительный сбор всей возможной информации о клиенте: его личности, связях, создавшейся ситуации, особенностях реагирования на навязываемый контакт, возможные трудности и способы их преодоления. Задача первичных визитов – формирование доверия к специалисту, социальной службе.
2. Дальнейшее взаимодействие специалиста с клиентом-семьей должно соответствовать следующему алгоритму.
3. Общение с клиентом, умение слушать и слышать, анализировать, не принимать сторону клиента, не дать втянуть себя в конфликт, быть объективным, независимым арбитром.
4. Формирование мотивации клиента на получение помощи и согласия на сотрудничество со специалистом и службой.
5. Разработка совместного плана действий по выходу из кризисной ситуации.
6. Контроль за выполнением соглашения.
7. Передача полноты ответственности за развитие ситуации клиенту.
8. Закрепление позитивных навыков выхода из кризиса.
9. Подведение итогов работы.
10. Обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента и специалистов социальной службы.
11. Прощание с клиентом.
Эффективность патронажа зависит от конкретности той неблагоприятной среды, в которой находится клиент, его возраста, психического состояния, длительности пребывания, социального окружения, индивидуальных особенностей, характера проблемы.

7.3. Методика установления контактов с семьей


У неблагополучных семей существуют свои стихийно складывающиеся стратегии поведения в социуме и типы реагирования на неблагоприятные жизненные ситуации, которые проявляются на уровне решения их проблем при выстраивании отношений с общественными или государственными институтами:
• психологическая готовность при определенных благоприятных условиях конструктивно реагировать на предложение помощи извне (проблемные семьи);
• выжидание, растерянность, пассивная реакция на любые инициативы; превалирующая линия поведения – выживание любой ценой и, в основном, с опорой на резервы семьи, к чему вынуждает не стратегия преодоления кризиса, а потребность в психологической защите от него и от нестабильности в обществе (кризисные семьи);
• полная зависимость и иждивенчество находит выражение в прочной адаптации к роли подопечных, укоренившейся привычке перекладывать ответственность за решение своих проблем на общество, ведомства, родственников и т.д. (Данное поведение характерно для выпускников государственных учреждений, выросших на полном государственном обеспечении и не приспособленных к самостоятельной жизни, принятию самостоятельных решений, к жизни в реальных условиях, без постоянной опеки и др.). Сбои в системе взаимоотношений с социумом приводят к агрессии, готовности к конфликтам, конфронтации (асоциальные семьи);
• категоричность, неверие в возможность какой-либо поддержки, тем более со стороны официальных органов, представителей ведомств. Данная категория отказывается от услуг, придерживается активно-разрушительных стратегий поведения, предпочитая противоправные способы решения своих проблем (аморальные, антисоциальные семьи).
Данная классификация позволяет специалистам служб сопровождения семьи в зависимости от характера взаимодействия с клиентом, учитывать его особенности и разрабатывать индивидуальные стратегии работы.
Любая ориентация в ситуации кризиса и стресса вынуждает людей рационально согласовывать свои действия с другими людьми, на индивидуальном уровне, в одиночку. Организованные таким образом усилия направляются на сохранение семьи, жизни, детей, здоровья, личностной целостности и др. У каждого человека есть своя «ниша», своя жизненная позиция, на решение которой он способен найти силы».

7.3.1. Ступени формирования мотивации семьи к сотрудничеству


1. Создание и поддержание положительного настроя на общение. Члены семьи должны знать, с какой целью эти встречи организуются, какое поведение ожидается от них, они должны быть уверены в том, что семья не станет объектом критики, общественного суда. Войти в контакт с семьей на этом этапе патроната помогает «недирективная» позиция специалиста. Первые контакты с сопротивляющимся клиентом должны быть непродолжительными, включающими для обсуждения только самые простые, понятные и нейтральные, не вызывающие раздражений темы. Предъявление завышенных требований, стремление приступить к решению глобальных вопросов обескураживает и раздражает клиента. В отношениях со столь трудным, внутренне ожесточенным клиентом обязательно требуется длительный период адаптации и «расконсервации» внутренних конфликтов путем снятия напряжения, преодоления неприязни, достижения доверия и уверенности в готовности к контактам.


2. Эмпатическое слушание. Его правила:
• Слушайте клиента, пока содержание рассказа не станет вам понятно. В случае возникновения неясных моментов, задайте вопросы.
• Не позволяйте продолжительных пауз. Длительное молчание клиента говорит о его отчужденности и нарастающей агрессии. Молчание же специалиста может быть воспринято как демонстрация превосходства.
• Не прибегайте к искусственной эмпатии, даже если состояние клиента, его проблема вам понятны. Подобные проявления клиент расценивает как желание специалиста ускорить процесс. Специалист должен подмечать все ростки самостоятельности, активности, здоровых начал клиента, которые расцениваются как ресурсы клиента к реабилитации. При анализе его мотивации невозможны такие виды помощи, как советы, рекомендации.


3. Анализ проблем.
Анализ проблем позволяет вскрыть те аспекты, которые клиент попытался скрыть, исказил, не осознал. Ситуация обсуждения обстоятельств должна помочь увидеть проблему с разных сторон. Специалист должен задавать вопросы, анализировать, чтобы вывести клиента к реальным проблемам и желанию их решать.
Схема анализа, позволяющая прояснить проблемы, наиболее важные аспекты и продемонстрировать их клиенту:
• Условия в настоящее время. Какие внутренние и внешние условия способствуют обострению проблемы?
• История возникновения проблемы. Как и когда появилась, как менялась с течением времени, какими чувствами и событиями сопровождалась?
• Функциональное значение. Какой смысл обретает проблема в настоящее время, чем беспокоит семью?
4. Определение и формулирование проблем, заключение соглашения, направленного на их решение.


Формулирование клиентом своих проблем – это попытка изменить отношение к себе, к собственному поведению, вследствие чего клиент ощущает облегчение и желание принимать решения. Роль специалиста – помощь в вербальном осмыслении и оформлении.
Условия для определения проблемы:
1. Формулировку проблемы следует конкретизировать, избегая абстрактных слов и выражений.
2. Обозначить различные аспекты проблемы (обстоятельства в настоящее время, обстоятельства в прошлом, значение, социальный характер).
3. Формулировка должна содержать конкретные действия, направленные на решение.
4. Заключение договора социальной службы с клиентом на совместную деятельность для стабилизации семейной ситуации, который предполагает следующие пункты:
• цели и задачи патроната, социальной помощи и поддержки семьи;
• обязательства социальной службы;
• первоочередные проблемы и пути их решения;
• члены семьи, которые будут вовлечены в процесс;
• обязательные виды и формы помощи;
• дополнительные виды услуг;
• перечень специалистов, привлекаемых к работе с клиентом;
• место и сроки работы с семьей, регулярность и длительность встреч;
• предполагаемые методы работы;
• обязательства клиента;
• контроль за качеством выполнения обязательств сторонами;
• порядок разрешения взаимных претензий;
• условия расторжения договора.

7.3.2. Этапы работы социального педагога с семьей в рамках патронажа (А.К. Железнова)


1й этап. Знакомство. Договор с семьей.
Работа с семьей начинается с заключения двухстороннего договора между семьей и образовательным учреждением в лице социального педагога. Договор не имеет юридической силы. Его значение состоит в установлении «правил игры», очерчивании круга взаимных обязательств и прав, а также в закреплении в сознании сторон факта вступления во взаимоотношения для достижения общей цели.


2й этап. Вхождение в семью. Создание и поддержание мотивации к выходу из кризиса.
Специалист должен помочь сначала оформить имеющийся позитивный потенциал семьи в планы и намерения членов семьи, а затем способствовать воплощению этих планов и намерений в реальные действия, поступки, отслеживая последовательность целенаправленных действий по выходу из кризиса.
В основе мотивов к работе семьи со специалистом лежат:
• осознание семьей необходимости перемен; подчеркнутое внимание к семье со стороны социума;
• выдвижение реально достижимых целей;
• создание для членов семьи ситуации свободного выбора, в основе которого их позитивные намерения;
• хороший контакт, доверие членов семьи специалисту;
• четкие представления о возможностях специалиста и их границах, о способах и методах его работы;
• необходимая своевременная и разносторонняя (информационная, организационная, материальная и моральная) поддержка специалистом усилий членов семьи для достижения успеха;
• реальные результаты первых совместно предпринятых шагов, первые ощутимые перемены к лучшему;
• постепенное решение проблем.
Для поддержания мотивации необходимы также привлечение лиц, пользующихся особым доверием, значимых для членов семьи; свободное прохождение информации в системе: семья–специалист по социальной работе с семьей–социальный педагог–образовательное учреждение–КДН, медико-психологопедагогический консилиум; своевременный анализ «сопротивления» семьи и неэффективных контактов.


3й этап. Сбор информации о семье:
1) применение широкого диапазона методов сбора информации;
2) сбор информации на протяжении всего времени работы с семьей;
3) сбор информации, необходимой и достаточной для работы с семьей;
4) тщательный отбор объективной информации в местах пребывания членов семьи;
5) сопоставление информации из различных источников. Начинать работу необходимо со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении в местах ее пребывания. Необходимо знать:
• состав семьи;
• характеристику внешних и внутренних контактов семьи;
• нормы, ценности, правила, представления данной семьи;
• способности и возможности членов семьи;
• уровень материального обеспечения, особенности организации быта;
• состояние здоровья, образ жизни и привычки членов семьи.
Специалист по мере необходимости прибегает к консультативной помощи других специалистов и использует их заключения в своей работе.
Для сбора информации необходимо использовать набор методов. Это беседа с членами семьи и лицами из ее ближайшего окружения (конструктивное интервью, беседа в расширенном составе (с привлечением других специалистов, особо важных для данной семьи персон)), диагностические методы, составляется акт обследования жилищно-бытовых условий, Карта социальных связей семьи, Карта конфликта и т.п. Собранная информация заносится в Карту семьи, Карту ребенка, анализируется специалистами в той мере, насколько это необходимо для решения проблем семьи, охраняется, как конфиденциальная, от посторонних лиц, служит основой для формирования базы данных по неблагополучным семьям.
Сбор информации о семье является перманентным элементом работы. На основе информации идет формирование отношений с семьей и планы совместной работы по выходу семьи из кризиса.


4й этап. Анализ информации о семье. Анализ информации о семье осуществляется с целью найти оптимальные подходы к решению проблем семьи и наиболее эффективные способы взаимодействия с ней.


5й этап. Выведение семьи из социальной изоляции. План и контракт в работе с семьей. Цели, задачи и перспективы работы специалиста и семьи находят свое выражение в контракте. Контракт составляется на основе анализа полученной информации вместе с членами семьи. В нем в краткой форме излагаются намерения сторон, принимаемые ими на себя обязательства по выведению семьи из кризиса, указываются сроки этой работы.
Контракт намечает основные направления приложения усилий. Он не является юридическим документом, но призван повысить ответственность сторон и структурировать активность для получения желаемых результатов. При составлении контракта используется принцип необходимости и достаточности.
Одновременно совместно вырабатывается план ближайшего этапа (план на месяц или план достижения конкретного промежуточного результата), который содержит конкретные шаги для решения проблем семьи и сроки их осуществления. Контроль за осуществлением этих шагов в намеченные сроки проводит специалист. Ответственность за выполнение обязательств по контракту и текущих планов возлагается на семью.
Содержание работы с семьей определяется имеющимися у нее проблемами. Специалист организует сеть взаимодействия для решения проблем семьи из лиц, работающих в различных государственных и общественных организациях, связанных с семьей по долгу службы, и частных лиц, связанных с семьей эмоционально. Он координирует усилия различных организаций с тем, чтобы воздействие на семью было согласованным, своевременным и нужной интенсивности, соответствовало потребностям ее развития. Специалист оказывает семье информационную и организационную помощь.
Информационная помощь заключается в предоставлении сведений о режиме работы различных служб, о том, какие подборки документов необходимы для решения того или иного вопроса, об источниках интересующей информации.
Организационная помощь состоит в том, что специалист инициирует рассмотрение проблемы семьи в различных комиссиях и организациях, предоставление различных видов помощи, организует членов семьи для планомерного поэтапного решения ее проблем.
Сети взаимодействия для решения проблем конкретных семей сливаются в сеть взаимодействия образовательного учреждения. Кроме вышеописанных контактов она содержит контакты с:
• научными учреждениями для получения информации аналитико-методического направления, обучения технологиям социальной и реабилитационной работы;
• учебными заведениями с целью взаимодействия с молодыми людьми;
• психологами и другими специалистами на предмет прохождения практики и трудоустройства;
• спонсорами для финансирования работы с неблагополучными семьями;
• коллегами из других организаций по обмену информацией о работе с семьями и детьми.


6й этап. Выход из семьи. По окончании интенсивного периода работы специалист представляет Карту изменений семьи. Рассматривается вопрос о снятии семьи с социального патронажа и установлении за семьей наблюдения на определенный срок (до года). При этом он регулярно информирует МППК, КДН и членов сети взаимодействия о положении семьи, продолжает сообщать семье необходимую информацию, приглашает на оздоровительные, культурные, развивающие мероприятия.
Описанные этапы присутствуют в работе с каждой семьей. Границы выделяемых этапов довольно условны.
В деятельности специалиста используется также надзор, такие его формы, как официальный (формальный) и неофициальный (неформальный). Официальный надзор – это надзор, осуществляемый по поручению официальных органов (органов опеки и попечительства, органов управления образованием и т.п.), в обязанности которых непосредственно входит контроль за теми или иными социальными процессами и явлениями, за деятельностью соответствующих социальных объектов и лиц. Неофициальный (неформальный) социальный контроль представляет собой взаимный контроль участников какого-либо процесса за соблюдением каждым из них формально установленных или добровольно взятых на себя обязанностей, правил поведения. В отличие от патронажа надзор не предполагает активных коррекционно-реабилитационных действий со стороны специалиста.
Объектом социального надзора является выполнение нормативных актов, предписаний, официальных рекомендаций. Социальный надзор направлен также на ход выполнения конкретных социальных программ и проектов, соблюдение установленных правил и условий содержания и жизнедеятельности лиц в учреждениях социального обслуживания, попечительства и перевоспитания. Это – дома-интернаты, детские дома, специальные школы-интернаты, воспитательно-трудовые и исправительно-трудовые колонии и т.д.
Особую значимость имеет осуществление надзора за состоянием и жизнедеятельностью семей и лиц «группы риска» и девиантного поведения.

Источник: Основы социально-педагогической работы с семьей Методические рекомендации 2009 Авторы-составители: преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» Т.Д. Вакушенко, старший преподаватель кафедры социально-педагогической работы УО «ВГУ им. П.М. Машерова» С.Г. Туболец

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.