На главную Документация школьного психолога Документация социального педагога в школе Методические рекомендации по совершенствованию работы социальных педагогов в учреждениях образования (Беларусь) - Этические нормы социального педагога
Методические рекомендации по совершенствованию работы социальных педагогов в учреждениях образования (Беларусь) - Этические нормы социального педагога
Документация школьного психолога - Документация социального педагога в школе
Индекс материала
Методические рекомендации по совершенствованию работы социальных педагогов в учреждениях образования (Беларусь)
Содружество социального педагога и психолога
Этические нормы социального педагога
Критерии оценки деятельности социального педагога и СППС
Планирование, документация социально-педагогической работы
Распределение рабочего времени социального педагога
Все страницы

 

Этические  нормы деятельности  социального  педагога


Участие в создании условий и оказании помощи в самовыражении, улучшении социального функционирования личности, повышении уровня жизнеорганизации детей, подростков, молодежи -  суть деятельности социального педагога. Такого рода деятельность может быть основана на искренности, доверии между людьми, на взаимопонимании и сотрудничестве, ответственности, деликатности, тактичности. В процессе профессионального контактирования социальному педагогу приходится прикасаться ко многим личным и семейным тайнам. Его работу довольно сложно проверить, объективно оценить итоги деятельности, не менее сложно вести обоснованный учет ее результатов. Таким образом, социальный педагог, возможно, как никакой другой специалист, остается один на один со своей профессиональной компетентностью, совестью, порядочностью, морально-нравственными установками.
Признанные международным профессиональным сообществом нормы этического поведения социальных работников и социальных педагогов изложены в журнале "Сацыяльна-педагагiчная работа" (1997. № 3.С. 16 —26; 1998. № 1.   С. 65—74). Суть свода этических приоритетов  и стандартов  заключается  в  следующем.

  1. Каждый человек представляет собой ценность независимо от происхождения, этнической принадлежности, пола,  возраста, взглядов, социального и экономического статуса, его вклада в общество.
  2. Социальный педагог обязан  использовать соответствующую систему знаний, умений и навыков для оказания помощи индивидам, группам, общинам в их развитии, предупреждении и разрешении конфликтов, устранении их последствий.
  3. Социальный педагог обязан поддерживать высокие морально-нравственные стандарты своего положения,  исключая  нечестные  действия,  всевозможные  уловки,  введение  кого-либо  в  заблуждение; он  должен  четко  различать заявления  и  действия, сделанные им  как  частным  лицом и  как представителем  этой  профессии.
  4. Социальный  педагог  обязан нести персональную  ответственность за качество работы,  которую он индивидуально  исполняет. Клиентами социального педагога могут быть не только ученики, но и их родители, учителя, другие люди, имеющие отношение к осуществляемому учебно-воспитательному процессу. По отношению к ним необходимо выполнять следующие обязательства.
  5. Социальный педагог не должен использовать отношения  с  клиентом  в  собственных  интересах.
  6. Нельзя способствовать или принимать участие в любых формах дискриминации, связанных с национальностью, возрастом, вероисповеданием, семейным  статусом, материальным положением,  умственными,  психическими или физическими недостатками, политическими взглядами или какими-то предпочтениями,  привилегиями,- персональными характеристиками.
  7. Социальный педагог должен избегать связей или от ношений, которые могут принести вред его клиентам.
  8. Нельзя  позволять вовлекать себя  в любые действия, которые оскверняют или ущемляют гражданские или юридические права клиента, даже если это делается по его просьбе.
  9. Социальный педагог  должен  обеспечивать активную субъективную  позицию  самого клиента, не  допуская  унижения достоинства личности формами оказываемой ему помощи.
  10. Необходимо уважать тайны клиентов и не распространять информацию, пришедшую в ходе профессиональной помощи, Сбор и передача информации о клиенте другим лицам происходит только в рамках профессиональной деятельности и в интересах клиента, который предварительно должен быть проинформирован о необходимости таких действий. Никакая информация не передается без согласия клиента (в случае несовершеннолетних без согласия родителей или лиц, их заменяющих), кроме случаев, когда он не может отвечать за свои действия или когда сокрытие сведений от соответствующих служб может повлечь серьезную опасность для других лиц.

Во взаимоотношениях между коллегами социальный педагог должен создавать и поддерживать ситуации, облегчающие их этические, профессионально компетентные действия, поддерживать репутацию коллег, оберегать и защищать их от несправедливых нападок, от кого бы они ни исходили.
Профессия социального педагога относится к категории тех профессий, которые нередко надо поддерживать, отстаивать, доказывать их значимость и необходимость. В данном случае делать это следует прежде всего не во имя самого социального педагога, а во имя ущербных, закомплексованных, депрессированиых, депривированных, попавших в сложную жизненную ситуацию людей, который не могут обойтись без социально-педагогической помощи. Таким образом, защита профессии социального педагога проявление гуманизма, акция помощи социально незащищенным детям и взрослым.

На основании вышеизложенного можно заключить, что социальный педагог должен:

  1. всячески оберегать профессию от несправедливой критики и нападок, делать все возможное для укрепления уверенности в ее необходимости;
  2. сберегать  ценности,  умножать знания,  развивать   методологию, вносить вклад  в  популяризацию своей  профессии;
  3. поддерживать разработку новых подходов и методов, необходимых  для  удовлетворения  возникающих и  уже  существующих потребностей  в  социально-педагогической работе;
  4. предотвращать неквалифицированную и запрещенную практику  социально-педагогической  работы;
  5. решительно  выступать  против  неэтичного  поведения любого из своих коллег;
  6. не  допускать  искажений при  рекламе  своей  квалификации, компетентности и результатов, которые могут быть достигнуты  в  процессе  практической деятельности;
  7. критически  анализировать и оценивать,  быть  в  кур се новых знаний,  относящихся  к профессии;
  8. вносить  вклад в развитие знаний  о помощи  населению, делиться с коллегами практическим опытом,  хорошо зарекомендовавшими  себя  апробациями.


 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.