На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами
Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами
Тема 2. Ранняя диагностика и выявление семей, находящихся в социально опасном положении
Тема 3. Профилактика подростковой наркомании
Тема 4. Оценка деятельности социального педагога
Тема 5. Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся
Тема 6. Психологическая помощь педагога в повышении профессиональной компетентности
Все страницы

Методическое объединение социальных педагогов и педагогов-психологов

Тема 1. Социально-психологическая помощь и поддержка замещающей семье

В последние годы неуклонно увеличивается число детей-сирот и детей, родители которых лишаются родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернаты, а специалисты и общественность все чаще говорят о нецелесообразности содержания детей в учреждениях такого типа. Поэтому становится очевидной необходимость внедрения альтернативных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Эффективность их реализации во многом будет обусловлена организацией адекватной социально-психолого-педагоги-ческой помощи и поддержки.

Одной из наиболее перспективных форм оказания помощи ребенку в ситуации социальной депривации является его устройство в замещающую семью. Замещающая семья, не являясь по своей природе биологической, представляет собой своеобразный «социальный протез» семьи. Как форма социализации она является семейно-государственной, имеющей признаки семейных форм социализации и государственных институтов. Как семейная форма социализации, замещающая семья имеет следующие качественные характеристики:

  • естественная, свойственная природе ребенка социализация осуществляется в условиях института первичной социализации – семье;
  • агентов первичной социализации, т.е. биологических родителей замещают приемные родители без установления родственных связей между ними и ребенком. Социализирующая роль приемных родителей в условиях семьи естественна;
  • в условиях замещающей семьи ребенок выполняет социальные роли по отношению к родителям, братьям, сестрам, другим членам семьи в сферах деятельности, общения. Обеспечивается становление психосексуальной идентичности, определенных образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих форм.

Существует два вида замещающих семей: приемная и патронатная. Приемная семья образуется на основании трудового договора и договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Последний документ заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью предусматривает условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье, а также основания и последствия прекращения этого договора.
На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший совершеннолетия на определенный срок, предусмотренный договором. Предварительный выбор несовершеннолетнего для передачи осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью по согласованию с органами опеки и попечительства. При передаче в приемную семью учитывается также и мнение ребенка, а по достижении им 10-летнего возраста – согласие.
При создании патронатной семьи происходит распределение обязанностей по защите законных интересов и прав ребенка между патронатными воспитателями, органом опеки и попечительства и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание. Опека и попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняются до достижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями детей на момент передачи их на патронатное воспитание и образование ребенка в период проживания ребенка в его семье. Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок. Организация поиска, отбора, обучения патронатных воспитателей, информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также подготовка детей к передаче их в семьи патронатных воспитателей возлагается на учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты и др.
После заключения договора ребенок переезжает жить к своим приемным родителям, специалисты учреждений образования, органов опеки и попечительства (врач, воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог, другие при необходимости) организуют сопровождение семьи и ребенка. Такое объединение специалистов представляет собой мультидисциплинарную модель работы с семьей. Родитель-воспитатель патронатной семьи также входит в упомянутое объединение.
В работе специалистов самым сложным, пожалуй, является психолого-педагогическое сопровождение, под которым подразумевается:

  • регулярное наблюдение ребенка психологом и социальным педагогом;
  • контроль соблюдения прав ребенка и организацией условий для его нормального развития;
  • периодическая оценка степени адаптивности ребенка в семье;
  • консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка в новых условиях или возникающих проблем, в том числе касающихся формирования умений родителей устанавливать контакт с ребенком, создавать доверительные отношения и др.

Проблемы, которые возникают у родителей, взявших детей на воспитание, во многом сходит с воспитанием родных детей. Однако есть ряд специфических проблем.
Зачастую приемные родители не знают, как относиться к прошлому ребенка, особенно, если у детей сохраняются плохие воспоминания о своих биологических родителях, о жизни в родном доме. В подобных ситуациях дети поначалу проявляют недоверчивость по отношению ко всем взрослым в принявшей их семье и даже могут занимать оборонительную позицию. Вообще приемным родителям советуют, что по отношению к прошлому ребенка, в разговорах на эту тему, необходимо проявлять искусство: говорить всю правду, но, стараясь не обидеть, помочь все понять и правильно осмыслить.
Другая распространенная проблема – низкий уровень психического развития воспитанников, у которых встречаются задержки психического развития, общее недоразвитие речи, социально-педагогическая запущенность, узкий кругозор, бедность словарного запаса. Развитие мышления также зачастую отстает от возрастной нормы. Между тем, в замещающей семье, уделяющей ребенку должное внимание, задержки развития могут быть полностью либо в значительной мере компенсированы направленной активизацией различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи должно быть направлено на оказание помощи и поддержки ребенку и приемным родителям на этапах подготовки, создания и жизнедеятельности семьи. Социально-педагогическое сопровождение должно носить межведомственный характер. Это предполагает взаимодействие служб, учреждений системы образования: социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и органов власти.
Каждая замещающая семья обладает своими собственными характеристиками, параметрами. Это требует подбора индивидуальных форм, методов работы с каждой семьей, соблюдение принципа конфиденциальности.
Исследование основ создания и функционирования замещающей семьи позволяет определить следующие этапы социально-педагогического сопровождения:

  • Подготовка ребенка и родителей к созданию замещающей семьи.
  • Устройство ребенка в замещающую семью.
  • Мониторинг замещающей семьи.
  • Социально-психологическая помощь замещающей семье.
    Все этапы социально-педагогического сопровождения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Взаимосвязь и обусловленность заключается в том, что отсутствие какого-либо из этапов может определить и повлечь снижение эффективности социально-педагогического сопровождения в целом.

Направление помощи замещающей семье должны соответствовать актуальным потребностям семьи и иметь профилактический, упреждающий характер. Основными условиями при организации социально-психологической помощи замещающей семье являются следующие:

  • планирование работы с семьей на каждом уровне;
  • анализ выполнения запланированных видов помощи семье и их результативность;
  • привлечение к работе с семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;
  • выбор уровней работы с семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной семейной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.

Социально-психологическая помощь и поддержка планируется на основе данных мониторинга замещающей семьи. В планировании социально-психологической работы с ребенком из замещающей семьи участвуют компетентные работники органов охраны детства микрорайона, где проживает семья: специалист по охране детства отдела образования, социальный педагог, психолог и учитель-дефектолог школы, в которой обучается или в микрорайоне которой проживает ребенок, сотрудники социально-педагогических центров, детских социальных приютов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. К планированию и оказанию помощи следует также привлекать специалистов территориальных медицинских учреждений и территориальных центров социального обслуживания населения, представителей общественности, в том числе негосударственных социальных служб.
Виды помощи и поддержки семьи могут быть следующими:
1. Медицинская помощь. Организация ежегодного углубленного медицинского осмотра детей из приемных семей; обеспечение детей необходимыми средствами медицинской коррекции: очками, контактными линзами, слуховыми аппаратами, инвалидными колясками и т.д., консультация узких специалистов; организация оздоровления и санаторно-курортного лечения детей и приемных родителей.
2. Правовая помощь. Консультативная поддержка по различным аспектам защиты прав и интересов детей и приемных родителей; представление интересов несовершеннолетних в различных инстанциях, ходатайство в защиту интересов детей в структурах различных ведомств.
3. Коррекционно-развивающая подддержка. Организация консультаций узких специалистов (психолог, дефектолог, психоневролог, психиатр и др.); организация надомного обучения (при необходимости), коррекционных занятий в дефектологических пунктах и центрах коррекционного развития, обучения и реабилитации; проведение психотренинговых занятий с воспитанниками приемных семей.
4. Психолого-педагогическая помощь. Консультация по вопросам воспитания детей в приемной семье; организация обучающих лекториев и семинаров для приемных родителей. Организация дополнительного образования. Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу). Распространение положительного опыта работы приемных семей.

5. Социальная помощь. Оказание гуманитарной помощи через различные государственные и общественные фонды и организации. Обеспечение земельными участками, топливом и посадочным материалом (в сельской местности); организация совместных досуговых мероприятий, временного трудоустройства воспитанников приемных семей (в летнее и свободное время); представительство приемной семьи в различных инстанциях с целью решения социальных проблем. Посредническая работа с контактной сетью семьи и ребенка, организация встреч с биологическими родителями ребенка. Работа со средствами массовой информации, спонсорами, шефами.

Эффективность социально-психологической помощи и поддержки замещающей семьи во многом зависит от взаимодействия специалистов, совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога.
Методическое объединение социальных педагогов и педагогов-психологов может быть проведено в форме «круглого стола», деловой игры, семинара-практикума.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Правовые и социально-педагогические аспекты жизнедеятельности замещающей семьи. Виды замещающих семей: приемная, патронатная.
  • Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Социализация детей, лишенных родительской опеки.
  • Основные проблемы замещающей семьи.
  • Мониторинг приемной семьи.
  • Виды социально-психологической помощи и поддержки замещающей семье.
  • Планирование деятельности социально-психологической службы по оказанию социально-психологической помощи и поддержки замещающей семье.

Литература

  • Бобылёва, И.А. Возрастные стандарты социализации детей-сирот /И.А.Бобылёва, О.В.Заводилкина, Н.П.Иванова – М., 1999.
  • Кобринский, М.Е. Социально-педагогическая поддержка детей в условиях депривации /М.Е.Кобринский – Минск: НИО, 2001.
  • Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание: Пособие для замещающих родителей /сост. Г.И.Руденкова и др. – Мн.: Дизапресс, 2003.
  • Семья, Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Г.В.Семья – М., 2001.
  • Семья, Г.В. Методические материалы к курсу «Социально-психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями» /Г.В.Семья– М., 1999.
  • Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений /Н.Ю.Синягина – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  • Социальная работа с ребенком и семьей: пособие для учителей, соц. педагогов и специалистов органов охраны детства /сост.С.С.Бубен. – Мн.: Нар.асвета, 2000.
  • Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: методические рекомендации для работников интернатных и альтернативных учреждений для детей-сирот /под ред. Л.И.Симагиной. – Мн.: РИПО, 2001.
  • Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: учеб.-метод.пособие /сост.: В.В.Мартынова, Н.С.Поспелова, В.А.Маглыш и др. – Мн., 2004.
  • Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: книга для психологов /И.А.Фурманов, А.А.Аладьин, Н.В.Фурманова – Мн.: «Тесей»», 1999.
  • Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства /И.А.Фурманов, А.А.Аладьин, Н.В.Фурманова – Мн.: «Тесей», 1999.


 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.