Страница 6 из 6
Тема 6. Психологическая помощь педагога в повышении профессиональной компетентности
Профессиональная компетентность педагога – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой и способностью к развитию своего творческого потенциала. Профессиональная компетентность учителя – это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога, на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся. А.К.Маркова выделяет в структуре личности педагога следующие интегральные характеристики:
- профессиональное педагогическое самосознание педагога, т.е. комплекс его представлений о себе как о профессионале;
- индивидуальный стиль деятельности;
- творческий потенциал, комплекс уникальных креативных (творческих) способностей личности.
Личное и профессиональное в труде учителя взаимообусловлены. На начальной стадии профессиональной деятельности, когда его опыт еще не сформировался, личностные качества и свойства педагога имеют первостепенное значение. С годами профессия накладывает ощутимый отпечаток на личность и изменяет ее, прежде всего, в плане профессионально важных качеств. К сожалению, профессиональная деятельность не только развивает личность человека, но и деформирует ее, превращая в человека с «флюсом». У педагогов эта узнаваемость чаще всего проявляется в оценочном отношении к другим людям, информационном снобизме, вертикальной (авторитарной) позиции общения, претензиях на роль истины в последней инстанции и т.п. Установки – это неосознаваемый или частично осознаваемый настрой, готовность к определенному восприятию, переживанию, поведению. Установки определяют устойчивость и определенность протекаемой деятельности. Ценностные ориентации – это общие жизненные и педагогические убеждения и взгляды педагога, которые служат ориентирами его деятельности. Уровень ценностных ориентаций педагога проявляется в отношении к деятельности и ее месту и значению в его жизни. По уровню ценностных ориентаций педагога можно судить, насколько профессиональная деятельность «погружена» в сферу личностных смыслов педагога. Итак, личностное проявляется в профессиональном через ценностные ориентации и установки личности. Они как раскрывают, так и маскируют проявление личностных, индивидуальных особенностей педагога. Педагогические установки педагога формируются под влиянием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям, деятельности. Они связаны глубинно с мировосприятием педагога, его жизненными смыслами. Вот почему изменение педагогических установок учителя невозможно без работы психолога с личностью педагога. Традиционное невнимание к личности самого учителя, миф об идеальном учителе, постоянная демонстрация в лице учителя «сильного» типа личности привели педагога к закрытости, неискренности и другим способам защитного и компенсаторного поведения. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе плюс забота о поддержании культивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами саморелаксации. Психотехнические игры и упражнения, которые может использовать психолог, помогая педагогам справиться с обстоятельствами, направлены на достижение двух целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение профессионального самосознания. Выполнение педагогом психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии. В педагогической деятельности каждый педагог использует свой индивидуальный стиль, свои способы влияния на детей. В широком смысле стиль – это устойчивая система способов и приемов, проявляющаяся в различных условиях существования человека. По Е.А.Климову, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно и стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (психологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями. Стиль педагогической деятельности – это характерные черты педагогического мастерства, традиционно складывающиеся в опыте учителя. Это своеобразный «почерк», определяющий манеру педагогических действий, который присущ каждому учителю. Формирование стиля педагогической деятельности может проходить спонтанно и целенаправленно в процессе всей педагогической деятельности на базе имеющихся и постоянно меняющихся в процессе формирования профессионально-нравственных качеств. Процесс формирования стиля педагогической деятельности можно считать законченным при условии высокой степени выраженности трех групп качеств: профессионально-деловых, педагогического общения и личности учителя. Психологическая помощь в формировании и развитии индивидуального стиля деятельности может заключаться в следующем:
- проведение диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности педагога с целью актуализации данной проблемы и обеспечению готовности учителя к педагогической рефлексии;
- активизация личностных ресурсов педагога для формирования комплекса профессионально-нравственных качеств личности, которые будут содействовать становлению индивидуального стиля деятельности.
Работа психолога с педагогами по активизации личностных ресурсов должна строиться на следующих принципах: приоритетность личностно-направленных профессионально-ценностных ориентаций над практико-ориентированными; адекватность логики педагогической рефлексии; интегрированности человековедческих знаний и межпредметных связей; вариативность содержания обучения в зависимости от конкретного опыта и характера затруднений педагогов. Формы и методы работы педагога могут быть разнообразными: психологическая диагностика, лекции, консультации, тренинги, деловые игры, организация работы творческих групп и др. Формы проведения МО педагогов-психологов могут быть различными: семинар, семинар-практикум, заседание «круглого стола».
Вопросы для обсуждения:
- Интегративные характеристики профессионализма педагога. Взаимообусловленность личного и профессионального в труде учителя.
- Современный педагог как объект психологической помощи.
- Методы личностного роста педагога. Активные формы работы психолога с педагогом.
- Стиль педагогической деятельности учителя, его диагностика и формирование.
- Методы и формы психологической помощи педагогу в повышении профессиональной компетентности.
Литература
- Васильева, Е.Ю. Стиль педагогической деятельности /Е.Ю.Васильева – Архангельск, 1997.
- Доценко, Е.Л. Психология манипуляции /Е.Л.Доценко – М., 1996.
- Журавлев, В.И. Педагогическая конфликтология /В.И.Журавлев – М., 1995.
- Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя – Ростов-на-Дону, 1997.
- Кан-Калик, В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения /В.А.Кан-Калик – М., 1990.
- Крупенин, А.Л. Эффектиный учитель. Практическая психология для педагогов /А.Л.Крупенин, И.М.Крохина – Ростов-на-Дону, 1995.
- Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности педагога /Н.В.Кузьмина – М., 1989.
- Маркова, А.К. Психология профессионализма /А.К.Маркова – М., 1996.
- Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования /Р.ВОвчарова – М., 2001.
- Самоукина, Н.В. Психотехнические игры и упражнения, коррекционные программы /Н.В.Самоукина – М., 1993.
Источник: Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами: методические материалы. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005
Авторы-составители: П.В. Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»; М.И.Ставицкая, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»
Рецензент Е.А. Харитонова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»
|