Страница 4 из 6
Тема 4. Оценка деятельности социального педагога
Социальный педагог, как новая педагогическая профессия, завоевала своё место в системе образования. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому он осваивает различные социальные роли:
- посредник;
- защитник интересов;
- участник совместной деятельности;
- духовный наставник;
- социальный терапевт;
- эксперт.
Профессиональные знания и умения – это объективные характеристики труда социального педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации – это субъективные характеристики. Ведущим критерием оценки работы социального педагога является его готовность к созданию условий: для становления личности, создание педагогически целесообразной среды; для разрешения проблем социальной жизни ребёнка (т.е. посредничество); для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме (т.е. представление его интересов). Оценивая профессионализм социального педагога, необходимо оценивать адекватность содержания деятельности социального педагога: социальному заказу государства к данному типу образовательного учреждения; социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей, учителей); социальному составу семей обучающихся; включённости других специалистов образовательных учреждений в социально-педагогическую работу; возможностям других социальных служб по оказанию своевременной помощи ребёнку; индивидуальным особенностям личности. Оценка результативности профессиональной деятельности социального педагога может проводиться по следующим показателям:
- Чёткость в организации профессиональной деятельности.
- Многообразие методов диагностики и социальной реабилитации детей.
- Динамика социально-педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка за последние 3 года.
- Социально-правовая защищённость детей группы риска.
- Информационная обеспеченность каждого направления работы.
- Популярность среди учащихся, их родителей и учителей.
- Широта охвата проблем, решаемых за счёт связей с государственными и общественными структурами.
- Педагогическая целесообразность методического обеспечения и консультативного обслуживания.
Чтобы не создавать утопических программ в своей работе, особенно начинающему социальному педагогу, надо владеть информацией о ресурсном обеспечении школы. Сбор информации лучше проводить на основе анализа документации. Можно использовать и метод интервью с администрацией. По заранее подготовленным вопросам открыто и точно записывая ответы, собирая данные как основу будущих действий, можно уточнить, какое возможно получить финансирование, помещение, оборудование, условия труда для привлекаемых специалистов, какие можно изыскать источники информационного и социального обеспечения и уже на основании вышесказанного организовывать свою деятельность. Путём сбора информации и методом экспертной оценки можно выявить наиболее часто встречающиеся документы в социально-педагогической работе. На заседаниях районных, городских методических объединений целесообразно обсудить правила делопроизводства и принять перечень документов социального педагога учреждения образования с учётом рекомендаций Министерства образования. Примерные признаки определения результативности работы социального педагога (для проверяющего, эксперта) могут быть следующие:
- определены направления работы, соответствующие функциональным обязанностям, регулярное планирование и анализ работы, график работы на неделю и месяц;
- имеется методика изучения и данные по социальному составу семей, социальному портрету ученика, социальным ожиданиям родителей, учителей, учащихся, социальным проблемам и асоциальному поведению, конфликтам, а также сочетание форм индивидуальной и групповой работы, консультаций и социального патронажа, тренинговых и групповых методик и др.;
- снижено количество правонарушений, конфликтов в коллективе, зарегистрировано наличие и успешное освоение индивидуальных образовательных маршрутов;
- создана приёмная семья, обеспечены опека и попечительство, прописка и трудоустройство, разрешены проблемы социальной жизни, представлены и защищены интересы ребёнка в органах МВД и судебных органах;
- существует широкий охват в банке данных: картотеки, журналы учёта, компьютерная база данных, наличие наглядной информации, программы по этико-правовому образованию, информированность детей и родителей о возможных путях решения их проблем, об их правах и обязанностях;
- увеличено количество обращений за социально-педагогической помощью и решение ими поставленных проблем;
- имеется наличие информации о районных, городских службах, договоров о сотрудничестве, учёта оказанных ими услуг и результативности, создание отделений городских и районных общественных организаций на базе школы;
- осуществляется подбор и изучение документов, текстов законов и подзаконных актов, методического материала для классных руководителей и учителей, текстов выступлений на педагогических советах и конференциях, медико-психолого-педагогических консилиумов по отдельным учащимся, составляется расписание тематических групповых консультаций, индивидуальных консультаций для различных групп населения.
При оценивании деятельности или аттестации социального педагога должен учитываться уровень сформированности профессиональной деятельности и её результативности. Результативность деятельности социального педагога оценивается в ходе текущего и итогового контроля администрацией образовательного учреждения и самоконтроля самого специалиста. Формы проведения: семинар-практикум, «круглый стол» по обмену опытом работы.
Вопросы для обсуждения:
- Законодательная база Республики Беларусь в работе социального педагога.
- Оценка профессионализма социального педагога.
- Признаки определения результативности деятельности социального педагога.
- Оценка результативности профессиональной деятельности, её показатели.
- Делопроизводство в деятельности социального педагога.
Литература
- Кедярова, Р.Н. Планирование и документирование работы социального педагога /Р.Н.Кедярова //Сацыяльна-педагагічная работа, 2003. – №5.
- Методические рекомендации по совершенствованию деятельности социальных педагогов в учреждениях образования //Сацыяльна-педагагічная работа, 2000. – №2.
- Нагавкина, Л. Подготовка социального педагога: проблемное поле профессиональной деятельности /Л.Нагавкина //Социальная педагогика, 2003. – №4.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога Р.В.Овчарова – М., 2001.
|