На главную Документация школьного психолога Документация (планы, отчеты, характеристики) Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами
Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами
Документация школьного психолога - Документация (планы, отчеты, характеристики)
Индекс материала
Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами
Тема 2. Ранняя диагностика и выявление семей, находящихся в социально опасном положении
Тема 3. Профилактика подростковой наркомании
Тема 4. Оценка деятельности социального педагога
Тема 5. Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся
Тема 6. Психологическая помощь педагога в повышении профессиональной компетентности
Все страницы

Методическое объединение социальных педагогов и педагогов-психологов

Тема 1. Социально-психологическая помощь и поддержка замещающей семье

В последние годы неуклонно увеличивается число детей-сирот и детей, родители которых лишаются родительских прав. В связи с этим переполнены детские дома и интернаты, а специалисты и общественность все чаще говорят о нецелесообразности содержания детей в учреждениях такого типа. Поэтому становится очевидной необходимость внедрения альтернативных форм содержания и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Эффективность их реализации во многом будет обусловлена организацией адекватной социально-психолого-педагоги-ческой помощи и поддержки.

Одной из наиболее перспективных форм оказания помощи ребенку в ситуации социальной депривации является его устройство в замещающую семью. Замещающая семья, не являясь по своей природе биологической, представляет собой своеобразный «социальный протез» семьи. Как форма социализации она является семейно-государственной, имеющей признаки семейных форм социализации и государственных институтов. Как семейная форма социализации, замещающая семья имеет следующие качественные характеристики:

  • естественная, свойственная природе ребенка социализация осуществляется в условиях института первичной социализации – семье;
  • агентов первичной социализации, т.е. биологических родителей замещают приемные родители без установления родственных связей между ними и ребенком. Социализирующая роль приемных родителей в условиях семьи естественна;
  • в условиях замещающей семьи ребенок выполняет социальные роли по отношению к родителям, братьям, сестрам, другим членам семьи в сферах деятельности, общения. Обеспечивается становление психосексуальной идентичности, определенных образцов, эталонов мужских и женских качеств, поведенческих форм.

Существует два вида замещающих семей: приемная и патронатная. Приемная семья образуется на основании трудового договора и договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Последний документ заключается между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью). Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью предусматривает условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности приемных родителей, обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемной семье, а также основания и последствия прекращения этого договора.
На воспитание в приемную семью передается ребенок, не достигший совершеннолетия на определенный срок, предусмотренный договором. Предварительный выбор несовершеннолетнего для передачи осуществляется лицами, желающими принять ребенка в семью по согласованию с органами опеки и попечительства. При передаче в приемную семью учитывается также и мнение ребенка, а по достижении им 10-летнего возраста – согласие.
При создании патронатной семьи происходит распределение обязанностей по защите законных интересов и прав ребенка между патронатными воспитателями, органом опеки и попечительства и учреждением, передающим ребенка на патронатное воспитание. Опека и попечительство над несовершеннолетними, переданными на патронатное воспитание, сохраняются до достижения ими совершеннолетия за детскими интернатными учреждениями, являющимися опекунами, попечителями детей на момент передачи их на патронатное воспитание и образование ребенка в период проживания ребенка в его семье. Ребенок помещается в семью патронатного воспитателя на основании трудового договора, заключаемого патронатным воспитателем с учреждением, воспитанником которого является ребенок. Организация поиска, отбора, обучения патронатных воспитателей, информирование и консультирование граждан о формах и условиях устройства детей, оставшихся без попечения родителей, а также подготовка детей к передаче их в семьи патронатных воспитателей возлагается на учреждения системы образования, здравоохранения, социальной защиты и др.
После заключения договора ребенок переезжает жить к своим приемным родителям, специалисты учреждений образования, органов опеки и попечительства (врач, воспитатель, классный руководитель, психолог, социальный педагог, другие при необходимости) организуют сопровождение семьи и ребенка. Такое объединение специалистов представляет собой мультидисциплинарную модель работы с семьей. Родитель-воспитатель патронатной семьи также входит в упомянутое объединение.
В работе специалистов самым сложным, пожалуй, является психолого-педагогическое сопровождение, под которым подразумевается:

  • регулярное наблюдение ребенка психологом и социальным педагогом;
  • контроль соблюдения прав ребенка и организацией условий для его нормального развития;
  • периодическая оценка степени адаптивности ребенка в семье;
  • консультирование родителей по вопросам адаптации ребенка в новых условиях или возникающих проблем, в том числе касающихся формирования умений родителей устанавливать контакт с ребенком, создавать доверительные отношения и др.

Проблемы, которые возникают у родителей, взявших детей на воспитание, во многом сходит с воспитанием родных детей. Однако есть ряд специфических проблем.
Зачастую приемные родители не знают, как относиться к прошлому ребенка, особенно, если у детей сохраняются плохие воспоминания о своих биологических родителях, о жизни в родном доме. В подобных ситуациях дети поначалу проявляют недоверчивость по отношению ко всем взрослым в принявшей их семье и даже могут занимать оборонительную позицию. Вообще приемным родителям советуют, что по отношению к прошлому ребенка, в разговорах на эту тему, необходимо проявлять искусство: говорить всю правду, но, стараясь не обидеть, помочь все понять и правильно осмыслить.
Другая распространенная проблема – низкий уровень психического развития воспитанников, у которых встречаются задержки психического развития, общее недоразвитие речи, социально-педагогическая запущенность, узкий кругозор, бедность словарного запаса. Развитие мышления также зачастую отстает от возрастной нормы. Между тем, в замещающей семье, уделяющей ребенку должное внимание, задержки развития могут быть полностью либо в значительной мере компенсированы направленной активизацией различных сторон его интеллектуальной и эмоциональной сферы.
Социально-педагогическое сопровождение замещающей семьи должно быть направлено на оказание помощи и поддержки ребенку и приемным родителям на этапах подготовки, создания и жизнедеятельности семьи. Социально-педагогическое сопровождение должно носить межведомственный характер. Это предполагает взаимодействие служб, учреждений системы образования: социальной защиты, здравоохранения, правоохранительных органов и органов власти.
Каждая замещающая семья обладает своими собственными характеристиками, параметрами. Это требует подбора индивидуальных форм, методов работы с каждой семьей, соблюдение принципа конфиденциальности.
Исследование основ создания и функционирования замещающей семьи позволяет определить следующие этапы социально-педагогического сопровождения:

  • Подготовка ребенка и родителей к созданию замещающей семьи.
  • Устройство ребенка в замещающую семью.
  • Мониторинг замещающей семьи.
  • Социально-психологическая помощь замещающей семье.
    Все этапы социально-педагогического сопровождения взаимосвязаны и взаимообусловлены. Взаимосвязь и обусловленность заключается в том, что отсутствие какого-либо из этапов может определить и повлечь снижение эффективности социально-педагогического сопровождения в целом.

Направление помощи замещающей семье должны соответствовать актуальным потребностям семьи и иметь профилактический, упреждающий характер. Основными условиями при организации социально-психологической помощи замещающей семье являются следующие:

  • планирование работы с семьей на каждом уровне;
  • анализ выполнения запланированных видов помощи семье и их результативность;
  • привлечение к работе с семьей как можно более широкого круга компетентных специалистов;
  • выбор уровней работы с семьей должен осуществляться в зависимости от конкретной семейной ситуации, объема воздействия на детей неблагоприятных факторов, в том числе реальной угрозы их здоровью и жизни.

Социально-психологическая помощь и поддержка планируется на основе данных мониторинга замещающей семьи. В планировании социально-психологической работы с ребенком из замещающей семьи участвуют компетентные работники органов охраны детства микрорайона, где проживает семья: специалист по охране детства отдела образования, социальный педагог, психолог и учитель-дефектолог школы, в которой обучается или в микрорайоне которой проживает ребенок, сотрудники социально-педагогических центров, детских социальных приютов, центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации. К планированию и оказанию помощи следует также привлекать специалистов территориальных медицинских учреждений и территориальных центров социального обслуживания населения, представителей общественности, в том числе негосударственных социальных служб.
Виды помощи и поддержки семьи могут быть следующими:
1. Медицинская помощь. Организация ежегодного углубленного медицинского осмотра детей из приемных семей; обеспечение детей необходимыми средствами медицинской коррекции: очками, контактными линзами, слуховыми аппаратами, инвалидными колясками и т.д., консультация узких специалистов; организация оздоровления и санаторно-курортного лечения детей и приемных родителей.
2. Правовая помощь. Консультативная поддержка по различным аспектам защиты прав и интересов детей и приемных родителей; представление интересов несовершеннолетних в различных инстанциях, ходатайство в защиту интересов детей в структурах различных ведомств.
3. Коррекционно-развивающая подддержка. Организация консультаций узких специалистов (психолог, дефектолог, психоневролог, психиатр и др.); организация надомного обучения (при необходимости), коррекционных занятий в дефектологических пунктах и центрах коррекционного развития, обучения и реабилитации; проведение психотренинговых занятий с воспитанниками приемных семей.
4. Психолого-педагогическая помощь. Консультация по вопросам воспитания детей в приемной семье; организация обучающих лекториев и семинаров для приемных родителей. Организация дополнительного образования. Дополнительные занятия с целью преодоления школьной дезадаптации. Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу). Распространение положительного опыта работы приемных семей.

5. Социальная помощь. Оказание гуманитарной помощи через различные государственные и общественные фонды и организации. Обеспечение земельными участками, топливом и посадочным материалом (в сельской местности); организация совместных досуговых мероприятий, временного трудоустройства воспитанников приемных семей (в летнее и свободное время); представительство приемной семьи в различных инстанциях с целью решения социальных проблем. Посредническая работа с контактной сетью семьи и ребенка, организация встреч с биологическими родителями ребенка. Работа со средствами массовой информации, спонсорами, шефами.

Эффективность социально-психологической помощи и поддержки замещающей семьи во многом зависит от взаимодействия специалистов, совместной деятельности социального педагога и педагога-психолога.
Методическое объединение социальных педагогов и педагогов-психологов может быть проведено в форме «круглого стола», деловой игры, семинара-практикума.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Правовые и социально-педагогические аспекты жизнедеятельности замещающей семьи. Виды замещающих семей: приемная, патронатная.
  • Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства. Социализация детей, лишенных родительской опеки.
  • Основные проблемы замещающей семьи.
  • Мониторинг приемной семьи.
  • Виды социально-психологической помощи и поддержки замещающей семье.
  • Планирование деятельности социально-психологической службы по оказанию социально-психологической помощи и поддержки замещающей семье.

Литература

  • Бобылёва, И.А. Возрастные стандарты социализации детей-сирот /И.А.Бобылёва, О.В.Заводилкина, Н.П.Иванова – М., 1999.
  • Кобринский, М.Е. Социально-педагогическая поддержка детей в условиях депривации /М.Е.Кобринский – Минск: НИО, 2001.
  • Семейные формы устройства детей-сирот на воспитание: Пособие для замещающих родителей /сост. Г.И.Руденкова и др. – Мн.: Дизапресс, 2003.
  • Семья, Г.В. Основы социально-психологической защищенности выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Г.В.Семья – М., 2001.
  • Семья, Г.В. Методические материалы к курсу «Социально-психологические и организационные основы работы с приемными и патронатными семьями» /Г.В.Семья– М., 1999.
  • Синягина, Н.Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений /Н.Ю.Синягина – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.
  • Социальная работа с ребенком и семьей: пособие для учителей, соц. педагогов и специалистов органов охраны детства /сост.С.С.Бубен. – Мн.: Нар.асвета, 2000.
  • Социально-педагогическая работа с детьми, лишенными родительской опеки: методические рекомендации для работников интернатных и альтернативных учреждений для детей-сирот /под ред. Л.И.Симагиной. – Мн.: РИПО, 2001.
  • Социально-педагогическое сопровождение приемной семьи: учеб.-метод.пособие /сост.: В.В.Мартынова, Н.С.Поспелова, В.А.Маглыш и др. – Мн., 2004.
  • Фурманов, И.А. Психологическая работа с детьми, лишенными родительского попечительства: книга для психологов /И.А.Фурманов, А.А.Аладьин, Н.В.Фурманова – Мн.: «Тесей»», 1999.
  • Фурманов, И.А. Психологические особенности детей, лишенных родительского попечительства /И.А.Фурманов, А.А.Аладьин, Н.В.Фурманова – Мн.: «Тесей», 1999.

 

Тема 2. Ранняя диагностика и выявление семей, находящихся в социально опасном положении

Семья является важнейшим фактором социализации, субъектом воспитания и условием саморазвития ребенка. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия, открывает для себя мир человеческих отношений, становится субъектом самовоспитания.
В современной литературе семья определяется как малая социальная группа, основанная на любви, брачном союзе и родственных отношениях, объединенная общностью быта и ведения хозяйства, правовыми и нравственными отношениями, рождением и воспитанием детей.
Важнейшие функции семьи в обществе:

  • функция общения (она возникает еще до образования семьи);
  • функция организации быта и ведение хозяйства;
  • функция поддержания физических и духовных сил;
  • функция создания условий для полноценного развития каждого члена семьи;
  • функция создания условий для профессиональной деятельности, творческой работоспособности субъектов индивидуально-трудовой деятельности;
  • функция организации досуга;
  • функция создания гармонии интимных отношений супругов;
  • функция продолжения рода (в биологическом и духовно-нравственном смысле): рождение и воспитание детей.

Характеризуя семью, можно выделить следующие элементы:

  • Структура семьи:
  • супружеская подсистема (отношения между супругами);
  • родительская подсистема (связана с функцией ухода за детьми);
  • детская подсистема (её образуют братья и сестры).
  • Правила и нормы семьи. Положение каждого члена в семье. Кому принадлежит главенствующая роль в семье? Гласные и негласные правила в семье. Роли членов семьи.
  • Внешние границы семьи, степень открытости семьи.
  • Динамика, история развития семьи. Семейные истории и традиции.
  • Общий культурный уровень, идеология семьи, семейные ценности, мифы.

Семья как объект исследования
Исследование – процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследование включает два основных процесса:
а) получение и сбор информации;
б) методы её обработки.
Теоретические методы исследования используются при изучении письменных источников и при проектировании практики. Основные теоретические методы исследования: анализ, синтез, классификация, сравнение, абстрагирование, идеализация, схематизация, моделирование и т.д. В качестве теоретических методов исследования применяются целые теории.
Эмпирические методы связаны с действиями исследователя, направленными на преобразование практики, а также с познанием практики посредством совершения действий с самими исследуемыми. К практическим методам исследования относят все виды экспериментов (констатирующих, формирующих), а также наблюдение, опрос, тест, интервью, беседа, изучение продуктов деятельности, сочинение, ролевые игры и т.д.
Основные виды исследований: научные и прикладные.
Прикладные исследования по проблеме «семья» могут быть 4-х видов:
1. Диагностические исследования, которые помогают сориентироваться в проблеме, обнаружить противоречие и тенденции какого-либо явления, процесса. Кроме того, это может быть диагностика результатов целенаправленных действий, их эффективности.
Примером такого рода диагностических исследований могут быть исследования:

  • социально-демографические характеристики семьи;
  • материально-бытовые условия семьи;
  • соблюдение прав ребенка в семье;
  • эмоциональное благополучие – неблагополучие детей в семейной сфере;
  • содержание и стиль общения родителей и детей;
  • организация и содержание семейного досуга;
  • отношение детей к семейной общности, к родителям;
  • формы и методы наказания и поощрения детей в семье;
  • проблемы – трудности родителей во взаимодействии с детьми;
  • удовлетворенность родителей условиями обучения и воспитания ребенка в школе и т.д.

Задачи создания целостной системы мониторинга качества образования требуют системности и организованности диагностических исследований семьи и семейного воспитания, взаимодействие семьи и школы, результативности этого взаимодействия.
2. Поисково-рефлексивные исследования. Такие исследования предполагают установление обратной связи (например, между педагогом-психологом, социальным педагогом и родителями, между детьми и родителями, между учителем и родителями и др.) для налаживания общения, позволяющего обмениваться мнениями, знаниями, сомнениями, информацией и т.д. Важно, что сама ситуация поиска стимулирует активность людей. Исследование становится способом актуализации самопознания и саморазвития, так как сопоставление точек зрения позволяет человеку по-новому осмыслять свою позицию.
Известно много вариантов градации и дифференциации семей: по количеству детей, семейному стажу, взаимоотношениям в семье, характерным признакам распада семьи и т.д.
Исходя из факторов риска, степени деформации и др., разные авторы называют неблагополучные семьи по-разному: «социально не защищённые», «семьи социального риска», «семьи, подверженные социальному давлению». К ним относятся и семьи, нуждающиеся в социальной поддержке и находящиеся в трудной жизненной ситуации (многодетные, неполные, малообеспеченные, имеющие ребёнка-инвалида, находящиеся на гране развода, семьи безработных, вынужденных переселенцев, семьи с асоциальным поведением её членов, с деструктивными взаимоотношениями и т.д.), криминогенные, социально дезадаптированные, злоупотребляющие спиртным, семьи, лишённые родительских прав.
Если за основание для дальнейшего разделения семей на группы принять характеристику положения детей в семье, то применяется следующая классификация семей, нуждающихся в социально-психолого-педагогической поддержке:

  • семья «группы риска», которая может быть определена по ряду признаков: многодетность, отсутствие в семье одного из родителей, потеря взрослыми постоянного места работы, малообеспеченность и др. Для этих семей особенно значима материальная поддержка, которую могут оказать благотворительные фонды и неправительственные организации;
  • проблемные семьи образуются из семей «группы риска», когда к перечисленным выше объективным факторам прибавляются субъективные, с которыми семья самостоятельно справиться неспособна. Проблемной может быть и материально обеспеченная семья, но в которой существует эмоциональная отчуждённость между мужем и женой, родителями и детьми;
  • неблагополучные семьи представляют собой следующую ступень распада межличностных отношений. В таких семьях оказывается постоянное физическое и психическое давление на ребёнка;
  • асоциальные семьи характеризуются противоправным поведением взрослых, чаще на фоне алкоголизма. В таких семьях существует прямая угроза жизни и здоровью ребёнка.

Целесообразно, классифицируя семьи, использовать социально-педагогическую дифференциацию, основанную на дееспособности семьи и характере семейных проблем. При этом все семьи можно разделить на 3 группы:

  • благополучные (адекватные) семьи. Они вполне гармоничны и ребёнок чувствует себя дома комфортно;
  • деструктурные семьи (неполные, опекунские, замещающие и т.п.), которым присущи изменения и смешения традиционных ролей членов семьи. Эти семьи не могут считаться полностью адекватными в силу существующих родительских проблем, хотя они могут быть согласованными, и в таких семьях дети чувствуют заботу и любовь. Но в деструктурных семьях часто возникают сложные проблемы, которые могут привести к неблагополучию;

К неблагополучным семьям относятся:

  • асоциальные семьи, в которых один или оба родителя ведут аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей, жилищные условия не соответствуют санитарно-гигиеническим требованиям;
  • семьи, в которых кто-то из членов семьи подвержен физическому или психическому нездоровью (инвалид, хронически больной человек);
  • материально-финансово необеспеченные семьи, которые могут выйти из категории неблагополучных только в случае социальной помощи семье;
  • семьи, допускающие антисоциальные проявления (акты насилия, алкогольная и наркотическая деградация, вовлечение детей в преступный бизнес, сексуальная эксплуатация и т.д.);
  • семьи, в которых возникла проблема взаимоотношений (повзрослевший подросток и родители, взрослые, в том числе и родители, между собой);
  • семьи, в которых сложились разрушающие взаимоотношения (глубоко конфликтные и кризисные семьи, находящиеся на грани распада);

С учетом вышесказанного социально-педагогическая дифференциация поможет разобраться не только в проблемах семейного воспитания, но и в любых отклонениях в функционировании семьи, так как подавляющее большинство детей, нуждающихся в государственной защите, живут в неблагополучных семьях. На основании Инструкции «О порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите», к несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, относятся несовершеннолетние, которые:

  • воспитываются в семье, где родители или другие их законные представители не исполняют или ненадлежащим образом исполняют свои обязанности по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних детей, либо отрицательно влияют на их поведение, либо жестоко обращаются с ними, вовлекают в преступную деятельность, приобщают к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждают к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми;
  • вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к их воспитанию или содержанию, либо совершают правонарушения или иные антиобщественные действия;
  • являются жертвами физического, психического или иного вида насилия;
  • пострадали в результате военных действий, природных или техногенных аварий, бедствий, катастроф;
  • оказались в других неблагоприятных условиях, экстремальных ситуациях.

Процесс выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите, рассматривается как комплекс профессиональных действий органов, учреждений и иных организаций по установлению факторов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия. Планируя свою работу по выявлению неблагополучных семей, социальный педагог должен руководствоваться основными направлениями деятельности учреждения образования по выявлению и учету несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, которые включают в себя: обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетних, анализ участия родителей в жизнедеятельности учреждений образования, анализ обращений близких родственников, соседей, других граждан, учет посещения несовершеннолетними учреждений образования, выявление несовершеннолетних, не получающих общего базового образования, учет и анализ совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений, контроль семей, установившими опеку (попечительство) над несовершеннолетними.
Формы проведения заседания МО: семинар, семинар-практикум, заседание «круглого стола», деловая игра, разработка социально-педагогического проекта.

Вопросы для обсуждения:

  • Критерии и показатели семейного неблагополучия.
  • Источники получения информации о семье.
  • Психопрофилактика и психопросвещение в работе с семьёй.
  • Отбор и конструирование диагностического инструментария по выявлению семейного неблагополучия.
  • Система взаимодействия педагогов школы, государственных и общественных институтов по вопросам изучения семьи.
  • Сбор информации и создание банка данных о семье.

Литература

  • Бракшевич, С.А. Неполная семья и социальный педагог: пути взаимодействия //Сацыяльна-педагагічная работа. 2003, №2. Инструкция о порядке выявления и учета несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите /С.А.Бракшевич /Зборнік нарматыўных дакументаў. – 2004. – №22.
  • Бурменская, Г.В. и др. Возрастно-психологическое консультирование /Г.В.Бурменская – М., 1990.
  • Кедярова, Р.Н. Социально-педагогические рекомендации классному руководителю по работе с семьей /Р.Н.Кедярова //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – № 1.
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье: Текст Кодекса по состоянию на 1 июля 2002 г. – Минск: Амалфея, 2002.
  • Кочубей, А. Визит в семью, или практика работы с семьями /А.Кочубей, Н.Умарова – Псков, 2002.
  • Методика работы социального педагога /под ред. А.В.Кузнецовой; сост. Г.С.Семенов – М.: Школьная пресса, 2003 (Библиотека ж-ла «Воспитание школьников», вып. 43).
  • Мицкевич, Ж.И. Содержание и методы социально-педагогической деятельности школы в семейном социуме в условиях реформирования школы /Ж.И.Мицкевич //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – №3.
  • Мицкевич, Ж.И. Социально-педагогические проблемы воспитания детей в современной семье /Ж.И.Мицкевич //Сацыяльна-педагагічная работа. 2002.№ 4.
  • Никончук, А.С. Неблагополучная семья как социально-педагогическая проблема /А.С.Никончук //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2004. – №4.
  • Поспелова, Н.С. Выявление детей из неблагополучных семей: нормативно-правовые механизмы /Н.С.Поспелова //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – №2.
  • Поспелова, Н.С. Социальный портрет неблагополучных родителей (на основе анализа статистических данных) /Н.С.Поспелова //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2003. – № 5.
  • Словарь социального педагога и социального работника. – 2-е изд. /под ред. Н.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского – Минск: Белорусская энциклопедия, 2003.
  • Стурлис, Т.К. Социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей /Т.К.Стурлис //Сацыяльна-педагагічная работа. – 2002. – №5.
  • Хухлаева, О.В. Как сохранить психологическое здоровье подростков (пособие для школы) /О.В.Хухлаева – М., 2003.
  • Целуйко, В.М. Психология неблагополучной семьи. Книга для педагогов и родителей /В.М.Целуйко – М.: Владос, 2003.



Методическое объединение социальных педагогов

Тема 3. Профилактика подростковой наркомании

Ситуацию с потреблением наркотиков среди молодёжи в Республике Беларусь нельзя назвать катастрофической. Хотя если эту проблему не раскрывать, то результатом может стать существование устойчивой тенденции к значительному и постоянному росту потребления наркотиков и токсических веществ с одновременным снижением возраста приобщающейся к ним молодёжи. По официальным данным на конец 2003 года в нашей республике 1470 детей больны наркоманией, 1400 несовершеннолетних наблюдались у нарколога.
Согласно информационно-аналитическому отчёту Центра социологических исследований Министерства образования Российской Федерации, доля потребляющих наркотики или пробовавших их хотя бы один раз в составе возрастной группы молодёжи 12-22 лет – 44,8%. Молодёжь начинает пробовать наркотики в среднем в возрасте 15,4 года.
Наркомания – не болезнь в обычном смысле этого слова, но это и не просто порок из числа тех, что присущи здоровым людям.
Наркоманию называют комплексным социопсихофизиологическим расстройством. Наркомания – тотальное (т. е. затрагивающее все стороны внутреннего мира, отношений с другими людьми и способов существования) поражение личности, которое в большинстве случаев сопровождается осложнениями со стороны физического здоровья. Это значит, что человек, регулярно принимающий наркотики, постепенно уничтожает свои лучшие нравственные качества, становится психически не вполне нормальным, теряет друзей, потом семью, не может приобрести профессию или забывает ту, которой владел раньше, остается без работы, вовлекается в преступную среду, приносит бездну несчастий себе и окружающим и, наконец, медленно и верно разрушает свое тело.
Еще одна особенность наркомании состоит в том, что она как патологическое состояние в значительной степени необратима, и негативные изменения, которые произошли в психике человека в результате злоупотребления наркотиками, остаются навсегда. Наркомания похожа на увечье: если нога ампутирована, она снова не вырастет; если в результате похождений наркомана чистота души и семейных отношений потеряна, она не восстановится. Раны в памяти заживают гораздо труднее, чем на коже.
К большому несчастью больных, действие наркотиков навсегда «отпечатывается» не только в психике, но и в теле. Если давно отказавшийся от них человек вновь решит «разок покайфовать», ему неизбежно снова придется пройти через все круги ада. Врачи стараются не говорить о «выздоровевших наркоманах», а предпочитают термин «неактивные наркоманы» (т.е. не употребляющие наркотики в данный момент).
Коварство наркомании заключается в том, что наркоманы и окружающие слишком поздно понимают, что речь идет уже не о «баловстве», а о зависимости от наркотиков. Иногда пристрастие развивается через полгода и даже год, чаще — через 2—3 месяца, но нередко человек становится зависимым после первой же инъекции героина или «черного раствора». Что будет в конкретном случае с тем или другим человеком, неизвестно, поэтому никто не должен говорить себе: «Я могу просто попробовать тот или иной наркотик, а потом перестану, и ничего страшного не случится».
Очень часто подростки впервые пробуют наркотик из любопытства или из «солидарности» в компании друзей.
Те же, кто употребляет наркотики сознательно, обычно ожидают двух эффектов: 1) получить возможность расслабиться, отвлечься от повседневных, иногда очень непростых проблем или от трагических событий; 2) испытать новые, неизвестные ощущения, стимулировать воображение и творческие способности.
Как и всегда, наркотики обманывают тех, кто рассчитывает на бесконечный фейерверк удивительных открытий и состояний сознания. Однако известно, что вера в получение сверхъестественных духовных возможностей через употребление наркотических средств характерна только для очень примитивных культурных групп. Печальна судьба тех, кто пытался подменить работу души или стимулировать ее употреблением наркотиков — Мерилин Монро, Элвиса Пресли, Джима Моррисона и других известных личностей, не сумевших отказаться от наркотиков. Вопреки ожиданиям, наркотики мешают творческому процессу, не давая сосредоточиться, а уж идеи и вовсе формируются не наркотиками, а предыдущим опытом и знаниями индивида.
В результате регулярного употребления наркотиков прежде активная, интересующаяся миром живая личность уплощается, теряет энергию. Творческие интересы заменяются заботами о своих финансовых возможностях, а воображение рисует только очередную вожделенную дозу «кайфа».
Правда, существует ситуация, когда без зелья действительно невозможно творить. Это случается, когда творить необходимо уже состоявшемуся наркоману. Ему действительно не то что работать, головы от подушки без наркотиков не поднять — ломка. Так заканчивается «творческий экстаз».
Верно, что большинство наркотиков обладает свойством «отключать от проблем» и облегчать психологическое состояние на короткое время, и это время действительно очень короткое. Даже когда человек пробует дурман в первый раз, наркотическое опьянение редко превышает 12—18 ч. Верно, что проблемы никуда не уходят, наоборот, часто усугубляются, а ирония ситуации заключается в том, что наркотики для подавляющего большинства попробовавших сами становятся проблемой, и очень серьезной.
В чем причина этого явления?
Досконально этого не знает никто. Может быть, существует мистическое, сокрытое от пытливого взора науки возмездие за употребление наркотиков, и человечество никогда не разгадает эту тайну, но кое-что ученые все-таки выяснили.
1. Существует биологический механизм формирования зависимости. Этот механизм реализуется через процессы, протекающие в организме, — биохимические, биоэлектрические, биомембранные, клеточные, тканевые и пр. Данная зависимость называется физической. В большей степени она присуща принимающим опиатные наркотики, снотворные, алкоголь.

Физическая зависимость развивается в результате того, что организм настраивается на прием наркотиков и включает их в свои биохимические процессы. Объяснить коротко и понятно, что происходит при этом, невозможно. Главный же принцип прост; наркотики — каждый препарат по-своему — начинают выполнять функции, которые раньше обеспечивались веществами, вырабатываемыми самим организмом (гормонами, медиаторами и пр.). Чтобы сэкономить внутренние ресурсы, тело больного прекращает или сокращает синтез этих веществ. Кроме того, наркотики нарушают равновесие множества величин (проницаемость клеточных стенок для ионов, количество рецепторов для гормонов и медиаторов, концентрация, скорость синтеза и разрушения различных веществ и т.д.). Сопротивляясь искусственно вызванному хаосу, организм подстраивается к условиям присутствия наркотиков.
В то же время наркотики постоянно разрушаются ферментными системами и выводятся через почки, кишечник и легкие, поэтому «запас наркотиков» в организме необходимо периодически пополнять. В результате физическая зависимость принуждает употреблять наркотики регулярно, не давая организму передышки. Сам больной наркоманией не в состоянии долго выдержать такой темп.
Если процесс перенастройки физиологии организма под наркотики зашел достаточно далеко, то при отсутствии последних начинается то, что сами наркоманы называют ломкой.
Пропустив время приема очередной дозы, наркоман обрекает себя на мучительные страдания. Это не только боли, но еще и невыносимые ознобы — «внутренний, ледяной холод» без всякой надежды на возможность согреться, холодный пот, боли в животе с многократным поносом, тошнота и рвота, непрекращающийся насморк, слабость, ломота в суставах. Вспомните ваш самый тяжелый грипп и помножьте его на пищевое отравление — будет примерно четвертая часть того, что чувствует несчастный в дополнение к тем самым болям, которые иногда показывают в фильмах про жизнь наркоманов. Для барбитуратной физической зависимости характерен еще и тремор (ничем не унимаемая дрожь в конечностях и во всем теле, судороги).
Отмена наркотика обычно сопровождается депрессией (снижение настроения, подавленность) и тревогой с более или менее выраженной (не менее 7—10 суток при опиатной или барбитуратной зависимости) бессонницей. Иногда тревога достигает предельной силы, и наркоман начинает думать, что за ним охотятся разные «злодеи» (чаще — милиционеры), что его собираются убить и т.д. Иногда ведущей проблемой становятся подавленность и грусть, и наркоман начинает думать, что он вовсе не достоин жизни, и пытается убить себя.
Вот почему наркоманам всеми правдами и неправдами приходится доставать очередную дозу к твердо установленному сроку. Достать же ее зачастую непросто.
2. Кроме физической есть еще и психическая зависимость. Описать ее можно как чувство любви к наркотикам: наркоман, как и влюбленный, все время думает о предмете своей страсти, постоянно ожидает встречи и стремится к ней, радуется, если эта встреча вот-вот состоится, тоскует и нервничает, если она откладывается, готов на все, чтобы постоянно быть рядом с наркотиками.
Тяжесть психической зависимости не ощущается во время постоянной наркотизации, и молодые, неопытные наркоманы отказываются в нее верить. Часто, приходя на лечение, они просят «только переломать» (облегчить абстиненцию), считая, что затем откажутся от употребления наркотиков без особых усилий. Многие врачи-наркологи считают психическую зависимость производной воспоминаний о переживаемой в опьянении эйфории. Не исключено, что это верно для молодых наркоманов, для которых такая эйфория еще возможна. В основе главного механизма формирования психической зависимости лежит желание уйти от жизненных проблем.
В отличие от здоровых людей наркоманы в большинстве случаев не могут представить себе, как справиться с неприятной ситуацией без даваемой наркотиками «противотревожной защиты» и набраться мужества и терпения для этого. Они уже забыли, как это делается, и свои возможности оценивают чрезвычайно низко. Чем больше стаж наркомании, тем, как правило, тяжелее беспомощность, и все более мелкие проблемы представляются неразрешимыми (не нужно путать напускную браваду и заносчивость наркоманов с настоящей смелостью и уверенностью в себе: это всего лишь маска, которую наркоманы надевают в надежде отпугнуть окружающих, по своей трусости считая их недоброжелателями).
Исходя из этого, понятно, почему так трудно избавиться от наркотиков.
Больной, ранее употреблявший наркотики в течение долгого времени, после отказа от них испытывает тяжелейший стресс. Стресс связан с коренным изменением привычного уклада жизни. Если раньше он мог уйти во внутренний мир приятных грез или хотя бы не так остро ощущать необходимость насущных и неотложных, не всегда легких решений (к тому же часто вынуждающих идти на определенные жертвы), то теперь он уже не защищен. Именно поэтому большинство наркоманов со стажем возобновляют прием зелья после лечения. Они прекрасно осознают свой порочный круг и были бы рады вырваться из него, если бы вновь смогли научиться не бояться жить без наркотиков.
Трагедия заключается в том, что часто это умение теряется навсегда, а главная беда в том, что, впервые пробуя наркотики, никто в это не верит и считает, что наркоманом не станет никогда.
Конечно, в формировании психической зависимости участвует множество факторов, у разных людей они непохожи и часто не поддаются учету. Именно поэтому лучшей защитой от наркомании является, может быть, и «трусливый», «дурацкий», «нелепый», «смешной», но упрямый, категорический отказ.
Обучение навыкам безопасного обращения с психоактивными веществами вообще и профилактика наркомании в частности – чрезвычайно специфическая область образования. Её особенности определяются рядом факторов:

  • Необходимостью проведения профилактических занятий на протяжении всего критического переломного возраста (12-16 лет), во время которого подростки особенно подвержены желанию экспериментировать с наркотиками.
  • Недостаточной до сих пор осведомленностью представителей старшего поколения в обсуждаемых вопросах и тем, что соответствующие методы обучения и идеи часто выглядят противоречащими общепринятым представлениям.
  • Тем, что формальное изучение неблагоприятных последствий употребления наркотиков не дает в подростковой среде позитивного профилактического эффекта.
  • Важностью для профилактики направленных на развитие гармоничной личности мероприятий, без которых любые другие превентивные меры будут малоэффективными.
  • Важностью личного примера значимых для подростков людей (родители, старшие товарищи, преподаватели, популярные личности и т.д.) в отношении употребления психоактивных средств, и не только их требования и рекомендации, но и поступки.
  • Сложностью точной оценки результатов профилактической работы и многими другими факторами.

Всё это необходимо для того, чтобы:
1. Повысить уровень социально-психологической компетенции подростков.
2. Снизить вероятность вовлечения подростков в экспериментирование с наркотиками. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:

  • Сформировать у подростков следующие конструктивные навыки взаимодействия:

• умение безопасно и эффективно общаться;
• умение понимать и выражать свои чувства;
• умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.

  • Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

• уверенности в себе;
• честности;
• открытости;
• чувства юмора и навыков;
• умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения;
• умения принимать решения;
• умения преодолевать кризисные ситуации.

  • Предоставить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде и факторах, влияющих на этот процесс, а также дать понятие об основных принципах организации профилактической работы.

Формы проведения заседания МО: лекция, семинар, семинар-практикум, заседание «круглого стола», деловая игра, разработка социально-психологического проекта.

Вопросы для обсуждения:

  • Социально-исторические истоки трагедии. Причины употребления наркотиков детьми и подростками, факторы риска развития наркомании.
  • Диагностика наркомании.
  • Формы и методы организации работы с детьми по профилактике наркотической зависимости.
  • Организация работы с родителями для совместных действий по профилактике наркотической зависимости.
  • Общие сведения об антинаркотическом законодательстве.

Литература

  • Белогуров, С.Б. Профилактика подростковой наркомании /С.Б.Белогуров – М.: Центр «Планетариум», 2002.
  • Белогуров, С.Б. Профилактика подростковой наркомании. Навыки противостояния и сопротивления распространению наркомании /С.Б.Белогуров – М.: Центр «Планетариум», 2002.
  • Ерышев, О.Ф. Наркомании: проявления, лечение, профилактика /О.Ф.Ерышев – СПб.: Изд. Дом «Нева», 2005.
  • Кодекс об административных правонарушениях Республики Беларусь – Мн.: Амалфея, 2003.
  • Лисецкий, К.С. Психология и профилактика ранней наркомании /К.С.Лисецкий, И.А.Мотынга – Самара, 1996.
  • Николаев, Л.А. Профилактика наркоманий и сопутствующих заболеваний /Л.А.Николаев, Д.Л.Николаев – Мн.: Вышэйшая школа, 2002.
  • Рожков, М.И. Профилактика наркомании у подростков /М.И.Рожков, М.А.Ковальчук – М.: Владос, 2004.
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь – Мн.: Амалфея, 2002.
  • Шишковец, Т.А. Справочник социального педагога /Т.А.Шишковец – М.: ВАКО, 2005.
  • Энциклопедия преступлений и катастроф. Наркотики и яды. – Мн., 1996.



Тема 4. Оценка деятельности социального педагога

Социальный педагог, как новая педагогическая профессия, завоевала своё место в системе образования. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений, отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом оздоровить окружающую их микросреду. Поэтому он осваивает различные социальные роли:

  • посредник;
  • защитник интересов;
  • участник совместной деятельности;
  • духовный наставник;
  • социальный терапевт;
  • эксперт.

Профессиональные знания и умения – это объективные характеристики труда социального педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации – это субъективные характеристики.
Ведущим критерием оценки работы социального педагога является его готовность к созданию условий: для становления личности, создание педагогически целесообразной среды; для разрешения проблем социальной жизни ребёнка (т.е. посредничество); для соблюдения прав и обязанностей ребёнка в социуме (т.е. представление его интересов).
Оценивая профессионализм социального педагога, необходимо оценивать адекватность содержания деятельности социального педагога: социальному заказу государства к данному типу образовательного учреждения; социальным ожиданиям субъектов образовательного процесса (учащихся, их родителей, учителей); социальному составу семей обучающихся; включённости других специалистов образовательных учреждений в социально-педагогическую работу; возможностям других социальных служб по оказанию своевременной помощи ребёнку; индивидуальным особенностям личности.
Оценка результативности профессиональной деятельности социального педагога может проводиться по следующим показателям:

  • Чёткость в организации профессиональной деятельности.
  • Многообразие методов диагностики и социальной реабилитации детей.
  • Динамика социально-педагогического сопровождения индивидуального развития ребёнка за последние 3 года.
  • Социально-правовая защищённость детей группы риска.
  • Информационная обеспеченность каждого направления работы.
  • Популярность среди учащихся, их родителей и учителей.
  • Широта охвата проблем, решаемых за счёт связей с государственными и общественными структурами.
  • Педагогическая целесообразность методического обеспечения и консультативного обслуживания.

Чтобы не создавать утопических программ в своей работе, особенно начинающему социальному педагогу, надо владеть информацией о ресурсном обеспечении школы. Сбор информации лучше проводить на основе анализа документации. Можно использовать и метод интервью с администрацией. По заранее подготовленным вопросам открыто и точно записывая ответы, собирая данные как основу будущих действий, можно уточнить, какое возможно получить финансирование, помещение, оборудование, условия труда для привлекаемых специалистов, какие можно изыскать источники информационного и социального обеспечения и уже на основании вышесказанного организовывать свою деятельность.
Путём сбора информации и методом экспертной оценки можно выявить наиболее часто встречающиеся документы в социально-педагогической работе. На заседаниях районных, городских методических объединений целесообразно обсудить правила делопроизводства и принять перечень документов социального педагога учреждения образования с учётом рекомендаций Министерства образования.
Примерные признаки определения результативности работы социального педагога (для проверяющего, эксперта) могут быть следующие:

  • определены направления работы, соответствующие функциональным обязанностям, регулярное планирование и анализ работы, график работы на неделю и месяц;
  • имеется методика изучения и данные по социальному составу семей, социальному портрету ученика, социальным ожиданиям родителей, учителей, учащихся, социальным проблемам и асоциальному поведению, конфликтам, а также сочетание форм индивидуальной и групповой работы, консультаций и социального патронажа, тренинговых и групповых методик и др.;
  • снижено количество правонарушений, конфликтов в коллективе, зарегистрировано наличие и успешное освоение индивидуальных образовательных маршрутов;
  • создана приёмная семья, обеспечены опека и попечительство, прописка и трудоустройство, разрешены проблемы социальной жизни, представлены и защищены интересы ребёнка в органах МВД и судебных органах;
  • существует широкий охват в банке данных: картотеки, журналы учёта, компьютерная база данных, наличие наглядной информации, программы по этико-правовому образованию, информированность детей и родителей о возможных путях решения их проблем, об их правах и обязанностях;
  • увеличено количество обращений за социально-педагогической помощью и решение ими поставленных проблем;
  • имеется наличие информации о районных, городских службах, договоров о сотрудничестве, учёта оказанных ими услуг и результативности, создание отделений городских и районных общественных организаций на базе школы;
  • осуществляется подбор и изучение документов, текстов законов и подзаконных актов, методического материала для классных руководителей и учителей, текстов выступлений на педагогических советах и конференциях, медико-психолого-педагогических консилиумов по отдельным учащимся, составляется расписание тематических групповых консультаций, индивидуальных консультаций для различных групп населения.

При оценивании деятельности или аттестации социального педагога должен учитываться уровень сформированности профессиональной деятельности и её результативности. Результативность деятельности социального педагога оценивается в ходе текущего и итогового контроля администрацией образовательного учреждения и самоконтроля самого специалиста.
Формы проведения: семинар-практикум, «круглый стол» по обмену опытом работы.

Вопросы для обсуждения:

  • Законодательная база Республики Беларусь в работе социального педагога.
  • Оценка профессионализма социального педагога.
  • Признаки определения результативности деятельности социального педагога.
  • Оценка результативности профессиональной деятельности, её показатели.
  • Делопроизводство в деятельности социального педагога.

 

Литература

  • Кедярова, Р.Н. Планирование и документирование работы социального педагога /Р.Н.Кедярова //Сацыяльна-педагагічная работа, 2003. – №5.
  • Методические рекомендации по совершенствованию деятельности социальных педагогов в учреждениях образования //Сацыяльна-педагагічная работа, 2000. – №2.
  • Нагавкина, Л. Подготовка социального педагога: проблемное поле профессиональной деятельности /Л.Нагавкина //Социальная педагогика, 2003. – №4.
  • Овчарова, Р.В. Справочная книга социального педагога Р.В.Овчарова – М., 2001.


Методическое объединение педагогов-психологов

Тема 5. Профилактика зависимого (аддиктивного) поведения учащихся

Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.
В широком смысле под зависимостью понимают «стремление полагаться на кого-то или что-то в целях получения удовлетворения или адаптации». Условно можно говорить о нормальной и чрезмерной зависимости. В некоторых случаях наблюдается нарушение нормальных отношений зависимости, склонность к чрезмерной зависимости, которая порождает проблемные симбиотические отношения, чрезмерную привязанность к чему-либо, или зависимое поведение.
Зависимое поведение, таким образом, оказывается тесно связанным как со злоупотреблением со стороны личности чем-то или кем-то, так и с нарушениями её потребностей. В специальной литературе употребляется ещё одно название рассматриваемой реальности – аддиктивное поведение. В переводе с английского addiction – склонность, пагубная привычка.
Зависимое (аддиктивное) поведение как вид девиантного поведения личности в свою очередь имеет множество подвидов, дифференцируемых преимущественно по объекту аддикции. Теоретически (при определённых условиях) это могут быть любые объекты или формы активности – химическое вещество, деньги, работа, игры, физические упражнения или секс.
В реальной жизни более распространены такие объекты зависимости, как: 1) психоактивные вещества (легальные и нелегальные наркотики); 2)алкоголь (в большинстве классификаций относится к первой подгруппе); 3) пища; 4) игры; 5) секс; 6) религия и религиозные культы.
В соответствии с перечисленными объектами выделяют следующие формы зависимого поведения:

  • Химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость).
  • Нарушение пищевого поведения (переедание, голодание, отказ от еды).
  • Гэмблинг – игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры).
  • Сексуальные аддикции (зоофилия, фетишизм, пигмалионизм, трансвестизм, эксбиционизм и др.).
  • Религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлечение в секту).

Итак, зависимое (аддиктивное) поведение – это одна из форм отклоняющегося поведения личности, которая связана со злоупотреблением чем-то или кем-то в целях саморегуляции или адаптации. Степень тяжести аддиктивного поведения может быть различной – от практически нормального поведения до тяжёлых форм биологической зависимости, сопровождающихся выраженной соматической психологической патологией. Выбор личностью конкретного объекта зависимости отчасти определяется его специфическим действием на организм человека. Как правило, люди отличаются по индивидуальной предрасположенности к тем или иным объектам аддикции.
Различные формы зависимого поведения имеют тенденцию сочетаться или переходить друг в друга, что доказывает общность механизмов их функционирования. Следовательно, несмотря на кажущиеся внешние различия, рассматриваемые формы поведения имеют схожие психологические механизмы. В связи с этим выделяют общие признаки аддиктивного поведения.
Прежде всего, зависимое поведение личности проявляется в её устойчивом стремлении к изменению психофизического состояния. Данное влечение переживается человеком как импульсивно-категоричное, непреодолимое, ненасыщаемое. Внешне это может выглядеть как борьба с самим собой, а чаще – как утрата самоконтроля.
Аддиктивное поведение появляется не вдруг, оно представляет собой непрерывный процесс формирования и развития зависимости. Аддикция имеет начало (нередко безобидное), индивидуальное течение (с усилением зависимости) и исход. Мотивация поведения различна на различных стадиях зависимости.
Ещё одной характерной особенностью зависимого поведения является его цикличность. Перечислим фазы одного цикла:

  • наличие внутренней готовности к аддиктивному поведению;
  • усиление желания и напряжения;
  • ожидание и активный поиск объекта аддикции;
  • получение объекта и достижение специфических переживаний;
  • расслабление;
  • фаза ремиссии (относительного покоя).

Далее цикл повторяется с индивидуальной частотой и выраженностью. Например, для одного человека цикл может продолжаться месяц, для другого – день.
Зависимое поведение не обязательно приводит к заболеванию или смерти (как, например, в случаях алкоголизма или наркомании), но закономерно вызывает личностные изменения и социальную дезадаптацию. Первостепенное значение имеет формирование аддиктивной установки – совокупности когнитивных, эмоциональных и поведенческих особенностей, вызывающих аддиктивное отношение к жизни.
Аддиктивная установка выражается в появлении сверхценного эмоционального отношения к объекту аддикции (например, в беспокойстве о том, чтобы был постоянный запас сигарет, наркотика). Мысли и разговоры об объекте начинают преобладать. Усиливается механизм рационализации – интеллектуального оправдания аддикции («все курят», «без алкоголя нельзя снять стресс», «кто пьёт, того болезни не берут»). При этом формируется так называемое магическое мышление (в виде фантазий о собственном могуществе или всемогуществе наркотика) и «мышление по желанию», вследствие чего снижается критичность к негативным последствиям аддиктивного поведения и аддиктивному окружению («всё нормально», «я могу себя контролировать», «все наркоманы – хорошие люди»).
Параллельно развивается недоверие ко всем «другим», в том числе специалистам, пытающимся оказать аддикту медико-социальную помощь («они не могут понять меня, потому что сами не знают, что это такое»).
Аддиктивная установка неизбежно приводит к тому, что объект зависимости становится целью существования, а употребление – образом жизни. Жизненное пространство сужается до ситуации получения объекта. Всё остальное – прежние моральные ценности, интересы, отношения – перестают быть значимыми. Желание «слиться» с объектом настолько доминирует, что человек способен преодолеть любые преграды на пути к нему, проявляя незаурядную изобретательность и упорство. Неудивительно, что ложь зачастую становится неизменным спутником зависимого поведения. Критичность к себе и своему поведению существенно снижается, усиливается защитно-агрессивное поведение, нарастают признаки социальной дезадаптации.
Пожалуй, одним из самых негативных проявлений аддиктивной установки является отрицание болезни или её тяжести. Нежелание аддикта признавать свою зависимость («я – не алкоголик», «если захочу, брошу пить») осложняет его взаимоотношения с окружающими и существенно затрудняет оказание помощи, а в ряде случаев делает зависимость непреодолимой.
Субъективно аддиктивное поведение переживается как невозможность жить без объекта аддикции, как непреодолимое влечение к нему. Это поведение носит выраженный аутодеструктивный характер, поскольку неизбежно разрушает организм и личность.
Современное состояние науки позволяет говорить о следующих условиях и причинах (факторах) аддиктивного поведения.
К внешним социальным факторам, способствующим формированию зависимого поведения, можно отнести технический прогресс в области пищевой промышленности, фармацевтической и др. индустрий, вырабатывающих на рынок всё новые и новые товары – потенциальные объекты зависимости. Кроме того, по мере урбанизации мы наблюдаем, как ослабевают межличностные связи между людьми. Стремясь к независимости, человек утрачивает необходимые ему поддержку и ощущение безопасности. Вместо того чтобы искать удовлетворение в человеческих взаимоотношениях, мы всё больше обращаемся к бездушным продуктам цивилизации.
Для некоторых социальных групп зависимое поведение является проявлением групповой динамики. Например, на фоне выраженной тенденции группирования подростков психоактивные вещества выступают в роли «пропуска» в подростковую субкультуру. Субкультура может выступать в разнообразных формах: подростковая группа, неформальное объединение, сексуальное меньшинство или просто мужская компания. Очевидно, что в подростковом и юношеском возрасте влияние субкультуры максимально, это один из наиболее значимых социальных факторов зависимого поведения.
Как правило, ведущая роль в происхождении аддиктивного поведения приписывается семье, младенческой травме в первые два года жизни. Травма может быть связана с физической болезнью, с утратой матери или её неспособностью удовлетворять потребности ребёнка, с несовместимостью темпераментов матери и ребёнка, чрезмерной врождённой возбудимостью малыша, наконец, с какими-то действиями родителей. Серьёзной проблемой семей зависимых личностей могут быть эмоциональные расстройства у самих родителей, которые, как правило, сопровождаются неспособностью родителей выражать в словах свои чувства. Отсутствие границ между поколениями, чрезвычайная психологическая зависимость членов семьи друг от друга – ещё один негативный фактор. В семьях с нарушенными границами аддиктивное поведение может выступать одним из способов влияния на поведение других членов, при этом сама зависимость может давать ощущение независимости от семьи.
Семья играет существенную роль не только в происхождении, но и в поддержании зависимого поведения. Родственники сами могут иметь различные психологические проблемы, в силу чего они нередко провоцируют «срыв» аддикта, хотя реально страдают от него. В случае длительного сохранения аддиктивного поведения у кого-либо из членов семьи, у родственников аддикта, в свою очередь, могут появляться серьёзные проблемы и развиваться состояние со-зависимости. Имеются ввиду негативные изменения в личности и поведении родственников вследствие зависимого поведения кого-либо из членов семьи.
Очевидно, что не менее важную роль играют индивидуальные особенности конкретной личности. Можно выделить следующие психологические особенности личности аддикта, которые являются мишенями для психокоррекционной работы:

  • в поведенческой сфере: эгоцентризм, избегание решений проблем, преимущественно однотипный способ реагирования на фрустрацию и трудности, неуверенность в себе, высокий уровень притязаний, низкая самокритичность;
  • в аффективной сфере: эмоциональная лабильность, низкая толерантность, быстрое возникновение тревоги и депрессии, сниженная или нестабильная самооценка, появление социофобии, агрессивность;
  • искажение мотивационно-потребностной сферы: блокировка потребности в защищённости, самоутверждении, свободе, принадлежность к временной перспективе;
  • наличие когнитивных искажений, увеличивающих дисгармонию личности, «аффективная логика»: произвольное отражение – «Я – неудачник», «Я – супермен»; селективная выборка – «Меня никто не любит, потому что я плохо учусь»; сверхраспространённость – «Все наркоманы, так как принимают лекарства»; абсолютное мышление – «Всё или ничего», «Мир чёрный или белый»; персонализация – «Эта реплика не случайна, она относится ко мне».

Говоря о факторах зависимого поведения, следует ещё раз подчеркнуть, что в его основе лежат естественные потребности человека. Склонность к зависимости в целом является универсальной особенностью человека. При определённых условиях, однако, некоторые нейтральные объекты превращаются в жизненно важные для личности, а потребность в них усиливается до неконтролируемой.
Зависимое поведение личности регулируется различными социальными институтами. Общественное воздействие может носить характер правовых санкций, медицинского вмешательства, педагогического влияния, социальной поддержки и психологической помощи. Психологическая помощь как один из уровней рассматриваемой системы играет в ней связующую роль и отличается выраженной гуманистической направленностью. Этот факт получил отражение в таких принципах психологической работы, как конфиденциальность, добровольность и личная заинтересованность, принятие человеком ответственности за свою жизнь, взаимное доверие, поддержка, уважение личности и индивидуальности.
Психологическая помощь имеет два ведущих направления: психологическая превенция (предупреждение, психопрофилактика) и психологическая интервенция (преодоление, коррекция, реабилитация). Профилактика зависимого поведения предполагает систему общих и специальных мероприятий на различных уровнях: общегосударственном, правовом, общественном, экономическом, медико-санитарном, педагогическом, социально-психологическом. Условиями успешной профилактической работы считают её комплексность, последовательность, дифференцированность, своевременность. Последнее условие особенно важно в работе с активно формирующейся личностью, например, с подростками.
Существуют различные формы психопрофилактической работы.
Первая формаорганизация социальной среды. Воздействуя на социальные факторы, можно предотвратить нежелательное поведение личности. Воздействие может быть направлено на общество в целом, например, через создание негативного общественного мнения по отношению отклоняющемуся поведению. Объектом работы также может быть семья, социальная группа (школа, класс) или конкретная личность. Профилактика зависимого поведения у подростков включает, прежде всего, социальную рекламу по формированию установок на здоровый образ жизни и трезвость. Работа с молодёжной субкультурой может быть организована в форме движения «Молодёжь против наркотиков» или одноименной акции с выступлением популярных рок-групп.
Вторая форма психопрофилактической работы – информирование. Это наиболее привычное направление психопрофилактической работы в форме лекций, бесед, распространения специальной литературы или видео- и телефильмов. Суть подхода заключается в попытке воздействия на когнитивные процессы личности с целью повышения её способности к принятию конструктивных решений. Перспективному развитию данного подхода может способствовать отказ от преобладания запугивающей информации, а также дифференциация по полу, возрасту, социально-экономическим характеристикам.
Третья формаактивное социальное обучение социально-важным навыкам. Данная модель преимущественно реализуется в форме групповых тренингов. В настоящее время распространены следующие формы:

  • Тренинг устойчивости к негативному социальному влиянию (развивает способность сказать «нет» в случае негативного давления сверстников).
  • Тренинг аффективно-ценностного обучения (формируются навыки принятия решения, повышается самооценка, стимулируются процессы самоопределения и развития позитивных ценностей).
  • Тренинг формирования жизненных навыков (формируются умения общаться, поддерживать дружеские связи и конструктивно разрешать конфликты).

Четвёртая форма организация деятельности, альтернативной зависимому поведению. Предполагается, что люди используют психоактивные вещества, улучшающие настроение, до тех пор, пока не получат взамен что-то лучшее. Альтернативными формами активности признаны: познание (путешествие), испытание себя (походы в горы, спорт с риском), значимое общение, любовь, творчество, деятельность (в том числе профессиональная, религиозно-духовная, благотворительная).
В семейном воспитании ведущими профилактическими задачами выступают: раннее воспитание устойчивых интересов, развитие способности любить и быть любимым, формирование умения себя занять и трудиться. Если к подростковому возрасту позитивные потребности не сформированы, личность оказывается уязвимой в отношении негативных потребностей и занятий.
Пятая форма организация здорового образа жизни. Она исходит из представлений о личной ответственности за здоровье, гармонию с окружающим миром и своим организмом. Здоровый стиль жизни предполагает здоровое питание, регулярные физические нагрузки, соблюдение режима труда и отдыха, общение с природой, исключение излишеств.
Шестая форма активизация личностных ресурсов. Активные занятия подростков спортом, их творческое самовыражение, участие в группах общения и личностного роста, арт-терапия – всё это активизирует личностные ресурсы, в свою очередь обеспечивающие активность личности, её здоровье и устойчивость к негативному внешнему воздействию.
Седьмая форма минимизация негативных последствий зависимого поведения. Данная форма работы используется в случаях уже сформированного зависимого поведения. Она направлена на профилактику рецидивов или их негативных последствий. Например, наркозависимые подростки могут получать своевременную медицинскую помощь, а также необходимые знания по сопутствующим заболеваниям и их лечению.
В различных видах психопрофилактической работы могут использоваться схожие формы и методы. По способу организации работы выделяют следующие формы психопрофилактики: индивидуальная, семейная, групповая работа. В целях предупреждения зависимого поведения используются различные социально-психологические методы. Среди ведущих методов психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренинговые упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики.
Заседание методического объединения педагогов-психологов целесообразно проводить в форме семинара-практикума, «круглого стола».

Вопросы для обсуждения:

  • Формы зависимого (аддиктивного) поведения: химическая зависимость, нарушение пищевого поведения, игровая зависимость, сексуальные аддикции, религиозное деструктивное поведение.
  • Общие признаки зависимого (аддиктивного) поведения.
  • Условия и причины (факторы) формирования зависимого поведения.
  • Основные формы и методы психопрофилактики зависимого поведения.
  • Система взаимодействия специалистов при организации профилактики зависимого поведения.

Литература

  • Демьянов, Ю.Г. Основы психопрофилактики и психотерапии: пособие-практикум /Ю.Г.Демьянов – СПб., 1999.
  • Змановская, Е.В. Девиантология: (пособие отклоняющегося поведения) /Е.В.Змановская– М., 2003.
  • Иванова, Е.Б. Как помочь наркоману. Е.Б.Иванова – СПб.,1997.
  • Кесельман, Л. Социальное пространство наркотизма /Л.Кесельман, М.Мацкевич – СПб., 2001.
  • Кулаков, С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков /С.А.Кулаков – М., 1998.
  • Кулаков, С.А. Психопрофилактика и психотерапия в средней школе /С.А.Кулаков – СПБ., 1996.
  • Наркомания: методические рекомендации по преодолению наркозависимости /под ред. А.Н.Гаранского. – М., 2000.
  • Овчарова, Р.В. Практическая психология образования /Р.В.Овчарова – М.,2003.
  • Предупреждение подростковой и юношеской наркомании /под ред. С.В.Березина, К.С.Лисецкого, И.Б.Орешниковой. – М., 2000.
  • Психология и лечение зависимого поведения /под ред. С.Даулинга. – М., 2000.
  • Психология деструктивных культов: профилактика и терапия культовых травм //Журнал практического психолога. Спец. выпуск. – М., 2000. – №1-2.
  • Сирота, Н.А. и др. Профилактика наркомании у подростков: от теории к практике /Н.А.Сирота – М., 2001.

Тема 6. Психологическая помощь педагога в повышении профессиональной компетентности

Профессиональная компетентность педагога – это проявляющаяся готовность к педагогической деятельности, отношение к делу, личностные качества, а также стремление к новому, творческому осмыслению своей работы. Она представляет собой сложное и многогранное явление. Она определяется не только профессиональными базовыми знаниями и умениями педагога, но и ценностными ориентациями, мотивами его деятельности, пониманием им себя и окружающего мира, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он работает, его общей культурой и способностью к развитию своего творческого потенциала.
Профессиональная компетентность учителя – это сформированность в его труде различных сторон педагогической деятельности и педагогического общения, в которых самореализована личность педагога, на уровне, обеспечивающем устойчивые положительные результаты в обучении, воспитании и развитии учащихся.
А.К.Маркова выделяет в структуре личности педагога следующие интегральные характеристики:

  • профессиональное педагогическое самосознание педагога, т.е. комплекс его представлений о себе как о профессионале;
  • индивидуальный стиль деятельности;
  • творческий потенциал, комплекс уникальных креативных (творческих) способностей личности.

Личное и профессиональное в труде учителя взаимообусловлены. На начальной стадии профессиональной деятельности, когда его опыт еще не сформировался, личностные качества и свойства педагога имеют первостепенное значение. С годами профессия накладывает ощутимый отпечаток на личность и изменяет ее, прежде всего, в плане профессионально важных качеств. К сожалению, профессиональная деятельность не только развивает личность человека, но и деформирует ее, превращая в человека с «флюсом». У педагогов эта узнаваемость чаще всего проявляется в оценочном отношении к другим людям, информационном снобизме, вертикальной (авторитарной) позиции общения, претензиях на роль истины в последней инстанции и т.п.
Установки – это неосознаваемый или частично осознаваемый настрой, готовность к определенному восприятию, переживанию, поведению. Установки определяют устойчивость и определенность протекаемой деятельности. Ценностные ориентации – это общие жизненные и педагогические убеждения и взгляды педагога, которые служат ориентирами его деятельности. Уровень ценностных ориентаций педагога проявляется в отношении к деятельности и ее месту и значению в его жизни. По уровню ценностных ориентаций педагога можно судить, насколько профессиональная деятельность «погружена» в сферу личностных смыслов педагога.
Итак, личностное проявляется в профессиональном через ценностные ориентации и установки личности. Они как раскрывают, так и маскируют проявление личностных, индивидуальных особенностей педагога. Педагогические установки педагога формируются под влиянием общего отношения к различным сторонам жизни, самому себе, людям, деятельности. Они связаны глубинно с мировосприятием педагога, его жизненными смыслами. Вот почему изменение педагогических установок учителя невозможно без работы психолога с личностью педагога.
Традиционное невнимание к личности самого учителя, миф об идеальном учителе, постоянная демонстрация в лице учителя «сильного» типа личности привели педагога к закрытости, неискренности и другим способам защитного и компенсаторного поведения. Высокие энергетические затраты профессии сами по себе плюс забота о поддержании культивируемого «имиджа» имеют высокую психологическую цену. В этих обстоятельствах педагог испытывает огромное нервно-психическое напряжение и часто не справляется с ним, не владея специальными методами и приемами саморелаксации.
Психотехнические игры и упражнения, которые может использовать психолог, помогая педагогам справиться с обстоятельствами, направлены на достижение двух целей. Во-первых, они способствуют гармонизации внутреннего мира педагога, ослаблению его психической напряженности, т.е. имеют сугубо психотерапевтические цели. Во-вторых, они нацелены на развитие внутренних психических сил учителя, расширение профессионального самосознания. Выполнение педагогом психотехнических игровых упражнений поможет ему правильно ориентироваться в собственных психических состояниях, адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья и, как следствие, достижения успеха в профессиональной деятельности при сравнительно небольших затратах нервно-психической энергии.
В педагогической деятельности каждый педагог использует свой индивидуальный стиль, свои способы влияния на детей. В широком смысле стиль – это устойчивая система способов и приемов, проявляющаяся в различных условиях существования человека. По Е.А.Климову, индивидуальный стиль деятельности в узком смысле – это обусловленная типологическими особенностями устойчивая система способов, которая складывается у человека, стремящегося к наилучшему осуществлению данной деятельности. Это индивидуально-своеобразная система психологических средств, к которым сознательно и стихийно прибегает человек в целях наилучшего уравновешивания своей (психологически обусловленной) индивидуальности с предметными внешними условиями.
Стиль педагогической деятельности – это характерные черты педагогического мастерства, традиционно складывающиеся в опыте учителя. Это своеобразный «почерк», определяющий манеру педагогических действий, который присущ каждому учителю. Формирование стиля педагогической деятельности может проходить спонтанно и целенаправленно в процессе всей педагогической деятельности на базе имеющихся и постоянно меняющихся в процессе формирования профессионально-нравственных качеств. Процесс формирования стиля педагогической деятельности можно считать законченным при условии высокой степени выраженности трех групп качеств: профессионально-деловых, педагогического общения и личности учителя.
Психологическая помощь в формировании и развитии индивидуального стиля деятельности может заключаться в следующем:

  • проведение диагностики индивидуального стиля педагогической деятельности педагога с целью актуализации данной проблемы и обеспечению готовности учителя к педагогической рефлексии;
  • активизация личностных ресурсов педагога для формирования комплекса профессионально-нравственных качеств личности, которые будут содействовать становлению индивидуального стиля деятельности.

Работа психолога с педагогами по активизации личностных ресурсов должна строиться на следующих принципах: приоритетность личностно-направленных профессионально-ценностных ориентаций над практико-ориентированными; адекватность логики педагогической рефлексии; интегрированности человековедческих знаний и межпредметных связей; вариативность содержания обучения в зависимости от конкретного опыта и характера затруднений педагогов. Формы и методы работы педагога могут быть разнообразными: психологическая диагностика, лекции, консультации, тренинги, деловые игры, организация работы творческих групп и др.
Формы проведения МО педагогов-психологов могут быть различными: семинар, семинар-практикум, заседание «круглого стола».

Вопросы для обсуждения:

  • Интегративные характеристики профессионализма педагога. Взаимообусловленность личного и профессионального в труде учителя.
  • Современный педагог как объект психологической помощи.
  • Методы личностного роста педагога. Активные формы работы психолога с педагогом.
  • Стиль педагогической деятельности учителя, его диагностика и формирование.
  • Методы и формы психологической помощи педагогу в повышении профессиональной компетентности.

Литература

  • Васильева, Е.Ю. Стиль педагогической деятельности /Е.Ю.Васильева – Архангельск, 1997.
  • Доценко, Е.Л. Психология манипуляции /Е.Л.Доценко – М., 1996.
  • Журавлев, В.И. Педагогическая конфликтология /В.И.Журавлев – М., 1995.
  • Зимняя, И.А. Педагогическая психология /И.А.Зимняя – Ростов-на-Дону, 1997.
  • Кан-Калик, В.А. Тренинг профессионально-педагогического общения /В.А.Кан-Калик – М., 1990.
  • Крупенин, А.Л. Эффектиный учитель. Практическая психология для педагогов /А.Л.Крупенин, И.М.Крохина – Ростов-на-Дону, 1995.
  • Кузьмина, Н.В. Профессионализм деятельности педагога /Н.В.Кузьмина – М., 1989.
  • Маркова, А.К. Психология профессионализма /А.К.Маркова – М., 1996.
  • Овчарова, Р.В. Технологии практического психолога образования /Р.ВОвчарова – М., 2001.
  • Самоукина, Н.В. Психотехнические игры и упражнения, коррекционные программы /Н.В.Самоукина – М., 1993.

Источник: Рекомендации по планированию методической работы с социальными педагогами, педагогами-психологами: методические материалы. – Витебск: УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», 2005

Авторы-составители: П.В. Зязюлькин, начальник отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»; М.И.Ставицкая, методист отдела коррекционной педагогики УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО»

Рецензент Е.А. Харитонова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и коррекционной работы УО «Витебский государственный университет имени П.М. Машерова»

 

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.