На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" - Профессиональное самоопределение
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" - Профессиональное самоопределение
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов"
Примерный план этапов проведения исследования классного коллектива
Примерный план проведения мониторинга и диагностики на учебный год
Часть 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Интеллектуальный компонент
Эмоциональный компонент
Личностный компонент
Часть 2. Психологические особенности личности в подростковом возрасте
Психофизиологический компонент
Профессиональное самоопределение
Приложения
Все страницы

 

6. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ

6.1. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Профессиональное самоопределение и самоактуализация»

Источник: Психология профессиональной деятельности. 2-изд./ Н. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.

Вопрос о профессиональном самоопределении и самоактуализации возникает тогда, когда в центре взаимодействия «человек - профессия» безоговорочно стоит человек.
Проблема профессионального самоопределения в психолого-педагогической литературе тесно связана с проблемой активности молодого человека (школьника, выпускника школы) в процессе выбора будущей профессии. Выбор профессии - это принятие молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда.
Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек «выбирает» профессию случайно, например, по фактору близости работы к месту жительства, общественной моде на данную профессию, по знакомству и проч.
Проблема самоактуализации в основном становится важной при выполнении взрослым работником (выпускником среднего специального и высшего учебного заведения) выбранной трудовой деятельности.
Следовательно, профессиональное самоопределение и самоактуализация школьника или взрослого человека в общем виде могут быть описаны в виде длительного процесса развития отношений человека (школьника или взрослого) к своей (будущей или реальной) профессии и к самому себе как (потенциальному или реальному) субъекту профессиональной деятельности или профессионалу.
В данном определении подчеркнута активная роль самого человека, школьника или взрослого: он сам выбирает профессию, сам проходит период профессионального обучения и, наконец, сам активно строит собственную профессиональную карьеру и реализует собственный личностный и интеллектуальный потенциал. Важно также учесть, что профессиональное самоопределение и самоактуализация осуществляются на протяжении всего профессионального, а часто и жизненного пути человека.
Динамика профессионального самоопределения молодого человека есть процесс поиска им «своей профессии», соответствующей его склонностям и способностям.
Профессиональная самоактуализация - это поиск «себя в профессии», собственной профессиональной роли, образа «Я», профессионального имиджа, индивидуального стиля профессиональной деятельности, определение для себя профессиональных перспектив, достижение их, установление новых профессиональных целей, стремление к гармоничному раскрытию и утвержде­нию своего природного творческого потенциала.
Процесс профессионального самоопределения - это действия молодого человека по самоанализу, самопознанию и самооцениванию собственных способностей и ценностных ориентации, действия по пониманию степени соответствия собственных особенностей требованиям выбираемой профессии и действия по саморазвитию у себя способностей и возможностей в процессе профессиональной подготовки и обучения с целью достижения более полного соответствия самого себя относительно выбранной профессии и профессии относительно собственных устремлений.

6.2. МЕТОДИКА «ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНО-ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ОПРОСНИК» (ДДО)

Инструкция: «Предположим, что после соответствующего обучения вы сможете выполнить любую работу. Но если бы вам пришлось выбирать только из двух возможностей, что бы вы предпочли?»
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова. Ее можно использовать при профориентации подростков и взрослых.
«Лист ответов» сделан так, чтобы можно было подсчитать число знаков «+» в каждом из 5-ти столбцов. Каждый из 5-ти столбцов соответствует определенному типу профессии. Испытуемому рекомендуется выбрать тот тип профессий, который получил максимальное число знаков «+».
Название типов профессий по столбцам:
I. «Человек-природа» - все профессии, связанные с растениеводством, животноводством и лесным хозяйством.
II. «Человек-техника» - все технические профессии.
III. «Человек-человек» - все профессии, связанные с обслуживанием людей, с общением.
IV. «Человек-знак» - все профессии, связанные с обсчетами, цифровыми и буквенными знаками, в том числе и музыкальные специальности.
V. «Человек - художественный образ» - все творческие специальности.
Время обследования не ограничивается. Хотя испытуемого следует предупредить о том, что над вопросами не следует долго задумываться и обычно на выполнение задания требуется 20-30 мин.
Возможно использование методики индивидуально и в группе.
Экспериментатор может зачитывать вопросы группе испытуемых, но в этом случае ограничивается время ответа. Такой способ применяется, когда экспериментатор должен работать в ограниченном временном интервале.

Текст опросника

. Ухаживать за животными.
или
. Обслуживать машины, приборы (следить, регулировать) .
. Помогать больным.
или
. Составлять таблицы, схемы, программы для вычислительных машин.
. Следить за качеством книжных иллюстраций, плакатов, художественных открыток, грампластинок.
или
. Следить за состоянием, развитием растений.
. Обрабатывать материалы (дерево, ткань, металл, пластмассу и т.п.).
или
. Доводить товары до потребителя, рекламировать, продавать.
. Обсуждать научно-популярные книги, статьи.
или
. Обсуждать художественные книги (или пьесы, концерты) .
. Выращивать молодняк (животных какой-либо породы).
или
6б. Тренировать товарищей (или младших) для выполнения и закрепления каких-либо навыков (трудовых, учебных, спортивных).
. Копировать рисунки, изображения (или настраивать музыкальные инструменты).
или
7б. Управлять какой-либо машиной (грузовым, подъемным или транспортным средством) – подъемным краном, трактором, тепловозом и др.
. Сообщать, разъяснять людям нужные им сведения (в справочном бюро, на экскурсии и т.д.).
или
. Оформлять выставки, витрины (или участвовать в подготовке пьес, концертов).
. Ремонтировать вещи, изделия (одежду, технику), жилище.
или
. Искать и исправлять ошибки в текстах, таблицах, рисунках.
10а. Лечить животных.
или
10б. Выполнять вычисления, расчеты.
11а. Выводить новые сорта растений.
или
11б. Конструировать, проектировать новые виды промышленных изделий (машины, одежду, дома, продукты питания и т. п.).
12а. Разбирать споры, ссоры между людьми, убеждать, разъяснять, наказывать, поощрять.
или
12б. Разбираться в чертежах, схемах, таблицах (проверять, уточнять, приводить в порядок).
13а. Наблюдать, изучать работу кружков художественной самодеятельности.
или
13б. Наблюдать, изучать жизнь микробов.
14а. Обслуживать, налаживать медицинские приборы, аппараты.
или
14б. Оказывать людям медицинскую помощь при ранениях, ушибах, ожогах и т.п.
15а. Художественно описывать, изображать события (наблюдаемые и представляемые).
или
15б. Составлять точные описания-отчеты о наблюдаемых явлениях, событиях, измеряемых объектах и др.
16а. Делать лабораторные анализы в больнице.
или
16б. Принимать, осматривать больных, беседовать с ними, назначать лечение.
17а. Красить или расписывать стены помещений, поверхность изделий.
или
176. Осуществлять монтаж или сборку машин, приборов.
18а. Организовывать культпоходы сверстников или младших в театры, музеи, экскурсии, туристические походы и т.п.
или
18б. Играть на сцене, принимать участие в концертах.
19а. Изготовлять по чертежам детали, изделия (машины, одежду), строить здания.
или
19б. Заниматься черчением, копировать чертежи, карты.
20а. Вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса, сада.
или
20б. Работать на клавишных машинах (пишущей машинке, телетайпе, наборной машине и др.).
Лист ответов


I

II

III

IV

V

46

 

66

 

 

 

 

 

96

 

10а

 

 

106

 

11а

11б

12а

126

13а

13б

14а

14б

15а

15б

16а

 

16б

 

17а

 

17б

18а

 

18б

 

19а

 

19б

 

20а

 

 

20б

 

6.3. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Профессиональные сферы»
Источник: Психология профессиональной деятельности. 2-изд./ Н. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003. – 224 с.
В настоящее время наиболее популярной и распространенной в практической психологии и педагогике является классификация профессий, разработанная Е. А. Климовым.
В основу классификации профессий положен критерий «объекта труда», т.е. того, на что или на кого направлена активная, преобразующая деятельность человека-профессионала. Выделяются пять основных объектов профессиональной деятельности человека: природа (имеется в виду «живая» природа, или биологические объекты), техника (маши­ны, механизмы, материалы, различные виды энергии), человек (ребе­нок, взрослый, старик), знаковая система (различные информационные системы, цифры, формулы, тексты) и художественный образ.
Соответственно обозначенным объектам труда выделяются пять профессиональных сфер: «человек - природа», «человек - техника», «человек -человек», «человек - знак» и «человек - художественный образ».
Профессии типа «человек - природа» - это профессии, труд в которых направлен на растительные организмы, животные организмы, а также на микроорганизмы. При выборе профессий данного типа необходимо учесть, что обычно живая природа выступает для человека всегда с положительной стороны, поскольку она связана с отдыхом.
Но стремление к отдыху не есть еще стремление работать в данной профессиональной сфере.
Профессиональная сфера «человек - природа» включает в себя такие виды труда, как рабочий-лесовод, техник лесного хозяйства, агроном, садовод, плодоовощевод, виноградарь, цветовод-декоратор, шелковод, табаковод, чаевод, животновод с различными специализациями, пчеловод, рыбовод, биолог, биохимик, генетик и др.
Биологические объекты сложны, изменчивы, нестандартны, имеют большую вариативность относительно различий внутри одного класса и вида. Такая изменчивость живой природы осуществляется по собственным внутренним законам. Молодой человек, выбирающий профессию в сфере профессий «человек - природа», должен обладать интуицией, способностью к вероятностному мышлению, умением строить прогноз относительно роста и развития живых объектов природы, способностью проявлять инициативу и самостоятельность, а также заботливость и высокую работоспособность.
Профессии типа «человек - техника». Основу данной профессиональной сферы составляют такие школьные предметы, как физика, химия, математика, черчение. К техническим относятся профессии, связанные с добычей, обработкой грунтов и горных пород (например, проходчик, шахтер, бурильщик, бульдозерист), профессии по обработке и использованию неметаллических промышленных материалов, изделий и полуфабрикатов (плотник, столяр, меховщик, обувщик), профессии по обработке металла, механической сборке и монтажу ма­шин и электроприборов, профессии по ремонту, наладке и обслуживанию машин, приборов, аппаратуры, профессии по ремонту, монтажу и сооружению зданий (сюда относятся все строительные профессии), профессии в транспорте, наконец, профессии по переработке сельскохозяйственной продукции.
От человека, выбравшего техническую профессию, требуется, чтобы он интересовался техникой и любил ее, имел стремление к ручному труду, предпочитал точность и был направлен на осуществление измерительных действий.
Профессии типа «человек - человек» - это профессии, связанные с обучением, развитием, воспитанием, обслуживанием, руководством и контролем за деятельностью людей. В данной профессиональной области позволяют ориентироваться такие школьные предметы, как история, литература, граждановедение и другие предметы общественного цикла.
Профессиональную сферу «человек - человек» составляют профессии педагога, воспитателя, психолога, медицинского работника, юриста, руководителя, менеджера по персоналу, любых работников сферы услуг.
Главное содержание труда в данной профессиональной сфере состоит в умении активно взаимодействовать с людьми, общаться. Кроме того, профессионал в данной сфере должен иметь как бы двойную подготовку: хорошо ориентироваться в той производственной области, в которой осуществляется работа, а также быть подготовленным к эффективному деловому общению с людьми.
Профессии типа «человек - знак» - это профессии, связанные: созданием и оформлением документов (секретарь, делопроизводитель), профессии, связанные с оперированием с числами (экономист, бухгалтер, кассир, программист, компьютерщик, чертежник).
Успешный специалист в данной профессиональной сфере должен побить знаки, символы, любые знаковые системы. Можно сказать, что он должен быть погружен в символический мир знаков, систем, схем, моделей, различных карт, таблиц, формул, подписей и надписей, разного рода условных сигналов и проч.
Профессии типа «человек - художественный образ» - это профессии, связанные с изобразительной деятельностью, музыкой, литературно-художественной и актерско-сценической деятельностью. Очевидно, что это не только профессии художника, музыканта, певца, танцора и композитора, филолога, литератора и писателя, актера и режиссера. Это также все профессии, непосредственно связанные с данными ведущими специальностями или обслуживающие их. Это могут быть профессии декоративного и прикладного искусства (декоратора, дизайнера), настройщиков музыкальных инструментов, организаторов выставок и вернисажей, редакторов и др.
Следует особо отметить, что для достижения успеха в данной профессиональной сфере необходима природная одаренность: без хорошего, сильного голоса от природы не может быть певца, без определенных физических данных - балетной танцовщицы.
Современные профессии сложны и многофункциональны. Не всегда ту или иную профессию можно отнести к той или иной группе профессий по классификации Е. А. Климова. Но это еще не значит, что данная классификация профессий «не работает» в современных условиях. Необходимо выделять профессии, которые являются смежными и находятся «на стыке» различных профессиональных областей. Конечно, успех в таких профессиях связан с наличием у работника разносторонней одаренности. Приведем описание некоторых наиболее популярных смежных профессий.
Управленческие профессии (менеджмент) связаны с планированием, организацией, управлением и контролем за деятельностью персонала. Управленческий работник должен обладать профессиональными знаниями и опытом, а также иметь способности в области профессий типа «человек - человек».
Например, научный сотрудник, имеющий техническое образование, назначен начальником отдела. Следовательно, кроме профессиональных требований, предъявляемых в сфере «человек - техника», он дол­жен иметь способности, необходимые для работы в сфере «человек - человек».
В своей работе он будет одновременно организовывать переговоры и составлять деловую документацию, разрабатывать новые проекты, оценивать результаты профессиональной деятельности подчиненных, составлять отчеты по проделанной работе, принимать на работу новых сотрудников, заниматься обучением и повышением их квалификации, проводить кадровую политику в своем подразделении, принимать решения по кадровым перестановкам, разрабатывать и реализовывать мотивационную систему, наконец, увольнять работников.
Профессии, связанные с продажами. Представители этих профессий -менеджеры по продажам. Кроме требований к коммуникативной одаренности - умению презентовать себя, быть убедительным в общении с клиентами, - в работе этих специалистов присутствуют также требования специального характера: необходимо хорошо знать характеристики того товара, продукта или услуги, которые данный менеджер продает.
Профессии дизайнерской направленности тоже предъявляют работникам требования, находящиеся на пересечении различных профессиональных сфер. Так, дизайнер должен иметь одаренность, знания, опыт и навыки, соответствующие профессиональной сфере «человек - художественный образ». Кроме того, он должен хорошо знать компьютер и его возможности, а также иметь технические знания (сфера «человек - техника»). И, безусловно, он должен уметь общаться с клиентами, а следовательно, должен быть оснащен навыками и умениями, обеспечивающими успех в профессиональной области «человек - человек».

6.4. АНКЕТА «ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ» (автор Дж. Голланд)


(1) Инженер-технолог

(2) Конструктор

(1) Электротехник

(3) Санитарный врач

(1) Повар

(4) Налоговый инспектор

(1) Оператор котельной

(5) Дилер

(1) Шофер

(6) Дизайнер

(2) Философ

(3) Психиатр

(2) Химик-исследователь

(4) Бухгалтер

(2) Редактор научного журнала

(5) Адвокат

(2) Лингвист

(6) Переводчик художественной литературы

(2) Педиатр

(4) Банковский служащий

(3) Преподаватель высшей школы

(5) Менеджер по продажам

(3) Спортивный тренер

(6) Художник

(4) Нотариус

(5) Агент по недвижимости

(4) Оператор ЭВМ

(6) Фотограф

(5) Политический деятель

(6) Писатель

(1) Садовник

(2) Метеоролог

(1) Автомеханик

(3) Фельдшер

(1) Инженер-электронщик

(4) Библиотекарь

(1) Маляр

(6) Музыкант

(2) Биолог

(3) Священнослужитель

(5) Телерепортер

(6) Актер

( 2) Фармацевт

(4) Ревизор

(2) Программист

(5) Биржевой брокер

(2) Математик

(6) Архитектор

(3) Инспектор по делам несовершеннолетних

(4) Кассир

(3) Учитель

(5) Коммерсант

(3) Воспитатель

(6) Парикмахер

(4) Экономист

(5) Директор рекламного агентства

(4) Корректор

(6) Критик

(5) Заведующий хозяйством

(6) Дирижер

(1) Лесник

(2) Специалист по ядерной физике

(1) Пожарный

(4) Архивариус

(1) Агроном

(5) Председатель сельхоз. кооператива

(1) Закройщик

(6) Певец

(2) Археолог

(4) Аудитор

(2) Работник музея

( 3)Специалист по семейному консультированию

(2) Ученый

(6) Режиссер

(3) Логопед

(4) Судебный исполнитель

(3) Врач

(5) Дипломат

(4) Секретарь

(5) Журналист

(6) Поэт

(3) Психолог

(1) Радиомеханик

(5) Прораб

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Интерпретация.Американский психолог Дж. Голланд полагает, что все люди делятся на 6 разных типов:

  • реалистичный (Р);
  • интеллектуальный (И);
  • социальный (С);
  • конвенциальный (К);
  • предприимчивый (П);
  • артистический (А).

Каждый тип личности характеризуется:

  • определенными чертами характера и складом ума;
  • способностями к определенным видам деятельности;
  • предпочтениями определенного рода занятий;
  • содержанием увлечений;
  • профессиональными возможностями.

Чтобы узнать свой тип личности, обратимся к результатам анкеты. В скобках слева от названия каждой профессии указан номер типа личности, которому эта профессия соответствует. Для каждого из шести типов личности необходимо подсчитать количество выборов и полученные суммы записать в графы «Р», «И», «С», «К», «П», «А» в нижней части бланка. Если суммы по каждому типу подсчитаны правильно, то сумма баллов по всем шести типам будет равна 42. Тип, набравший наибольшее число выборов, характеризует профессиональную направленность вашей личности. Ниже приведены описания каждого из шести типов личности.

ТИП 1. Реалистичный (Р)
Психологические характеристики, особенности личности, способности:

  • Активность, агрессивность, деловитость, настойчивость, рациональность, практическое мышление, хорошие двигательные навыки, пространственное воображение, технические способности.

Ориентация, направленность, предпочтения:

  • Конкретный результат, настоящее, вещи, предметы и их практическое использование, занятия, требующие физического развития, ловкости, отсутствие ориентации на общение.

Профессиональная среда:

  • Техника, сельское хозяйство, военное дело. Решение конкретных задач, требующих подвижности, двигательных умений, физической силы. Социальные навыки нужны в минимальной мере и связаны с приемом-передачей ограниченной информации.

Конкретные профессии:

  • Механик, электрик, инженер, фермер, зоотехник, агроном, садовод, автослесарь, шофер и т.д.

ТИП 2. Интеллектуальный (И)
Психологические характеристики, особенности личности, способности:

  • Аналитический ум, независимость и оригинальность суждений, гармоничное развитие языковых и математических способностей, критичность, любознательность, склонность к фантазии, интенсивная внутренняя жизнь, низкая физическая активность.

Ориентация, направленность, предпочтения:

  • Идеи, теоретические ценности, умственный труд, решение интеллектуальных творческих задач, требующих абстрактного мышления, отсутствие ориентации на общение в деятельности, информационный характер общения.

Профессиональная среда:

  • Наука, решение задач, требующих абстрактного мышления и творческих способностей. Межличностные отношения играют незначительную роль, хотя необходимо уметь передавать и воспринимать сложные идеи

Конкретные профессии:

  • Физик, астроном, ботаник, программист и др.

ТИП 3. Социальный (С)
Психологические характеристики, особенности личности, способности:

  • Умение общаться, гуманность, способность к сопереживанию, активность, зависимость от окружающих и общественного мнения, приспособление, решение проблем с опорой на эмоции и чувства, преобладание языковых способностей.

Ориентация, направленность, предпочтения:

  • Люди, общение, установление контактов с окружающими, стремление учить, воспитывать, избегание интеллектуальных проблем.

Профессиональная среда:

  • Образование, здравоохранение, социальное обеспечение, обслуживание, спрт. Ситуации и проблемы, связанные с умением разбираться в поведении людей, требующие постоянного личного общения, умения убеждать.

Конкретные профессии:

  • Врач, педагог, психолог и др.

ТИП 4. Конвенциальный (К)
Психологические характеристики, особенности личности, способности:

  • Способность к переработке числовой информации, стереотипный подход к проблеме, консервативный характер, подчиняемость, зависимость, следование обычаям, конформность, исполнительность, преобладание математических способностей.

Ориентация, направленность, предпочтения:

  • Порядок, четко расписанная деятельность, работа по инструкции, заданным алгоритмам, избегание неопределенных ситуаций, социальной активности и физического напряжения, принятие позиции руководства.

Профессиональная среда:

  • Экономика, связь, расчеты, бухгалтерия, делопроизводство, требующее способностей к обработке рутинной информации и числовых данных.

Конкретные профессии:

  • Бухгалтер, финансист, экономист, канцелярский служащий и др.

ТИП 5. Предприимчивый (П)
Психологические характеристики, особенности личности, способности:

  • Энергия, импульсивность, энтузиазм, предприимчивость, агрессивность, готовность к риску, оптимизм, уверенность в себе, преобладание языковых способностей, хорошие организаторские качества.

Ориентация, направленность, предпочтения:

  • Лидерство, признание, руководство, власть, личный статус, избегание занятий, требующих усидчивости, большого труда, двигательных навыков и концентрации внимания, интерес к экономике и политике.

Профессиональная среда:

  • Решение неясных задач, общение с представителями различных типов в разнообразных ситуациях, требующее умения разбираться в мотивах поведения других людей и красноречия.

Конкретные профессии:

  • Юрист, политик и т.д.

ТИП 6. Артистический (А)
Психологические характеристики, особенности личности, способности:

  • Воображение и интуиция, эмоционально сложный взгляд на жизнь, независимость, гибкость и оригинальность мышления, хорошие двигательные способности.

Ориентация, направленность, предпочтения:

  • Эмоции и чувства, самовыражение, творческие занятия, избегание деятельности, требующей физической силы, регламентирование рабочего времени, следования правилам и традициям.

Профессиональная среда:

  • Изобразительное искусство, музыка, литература. Решение проблем, требующих художественного вкуса и воображения.

Конкретные профессии:

  • Музыкант, художник, фотограф, актер, режиссер, дизайнер и др.

6.5. АНКЕТА ИНТЕРЕСОВ
Источник: Пакет психодиагностических методик /под ред. В.Г. Асеева. – Иркутск, 1991)

Цель: изучить общую направленность интересов учащихся.
Инструкция: учащимся предлагается оценить степень своего интереса к различным видам деятельности по следующей инструкции: «Перед Вами ряд высказываний, в которых содержится вопрос о наличии интереса к той или иной деятельности и сфере знаний. Ваша задача, читая эти высказывания в бланке ответов против соответствующего порядкового номера ставить следующие знаки: ++ если названная область знания нравится Вам и Вы хотели бы стать специалистом в этой области; + если названная область знания нравится Вам, но особого желания заниматься ею у Вас, нет; - если указанная деятельность не нравится Вам».

  1. Решать математические задачи и делать сложные математические расчеты.
  2. Готовить растворы, смешивать реактивы.
  3. Читать книги по занимательной физике.
  4. Выяснять устройство электроприборов.
  5. Читать технические журналы («Техника молодежи», «Юный техник», «Моделист - конструктор»).
  6. Собирать коллекции минералов.
  7. Знакомиться с жизнью животных и растений.
  8. Читать произведения классической мировой литературы.
  9. Узнавать о жизни людей в разных странах, о государственном устройстве этих стран.
  10. Читать книги о школе.
  11. Знакомиться с работой врачей.
  12. Заботиться об уюте в доме, в классе, в школе.
  13. Посещать театры, музеи, художественные выставки.
  14. Читать книги о работе милиции.
  15. Читать военную литературу.
  16. Уроки математики.
  17. Решать задачи по химии.
  18. Читать научно-популярную литературу о физических открытиях.
  19. Исправлять бытовые и электроприборы.
  20. Посещать выставки по технике или слушать (смотреть) передачи о новинках техники.
  21. Ходить в походы по родному краю для его изучения.
  22. Изучать особенности физиологических процессов в различных организмах.
  23. Читать критические статьи о литературе.
  24. Участвовать в общественной работе.
  25. Объяснять товарищам, как выполнить учебное задание, если они сами не могут сделать.
  26. Читать о том, как люди научились бороться с болезнями.
  27. Шить, вышивать, готовить пищу.
  28. Слушать оперную и симфоническую музыку.
  29. Знакомиться с различными законами, распоряжениями, уставами.
  30. Знакомиться с военной техникой.
  31. Заниматься в математическом кружке.
  32. Проводить опыты по химии.
  33. Проводить опыты по физике.
  34. Читать статьи в научно-популярных журналах о новинках радиотехники.
  35. Собирать и ремонтировать машины, например, велосипед.
  36. Ездить в экспедиции с геологами.
  37. Работать в саду, на огороде.
  38. Письменно излагать свои наблюдения, мысли (писать стихи).
  39. Читать книги по истории.
  40. Читать, рассказывать детям сказки, играть с ними.
  41. Ухаживать за больными, следить за правильным приемом лекарств.
  42. Помогать по хозяйству дома.
  43. Заниматься в каком-либо кружке художественной самодеятельности.
  44. Изучать политический строй и социальные изменения в других странах.
  45. Участвовать в военных играх, походах.
  46. Решать задачи по алгебре.
  47. Выполнять домашние задания по химии.
  48. Участвовать в физических олимпиадах.
  49. Собирать и ремонтировать радиоаппаратуру.
  50. Моделировать, например, изготовлять модели планеров и т.д.
  51. Участвовать в географических и геологических экскурсиях.
  52. Наблюдать за живой природой.
  53. Изучать иностранный язык.
  54. Выступать с докладами на исторические темы.
  55. Выполнять работу пионервожатого.
  56. Знакомиться с тем, как устроен организм человека.
  57. Делать разные покупки.
  58. Играть на музыкальных инструментах.
  59. Выступать с докладами, сообщениями перед большой аудиторией.
  60. Уроки физкультуры.
  61. Выполнять математические действия по формулам.
  62. Находить химические явления в природе.
  63. Заниматься в физическом кружке.
  64. Разбираться в радиосхемах.
  65. Научиться водить машину и уметь самому ремонтировать ее.
  66. Знакомиться с географическими (геологическими) картами.
  67. Проводить опытническую работу по биологии.
  68. Обсуждать с товарищами прочитанные книги.
  69. Изучать политический строй в разных странах.
  70. Обсуждать вопросы воспитания.
  71. Изучать причины возникновения разных болезней.
  72. Знакомиться, общаться с разными людьми.
  73. Декламировать, петь в хоре, выступать на сцене.
  74. Читать в газете и смотреть по телевизору политические новости.
  75. Заниматься в спортивных секциях.
  76. Читать научно-популярную литературу о математических открытиях и известных математиках.
  77. Заниматься в химическом кружке, участвовать в химических олимпиадах.
  78. Уроки физики.
  79. Выполнять работы и измерительными приборами.
  80. Выполнять сложные технические работы, требующие большой точности.
  81. Узнавать об открытии новых месторождений полезных ископаемых.
  82. Ухаживать за растениями и животными, наблюдать за их ростом и развитием.
  83. Выступать с докладом по вопросам литературы.
  84. Смотреть фильмы об исторических событиях.
  85. Давать объяснения младшим школьникам.
  86. Знакомиться с достижениями в области медицины.
  87. Оказывать людям различные бытовые услуги.
  88. Смотреть театральные постановки по телевизору.
  89. Вести дискуссии на политические темы.
  90. Изучать историю крупных исторических сражений и биографии выдающихся полководцев.
  91. Решать задачи по геометрии.
  92. Узнавать о новых достижениях в области химии (из журналов, радио и телепередач).
  93. Читать книги о физических открытиях и великих ученых-физиках.
  94. Заниматься в радиотехническом кружке.
  95. Выполнять чертежи.
  96. Уроки географии.
  97. Участвовать в работе биологических кружков и проводить опыты с растениями и животными.
  98. Работать со словарем, литературными источниками, библиографическими справочниками.
  99. Знакомиться с древней культурой по раскопкам археологов.

100.Анализировать свои поступки и поведение в процессе общения с людьми.
101.Читать медицинские справочники и словари.
102.Работать над улучшением условий труда и совершенствованием оборудования.
103.Знакомиться с картинами, скульптурными памятниками, другими произведениями искусства.
104.Работа, требующая беспристрастного отношения к людям, понимание психологии.
105.Заниматься каким-либо видом спорта, участвовать в спортивных соревнованиях.
106.Участвовать в математических олимпиадах.
107.Выполнять работу, требующую знания принципов и законов химии.
108.Знакомиться с различными физическими явлениями в природе.
109.Заниматься моделированием в области теле-, радиотехники.
110.Выполнять работы по механике с простыми расчетами.
111.Совершать трудные и длительные походы по заданной программе.
112.Выполнять работу на открытом воздухе, требующую физической нагрузки.
113. Писать сочинения на свободную тему.
114.Сравнивать обычаи и нравы различных народов, знакомиться с историей культуры.
115.Выполнять работу, требующую большого такта, выдержки и самообладания.
116.Выполнять работу, требующую большой любви к людям, внимательного к ним отношения.
117. Постоянно работать с людьми.
118.Оформлять стенгазеты, стенды, выставки, монтажи.
119.Проводить политинформации в классе.
120.Выполнять работу, требующую решительности, выносливости, дисциплинированности.

Обработка результатов:
Анализ и обработка полученных данных производится с помощью специальной таблицы. В ее левой части перечислены различные области знания и деятельности, а в правой – номера высказываний (вопросов), ответы на которые характеризуют отношение опрашиваемого к данному виду деятельности. В пустые клетки под номерами высказываний вносятся ответы учащихся, переведенные в баллы: ++ = 5 баллов, + =3 балла, - = 0 баллов.
Таблица 1
обработки данных


№ Область знания и
п/п деятельность

Номера высказываний (верхняя строка)
и их оценка в баллах (нижняя строка)
- заполняется при обработке бланка.

Сумма
баллов

1. Математика

1

16

31

46

61

76

91

106

2. Химия

2

17

32

47

62

77

92

107

3. Физика

3

18

33

48

63

78

93

108

4.Электрорадиотехника

4

19

34

49

64

79

94

109

5. Техника

5

20

35

50

65

80

95

110

6. Геология и география

6

21

36

51

66

81

96

111

7.Биология и с/хозяйство

7

22

37

52

67

82

97

112

8. Филология и журналистская деятельность

8

23

38

53

68

83

98

113

9. История и общественная деятельность

9

24

39

54

69

84

99

114

10. Педагогическая и воспитательная работа

10

25

40

55

70

85

100

115

11. Медицина и врачебная деятельность

11

26

41

56

71

86

101

116

12. Сфера обслуживания

12

27

42

57

72

87

102

117

13. Искусство

13

28

43

58

73

88

103

118

14. Юриспруденция

14

29

44

59

74

89

104

119

15. Спорт и военное дело

15

30

45

60

75

90

105

120

Общий вывод о преобладании определенного интереса делается на основании сравнения баллов, полученных в сумме по каждой области знания и деятельности (соответственно: чем выше балл, тем более развит данный интерес). В результате по каждому обследованному школьнику выявляется один или группа ведущих интересов.

6.6. МЕТОДИКА «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ»
(автор М. Рокич)

Тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и «философии жизни».
Разработанная М. Рокичем методика, основана на прямом ранжировании списка ценностей. М. Рокич различает два класса ценностей:
1. Терминальные- убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться. Стимульный материал представлен набором из 18 ценностей.
2. Инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации. Стимульный материал также представлен набором из 18 ценностей.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности - цели и ценности-средства.
При анализе полученных ранжировок ценностей, психолог обращает внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, можно выделить "конкретные" и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или неискренность ответов в ходе обследования.
Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость - возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Применение методики в целях отбора, экспертизы должно быть весьма осторожным.
Инструкция.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Для преодоления социальной желательности и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций испытуемого возможны изменения инструкций, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:
1. «В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?»
2. «Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?»
3. «Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный всех отношениях?»
4. «Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?»
5. «Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?»
6. «Как это сделали бы Вы через 5 или 10 лет?»
7. «Как ранжировали бы карточки близкие Вам люди?»
Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.
Инструкция:
«Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточки и, выбрав ту, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и займет 18 место.
Разработайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию».

Стимульный материал.
Список А (терминальные ценности):
1. активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
2. жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
3. здоровье (физическое и психическое);
4. интересная работа;
5. красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
6. любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
7. материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
8. наличие хороших и верных друзей;
9. общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
10. познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
11. продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
12. развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
13. развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
14. свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
15. счастливая семейная жизнь;
16. счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
17. творчество (возможность творческой деятельности);
18. уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).
Список Б (инструментальные ценности):
1. аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
2. воспитанность (хорошие манеры);
3. высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
4. жизнерадостность (чувство юмора);
5. исполнительность (дисциплинированность);
6. независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
7. непримиримость к недостаткам в себе и других;
8. образованность (широта знаний, высокая общая культура);
9. ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
10. рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
11. самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
12. смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
13. твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
14. терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
15. широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
16. честность (правдивость, искренность);
17. эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
18. чуткость (заботливость).

6.7. МЕТОДИКА «ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДПОЧИТАЕМОГО ТИПА ПРОФЕССИЙ»
Эта методика, основанная на изучении самооценки школьниками интереса к различным профессиям, позволяет выявлять тот ее тип, которому данный конкретный ученик отдает свое личное предпочтение. В настоящее время в целях проведения профориентационной работы условно выделяют пять основных видов профессий (по признаку отношения человека к различным объектам окружающего мира):
1) человек-техника (токарь, водитель, слесарь,..);
2) человек-природа (агроном, садовник, биолог…);
3) человек-знаковая система (программист, чертежник, корректор…);
4) человек-художественный образ (художник, модельер, маляр, гравер..);
5) человек-человек (учитель, воспитатель, врач, продавец…).
Для диагностики доминирующего профессионального интереса учащимся предлагается таблица, разлинованная на 25 квадратов, в каждой из которых вписаны названия профессий, относящихся к одному из указанных пяти типов. Сначала дети выбирают наиболее предпочитаемую профессию в каждом квадратике и вписывают ее в соответствующий квадрат в бланке ответов. Затем учащимся предполагается оценить выбранные профессии в каждом вертикальном и горизонтальном столбцах по пятибалльной шкале: 5-наибоее привлекательная профессия, 4-менее привлекательная, 3- еще менее привлекательная и т.д.
При обработке данных все баллы (отдельно по каждому типу профессий) суммируются и на основе этого показателя определяется предпочитаемый учеником тип профессий.
Для того, чтобы определить сумму баллов по каждому типу профессий необходимо воспользоваться «ключом»: профессии типа человек-техника расположены в квадратах 1б, 2а, 3д, 4г, 5в; человек-природа в квадратах 1в, 2б, 3а, 4д, 5г; человек - знаковая система в квадратах 1г, 2в, 3б, 4а, 5д; человек -художественный образ в квадратах 1д, 2г, 3в, 4б, 5а;
человек-человек в квадратах 1а, 2д, 3г, 4в, 5б.
Бланк ответов к методике
«Определение предпочитаемого типа профессий»
А Б В Г Д


1

Продавец
Учитель начальных классов
Экскурсовод

Слесарь
Радиомонтажник
Крановщик

Садовник
Зоотехник
Охотовед

Чертежник
Машинистка

Маляр
Модельер обуви
Гравер

2

Токарь
Автослесарь
Инженер-технолог

Ветеринарный
Врач
Животновод
Микробиолог

Картограф
Геодезист
Радиооператор

Архитектор
Фотограф
Дизайнер

Пионервожатый
Учитель старших классов
Библиотекарь

3

Биолог
Почвовед
Генетик

Программист ЭВМ
Телефонист
Оператор почтовой связи

Актер
Резчик по дереву
Художник-реставратор

Воспитатель детского сада
Медицинский работник
Гид-переводчик

Швея
Столяр
Фрезеровщик

4

Оператор счетных машин
Радист
Разметчик по металлу

Художник
Музыкант
Ювелир

Преподаватель техникума
Журналист
Культмассовик

Шофер
Газосварщик
Машинист

Агроном
Биолог
Кулинар

5

Модельер одежды
Краснодеревщик
Чеканщик

Преподаватель ВУЗа
Врач
Корреспондент

Инженер-строитель
Электромонтажник
Слесарь-техник

Лесник
Пчеловод
Кроликовод

Статистик
Наборщик типографии
Экономист-математик

 

Литература

1

Александровская Э.М. и др. Психологическое сопровождение школьников: учеб.пособие для студ. Высш.пед.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Акадения», 2002.

2

Весна Е.Б., Киселева О.О. «Профессионально-педагогическая практика» //Учебно-методическое пособие// Москва-Воронеж, 1999.

3

Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 1.

4

Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2.

5

Иванова В.Я Психологическая характеристика класса/пособие для классного руководителя. Ангарск, 2003.

6

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

7

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ. Сфера, 2002.

8

Казначеев В.П. Введение в проблемы общей валеологии // Валеология, 1999.

9

Казначеев В.П., Казначеев С.В. Адаптация и конституция человека.- Новосибирск: Наука,1986.

10

Кудрина Г.Я. Диагностические методы обследования детей дошкольного возраста. Иркутск.

11

Кудрина Г.Я. Методы изучения личности младшего школьника //Методическая разработка ИГПУ. Иркутск, 1999.

12

Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М. 1993.

Михайлова М.Ю., Муравьева М.И., Рерке В.И. Профилактика аддиктивных форм поведения среди детей и подростков //Методическое пособие. ИГПУ. Иркутск, 2006.

13

Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании: Учебное пособие. – М.: ВЛАДОС, 1996.

14

Тихомирова Л.Ф. «Развитие интеллектуальных способностей школьника». Ярославль: «Академия развития»,1997.

15

Финогенко Е.И. Автореферат «Дизадаптивные состояния у студентов в зависимости от типа функциональной конституции». Иркутск.- 2004.

16

Энциклопедия психологических тестов. - М.: Изд-во ЭКСМО – Пресс, 2000

17

Хаснулин В.И., Собольников В.В., Хаснулина А.В. Психосоматические ограничения временного пребывания человека в условиях северного стресса // Бюлл. СО РАМН.-1997.-№1.

18

Психология профессиональной деятельности. 2-изд./ Н. Самоукина. – СПб.: Питер, 2003.

Глоссарий


Абилитация -

система лечебно-педагогических мероприятий с целью предупреждения и лечения тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся в социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности учиться, трудиться, быть полезным членом общества.

Адаптация -

приспособление строения и функций организма к условиям существования в окружающей среде. В психотерапии различают адаптацию психологическую, под которой понимают приспособление психической деятельности человека к условиям окружающей среды; социальную – приспособление человека к определенным формам социальной деятельности.

Адаптивность-

способность к адаптации.

Активность личности-

вид активности социальной и психической: интенсивность направленности личности на определенную деятельность.

Возрастной подход -

учёт и использование закономерностей развития личности (физических, психологических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.

Воспитательный подход -

выполнение социальным работником роли учителя, консультанта, эксперта: обучение умениям, моделированию и демонстрации правильного поведения, установление обратной связи. Предполагает применение ролевых игр как метода обучения.

Дезадаптация -

психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизиологического статуса ребёнка новой социальной ситуации.

Деловая игра -

метод имитации ситуаций, моделирующих профессиональную или иную деятельность путём игры по заданным правилам.

Индивидуализация обучения -

организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И.О. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

Индивидуальный подход -

Осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка как биосоциального существа (конституции, темперамента, эмоциональной и когнитивной сферы, характера, способностей и склонностей, мотивов, интересов, социальных и этнокультурных особенностей)

Коррекция психологическая (психокоррекция) -

понимается как деятельность по исправлению тех особенностей психического развития, которые по принятой системе критериев не соответствуют «оптимальной» модели. Сюда же можно отнести и психотерапию.

Здоровье -

состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Защита психологическая -

неосознаваемые психические процессы, направленные на поддержание у человека высокой оценки и создание внутреннего психологического комфорта, на устранение или снижение чувства тревоги, связанного с осознанием конфликта.

Обучаемость -

эмперическая характеристика индивидуальных возможностей учащихся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности в т.ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля.

Психопрофилатика -

область медицинской психологии, задача которой предоставление специализированной помощи практически здоровым людям для предотвращения нервно-психических и психосоматических заболеваний, а также для облегчения острых психосоматических реакций.

Социализация -

процесс становления личности, обучения и усвоения индивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, социальной общности, группе.

Тест -

система заданий, позволяющих измерить уровень развития определенного психологического качества (свойства) личности.

Мониторинг в образовании -

постоянное наблюдение за процессом в образовании с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Я-концепция -

относительно устойчивая, более или менее осознанная, система представлений человека о самом себе, на основе которой он строит своё взаимодействие с другими людьми и относится к себе.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.