Страница 1 из 11 Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию Иркутский государственный педагогический университет Муниципальное образовательное учреждение Центр образования №47
Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»
Методическое пособие, Иркутск 2007
Введение
Повышение качества образования, предполагает эффективное использование потенциала идеи психологического сопровождения развития и взросления школьников в учебно-воспитательном процессе. Сама идея сопровождения как воплощение гуманистического и личностно-ориентированного подходов связана с реализацией права ребенка на полноценное развитие в условиях образовательного процесса. Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов осуществляется через: просвещение, профилактику, диагностику, мониторинг, коррекцию, развитие, абилитацию, диспетчерскую деятельность, а также совершенствуется научной и методической работой. В связи с изменениями, происходящими в системе образования, особую значимость приобретает психологический мониторинг и диагностика развития и взросления школьников с первого по одиннадцатый класс. Решение этой проблемы весьма актуально для психологов, учителей предметников, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, воспитателей, школьных врачей, логопедов, администрации МОУ, школьников и их родителей. В связи с актуальностью данной проблемы нами было создано методическое пособие «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов». Предлагаемое пособие включает в себя следующие части: программу «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»; библиографический список; глоссарий; в приложениях представлены сводные таблицы мониторинга и диагностики; рекомендации. Авторы постарались дать ответы на большинство вопросов, возникающих в процессе работы с разновозрастной аудиторией. Предлагаемая модель мониторинга и диагностики помогут специалистам разнообразить формы подачи материала и продуцировать новые варианты. Подробный анализ терминов и теоретическое сопровождение диагностического материала поможет чувствовать себя уверенно в аудитории. Для этой же цели приводятся психологические особенности разных возрастных групп школьников, теоретическое сопровождение диагностик и мониторинга. Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» была разработана и апробирована в г. Иркутске на базе МОУ Центр образования № 47. Данное издание адресовано педагогам-психологам, социальным педагогам, учителям, классным руководителям (воспитателям), всем тем, кого интересует психологическое сопровождение развития и взросления школьников.
Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов»
Пояснительная записка
Мониторинг психологического сопровождения развития и взросления школьников предполагает наблюдение, оценку, прогноз развития школьника, класса, параллели в условиях образовательного процесса МОУ. Эффективность мониторинга и диагностики достигается при соблюдении принципов, основанных на методическом единстве: системности, целостности, повторяемости, репрезентативности. Основная цель - изучение характера развития и взросления школьников 1-11 классов и определение путей их психологического сопровождения в условиях муниципального образовательного учреждения. Мониторинг и диагностика содержит три блока: медицинский, педагогический, психологический. В медицинском блоке указывается группа здоровья школьников. В педагогическом блоке: академические трудности по предметам. Психологический блок состоит из психофизиологического, мотивационного, эмоционального, интеллектуального, личностного, социального компонентов. Полученные данные диагностики заносятся в сводную таблицу мониторинга (Приложение 1) и оформляются документально:
- «Анализ психологического исследование класса»
- «Анализ психологического исследования по параллели».
- «Общешкольный анализ психологического исследования».
- «Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики
«Психологическое сопровождение развития и взросления школьников» (Приложение 3). В структуре мониторинга заложен механизм выхода на «заключение», выявление причинно-следственных связей, с условиями учебно-воспитательного процесса, с содержанием и технологиями обучении и воспитания. По результатам исследований дается достоверный прогноз ситуации, определяются направления комплексной стратегии совместных действий всех участников школьного взаимодействия. Мониторинг и диагностику «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов» проводят классные воспитатели, классные руководители, прошедшие специальную подготовку по практической психологии под руководством школьных психологических служб. В программе указано примерное количество психологических исследований. Классный руководитель, классный воспитатель может самостоятельно распределить исследования в течение учебного года по проблемам и выбрать конкретный метод проведения исследования в зависимости от собственного психолого-педагогического опыта, уровня подготовленности учащихся и условий работы в данном классе. Исследования могут проходить в урочное, или внеурочное время и носят вариативный характер, частота один - два раза в неделю, продолжительность от 10 и более минут. Общее количество исследований не является фиксированным и зависит от исходного уровня мышления и темпа их продвижения по проблемам. Знакомство с каждой новой темой исследования учит школьников анализировать собственные чувства и состояния, видеть их сходство и различие у себя и других людей.
|