На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" - Часть 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" - Часть 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов"
Примерный план этапов проведения исследования классного коллектива
Примерный план проведения мониторинга и диагностики на учебный год
Часть 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Интеллектуальный компонент
Эмоциональный компонент
Личностный компонент
Часть 2. Психологические особенности личности в подростковом возрасте
Психофизиологический компонент
Профессиональное самоопределение
Приложения
Все страницы

Психологические особенности детей
младшего школьного возраста (от 6 - 7 лет до 9 - 10 лет)

Младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.
Основная особенность этого периода - коренное изменение социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, за выполнение которых получает общественную оценку.
Ведущая деятельность - учебная. В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.
Центральные личностные новообразования:

  • качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности;
  • рефлексия, анализ, внутренний план действий;
  • развитие нового познавательного отношения к действительности;
  • ориентация на группу сверстников.

Особенности возраста:

  • дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе;
  • совершенствование работы головного мозга и нервной системы;
  • неустойчивость умственной работоспособности, повышенная утомляемость;
  • нервно-психическая ранимость ребенка;
  • неспособность к длительному сосредоточению, возбудимость, эмоциональность;
  • развитие познавательных потребностей;
  • развитие словесно-логического, рассуждающего мышления;
  • изменение способности к произвольной регуляции поведения.

Основные задачи развития:

  • формирование мотивов учения, развитие устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развитие продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
  • раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
  • развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становление адекватной самооценки, развитие критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоение социальных норм, нравственное развитие;
  • развитие навыков общения со сверстниками, установление прочных дружеских контактов.

1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ
1.1. ТЕСТ ПАВЛОВА И.П.
(Определение функциональной асимметрии полушарий)

Источник: Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Возрастная категория: с 1 по 4 класс.
Время, затрачиваемое на проведение: 5 - 7 минут.
Время на обработку одного класса: 10 минут.
Для характеристики типов высшей нервной деятельности И.П. Павлов ввел представления о трех типах: «мыслительном», «художественном» и среднем, промежуточном. По представлению Павлова, впечатления, ощущения и представления об окружающей внешней среде, как общеприродной, так и социальной, исключая слово, слышимое и видимое, это первая сигнальная система действительности, общая у людей с животными. Ее преобладание характерно для людей «художественного» типа. Слово составило вторую сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. Преобладание второй сигнальной системы характерно для «мыслительного» типа. Многочисленные данные о функциональной специализации полушарий головного мозга позволяют соотнести концепцию И.П. Павлова о двух сигнальных системах с особенностями работы полушарий и «распределением» ролей, которые существует в их совместной деятельности
Инструкция: разложи карточки 3 на 3 группы так, чтобы в каждой было что-то общее.
Наглядный материал: 9 карточек, на каждой написано по одному слову:
«КАРАСЬ», «ОРЕЛ», «ОВЦА», «ПЕРЬЯ», «ЧЕШУЯ»,
«ШЕРСТЬ», «ЛЕТАТЬ», «ПЛАВАТЬ», «БЕГАТЬ»
Оценка результатов:
1 ВАРИАНТ
1-я группа карточек: «карась», «орел», «овца»
2-я группа карточек: «бегать», «плавать», «летать»
3-я группа карточек: «шерсть», «перья», «чешуя»
Вариант возможен на основе анализа, когда выделяются общие существенные признаки. Преобладает 2-я сигнальная система. Мыслительный тип. Логическое мышление. Доминирование левого полушария.
2 ВАРИАНТ
1-я группа карточек: «карась», «плавать», «чешуя»
2-я группа карточек: «орел», «летать», «перья»
3-я группа карточек: «овца», «бегать», «шерсть»
Предметы и явления обобщены по их функциональным признакам. Преобладает 1 сигнальная система. Художественный тип. Образное мышление. Доминирование правого полушария.
3 ВАРИАНТ
Одновременное выполнение 1, 2 варианта теста. Смешанный тип.

1.2. Теоретическое сопровождение диагностика и мониторинг
«Основные типы функциональной организации мозга».

Источник: Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.: ТЦ. Сфера, 2002.

Психофизиологи выделяют 32 типа функциональной организации мозга. Упрощая схему индивидуального профиля функциональной асимметрии полушарий, выделим три основных типа организации мозга.
ЛЕВОПОЛУШАРНЫЙ ТИП - доминирование левого полушария определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие оперирует словами, условными знаками и символами; отвечает за письмо, счет, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. При этом информация, поступившая в левое полушарие, обрабатывается последовательно, линейно и медленно. Восприятие левополушарных людей дискретное, аудиальное, интеллект вербальный, теоретический, память произвольная. Интроверты. Для успешной учебной деятельности необходимо соблюдение следующих условий: абстрактный линейный стиль изложения информации, анализ деталей, неоднократное повторение материала, тишина на уроке, работа в одиночку, вневременные задания, вопросы закрытого типа. Для них характерна высокая потребность в умственной деятельности. Для левополушарных учащихся наиболее значима правая полусфера, сочетание цветов на доске: темный фон и светлый мел, классическая посадка за партами.
ПРАВОПОЛУШАРНЫЙ ТИП - доминирование правого полушария определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения. Считается, что оно ответственно за синтетическую деятельность мозга. Его функционирование обусловливает наглядно-образное, трехмерное мышление, которое связано с целостным представлением ситуаций и тех изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности. Правополушарных людей отличает визуальное восприятие, невербальный, практический интеллект; быстрая переработка информации; непроизвольная память. Экстраверты. Кроме того, с функционированием правого полушария связывают способность к рисованию и восприятию гармонии форм и цвета, музыкальный слух, артистичность, успехи в спорте. Условия, необходимые для успешной учебной деятельности: гештальт, творческие контекстные задания, эксперименты, музыкальный фон на уроке, речевой ритм, работа в группах, вопросы открытого типа, синтез нового материала, социальная значимость деятельности, престижность положения в коллективе. Для лучшего восприятия информации с классной доски сочетание цветов должно быть следующим; светлая доска - темный мел. для организации невербального общения правополушарных учащихся в классе их необходимо посадить полукругом.
РАВНОПОЛУШАРНЫЙ ТИП - отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегии мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности.
Однако врожденные предпосылки - это только исходные условия, а сама асимметрия формируется в процессе индивидуального развития, под влиянием социальных контактов, прежде всего семейных.
Интегрированное межполушарное взаимодействие является основой развития интеллекта и служит для передачи информации из одного полушария в другое, причем межполушарных связей левого полушария с правым больше, чем правого с левым. Поэтому при активизации левого полушария правое вовлекается в работу.

1.3. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕЖПОЛУШАРНОЙ АСИММЕТРИИ МОЗГА»

Источник: Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2.

Возрастная категория: с 1 по 11 класс.
Время, затрачиваемое на проведение: 10 - 15 минут.
Время на обработку одного класса: 10-15 минут.

I. Для определения ведущей руки используются следующие способы:

  • Способ Тодора и др.: измерить скорость выполнения какого-либо задания каждой рукой, потом двумя одновременно (например, как можно быстрей ставить точки карандашом на бумаге в течение фиксированного отрезка времени). Ведущая рука работает быстрее.
  • Способ Чернашека: перед ребенком - лист бумаги. В каждой руке - по карандашу. С закрытыми глазами ребенок рисует правой рукой квадрат, левой круг (затем: треугольник-квадрат, круг-треугольник и т.д. до восьми раз). При этом следует поторапливать ребенка. Не ведущая рука или повторяет движения ведущей или выполняет задания с опозданием.
  • Способ Членова: длина руки до конца третьего пальца больше на ведущей руке.
  • Способ Сильвера: закрыть глаза, вытянуть руки горизонтально перед собой, ведущая рука выше.

Другие способы:
1. Аплодирование (ведущая рука - сверху).
2. Нанизывание бус на леску (активная рука ведущая).
3. Отвинчивание крышки у бутылки (активная рука - ведущая).
4. Попадание ниткой в игольное ушко (активная рука - ведущая).
5. Бросание мяча (ловит ведущей рукой).
6. Пользование расческой (активная рука - ведущая).
7. Открытие коробки с крышкой (активная рука - ведущая).
8. Завязывание узла (активная рука - ведущая).
9. Раздача карт (активная рука - ведущая).
Интерпретация: подсчитывается степень асимметрии по формуле: число проб, выполненных правой рукой минус число проб левой рукой, деленное на сумму проб и выраженное в процентах. При значении более +20% - преобладает правая рука, при значении менее - 20% - левая. При промежуточном значении - амбидекстрия.

II. Для определения ведущего глаза использовался следующий способ:
способ Фридляндера: ребенок берет в вытянутые руки карту с дыркой (диаметр не более 2-х см) и смотрит тестирующему, стоящему от ребенка не ближе чем 2 метра, в переносицу. Тестирующий видит в дырке ведущий глаз.

III. Для определения ведущего уха использовались следующие способы:
способ Бермана: прямо перед ребенком положить часы. Попросить наклониться к ним и послушать, тикают они или нет. Ухо, которое ребенок наклоняет к часам, является ведущим (повторить три раза);
способ Лурия: на просьбу прислушаться к шуму за стенкой (на улице) ребенок разворачивается ведущим ухом.

IV. Для определения ведущей ноги использовались следующие способы:

  • способ 1: попрыгать на одной ноге. Используется ведущая нога;
  • способ 2: «Какой ногой забиваешь гол в футболе?» Активная (в том числе и толчковая) нога – ведущая;
  • способ 3: «Закинь ногу на ногу». Ведущая нога сверху.

1.4. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Классификация латеральной организации по П. Деннисону»

ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
ПРАВОЕ полушарие: Лр Лг Лу Лн

ПРАВОЕ ПОЛУШАРИЕ – синтетик
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ и П/П – визуал
ЛЕВАЯ РУКА, ЛЕВАЯ НОГА и П/П – кинестетик
Целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт, невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое)
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
В стрессовой ситуации ведущие рука, глаз, ухо, нога функционально не блокируются. Полный доступ аудиальной, визуальной и кинестетической информации.
Стрессоустойчивость – 100%.
Успешность обучения достигается даже в стрессовой ситуации.

ПЕРЕКРЕСТНЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
ЛЕВОЕ полушарие: Пр Пг Пу Пн

ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ – аналитик
ПРАВОЕ ухо – аудиал
ПРАВЫЙ ГЛАЗ – дискретное восприятие
ЛЕВОЕ ПОЛУШАРИЕ, ПРАВЫЙ ГЛАЗ – мышление плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое. Вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
Для данного профиля идеально подходит современная система образования, особенно для девочек.
В стрессовой ситуации ведущие рука, глаз, ухо, нога функционально не блокируются. Полный доступ аудиальной, визуальной и кинестетической информации.
Стрессоустойчивость – 100%.
Успешность обучения достигается даже в стрессовой ситуации.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
1. ПРАВОЕ полушарие: Пр Пг Пу Лн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое)
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, глаза, уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной, визуальной и кинестетической информации.
Ведущая нога функционально не блокирована.
Стрессоустойчивость – 25%.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
2. ПРАВОЕ полушарие: Пр Пг Лу Пн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое)
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, глаза, и ноги, что свидетельствует о неполном доступе визуальной и кинестетической информации.
Аудиальная информация доступна, но не соответствует ведущей модальности.
Стрессоустойчивость – 25%.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
3. ПРАВОЕ полушарие: Пр Лг Пу Пн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, уха и ноги, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной и кинестетической информации.
Полный доступ визуальной информации, которая соответствует ведущей модальности.
Стрессоустойчивость – 25%.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
4. ПРАВОЕ полушарие: Лр Пг Лу Лн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельствует о неполном доступе визуальной информации. Полный доступ аудиальной (не соответствует ведущей модальности) и кинестетической информации.
Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги.
Стрессоустойчивость – 75%.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

  1. ПРАВОЕ полушарие: Лр Пг Пу Пн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих глаза, уха и ноги, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной, визуальной и кинестетической информации.
Функциональная способность ведущей руки.
Стрессоустойчивость – 25%.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
6. ПРАВОЕ полушарие: Лр Лг Лу Пн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое)
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей ноги.
Полный доступ визуальной (соответствует ведущей модальности) и аудиальной, информации.
Функциональная способность ведущей руки.
Стрессоустойчивость – 75%.

 

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
7. ПРАВОЕ полушарие: Лр Лг Пу Лн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации. Полный доступ визуальной и кинестетическлой информации (соответствует ведущей модальности).
Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги.
Стрессоустойчивость – 75%.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
8. ПРАВОЕ полушарие: Пр Лг Лу Лн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей руки.
Полный доступ визуальной (соответствует ведущей модальности) и аудиальной информации.
Функциональная способность ведущей ноги.
Стрессоустойчивость – 75%.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
9. ПРАВОЕ полушарие: Пр Пг Лу Лн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое)
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельствует о неполном доступе визуальной информации. Полный доступ аудиальной информации, которая не соответствует ведущей модальности.
Функциональная способность ведущей ноги. Блокирование ведущей руки.
Стрессоустойчивость – 50 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
10. ПРАВОЕ полушарие: Лр Лг Пу Пн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации.
Блокирование ведущей ноги.
Полный доступ визуальной информации (соответствует ведущей модальности) и функциональная способность ведущей руки.
Стрессоустойчивость – 50 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
11. ПРАВОЕ полушарие: Пр Лг Лу Пн
Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей руки и ведущей ноги, что свидетельствует об их функциональной неспособности.
Блокирование ведущей ноги.
Полный доступ визуальной информации (соответствует ведущей модальности) и аудиальной информации.
Стрессоустойчивость – 50 %.
СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
12. ПРАВОЕ полушарие: Лр Пг Пу Лн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза и ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе визуальной и аудиальной информации.
Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги.
Стрессоустойчивость – 50 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
13. ПРАВОЕ полушарие: Пр Лг Пу Лн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
ЛЕВЫЙ ГЛАЗ сканирует справа налево, сканирование справа налево затруднено, поэтому возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации.
Блокирование ведущей руки.
Полный доступ визуальной информации, которая соответствует ведущей модальности. Функциональная способность ведущей ноги.
Стрессоустойчивость – 50 %.

 

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ПРАВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
14. ПРАВОЕ полушарие: Лр Пг Лу Пн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.
Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме.
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельствует о неполном доступе визуальной информации.
Блокирование ведущей ноги. Функциональная способность ведущей руки.
Полный доступ аудиальной информации, которая не соответствует ведущей модальности.
Стрессоустойчивость – 50 %.

 

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
1.ЛЕВОЕ полушарие: Лр Лг Лу Пн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
ЛЕВЫЙ глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.
Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, глаза и уха, что свидетельствует о неполном доступе визуальной, аудиальной и кинестетической информации.
Ведущая нога – функционально способна.
Стрессоустойчивость – 25 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
2. ЛЕВОЕ полушарие: Лр Лг Пу Лн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
ЛЕВЫЙ глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.
Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, глаза и ноги, что свидетельствует о неполном доступе визуальной и кинестетической информации.
Полный доступ аудиальной информации, которая соответствует ведущей модальности.
Стрессоустойчивость – 25 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
3.ЛЕВОЕ полушарие: Лр Пг Лу Лн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих руки, уха и ноги, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной и кинестетической информации.
Полный доступ визуальной информации, которая не соответствует ведущей модальности.
Стрессоустойчивость – 25 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
4. ЛЕВОЕ полушарие: Пр Лг Лу Лн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
ЛЕВЫЙ глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.
Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущих глаза, уха и ноги, что свидетельствует о неполном доступе визуальной, аудиальной и кинестетической информации.
Функциональная способность ведущей руки.
Стрессоустойчивость – 25 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
5. ЛЕВОЕ полушарие: Пр Пг Пу Лн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей ноги. Полный доступ визуальной и аудиальной (соответствует ведущей модальности) информации.
Функциональная способность ведущей руки.
Стрессоустойчивость – 75 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
6. ЛЕВОЕ полушарие: Пр Пг Лу Пн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации.
Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги.
Полный доступ визуальной и кинестетической информации, которая не соответствует ведущей модальности.
Стрессоустойчивость – 75 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
7. ЛЕВОЕ полушарие: Пр Лг Пу Пн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
ЛЕВЫЙ глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.
Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельствует о неполном доступе визуальной информации.
Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги.
Полный доступ аудиальной (соответствует ведущей модальности) и кинестетической информации.
Стрессоустойчивость – 75 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
8. ЛЕВОЕ полушарие: Лр Пг Пу Пн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей руки.
Полный доступ визуальной и аудиальной (соответствует ведущей модальности) информации.
Функциональная способность ведущей ноги.
Стрессоустойчивость – 75 %

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
9. ЛЕВОЕ полушарие: Пр Пг Лу Лн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации.
Блокирование ведущей ноги.
Функциональная способность ведущей руки.
Полный доступ визуальной информации, которая не соответствует ведущей модальности.
Стрессоустойчивость – 50 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

  1. ЛЕВОЕ полушарие: Лр Лг Пу Пн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
ЛЕВЫЙ глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.
Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельствует о неполном доступе визуальной информации.
Блокирование ведущей руки.
Функциональная способность ведущей ноги.
Полный доступ аудиальной информации, которая соответствует ведущей модальности.
Стрессоустойчивость – 50 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
11. ЛЕВОЕ полушарие: Пр Лг Лу Пн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
ЛЕВЫЙ глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.
Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза и ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе визуальной и аудиальной информации.
Функциональная способность ведущей руки и ведущей ноги.
Стрессоустойчивость – 50 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ
12. ЛЕВОЕ полушарие: Лр Пг Пу Лн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущей руки и ведущей ноги.
Полный доступ визуальной и аудиальной (соответствует ведущей модальности) информации.
Стрессоустойчивость – 50 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

  1. ЛЕВОЕ полушарие: Пр Лг Пу Лн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
ЛЕВЫЙ глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.
Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза, что свидетельствует о неполном доступе визуальной информации.
Блокирование ведущей ноги.
Функциональная способность ведущей руки.
Полный доступ аудиальной информации, которая соответствует ведущей модальности.
Стрессоустойчивость – 50 %.

СМЕШАННЫЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
С ВЕДУЩИМ ЛЕВЫМ ПОЛУШАРИЕМ

  1. ЛЕВОЕ полушарие: Лр Пг Лу Пн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
Предполагается несогласованная работа ведущей руки и ведущего глаза при письме
Функционирование ведущего глаза и ведущего уха при восприятии не скоординировано.
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе аудиальной информации.
Блокирование ведущей руки.
Функциональная способность ведущей ноги.
Полный доступ визуальной информации, которая не соответствует ведущей модальности.
Стрессоустойчивость – 50 %.

ОДНОСТОРОННИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
ПРАВОЕ полушарие: Пр Пг Пу Пн

Синтетик, визуал, кинестетик, целостное восприятие, пространственное, наглядное, образное, действенное мышление, «врожденная грамотность», творчество, гештальт (образы), невербальный интеллект.
В процессе обучения нужен музыкальный или двигательный ритм.

Затруднения в анализе и структурировании (т.к. это прерогатива

Л/П, а оно у данного типа не ведущее, а ведомое).
Самый невыгодный профиль для современной системы образования (особенно для мальчиков).
В стрессовой ситуации возможно функциональное блокирование ведущего глаза и ведущего уха, что свидетельствует о неполном доступе визуальной и аудиальной информации.
Блокирование ведущей руки и ведущей ноги.
Стрессоустойчивость – 0 %.

ОДНОСТОРОННИЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ЛАТЕРАЛЬНЫЙ ПРОФИЛЬ
ЛЕВОЕ полушарие: Лр Лг Лу Лн

Аналитик, аудиал, дискретное (по частям) восприятие, плоскостное, знаковое, абстрактное, логическое мышление, вербальный интеллект.
Необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
Затруднения в обобщении материала.
ЛЕВЫЙ глаз сканирует справа налево, сканирование слева направо затруднено.
Возможно зеркальное восприятие пространства (буквы, цифры).
В стрессовой ситуации происходит блокирование ведущего уха и ведущего глаза, что приводит к невосприятию аудиальной и визуальной информации. Блокирование ведущей руки и ведущей ноги.
Стрессоустойчивость – 0 %.

1.5. «ОПРЕДЕЛЕНИЕ УТОМЛЯЕМОСТИ (ИСТОЩАЕМОСТИ) ШКОЛЬНИКОВ»

Возрастная категория: с 1 по 4 класс (5 секунд), 5 - 11 класс (10 секунд).
Время, затрачиваемое на проведение: 10 - 15 минут.
Время на обработку одного класса: 10-15 минут.

На листе бумаги рисуются 6 квадратов. Нумеруются они следующим образом:


1

2

3

6

5

4

(это делается для того, чтобы ребенок не терял времени в процессе выполнения тестового здания при переходе к работе с 3-го в 4-ый квадрат).
Инструкция: «По сигналу как можно быстрее начать ставить точки карандашом в первый квадрат. По сигналу, не останавливаясь, перейти во второй квадрат и продолжить ставить точки во втором квадрате, потом в третьем и т.д.» Сигналы о переходе в следующий квадрат подаются через каждые 5 сек. все время следует подгонять испытуемых. Продолжительность проставления точек в каждом квадрате по 5 секунд.
Интерпретация результатов:
К сильному типу нервной системы относят детей, у которых разница между 1-м и 6-м квадратом отсутствует или же наблюдается увеличение точек в 6-м квадрате. Сильный тип нервной системы характеризуется отсутствием пиков. Пиком считается увеличение более чем на 10% числа точек в одном квадрате по отношению к среднему показателю точек. Средний показатель высчитывается путем сложения числа точек во всех 6 квадратах и делением на число квадратов, т.е. на 6. Эти показатели говорят о том, что у ребенка сохраняется высокая работоспособность без значительных колебаний в течение заданного времени.
Слабый тип нервной системы характеризуется значительным снижением количества точек в последних квадратах и наличием нескольких пиков. Это является показателем того, что период работоспособности ребенка непродолжителен и характеризуется перепадами.
Для оценки степени утомляемости нервной системы служит формула:
(максимум - минимум) : макс х 100% (где макс - максимальное число точек в одном из квадратов, мин - минимальное число точек в одном из квадратов).
Если результат менее 25% - утомляемость нервной системы низкая. Если от 25 до 35% - утомляемость средняя. Если выше 35% - высокая.
Для оценки силы нервной системы следует построить график зависимости: номер квадрата (ось абсцисс) - число точек в квадрате (ось ординат). При этом следует принять соответствие второго квадрата понедельнику, третьего - вторнику, четвертое - среде, пятое - четвергу, шестое - пятнице, то по графику можно определить день с наименьшей работоспособностью (минимальное число точек) и с наибольшей работоспособностью (максимальное число точек).

1.6. ТЕСТ «ИНДИВИДУАЛЬНАЯ МИНУТА» (Хаснулин В.И. и др., 1997)
(Определение типа функциональной конституции)

Возрастная категория: с 1 по 11 класс.
Время, затрачиваемое на проведение: 5 -10 минут.
Время на обработку одного класса: 10 -15 минут.

В основе этого теста лежит оценка «чувства времени» в сочетании с типом вегетативного реагирования, способности синхронизировать внутреннее время с внешним, эндогенные ритмы с экзогенными. Вариации «внутреннего времени» характеризуют функциональное состояние организма и его адаптивные возможности (Шапашников В.И., 1990; Моисеева Н.И.,1991; Чернышов О.А., Петриш В.В., 1993 и др.). При этом для типа ФК «спринтер» характерно ускорение «внутреннего времени» по сравнению с внешним, а для типа ФК «стайер» - замедление «внутреннего времени» (Финогенко Е.И. Автореферат «Дизадаптивные состояния у студентов в зависимости от типа функциональной конституции». Иркутск.- 2004).
Обследование может проводиться родителями. Ребенок удобно сидит, расслаблен. В поле зрения часы отсутствуют. Взрослый предлагает ему послушать: «Какая длинная минута, но считать при этом нельзя». Затем взрослый сообщает ребенку, когда минута началась, а потом - когда она закончилась. Затем предлагает ребенку поиграть. Взрослый скажет, когда минута началась, но время окончания должен назвать сам ребенок. Фиксируется время, которое, по мнению ребенка, составляет минуту. Если оно менее 52 сек - ребенок спринтер, если более 68 сек стаер, если 52 - 68 микст. (Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. - Иркутск, 2003. - Часть 2)

1.7. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Основные особенности типов функциональной конституции»
(по материалам Е.Н. Дзятковской)
У спринтеров внутренние биологические часы текут быстрее, чем астрономические. Связано это с тем что, будучи изолированным, в помещении без источника естественного света, спринтер подсознательно устанавливает суточный ритм длительностью менее 24 часа. Работает импульсивно, интенсивно, но непродолжительное время. Монотонная работа, для спринтеров утомительна. У них сильная нервная система, высокая активность, экстраверсия, социальная энергичность, высокая коммуникативность и целеустремленность, стремление к самоутверждению и соперничеству. Им прекрасно подходит руководящая, организаторская работа, со сменой впечатлений и характера работы, где меньше скучного монотонного труда. Характерна эмоциональная устойчивость к стрессам. Стратегия преодоления стрессов у них - по типу преодоления барьера, кратковременная, с большими усилиями, а при невозможности выполнения вышеперечисленного спринтер уходит или защищается. Спринтер хорошо бежит короткие дистанции, но длительный бег не выдерживает.
Стайеры же интравертивны, замкнуты, социально пассивны, старательны, часто - с заниженной самооценкой, требуют одобрения и опоры. Они устойчивы к монотонному труду. Внутренние биологические часы протекают медленнее астрономических. При изоляции от источника естественного света, у стайера устанавливается продолжительность суток более 24 час. В.П.Казначеев образно характеризует спринтеров и стайеров так: «В горах стайеры идут, а спринтеры ругаются».
Миксты по своим характеристикам занимают промежуточное положение по отношению к спринтерам и стайерам.
Анализ исследований подтверждает что, ученикам стайерам трудно работать в условиях цейтнота. При дефиците времени даже интеллектуально продвинутый ребенок-стайер соображает плохо. Им трудно работать в условиях повышенной ответственности (контрольные, самостоятельные работы), выдерживать большие нагрузки высокой интенсивности. Трудно быстро отвечать на вопросы, особенно неожиданные. Трудно отвлекаться на реплики, переключать внимание с вопроса на вопрос, особенно, если не ясна их последовательность. Письменные работы предпочтительнее, чем устные. Так как письменная речь у таких школьников художественная, с длинными витиеватыми предложениями. Качество работы у этих детей ухудшается после двойки, замечания, при работе в условиях шума или толпы. Им трудно учиться у вспыльчивого педагога, который дает большой объем разнообразной информации. Очень трудны ситуации, когда учитель после выдачи задания начинает уточнять его уже после начала работы школьника. Для стайера лучше, если планирование, исполнение и проверка знаний не смешиваются, следуют друг за другом, чередуясь небольшими перерывами для отдыха. Любая работа должна быть спланирована заранее. А работать ему лучше в уединении.
Ученику-спринтеру трудно высидеть длительное время неподвижно, выполняя монотонную, однотипную работу, однако работа в группе ему по душе. Нравится работать с разнообразными вопросами, в быстром темпе. Работу планирует и проверяет в процессе ее исполнения. Прекрасно выдерживает быстрый ритм работы. Этим детям нравятся эмоциональные, энергичные учителя.
Стайеры и спринтеры - полярные группы функциональной конституции. Промежуточная группа представлена микстами. Для этой группы не характерны «застревание» в выборе стратегии адаптации. В условиях общеобразовательной школы они оказываются и более успешными.
По данным психологических исследований «портрет» спринтера-учителя: быстрый темп речи, недооценка наглядности, работа на контрастировании учебной информации (экспресс-опросы, неожиданные вопросы, уточнение задания в процессе работы), недооценка чувственно-эмоциональных и переоценка мотивационно-волевых качеств личности школьника, логика и аналитичность. Безусловно, для некоторых детей это - вариант «трудного» учителя. Совершенно не случайно, дети с противоположной конституцией - стайеры - первыми попадают в группу риска по школьной дезадаптации и ухудшению здоровья. Но еще раз повторим: проблема не в том, что учитель - спринтер, а в том, что он не знает этого. Если учитель осознает свои особенности, оказывается, он может их компенсировать своим методическим мастерством, опираясь на сильные стороны своей конституции и нивелируя слабыми.

1.8. ТЕМПЕРАМЕНТ

Источник: О.Г.Кондратьева, О.Н. Латышенко. Дневник профессионального самоопределения. Пособие для учащихся, Иркутск, 2004.-64 с.

Сочетание характерных для человека особенностей силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов определяет стиль его поведения и называется темпераментом. Свойства темперамента зависят от врожденных качеств нервной системы, их разделяют на четыре типа: холерик, сангвиник, меланхолик и флегматик.
Холерик
Характеризуется высоким уровнем психической активности, энергичностью действий, резкостью, стремительностью, силой движений, их быстрым темпом, порывистостью. Холерик склонен к резким сменам настроения, вспыльчив, нетерпелив, подвержен эмоциональным срывам. При отсутствии надлежащего воспитания недостаточная эмоциональная уравновешенность может привести к неспособности контролировать свои эмоции в трудных жизненных ситуациях. Холерику благоприятнее цикличная работа, в которой чередуются периоды больших усилий и спокойной деятельности.
Сангвиник
Характеризуется высокой психической активностью, работоспособностью, стремительностью и живостью движений, разнообразием и богатством мимики, быстрой речью. Сангвиники стремятся к частой смене впечатлений, легко и быстро отзываются на окружающие события, общительны. Эмоции – преимущественно положительные – быстро возникают и быстро сменяются. При неблагоприятных условиях и отрицательных воспитательных влияниях подвижность может вылиться в отсутствие сосредоточенности, неоправданную поспешность поступков, поверхностность. Сангвинику интереснее заниматься разнообразной работой, где он постоянно получает новые задания. Ему подходят профессии, которые предусматривают частое и интенсивное общение и организацию деятельности других людей.
Меланхолик
Характеризуется низким уровнем психической активности, замедленностью движений, сдержанностью мимики и речи, быстротой утомляемостью. Его отличают высокая эмоциональная чувствительность к происходящим с ним событиям, обычно сопровождающаяся повышенной тревожностью, глубина и устойчивость эмоции при слабом их внешнем проявлении, причем преобладают отрицательные эмоции. При неблагоприятных условиях у меланхолика может развиваться повышенная эмоциональная ранимость, замкнутость, отчужденность, боязнь новых ситуаций, людей и разного рода испытаний. Меланхолику подходит работа, требующая тонких ручных умений. Ему противопоказаны профессии, связанные с неожиданностями и сложностями.
Для того чтобы определить тип своего темперамента, ответьте на вопросы, выбрав один из четырех вариантов. Запишите 1 балл в соответствующий столбик.


Сангвиник

Холерик

Флегматик

Меланхолик

1. Как вы ведете себя в ситуации, когда необходимо быстро действовать?

Легко включаетесь

Действуете со страстью

Спокойно, без лишних слов

Неуверенно, робко

2. Как реагируете на замечания учителя?

Говорите, что больше не будете, а сами - снова

возмущаетесь

Выслушиваете спокойно

Молчите, но обижаетесь

3. Как говорите о том, что вас затрагивает?

Быстро, с жаром, но прислушиваетесь к другим

Быстро, не слушая других

Медленно, уверено

С большим волнением и сомнением

4. Надо сдавать контрольную работу, а она не закончена:

Легко реагируете

Торопитесь закончить

Решаете спокойно, пока не отберут

Сдаете работу, но неуверенно

5. Трудная задача не получается сразу:

Решаете упорно и настойчиво

Бросите-продолжите - бросите - еще попробуете

Спокойно продолжаете

Проявляете растерянность, неуверенность

6. После уроков вы спешите домой, а учитель предлагает остаться, сделать работу

Быстро соглашаетесь

Возмущаетесь: «почему я?»

Остаетесь, не говоря ни слова

Проявляете растерянность

7.Родители делают вам не совсем справедливое замечание:

Спокойно выслушиваете, спокойно заявляете о своем мнении

Взрываетесь, вступаете в спор, опровергаете обвинение

Не обращаете внимания: «пусть повыступают»

Очень переживаете, плачете

8. Вы получаете плохую оценку; как изменяется ваше настроение:

Внешне незаметно, но внутри есть горечь

Раскаиваетесь, развиваете деятельность по исправлению

«Ну и что? Исправлю»

Приходите в отчаяние, в уныние

9. Ваш друг (подруга) не пришёл на встречу:

Ничего не предпринимаете до выяснения причин

Проклинаете, мечете в его адрес гром и молнии

«Всё, что ни делается, все к лучшему!»

Переживаете, воображаете измену, крах отношений

10. Вы проигрываете в соревновании, в игре:

Продолжаете борьбу, тренировки, готовитесь к будущей победе

Теряете самообладание, обрушиваете обвинения на окружающих

«не корову же проигрываем»

Приходите к выводу о своём ничтожестве


Оценка результатов: всего по десяти вопросам вы имеете 10 баллов (это 100%). Подсчитав количество баллов в каждом из колонок: сангвиник – С, холерик – Х, флегматик – Ф, меланхолик – М, вы можете увидеть, какой у вас темперамент (преобладает тот, по которому вы набрали больше всего баллов). А точное выражение вашего темперамента будет отражать формула:
Т=тС+пХ+рФ+кМ, то евть, на сколько % вы сангвиник, холерик, флегматик и меланхолик (т,п,р,к – сумма баллов по колонкам %).
Мой темперамент:

  • Сангвиник ______ %
  • Холерик ______ %
  • Флегматик ______ %
  • Меланхолик______ %

Исходя из этого мне рекомендованы профессии:

Разделите листок на две колонки и напишите в левой колонке сильные стороны своего темперамента, а в правой – те которые вам не нравятся и порой мешают.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.