На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" - Приложения
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" - Приложения
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов"
Примерный план этапов проведения исследования классного коллектива
Примерный план проведения мониторинга и диагностики на учебный год
Часть 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Интеллектуальный компонент
Эмоциональный компонент
Личностный компонент
Часть 2. Психологические особенности личности в подростковом возрасте
Психофизиологический компонент
Профессиональное самоопределение
Приложения
Все страницы

Приложение 1
Бланк сводной таблицы
Мониторинг и диагностика «Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11классов»
Тема программы (проекта)___________________________________________________________________
Класс____________ 200__-200__ учебный год, общее количество учащихся на начало учебного года ______
Классный воспитатель _____________________________ Психолог ___________________________

 

 

 

 

 

Фамилия, имя
ученика

Психофизиологический компонент

Интеллектуальный компонент

 

«Утомляемость, истощаемость нервной системы»

Тип функциональной конституции

кручение

1.ведущее полушарие
2.ведущая рука
3. ведущая нога,
4 ведущий глаз
5 ведущее ухо

1.Сигнальная система
2. тип мышления

Стрессоустойчивость

ВАК

«Семь типов интеллекта»
1. Лингвистический.
2. Логико-матматический. 3. Пространственный
4. Моторно-кинестетический.
5. Музыкальный;
6. Внутриличностный.
7. Межличностный

Дополнительная диагностика

 

п

в

с

ч

п

с

%

 

 

1

2

3

4

5

1

2

%

 

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя
ученика

Мотивационный компонент
1 Познавательные 2.Коммуникативные.
3 Эмоциональные.
4 Саморазвитие.
5 Позиция школьника.
6 Достижение.
7 Внешнее

Эмоциональный компонент
тревожность

Личностный компонент

социальный компонент
Социометрия (1,2,3,4)
Психологический климат (5)

Само-оценка

самооценка психических состояний

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

2

3

4

5

6

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

н.г

к.г

ф

а

р

т

ф

а

р

т

1

2

3

4

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фамилия, имя
ученика

Психологичес
кие зависимости, вредные привычки

причины трудностей в обучении и общении

 

группы риска

психол. здоровье

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

здоровье

социального

академического

н.г.

к.г

н.г

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итоги

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ФИО

Выбираемый
профиль

Обусловленность
выбора профиля

Профильный
класс

Выбор
элективных курсов

Выбор
профессии

Выбор учебного учреждения

Удовлетворенность
выбранным профилем

1

2

3

4

Приложение 2

Рекомендуемая литература по проблеме психологического сопровождения развития и взросления школьников

  1. Асмолов А.Г., Ягодин Г.Я. От диагностики отбора к диагностике развития. //
  2. Асмолов А.Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. Москва - Воронеж, 1996.
  3. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. - М.: Совершенство, 1997.
  4. Возможности практической психологии в образовании: Из опыта работы психологов УЦ "Перспектива". Вып. 1 - 3. / Под ред. Бурлаковой Н.С. - М.: УЦ Перспектива, 1998-2001.
  5. Дзятковская Е.Н. Мониторинг и диагностика «Здоровьсбрегающего сопрвождения образовательного процесса». - Иркутск, 2002.
  6. Дзятковская Е.Н., Колесникова Л.И., Долгих В.В. Информационное пространство и здоровье школьников. - Новосибирск: Наука, 2002.
  7. Макаровская А.П., Бондарева Г.Г. Психолого-педагогическое сопровождение развития учащихся: Учебно-методический комплекс / Под ред. Чапоргиной Н.А. - Иркутск, 2002.
  8. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки: Учебно-методическое пособие. - М.: МИРОС, 2001.
  9. Опыт работы психолого-медико-социальных центров Фландрии по сопровождению учащихся. Спб., 2000.
  10. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы / Под ред. И.В.Дубровиной. М., 1994.
  11. Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение развития ребенка. Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции (14-16 марта 2001 г., Санкт-Петербург). Спб., 2001.
  12. Психолого-педагогическое сопровождение отношений детей и взрослых в образовательной ситуации: Сборник научных статей и тезисов научных докладов / Под ред. Е.А.Козыревой. - Москва, Арт-Бизнес-Центр, 1999.
  13. Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое сопровождение образовательного процесса.
  14. Слободчиков В.И., Шувалов А.В. Антропологический подход к решению проблемы психологического здоровья детей: (в работе психологических служб) // Вопр. психологии.-2001.-№4.
  15. Служба практической психологии в системе образования России. Итоги и перспективы. Рабочие материалы всероссийского совещания. Москва, 6-7 июня 2002.
  16. Финогенко Е.И. Автореферат «Дизадаптивные состояния у студентов в зависимости от типа функциональной конституции». Иркутск.- 2004.

Приложение 3

Рекомендации по результатам мониторинга и диагностики
«Психологическое сопровождение развития и взросления школьников»
(2006-07 учебный год)

Класс: 9«0» (06-07 учебный год), МОУ ЦО № 47
Общее кол-во учащихся: 25 (прибыл Иванов К.. из 9 «П» =26)

Классный руководитель: Иванова О.В.

Психолог: Михайлова М.Ю.
Причина, характер обследования: плановое, контрольное, выборочное, сравнительное, по запросу.

Программа «Мониторинг и диагностика «Психологическое развитие и взросление школьников 1-11классов» (автор Михайлова М.Ю., Криволапова Е.Л, Михайлов И.С., Ткаченко И.А.)


1. 1. Социально-психологические группы риска

группы риска

Кол-во

%

Ф.И. уч-ся

1

Дети сироты (О.У)

2

7

 

О-у

1

4

 

М-у

1

4

 

2

Опека

1

4

 

3

Дети из малоимущих семей

13

50

 

4

Родители в разводе

4

15

 

Ф-4

3

11

 

5

Неполные семьи

9

34

 

Проживание у бабушек, дедушек или др. родственников

1 (б)

4

 

6

Многодетные семьи

2

7

 

7

Дети из семей беженцев

0

0

 

8

Дети инвалиды

0

0

 

9

Дети оказавшиеся в экстремальных условиях

0

0

 

10

Дети из экологических катастроф

0

0

 

11

Дети с педагогической запущенностью (со стороны родителей)

4

15

 

12

Дети родители, которых не проживают в г. Иркутске

1

4

 

13

Дети родители, которых лишены (или частично лишены) родительских прав

1

4

 

14

Дети, привлеченные в религиозные секты и др.

0

0

 

15

Дети, употребляющие ПАВ (курение)

2

7

 

16

Дети, употребляющие нецензурную брань

0

0

 

17

Дети склонные к правонарушениям

0

0

 

18

Дети, родители (или один из родителей) которых не принимают участие в воспитании и содержании ребенка.

1

4

 

Рекомендации:
Социальное сопровождение детей групп социального риска.
Рекомендации по сопровождению получить в письменном виде у социальных педагогов.

Психические зависимости, вредные привычки
Метод исследования: наблюдение, опрос, беседа, анкетирование.

Аддикции

К

%

Группа риска

табакокурение

2

7

сквернословие

0

0

употребление алкоголя

0

0

употребление ПАВ

0

0

гемблинговая зависимость

0

0

компьютерная зависимость

0

0

Рекомендации:

  1. Социальное сопровождение детей проявляющих аддиктивные формы поведения – Петров К., Сидоров В.
  2. Внутришкольный учет - 0
  3. Психологический учет: Иванова В.
  4. Работа с психологом 1 раз в неделю – Иванов В.
  5. Тренинг «Жизнь без вредных привычек и пагубных пристрастий»

2. Здоровье
2.1. Физическое и соматическое развитие


Наименование патологий

Кол-во

%

1

Ортопедические:

Патология позвоночника, костей

Сколиоз

Плоскостопие

Нарушение осанки

2

Патология зрения

3

ЛОР патология

4

Аллергоппатология

5

Патология почек и мочевого пузыря

6

Патология ССС

7

Патология ЖДК

8

Патология нервной системы

9

Бронхиальная астма

2.2. Группы здоровья- 25 чел


Группы

Кол-во

%

1

Первая основная

0

0

2

Вторая основная

11

44

3

Третья основная

6

24

4

Третья подготовительная

3

12

5

Третья специальная

5

20

2.3. Физкультурные группы


Группы

Кол-во

%

1

Основная

 

 

2

Подготовительная

 

 

3

Специальная

 

 

Здоровых учащихся , что составляет %. У % детей от двух и более патологий.


Рекомендации:
  1. Оздоровление и наблюдение детей с ослабленным здоровьем и соматическими патологиями у узких специалистов (в поликлиниках, больницах, др. медицинских учреждениях).
  2. Оздоровление и наблюдение детей с патологиями нервной системы у невролога не реже 2 раз в год (осень, весна).
  3. Оздоровление и наблюдение эндокринолога не реже 1-2 раз в год (ранняя осень, ранняя весна)
  4. Психологическое сопровождение детей с ГДС с дефицитом внимания (и без него), ВСД, астено-невротическим синдромам, гидроцефалией, ММД (РЭП), судорожной готовностью мозга, эписиндромом, ЗПР и пр.
  5. Коррекционные и развивающие занятия с психологом 1-2 раза в неделю (в медико-психологических учреждениях у психотерапевта, нейропсихолога, кинезиолога и пр.)
  6. Учебная нагрузка с учетом нервных, эндокринных патологий.
  7. Обучение и воспитание с учетом возрастных особенностей онтогенеза.

Психофизиологический компонент
3.1. Тема исследования «Утомляемость (истощаемость) нервной системы школьников»
Метод исследования: тепинг – тест (10 секунд)
Респондентов – 23
Среда, 1 смена ,2 урок.

 

Высокий

Средний

Низкий

К

%

К

%

К

%

19

83

3

13

1

4

Рекомендации:

  1. Расписание уроков согласно СП 2.4.2.782-99; 2.9.9.СП 2.4.2.77782-99.
  2. Определение утомляемости учащихся по внешним признакам. Использование различных способов предупреждения утомления – динамические паузы, разрядки, юмор и пр.
  3. Включение динамических пауз на уроках. При обучении необходимо помнить, что изучаемая информация лучше закрепляется при помощи двигательной активности школьника.
  4. Контроль за двигательной активностью и осанкой учащихся.
  5. Контроль за функциональным состоянием органов зрения.
  6. Контроль родителей за круглосуточным гигиеническим режимом школьника (Иванов В.)
  7. Некоторые аспекты круглосуточного гигиенического режима:

питание не реже 4 раз в день;
ужин не позже 20.00;
включение в рацион местные продукты питания (кедровые орехи, семечки, дикоросы (черемша, папоротник и пр.), ягоды, конина, рыба, все виды молочной продукции и пр.)
сон не менее 8 часов в сутки;
сон не позже 22-23 часов вечера;
за час до сна исключить компьютер и психотравмирующую информацию;
перед сном проветривание помещения;
сон с открытыми форточками;
дневной сон.
прогулки на свежем воздухе (не менее 2 часов);
работа на компьютере не более 2 часов в сутки;
ограничение игр на компьютере («стрелялки», «гонки» и пр.)
физическая культура;
водные процедуры – без ограничения;
звукотерапия;
дозировка домашнего задания;
выполнение домашнего задания не позже 19.00
Консультация психолога школьников с высоким уровнем утомляемости (истощаемости) нервной системы.

3.2.Тема исследования «Индивидуальный латеральный профиль школьников»
Методы исследования: тест Павлова, тест «Определения стиля обучения и мышления»
Респондентов -22

 

Правополушарные

Левополушарные

Кол-во

%

Кол-во.

%

13

59

9

41

Рекомендации:

  1. При дифференцированном обучении школьников необходимо учитывать особенности межполушарного взаимодействия и половой латерализации полушарий.
  2. (По статистике в каждом классе самый большой процент приходится на правополушарных и односторонний латеральный профиль, а большинство школьных методик рассчитаны на левополушарные способности)
  3. Для ПЛЛЛЛ; ППППЛ; ППЛПП; ПЛПП; ПЛЛЛП; ПЛЛПЛ; ПЛПЛП; ППЛЛП; ПППЛЛ; ПЛЛПП; ППЛЛП; ПЛППЛ; ПППЛПЛ; ПЛПЛП; ППППП – в процессе обучения необходим музыкальный или двигательный ритм.
  4. Для ЛЛЛЛП; ЛЛЛПЛ; ЛЛПЛЛ; ЛПЛЛЛ; ЛПППЛ; ЛППЛП; ЛПЛПП; ЛЛППП; ЛППЛЛ; ЛЛЛПП; ЛПЛЛП; ЛЛППЛ; ЛПЛПЛ; ЛЛПЛП; ЛЛЛЛЛ – в процессе обучения необходимы структурированность и последовательность изложения информации.
  5. Ориентируйте программы и методики обучения на конкретного ребенка с определенным типом функциональной асимметрии полушарий, дайте ему возможность раскрыть свои способности, создайте ситуацию успеха.
  6. При любой асимметрии необходимым условием высокой интеллектуальной активности школьника и его успешного обучения является развитие межполушарного взаимодействия.
  7. Обучая школьника грамотному письму, не разрушайте основы «врожденной» грамотности. Ищите причины неграмотности ребенка, анализируйте его ошибки.
  8. Не забывайте, что ваша оценка, данная ребенку, всегда субъективна и зависит от вашего типа асимметрии полушарий. Возможно, вы относитесь к разным типам мозговой организации и по-разному мыслите.
  9. Обучение и воспитание с учетом стрессоустойчивости школьника.
  10. Посадка учащихся по ведущему уху к источнику информации (особенно учащихся академической группы риска).
  11. Выбор профиля обучения школьников с учетом индивидуального латерального профиля.
  12. Профсамоопределение школьников с учетом индивидуального латерального профиля.
  1. Интеллектуальный компонент.

4.1. Тема исследования «Типы интеллекта школьников»
Метод: тест «Семь типов интеллекта»
Респондентов – 18
В таблице представлены средние - высокие показатели

Выраженность типов интеллекта

Лингвистический

Маатематический

Простаранственный

Моторно-кианестетический

Музыкальный

внутриличностный

Межличностный

К

%

К

%

К

%

К

%

К

%

К

%

К

%

5

28

4

22

2

11

6

33

4

22

6

33

11

61

Рекомендации:
1. Учебная работа в группе, в паре, в команеде с учетом типов и уровня интеллекта.
Консультирование у психолога детей с проблемами в обучении – Иванов А, Петров В. Сидоров К.
Коррекционные, развивающие занятия с учащимися академического риска 1-2 раза в неделю.
Выбор профиля обучения с учетом типов интеллекта.
Профсамоопределение с учетом типа интеллекта.

5. Мотивационный компонент
5.1. Тема исследования «Учебная мотивация школьников»
Метод: тест «Структура учебной мотивации»
Респондентов – 18
В таблице указаны средние - высокие показатели

 

Структура учебной мотивации
(мотивы)

Познавательные

Коммуникативные

Эмоциональные

Саморазвития

Позиция школьника

Достижения

Внешние

К

%

К

%

К

%

К

%

К

%

к

%

К

%

13

72

11

61

14

78

13

72

14

78

12

66

15

83

Рекомендации:

  1. Обучение и воспитание с учетом выраженности мотивов.
  2. Учебная работа в группе, паре, команде с учетом выраженности мотивов.
  3. Выбор профиля обучения учащимися с учетом структуры учебной мотивации.
  4. Профсамоопределение с учетом структуры учебной мотивации.

5.2. Показатели успеваемости:


Уровни успеваемости

на начало 1 четверти

на конец уч.года

1

Отличники

0

0

0

0

2

Ударники

4

15

7

27

3

С одной «3»

0

0

0

0

Группа академического риска

Ак. Риск

К

%

ФИО

1

«2-3»

4

15

 

2

«3-4»

3

12

 

3

«4-5»

3

12

 

5.3. Качество знаний учащихся


Четверть

1 четверть

0,16

2 четверть

0,15

3 четверть

0,35

4 четверть

0,19

Год

0,31

Год с учетом экзаменов

0,27

6.Эмоциональный компонент
6.1. Тема исследования: самооценка психических состояний
Метод исследования: тест «Самооценка психических состояний» (Г. Айзенк)
Респондентов – 22


6.1.1. Тревожность

6.1.2. Регидность

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

К

%

К

%

К

%

К

%

К

%

к

%

3

14

8

36

11

50

2

9

14

64

6

27

6.1.3. Фрустрация

6.1.4. Агрессивность

Высокая

Средняя

Низкая

Высокая

Средняя

Низкая

К

%

К

%

К

%

К

%

К

%

К

%

2

9

6

27

14

64

6

27

9

41

7

32

Рекомендации:

  1. Консультирование у психолога учащихся с низкой и высокой тревожностью, высокой регидностью, фрустрацией, агрессивностью.
  2. Тренинг «Сглаживания агрессии», тренинг «Мы дружный класс»
  3. При работе с учащимся с высокой тревожностью, фрустрацией, регидностью следует:
  4. придерживаться ровного тона, избегать категорических высказываний;
  5. осторожно обращаться с критикой в их адрес, лучше высказывать ее наедине;
  6. критика должна быть адекватной;
  7. достижения, положительные качества необходимо поощрять, подчеркивать;
  8. не предъявлять слишком жестких требований, ограничений;
  9. не предлагать учащимся выполнение заданий, с которыми они могут не справиться;
  10. стараться создать ситуацию, которая будет способствовать проявлению положительных качеств, умений учащихся (поручение соответствующих их способностям зданий);
  11. к изменениям их необходимо подготовить, цели и задачи ставить осторожно;
  12. следует предоставлять им самостоятельность.

6.2. Тема исследования: самооценка
Метод исследования: тест «Самооценка»


Метод исследования: тест «Самооценка» (Г.Айзенк)
Респондентов- 22

Высокая

Средняя

Низкая

К

%

к

%

К

%

0

0

0

0

22

100

Рекомендации:

  1. Тренинг «Коммуникативная функциональная грамотность»
  2. Никогда не сравнивайте между собой школьников. Больше хвалите их за успехи и достижения.
  3. Ругая мальчика, поманите о его эмоциональной чувствительности. Изложите ему кратко и точно свое недовольство. Мальчик не способен долго удерживать эмоциональное напряжение, очень скоро он перестанет вас слушать и слышать.
  4. Ругая девочку, помните об ее эмоциональной бурной реакции, которая помешает ей понять, за что ее ругают. Спокойно разберите ее ошибки.
  5. Девочки могут капризничать из-за усталости (истощение правого эмоционального полушария). Мальчики в этом случае истощаются информационно, происходит снижение активности левого рационально-логического полушария.

7.Профсамоопределение
7.1. Тема исследования «Профсамоопределение школьников»
Метод исследования: опросник Климова «Что вы предпочитаете?»
Респондентов - 14


Склонности к видам деятельности

 

Ч – природа

Ч - Техника

Ч - Человек

Ч - З. система

Ч - Х. образ

К

%

К

%

К

%

К

%

к

%

3

21

6

43

6

43

5

35

10

71

Рекомендации:

  1. Продолжать профориентационную работу с учащимися.
  2. При обучении в группе, в паре, команде учитывать склонности к видам деятельности.
  3. Тренинг «На пути выбора профессии»
  4. Посещение элективных курсов по программе «На пути выбора профессии».
  5. Наполнение портфолио школьниками.

8. Межличностные взаимоотношения в классном коллективе
8.1. Тема исследования «Межличностные взаимоотношения в классном коллективе»
Метод исследования: социометрия


Развитие классного коллектива

на начало года
респондентов –19

на конец года
респондентов- 23

ФИО

Кол

%

кол

%

1

«Социометрические звезды»

3

16

7

30

2

«Предпочитаемые»

16

84

16

70

3

«Пренебрегаемые»

0

0

0

0

4

«Изолированные»

0

0

0

0

Заключение: коэффициент сплочения класса– н.г. 63 % (высокий)

8.2. Тема исследования: комфортность в классе

кол-во

%

ФИО уч-ся

Устойчивая

26

100

 

Дискомфорт

0

0

 

8.3. Тема исследования: конфликтность учащихся.

кол

%

ФИО уч-ся

Конфликтность в общении с одноклассниками

0

0

 

Конфликтность на уроках, в общении с педагогами

2

7

 

8.4.. Тема исследования: психологический климат класса
Респондентов 19


Метод исследования: тест «Психологический климат в классном коллективе»

кол-во

%

214

63

Заключение: психологический климат – 63 % высокий.

Рекомендации:
Тренинг «Коммуникативная функциональная грамотность»

Группы риска

Академический риск

Социальный риск

Психологический риск

1

Иванов В.

Михайлова Н.

Сидоров К. (ГДС)

2

Петров С.

Петров К.

3

Сидоров К.

4

Михайлова Н.

 

Марина Юрьевна Михайлова
Елена Леонидовна Аршинская
Игорь Сергеевич Михайлов
Ткаченко Инна Анатольевна

Мониторинг и диагностика
«Психологическое сопровождение
развития и взросления школьников
1-11 классов»

 

Методическое пособие



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.