На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" - Психофизиологический компонент
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" - Психофизиологический компонент
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов"
Примерный план этапов проведения исследования классного коллектива
Примерный план проведения мониторинга и диагностики на учебный год
Часть 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Интеллектуальный компонент
Эмоциональный компонент
Личностный компонент
Часть 2. Психологические особенности личности в подростковом возрасте
Психофизиологический компонент
Профессиональное самоопределение
Приложения
Все страницы

 

1. ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ

  • ТЕСТ «ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЯ ОБУЧЕНИЯ И МЫШЛЕНИЯ»

Источник: Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения.- М.: ТЦ Сфера, 2003.

Авторы: Поль Торранс, Сесил Рейнолдс, Теодор Ригель, Орлоу Болл. Кафедра психологии университета штата Джорджия (США).
Объективно существуют разные стили обучения. В каждом пункте названы три особенности личности. Испытуемому предлагается обвести (обозначить) один, который лучше всего описывает его сильные стороны и предпочтения.


1

а) не очень хорошо запоминаю лица
б) не очень хорошо запоминаю имена
в) одинаково хорошо запоминаю имена и лица

2

а) лучше всего усваиваю устные объяснения
б) лучше всего усваиваю объяснения в примерах
в) одинаково хорошо усваиваю устные объяснения и объяснения в примерах

3

а) способен легко выражать чувства и эмоции
б) умеренно сдержан в выражении чувств и эмоций
в) скован в выражении чувств и эмоций

4

а) весело и свободно экспериментирую в спорте, искусстве, вне работы
б) систематичен и сдержан в экспериментаторстве
в) одинаково склонен как к весёлому и свободному, так и к сдержанному и систематическому экспериментированию

5

а) предпочитаю занятия, на которых даётся один вид задания, после него другой и т.д.
б) предпочитаю занятия, на которых я работаю над несколькими заданиями одновременно
в) одинаково предпочитаю и1 и2 вид занятий

6

а) предпочитаю тесты, где нужно выбирать один правильный ответ из серии вопросов
б) предпочитаю тесты-эссе
в) одинаково предпочитаю и те и другие

7

а) хорошо интерпретирую язык телодвижений и интонации устной речи
б) плохо интерпретирую язык телодвижений, зависим от того, что говорят люди
в) одинаково хорошо интерпретирую язык телодвижений и устную речь

8

а) легко придумываю смешные фразы и поступки
б) с трудом придумываю смешные фразы и поступки
в) относительно легко придумываю смешные фразы и поступки

9

а) предпочитаю занятия, на которых я двигаюсь и что-нибудь делаю
б) предпочитаю занятия, на которых я слушаю других
в) одинаково предпочитаю и те и другие занятия

10

а) использую фактическую, объективную информацию в суждениях
б) использую личный опыт и чувства в суждениях
в) использую в равной мере и то и другое

11

а) легко, весело подхожу к решению проблемы
б) серьёзно, по-деловому подхожу к решению проблемы
в) совмещаю серьёзный и весёлый подходы

12

а) умственно воспринимаю и реагирую на звуки и образы больше, чем на людей
б) существенно самопроизволен и творчески настроен в группе людей
в) одинаково самопроизволен и восприимчив в умственном смысле, независимо от окружения

13

а) почти всегда использую любой доступный материал для работы
б) временами использую любой доступный материал для работы
в) предпочитаю работать с соответствующим, положенным материалом, используя его по назначению

14

а) люблю, когда мои занятия или работа спланированы и я знаю, что конкретно я должен сделать
б) люблю, когда мои занятия и работа не чужды гибкости и возможным переменам по мере продвижения
в) одинаково предпочитаю как спланированные, так и изменчивые занятия и работу

15

а) весьма изобретателен
б) временами изобретателен
в) никогда не изобретателен

16

а) лучше всего думаю, лёжа на спине
б) лучше всего думаю, сидя прямо
в) лучше всего думаю в движении и при ходьбе

17

а) люблю занятия, на которых задания имеют чёткую и непосредственную практическую применимость
б) люблю занятия, на которых задания не имеют чёткой практической применимости
в) одинаково предпочитаю оба вида деятельности

18

а) люблю догадываться и предсказывать многие ситуации, когда не уверен в каких-то вещах
б) скорее не стану догадываться, если не уверен
в) догадываюсь в некоторых ситуациях

19

а) люблю выражать чувства и идеи простым языком
б) люблю выражать чувства и идеи стихами, песнями, танцами и т.д.
в) одинаково предпочитаю оба вида самовыражения

20

а) обычно получаю много новых идей из поэзии, символов и т.д.
б) временами получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.
в) редко получаю новые идеи из поэзии, символов и т.д.

21

а) предпочитаю простые задачи
б) предпочитаю сложные задачи
в) одинаково предпочитаю и простые, и сложные задачи

22

а) реагирую на отзыв и эмоции
б) реагирую на призыв к логике
в) одинаково реагирую и на то и на другое

23

а) предпочитаю работать над проблемами (задачами) последовательно, одна за другой
б) предпочитаю работать одновременно над несколькими проблемами
в) одинаково предпочитаю последовательную работу над несколькими проблемами (задачами)

24

а) предпочитаю изучать традиционные точки зрения
б) предпочитаю иметь дело с теорией и гипотезами
в) в равной степени предпочитаю и то и другое

25

а) предпочитаю аналитическое чтение, критику
б) предпочитаю творческое, синтезирующее чтение, позволяющее применять и использовать информацию для решения задач
в) одинаково предпочитаю и то и другое

26

а) предпочитаю интуитивный подход к решению задач
б) предпочитаю логический подход к решению задач
в) предпочитаю в равной степени и логический, и интуитивный подход

27

а) предпочитаю зрительно представлять задачу при решении
б) предпочитаю проанализировать задачу вслух, чтобы решить её
в) не предпочитаю ни то ни другое

28

а) предпочитаю логически решать задачи
б) предпочитаю решать задачи, исходя из опыта, практики
в) предпочитаю в равной степени и то и другое

29

а) умею хорошо объяснять устно
б) умею хорошо объяснять в движении и действии
в) умею одинаково хорошо объяснять как устно, так и наглядным способом

30

а) усваиваю материал, когда преподаватель использует устные объяснения
б) усваиваю материал быстрее, когда преподаватель использует письменные объяснения
в) одинаково предпочитаю и тот и другой тип объяснений

31

а) преимущественно полагаюсь на язык при запоминании и мышлении
б) преимущественно полагаюсь на образы при запоминании
в) одинаково полагаюсь на образы и на язык

32

а) предпочитаю анализировать уже завершённый материал
б) предпочитаю организовывать и доводить до конца незаконченный материал
в) не предпочитаю того или иного вида деятельности

33

а) люблю разговаривать и писать
б) люблю рисовать и манипулировать
в) люблю и то и другое

34

а) легко могу потеряться даже в знакомой обстановке
б) легко ориентируюсь даже в незнакомой обстановке
в) относительно хорошо ориентируюсь

35

а) более творческая натура, чем интеллектуальная
б) более интеллектуальная, чем творческая натура
в) интеллектуальная и творческая натура

36

а) люблю находиться в шумной, людной обстановке, где что-нибудь всё временно происходит
б) люблю находиться в обстановке, где я могу сконцентрироваться на чём-то одном
в) иногда люблю и то и другое

37

а) преимущественно интересуюсь эстетическими проблемами: искусством, музыкой, танцами
б) преимущественно интересуюсь практическими, прикладными вещами: работой, походами, коллективными видами спорта
в) одинаково участвую и в том и в другом виде деятельности

38

а) профессиональное призвание преимущественно к бизнесу, экономике
б) профессиональное призвание преимущественно к гуманитарным наукам
в) в данный момент не имею чёткого предпочтения

39

а) предпочитаю изучать детали и специфические факты
б) предпочитаю общий обзор предмета, взгляд на картину в целом
в) предпочитаю, когда общий обзор перемежается деталями

40

а) умственно восприимчив и реагирую на то, что слышу и читаю
б) в состоянии умственного поиска, самопознания в процессе учёбы
в) и то и другое

 

Подсчёт: Правополушарный (П)_____
Левополушарный (Л)______
Равнополушарный (Р)_____

Ключ:


а)

б)

в)

а)

б)

в)

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20

Л
Л
П
П
Л
П
П
П
П
Л
П
П
П
Л
П
П
П
П
Л
П

П
П
Л
Л
П
Л
Л
Л
Л
П
Л
Л
Р
П
Р
Л
Л
Л
П
Р

Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Л
Р
Л
Р/П
Р
Р
Р
Л

21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40

Л
П
Л
Л
Л
П
П
Л
Л
Л
Л
Л
Л
Л
П
П
П
Л
Л
Л

П
Л
П
П
П
Л
Л
П
П
П
П
П
П
П
Л
Л
Л
П
П
П

Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р
Р

1.2. «ВАК - ОПРОСНИК» (В.А. Ананьев)
(Визуальная. Аудиальная. Кинестетическая.)

«ВАК-опросник» позволяет выявить ведущую репрезентативную систему подростка, то есть ту модальность, которой он чаще всего пользуется при описании мира. Результаты его могут показать, какая стратегия в усвоении учебного материала чаще всего используется учеником (визуальная, аудиальная или кинестетическая).
В каждом абзаце, состоящем из трех утверждений, выберите то, которое подходит Вам больше всего.

  • «1» - предпочтительный вариант.
  • «2» - менее подходящий вариант.
  • «3» – самый неподходящий вариант.

1.Как вы предпочитаете учиться?
а. Читая конспект, сделанный в классе и рассматривая иллюстрации.
б. Повторяя молча про себя всю информацию.
в. Рисуя диаграммы, схемы и иллюстрации на основе вновь полученной информации.
2.Каким образом вы предпочли бы узнать о влиянии алкоголя на организм?
а. С помощью фильма.
б. Через объяснения учителя, говорящего о том, что происходит.
в. Разбирая на части муляж тела человека и размышляя о том, что же происходит с различными органами, если человек много выпил.
3.Когда вы занимаетесь, что вас больше всего раздражает?
а. Люди входящие и выходящие из комнаты.
б. Громкий звук телевизора.
в. Чувство голода или жажды.
4.Вы готовитесь к экзаменам.
а. Составляя перечень вопросов, и отмечая галочкой выученное.
б. Обзванивая друзей и обсуждая информацию с ними.
в. Делая рисунок по материалу и мысленно проходя через все ступени в уме.
5.Входя в свой класс, что вы, скорее всего, делаете?
а. Смотрю на плакаты на стене, обстановку в классе.
б. Поговорю с учеником сидящим рядом со мной.
в. Похожу по классу.
6.Во время ссоры с кем-нибудь из родителей, что вы вероятнее всего сделаете?
а. Сделаете сердитое лицо.
б. Закричите.
в. С сердитым видом выйдете из комнаты.
7. Чем вы предпочли бы заниматься?
а. Рассматривать плакаты со звездами в музыкальном салоне- магазине.
б. Слушать музыку.
в. Танцевать под музыку.
8. Вы только что сильно поссорились с одним из ваших друзей. Как вы расскажете об этом своему лучшему другу?
а. Напишите записку о том, что случилось.
б. позвоните другу и расскажите ему обо всем.
в. Подождете, пока не встретите друга, и изобразите в лицах, что случилось.
9. когда вы слушаете музыку, вы…
а. Мысленно идите образы, навеваемые музыкой.
б. Напеваете под звучащую музыку.
в. пританцовываете под музыку.
10. Когда ваш учитель объясняет материал на занятиях по тому или иному предмету, вы предпочитаете…
а. Видеть иллюстрации.
б. Чтобы материал громко зачитывался.
в. Чтобы учитель привел вам пример (может быть, пустил по рядам муляж или поделку и т.п.).
11. Что больше всего влияет на ваше настроение, самочувствие?
а. На меня производит сильное впечатление общий вид (обстановка), как выглядит помещение.
б. Я очень чувствителен к окружающим меня звукам, шумам, голосам людей, буквально настраиваюсь на них.
в. Я очень чувствителен к тому, насколько удобна мая одежда. Приятно ли телу в ней находиться, двигаться и т.д.
12. Для вас просто…
а. Подобрать для одежды, интерьера разнообразные цветные комбинации.
б. Найти идеальную громкость звучания магнитофона, стерео-системы.
в. выбрать наиболее удобную, комфортную мебель.
13. Выбирая и читая книги, вы больше ориентированы…
а. На описание внешнего: пейзажа, декорации, краски и т.п.
б. На монологи между персонажами, на нюансы в описании разговоров.
в. На действие, динамичность сюжета.
Во всех разделах ответы даны в следующей последовательности визуальный; аудиальный, кинестетический. Для получения результатов необходимо подсчитать, сколько баллов «получила» каждая модальность. Чем меньше количество баллов, тем больше вклад данной модальности в создание образа мира. Для наглядного представления результатов рекомендуем построить диаграмму.

  • Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга

«Система ВАК»
Источник: данный материал взят из Интернета, авторы Георгий Брегман и Андрей Каплунов.

В общении каждого человека преобладает один из трех элементов общения:

  • Визуальный: данный элемент характеризуется быстрой речью, в предложениях часто проскальзывают слова: ярко, мелькает, вижу, ясно вижу, нарисуйте график.
  • Аудиальный: этот элемент характеризуется четко размеренной речью (РЭП без музыки?). Слова: слышу, говорю.
  • Кинестетический элемент характеризуется медленной речью, голос мягкий, задумчивый. Слова: чувствую, ощущаю.

Таким образом, если свести все различия в таблицу получим систему ВАК.
Таблица 1
Система ВАК


Тип

Речь

Цвет лица

Осанка

Жесты

Визуал

Быстрая

Бледный

Прямая спина
Голова на вскидку
Шея напряжена

Жесты выше груди

Аудиал

Размеренная

Неопределенный
(что-то среднее)

Все среднее

Уровень

Кинестетик

Медленная

Розовый

Сутулость
Голова опущена
Шея расслаблена

Жесты ниже пояса

Определение различных элементов состояния собеседника можно назвать калибровкой. Калибровка осуществляется через ключи глазного доступа, наводящие вопросы, темпу речи. Для того чтобы заинтересовать собеседника необходимо определить преобладающий у него элемент общения и общаться на этом уровне. Необходимо помнить, что элемент общения у любого человека подвержен постоянным изменениям и неодинаков даже в пределах одного дня. Возможно, постепенно во время беседы перевести собеседника на свой преобладающий элемент общения.
Ключи глазного доступа (КГД)
Визуал: зрение, картины.
Аудиал: слух, пение, музыка.
Кинестетик: вкус, запах, ощущения.
Приведенные выше ключи глазного доступа не являются универсальными, в каждом конкретном случае возможны инверсии, т.е. отклонения от приведенной системы. Например, могут меняться местами аудиальные и визуальные ключи. Однако еще не было случая, чтобы система не работала хотя бы на 50%. Ключи глазного доступа могут служить для определения умственной деятельности человека и определения элементов его состояния.

Фильтры внимания
Фильтры внимания присутствуют у каждого человека, в течение всей жизни его они находятся в рабочем состоянии. Фильтры внимания могут быть сознательно направлены наружу или внутрь.
Таблица 2
Фильтры внимания


Фильтры наружу (Сознательное внимание)

 

Фильтры внутрь
(Углубление в себя)

Видеть что-либо, описывать

В

Представлять какие-то картины, воображать что-либо

Пример: слушать, говорить

A

Пример: Песни про себя,
самокопание, планирование.

Общение

K

Внутренний голос


Предикаты и полимодальные слова
Предикаты – это слова, наиболее часто употребляемые в одном из элементов общения (ВАК), с некоторыми из них вы уже знакомы. Полимодальные слова – это слова, которые не привязаны ни к одному из элементов общения. В таблице 3. представлены некоторые предикаты и полимодальные слова по системе ВАК, которые дают возможность уловить общий принцип их подбора.
Таблица 3
Полимодальные слова и предикаты


B

A

K

Полимодальные

Вижу
Красивый
Цвет
Заметил
Гляжу
Взгляд

Слышу
Ритмичный
Сказал
Пересказ
Фраза

Чувствую
Ощущаю
Чистый
Грязный
Липкий
Шероховатый

Замечательный
Классный
Знаю
Понимаю
Интересно

Типы людей (Александр Любимов)
Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит (иногда еще говорят репрезентирует) и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется Внутренний Диалог или Дигитальный канал. Обозначается он Ад. Если В, А и К - аналоговые каналы, то есть объекты воспринимаются как некое целое, то Ад - дискретный, цифровой, он работает со словами и числами.
Обычно человек более ориентирован на один из каналов - он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.


Паттерны

Визуал

Кинестетик

Аудиал

Дигитал

Предикаты

кажется
взгляд
яркий
перспектива
фокус
красочный

чувствую
схватывать
касание
прочный
теплый
спокойно

Тон
громкий
отзвук
послышалось
звучит как...
ритмичный

разумный
логичный
знаю
понимаю
язык цифр
функционально

Поза

Прямая, расправленная, голова и плечи приподняты

Расслабленная, голова и плечи опущены. Сидит с наклоном вперед.

Голова набок, «телефонная поза», посадка прямая

Скрещенные руки, прямая осанка, поднятая голова.

Тип тела

Как «тощий» так и «тучный»

Пухлый, округлый, мягкий

Четкой зависимости нет

Мягкое,
полное

Движения

Скованные, судорожные, на уровне верхней части туловища.

Свободные, плавные, обычно на уровне нижней части туловища.

То зажатые, то свободные, на уровне средней части туловища.

Движения не гибкие, обычно застывшая поза.

Форма губ

Тонкие, узкие

Пухлые, мягкие.

Различная.

Узкие, стянутые.

Дыхание

Высокое, грудное.

Низкое, брюшное.

В полном объеме.

Ограниченное.

Голос

Высокий, чистый, быстрый, громкий.

Низкий, медленный, хриплый.

Мелодичный, ритмичный, меняющийся.

Монотонный. прерывистый, густой.

Направление взгляда

Над окружающими

Под окружающими

Глаза опущены.

Смотрит над толпой.

Правила общения

«Посмотри, чтобы услышать».

Скорее прикоснется, нежели посмотрит.

«Чтобы услышать, не смотри».

Никакого зрительного контакта.

Дистанция

Большая, чтобы видеть. Прикосновений не любят.

Очень близкая, чтобы коснутся

Небольшая, но предохраняются от прикосновений.

Отдаленная.

Характерная черта

Не хотят быть ниже собеседника.

Из стресса выходят, беря вину на себя.

Очень многословны, нет риторических вопросов.

При стрессе становятся сверхрациональны.

Главное слово

КРАСИВО

УДОБНО

ТИХО

ФУНКЦИОНАЛЬНО

Очень часто визуалы могут быть достаточно худощавы и поджары. Часто у них бывают тонкие губы. Привычная гримаса - слегка приподнятые брови как знак внимания. Голос, чаще всего, высокий. визуалы сидят обычно прямо, да и стоят тоже. Если сутулятся, голову все равно задирают вверх.
Дистанция такая, чтобы лучше разглядеть собеседника. Поэтому обычно садятся в некотором отдалении, чтобы увеличить поле зрения. Например, на занятиях, когда группа садится в общий круг, часть людей обычно садится так, чтобы б). Для визуалов важно, чтобы было КРАСИВО. Они даже готовы надеть что-то эффектное, хорошенькое и яркое (зависит от вкуса), но неудобное. Это не означает, что у них обязательно неудобная одежда, просто внешний вид для них важнее. И вы вряд ли увидите его в грязной, измятой одежде - не из соображений приличия, а по требованию эстетики.
Визуалы - хорошие рассказчики, они могут представить себе картину и описать ее. И планируют они хорошо. Вообще, визуальная система весьма удачна для придумываний и мечтаний. Это тот тип людей, которых в кинематографе в первую очередь привлекает работа оператора, костюмера и специалиста по эффектам - красивые планы, оригинальные костюмы, красочные взрывы: Это было так красиво. Закат такого совершенно неземного цвета: красный, и в то же время не слишком режет глаз. Постепенно камера наезжает, солнце превращается в огромный сверкающий шар. Совершенно восхитительно! Для визуалов зрение и слух - это одна система. Если они не видят, то как бы и не слышат.
Если визуалу что-то объясняешь, желательно одновременно показывать графики, таблицы, рисунки, картинки, фотографии. Ну, в крайнем случае, покажите руками, какого это размера и где расположено. Они и сами, когда жестикулируют, руками показывают, где расположены картинки, на каком расстоянии и в каком направлении. Выбирая мебель или какие-нибудь предметы, Визуалы обращают внимание на сочетание цветов и гармоничные формы.
Кинестетики.
А вот мягкую удобную мебель, как бы призывающую лечь и расслабиться, предпочитают кинестетики. Это люди, ценящие удобство, комфорт и внимательно относящиеся к собственному телу. Оно у них бывает достаточно плотное, губы - широкие, полнокровные. Кинестетики обычно сидят с наклоном вперед, часто сутулятся. Говорят они медленно, голос часто глухой и низкий.
Это те люди, которые могут носить старый потрепанный свитер с заплатками только потому, что он удобен. А каков его внешний вид - не столь важно. Любят быть близко к собеседнику, чтобы потрогать. И если ребенок постоянно пытается потеребить какую-нибудь часть своего или вашего туалета, крутит пуговицу, дотрагивается и т.п. – это, скорее всего, кинестетик. Хотя пылинку, нарушающую гармонию и режущую глаз, скорее снимет визуал.
Кинестетики - это люди действия. Им необходимо двигаться, бегать, раскручивать, трогать, пробовать и нюхать. Это их способ восприятия мира, они по-другому просто ничего не понимают (кстати, все глаголы действия обычно относятся к кинестетике: бегать, ходить, дергать, жать, катить, пилить, строгать, бить, размахивать). Это, правда, не означает, что кинестетики очень подвижные люди, просто их главный инструмент восприятия - тело, а способ - движение, действие. Даже если они читают инструкцию, им необходимо тут же попробовать то, что там написано, на практике, иначе они просто не воспримут текст.
В книгах и фильмах их, в основном, интересует сюжет, а изящные диалоги и красочные описания они опускают за ненадобностью. Вспомните, как рассказывают про кино дети (обычно кинестетики, кстати): «И тут он вбегает, хватает ее и на коня. Скачут, за ними погоня, но они вперед. Навстречу враги - он одного из пистолета бах, второго саблей, на его коня и вперед...».
Кинестетики, обычно, весьма слабо планируют - в этой системе нет возможности что- то придумывать. Поэтому они предпочитают сначала ввязаться в драку, а разбираться уже позже. Это как раз те люди на семинаре, для которых разделиться на микрогруппы гораздо важнее задания, ради которого все это затевается. И они же говорят о том, что «разговоров много, а дела мало». Для них это действительно так. И взаимоотношения для них это в первую очередь некое действие.
Для них «просто рассказ» как бы лишен смысла - с этим надо что-то сделать, а если делать нечего, то нечего и болтать. Кинестетики тяжело могут переносить стресс и дискомфортные ситуации - они же во все эти переживания погружаются. Именно поэтому им тяжело сказать «нет». Просто для пробы несколько раз проговорите про себя «нет» и обратите внимание, что вы при этом чувствуете.
Аудиалы.
Поза аудиала - нечто среднее между позами визуала и кинестетика - они сидят прямо, но с легким наклоном вперед. У них есть достаточно характерная «телефонная поза» - голова немного набок, ближе к плечу. А вот если голова набок и немного вперед, то это, если наклон вправо, скорее, кинестетика, а если влево, то дигитальный канал. Насчет тела сказать что-либо сложно, особо характерных признаков как бы нет. Зато говорить они любят. Это для них все, они живут в разговоре, в звуках, в мелодиях и ритмах. Они только ищут повод поговорить - для них нет риторических вопросов. Если вы спросите, как жизнь, они вам честно начнут рассказывать, как жизнь. При этом они могут не особенно упирать на аудиальные слова, а пользоваться и визуальными, и кинестетическими, зато в очень большом количестве. Как говорила одна героиня комедии Островского: «Как же я узнаю, о чем я думаю, если не скажу это вслух?» аудиалы любят диалоги (и в книгах любят, и в фильмах) - они их могут слышать внутри себя и рассказывать окружающим. Причем содержание особой роли не играет, главное - голоса, которые звучат внутри и рвутся выйти наружу. Кстати, голоса у аудиалов обычно очень выразительные, глубокие, мелодичные, часто хороший музыкальный слух.
Дигиталы.
У Дигиталов поза зажатая и прямая. Они практически не жестикулируют, так как это не несет для них никакой информации; говорят достаточно монотонно - интонации не нужны, и они их воспринимают с трудом. Дистанция отдаленная, смотрят либо в лоб собеседнику, либо «поверх толпы». Прикосновений не любят (прикосновения, по-моему, любят только кинестетики). Хотя, прикосновения прикосновениям рознь.
Дигиталы - это весьма своеобразный тип людей. Они более ориентированы на смысл, содержание, важность и функциональность. Как сказал один мальчик: «Я полюбил чеснок после того, как узнал, какой он полезный».
Дигиталы как бы оторваны от реального опыта - они более думают самими словами, а не тем, что за словами стоит. Если человек после рассказа о ваших трудностях говорит что-то вроде: - Я понимаю, что вы чувствуете, - он, скорее всего, находится в данный момент в дигитальном канале: дигиталы не сочувствуют, они понимают. Для дигиталов написанное или проговоренное как бы и является самой реальностью. Если для всех остальных слова - это доступ к опыту, то для дигиталов весь опыт состоит из слов. А вот телом, кстати, дигиталы бывают похожи на кинестетиков - плотное тело, широкие (хотя обычно и поджатые) губы... Они, в общем-то, и получаются из кинестетиков - если то, что человек чувствует, те эмоции, которые он испытывает, для него слишком болезненны, один из путей избавиться от них - уйти в рассуждения. И вы уже как бы ничего не чувствуете, вы знаете.
Проблема дигитальной системы в том, что она сама по себе, без обращения к другим каналам, не способна менять информацию. Слова переходят только в слова, и все возвращается к исходной точке. Если вы послушаете свои собственные внутренние монологи (монологи ли?), то там будет что-то вроде: «Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу... Ну как он посмел! Ну почему он назвал меня дурой? Наверно, я сама сделала что-то не то? Или я ошиблась? В следующий раз я ему отвечу...».
Дигитальный канал отвечает за контроль речи.
Дигиталы способны сочинять документы, написанные так, чтобы не было никаких лишних толкований, чтобы каждое слово стояло на своем месте. За формулировку фраз как раз и отвечает дигитальный канал.
Отличия
Отличия будут касаться очень многих вещей, например, организации мышления, памяти, способов обучения.
Кинестетик запоминает все телом, мышцами - у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен.
Для того чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал - произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя (вспомните про алфавит). Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, а аудиал - рассказать подробнее. Дигитал в первую очередь попросит показать инструкцию и сначала чрезвычайно подробно изучит потребляемую мощность и расход воды на килограмм белья. На практике это можно применить следующим образом. Например, вы продаете пылесос или швейную машинку. Визуалу дайте красочный проспект с рисунками и фотографиями, покажите прибор и отметьте, какой приятный для глаза дизайн и красивое соотношение цветов. Кинестетику всуньте в руки эту швейную машинку и объясните, на что нужно нажимать и что крутить, и пусть он сам попробует, как это удобно. Аудиалу желательно долго рассказывать о чем угодно, только не монотонным, а выразительным голосом, выделяя важные моменты интонацией, упирая на бесшумность или мелодичность издаваемых звуков. Дигиталу выложите справки, документы, технические характеристики, желательно на бумажке с большим количеством цифр и печатей. И говорите только по делу, о функциональности и полезности данного прибора.
Каждая система восприятия имеет собственные тонкости и особенности. Например, самая скоростная - визуальная. Аудиальная несколько менее быстрая. А кинестетическая самая медленная. Какая буква в алфавите идет перед «Р»?
Кто сейчас начал проговаривать про себя алфавит? Так нас учили в школе - запоминать алфавит аудиально. А эта система вроде магнитофона - для того, чтобы добраться до какой-то информации, нужно прослушать в голове весь кусок, который находится до нее. Естественно, обычно люди умеют сокращать время прокрутки - увеличивают скорость прослушивания (правда, сильно ускорить не удается - может потеряться содержание), или разбивают на куски.
Так, скорее всего, большинство из вас начало проговаривать алфавит не с «А», а откуда-нибудь с середины - например с «И» или «Ж». Именно поэтому, когда ваш собеседник что-то вспоминает в аудиальном канале, нужно дать ему время прокрутить «пленку» в голове.

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

2.1. Тест «Семь типов интеллекта»

(Определение склонностей и способностей учеников)

Инструкция: прочтите каждый пункт и, если в нем выражается что-то характерное для вас или какое-нибудь положение представляется вам правильным, пометьте его буквой «В». А если нет буквой «Н». Если какое-то утверждение вы ставите под сомнение, оставьте этот пункт без отметки.

1.Я лучше нарисую схему, чем буду пытаться объяснить на словах, как добраться до какого-нибудь места.
2. Если я доволен или рассержен, то обычно знаю, чем именно.
3.Умею играть (или когда-то играл) на музыкальном инструменте.
4.Могу подобрать музыку себе по настроению.
5. Могу быстро вычислять в уме.
6. Могу помочь приятель разобраться в его чувствах, поскольку хорошо контролирую свои.
7. Люблю работать с калькуляторами или компьютерами.
8.Быстро схватываю новые танцевальные движения.
9. Легко выражаю свои мысли в спорах или дискуссиях.
10. Мне доставляет удовольствие слушать хорошую лекцию, речь или проповедь.
11. Где бы я не находился всегда могу определить, где север и юг.
12. Мне нравится устраивать различные встречи и вечеринки.
13. Жизнь без музыки кажется мне пустой.
14. Хорошо разбираюсь в схемах прилагаемых к бытовым приборам и технике.
15. Мне нравятся различные головоломки и игры.
16. Я быстро научился кататься на велосипеде (на коньках).
17. Меня раздражают нелогичные высказывания.
18. Могу убедить других в правильности своих планов.
19. У меня хорошая координация движений и чувство равновесия.
20. Я быстрее других устанавливаю числовые закономерности.
21. Люблю собирать модели (заниматься лепкой).
22. Быстро нахожу нужное слово.
23. У меня хорошо развито пространственное воображение.
24. Почто каждое событие моей жизни ассоциируется у меня с определенным музыкальным произведением.
25. Люблю иметь дело с цифрами и числами.
26. Люблю поразмышлять в одиночестве.
27. Я любуюсь архитектурными формами.
28. Люблю насвистывать и напевать в ванной.
29. Я хороший спортсмен.
30. Люблю писать длинные письма друзьям.
31. В любой момент хорошо представляю себе выражение собственного лица.
32. Хорошо улавливаю настроение людей по выражению их лиц.
33. В любой момент я без труда могу выровнять свое настроение.
34.Чутко улавливаю настроение других.
35.Я хорошо чувствую, как ко мне относятся окружающие.

Обработка результатов:
Отметьте кружком пункты, которые вы пометили буквой «В». Если в какой-нибудь из колонок окажутся хотя бы четыре отмеченные цифры, - вы обладаете именно этим типом интеллекта.


А
Лингвистический

Б
Логико-математический

В
Пространственный

Г
Моторно-кинетический

Д
Музыкальный

Е
Внутрилич-ностный

Ж
Межлич-
ностный

9

5

1

8

3

2

12

10

7

11

16

4

6

18

17

15

14

19

13

26

32

22

20

23

21

24

31

34

30

25

27

29

28

33

35

А - лингвистический - характерен для многих писателей и людей, легко усваивающих иностранные языки;
Б – логико-математический - характерен для математиков и ученых;
В – пространственный - характерен для шахматистов мореплавателей и ученых;
Г – моторно кинетический - характерен для танцоров, спортсменов и изобретателей;
Д – музыкальный - характерен для сочинителей и исполнителей музыки;
Е – внутриличностный - характерен для некоторых писателей, поэтов, врачей и умудренных жизнью старцев;
Ж – межличностный - характерен для людей, способных разделять радость и горе других людей: политических и религиозных деятелей, учителей наставников.

3. МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

3.1. «ДИАГНОСТИКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ШКОЛЬНИКА»

Инструкция: Оцени, насколько значимы для тебя причины, по которым ты учишься в школе. Для этого обведи кружочком нужный балл:
0 - почти не имеет значения;
1 - частично значимо;
2 - заметно значимо;
3 - очень значимо.


1

Чтобы я хорошо учил предмет, мне должен нравиться учитель

0 1 2 3

2

Мне очень нравится учиться, расширять свои знания о мире.

0 1 2 3

3

Общаться с друзьями, с компанией в школе гораздо интереснее, чем сидеть на уроках, учиться.

0 1 2 3

4

Для меня совсем немаловажно получить хорошую оценку.

0 1 2 3

5

Все, что я делаю, я делаю хорошо - это моя позиция

0 1 2 3

6

Знания помогают развить ум, сообразительность, смекалку.

0 1 2 3

7

Если ты школьник, то обязан учиться хорошо

0 1 2 3

8

Если на уроке царит обстановка недоброжелательности, излишней строгости, у меня пропадает всякое желание учиться.

0 1 2 3

9

Я испытываю интерес только к отдельным предметам.

0 1 2 3

10

Считаю, что успех в учебе - немаловажная основа для уважения и признания среди одноклассников.

0 1 2 3

11

Приходится учиться, чтобы избежать надоевших нравоучений и разносов со стороны родителей и учителей

0 1 2 3

12

Я испытываю чувство удовлетворения, подъема, когда решу трудную задачу, хорошо выучу правило и т.д.

0 1 2 3

13

Хочу знать как можно больше, чтобы стать интересным, культурным человеком.

0 1 2 3

14

Хорошо учиться, не пропускать уроки - моя гражданская обязанность на данном этапе моей жизни.

0 1 2 3

15

На уроке не люблю болтать и отвлекаться, потому что для меня очень важно понять объяснение учителя, правильно ответить на вопросы.

0 1 2 3

16

Мне очень нравится, если на уроке организуют совместную с ребятами работу (в паре, команде, группе).

0 1 2 3

17

Я очень чувствителен к похвале учителя, родителей за мои школьные успехи.

0 1 2 3

18

Учусь хорошо, так как всегда стремлюсь быть в числе лучших.

0 1 2 3

19

Я много читаю книг, кроме учебников (по истории, спорту, природе и т.д.)

0 1 2 3

20

Учеба в моем возрасте - самое главное дело.

0 1 2 3

21

В школе весело, интереснее, чем дома, во дворе.

0 1 2 3

Ключ


Мотивы

Номера ответов

Познавательные

2 9 15

Коммуникативные

3 10 16

Эмоциональные

1 8 21

Саморазвития

6 13 19

Позиция школьника

7 14 20

Достижения

5 12 18

Внешние (поощрения, наказания)

4 11 17

3.2. Анкета «ПОРТРЕТ ШКОЛЫ ГЛАЗАМИ УЧЕНИКА»

1. Назовите, какие сложившиеся традиции в вашей школе отличают ее от других?
А) научно-исследовательская деятельность
Б) спортивные мероприятия
В) ученические общественные движения
Г) ученическое самоуправление
Д) художественное творчество
Е) изобретательство и конструирование
2. Есть ли в вашей школе такие дела (мероприятия, праздники) к которым подключается вся школа (назовите их)?
3.Вы гордитесь своей школой? (да, нет). Почему?
4.Что удовлетворяет вас в школе?
А) все
Б) отношения между учащимися
В) отношения с педагогами
Г) организация занятий
Д) качество преподавания
Е) физкультурная подготовка,
Ж) затрудняюсь ответить,
З) организация досуга
5.Что не удовлетворяет вас в школе?
А) все,
Б) отношение педагогов с детьми, организация досуга,
Е) качество преподавания.

4. ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ

4.1. Тест «САМООЦЕНКА ПСИХИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ»
(автор Ганс Айзенк)

Инструкция: предлагаем Вам описание различных психических состояний. Если Вам это состояние присуще, ставятся 2 балла, если это состояние бывает, но изредка, то ставится 1 балл, если совсем не подходит - 0 баллов.

Описание состояний
I. Уровень тревожности

  • Не чувствую в себе уверенности.
  • Часто из-за пустяков краснею.
  • Мой сон беспокоен.
  • Легко впадаю в уныние.
  • Беспокоюсь только о воображаемых неприятностях.
  • Меня пугают трудности.
  • Люблю копаться в своих недостатках.
  • Меня легко убедить.
  • Я мнительный.
  • С трудом переношу время ожидания.

II.Фрустрация

  • Нередко мне кажутся безвыходными положения, из которых можно найти выход.
  • Неприятности меня сильно расстраивают, я падаю духом.

13. При больших неприятностях я склонен без достаточных оснований винить себя.
14. Несчастья и неудачи ничему меня не учат.
15. Я часто отказываюсь от борьбы, считая ее бесплодной.

  • Я нередко чувствую себя беззащитным.
  • Иногда у меня бывает состояние отчаяния.
  • Чувствую растерянность перед трудностями.
  • В трудные минуты жизни - иногда веду себя по-детски, хочу, чтобы меня пожалели.
  • Считаю недостатки своего характера неисправимыми.

III. Агрессивность

  • Оставляю за собой последнее слово.
  • Нередко в разговоре перебиваю собеседника.
  • Меня легко рассердить.
  • Люблю делать замечания другим.
  • Хочу быть авторитетом для окружающих.
  • Не довольствуюсь малым, хочу наибольшего.
  • Когда разгневаюсь, плохо себя сдерживаюсь.
  • Предпочитаю лучше руководить, чем подчиняться.
  • У меня резкая, грубоватая жестикуляция.
  • Я мстителен.

IV. Ригидность.

  • Мне трудно менять привычки.
  • Нелегко переключаю внимание.
  • Очень настороженно отношусь ко всему новому.
  • Меня трудно переубедить.
  • Нередко у меня не выходят из головы мысли, от которых следовало бы освободиться.
  • Нелегко сближаюсь с людьми.
  • Меня расстраивают даже незначительные нарушения порядка.
  • Нередко я проявляю упрямство.
  • Неохотно иду на риск.
  • Редко переживаю отклонения от принятого мною режима дня.

Оценка и интерпретация баллов
Подсчитайте сумму баллов за каждую группу вопросов:

  • Тревожность:

0-7 баллов – не тревожны;
8-14 баллов – тревожность средняя, допустимого уровня;
15-20 баллов – очень тревожный.

  • Фрустрация:

0-7 баллов – не имеет высокой самооценки, устойчив к неудачам, не боитесь трудностей;
8-14 баллов – средний уровень, фрустрация имеет место;
15-20 баллов – у вас низкая самооценка.

  • Агрессивность:

0-7 баллов – вы спокойны, выдержаны;
8-14 баллов – средний уровень агрессивности;
15-20 баллов – вы агрессивны, не выдержаны, есть трудности при общении и работе с людьми.

  • Ригидность:

0-7 баллов – ригидности нет, легкая переключаемость;
8-14 баллов – средний уровень;
15-20 баллов – сильно выраженная ригидность, неизменность поведения, убеждений, взглядов, даже если они расходятся, не соответствуют реальной обстановке, жизни. Вам противопоказаны перемены в личной жизни.

4.2. Теоретическое сопровождение диагностики и мониторинга
«Основные психические состояния»

Тревожность - это состояние повышенного психологического беспокойства, часто по незначительным поводам. Связано с повышенной чувствительностью, раздражительностью нервной системы (слабый тип). Проявления: часто «комплекс неполноценности» из-за сосредоточенности на своих недостатках, самоанализ, самокопание, занудство при выполнении поручений (неосознанное стремление обезопасить себя от неудачи, по­вышенное чувство ответственности за порученное дело, беспокойство о возможных не­приятностях).
Фрустрация - состояние, переживаемое человеком, когда между ним и желаемым объектом возникает препятствие, имеющее внешнюю природу. Сопровождается кратковременной дезорганизацией психической деятельности и ощущением безысходности.
Агрессивность - повышенная психологическая активность, стремление к лидерству. Тесно связана с темпераментом, наиболее высокая у холериков. Завышенная самооценка, иногда затруднительность в общении из-за неумения прислушиваться к мнению ок­ружающих.
Ригидность - инерционность мышления, плохая переключаемость внимания, привязан­ность к небольшому кругу старых друзей, тенденция заранее спланировать свои дейст­вия, отрицательная реакция на внезапное изменение планов.

4.3. ТЕСТ «САМООЦЕНКА»
(автор Ганс Айзенк)
Допускается пять вариантов ответов, каждый из которых кодируется баллами по схеме:

  • очень часто - 4 балла;
  • часто -3 балла;
  • иногда - 2 балла;
  • редко -1 балл;
  • никогда - 0 баллов.
  • Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.
  • Постоянно чувствую ответственность по работе.
  • Я беспокоюсь о своем будущем.
  • Многие меня ненавидят.
  • Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.
  • Я беспокоюсь за свое психическое состояние.
  • Я боюсь выглядеть глупцом.
  • Внешний вид других куда лучше, чем мой.
  • Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.
  • Я часто допускаю ошибки.
  • Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.
  • Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.
  • Мне бы хотелось, чтобы мои действия одобрялись другими чаще.
  • Я слишком скромен.
  • Моя жизнь бесполезная.
  • Многие неправильного мнения обо мне.
  • Мне не с кем поделиться своими мыслями.
  • Люди ждут от меня очень многого.
  • Люди не особенно интересуются моими достижениями.
  • Я слегка смущаются.
  • Я чувствую, что многие люди не понимают меня.
  • Я не чувствую себя в безопасности.
  • Я часто волнуюсь и напрасно.
  • Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.
  • Я чувствую себя скованно.
  • Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.
  • Я уверен, что почти все люди понимают лучше, чем я.
  • Мне кажется, что со мной должна случиться какая-то неприятность.
  • Меня волнует мысль о том, как люди относятся ко мне.
  • Как жаль, что я не так общителен.
  • В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.
  • Я думаю о том, чего ждет от меня общественность.

Обработка результатов
Для того, чтобы определить уровень самооценки, необходимо сложить баллы по всем 32 суждениям.
Сумма баллов от 0 до 25 говорит о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, оказывается не отягощенным «комплексом неполноценности», правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в своих действиях.
Сумма баллов от 26 до 45 свидетельствует о среднем уровне самооценки, при котором человек редко страдает от «комплекса неполноценности» и лишь время от времени старается подделаться под мнение других.
Сумма баллов от 46 до 128 указывает на низкий уровень самооценки, при котором человек болезненно переносит критику в свой адрес, часто страдает от «комплекса неполноценности».

 

5.4. Анкета «ВЫЯВЛЕНИЕ УРОВНЯ ИНФОРМИРОВАННОСТИ ПО ПАВ У ПОДРОСТКОВ»

Дорогой друг! Пожалуйста, заполни эту анкету. Твои ответы помогут нам в дальнейшей работе.

Утверждение – вопрос

да

нет

не знаю

1. Легкие наркотики безвредны

2. Наркомания - это преступление

3. Наркотики повышают творческий потенциал

4. Наркомания - это болезнь

5. У многих молодых людей возникают проблемы с законом из-за наркотиков

6. Прекратить употреблять наркотики можно в любой момент

7. Наркомания излечима

8. Многие подростки начинают употреблять наркотики «за компанию»

9. Люди, употребляющие наркотики, очень часто не осознают, что зависят от них

10. Зависимость наркотиков формируется только после их многократного применения

11. По внешнему виду человека можно определить, употребляет он наркотики или нет

12. Наркоман может умереть от передозировки

13. Продажа наркотиков не преследуется законом

14. Наркоман может умереть от СПИДа

15. СПИД излечим

16. Мать может заразить ВИЧ- инфекцией своего неродившегося ребенка



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.