На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" - Интеллектуальный компонент
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов" - Интеллектуальный компонент
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу
Индекс материала
Мониторинг и диагностика "Психологическое сопровождение развития и взросления школьников 1-11 классов"
Примерный план этапов проведения исследования классного коллектива
Примерный план проведения мониторинга и диагностики на учебный год
Часть 1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Интеллектуальный компонент
Эмоциональный компонент
Личностный компонент
Часть 2. Психологические особенности личности в подростковом возрасте
Психофизиологический компонент
Профессиональное самоопределение
Приложения
Все страницы

2. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОГНИТИВНЫХ «ЗАСТРЕВАНИЙ» И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНОГО СТИЛЯ ОБРАБОТКИ ИНФОРМАЦИИ (АНАЛИТИК - СИНТЕТИК)

Источник: Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2.

Первый способ: Ребенку предлагается дорисовать рисунок.
Оценивается: ребенок объединяет два изображения (синтетик) или нет (аналитик).
Второй способ (для тех, кто знает двузначные числа, то есть со второй половины первого класса и далее, включая взрослых).
Инструкция: написать любое двузначное число. Рядом – еще одно, но меньше.
В столбик записывать двузначные числа, из них левое – больше, чем правое. Числа могут повторяться.

2.2. ТЕСТ «КАЛЯКА – МАЛЯКА»
(Определение поисковой активности)

Источник: Дзятковская Е.Н. Здоровьесберегающая работа образовательных учреждений. Мониторинг и диагностика. – Иркутск, 2003. – Часть 2.

Этот тест позволяет судить, во-первых, об уровне ассоциативности (стереотипности) мышления ребенка, о его творческой продуктивности, а также оценить стиль работы с информацией (аналитический, синтетический). Инструкция: Зачеркай линиями поле, не задумываясь, что получится, вглядись в получившиеся линии. Если какие-то линии тебе покажутся похожими на что-то или кого-то, обведи их пожирнее и дорисуй те детали, которых не хватает.
Если ассоциации ребенка не встречается в группе (классе) численностью 25 человек, то ребенку выставляем 3 балла (высокий уровень), если встречается до 2-х раз - 2 балла, средний уровень, если 3 раза и более - низкий уровень, 1 балл. Низкий уровень ассоциативности мышления выставляется и в том случае, если ассоциации ограничиваются знаками (цифрами, буквами).
Отдельно отмечается, какой объем поля использует ребенок для ассоциации - часть поля (аналитик) или все поле (синтетик).

3. МОТИВАЦИОНННЫЙ КОМПОНЕНТ

  • Анкета «ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

Источник: Лусканова Н.Г. Методы исследования детей с трудностями обучения. М. 1993.

1. Тебе нравится в школе или не очень?
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома?
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам, ты бы пошел в школу или остался дома?
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
5. Ты хотел бы, чтобы не задавали домашних заданий?
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни предметы?
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
8. Ты бы хотел, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
9. У тебя в классе много друзей?
10. Тебе нравятся твои одноклассники?

Интерпретация результатов:
Ответы на 10 вопросов оцениваются от 0 до 3 баллов (отрицательный ответ - 0 баллов, нейтральный - 1 балл, положительный - 3 балла).
Учащиеся, набравшие 25-30 баллов, характеризуются высоким уровнем школьной мотивации, 20-24 балла характерны для средней нормы, 15-19 баллов указывают на внешнюю мотивацию, 10-14 баллов свидетельствуют о низкой школьной мотивации и ниже 10 баллов - о негативном отношении к школе, школьная дезадаптация.

  • Анкета «ВЫЯВЛЕНИЕ МОТИВОВ УЧЕНИЯ»

Источник: Весна Е.Б., Киселева О.О. «Профессионально-педагогическая практика» //Учебно-методическое пособие// Москва-Воронеж, 1999.

Подчеркните 1- 3 утверждений, с которыми Вы согласны:
Я учусь, потому что
1. Заставляют родители.
2. На уроках интересно.
3. Хочу больше знать.
4. Чтобы потом получить хорошую работу.
5. Чтобы не огорчать родителей.
6. Чтобы не отставать от товарищей.
7. Чтобы не опозорить класс.
8. Мне нравятся учителя в нашей школе.
9. Чтобы потом много зарабатывать.

Интерпретация: все вопросы анкеты можно разделить на группы мотивов:
I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности (внутренние мотивы).
1. Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явления и т.п. (утверждение № 3)
2. Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявить интеллектуальную активность, ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты (утверждение №2).
II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности (внешние мотивы).
1. Широкие социальные мотивы: а) мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями (утверждение №7);
б) мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе (утверждение №4).
2. Узколичные мотивы - стремление занять достойное место среди товарищей (утверждение № 6), ради материального вознаграждения (утверждение № 9).
3. Отрицательные мотивы: стремление избежать неприятности со стороны учителей, родителей, одноклассников (утверждение № 1 и 5)
Утверждение № 8 также можно отнести к внешнему мотиву.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.