В статье – ответы на вопросы: какую работу выполняют члены ПМПК, какие специалисты обследуют ребенка, что пишут в заключении, как определяют вариант АООП. Также вы узнаете, кто исполняет решение ПМПК. Владимир Боровик, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса Условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо создавать индивидуально для каждой категории таких детей с учетом их психофизических особенностей. Для этого нужно диаг ностировать специфику нарушений развития ребенка и его особых образовательных потребностей. А также организовать коррекционную работу на раннем этапе. Сделать это вы сможете по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).
Какую работу выполняют специалисты ПМПК
Специалисты ПМПК выявляют детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. Для этого они проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование резервных возможностей ребенка и нарушений его развития. ПМПК не только выявляет причины отклонений в развитии ребенка, но и определяет практическое решение проблемы. Специалисты ПМПК подготавливают рекомендации, в которых прописывают, как организовать психолого-медико-педагогическую помощь, какие специалисты должны работать с ребенком и по какому варианту адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). Также на ПМПК подтверждают и уточняют рекомендации, которые были сформулированы ранее. Рекомендации могут и изменить.
Кто входит в состав ПМПК
Состав специалистов, которые будут проводить обследование ребенка, определяют с учетом его особенностей. По Положению в состав комиссии входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педиатр, детский психиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед и социальный педагог. Учителя-дефектолога приглашают того профиля, который необходим для конкретного ребенка. Это может быть олигофренопедагог, тифлопедагог или сурдопедагог.
Документ Деятельность ПМПК регламентирует Положение о психолого-медико-психологической комиссии, утвержденное приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082 (Положение)
|
Какие документы нужно собрать
Специалисты ПМПК записывают ребенка на обследование на основании письменного заявления родителей либо направления образовательной или медицинской организации, а также организации, которая осуществляет социальное обслуживание. Если школьника отправили на ПМПК от организации, то необходимо взять у родителей письменное согласие. Родители предоставляют копии паспорта и свидетельства о рождении ребенка. Копии необходимо заверить у нотариуса или подтвердить их достоверность наличием при себе оригиналов документов. В случае, когда в школе собирали для обследования ребенка психолого-медико-педагогический консилиум, то необходимо показать членам ПМПК заключение, которое составили специалисты школьного консилиума. То же касается и заключений прошлых обследований ребенка на ПМПК, если проводились.
Справка Любой специалист ПМПК может иметь особое мнение по поводу имеющихся у ребенка ограниченных возможностей здоровья. Это мнение фиксируют в протоколе и указывают в заключении
|
В комплект документов можно включить и подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, которые наблюдали его в медицинской организации по месту жительства. Родители могут предоставить специалистам ПМПК письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие творческие работы.
Как оформляют результаты обследований
Во время обследования обучающегося члены ПМПК обязательно составляют протокол. В протоколе они указывают: – сведения о ребенке; – список специалистов, которые вошли в комиссию; – перечень документов, представленных для проведения обследования; – результаты обследования ребенка специалистами; – выводы специалистов; – особые мнения специалистов (если они имеются); – заключение комиссии. В заключении специалисты ПМПК перечисляют обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении. Члены ПМПК дают рекомендации, нужно ли создавать для школьника специальные условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Если комиссия считает, что специальные условия нужны, то прописывает рекомендации с указанием форм и методов психолого-педагогической помощи ребенку. Также в заключении дают описание, как создать эти условия в образовательной организации и определяют вариант АООП. Информация о проведении обследования детей в ПМПК и результатах обследования конфиденциальна. Предоставлять ее третьим лицам без письменного согласия родителей нельзя. За исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Кто такие «обучающиеся с ОВЗ» Понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» впервые в законодательной практике введено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 16 ст. 2). В данном документе написано, что обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который имеет недостатки в физическом и (или) психическом развитии, и эти недостатки препятствуют ему получить образование без специальных условий. Наличие недостатков должно быть подтверждено специалистами ПМПК.
Особенности, которые могут быть у детей с ОВЗ: - нарушения слуха; - нарушения зрения; - тяжелые нарушения речи; - нарушения опорно-двигательного аппарата; - задержка психического развития; - расстройство аутистического спектра; - сложные дефекты (тяжелые и множественные нарушения развития); - умственная отсталость (интеллектуальные нарушения).
|
Кто и как исполняет рекомендации ПМПК
Заключение ПМПК для родителей – это рекомендация, которую они могут и не исполнять. Родители имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации, но тогда ребенок будет обучаться по основной общеобразовательной программе. Если родители принесли в школу заключение ПМПК, то оно является основанием для создания соответствующих условий для обучения и воспитания ребенка. Ответственный за создание специальных условий – директор школы. Родители могут предоставить заключение ПМПК в школу в течение года с даты его подписания.
Важно Каждый специалист ПМПК может обследовать ребенка индивидуально, чтобы исключить психотрав-мирующие и неэтичные ситуации
|
Какую образовательную программу могут рекомендовать ребенку
При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенка члены ПМПК рекомендуют основную общеобразовательную программу. При выводе ПМПК о наличии у ребенка особенностей развития, квалифицируемых как ограничение возможностей развития, рекомендуется обучение по образовательной программе, которая учитывает его трудности, адаптированной к наличию особых образовательных потребностей. Вариант АООП определяют коллегиально. Основание для определения АООП – диагностические материалы, представленные специалистами, и анализ анамнестических сведений. Также учитывают психолого-педагогическую характеристику и общую оценку социальной ситуации развития. Варианты АООП, которые конкретизируют условия обучения: – глухие дети – 1.1, 1.2, 1.3, 1.4; – слабослышащие и позднооглохшие дети – 2.1, 2.2, 2.3; – слепые дети – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4; – слабовидящие дети – 4.1, 4.2, 4.3; – дети с тяжелым нарушением речи – 5.1, 5.2; – дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – 6.1, 6.2, 6.3, 6.4; – дети с задержкой психического развития – 7.1, 7.2; – дети с расстройствами аутистического спектра – 8.1, 8.2, 8.3, 8.4; – дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 1, 2.
По каким критериям определяют вариант АООП
Первый вариант АООП (например, 1.1, 2.1) предназначен для обучающихся с ОВЗ, которые не имеют нарушений в интеллектуальной сфере. Они способны получить образование, которое соответствует образованию сверстников, в те же сроки. Второй вариант АООП (например, 1.2, 2.2) школа реализует для обучающихся с ОВЗ, которые не имеют нарушений в интеллектуальной сфере. Они способны получить образование, которое соответствует образованию сверстников, но в пролонгированные сроки: 5 или 6 лет обучения в зависимости от категории обучающихся с ОВЗ. Третий вариант АООП (например, 1.3, 2.3) предназначен для обучающихся с ОВЗ, у которых диагностируют легкую степень умственной отсталости. Это не позволяет им получить образование, которое соответствует образованию сверстников, даже в пролонгированные сроки. Четвертый вариант АООП (например, 1.4, 3.4) образовательная организация реализует для обучающихся с ОВЗ, у которых диагностируют умеренную, тяжелую и глубокую степень умственной отсталости. Это не позволяет им получить образование, которое соответствует образованию сверстников, даже в пролонгированные сроки. Обучение детей по третьему и четвертому вариантам АООП для обучающихся с ОВЗ будет идти по разработанной школой специальной индивидуальной программе развития (СИПР). В программе планируют только те результаты, которые объективно могут быть достигнуты. Для ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ПМПК рекомендует обучать его по вариантам 1 и 2 АООП для таких детей. Рекомендация обучать ребенка по первому варианту означает, что ребенок будет получать образование, которое доступно обучающимся с легкой умственной отсталостью. Рекомендация обучать ребенка по второму варианту АООП говорит о том, что ребенок будет обучаться по СИПР. СИПР включает: общие сведения о ребенке; психолого-педагогическую характеристику; условия ухода и присмотра; основные задачи воспитания и обучения ребенка. Также в ней прописывают условия выполнения программы – общий и двигательный режим, средства коммуникации; список специалистов, которые разработали и реализуют программу. В СИПР включают индивидуальный учебный план; содержание образования; содержание воспитания и обучения в семье; возможные задачи и формы сотрудничества школы и семьи обучающегося; средства мониторинга и оценки динамики обучения. Цель СИПР – обучающийся должен обрести жизненные компетенции, которые позволят ему достигнуть максимально возможной самостоятельности, когда он решает повседневные жизненные задачи. СИПР включает ребенка в жизнь общества, расширяет его жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных пределах. СИПР решает задачи: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные, формирует социально-бытовые навыки.
Заявление родителя на проведение ПМПК
Руководителю территориальной ПМПК Перовского района города Москвы Смирновой Ольге Алексеевне От ***** Дарьи Владимировны, зарегистрированной по адресу: ул. Плеханова, д. 21, кв. 55, 343434 Адрес фактического проживания: _____________ Номер телефона: Паспорт: серия Выдан ЗАЯВЛЕНИЕ Прошу провести психолого-медико-педагогическое обследование моего ребенка, *****, **** г. р., школа № ***, класс 1 «А», с целью оказания помощи в выборе программы обучения и воспитания. Согласна на обследование специалистами ПМПК в составе врача-психиатра, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, социального педагога. Согласна на обработку персональных данных. К заявлению прилагаю: 1. Копию паспорта. 2. Копию свидетельства о рождении ребенка. 3. Заключение специалистов, осуществляющих психолого- медико-педагогическое сопровождение обучающегося. 4. Выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, психиатра, отоларинголога, офтальмолога, невропатолога), наблюдающих ребенка по месту жительства. 5. Педагогическую характеристику, выданную школой № 905. 6. Рисунки и другие результаты продуктивной деятельности. Подпись___________Дата подачи заявления ______ Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №5, 2018г |