На главную Документация школьного психолога Информация школьному психологу Что нужно знать педагогу-психологу о работе психолого-медико-педагогической комиссии
Что нужно знать педагогу-психологу о работе психолого-медико-педагогической комиссии
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

В статье – ответы на вопросы: какую работу выполняют члены ПМПК, какие специалисты обследуют ребенка, что пишут в заключении, как определяют вариант АООП. Также вы узнаете, кто исполняет решение ПМПК.
Владимир Боровик,
советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1-го класса

Условия для образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) необходимо создавать индивидуально для каждой категории таких детей с учетом их психофизических особенностей. Для этого нужно диаг ностировать специфику нарушений развития ребенка и его особых образовательных потребностей. А также организовать коррекционную работу на раннем этапе. Сделать это вы сможете по заключению психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

Какую работу выполняют специалисты ПМПК

Специалисты ПМПК выявляют детей с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении. Для этого они проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование резервных возможностей ребенка и нарушений его развития.
ПМПК не только выявляет причины отклонений в развитии ребенка, но и определяет практическое решение проблемы. Специалисты ПМПК подготавливают рекомендации, в которых прописывают, как организовать психолого-медико-педагогическую помощь, какие специалисты должны работать с ребенком и по какому варианту адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). Также на ПМПК подтверждают и уточняют рекомендации, которые были сформулированы ранее. Рекомендации могут и изменить.

Кто входит в состав ПМПК

Состав специалистов, которые будут проводить обследование ребенка, определяют с учетом его особенностей. По Положению в состав комиссии входят: педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педиатр, детский психиатр, невролог, офтальмолог, отоларинголог, ортопед и социальный педагог. Учителя-дефектолога приглашают того профиля, который необходим для конкретного ребенка. Это может быть олигофренопедагог, тифлопедагог или сурдопедагог.

Документ
Деятельность ПМПК регламентирует Положение о психолого-медико-психологической комиссии, утвержденное приказом Минобрнауки от 20.09.2013 № 1082 (Положение)

Какие документы нужно собрать

Специалисты ПМПК записывают ребенка на обследование на основании письменного заявления родителей либо направления образовательной или медицинской организации, а также организации, которая осуществляет социальное обслуживание. Если школьника отправили на ПМПК от организации, то необходимо взять у родителей письменное согласие.
Родители предоставляют копии паспорта и свидетельства о рождении ребенка. Копии необходимо заверить у нотариуса или подтвердить их достоверность наличием при себе оригиналов документов.
В случае, когда в школе собирали для обследования ребенка психолого-медико-педагогический консилиум, то необходимо показать членам ПМПК заключение, которое составили специалисты школьного консилиума. То же касается и заключений прошлых обследований ребенка на ПМПК, если проводились.

Справка
Любой специалист ПМПК может иметь особое мнение по поводу имеющихся у ребенка ограниченных возможностей здоровья. Это мнение фиксируют в протоколе и указывают в заключении

В комплект документов можно включить и подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей, которые наблюдали его в медицинской организации по месту жительства. Родители могут предоставить специалистам ПМПК письменные работы по русскому языку, математике, рисунки и другие творческие работы.

Как оформляют результаты обследований

Во время обследования обучающегося члены ПМПК обязательно составляют протокол. В протоколе они указывают:
– сведения о ребенке;
– список специалистов, которые вошли в комиссию;
– перечень документов, представленных для проведения обследования;
– результаты обследования ребенка специалистами;
– выводы специалистов;
– особые мнения специалистов (если они имеются);
– заключение комиссии.
В заключении специалисты ПМПК перечисляют обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении. Члены ПМПК дают рекомендации, нужно ли создавать для школьника специальные условия для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.
Если комиссия считает, что специальные условия нужны, то прописывает рекомендации с указанием форм и методов психолого-педагогической помощи ребенку. Также в заключении дают описание, как создать эти условия в образовательной организации и определяют вариант АООП.
Информация о проведении обследования детей в ПМПК и результатах обследования конфиденциальна. Предоставлять ее третьим лицам без письменного согласия родителей нельзя. За исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Кто такие «обучающиеся с ОВЗ»
Понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья» впервые в законодательной практике введено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ч. 16 ст. 2). В данном документе написано, что обучающийся с ОВЗ - это ребенок, который имеет недостатки в физическом и (или) психическом развитии, и эти недостатки препятствуют ему получить образование без специальных условий. Наличие недостатков должно быть подтверждено специалистами ПМПК.

Особенности, которые могут быть у детей с ОВЗ:
- нарушения слуха;
- нарушения зрения;
- тяжелые нарушения речи;
- нарушения опорно-двигательного аппарата;
- задержка психического развития;
- расстройство аутистического спектра;
- сложные дефекты (тяжелые и множественные нарушения развития);
- умственная отсталость (интеллектуальные нарушения).

Кто и как исполняет рекомендации ПМПК

Заключение ПМПК для родителей – это рекомендация, которую они могут и не исполнять. Родители имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные организации, но тогда ребенок будет обучаться по основной общеобразовательной программе. Если родители принесли в школу заключение ПМПК, то оно является основанием для создания соответствующих условий для обучения и воспитания ребенка.
Ответственный за создание специальных условий – директор школы. Родители могут предоставить заключение ПМПК в школу в течение года с даты его подписания.

Важно
Каждый специалист ПМПК может обследовать ребенка индивидуально, чтобы исключить психотрав-мирующие и неэтичные ситуации

Какую образовательную программу могут рекомендовать ребенку

При отсутствии клинически значимых особенностей в физическом и (или) психическом развитии ребенка члены ПМПК рекомендуют основную общеобразовательную программу. При выводе ПМПК о наличии у ребенка особенностей развития, квалифицируемых как ограничение возможностей развития, рекомендуется обучение по образовательной программе, которая учитывает его трудности, адаптированной к наличию особых образовательных потребностей.
Вариант АООП определяют коллегиально. Основание для определения АООП – диагностические материалы, представленные специалистами, и анализ анамнестических сведений. Также учитывают психолого-педагогическую характеристику и общую оценку социальной ситуации развития.
Варианты АООП, которые конкретизируют условия обучения:
– глухие дети – 1.1, 1.2, 1.3, 1.4;
– слабослышащие и позднооглохшие дети – 2.1, 2.2, 2.3;
– слепые дети – 3.1, 3.2, 3.3, 3.4;
– слабовидящие дети – 4.1, 4.2, 4.3;
– дети с тяжелым нарушением речи – 5.1, 5.2;
– дети с нарушением опорно-двигательного аппарата – 6.1, 6.2, 6.3, 6.4;
– дети с задержкой психического развития – 7.1, 7.2;
– дети с расстройствами аутистического спектра – 8.1, 8.2, 8.3, 8.4;
– дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – 1, 2.

По каким критериям определяют вариант АООП

Первый вариант АООП (например, 1.1, 2.1) предназначен для обучающихся с ОВЗ, которые не имеют нарушений в интеллектуальной сфере. Они способны получить образование, которое соответствует образованию сверстников, в те же сроки.
Второй вариант АООП (например, 1.2, 2.2) школа реализует для обучающихся с ОВЗ, которые не имеют нарушений в интеллектуальной сфере. Они способны получить образование, которое соответствует образованию сверстников, но в пролонгированные сроки: 5 или 6 лет обучения в зависимости от категории обучающихся с ОВЗ.
Третий вариант АООП (например, 1.3, 2.3) предназначен для обучающихся с ОВЗ, у которых диагностируют легкую степень умственной отсталости. Это не позволяет им получить образование, которое соответствует образованию сверстников, даже в пролонгированные сроки.
Четвертый вариант АООП (например, 1.4, 3.4) образовательная организация реализует для обучающихся с ОВЗ, у которых диагностируют умеренную, тяжелую и глубокую степень умственной отсталости. Это не позволяет им получить образование, которое соответствует образованию сверстников, даже в пролонгированные сроки.
Обучение детей по третьему и четвертому вариантам АООП для обучающихся с ОВЗ будет идти по разработанной школой специальной индивидуальной программе развития (СИПР). В программе планируют только те результаты, которые объективно могут быть достигнуты.
Для ребенка с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ПМПК рекомендует обучать его по вариантам 1 и 2 АООП для таких детей. Рекомендация обучать ребенка по первому варианту означает, что ребенок будет получать образование, которое доступно обучающимся с легкой умственной отсталостью. Рекомендация обучать ребенка по второму варианту АООП говорит о том, что ребенок будет обучаться по СИПР.
СИПР включает: общие сведения о ребенке; психолого-педагогическую характеристику; условия ухода и присмотра; основные задачи воспитания и обучения ребенка. Также в ней прописывают условия выполнения программы – общий и двигательный режим, средства коммуникации; список специалистов, которые разработали и реализуют программу. В СИПР включают индивидуальный учебный план; содержание образования; содержание воспитания и обучения в семье; возможные задачи и формы сотрудничества школы и семьи обучающегося; средства мониторинга и оценки динамики обучения.
Цель СИПР – обучающийся должен обрести жизненные компетенции, которые позволят ему достигнуть максимально возможной самостоятельности, когда он решает повседневные жизненные задачи. СИПР включает ребенка в жизнь общества, расширяет его жизненный опыт и повседневные социальные контакты в доступных пределах. СИПР решает задачи: воспитательные, коррекционно-развивающие, образовательные, формирует социально-бытовые навыки.

Заявление родителя на проведение ПМПК

Руководителю территориальной ПМПК Перовского района города Москвы
Смирновой Ольге Алексеевне
От ***** Дарьи Владимировны, зарегистрированной по адресу:
ул. Плеханова, д. 21, кв. 55, 343434
Адрес фактического проживания:
_____________
Номер телефона: 
Паспорт: серия 
Выдан 
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу провести психолого-медико-педагогическое обследование моего ребенка, *****, **** г. р., школа № ***, класс 1 «А», с целью оказания помощи в выборе программы обучения и воспитания.
Согласна на обследование специалистами ПМПК в составе врача-психиатра, педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда,
социального педагога. Согласна на обработку персональных данных.
К заявлению прилагаю:
1. Копию паспорта.
2. Копию свидетельства о рождении ребенка.
3. Заключение специалистов, осуществляющих психолого- медико-педагогическое сопровождение обучающегося.
4. Выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей (педиатра, психиатра, отоларинголога, офтальмолога, невропатолога), наблюдающих ребенка по месту жительства.
5. Педагогическую характеристику, выданную школой № 905.
6. Рисунки и другие результаты продуктивной деятельности.
Подпись___________Дата подачи заявления ______
Источник: Справочник педагога-психолога. Школа №5, 2018г

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.