1. СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ I БЛОК. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УРОКА (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ)
1. Степень выраженности цели, направленной на формирование у учащихся мотивации и эмоционально-ценностного отношения к содержанию урока Данный вид цели может иметь следующее содержание или наполнение: - формирование эмоционально-ценностного отношения к предметам, процессам, явлениям, нормам, правилам, нравственным качествам, поступкам, отдельным личностям. их внутреннему миру, жизненному пути и др.;
- формирование мотивов, интересов, склонностей к знаниям, процессу познания, способам деятельности, учебным предметам в целом; - пробуждение у учащихся тех или иных эмоциональных состояний: эмоций, чувств, настроений; - создание условий для активной осмысленной эмоциональнопривлекательной деятельности Оценка показателя: 0 - цель ориентирована на рутинные, репродуктивные задачи 1 - отсутствие цели, направленной на личностное развитие 2 - цель выражена недостаточно четко 3 - цель выражена четко, определенно. Она значительно шире, чем простое освоение темы урока.
2. Процесс постановки цели Оценка показателя: 0 - Цель не проговорена и скрыта от учащихся, что оставляет школьников в неведении относительно желаемых результатов урока; 1 - Цель ставится авторитарно, без включения в этот процесс учащихся; 2 - Цель ставится учителем с привлечением учащихся (на основе вопросов к ученикам, постановки проблем, отнесения учащихся к прошлым знаниям, выдвижения гипотез и т.д.); 3 - Цель ставится учащимися самостоятельно, с элементами стимулирования их со стороны учителя.
3. Реализация цели Оценка показателя: 0 - Результаты урока не соответствуют поставленной цели; 1 - Результаты урока частично соответствуют поставленной цели; 2 - Результаты урока довольно полно отражают поставленную цель; 3 - Результаты урока полно отражают поставленную цель
II БЛОК. ВКЛЮЧЕННОСТЬ МОТИВИРУЮЩЕГО, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СОДЕРЖАНИЕ УРОКА. Оценка показателя 0 - Мотивирующий, эмоционально-ценностный материал отсутствует в содержании урока. Содержание имеет предметную направленность. 1 - Мотивирующий, эмоционально-ценностный материал представлен в виде отдельных оценочных предложений, суждений, оценочных вопросов; 2 - В содержание урока довольно объемно включен мотивирующий, эмоционально-ценностный материал, но он имеет некую узкую направленность, либо только в виде текстов, либо только в виде вопросов и заданий. 3 - Системное использование мотивирующего, эмоциональноценностного учебного материала в виде разнообразных ценностноориентированных текстов, заданий, иллюстраций, музыкального сопровождения. Мотивирующий, эмоционально-ценностный материал (значимый для человека и человечества в целом) может быть представлен с помощью: 1. Ценностно-ориентированные тексты (в письменной и устной форме изложения)- рассказы, сказки, легенды, мифы, истории, биографии, стихотворения, эпиграфы, выводы, резюме, загадки, пословицы, поговорки, яркие факты, исторические справки, социологические данные, отдельные предложения оценочного характера и др. 2. Мотивирующие, ценностно-ориентированные задания: - оценочные вопросы (насколько это выглядит интересным, ценным, правильным, привлекательным?...) - оценка поступка, научного открытия, жизненного пути личности и др. (выскажи свое мнение); - задания на ассоциации (с чем мы можем это сравнить?); - задания «допиши предложение»; - задания с выбором ответов; - постановка проблемы; - предложение решить дилемму (сделать нравственный выбор); - задание на социальную ориентировку; - задания творческого характера (нарисуй, изобрази, представь, сочини, сыграй и др.); - побуждение учащихся к совместному творчеству 3. Задания на пробуждение эмоциональных переживаний. Данные задания могут формулироваться следующим образом: - что вас взволновало... - какие чувства вызвало... - какое настроение посетило вас. - какие герои порадовали вас и наоборот. - кому сопереживали. - прочитайте произведение в лицах. - представьте. - вообразите.
III БЛОК. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ, ФОРМ, АДЕКВАТНЫХ ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ УРОКА (И, В ЦЕЛОМ, РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ) Оценка показателя: 0 - Отсутствие методов, приемов, форм, направленных личностных, коммуникативных, регулятивных познавательных УУД. 1 - Частичное использование методов, приемов и форм, направленных на формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД. 2 - Учитель довольно часто обращается к методам, приемам и формам, направленным на формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД. 3 - Максимальное использование методов, приемов и форм, направленных на формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД. Под методом обучения понимается совокупность приемов освоения действительности для достижения поставленной цели (метод диалога, проблемного обучения, метод сотрудничества, коллективно-распределенные методы деятельности, тренинг, интерактивные методы, проектный метод и др.). Методика - последовательность осуществления действий. Педагогическая технология - поэтапная реализация того или иного метода с помощью определенных форм работы (диспут, конференция, деловая игра, дискуссия, КВН, спектакль, путешествие, экскурсия и др). Оценка соответствия цели и формы урока - цель и форма не адекватна целям урока 1- цель и форма частично соответствуют 2- цель и форма достаточно полно соответствуют 3- цель и форма урока полностью соответствуют
IV Блок. СОЗДАНИЕ НА УРОКЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ, КОММУНИКАТИВНЫХ, РЕГУЛЯТИВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД 1. Качественная выраженность вербального общения Оценка показателя: 0 - Объяснение учебного материала идет в форме монолога учителя. 1 - Присутствует постановка вопросов, предполагающих актуализацию знаний учащихся в форме пересказа изученного материала, ответов на репродуктивные вопросы и т.д. В любом случае речь ученика также монологична. 2 - Учитель, общаясь с учащимися, применяет эвристическую беседу, проблемные вопросы, элементы диалога. 3 - На уроке преобладает диалог, полилог, столкновение разных точек зрения как имеющихся в научном знании, так и точек зрения учащихся. Учащиеся сами могут задавать проблемные вопросы и выводить учителя на диалог и полилог.
2. Эмоциональный климат урока Оценка показателя: 0 - Учитель опирается на негативные эмоциональные состояния учащихся (страх, зависть, тревожность, обиду, агрессивность и т.п.). В любом случае активность учеников вызвана перечисленными выше состояниями. 1 - Учитель провоцирует пассивные состояния у большинства учащихся (скука, сонливость, «умственная лень»). При таких условиях значительная часть школьников находится вне педагогической ситуации, им присуща низкая активность. 2 - Фон урока ровный, спокойный, активность учащихся высокая. 3 - Позитивный эмоциональный климат: улыбки, смех, радость, очень высокая активность учащихся.
3. Характер взаимодействия между учителем и учениками Оценка показателя: 0 - Авторитарность, подавление личности ученика, позиция учителя «вне» и «над» детьми, цели деятельности краткосрочные, тактические. 1 - Попустительский характер взаимодействия, учитель идет за детьми, цели деятельности исходят из интересов детей, педагогические цели выражены не ярко. Позиция учителя «вне и под». 2 - Либеральный характер взаимодействия. Присутствует некий компромисс между целями педагога и учащихся. Позиция учителя «внутри и под». 3- Интерактивный, демократический характер взаимодействия. Цели деятельности долгосрочные, ценностные, глобальные. Позиция учителя «внутри и рядом», педагог ориентирован на потребности учащихся, создает ситуацию развития. В речи активно отражает эмоциональные состояния свои и учащихся (Я приятно удивлена, рада..., вы испытываете сомнения, удивлены.) 4. Формирование мотивации успеха Оценка показателя: 0 - отсутствие любой оценки педагогом деятельности учащихся. 1 - Преобладает отрицательная оценка деятельности учащихся (нет, неверно, подумай лучше, плохо), присутствуют насмешки, сарказм, упреки. Отметки низкие. 2 - Оценка опосредованная, неполная, с элементами положительных характеристик (так, продолжай, как сказал Вова, неплохо, хорошо). Отметки дифференцированные. 3 - Преобладает положительная оценка (похвала, одобрение, ободрение, радость по поводу ответов, отмечаются достижения конкретного ученика, его рост, присутствует авансирование). Отметки в большей степени высокие.
5. Организация рефлексивной деятельности Примеры: Каким образом ты пришел к такому выводу?... Есть ли противоречия в наших выводах? Что важно использовать в дальнейшем? Что сегодня было полезным, важным? Что в работе понравилось более всего? Что удивило? Оценка показателя: 0 - отсутствие деятельности учителя по организации рефлексии 1 - задаются единичные вопросы 2 - организована индивидуальная рефлексивная деятельность 3 - коллективная форма рефлексии 6. Учет индивидуальных особенностей учащихся. Оценка показателя: 0 - Учитель ориентируется на объем и логику собственного изложения, им движет потребность «все» успеть. 1 -Учитель ориентируется на «сообразительных», «сильных» учеников, «слабые» ученики, «тугодумы» остаются без внимания. 2 - Учитель старается учитывать индивидуальные возможности учащихся. В случае нехватки времени, перепоручает ответ другим учащимся. 3 - Учитель владеет знаниями об индивидуальных особенностях учеников и использует их в педагогическом процессе. Учитель учитывает особенности темперамента, интеллекта, психических процессов учащихся, использует дифференцированные задания, подчеркивает достоинства в каждом ответе.
№
|
Параметры анализа урока и внеурочной деятельности
|
Кол-во баллов
|
Качественная и количественная оценка параметра, замечания
|
1
|
Степень выраженности цели
|
0, 1, 2, 3
|
|
2
|
Постановка цели
|
0,1,2,3
|
|
3
|
Реализация цели
|
0,1,2,3
|
|
4
|
Включение мотивирующего, эмоционально-ценностного материала в урок
|
0,1,2,3
|
|
5
|
Использование современных методов и технологий
|
0,1,2,3
|
|
6
|
Соответствие формы урока и цели
|
0,1,2,3
|
|
7
|
Качество вербального общения
|
0,1,2,3
|
|
8
|
Эмоциональный климат
|
0,1,2,3
|
|
9
|
Характер взаимодействия
|
0,1,2,3
|
|
10
|
Рефлексивная деятельность
|
0,1,2,3
|
|
11
|
Формирование мотивации успеха
|
0,1,2,3
|
|
12
|
Учет индивидуальных особенностей
|
0,1,2,3
|
|
|
Всего баллов ( max = 36 баллов)
|
|
|
Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в П37 образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с. |