Психолого-педагогический анализ урока
Документация школьного психолога - Информация школьному психологу

1. СХЕМА АНАЛИЗА УРОКА, НАПРАВЛЕННОГО НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ
I БЛОК. ЦЕЛЕВАЯ УСТАНОВКА УРОКА (ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ НА УРОКЕ)


1. Степень выраженности цели, направленной на формирование у учащихся мотивации и эмоционально-ценностного отношения к содержанию урока
Данный вид цели может иметь следующее содержание или наполнение:
- формирование эмоционально-ценностного отношения к предметам, процессам, явлениям, нормам, правилам, нравственным качествам, поступкам, отдельным личностям. их внутреннему миру, жизненному пути и др.;

- формирование мотивов, интересов, склонностей к знаниям, процессу познания, способам деятельности, учебным предметам в целом;
- пробуждение у учащихся тех или иных эмоциональных состояний: эмоций, чувств, настроений;
- создание условий для активной осмысленной эмоциональнопривлекательной деятельности
Оценка показателя:
0 - цель ориентирована на рутинные, репродуктивные задачи
1 - отсутствие цели, направленной на личностное развитие
2 - цель выражена недостаточно четко
3 - цель выражена четко, определенно. Она значительно шире, чем простое освоение темы урока.

 

2. Процесс постановки цели
Оценка показателя:
0 - Цель не проговорена и скрыта от учащихся, что оставляет школьников в неведении относительно желаемых результатов урока;
1 - Цель ставится авторитарно, без включения в этот процесс учащихся;
2 - Цель ставится учителем с привлечением учащихся (на основе вопросов к ученикам, постановки проблем, отнесения учащихся к прошлым знаниям, выдвижения гипотез и т.д.);
3 - Цель ставится учащимися самостоятельно, с элементами стимулирования их со стороны учителя.


3. Реализация цели
Оценка показателя:
0 - Результаты урока не соответствуют поставленной цели;
1 - Результаты урока частично соответствуют поставленной
цели;
2 - Результаты урока довольно полно отражают поставленную
цель;
3 - Результаты урока полно отражают поставленную цель


II БЛОК. ВКЛЮЧЕННОСТЬ МОТИВИРУЮЩЕГО, ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА В СОДЕРЖАНИЕ УРОКА.
Оценка показателя
0 - Мотивирующий, эмоционально-ценностный материал отсутствует в содержании урока. Содержание имеет предметную направленность.
1 - Мотивирующий, эмоционально-ценностный материал представлен в виде отдельных оценочных предложений, суждений, оценочных вопросов;
2 - В содержание урока довольно объемно включен мотивирующий, эмоционально-ценностный материал, но он имеет некую узкую направленность, либо только в виде текстов, либо только в виде вопросов и заданий.
3 - Системное использование мотивирующего, эмоциональноценностного учебного материала в виде разнообразных ценностноориентированных текстов, заданий, иллюстраций, музыкального сопровождения.
Мотивирующий, эмоционально-ценностный материал (значимый для человека и человечества в целом) может быть представлен с помощью:
1. Ценностно-ориентированные тексты (в письменной и устной форме изложения)- рассказы, сказки, легенды, мифы, истории, биографии, стихотворения, эпиграфы, выводы, резюме, загадки, пословицы, поговорки, яркие факты, исторические справки, социологические данные, отдельные предложения оценочного характера и др.
2. Мотивирующие, ценностно-ориентированные задания:
- оценочные вопросы (насколько это выглядит интересным, ценным, правильным, привлекательным?...)
- оценка поступка, научного открытия, жизненного пути личности и др. (выскажи свое мнение);
- задания на ассоциации (с чем мы можем это сравнить?);
- задания «допиши предложение»;
- задания с выбором ответов;
- постановка проблемы;
- предложение решить дилемму (сделать нравственный выбор);
- задание на социальную ориентировку;
- задания творческого характера (нарисуй, изобрази, представь, сочини, сыграй и др.);
- побуждение учащихся к совместному творчеству
3. Задания на пробуждение эмоциональных переживаний. Данные задания могут формулироваться следующим образом:
- что вас взволновало...
- какие чувства вызвало...
- какое настроение посетило вас.
- какие герои порадовали вас и наоборот.
- кому сопереживали.
- прочитайте произведение в лицах.
- представьте.
- вообразите.


III БЛОК. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НА УРОКЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ, ПРИЕМОВ, ФОРМ, АДЕКВАТНЫХ ПОСТАВЛЕННЫМ ЦЕЛЯМ УРОКА (И, В ЦЕЛОМ, РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ)
Оценка показателя:
0 - Отсутствие методов, приемов, форм, направленных личностных, коммуникативных, регулятивных познавательных УУД.
1 - Частичное использование методов, приемов и форм, направленных на формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД.
2 - Учитель довольно часто обращается к методам, приемам и формам, направленным на формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД.
3 - Максимальное использование методов, приемов и форм, направленных на формирование личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных УУД.
Под методом обучения понимается совокупность приемов освоения действительности для достижения поставленной цели (метод диалога, проблемного обучения, метод сотрудничества, коллективно-распределенные методы деятельности, тренинг, интерактивные методы, проектный метод и др.). Методика - последовательность осуществления действий.
Педагогическая технология - поэтапная реализация того или иного метода с помощью определенных форм работы (диспут, конференция, деловая игра, дискуссия, КВН, спектакль, путешествие, экскурсия и др).
Оценка соответствия цели и формы урока
- цель и форма не адекватна целям урока
1- цель и форма частично соответствуют
2- цель и форма достаточно полно соответствуют
3- цель и форма урока полностью соответствуют


IV Блок. СОЗДАНИЕ НА УРОКЕ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОМУ ФОРМИРОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ, КОММУНИКАТИВНЫХ, РЕГУЛЯТИВНЫХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УУД
1. Качественная выраженность вербального общения
Оценка показателя:
0 - Объяснение учебного материала идет в форме монолога учителя.
1 - Присутствует постановка вопросов, предполагающих актуализацию знаний учащихся в форме пересказа изученного материала, ответов на репродуктивные вопросы и т.д. В любом случае речь ученика также монологична.
2 - Учитель, общаясь с учащимися, применяет эвристическую беседу, проблемные вопросы, элементы диалога.
3 - На уроке преобладает диалог, полилог, столкновение разных точек зрения как имеющихся в научном знании, так и точек зрения учащихся. Учащиеся сами могут задавать проблемные вопросы и выводить учителя на диалог и полилог.


2. Эмоциональный климат урока
Оценка показателя:
0 - Учитель опирается на негативные эмоциональные состояния учащихся (страх, зависть, тревожность, обиду, агрессивность и т.п.). В любом случае активность учеников вызвана перечисленными выше состояниями.
1 - Учитель провоцирует пассивные состояния у большинства учащихся (скука, сонливость, «умственная лень»). При таких условиях значительная часть школьников находится вне педагогической ситуации, им присуща низкая активность.
2 - Фон урока ровный, спокойный, активность учащихся высокая.
3 - Позитивный эмоциональный климат: улыбки, смех, радость, очень высокая активность учащихся.


3. Характер взаимодействия между учителем и учениками
Оценка показателя:
0 - Авторитарность, подавление личности ученика, позиция учителя «вне» и «над» детьми, цели деятельности краткосрочные, тактические.
1 - Попустительский характер взаимодействия, учитель идет за детьми, цели деятельности исходят из интересов детей, педагогические цели выражены не ярко. Позиция учителя «вне и под».
2 - Либеральный характер взаимодействия. Присутствует некий компромисс между целями педагога и учащихся. Позиция учителя «внутри и под».
3- Интерактивный, демократический характер взаимодействия. Цели деятельности долгосрочные, ценностные, глобальные. Позиция учителя «внутри и рядом», педагог ориентирован на потребности учащихся, создает ситуацию развития. В речи активно отражает эмоциональные состояния свои и учащихся (Я приятно удивлена, рада..., вы испытываете сомнения, удивлены.)
4. Формирование мотивации успеха
Оценка показателя:
0 - отсутствие любой оценки педагогом деятельности учащихся.
1 - Преобладает отрицательная оценка деятельности учащихся (нет, неверно, подумай лучше, плохо), присутствуют насмешки, сарказм, упреки. Отметки низкие.
2 - Оценка опосредованная, неполная, с элементами положительных характеристик (так, продолжай, как сказал Вова, неплохо, хорошо). Отметки дифференцированные.
3 - Преобладает положительная оценка (похвала, одобрение, ободрение, радость по поводу ответов, отмечаются достижения конкретного ученика, его рост, присутствует авансирование). Отметки в большей степени высокие.


5. Организация рефлексивной деятельности
Примеры: Каким образом ты пришел к такому выводу?...
Есть ли противоречия в наших выводах? Что важно использовать в дальнейшем? Что сегодня было полезным, важным? Что в работе понравилось более всего? Что удивило?
Оценка показателя:
0 - отсутствие деятельности учителя по организации рефлексии
1 - задаются единичные вопросы
2 - организована индивидуальная рефлексивная деятельность
3 - коллективная форма рефлексии
6. Учет индивидуальных особенностей учащихся.
Оценка показателя:
0 - Учитель ориентируется на объем и логику собственного изложения, им движет потребность «все» успеть.
1 -Учитель ориентируется на «сообразительных», «сильных» учеников, «слабые» ученики, «тугодумы» остаются без внимания.
2 - Учитель старается учитывать индивидуальные возможности учащихся. В случае нехватки времени, перепоручает ответ другим учащимся.
3 - Учитель владеет знаниями об индивидуальных особенностях учеников и использует их в педагогическом процессе. Учитель учитывает особенности темперамента, интеллекта, психических процессов учащихся, использует дифференцированные задания, подчеркивает достоинства в каждом ответе.

Параметры анализа урока и внеурочной деятельности

Кол-во
баллов

Качественная и количественная оценка параметра, замечания

1

Степень выраженности цели

0, 1, 2, 3

 

2

Постановка цели

0,1,2,3

 

3

Реализация цели

0,1,2,3

 

4

Включение мотивирующего, эмоционально-ценностного материала в урок

0,1,2,3

 

5

Использование современных методов и технологий

0,1,2,3

 

6

Соответствие формы урока и цели

0,1,2,3

 

7

Качество вербального общения

0,1,2,3

 

8

Эмоциональный климат

0,1,2,3

 

9

Характер взаимодействия

0,1,2,3

 

10

Рефлексивная деятельность

0,1,2,3

 

11

Формирование мотивации успеха

0,1,2,3

 

12

Учет индивидуальных особенностей

0,1,2,3

 

 

Всего баллов ( max = 36 баллов)

 

 

Источник: Плаксина, И. В. Психолого-педагогическая диагностика в П37 образовательной практике : учеб.-метод. пособие / И. В. Плаксина, К. В. Дрозд ; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых. - Владимир : Изд-во ВлГУ, 2022. - 388 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.