Комплексный подход к организации всех форм социально-психологической помощи детям и подросткам подразумевает отношение к социально-психологическому сопровождению детей и подростков как целостному системному образованию различных форм, позволяющих оказывать поддержку всем без исключения детям, оказавшимся в трудной ситуации. Одной из ключевых задач социально-психологической службы системы образования является выявление, социально-психологическое сопровождение и поддержка данной категории детей. В последние годы социальная работа все больше ориентируется на устранение причин, порождающих проблемы социально незащищенных слоев. Эта работа, прежде всего, требует межведомственного подхода, так как факторы социального риска могут носить самый разнообразный характер и соответственно требовать различных форм социально-педагогической, социально-экономической, социально-правовой и психолого-медико-социальной помощи.
За период работы нашего Центра сформировалась определенная система работы с семьями и детьми группы социального риска. Одной из приоритетных задач этой деятельности является раннее выявление таких семей. Источниками первичных сведений о неблагополучии в семьях являются школы, ИДН, поликлиники и другие учреждения, а также родственники, соседи, знакомые. Социальный педагог начинает свою работу со сбора точной, полной, достоверной, объективной информации о членах семьи и их ближайшем окружении. Чтобы обеспечить своевременную и квалифицированную помощь семье, попавшей в поле зрения СПЦ, разрабатываются индивидуальные программы сопровождения неблагополучной семьи и индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетнего (для не учащихся и не работающих подростков). Для обеспечения комплексного организационно-методического подхода к социально-психологической помощи, оказываемой специалистами нашего Центра, создан Координационно-методический совет. Его основными задачами являются:
- организация и разработка системы взаимодействия специалистов СПЦ;
- оказание методической помощи специалистам СПЦ;
- разработка стратегии сопровождения семьи и ребенка.
Координационно-методическим советом были составлены памятки по разработке индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего, программы сопровождения неблагополучной семьи, по изучению морально-психологического климата семей несовершеннолетних матерей (Приложение). Систематически (1 раз в 3 месяца) на заседаниях координационно-методического совета заслушиваются вопросы о ходе выполнения данных программ, вносятся необходимые изменения и дополнения, выносятся предложения о продолжении социального патроната или о снятии семьи (несовершеннолетнего) с учета. Специалисты СПЦ постоянно совершенствуют свою работу, ищут новые подходы, формы и методы работы с различными категориями семей. В этом нам очень помогают различные республиканские, городские и международные семинары по обмену опытом работы, организуемые Министерством образования Республики Беларусь на базе Академии последипломного образования.
Приложение ПАМЯТКА по разработке индивидуальной программы социальной реабилитации несовершеннолетнего
Направление деятельности, содержание работы
|
Срок исполнения
|
Ответственный
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Диагностика
|
а) Социально-педагогическая диагностика: ■ сбор социального анамнеза семьи, изучение сети социальных контактов (построение карты сети контактов); ■ изучение условий и формы обучения несовершеннолетнего; ■ первичная беседа с подростком, родителями с целью выявления проблем воспитания; ■ социометрия классного коллектива с целью выявления статуса ребенка; ■ изучение уровня социального развития ребенка ■ (в т. ч. определение степени удовлетворения материальных запросов); ■ наблюдение за подростком в учебной деятельности;
|
|
социальный педагог социальный педагог социальный педагог социальный педагог, педагог-психолог
|
Сбор и уточнение сведений о подростке, ближайших родственниках, семейных взаимоотношениях Проводится совместно социальным педагогом и психологом
|
Продолжение таблицы
1
|
2
|
3
|
4
|
б) Психологическая диагностика: ■ проведение первичной консультации для родителей; ■ проведение психолого-педагогических исследований для выявления уровня развития ребенка, степени его дезадаптации
|
|
социальный педагог, педагог-психолог педагог-психолог, учитель-дефектолог
|
В программе должен быть указан перечень методик, которые будут использоваться
|
Аналитическая деятельность
|
Подготовка психолого-педагогической характеристики подростка
|
|
социальный педагог, педагог-психолог
|
|
Разработка рекомендаций для классного руководителя, учителей-предметников, родителей
|
|
|
|
Разработка индивидуальной программы реабилитации
|
|
все заинтерес. стороны
|
Может проводиться в режиме психолого-педагогического консилиума
|
Проведение психолого-педагогических консилиумов с целью изучения эффективности программы, внесения необходимых корректив; проведение итогового психолого-педагогического консилиума
|
1 раз в 3 месяца в конце уч. года
|
все заинтерес. стороны
|
К консилиуму должен быть подготовлен письменный отчет о выполнении программы
|
Подготовка аналитической информации по организации индивидуальной работы с подростком на педагогические советы, административные совещания, заседания КДН и т.п.
|
Согл. плана или по мере необход.
|
социальный педагог, педагог-психолог, методист
|
|
Коррекционная работа
|
Проведение встреч сети контактов
|
|
социальный педагог, педагог-психолог
|
Встречу ведет работник СПЦ, не включенный в программу реабилитации (независимый)
|
Коррекция детско-родительских отношений
|
|
педагог-психолог
|
|
Проведение индивидуальной и групповой коррекци-онной работы согласно программе
|
|
педагог-психолог
|
Должны быть разработаны перспективные программы индивидуальной или групповой коррек-ционной работы
|
Образовательно-профилактическая деятельность
|
Социальный патронат семьи и подростка
|
|
социальный педагог
|
Должен быть составлен перспективный график посещений
|
Оказание помощи в определении формы обучения. Осуществление социально-педагогической профилактической работы по минимизации негативного прогноза (неуспешности) в учебной деятельности (малые педсоветы, консилиумы и т.п.)
|
|
социальный педагог
|
В программе должна быть отражена совместная работа с учебным заведением
|
Профилактические беседы Индивидуальное консультирование по вопросам дальнейшего самоопределения и выбора жизненного пути. Индивидуальное консультирование по проблемам адаптации подростка к школе. Организация индивидуального консультирования родителей у специалистов СПЦ
|
|
социальный педагог, ИДН, КДН совм. с центром профориентации педагог-психолог социальный педагог
|
|
Окончание таблицы
1
|
2
|
3
|
4
|
Включение детей в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования, внешкольные учреждения, кружковую работу). Индивидуальное консультирование по вопросу организации занятости в летний период Работа по вовлечению подростков в тренинговые группы
|
|
социальный педагог
|
В ходе диагностики должны быть выявлены интересы и склонности ребенка, в программе указать, какой направленности занятия (спорт, технические туристические и др.) предлагаются подростку
|
Содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности)
|
|
|
|
Организация психолого-педагогического просвещения родителей
|
|
|
Указать форму проведения, темы, которые будут предложены
|
Взаимодействие специалистов СПЦ с ИДН, КДН, наркологической службой, учебным заведением, руководителем кружка или секции и т.п.
|
|
|
|
Содействие в направлении в стационарное медицинское наркологическое учреждение детей (родителей). Оказание информационной поддержки в получении медицинской помощи
|
|
|
|
Организация мероприятий по привлечению средств для оказания адресной социальной помощи
|
|
|
|
Участие в правовой защите личностных интересов несовершеннолетнего
|
|
|
|
Помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой личностных интересов и прав ребенка
|
|
|
|
Программа должна быть утверждена директором и подписана всеми специалистами, задействованными в ее реализации.
ПАМЯТКА по разработке индивидуальной программы сопровождения неблагополучной семьи
Направление деятельности
|
Срок исполнения
|
Ответственный
|
Примечание
|
1
|
2
|
3
|
4
|
Диагностика
|
а) Социальное расследование: ■ сбор информации о семье, ■ знакомство с семьей; ■ изучение степени социального благополучия (жизнеобеспечение, организация быта, физическое здоровье, воспитание детей, внутренние и внешние коммуникации семьи); ■ определение уровня социального развития ребенка; ■ изучение типового семейного состояния; ■ изучение биологического окружения ребенка, работа с семейной историей б) Психологическая диагностика: • проведение первичной консультации для родителей;
|
|
социальный педагог социальный педагог
|
В программе должен быть указан перечень методик, которые будут использоваться
|
Организация индивидуального психологического консультирования ребенка специалистами СПЦ. Организация индивидуального психологического консультирования родителей специалистами СПЦ. Индивидуальное консультирование по организации летней занятости ребенка. Работа по взаимодействию со СШ, ИДН, СЗ Советского р-на, КДН и др. Социальная помощь с привлечением специалистов из соответствующих учреждений и организаций. Помощь в сборе и оформлении документов на получение социальной помощи (льгот, социальных выплат и т.д.), улучшение ЖБУ, защита прав ребенка. Содействие в оказании гуманитарной помощи, организации бесплатного питания в СШ. Организация консультаций ребенка у врача-психиатра, нарколога и т.д. Содействие в организации форм обучения ребенка (экстернат, вечерняя школа и т.д.). Инициирование иска о лишении родительских прав (отобрании ребенка). Организация помощи ребенку со стороны биологического окружения, проведение встреч сети контактов. Коррекция детско-родительских отношений, внутрисемейных отношений.
|
Согласно плану
|
социальный педагог
|
коррекционные программы Должна быть отражена совместная работа с организациями
|
Программа должна быть утверждена директором и подписана всеми специалистами, задействованными в ее реализации.
ПАМЯТКА по изучению морально-психологического климата семей несовершеннолетних матерей
- Общие сведения о родителях (фамилия, имя, отчество, дата рождения, домашний
адрес, место работы).
- Сведения о несовершеннолетних детях, проживающих в семье (фамилия, имя, отчество, дата рождения).
- Состав семьи (полная, неполная, сколько детей, дедушки, бабушки).
- Материальное обеспечение семьи (средний месячный бюджет семьи, доход в месяц на каждого члена семьи, какие виды пособий и материальной помощи семья получает).
- Жилищные условия (хорошие, удовлетворительные, неудовлетворительные).
- Место прописки детей, фамилия, имя, отчество ответственного квартиросъемщика.
- Санитарная культура семьи (чистота, порядок, внешний вид родителей).
- Образование родителей (имеют ли базовое образование, какую школу закончили, когда, имеют ли среднее специальное образование).
- Фамилия, имя, отчество, степень родства лица, оказывающего помощь в воспитании детей, дата его рождения, место работы.
- Характеристика культурного уровня семьи (наличие библиотеки дома, посещение театров и музеев и т.п.).
- Образ жизни и психологический климат семьи (выявляется через некоторое время, в процессе постоянного наблюдения за семьей):
- здоровый образ жизни, атмосфера дружбы, взаимопонимание, эмоциональной близости;
- здоровый образ жизни, отношения ровные, но без эмоциональной близости;
- отношения в семье напряженно-конфликтные, характеризуются отчужденностью
между ее членами;
- допускается жесткое обращение с детьми, другими членами семьи.
- Посещение детского сада:
- ребенок посещает государственный или ведомственный сад (указать номер учреждения);
- ребенок находится под присмотром неработающей матери;
- ребенок находится под присмотром неработающей бабушки;
- ребенок находится под присмотром няни;
- ребенок посещает частный детский сад.
- Нуждается ли семья в дошкольном учреждении:
- не нуждается;
- нуждается в детском садике;
- нуждается в яслях;
- семья не доверяет воспитание детей дошкольному учреждению.
- Характеристика здоровья и психосоматического здоровья детей:
- ребенок практически здоров;
- ребенок при нормальном психологическом развитии недостаточно развит физически;
- тяжелые хронические заболевания, инвалидность;
- отставание в умственном развитии;
- нервно-психические заболевания.
- Кто из членов семьи оказывает на ребенка неблагоприятное влияние?
- Кто из членов семьи авторитет у ребенка, почему?
- Уровень педагогической культуры родителей (высокий, средний, низкий).
- Необходимость оказания социально-психологической помощи (знакомство с работой клуба "Моя кроха").
Т. И. Капышева, методист СПЦ
Капышева, Т. И. Социально-психологическое сопровождение семей и детей группы социального риска // Сацыяльна-педагагічная работа. – 2006. - №12. – С.13-19. |