Колокола – часть славянской культуры
Просвещение школьников - Духовно-нравственное воспитание

Предисловие

Изменения, происходящие в Беларуси и нацеленные на духовное возрождение общества, ставят перед школой новые актуальные задачи, которые тесно связаны с воспитанием подрастающего поколения на лучших традициях славянских народов и белорусского народа в частности. Неоценимую роль в этом процессе играет духовное музыкальное искусство. Духовная музыка выступает сокровищницей общенародных духовных ценностей, средоточием исторической памяти народа, его художественного чувства. В течение последнего десятилетия наблюдается процесс возрождения целых видов и жанров духовного музыкального искусства, в числе которых искусство колокольного звона. Действительно, невозможно представить себе церковь без храмовой живописи, без музыки и хорового пения, а тем более без колокольного звона. Будучи в течение 70 лет запрещенным атрибутом церковной деятельности, музыка колоколов сегодня переживает свое второе рождение.
Настало время открыть и для детей традиционное православное музыкальное искусство колокольного звона, чтобы современное поколение осмыслило его как неотъемлемую часть своей жизни, как нечто возвышенное, неповторимое и прекрасное. Не менее важно воспитать представление о колоколах как о важнейшей составляющей славянской православной культуры. Именно на территории таких государств, как Россия, Беларусь, Украина, колокольный звон стал поистине национальным искусством, вошел в музыку многих композиторов, отразился в литературе, живописи, кино.

1. Какие ассоциации вызывает у вас звон колоколов? Можно ли считать колокола олицетворением Родины?

Колокольный звон Хатыни. Набат незатухающей памяти. Звонят колокола, будто говорят: «Люди, склоните головы перед памятью тех, кто не покорился, кто, как мы, любил жизнь. Люди, будьте бдительны». Печальный, тревожный, призывный звон... Звучит он над притихшими лесами и перелесками, уносится в бескрайнюю синь неба.
Почему именно колокол стал олицетворением печали, призыва?.. Когда мы слышим звон колоколов, то возникают мысли о храме, о Церкви, о Родине. Звон – это предмет почти одушевленный, он глас Божий, голос Церкви. В нем отражается всеобъемлющая радость и любовь к ближнему. Каждый человек, когда слышит колокольный звон, в каком бы состоянии он ни был, сразу внутренне преображается, его душа поднимается к небесам.
В древних трактатах колокольный звон характеризовался так: «Оплакиваю похороны, ломаю молнии, распространяю покой, пробуждаю ленивых, разгоняю ветры, примиряю окровавленных».

2. В чем заключается особенность колокола как музыкального инструмента?
Колокола – один из самых древних музыкальных инструментов в мире. В древних курганах находили маленькие колокольчики. Этот факт говорит о том, что еще в дохристианские времена колокольчики использовались в быту славян, но об их назначении можно только догадываться. Можно предположить, что они были атрибутами богослужебного культа наподобие волшебных колокольчиков современных шаманов.
Колокола и била относятся к классу ударных идиофонов – музыкальных инструментов с самозвучащим телом. В зависимости от размера и характеристик материала диапазон воспроизводимых ими частот располагается в промежутке от 40Гц до 100кГц.
Как правило, частотная диаграмма колокола имеет от 5 до 20 и более частичных тонов или обертонов, которые определяют основной тембр и благозвучие инструмента. Кроме главного голоса у него есть сотни более мелких частичных тонов, которые дополняют палитру звучания различными оттенками (бархатистость, заунывность и пр.)
Громкость колоколов в зависимости от размеров и силы удара может варьироваться в очень больших пределах – практически от нуля до 250 дБ (для сравнения: громкость взлетающего самолета – 130 дБ). Таких уникальных свойств нет ни у одного другого инструмента.
В современном оркестре для имитации колокольного звона применяется специальный ударный инструмент, который представляет собой набор специальных труб-цилиндров, свободно подвешенных в раме (рис. 1).


3. Что вам известно об истории колоколов?
Точная дата появления колоколов неизвестна, неизвестно имя изобретателя. По археологическим находкам известно, что еще задолго до нашей эры у многих народов мира были колокольчики и бубенчики.
Обычай звонить в колокола пришел на Русь с Запада. Некоторые ученые считают, что большие колокола раньше всего научились отливать в Китае, откуда они попали в Европу. В первые века христианства громкий звук колокола был неприемлем, так как собрания проходили тайно, ведь христиан преследовали. Греческая церковь не знала колокольного звона, в Византии вместо колоколов использовалось било, то есть брус, в который стучали колотушкой, палкой.
Точно установлено, что колокола сделаны по аналогии с деревянными или металлическими билами – от слова «бить». Некоторые исследователи предполагают, что и само слово колокол произошло от необходимости бить кол о кол. Известно также, что в Европе они появились в VI веке н.э. Есть предание, которое связывает появление колоколов в Европе с именем епископа Павлина Нольского из итальянской провинции Кампанья (отсюда и церковное название колокола – кампан).
По легенде, епископ Павлин по дороге в монастырь устал и прилег отдохнуть в поле. Во сне он увидел чудесно звенящие, напоминающие ангельские голоса полевые колокольчики, звуками которых и был разбужен. Он же и повелел отлить первые европейские колокола, взявшие для себя форму всем известного цветка. Этимология слова «колокол» восходит к древнеиндийскому kalakalas – шум, беспорядочные крики, греческому kalev – зов, латинскому kalare – созывать. Таким образом, первое назначение колокола – созывать народ (рис.2).

4. Где впервые мы находим упоминания о колоколах?
О колоколах немало говорится в русской литературе, начиная с самых древних источников. Первое упоминание о них в русской летописи под 1066 г. связано с Новгородом и Святой Софией, с которой полоцкий князь Всеволод снял колокола. В «Слове о полку Игореве» говорится о колоколах полоцких, слышимых в Киеве. О колоколах есть упоминание в былинах киевского и новгородского циклов:
И повели-то Илью да ко виселице
И сопровождають Илью да как Муромца
Со всеми звонами-то церковными...

5. Какие вы знаете виды колокольного звона?
Собрание всех колоколов называется Звоном. В православии существует пять канонических видов звона: благовест, перебор (погребальный), перезвон, двузвон, трезвон.
Благовест, то есть звон в один колокол. Благовест бывает к вечернему, утреннему богослужению и к литургии. Вслед за ним обычно по случаю праздников следуют трезвоны.
Трезвон – (звон во все колокола, перерыв, опять звон во все колокола) – создает атмосферу ликования, праздничного настроения. В Пасху трезвон продолжался весь день. Трезвонят в дни храмовых праздников.
Перебор. Именно он сопровождает обряд пострижения в монахи: ведь человек как будто умирает для мира, он даже получает другое имя. Смерть – это не альтернатива жизни. Это какая-то особая из частей бытия, принадлежащая жизни. Программа смерти, может быть, закладывается одновременно с программой рождения. Как рождение – это не начало жизни, так и смерть не конец ее. Это – жизнь и смерть – две вещи, которые лежат посередине вечности. Куда уходит умирающий, как не туда, откуда приходит новорожденный. Не надо бояться смерти, которая впереди нас, потому что мы не боимся того, что позади нас – того неведомого мира, где мы были до рождения.
Гражданские звоны: набат, вечевой, осадный, всполошный. Набат – тревожный сигнал о бедствии (частые удары одного колокола). Слово «набат» происходит от арабского «наубат» – барабанный бой, (при пожаре, наводнении, приближении врага) Вечевой – по звучанию сходен с набатным, но медленнее.

6. Каково было назначение гражданских колоколов?
Назначения колоколов были самые разнообразные. В средние века из церковного предмета колокол превращается в светский и становится первым в истории средством массовой коммуникации. Средневековый горожанин получал с помощью колокола самую разнообразную информацию: «хлебный» в Турине подавал сигнал замешивать тесто, а «колокол чистоты» в Бонне призывал мести улицы. «Трудовой» в Аахене был предтечей фабричных гудков, а «процентный» во Фрейбурге повелевал отдавать долги, «пивной» в Гданьске разрешал открываться харчевням, в Кельне сообщал о суде, а «колокол бедного грешника» в Лондоне – о казни. И, наконец, «воротный» колокол повсюду возвещал о том, что запираются городские ворота.
Нельзя сказать ничего определенного о возникновении на Руси обычая созывать вече колокольным звоном. Колоколами созывали народ на вече, звали на помощь, на защиту Отечества, приветствовали возвращение воинов с поля брани. Вечевой колокол в летописях также называется «вечий» или «вечный» и воспринимается как символ свободы и законности. Набатный колокол созывал население на борьбу с пожаром, предупреждал о нашествии врагов. Вот как о нем говорится в поэме К.Бальмонта «Колокольчики и колокола»:


Слышишь: воющий набат?
Словно стонет медный ад!
Эти звуки в дикой муке сказку ужасов твердят,
Точно молят им помочь,
Крик кидают прямо в ночь,
Прямо в уши темной ночи каждый звук,
То длиннее, то короче.
Выкликает свой испуг, -
И испуг их так велик.
Так безумен каждый крик,
Что разорванные звоны, неспособные звучать,
Могут только биться, виться и кричать, кричать, кричать!

 

Осадный колокол извещал о подходе к стенам города неприятеля, кликал на защиту, призывал к борьбе. Колокольным звоном давали знак заблудившемуся путнику, это был так называемый спасительный метельный звон, он отличался прерывистым боем.
В 60-е годы ХIХ в. даже изобрели приспособление «самозвон», при помощи которого в ветреную погоду колокол звонил без звонаря.
Колокола устанавливали на маяках, они помогали морякам найти дорогу.
Колокольным звоном встречали высоких гостей. Встречать кого-либо колокольным звоном считалось величайшей честью. Колокольный звон приветствовал возвращающихся с победой на родную землю русских воинов: дружину А.Невского, полки Д.Донского с Куликова поля, войско Ивана Грозного после взятия Казани, ополчение князя, Пожарского и Козьмы Минина. Звонили о прибытии царя, сообщали о важных событиях, таких, как венчание на царство. Колокола звонили при встрече высокого гостя или начальства.
Колокола размеряли время. Начиная с ХVI в., в большом количестве появляются башенные часы на колокольнях со специальными часовыми колоколами. Колокола исправно отбивали время. Отсюда выражение – пробил час (рис.3). Болтала и колокольчики, подвешенные на шею коровам, служили не только для того, чтобы найти животное, но и чтобы отпугнуть нечистую силу.

7.Чем знамениты ростовские звоны?
Настоящий колокольный звон на Руси становится известным с Х века. Им поначалу славились Новгород, Москва, а позднее Ростов Великий. Вскоре по всей Руси стали знамениты звоны Ростова Великого. Среди множества построек выделяется четырехглавая звонница с тринадцатью колоколами – образцами литейного искусства русских умельцев. Ростовские колокола были отлиты в ХVII в. по определенному плану, задуманному митрополитом Ростовским Ионой. Память о нем сохранилась в так называемом Ионенском звоне. Самый большой колокол получил имя Сысой, в честь отца митрополита – монаха-схимника. Самый древний – Егорьевский звон. Это поочередный перезвон всех колоколов на фоне звучания Сысоя. Язык Сысою начинали раскачивать за 5 минут до начала звона. Его голос был слышен за 20 км.
На звонницах и больших колокольнях звонили по определенным правилам. Прежде всего, колокола распределяли по функциям: низкие, средние, высокие. Низкие – самые большие, тяжелые и медленные – задают темп звона. Например, два человека, управляющиеся с Сысоем, вызванивают сорок два удара в минуту (при этом ударяют в оба края колокола, а в Егорьевском звоне бьют языком лишь в один из краев. Следовательно, один удар каждый раз пропускается, в результате чего низкие звуки раздаются в два раза реже, то есть 21 удар в минуту.
Судьба была благосклонна к ростовским колоколам. Их не тронули ни войны, ни разруха, ни намеренное истребление церковных ценностей.

8. Какие вы знаете попевки при обучении затейливым ростовским звонам?

При обучении затейливым ростовским звонам использовались всевозможные попевки, в частности, звонари Успенского собора приговаривали про себя:
У нас денежки украли!
У нас денежки украли!
Украли! Украли! Украли!
После чего вступала колокольня церкви Спаса на Торгу:
А мы знаем, да не скажем!
А мы знаем, да не скажем!
Не скажем, не скажем, не скажем!
Своеобразный диалог складывался между колокольнями Рождественского и Богоявленского монастырей. Первый признавался:
Без числа мы согрешили!
Без числа мы согрешили!
Второй же успокаивал:
Един Бог без грехов!
Един Бог без грехов!
Церковь Николы на Подозерье вещала:
Саечники, булочники!
К нам, к нам, к нам!
Крендели, булки!
Крендели,булки!
К нам, к нам, к нам!
Иной раз использовались детские стишки:
Зайчик белый, куда бегал?
В лес сосновый.
Что там делал?
Лыко драл.
Куда клал?
Под колоду.
Кто украл?
или:
Тили-тили-тили бом,
Загорелся кошкин дом,
Кошка выскочила,
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром,
Заливает Кошкин дом.
Тили-тили-тили бом.
Самой короткой из попевок было:
Какая ель, какая ель!
Какие шишечки на ней!
9. Известно ли вам, как отзывались о знаменитых ростовских звонах известные деятели русской культуры К.С.Станиславский и М.В.Нестеров?
Михаил Васильевич Нестеров писал о путешествии по Ярославской губернии: «Виденный мною Переславль-Залесский с его историческим озером и двадцатью девятью церквами и несколькими монастырями полон глубокой старины, но он – лишь только прелюдия к чудным, своеобразным звукам, который дает собой Ростов Великий с Кремлем, его глубоко художественными храмами, звонницами и знаменитым ростовским звоном. Звон этот единственный, он имеет шесть особых мотивов, ведущих свое начало с древнейших времен, и мотивы эти носят наименования былых святителей ростовских, например: Аврамьевский, Дмитровский, Ионафановский и проч. А чтобы и отдаленное потомство могло иметь представление об этом звоне – в музее находится подобранный камертон всех шести звонов».
Ростовские звоны потрясли и Константина Сергеевича Станиславского: «Специально для нас был назначен большой звон ростовских знаменитых колоколов. Это было нечто совершенно неслыханное. Представьте себе на верху церкви длинную, точно крытый коридор, колокольню, «Звонницу», на которой развешены всевозможных разных размеров и тонов большие и малые колокола. Несколько звонарей перебегают от одного колокола к другому, чтобы ударять в них, согласно срепетированному ритму. Так вызванивали своего рода мелодию многочисленные участники своеобразного колокольного оркестра. Потребовался целый ряд репетиций, чтоб достигнуть желаемой стройности и приучить людей перебегать от одного колокола к другому в определенном темпе и с соблюдением необходимого ритма».

10. Можно ли назвать изготовление колокола искусством? Что вам известно о процессе изготовления колокола?
Русские мастера начали лить колокола в ХІІ-ХІІІ веке. Во время монгольского ига литье пришло в упадок, возобновилось в ХIV в. а к началу ХVI века русские мастера достигли совершенства, вытеснив в ХVIII в. иноземцев.
Искусство отливки колоколов на Руси считалось одним из самых сложных и ставилось даже выше архитектурного. В отливке колокола иногда принимали участие более 100 человек. На отливку колокола весом в 100 пудов надо было затратить целый год. Колокола обычно лили из сплава меди с оловом. В отливке колоколов много секретов. Для того чтобы колокол хорошо зазвучал, мастер должен знать технику отливки, состав металла.
Технология производства отработана давно и остается неизменной. В сжатом и предельно упрощенном изложении технология такова. В огромной яме сооружали кирпичный «болван» и глиняную форму. Рядом в печи плавилась медь. Только за 5-7 минут до отливки к ней добавляли олово. Некоторые мастера бросали в растопленную массу серебряные монеты. Серебро придает более открытое и звонкое звучание. Сталь дает более замкнутый звук. Для более резкого – добавляют золото, для более нежного – платину. Чтобы успеху не повредили козни нечистой силы, перед литьем распускали самые нелепые слухи. Считалось: чем нелепее слухи, тем звонче будет колокол.
В литейной яме из кирпича выкладывается пустотелый с плоской вершиной конус – «стержень». На него по шаблону наносят слоями глину, образуя таким образом внутренний контур колокола. После просушки вновь накладывается глина по толщине будущих стенок колокола. Это – «ложный колокол». Когда он готов, на нем укрепляют сделанные из воска надписи и украшения. Затем вновь наносится глина, слои которой теперь прокладываются проволокой и укрепляются железными ребрами, а по верху схватываются железными обручами с крючками. Так делается «кожух» или «рубашка».
Таким образом, получается три слоя специально приготовленной глины, которые, будучи нанесенными один на другой, друг с другом не слиты. Верхний слой «рубашка» осторожно снимается, средний слой – «ложный колокол» – аккуратно выламывается, «рубашка» возвращается на прежнее место. В пустоту, образовавшуюся после удаления «ложного колокола», заливается металл. Дождавшись, пока колокол остынет, его поднимали из ямы и приступали к очистке и окончательной отделке. Несмотря на кажущуюся прочность, колокол – хрупкое создание, для него, к примеру, опасна морозная погода.
Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными орнаментами были виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическим зверями.
Для звонниц обычно подбирают три группы колоколов: большие благовестники, средние – подзвоны, малые – зазвонные колокольчики. (рис.4)

11. Какие бывают надписи на колоколах?
Надписи на колоколах — не толь­ко важная часть их декора, по и свое­образная область эпиграфики, сло­весности и каллиграфии в металле.Располагались строки в верхней и (или) нижней, реже средней части колокола (последнее представляло опасность для качества звука). Над­писи по технике выполнения были литые и гравированные, реже — «вдавленные», приварные. Гравиро­ванные могли наноситься па колокол с литой надписью, когда последнюю требовалось продолжить, дополнить новыми сведениями. Преобладали все же литые, и работа над ними на­чиналась на стадии изготовления формы. Каждый знак требовал глу­бокой тщательной проработки. Текст мог идти подряд или разби­ваться на слова. В качестве раздели­телей возможны изображения крес­та, фигурок зверей и пр.
Прежде всего, надписи на колоко­лах — их своеобразные паспорта, включающие самые необходимые сведения о них, утрачиваемые только вместе с самим колоколом. В число этих необходимых сведений входили дата отливки, вес, имя мастера, при каком государе, по какому пово­ду отлит.
Подобно всему, что касается хра­мов, икон, колоколов, в данной обла­сти поражает полное отсутствие эко­номии своего труда. Были надписи предельно краткие, буквально одно-два слова («Лета 7199» или «Весу три пуда 25 фунтов», но были и весьма протяженные, развернутые (двести-триста слов). Исполнить такую надпись, причем красиво, было делом достаточно тру­доемким, но наши предки воистину не жалели своих усилий для лю­бого дела во славу Божию.

12. От чего зависит звук колокола?
Звучание и тональность колокола зависят от веса, формы, качества литья. Сто одинаковых колоколов, отлитых на одном производстве, будут иметь неповторимый голос – влияет и температура заливки, и то, как металл остывал. Мастера знали, сколько нужно положить олова, меди, серебра, бронзы, чтобы колокол зазвучал. Отлитый колокол, прежде чем занять место на колокольне, получал благословение. В молитве священник просил наполнить колокол силой благодати. Колокол воспринимался как священное музыкальное орудие, способное силой своего звука противостоять врагу, дьявольским наветам, природным стихиям, притягивать благодать Божию, ограждать от вредных для человека сил.
Становление колокололитейной технологии шло по двум путям: совершенствовалась форма и подбирались наиболее удачные соотношения меди и олова. Западноевропейские мастера уже в ХIII веке нашли наилучшую форму. Самые первые колокола имели вытянутую форму, при которой высота колокола в два-три раза превышала его основание. У колоколов ХIII в. диаметр приближается к высоте. Колокола делаются шире, что повышает их акустические свойства.
По соотношению высоты колокола и диаметра его основания различают три разновидности: китайский (азиатский) – диаметр почти в два раза меньше высоты; западноевропейский – диаметр больше высоты (высота 7/8 диаметра); русский – как бы промежуточный между первыми двумя.
Если оптимальные формы были найдены довольно быстро, то поиск правильного сплава (сочетания меди и олова) был гораздо длительнее. Лишь в конце ХIX в. – начале ХIХ в. окончательно определился, так сказать, канонический состав колокольной бронзы.
В характеристике певческого голоса, среди многих определений, есть такое, как полетность. Голос должен лететь, иначе он не станет певческим. Такой полетностью отличается металл – сплав меди и олова в пропорции 78-80% меди и 20-22% олова. В русском языке понятию полетность звука соотвествует слово «разгул», то есть далеко несущийся, гулкий звук.
Первоначально искусством отливки колоколов владели странствующие мастера. Колокол обычно отливали возле той церкви, для которой он предназначался, большие колокола были редкостью. Когда в ХІ в. в г. Гильдесгейма (Германия) был отлит колокол в 100 пудов, он казался чудом. В 1453 г. в Орлеане отлили колокол в 1075 пудов. Колокол собора Св. Петра в Риме весит 700 пудов, Король-колокол в Кельне – 1600 пудов. Лучшие колокола, как известно, с ХV века лили в Германии.
На колоколе всегда есть надпись, кто и когда его создал. Имена русских умельцев дошли до наших дней. Это Андрей Чохов, Иван и Михаил Моторины.

13. Назовите разновидности семейства колоколов.
Разновидностями колоколов являются куранты, карильон, маленький колокольчик. Разновидности колокольчиков: альпийский, валдайский, гречушный, коровий, поддужный, шархунцы.
Курантами называются башенные часы с комплексом настроенных колоколов. Это своего рода музыкальная шкатулка, только больших размеров. В России первые куранты с набором колоколов, настроенных в диапазоне 2 октав, были установлены на Спасской башне Кремля в 1625 году. На Руси куранты ставили на многих церковных и гражданских сооружениях. Так, куранты Петропавловской крепости до октябрьского переворота 1917 г. играли «Коль славен» Бортнянского, а после него «Интернационал». В 1960 г. Д.Шостакович написал музыку для новосибирских курантов. К наиболее известным курантам западного мира относятся часы «Биг Бэна» в Лондоне.
Карийон (от фр. carillon- трезвон) – ударный музыкальный инструмент, построенный на основе небольших гармонически подобранных колоколов. Чаше всего в инструменте их 48. Уже в IХ в. карийон употреблялся для исполнения несложных мелодий. С ХV в. получил широкое распространение в странах Западной Европы. Карийон устанавливали на зданиях городской ратуши, церковных колокольнях. В начале ХVII в. в Германии карийон был реконструирован в особый инструмент – колокольное фортепиано. Одно из них было использовано Генделем в оратории «Саул» и Мейербером в опере «Африканка». С 1922 г. в Бельгийском городе Малин действует Королевская школа игры на карийоне.
Различают колокола – китайский, русский, западноевропейский. Бывают малые, средние, большие колокола. Сысой – самый большой действующий колокол Европы.

14. Знаете ли вы историю появления валдайских колокольчиков?
Валдайские колокольчики – исключительно русское явление. Технология их изготовления отличается от литья церковных колоколов. Легенда связывает начало колокольного производства на Валдае с разбившимся здесь в 1478 г. вечевым Новгородским колоколом.
С ХП века в Новгороде для решения всех вопросов собирали народное собрание вече. А созывал на вече вечевой колокол, символ новгородской вольности. Легенда рассказывает, что, покорив свободный Новгород, царь И.Грозный приказал снять вечевой колокол и доставить в Москву, чтобы звенел в лад с московскими. Но когда вечевой колокол везли через Валдай, на одном из склонов опрокинулись сани, и колокол свалился в овраг. Тогда царь приказал разбить его. Поэт К.Случевский так пересказывает эту легенду в стихотворении «Новгородское предание»

Холмы и топи! Глушь лесная!
И ту размыло!.. Как тут быть?
И царь, добравшись до Валдая,
Приказ дал: колокол разбить.
Разбили колокол, разбили!
Сгребли валдайцы медный сор.
И колокольчики отлили,
И отливают до сих пор.
И, быль старинную вещая,
В тиши степей, в глуши лесной,
Тот колокольчик, изнывая,
Гудит и бьется под дугой!
По преданию. именно из его осколков появились знаменитые ямщицкие колокольчики. Место возникновения этого промысла не случайно. Именно Валдай является центром самой оживленной дороги России – Московско-Петербургского тракта. Ямщицкий колокольчик заблаговременно оповещал о прибытии экипажа к станции. Для самого ямщика колокольчик был музыкальным инструментом, сопровождающим его пение. Классическая валдайская форма колокольчика построена на равновеликих соотношениях высоты и диаметра. Не только форма. но и название его частей (плечи, сарафан, юбка, пояски) говорит о том, что он смоделирован с женщины, одетой в русский сарафан. Узнаваемыми валдайские колокольчики делают и надписи на его юбке: «Купи – не скупись, езди веселись». «Кто колокольчик купит, тот счастлив будет», «Кого люблю, того и дарю», «Нет барыша, зато слава хороша».

15. Какой самый большой в мире колокол?
«Это превосходит силы человеческие! Ничего подобного этой редкости, великой, удивительной и единственной в мире, нет, не было и не будет!» – так писал историк из Византии Павел Алеппский о Большом Успенском колоколе Кремля. Исполин в 8000 пудов (128 тонн) казался чудом. Нюрнбергский мастер Ганс Фальк, работавший в Москве, считал невозможной эту отливку. Но это сделал молодой Александр Григорьев в 1655 году.
Но самый большой колокол не только в России, но и в мире был отлит в Москве в 1733-35 гг. Его отлили Иван и Михаил Моторины, отец и сын. Богатырь в 201т. 924кг., высотой 6,14 м, диаметром 6,6м был отлит на территории Кремля, два года ждал подъема, но так и не дождался.
В 2003 году появился на свет новый Царь-колокол. Отлит он в Санкт-Петербурге на Балтийском заводе для Троице-Сергиевой лавры вместо расколотого в 30-е гг. Он весит 72,2 тонны, а высота его 4,5 м. На сегодня семь самых больших колоколов России: «Царь» (Троице-Сергиева лавра, 72,2 т.), «Успенский» (Московский Кремль, 65,3 т.), «Благовест» (Троице-Сергиева лавра, 35,5 т.), «Реут» (Московский Кремль, 32,8 т.), «Первенец» (Троице-Сергиева лавра, 27 т.), «Семисотный» (Московский Кремль, 13 т.), «Сысой» (Ростов Великий, 12,2 т.).

16. Знаете ли вы историю Царь-колокола? По чьему указу он был отлит? Какова его судьба?
Указом от 26 июня 1730 г. императрица Анна Иоанновна повелела отлить гигантский колокол, названный «Царь-колоколом». Первоначально для этой работы предполагалось привлечь известного парижского «королевского золотых дел мастера и члена Академии Наук» Жерменю, однако отливку поручили «колокольных дел мастеру Ивану Федорову сыну Моторину», потомственному московскому литейщику, жившему в Пушкарской слободе.
К 1731 году Моторин закончил составление проекта колокола. Место для отливки было выбрано в Кремле, между Чудовым монастырем и колокольней Ивана Великого. Стены 10-метровой ямы укрепили дубовым срубом и выложили кирпичом, на железную решетку установили глиняного «болвана», который определял внутренний объем тела колокола, после просушки на нем были выполнены из глины формы будущего колокола.
26 ноября 1734 г., отслужив в Успенском соборе торжественную службу, затопили литейные печи с обломками старых колоколов и 1276 пудами нового металла, затем добавили красную медь и олово. Однако вскоре вышли из строя две литейные печи, металл стал вытекать на землю. Начали плавку в запасных печах. Во время этого процесса произошел взрыв, в результате чего сгорели почти все деревянные конструкции. При подготовке новой отливки внезапно умирает Иван Федорович Моторин, и его место занимает его сын. Через три месяца приступили к новой, третьей по счету отливке. Для предотвращения пожара литейщики вокруг печей поставили 400 человек с пожарными трубами. Плавка, продолжавшаяся 1 час 12 минут, прошла без происшествий, изготовление гигантского «Царь-колокола» было завершено 25 ноября 1735 года.

17. Какова была дальнейшая судьба Царь-колокола?
Больше года производились на колоколе отделочные работы: делались декоративные надписи и украшения. Работа подходила к концу, когда в мае 1737 г. в Кремле вспыхнул пожар небывалой силы, уничтоживший почти все деревянные постройки, конструкции и шатер, закрывавший литейную яму. Колокол раскалился, сбежавшийся народ начал поливать его водой. В результате в теле колокола образовались трещины, и от него откололся кусок весом 11,5 т. Зодчий Матвей Козаков, спускавшийся в яму в 1797 г., насчитал в теле колокола десять больших трещин.
До 1820 г. колокол по-прежнему находится в литейной яме. К этому времени ее застлали досками и сделали специальную лестницу для посетителей, позволившую любоваться изображениями царя Алексея Михайловича и императрицы Анны Иоанновны в парадных облачениях, медальонами с ликами святых и прекрасными декоративными картушами, а на нижнем крае колокола прочитать надпись: «Лил сей колокол российский мастер Иван Федоров сын Моторин с сыном своим Михайло Моториным». Имя скульптора, создавшего прекрасный декор колокола, не сохранилось.
В 1836 г. под руководством архитектора А.А.Монферрана, имевшего большой опыт подъема многотонных гранитных колонн на строившийся Исаакиевский собор в Петербурге, колокол подняли из ямы, в которой он находился более ста лет, на специальных катках передвинули и поставили на восьмигранный постамент. Монферран спроектировал специальное декоративное навершие в виде шара, увенчанного позолоченным крестом.

18. Почему русские колокола в отличие от западных называют язычными?
Существуют различия в способе звона на Западе и в России. На Руси колокола звали язычными, потому что звук извлекался ударами языка по куполу. Это способ позволял создавать различные сложные ритмические рисунки. Раскачивание одного только языка не оказывало сильного воздействия на башню, где помещался колокол, что позволяло отливать колокола огромных размеров. Колокол весом 130 т. был слышен за семь верст (1 верста равна примерно 1 км). На Западе звук образовывался путем раскачивания корпуса колокола. На протяжении веков колокольный звон в России менялся, менялись формы колоколов, их размеры, способ звучания. Звон при помощи удара языком о корпус на Руси утвердился окончательно лишь во второй половине ХVII в. Качающиеся колокола на Руси называли очепными. Очеп – это шест с веревкой на конце, приделанный к валу, скрепленному с колоколом.

19. Что такое «малиновый звон»?
Существует так называемый «малиновый» звон. Его можно сравнить с малиновым цветом. Он очень близок к красному, но только глубже, ровней, мягче. Когда колокола долго находятся в употреблении, то звон, как говорят специалисты, «вызванивается». В таком звоне исчезают неровности, что режут слух, и тогда звон этот называют малиновым. Когда говорят о малиновом звоне, это значит, разговор идет об особой гармонии, красоте звука. В бельгийском городе Малин (Мелехен) находится собор Синт-Ромбаутскерк (13-16 вв.), известный своим колокольным («малиновым») звоном. Малиновый звон нашел отражение в песенном творчестве. Кому не известны такие строки:
Малиновый звон на заре,
Скажи моей милой земле,
Что я в нее с детства влюблен,
Как в этот малиновый звон.

20.Известны ли вам исторические судьбы колоколов?
Обратимся к удивительным судьбам колоколов. Б.Годунов приказал высечь плетьми и отправить в ссылку в Сибирь колокол из города Углича, который поднял народ на бунт после убийства царевича Димитрия.
Многие шедевры колокольного искусства пострадали еще в петровскую эпоху. Во время войны со шведами Петр І объявил об изъятии церковных колоколов. Под Нарвой в 1700 году русские войска утратили большую часть артиллерии. Чтобы возместить потерянные орудия, государь издает указ, в котором каждой епархии предписывается выделить колокола для пополнения запаса металла для орудий.
Известна трагическая история Витебского вечевого колокола. 12 ноября 1623 года православное население города, созванное на главную площадь города вечевым колоколом, подняло мятеж против жестоких мер, которыми униатский епископ Иосафат Кунцевич насаждал унию. Ненавистного епископа убили, но мятеж был подавлен – вечевой колокол был снят и разбит, шестнадцати мятежникам отрубили головы.
Более 1 млн. колоколов звучало над Россией к 1917 году. В Москве в Пасхальную ночь звонило более 5 тыс. колоколов. До революции в России самая бедная церковь имела не менее 3-х колоколов, а на колокольнях богатых церквей – до 10 и более. Мы знаем, что на Беларуси было множество церквей. Так, в Витебске до революции была 21 православная церковь.
В годы советской власти колокольни разрушались вместе с церквями. Правда, на самых знаменитых соборах колокола были сохранены. Последний колокололитейный завод братьев Усачевых был закрыт в 1930 году. Отрывок из записей в дневнике М.Пришвина от 28 января 1930 г.: «Царь Годунов и Карнаухий (имена колоколов) висели рядом и были разбиты падением одного на другой, так русское государство было разбито раздором. Некоторые утешали себя тем, что сложится лучше. Это все равно, что говорить о старинном колоколе, отлитом Годуновым, что из расплавленных кусков его бронзы будут отлиты колхозные машины и красивые статуи Ленина и Сталина».
С Новгородскими колоколами Святой Софии произошла такая история. Шел август 1941 г. Фашисты рвались к Новгороду. Было принято решение вывести исторические ценности, в том числе и знаменитые колокола Святой Софии в глубь страны. Легко сказать – снять и вывезти. Праздничный колокол весит 1614 пудов (26,5 тонн), «воскресный» – 590. И вот темной ночью под огнем фашистской артиллерии саперы взрывом создали котлованы, спустили туда два самых больших колокола, а другим взрывом засыпали их землей. 29 месяцев хозяйничали в Новгороде захватчики, разрушая и оскверняя памятники древней Руси. Настойчиво искали знаменитые колокола, допрашивали священников, новгородцев, но никто не выдал тайны колоколов. В 1944 году Новгород был освобожден.
Традиция прятать колокола, спасая их от осквернения и смерти, ведется еще со времен татаро-монгольского ига. Колокола прятали в болотах, топили в реках, закапывали, уносили в леса. Знатоки утверждают, что по белорусской земле очень много спрятанных колоколов. Есть специальные группы «охотников за колоколами», которые делать на этом бизнес. Дело в том, что за захороненные колокола старинного литья западные музеи и коллекционеры дают хорошую цену.
Их можно легко перевезти за границу, потому что они государственной ценностью не являются. Звонари говорят: «Если человек продал найденный колокол – обрек себя на мучения, а если отдал в музей, то обрек на мучения колокол. Колокол должен висеть. Если он стоит, то структура сплава (медь и олово) нарушается» (кстати, в Минске в институте этнографии он стоит на полу).
О колоколах существует почти столько же преданий и легенд, сколько о святых. Считается, что колокол будет петь только тогда, когда его отлили с чистым сердцем и с добрыми мыслями повесили. Известно немало легенд, когда перед войной или другой бедой колокола начинали звонить сами собой, без звонаря.

21. Что вы знаете об использовании колокола на кораблях?
Колокола на кораблях начали использовать с XIII в.(по английским источникам; в российском флоте с XVII в. Рында (от англ. выражения ring the bell – «звони в колокол») – особый бой (звон) удара в судовой колокол в полдень (до сер. XIX в. сутки на кораблях начинались в полдень). В течение вахты (равна 4 часам) отбивали «склянки»: по истечении получаса - 1 удар, часа – 2 удара и так до 8.

22. Можно ли считать колокольный звон разновидность народного искусства? Приведите примеры использования колокольного звона в русской музыке.
Можно считать, что колокольный звон развивался как разновидность народного искусства. К изучению этого самобытного искусства не однажды обращались деятели культуры. Так, в 1884 году в Петербурге вышла книга, изданная крупнейшим русским искусствоведом В.В.Стасовым – «Ростовские колокола и звоны» с нотной записью звонов, произведенной исследователем и акустиком, ростовским протоиереем Аристархом Александровичем Израилевым. Он одним из первых рассмотрел колокол как музыкальный инструмент с технической точки зрения звуковой теории, стал рассматривать колокол. Он записал звоны нотами и описал способ расположения звонарей, и порядок их действий.
Одна из самых ярких сцен оперы «Борис Годунов» – венчание на царство Бориса – сопровождается великолепным торжественным звоном. Широко известна и поэма «Колокола» С.Рахманинова, написанная на стихи Эдгара По.

23. Какие вы можете назвать произведения искусства, в которых отражены художественные образы колоколов и колокольного звона?
Только в одной стране мира – в России – живет колокольная музыка. Только на Руси колокольный звон стал национальным искусством: вошел в музыку, отразился в литературе, в живописи. (Левитан «Вечерний звон». Кустодиев «Масленица» Савицкий «Черная быль» .Чюрленис «Колокольня». А.Ахматова «Вечерний звон у стен монастыря». К.Бальмонт поэма «Колокольчики и колокола» С.Есенин).
В Большом театре Москвы имеется установленная по всем правилам звонница. Самый большой колокол имеет низкое до-диез. Его вес несколько десятков тысяч пудов. Эта работа была проведена в 30-е гг. Этому способствовал процесс широкого наступления советской власти на религию и связанное с этим разрушение церквей и снятие колоколов. Интересен тот факт, что чиновник, который дал добро на создание звонницы, выдвинул условие, чтобы после сбора колоколов для Большого театра была создана звонница для Парка культуры и отдыха на берегу Москва-реки. При этом колокола должны были играть «Интернационал».

24. Известны ли вам какие-либо обычаи, связанные с колоколами? В России было принято дарить колокола в церковь. Такие вклады совершали не только члены царской семьи, но и богатые купцы и зажиточные крестьяне.
На Руси существовал и ныне существует обычай допускать в пасхальную неделю на колокольню любого желающего. Русская пословица гласит: «В светлую седмицу кто не звонарь». Известный исследователь фольклора А.Афанасьев писал: «В народе верят, что лучшее лекарство от головных болей и боли в руках – колокольный звон, полезно собственноручно звонить в колокола, особенно на святой неделе».

25. Как вы объясните пословицу «Кто обидел звонаря, тот обидел Бога»?
Звонарем мог стать не каждый. Мало было слуха, расторопности и чувства ритма. Когда кого-либо из горожан определяли к колокольне, особо требовалось, чтобы он «будучи звонарем должность свою по надлежащему исправлял со всякою исправностию безостановочно и житие имел добропорядочное и трезвенное, а пьянственных и прочих непотребных поступок, к подозрению приличествующих, отнюдь не производил». Звонарь был фигурой публичной, и его репутация значила многое.
На высоких многоярусных колокольнях многочисленные звонари не видели друг друга. Организующим моментом был ритм, под который подкладывались словесные поговорки, которые произносились во время звонов. На Руси существовало два типа построек под колокола: звонница и колокольня. Колокольня – башня. Звонница представляет собой стену с проемами для колоколов, известна с ХIV в.
Искусство звонаря складывалось как из таланта, так из знания канона, акустики, умения правильно рассчитать силу удара. Считается, что профессиональная болезнь звонарей – глухота, однако это не всегда соответствует действительности. Многие наши звонари – старцы, которые отличаются завидным здоровьем. Сами звонари говорят, что некоторую опасность для слуха могут представлять лишь очень тяжелые и очень маленькие колокола, звучащие на самых низких и самых высоких частотах.
В 1995 г. в Москве открылся Колокольный центр. В нем ведется подготовка звонарей. В начале 2000 года в Минске в храме в честь иконы Божьей матери «Всех Скорбящих Радости» открылась наша белорусская школа звонарей. Ее освятил Митрополит Минский и Слуцкий, патриарший экзарх всея Беларуси Филарет. В своем приветственном слове он сказал, что звонарь – это не профессия, а дар Божий. Главный принцип отбора в школу звонарей – человек должен быть православным. Настоящий звонарь работает не руками, не ногами, не анализирует свои действия разумом, а звонит сердцем и душой. Правда, в первом наборе насчитывалось только семь энтузиастов, среди них одна женщина. Мнение, что звонарь – только мужчина, ошибочно. В женских монастырях звонят женщины. В Соборе Василия Блаженного по воскресеньям звонят сотрудницы музея. «Женский» звон отличается от «мужского»: он тише, деликатней, мелодичнее.

26.Что вам известно о лечебных свойствах колокольного звона?
Опытным путем доказано, что активность микробов под воздействием колокольного звона и церковных песнопений падает на 40%. Дело в том, что колокола работают как генераторы энергии в ультразвуковом диапазоне, разрушающем болезнетворную среду. Колокольный звон обеззараживает вирусы гриппа, желтухи, и другую инфекцию. Под его воздействием патогенные микроорганизмы превращаются в кристаллические структуры и не несут уже никакой опасности. Облучение малыми дозами ультразвука сейчас используют в пищевой промышленности для стерилизации космических аппаратов и медицинских приборов (ультразвуковой спектр более 25кГц, ускоряет лечение инфекционных болезней и повышает иммунитет человека).
Таким образом, мы можем заключить, что когда в средние века во время чумы непрерывно звонили колокола, это было не суеверием, а грамотным методом дезинфекции. Благотворное воздействие колокола основано на том известном факте, что органы в человеческом теле настроены на определенные тона и весь организм, как чуткий музыкальный инструмент, резонирует с окружающим звуковым полем.
Специалистам давно известен лечебный эффект, основанный на увеличении капиллярного крово- или лимфотока в зоне виброакустического воздействия. Кровоток (лимфоток) усиливается потому, что гидродинамическое сопротивление сосудов снижается на акустической волне определенной частоты. Однако для каждого диаметра сосудов существует своя оптимальная частота. Еще лучше – если диапазон частот будет широким и непрерывно меняющимся. Именно такой диапазон свойственен колоколам. Ученые в лабораторных условиях разработали комплекс, воспроизводящий синтез различных акустических волн, настроенных на резонансные структуры человеческого тела. И оказалось, что этот комплекс в точности отражает резонансную структуру колокола!
Современная медицина пришла к выводу, что колокольным звоном лечится и целый ряд психических заболеваний.
В старину колокольные звоны применялись при лечении различных заболеваний. Им лечили в монастырях, правда, этот процесс непременно был связан еще и с молитвой.


27. Как следует оценивать колокольный звон в православной традиции?
В православной традиции колокольный звон не только призывает к молитве, но и настраивает человека на определенный лад, вызывает глубокие переживания контакта с высшими силами. Не зря колокол называют звуковым солнцем, благовестом. Так, используя звоны колоколов различных групп, можно создавать соответствующее настроение, что отчасти и делают церковные звонари в зависимости от характера праздника и богослужения. Известно, что более низкие тона действуют успокаивающее, а высокие – возбуждают. По старым церковным традициям для больных создавался особый ритм звона, помогающий душе освободиться от тягости недуга и почерпнуть силы в высших сферах.

28. Что такое антропоморфизация колокола?
Как на Западе, так и в России имеет место характерная антропоморфизация колоколов, то есть обращение с колоколом как с человеком. У колокола, как и у человека, имеются язык, уши, плечо, тулово (рис.5).
Колоколам, как и людям, давались имена, и отношение к ним было как к живому существу. Баран, Козел, Голодарь (названный так в честь Великого поста). Гавриил, Георгий, Реут («ревун»), Сысой, Широкий, Немчин, Лебедь, Неопалимая Купина, Медведь – в зависимости от характера их звучания.
За провинность колокола наказывали, отправляли в ссылку, секли розгами. Первым ссыльным колоколом был угличский, возвестивший о смерти царевича Дмитрия в 1593 г. За это он был высечен и сослан вместе с угличанами в Сибирь, в Тобольск. В наказание у колокола был вырезан язык.
Во время понтификата Иоанна ХIV в 983 году был введен обряд крещения колокола: колокол крестили, как младенца, нарекали ему имя, надевали крестильную рубашку, у него были воспреемники – крестные отец и мать, то есть колокол совершенно уподоблялся живому существу.
Русские придавали колоколу чрезвычайно важное значение. Возьмем к примеру обычай пленения колокола. В 1066 году полоцкий князь Всеслав пленяет новгородские колокола, 1481 год – псковичи привезли великому князю восемь немецких колоколов. У побежденных брали то, что являлось национальной святыней – колокола.

29. В чем заключается необычность колокола как предмета культа?
Физики открыли, что Солнце гудит, как колокол! Внутри него каждые несколько минут возникают звуковые волны. Их частота слишком низка для нашего слуха, она улавливается специальными приборами. Само излучение звука колокола в свободном пространстве по всей направленности представляет собой крест!
Попробуйте произнести слово «звонарь» медленно и четко, хорошо выговаривая звуки, и вы почувствуете, что слово это поет, что оно – звонкое, радостное, торжественное. И дело, которое делает звонарь, такое же.
Колокольный звон сродни радуге. Когда вдруг зазвучит колокол или раскинется в небе коромысло радуги, сердце человеческое начинает биться по-другому, в такт биению пульса Вселенной. В звоне колокола, в цветах радуги человек вновь и вновь обретает смысл – опору, отправную точку, уверенность, которая постепенно перерастает в веру.
Колокол дремавший разбудил поля,
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою бледная луна.
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгоняет сон,
Где-то за дорогой замирает звон (С.Есенин)
Надпись на одном из средневековых колоколов гласит: «Пока я звоню, пусть далеко отойдут огонь, град, гром, молния, зараза, меч, сатана и злой человек».
Как видим, колокольный звон считается средством против многих бед.
Один мудрый человек сказал: «Храм – это молитва в камне, икона – это молитва в красках, колокол – это молитва в звуке».

Литература

1. Белов, А.В. Когда звонят колокола / А.В.Белов. – М.,1989.
2. Березин, Б.В. История колоколов и искусства колокольного звона / Б.В.Березин. – Мн.,2000.

  1. Гнездилов, А.В. Лечебное применение колокольного звона / А.В.Гнездилов //Медицинские технологии. – 1995. – №1-2.
  2. Долгоаршинных, Н.Н. Колокола Древней Руси / Н.Н.Долгоаршинных // Искусство в школе. – 1998. - № 2
  3. Звонница: альманах школы звонарей Минского епархиального управления. – Мн.,2000.
  4. Козлов, В.Ф. Гибель церковных колоколов в 1020-30-е гг. / В.Ф.Козлов // Отечество: краеведческий альманах- 1994.- вып.5
  5. Колокола: история и современность. 1990 год. / под ред. Б.В.Раушенбаха.- М., 1993.
  6. Кошмина, И. Духовная музыка: мир красоты и гармонии / И.Кошмина // Искусство в школе. – 1991.- 1991. №2
  7. Купрявичус, В. Каунасские куранты / В.Купрявичус // Музыкальная жизнь. – 1964. - №20.
  8. Медведева, Л.С. Согласье золотых колоколов / Л.С.Медведева // Искусство в школе. – 1998. - №3.
  9. Музыка колоколов / под ред. А.Б.Никанорова.- Спб., 1999.
  10. Никитина, Л.Д. История русской музыки: популярные лекции / Л.Д.Никитина. – М., 1999.
  11. Оловянников, Н.О. История колоколов и колокололитейное искусство / Н.О.Оловянников. – М., 1912.
  12. Православный звон: поэтический сборник / состав. В.Г.Шариков – М., 1997
  13. Пухначев, Ю. Загадки звучащего металла / Ю.Пухначёв. – М., 1974.
  14. Рогаль-Левицкий, Д.Л. Беседы об оркестре / Д.Л.Рогаль-Левицкий. – М., 1961.
  15. Сергеев, А. В другом царстве не найти ничего подобного... / А.Сергеев // Народное творчество. – 1992. – №1.
  16. Цветаева, А.А. Мастер волшебного звона / А.А.Цветаева, Н.П.Сараджев. – М., 1988.
  17. Цветаева, А.А. Сказ о звонаре Московском / А.А.Цветаева // Москва.- 1977. - № 7.
  18. Шариков, В.Г. Использование бил в православном звоне / В.Г.Шариков и др. – М., 1996.

Источник: Колокола – часть славянской культуры: методические материалы. – Витебск: ГУО «ВОИРО», 2008. – 26 с.
Автор-составитель: Л.Н.Коваленко, доцент кафедры психологии, педагогики и частных методик УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук Рецензент: А.С.Метелица, доцент кафедры управления и технологий образования УО «ВОГ ИПК и ПРР и СО», кандидат педагогических наук

 

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.