На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психология учебной деятельности - Тема 5. Функции управления в обучении
Психология учебной деятельности - Тема 5. Функции управления в обучении
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Психология учебной деятельности
Тема 3. Психологические аспекты современных методов обучения
Тема 4. Развивающее обучение
Тема 5. Функции управления в обучении
Все страницы

 

Тема 5. Функции управления в обучении
План лекции
1. Цели как фактор управления в обучении. Требования к формированию целей.
2. Информационная основа обучения. Общие требования
к информации.
3. Прогнозирование в обучении.
Ключевые понятия: цель, прогнозирование в обучении, информация, диагностика, контроль, оценка.

1. Цели как фактор управления в обучении. Требования к формированию целей.
Цели выполняют роль системно-образующего фактора в структуре основных функций управления и имеют решающее значение в организации обучения.
В научной литературе к определению понятия ««цель», подходят по-разному. Цель рассматривается как: желанное состояние объекта (М. А. Марков); метод потребного будущего (Н. А. Бернштейн); модель будущих результатов (П. К. Анохин); сознательный образ ожидаемого результата или осознанный желаемый результат (О. К. Тихомиров).
Последнее определение О. К. Тихомирова мы берем за основу. Цель — это сознательный образ ожидаемого результата или осознанный желаемый результат.
Главным инвариантным признаком, на который указывают при определении цели, является образ будущего результата, который может быть либо в виде перцептивных образов и моделей, либо в виде вербализованных понятий, суждений, умозаключений.
Цели отдельного человека иди социальных систем порождаются потребностями, бывают индивидуальные и общественные. По источнику и. способу образования цели могут быть внутренними (инициативными) и внешними (заданными извне). Внутренние вырастают из потребностей и мотивов. Внешние формируются в виде требований, норм, приказов и т.д. и накладываются на существующие потребности и мотивы одного человека.
Требования к формированию целей: ясность и понимание цели; отношение к целям; выявление роли потребностей, мотивов и всего опыта человека в формировании и достижении целей; соотношение внешних и внутренних целей; ориентация на стратегию учебного заведения.
Общие требования к средствам достижения целей называют стратегией. К характеристикам стратегии относятся: полнота, т. е. степень, с которой она обеспечивает достижение целей; релевантность, т. е. соответствие стратегии цели; мера избыточности как наличие ресурсов и возможностей для достижения целей; эффективность, которая измеряется либо количеством затрат для получения результата, либо количеством результатов, полученных при известных затратах.


2. Информационная основа обучения. Общие требования к информации.
Основными источниками формирования общей информационной основы управления являются индивидуальные и общественные потребности, мотивация и возникающие на их базе цели отдельных людей или социальных систем, внешняя по отношению к ним среда или окружение, прошлый опыт или история системы, способы действия и их эффективность, реальные результаты и успешность их достижения. Каждый из этих источников характеризуется взаимосвязью различных свойств и параметров, их изменчивостью.
Требования к информации с целью оптимизации процесса управления:
• адекватность информации. В результате активного преобразования поступающей информации в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями у человека формируются концептуальные модели и информационные образы, которые никогда не являются зеркальным отражением действительности, а представляют известную ее субъективную картину. Степень адекватности, с которой эта субъективная модель отражает реальную обстановку и ситуацию обучения, существенно сказывается на эффективности, с которой процесс обучения будет осуществляться;
• полнота информации. Предполагает учет всех взаимо связанных факторов среды, множества структурно-функциональных преобразований самой системы, способных повлиять на ее поведение;
• релевантность информации. Информация, формирующая субъективную модель ситуации обучения, должна быть полезной и существенной по отношению к его целям. Основу для оценки полезности информации составляют цели и история их достижения в прошлом. Слабая дифференциация значимой и малоценной информации неизбежно ведет к ошибкам в решениях и плохим результатам;
• объективность и точность информации. При передаче информации по различным каналам связи она искажается под влиянием причин как субъективного, так и объективного порядка (например, выход из строя или механический дефект какого-нибудь технического устройства в средствах коммуникации). В тех случаях, когда виновником искажений является человек, говорят о субъективных причинах. Субъективные искажения могут вызываться преднамеренно или непреднамеренно. В первом случае, исходя из личных целей или интересов других лиц, человек частично или полностью изменяет или вовсе исключает из сообщения важную передаваемую им информацию. В другом — причиной являются индивидуальные психофизические и психофизиологические характеристики человека, определяющие его пропускную способность и возможности в приеме, переработке и передаче информации. Однако во всех случаях искажения любого рода вызывают нежелательные последствия, и в связи с этим возникает необходимость введения специальных механизмов и способов предупреждения и исправления различных ошибок» помех в поступающей информации;
• структурированность информации. Обработка поступающей информации осуществляется разными структурами в соответствии с принятым способом разделения целей на подцели и задачи и распределением последних между различными частями системы. Структурированность информации по принципу «дерева целей» значительно облегчает процесс управления.
• доступность информации. Свою управляющую функцию информация может сыграть только тогда, когда все содержание полученной информации понято. Ее понимание определяется доступностью, которая, в свою очередь, зависит от языка (кода), формы и способа представления. Другим фактором является форма ее представления. Последняя должна быть такой, чтобы она облегчала процесс выделения и усвоения смысла передаваемого сообщения. Форма или способ представления информации оказывает влияние не только на скорость выделения и усвоения содержания и смысла сообщения, но и на его оценку.
• своевременность и непрерывность информации. Информация всегда должна поступать своевременно. Всякая запаздывающая информация становится либо бесполезной, либо ведет к действиям, не соответствующим новой ситуации. Также бесполезной оказывается преждевременная информация. Информация, поступающая постоянно раньше времени, становится избыточной и мешает выделению сведений, важных для текущей ситуации. Своевременность и непрерывность поступления информации являются ее существенными временными параметрами, от которых зависит эффективность управления в динамических системах.
Следует иметь в виду, что учебная информация, отражающая предметную область будущей профессиональной деятельности человека, является лишь одной из составных частей информационной основы обучения. Помимо общего или профессионального содержания образования, полная информационная основа обучения включает все те аспекты функционирования педагогической системы, которые были описаны выше.
3. Прогнозирование в обучении.
Прогнозирование в обучении — это предсказание возможной степени достижения какой-либо цели в конкретной или ожидаемой ситуации при определенном способе действия. Построение прогноза начинается с формирования диагноза, то есть с анализа и синтеза информации внутри и вне системы как основы для предсказания будущего положения. С$ема ди агностирующей процедуры включает в себя следующие моменты:
1) обнаружение проблем по их эмпирическим признакам на основе обзора информации о внешней и внутренней среде;
2) фиксация уровней результатов и сравнение их с нормами работы;
3) формирование предварительной диагностической гипотезы на основе первичной классификации и обработки полученной информации;
4) поиск внешних и внутренних причин, породивших проблемы и отклонения в результатах;
5) определение окончательного диагноза.
Прогнозирование связано, с одной стороны, с предвидением событий, с другой стороны, с оценкой ожидаемых последствий тех или иных действий самого человека или поведения системы.
Предвидение событий основывается на реальной повторяемости событий, характеризующей их объективную вероятность. Интерпретация вероятности может осуществляться на частотной, логической и персонологической основе. Частотная интерпретация связана с оценкой частоты поступления событий, логическая основана на различных умозаключениях. Персонологическая имеет в своей основе субъективное состояние уверенности в ожидаемых результатах.
Оценка последствий представляет собой процесс приписывания промежуточным или. конечным результатам субъективной ценности или полезности. Среди стратегий правил и способов оценки последствий выделяют линейную, конъюнктурную, альтернативную и конфигуративную стратегии. При линейной стратегии общая полезность результатов рассматривается как взвешенная сумма недостатков и достоинств объекта.
Конъюнктурную стратегию характеризует приписывание измерениям результатов, которые превышают пороговую величину. Недостатки конъюнктурной стратегии снимаются альтернативной стратегией, согласно которой предпочтение отдается более сильным сторонам и достоинствам объекта, а не его недостаткам. Таким образом, альтернативная стратегия устраняет «принцип средней всесторонности» и поощряет разнообразие талантов, подходов, точек зрения и т. д.
Конфигуративная стратегия предусматривает взаимодействие всех критериев и измерений оценки и обеспечивает целостность возможных последствий. Она является наиболее эффективной при построении прогнозов.
Процесс прогнозирования по своему назначению многофункционален, поскольку связан со всеми другими функциями управления.
Рекомендуемая литература
1. Эффективный школьный менеджмент : пособие для директоров шк. /под ред. О. И. Тавгеня, Н. И. Запрудского, Н. Н. Кошель. Минск 2006.
2. Якунин, В. А. Педагогическая психология: учеб. пособие / В. А. Якунин 2-е изд. СПб., 2000.
Вопросы для самопроверки.
1. Что такое цель?
2. Дайте определение понятию «прогнозирование в обучении».
Какие цели образования на уровне отдельного человека и на
3. уровне организованной социальной системы вы знаете?
4. Что составляет основу измерения целей и фактических результатов?
5. В чем состоит роль доминирующей мотивации в формировании информационной основы управления в обучении?
6. Назовите требования к учебной информации с целью оптимизации процесса управления обучением.
7. В чем сущность процесса прогнозирования в обучении?
8. Назовите способы организации совместной деятельности в обучении.

Источник: Котикова О. П. Педагогическая психология / О. П. Котикова, Н. Ю.Клишевич. — Минск: Аверсэв, 2007. — 299 с. — (Учебник высшей школы).



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.