Введение в психологию
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1 Предмет и область изучаемых явлений психологии
2 Отрасли психологии и их характеристика
3 Основные методы психологических исследований

1. Предмет и область изучаемых явлений психологии

Каждая наука имеет свой объект и предмет, свои задачи. Объектом, как правило, являются носители тех явлений и процессов, которые исследует конкретная наука, а предметом – специфика формирования, развития и проявления этих феноменов.
Психология – это область знаний о внутреннем (психическом) мире человека. Предметом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека и формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта деятельности и активного деятеля социально-исторического развития общества.
Поведение человека с нормальной психикой всегда обусловлено воздействиями объективного мира. Отражая внешний мир, человек не только познает законы развития природы и общества, но и оказывает на них определенное воздействие, чтобы приспособить окружающий мир к наилучшему удовлетворению своих материальных и духовных потребностей.
В реальной деятельности человека его психические проявления (процессы и свойства) не возникают спонтанно и изолированно друг от друга. Они тесно взаимосвязаны между собой в едином акте социально обусловленной сознательной деятельности личности. В процессе развития и формирования человека как члена общества, как личности многообразные психические проявления, взаимодействуя между собой, постепенно превращаются в относительно устойчивые психические образования, сознательно регулируемые действия, которые человек направляет на разрешение встающих перед ним жизненно важных задач. Следовательно, все психические проявления человека как общественного существа, как личности обусловлены его жизнью и деятельностью.

Современная психология рассматривает психику как свойство особым образом организованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное отражение реальной действительности, но они не могут быть отождествлены с психикой, которая всегда имеет определенное содержание, т.е. то, что она отражает в окружающем мире. Психику человека следует рассматривать не только с точки зрения составляющих ее процессов, но и с точки зрения их содержания.
Психика – это свойство головного мозга, обеспечивающее человеку и животным способность отражать воздействия предметов и явлений реального мира. Сознание человека является высшим этапом развития психики и продуктом общественно-исторического развития, результатом труда. Психика многообразна в своих формах и проявлениях.
Область изучаемого представляет мир психических явлений. Мир психических явлений – это совокупность всех явлений и процессов, которые отражают основное содержание психики человека.
Психические процессы – это психические явления, обеспечивающие первичное отражение и осознание человеком окружающей действительности. Различают три группы психических процессов: познавательные, эмоциональные и волевые. Это три стороны психической деятельности человека.
В результате познавательной деятельности (включающей в себя ощущения, восприятие, память, мышление и воображение) формируются знания об окружающей действительности. Эмоциональные процессы выражают отношение к тому, что человек познает и делает. Воля обеспечивает активное воздействие на окружающий мир и выступает как регулирующая функция поведения людей.
Психические свойства – это наиболее устойчивые и постоянно проявляющиеся особенности личности, обеспечивающие определенный качественно-количественный уровень поведения и деятельности, типичный для данного человека. К психическим свойствам относятся: темперамент, характер, способности, мотивация, направленность личности и т.д.
Психические состояния – это определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерный для него в каждый данный момент времени. Психические состояния – это активность, пассивность, утомление, апатия и т.д.

Психические образования – это психические явления, формирующиеся в процессе приобретения человеком жизненного и профессионального опыта, в содержание которых входит особое сочетание знаний, навыков и умений.
Социально-психологические явления и процессы – это психологические феномены, обусловленные взаимодействием, общением и взаимовлиянием людей друг на друга и их принадлежностью к определенным социальным общностям.
Кроме того, психология изучает такие явления, как бессознательное, личность, деятельность и поведение.
Бессознательное – это форма отражения действительности, в ходе которого человеком не осознаются его источники, а отражаемая реальность сливается с его переживаниями.
Личность – это человек с присущими ему индивидуальными и социально-психологическими особенностями.
Деятельность – это совокупность действий человека, направленных на удовлетворение его потребностей и интересов.
Поведение – внешние проявления психической деятельности.
Основной задачей психологии как науки является изучение объективных закономерностей функционирования психических явлений и процессов как отражения объективной действительности. При этом психология ставит и решает ряд других задач:
изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;
анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;
исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;
содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).
Изучение психологии помогает лучше понимать себя и других людей, учитывать их психические состояния, видеть положительные стороны, выяснять, как и почему возникают у людей те или иные индивидуальные особенности, устанавливать контакты с окружающими.
Изучение психологии помогает лучше видеть свои сильные и слабые стороны. Человек получает возможность работать над собой, совершенствуя хорошие качества и преодолевая недостатки. Знание психологии помогает людям в их трудовой и учебной деятельности, раскрывая условия лучшего понимания, запоминания, внимания, мыслительной деятельности. Большое значение имеет психология для изучения литературы, языка, истории и других общественных наук, которые отражают жизнь человека.


2 Отрасли психологии и их характеристика


Психология – достаточно молодая отрасль знаний, являющаяся чрезвычайно перспективной, так как не исчерпала своих возможностей, отвечая на запросы современного социального и экономического прогресса, предполагающего совершенствование людей и их психики.
Великий философ Аристотель в трактате «О душе» выделил психологию как своеобразную область знаний и впервые выдвинул идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей чувства и мысли, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни. Идея о неразделимости души и живого тела стала основой для развития психологии.
Название науки – «психология» произошло от двух греческих слов «псюхе» (душа) и «логос» (учение, слово). Что вместе означает «наука о душе». Это название впервые появилось только в XVII в. в работе немецкого философа Христиана Вольфа.
Взаимосвязь психологии с другими отраслями научных знаний прочны и закономерны (рисунок 1).

психология 1


Фундаментальные (базовые) отрасли знаний
ПСИХОЛОГИЯ
Прикладные (специальные) отрасли знаний
Рисунок 1 - Взаимосвязь психологии с другими отраслями научных знаний

Согласно классификации наук академика А. Кедрова, психология занимает центральное место не только как продукт всех других наук, но и как возможный источник объяснения их формирования и развития. Психология интегрирует все эти данные наук, и в свою очередь влияет на них, становясь общей моделью человекознания.
Современная психология представляет собой широко развернутую область знаний, включающую ряд отдельных дисциплин и научных направлений. Их можно разделить на две группы: фундаментальные (базовые) и прикладные (специальные).
Фундаментальные (или базовые) отрасли призваны давать знания, одинаково необходимые всем, кого интересует психология и поведение людей. В силу такой универсальности эти знания иногда объединяют термином «общая психология» (рисунок 2).


Общая психология

1. Психология познавательных процессов и состояний
2. Психология индивидуальных различий
3. Социальная психология
4. Возрастная психология
5. Психология личности
6. Психофизиология
7. Зоопсихология

Рисунок 2 - Фундаментальные (базовые) отрасли психологической науки


Психология познавательных процессов и состояний изучает такие психические процессы, как ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь.
Психология индивидуальных различий или дифференциальная психология - раздел психологической науки, который изучает психологические различия, типологические различия психологических проявлений у представителей различных социальных, классовых, этнических, возрастных и других групп.
Социальная психология изучает социально-психологические проявления личности человека, его взаимоотношения с другими людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах (воздействие радио, прессы, телевидения, моды, слухов на различные общности людей).
Возрастная психология изучает развитие сознания человека, его психических процессов, деятельности, всей личности в разные возрастные периоды его жизни.
В психологии личности изучается психическая структура личности и психические свойства личности, определяющие дела и поступки человека.
Психофизиология – область междисциплинарных исследований на стыке психологии и нейрофизиологии. Изучает психику в единстве с ее нейрофизиологическим субстратом – рассматривает соотношение мозга и психики, роль биологических факторов, в том числе свойств нервной системы, в выполнении деятельности психической. В сущности, познание функций структур головного мозга и нервной системы только начинается. Первоначально термин использовался наряду с понятием «физиологическая психология» для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы.
Зоопсихология изучает особенности психики животных.
Вторая группа отраслей называется прикладными (или специальными). Это отрасли, достижения которых используются на практике (рисунок 3).


Некоторые специальные отрасли психологических исследований


1. Педагогическая психология
2. Медицинская психология
3. Военная психология
4. Юридическая психология
5. Космическая психология
6. Инженерная психология
7. Психология управления (труда)


Рисунок 3 – Прикладные (специальные) отрасли психологической науки

Это отрасли психологии, изучающие психологические проблемы конкретных видов человеческой деятельности.
Педагогическая психология изучает закономерности развития личности в процессе обучения, воспитания.
Медицинская психология изучает психологические особенности деятельности врача и поведения больного.
Военная психология – изучает поведение человека в условиях боевых действий.
Юридическая психология – изучает психологические особенности поведения участников уголовного процесса (психология свидетельских показаний, психологические требования к допросу и т.п.), психологические проблемы поведения и формирования личности преступника.
Авиационная, космическая психология – анализирует психологические особенности деятельности летчика, космонавта.
Инженерная психология – изучает закономерности процессов взаимодействия человека и современной техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации автоматизированных систем управления, новых видов техники.
Психология труда – рассматривает психологические особенности трудовой деятельности человека, закономерности развития трудовых навыков.
Таким образом, для современной психологии характерен процесс дифференциации, порождающий разветвленность психологии на отдельные отрасли. Отрасли нередко весьма далеко расходятся и существенно отличаются друг от друга, но сохраняют общий предмет исследования – факты, закономерности и механизмы развития психики человека и животного.


3 Основные методы психологических исследований


Наука не может развиваться, если не будет постоянно пополняться все новыми фактами. Правильное и успешное ее развитие возможно только в том случае, когда она использует для накопления фактов наглядно обоснованные методы. Все методы имеют своей целью раскрытие закономерностей психики и поведения человека, каждый метод осуществляет это соответственно с присущими ему особенностями.

В психологии различают основные и вспомогательные методы (рисунок 4).

психология 2

Рисунок 4 – Методы исследования в психологии


К основным методам относят метод наблюдения и метод эксперимента, к вспомогательным – все остальные (метод экспертных оценок, метод анкет, метод самонаблюдения, метод тестов и т.д.).
Наблюдение – это метод, предусматривающий целенаправленное фиксирование тех явлений, которые интересуют исследователя, с целью их последующего анализа и использования для нужд практической деятельности.
Наблюдение бывает житейское и научное, включенное и не включенное, скрытое и открытое, полевое и лабораторное, лонги-тюдное (длительное).
Научное наблюдение подчиняется ряду правил и требований:
1. Обязательное наличие цели наблюдения и ее соответствие целям исследования;
2. Выбор способов наблюдения и способов фиксации наблюдаемых явлений;
3. Планомерное проведение наблюдения по определенной схеме;
4. Проверка результатов наблюдения с точки зрения их обоснованности и надежности.
При включенном наблюдении исследователь сам выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за которым ведется наблюдение. История психологии знает немало примеров того, как метод включенного наблюдения помогал исследователям выявить такие психологические особенности, которые никогда не могли бы быть обнаружены с помощью специально поставленного эксперимента. Например, У. Уайт «Общество на углу улицы» (США). Исследовал ценностные ориентации и нормы в группах подростков и молодежи, собирающихся по вечерам на углах улиц и перекрестках. Уайт прожил в этой среде длительное время. Систематическое включенное наблюдение позволило ему увидеть такие закономерности общественной направленности стихийных групп, которые не были замечены никем из других исследователей той поры.
Невкюченное наблюдение – это наблюдение со стороны, когда исследователь не принадлежит к числу участников наблюдаемой группы. Тщательно спланированное и четко организованное не включенное наблюдение является важной составной частью любого социально-психологического исследования.
В зависимости от позиции наблюдателя по отношению к наблюдаемым выделяют наблюдения открытое и скрытое.
Открытое наблюдение, это когда человек знает, что в определенных ситуациях он является объектом специального изучения.
При скрытом наблюдении человек не подозревает, что ведется наблюдение за его поведением и деятельностью. При этом используются специальные записывающие устройства (магнитофон, видеокамера и т.д.). Проведение скрытого наблюдения требует строгого соблюдения этических норм и принципов.
Исходя из особенностей организации наблюдения, различают наблюдение полевое и лабораторное.
При полевом наблюдении объектом наблюдения является реальный социальный или производственный процесс. При лабораторном наблюдении объектом наблюдения является экспериментальная ситуация, более или менее приближенная к реальности. Результаты наблюдений фиксируются в протокол. Часто для наблюдения заранее готовятся специальные таблицы и матрицы, в которых ведется учет единиц наблюдения.
Лонгитюдное (длительное) наблюдение специфично именно благодаря своей длительности. Оно достаточно эффективно используется в современной психологии управления. Так, известная теория Пола Херси, которую он назвал теорией лидерства, была открыта благодаря длительному наблюдению за достаточно большой группой американских менеджеров.
Метод наблюдения широко применяется в психологии. Этот метод обладает рядом преимуществ, но есть у него и недостатки. Преимущества метода наблюдения заключаются в следующем:
- позволяет фиксировать событие в момент его протекания;
- позволяет получить информацию о действия индивидов вне зависимости от их установок.
Среди недостатков метода наблюдения можно отметить следующие:
- влияние субъективного фактора, т.е. личностные особенности, установки, предшествующий опыт, эмоциональное состояние наблюдателя и многое другое могут значительно повлиять на интерпретацию результатов поведения;
- знание человеком того, что за ним наблюдают, часто приводит к изменению поведения и сказывается на результатах деятельности наблюдаемых;
- длительное включенное наблюдение приводит к адаптации наблюдателя к происходящим событиям, что ведет к снижению объективности результатов наблюдения;
- сфера наблюдения ограничена, не все можно изучать этим методом;
- наблюдение требует значительных затрат времени.
Поэтому ни один из видов наблюдения, даже тщательно организованных, не дает абсолютно объективных результатов. В результате наблюдения может появиться только гипотеза, которая, чтобы стать истиной, нуждается в экспериментальной проверке. Вот почему эксперимент является вторым основным методом психологии.
Эксперимент – это организованное взаимодействие между испытуемым и экспериментальной ситуацией с целью установления закономерностей этого взаимодействия, а также установления переменных, от которых оно зависит.

Специфика психологического эксперимента состоит в том, что в нем продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство проявляется лучше всего и его можно точнее и легче оценить.
Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все другие методы, судить о причинах изучаемого явления.
Эксперимент бывает лабораторный, естественный, формирующий и констатирующий.
Лабораторный эксперимент – протекает в специально организованных условиях, а действия испытуемого определяются инструкцией. Данный эксперимент проводится в некоторой искусственной обстановке и предполагает организацию достаточно необычной системы заданий и условий их выполнения. Проведение эксперимента в лабораторных условиях дает ряд преимуществ:
- экспериментатор имеет возможность устранить посторонние влияния и тем самым отчетливее проследить интересующую его зависимость;
- лабораторные условия позволяют контролировать сразу несколько переменных и точно регистрировать ответы-действия испытуемых;
- возможно использование специально оборудованных помеще
ний, измерительной аппаратуры, которые позволяют эксперимента
тору моделировать реальные условия, которые в повседневной жизни не так часто встречаются или недоступны для наблюдения.
Естественный эксперимент – протекает в естественных условиях жизни и деятельности испытуемого и действия его не регламентируются. Он основан на управлении поведением исследуемых в повседневных обстоятельствах их жизни путем введения ряда воздействующих и контролируемых исследователем факторов. Условия, используемые при проведении естественного эксперимента, не содержат ничего необычного, искусственного, непривычного.
Преимущество естественного эксперимента заключается в том, что опыт проходит в непосредственно заданных условиях, в конкретной ситуации, поэтому полученные результаты и сделанные выводы чрезвычайно важны для решения практических задач.
Отрицательным моментом является несовершенство контроля за многими переменными, влияющими на ход эксперимента.

Констатирующий – когда изучаются лишь необходимые психологические явления.
Формирующий – в процессе такого эксперимента развиваются определенные качества испытуемых.
Психология располагает целой системой дополнительных методов исследования. Их часто называют вспомогательными и тем самым подчеркивают, что использование только дополнительных методов не дает надежного результата.
К дополнительным методам относятся: опрос, тесты, метод обобщения независимых характеристик, анализ результатов (продуктов) деятельности, кросс-культурный метод.
Опрос – метод, предполагающий ответы испытуемых на конкретные вопросы исследователя.
Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий метод опроса, – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает исследователь в результате опроса, носит исключительно субъективный характер. Это накладывает определенные ограничения на сферы применения метода опроса.
В зависимости от особенностей применяемой процедуры, различают: групповой опрос и индивидуальный, очный и заочный, устный и письменный.
Групповой опрос – исследователь обращается ко всем или нескольким интересующим его лицам. Индивидуальный опрос – исследователь работает только с одним из опрашиваемых. Очный опрос – исследователь лично контактирует с опрашиваемыми. Заочный опрос – исследователь с опрашиваемыми лично не контактирует.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда одновременно с ним желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Устный опрос позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, но требует специального обучения и, как правило, больших затрат времени. Ответы испытуемых при устном опросе существенно зависят от личности того, кто ведет опрос, от его собственного поведения.
Как разновидности устного опроса можно выделить беседу и интервью. Беседа – это сравнительно свободный диалог между исследователем и исследуемым на определенную тему. В интервью направленность беседы и характер вопросов заданы жестко. Исследователь только задает вопросы, опрашиваемый на них отвечает.

Письменный опрос позволяет охватить большое количество людей. Наиболее распространенная его форма – это анкета. Недостатком письменного опроса является то, что, применяя его, нельзя заранее учесть реакции отвечающего и, исходя из этого, изменить характер вопросов, их содержание и тон в зависимости от психологического состояния опрашиваемого.
Тесты – это специализированные методы психологического и диагностического исследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают стандартизированную, выверенную процедуру сбора и обработки данных, а также их интерпретации. С помощью тестов можно изучать и сравнивать между собой людей, давать оценки их психологии и поведению.
Тест-опросник основан на системе заранее отобранных и проверенных вопросов, по ответам испытуемых на которые определенно можно судить об их психологических качествах.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека не на основе того, что он говорит, а на базе того, что он делает. В тестах этого типа человеку дается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят об изучаемом качестве.
Тесты-опросники и тесты-задания применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это их положительная сторона, а недостаток состоит в том, что при использовании этих тестов испытуемый при желании может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно, если он знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологические качества и поведение.
В некоторых случаях, когда изучению подлежат свойства и характеристики, в существовании которых человек не может быть полностью уверен, не осознает или не хочет признавать их наличие у себя, применяют проективные тесты. В основе проективных тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые человеком положительные и особенно отрицательные характеристики он склонен приписывать не себе, а другим людям, «проецировать» их на других людей.
При применении таких тестов об испытуемом судят на основе того, как он оценивает ситуации, других людей, какие свойства им приписывает. Пользуясь проективными тестами, психологи вводят испытуемых в неопределенную ситуацию, из которой они должны самостоятельно найти выход. Такими ситуациями могут быть, например, поиск определенного смысла в сюжетно-неопределенных картинках, завершение незаконченных предложений, оценка поведения и поступков незнакомых людей в неясных ситуациях и т.п.
Тесты проективного типа предъявляют повышенные требования к уровню образованности и интеллектуального развития испытуемых, и в этом заключается их основной недостаток. Кроме того, они требуют при их применении высокой профессиональной квалификации психолога и большого опыта работы.
Метод обобщения независимых характеристик предполагает выявление и анализ мнений о тех или иных психологических явлениях и процессах, полученных от различных людей.
Анализ результатов деятельности – метод опосредованного изучения психологических явлений по практическим результатам и предметам труда, в которых воплощаются творческие силы и способности людей. По тому, как выглядит рабочий стол менеджера, практический психолог может сделать вывод об управленческих способностях хозяина этого стола.
Среди других дополнительных методов выделяется кросс-культурный метод, суть которого заключается в сравнительном анализе деятельности людей в условиях различных культур. Национальная культура, традиции страны накладывают значительный отпечаток на образ мыслей и действий человека, поэтому, например, проводя переговоры с иностранными партнерами, следует помнить и о том, что перед вами не только представители фирмы, но и представители определенной культуры.
Однако и здесь следует помнить, что вспомогательные методы не дают надежных результатов без использования основных. Но что делать, когда очень часто это – единственное, чем мы располагаем.
Все рассмотренные методы исследования можно использовать для сбора данных о психологии и поведении людей, как в реальной жизни, так и в специальных экспериментальных условиях.

Контрольные вопросы
1. Назовите группы психических явлений, которые изучает психология.
2. Что определяет специфичность предмета психологии?
3. Предмет изучения психологии и его основные особенности.
4. Задачи психологии.
5. Основные методы психологии, их характеристика.
6. Каковы взаимосвязи психологии с другими отраслями научных знаний?
Источник: Рассыпнова Ю.Ю. Психология и педагогика: учебное пособие / Ю.Ю. Рассыпнова, Н.М. Гурьянова, Н.Н. Бекренева. - Пенза: РИО ПГАУ, 2017. - 214 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.