На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Психологические особенности детей, подвергшихся насилию в семье
Психологические особенности детей, подвергшихся насилию в семье
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

Аннотация: психологическими особенностями детей, переживших насилие, являются нарушение я-концепции, депрессия, сексуальные расстройства, садистские наклонности, склонность к аутоагрессивному поведению, склонность к суицидальному риску, трудности в межличностном общении, чувство вины. В статье обосновывается, что для решения проблемы семейного насилия над детьми необходимо применять системный и комплексный подход. Главная задача - профилактика и остановка домашнего насилия. При необходимости предоставление профессиональной помощи, осторожной и комфортной для ребенка.


Ключевые слова: домашнее насилие, семья, я-концепция, травма, жертва.


Острейшей проблемой современного мира остается вопрос об увеличении количества детей, подвергшихся насилию в семье. Остаются сложности в выявлении мотивации и последствий насилия в семье для формирования личности ребенка [1]. Исследователи считают, что дети, подвергшиеся насилию, имеет психологические расстройства, которые затрагивают личностную сферу и приводят к трудностям в самореализации. Например, Е.Е. Лупанова считает, что последствия пережитого насилия оказывают влияние на всю жизнь, отражаясь в жизненных сценариях [2]. И. А. Фурманов говорит о последствиях для детей, подвергшихся насилию, которые могут иметь целый спектр разнообразных симптомов. Это могут быть стрессовые реакции, потеря доверия, утрата учебной мотивации, депрессивные состояния, склонность к суицидальному риску, снижение самооценки [3]. Очень часто психологическое и физическое насилие в отношении ребенка сопутствуют вместе, сопровождая сильные переживания [3]. Физическая травма является результатом применения физической силы к ребенку. К ней относятся подзатыльники, избиения, отнятия вещей и т. п. Дети, подведшиеся физическому насилию, имеют следующие особенности: позор, страх, страх быть брошенными, беспокойство о будущем; не могут дать отпор агрессору, обладают высоким уровнем косвенной агрессии. Имеют склонность к депрессии, которые выражаются в переживаниях грусти. Жертвы насилия имеют склонность к аутоагрессивному поведению, выражающемуся в попытках суицидального поведения [2]. Некоторые исследователи считают, что жертвы физического семейного насилия обладают склонностью к садизму. Садистские склонности у жертв физического насилия могут выражаться в издевательствах над более слабыми или над животными [3]. Зарубежные и отечественные исследователи определяют домашнее физическое насилие как намеренное нанесение физического вреда ребёнку родителями или опекунами, которые отвечают за их воспитание. Жертвы физического насилия имеют психологические травмы, затрагивающие личностные особенности, которые деструктивно влияют на будущую жизнь. Насилие над детьми может быть физическим, психологическим, сексуальным. Насилие над детьми может быть семейное, в образовательных организациях, уличное. Насилие над детьми может быть от родителей, посторонних людей, сверстников. Вред здоровью от причиненного насилия также может быть слабовыраженным и сильно выраженным.
Психологическими особенностями детей, переживших насилие, являются нарушение я концепции, депрессия, сексуальные расстройства, садистские наклонности, склонность к аутоагрессивному поведению, трудности в межличностном общении, чувство вины.
Таким образом, для решения проблемы семейного насилия над детьми необходимо применять системный и комплексный подход, целью которого является предотвращение домашнего насилия, защита ребенка от насилия, а также обеспечение профессиональной помощи, осторожной и комфортной.

Список литературы
1. Кучина Т.И. Детско-родительские отношения и психологическое благополучие подростков / Т.И. Кучина, Т.С. Мороз. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 110 с.: табл., ил.
2. Лупанова Е.Е. Технология групповой работы с детьми, испытавшими жестокое обращение / Е.Е. Лупанова // Новая наука: проблемы и перспективы. - 2016. - №2(67). - С. 117119
3. Фурманов И.А. Особенности агрессии подростков, переживающих насилие со стороны сверстников / И.А. Фурманов, В.Е. Купченко // Журнал Белорусского государственного университета. Серия: Философия. Психология = Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. - 2017. - №2. - С. 73-79
Источник: Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : материалы VI Международной научно-практической конференции (Тула, 19 ноября 2020 г.) / науч. ред. Н.А. Степанова. - Чебоксары: ИД «Среда», 2020. - 280 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.