Основы обучения (дидактика)
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Общие понятия о дидактике


Теория обучения (дидактика) - это система исходных положений и направляющих идей, изучающая вопросы содержания и закономерностей, принципов, форм и методов обучения, контроля знаний.
Термин «дидактика» восходит к греческому языку, в котором «didactics» означает «поучающий», а «didasko» - изучающий. Впервые его ввел Вольфганг Ротке (1571-1635). В современном понимании дидактика представляет собой важнейшую отрасль научного знания, которая изучает и исследует проблемы образования, обучения.
Обучение - это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие обучаемого, усваиваются отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания.

Обучение, как процесс, характеризуется совместной деятельностью преподавателя и обучаемых, имеющей своей целью развитие последних, формирование у них знаний, умений, навыков, т. е. общую ориентировочную основу конкретной деятельности. Преподаватель осуществляет деятельность, обозначаемую термином «преподавание»; обучаемый включен в деятельность учения, в котором удовлетворяются его познавательные потребности. Процесс учения. В значительной мере порождается мотивацией.
Обучение можно охарактеризовать как процесс активного взаимодействия между обучающим и обучаемым, в результате которого у обучаемого формируются определенные знания и умения на основе его собственной активности. А педагог создает для активности обучаемого необходимые условия, направляет, т. е. контролирует, предоставляет для нее нужные средства и информацию. Функция обучения состоит в максимальном приспособлении знаковых и вещественных средств для формирования у людей способности к деятельности. Обучение есть целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению научными знаниями, умениями и навыками, развитие творческих способностей, мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов.
В процессе обучения необходимо решить следующие задачи: стимулирование учебно-познавательной активности обучаемых; организация их познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями; развитие мышления, памяти, творческих способностей; совершенствование учебных умений и навыков; выработка научного мировоззрения и нравственно-эстетической культуры.
В обучении можно выделить следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-леятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный, оценочно-результативный.
Организация обучения предполагает, что педагог осуществляет следующие компоненты деятельности:
- постановка целей учебной работы;
- формирование потребностей учащихся в овладении изучаемым материалом;
- определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися:
- организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемого материала;
- придание учебной деятельности учащихся эмоционально-положительного характера;
- регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся;
- оценка результатов деятельности учащихся.
Параллельно учащиеся осуществляют учебнопознавательную деятельность, которая, в свою очередь, состоит из соответствующих компонентов:
- осознание целей и задач обучения;
- развитие и углубление потребностей и мотивов учебнопознавательной деятельности;
- осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению;
- восприятие, осмысление, запоминание учебного материала;
- применение знаний на практике и последующее повторение;
- проявление эмоционального отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности;
- самоконтроль и внесение корректив в учебнопознавательную деятельность;
- оценка результатов своей учебно-познавательной деятельности.
Как общественное явление обучение - особая коллективная социальная деятельность по организации усвоения молодым поколением накопленного обществом опыта, воплощенного в соответствии с социальным заказом в содержании образования.

 


2. Законы, закономерности и принципы обучения


По своей сущности процесс обучения - это закономерно развивающийся процесс, в котором специфически проявляются законы и закономерности разного порядка и уровня. На него оказывают влияние общие законы и закономерности общественного развития, закономерности формирования личности, законы и закономерности частных наук, а также закономерности самого педагогического процесса, к которым относятся следующие.
Законы дидактического учебно-воспитательного процесса выражают устойчивые внутренние связи, отражающие функционирование и развитие процесса воспитания, обучения. Можно выделить следующие основные законы.
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения раскрывает объективный процесс влияния общественных отношений, социального строя и социального заказа на формирование всех элементов воспитания и обучения.
Закон воспитывающего и развивающего обучения раскрывает соотношение овладения знаниями, способами деятельности и всестороннего развития личности.
Закон обусловленности обучения и воспитания характером деятельности учащихся раскрывает соотношение между способами организации обучения, деятельностью учеников и результатами обучения.
Закон целостности и единства педагогического процесса раскрывает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, содержательного, операционного, мотивационного компонентов педагогического процесса.
Закон единства и взаимосвязи теории и практики обучения.
Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и коллективной организации учебной деятельности.
Закономерности обучения - это объективные, существенные, устойчивые связи между составными компонентами процесса обучения, но эти связи, зависимости носят преимущественно вероятностно-статистический характер, проявляются как тенденция, т. е. не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев.
Выделяются внешние и внутренние закономерности процесса обучения. Внешние закономерности процесса обучения характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий, от социальной и политической ситуации, уровня культуры и пр.
К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Выделяют ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий:
- обучающая деятельность преподавателя носит и воспитывающий характер (но в зависимости от условий это воспитательное воздействие может иметь большую и меньшую силу, может быть положительным и отрицательным);
- зависимость между взаимодействием педагога и ученика и результатам обучения (чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность ученика, тем выше качество обучения);
- прочность усвоения учебного материала зависит от систематического повторения, изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал;
- зависимости развития умений учащихся от применения поисковых методов, проблемного обучения.
Педагогические принципы - это основные идеи, следование которым помогает наиболее рациональным образом достигать поставленных целей. Они являются основополагающими положениями, которые определяют систему требований к содержанию, организации и методике обучения.
Принцип сознательности, активности и самостоятельности в обучении предполагает осознание обучаемыми ответственности за цели и задачи занятия, его практическое значение, стимулирует познавательную активность обучаемых с помощью эффективных методов, приемов, технических и других средств наглядности, современных методик и особенно приемов обучения; способствует проявлению инициативы творчества в процессе изучения учебного материала и применения его на практике.
Принцип наглядности обучения ориентирует на то, что наглядность должна отвечать цели и содержанию занятий, иметь ярко выраженное содержание, быть понятной и доступной, соответствовать требованиям педагогической психологии, применяться творчески и методически правильно.
Принцип систематичности, последовательности и комплексности в обучении требует давать стройную систему знаний учебной дисциплины, связывать новые знания с ранее изученными, обеспечивать систематический и действенный контроль за организацией и результатами процесса обучения, осуществлять четкое планирование учебных занятий, соблюдать строгую логическую связь и расположение учебного материала.
Принцип прочности овладения знаниями, навыками и умениями требует: разъяснения обучаемым значения изучаемого материала для их практической деятельности, выработки установки на прочное и длительное запоминание изучаемого материала и прежде всего его основных положений, систематически организованного повторения ранее изученного учебного материала, применения изученного ученого материала в практической деятельности обучаемых, стимулирования самостоятельной работы обучаемых, обучения их эффективным приемам и способам такой деятельности, ведения систематического контроля за усвоением изучаемого материала.
Принцип группового и индивидуального подхода в обучении предполагает: обучение детей согласованным слаженным совместным действиям, формирование в группе обучения положительного психологического климата (хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций).
Принципы обучения всегда отражают зависимость между объективными закономерностями учебного процесса и целями, которые стоят в обучении. Иным словами, это методическое выражение познанных законов и закономерностей, знание о целях, сущности, содержании структуре обучения, выраженное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики.
Обучение - многогранный процесс, принимающий различные виды.
Обычно различают:
- групповое обучение, которое осуществляется в составе группы и которое дает возможность обучаемым использовать эффект максимального воздействия друг на друга;
- индивидуальное обучение, предполагающее работу с каждым конкретным человеком и позволяющее оказывать на него максимальное педагогическое воздействие;
- дифференцированное обучение, ориентирующееся на специфический педагогический подход к каждому учащемуся или их группам;
- личностно-ориентированное обучение, основывающееся на учете личностных особенностей обучаемых;
- трудовое обучение - обучение в условиях трудовой деятельности с формированием у учащихся навыков и умений, необходимых для нее;
- коррекционно-развивающее обучение, предполагающее коррекцию и развитие личностных качеств, навыков и умений обучаемых;
- обучение одаренных детей, предполагающее создание учебных групп или классов, в которых объединяются дети с наиболее развитыми способностями и обучение идет по специально созданным продвинутым программам;
- обучение детей из групп риска - обучение детей из трудных семей или лишенных родителей, обычно требующих дополнительного внимания.
Все виды обучения имеют свою специфику, требуют дополнительного внимания учителей, предполагают постоянное совершенствование ими их методической подготовки и специального образования. Кроме того, многие виды обучения осуществляются в соответствии с решениями педагогических советов школ и районных управлений народного образования, на основе специально разработ. учебных программ и планов.
Эффективность различных видов обучения зависит от условий, в которых они осуществляются.


3. Основные функции обучения


Всестороннее развитие личности предполагает единство образовательной, воспитательной и развивающей функции процесса обучения. Все функции тесно связаны между собой, что дает возможность формировать необходимые качества человека, которые будут ценны не только для самой личности, но и для всего общества в целом. В связи с этим большое значение имеют не только приобретаемые знания, умения и навыки, но и отдельные качества человека, вырабатывающиеся за время обучения. Реализуясь на практике в процессе обучения, эти функции позволяют достигнуть поставленной цели обучения и воспитания подрастающего поколения.
Обучение комплексно влияет на личность, хотя образовательная функция более всего специфична для этого процесса. Самообразование предполагает формирование не только знаний и умений, но и личностных качеств, мировоззрения, нравственности личности. Образовательная функция предполагает усвоение научных знаний, формирование специальных и общепринятых умений и навыков. Научные знания включают в себя факты, понятия, законы, закономерности, теории, обобщенную картину мира. Образовательная функция выполняется посредством приобретения знаний, умений и навыков.
Знания - это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.
Умения - готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков.
Навыки - компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократных упражнений.
Специальные умения и навыки включают в себя также и специфические практические умения, и навыки только для соответствующих учебного предмета и отрасли науки. Кроме
специальных умений и навыков в процессе образования учащиеся овладевают общеучебными умениями и навыками. Они имеют отношение ко всем предметам, например, навыками работы с учебником, справочниками, библиографическим аппаратом и др.
Одновременно с образовательной функцией процесс обучения реализует и воспитательную функцию. Воспитательная функция реализуется при формировании и становлении необходимых в современной самостоятельной жизни качеств индивида. К основным качествам следует отнести волевые, эстетические, нравственные и другие качества. При этом формируется диалектикоматериалистическое мировоззрение, в результате чего складывается всесторонне и гармонично развитая личность.
Воспитательная функция органически вытекает из самого содержания и методов обучения, но вместе с тем она осуществляется посредством общения в процессе и вне процесса обучения. Процесс воспитания при правильной организации создает условия для более активного и успешного обучения: эффективность процесса обучения в полной мере зависит от уровня воспитанности учащихся.
Обучение и воспитание развивают личность. Развивающую функцию обучение осуществляет при условии включения учащимся в различные виды деятельности, которая позволяет формировать процессы чувственного и рационального познания окружающей действительности.
К познавательным качествам человека принято относить познавательную активность, природные способности, логическое мышление, способности к умозаключениям и выполнению логических операций. На начальном этапе обучения в школе развивающая функция направлена на развитие свойств высшей нервной деятельности, что обеспечивает формирование познавательных и интеллектуальных возможностей ребенка. В связи с этим очень популярным в настоящее время является развивающее обучение. Оно заключается в том, что в обучении школьников включаются виды деятельности, способствующие развитию сенсорного восприятия, двигательной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной и мотивационной сфер. И если на ранних этапах развития образования на эти элементы процесса обучения не обращали должного внимания, то в настоящее время они стали широко применяться в учебной практике.


Контрольные вопросы
1. Определите предмет дидактики
2. Раскройте сущность и особенности процесса обучения
3. Назовите основные структурные компоненты обучения
4. Перечислите основные задачи обучения
5. Сформулируйте закономерности обучения
6. Раскройте принципы обучения
7. Раскройте смысл понятий «знания», «умения» и «навыки»
8. Дайте характеристику видам обучения


Темы для рефератов
1. Современные требования к содержанию и особенностям процесса обучения
2. Связь дидактики с другими науками
3. Результативность и эффективность процесса обучения
4. Единство образовательной, воспитательной и развивающей функций процесса обучения

Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.