На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Чувственное познание окружающей действительности
Чувственное познание окружающей действительности
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Ощущение как процесс чувственного познания

Ощущение - это источник наших знаний о внешнем мире и о нас самих. Познание начинается с непосредственного контакта органов чувств с окружающими нас предметами, явлениями, вещами. Этот контакт осуществляется в процессе ощущения. Мозг непрерывно получает сигналы о том, что происходит в окружающем мире и внутри самого организма, сведения о предметах и явлениях окружающей среды и о состоянии внутренних органов тела. Предметы и явления окружающего мира отличаются различными свойствами. Мозг человека отражает эти свойства и качества.

Пять известных нам органов чувств собирают информацию из внешней для организма среды в виде света, цвета, звуков, запахов, вкусов, температуры, прикосновений. Внутренние органы чувств сигнализируют о состоянии сердца и печени, почек и желудка, мышц и кровеносных сосудов. Информация по многочисленным сенсорным каналам поступает в мозг человека.
Органы чувств - это единственные каналы, по которым внешний мир проникает в человеческое сознание, и та информация, которую они несут, позволяет человеку ориентироваться в окружающей среде и в своем теле. Если бы эти каналы были закрыты и органы чувств не приносили бы нужной информации, никакая сознательная жизнь была бы невозможной.
Ощущение - это психический процесс отражения в коре головного мозга отдельных свойств предметов и явлений окружающего мира, которые воздействуют в данный момент на мозг человека через соответствующие органы чувств.
Ощущение является осознаваемым субъективно представленным в сознании, либо неосознанным продуктом переработки центральной нервной системой сигналов значимых раздражителей, возникающих во внутренней или во внешней среде.
Ощущения возникают на основе чувствительности, т. е. способности иметь ощущения. Чувствительность в элементарном проявлении врожденная. Только что появившийся на свет ребенок уже реагирует на зрительные, на звуковые и некоторые другие раздражители. Ощущения являются первым этапом познания и важнейшей жизненной потребностью (условием нормальной работы психики). Эксперименты с сенсорной изоляцией показали, что если долго человек находится без ощущений, то после естественного сна он начинает продуцировать ощущения изнутри (появляются галлюцинации). Следовательно, он не может жить без ощущений.
Развитие ощущений происходит в связи с практикой, прежде всего, в связи с учебной, трудовой деятельность человека и зависит от требований, которые предъявляются жизнью, трудом к работе органов чувств. Особенностью сенсорной организации человека является то, что она складывается прижизненно.
Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Информация (сигнал) по специальным каналам (анализаторам) поступает в мозг. Анализатор - это сложный нервный аппарат, который производит анализ окружающей среды. Каждый анализатор состоит из трех отделов. К ним относятся:
1. Периферический отдел, или рецептор (лат. receptio - принимать) является преобразователем внешней энергии в нервный процесс. К этому отделу относятся органы чувств (глаз, ухо, язык, нос, кожа).
2. Проводниковый отдел обеспечивает проведение нервного возбуждения от рецепторного аппарата к центру анализатора в головном мозге посредством центростремительных (афферентных) нервов и от центра к периферийному отделу - посредством центробежных (эфферентных) нервов.
3. Мозговой или центральный отдел - высший отдел анализатора, осуществляет сложные функции анализа. Здесь возникают ощущения - зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные и т. д.
Таким образом, физиологической основой ощущений является работа анализаторов. Для формирования адекватного образа предмета совершенно необходимым являются движения. Для того, чтобы увидеть какой-либо раздражитель вначале мы совершаем движения (оглядываемся, поворачиваем голову), затем установочные движения (сводим оси глаз, сужаем зрачки), потом измерительные движения, с помощью которых строится образ (движения глаз по контуру предмета) и в заключение - контрольные ощущения являются сложной деятельностью органа чувств по исследованию объекта.
Итак, ощущения - начальный источник всех наших знаний о мире. Предметы и явления действительности, воздействующие на наши органы чувств, называются раздражителями. А воздействие раздражителей на органы чувств называются раздражением. Раздражение, в свою очередь, вызывает в нервной ткани возбуждение. Ощущение возникает как реакция нервной системы на тот или иной раздражитель.


2. Классификация ощущений


Ощущения можно группировать по различным признакам. Существуют несколько оснований для классификации ощущений: классификация по модальности (по виду анализаторов), по участию ощущений в построении образа мира и регуляции поведения человека, генетическая классификация.
Классификация по модальности выделяет пять традиционных классов ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые. Каждый класс этих ощущений достаточно широко исследован.
Зрительные ощущения. Раздражителем для органа зрения является свет (электромагнитные волны длиной от 300 до 800 нанометров). Многое из того, что мы видим, имеет какой- либо цвет. Бесцветными являются только прозразные предметы и явления. Все цвета можно разделить на две группы: хрома-
тические и ахроматические. К ахроматическим относятся белый, черный цвет и все оттенки серого, к хроматическим - все остальные. Человек может различать до 180 цветных тонов и более 10000 оттенков между ними. Цветовым ощущениям может соответствовать определенный эмоциональный тон: красный возбуждает, вызывает тревогу; черный угнетает, зеленый действует успокаивающе, и т. д.
Слуховые ощущения. Раздражителями для органов слуха являются звуковые волны, которые имеют частоту колебаний, амплитуду и форму колебаний. Поэтому слуховые ощущения отражают высоту звука, громкость, тембр, длительность и темпо-ритмический узор последовательно воспринимаемых звуков. Колебания с частотой ниже 16-20 Гц называются инфразвуком, а свыше 20000 Гц - недоступны для восприятия и являются ультразвуком. Человек способен воспринимать звуковые колебания с частотой от 20 до 20000 Гц. Громкость звука человек может различать в диапазоне от 0 до 140 децибел.
Воспринимаемые человеком звуки разделяются на музыкальные звуки, шумы и речевые звуки, которые состоят из музыкальных звуков (это, в основном, гласные) и шумов - согласные. Способность к различению звуков речи называется фонематическим слухом, который формируется при жизни в зависимости от той речевой среды, в которой живет человек. Так, овладение иностранным языком предполагает выработку системы фонематического слуха, для чего необходима система специальных упражнений.
Слуховая чувствительность человека в значительной мере зависит от возраста. Сильные и продолжительные шумы вызывают у человека негативные явления: снижение слуха, внимания, работоспособности, приводят к сердечнососудистым заболеваниям и нервным расстройствам.
К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. Этот вид чувствительности называют «контактным слухом», так как у них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды, хотя специальных вибрационных рецепторов у человека не обнаружено. У глухих и слепоглухих людей вибрационная чувствительность компенсирует отсутствие слуха. На организм здорового человека непродолжительные вибрации оказывают тонизирующее действие, однако длительные и интенсивные вибрации истощают человека и способны вызвать болезненные явления.
В преддверии внутреннего уха находятся рецепторы вестибулярного аппарата, которые дают информацию о силе и характере различных ускорений, в результате чего возникает ощущение равновесия. В комплексе с другими ощущениями ощущение равновесия составляет основу восприятия положения тела человека в пространстве и основу координации движений.
Осязательные (кожные) ощущения включают в себя три различных вида ощущений: тактильные (прикосновения и давления), температурные (тепло, холод) и болевые. Рецепторы кожной чувствительности расположены по телу неравномерно. Более всего скопление тактильных клеток наблюдается на ладони, на кончиках пальцев, на губах и кончике языка.
Тактильные ощущения руки вместе с мышечносуставной чувствительностью образуют осязание. Благодаря тактильным ощущениям мы получаем информацию о поверхности предмета: гладкая, липкая, жидкая и т. д. Сильное давление на некоторые участки поверхности тела может вызвать болевые ощущения. Рецепторы болевой чувствительности расположены под кожей глубже, чем тактильные рецепторы, причем в местах сосредоточения большого количества тактильных рецепторов болевых рецепторов меньше. Таким образом, те участки, которые больше используются для ощупывания, наименее болезненные, они как бы «закалены» против боли. Болевая чувствительность явно говорит о вреде, наносимом раздражителем.
Температурные ощущения связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых рецепторов на поверхности кожи неравномерно, так как к холоду максимально чувствительна спина, а наименее - кожа груди. Кожные ощущения возникают в результате воздействия механических и термических свойств предмета на поверхность кожи. Например, если кончик карандаша, слегка прикасаясь к коже, медленно провести по закрытым векам, то время от времени будет возникать мгновенное ощущение холода.
Обонятельные ощущения. Частицы пахучих веществ, попадая на обонятельные рецепторы, расположенные в верхней части носовой полости, вызывают обонятельные ощущения. Обонятельные ощущения возникают из комбинаций шести основных запахов: фруктового, цветочного, смолистого, пряного, гнилого, горелого. В повседневной деятельности, характеризуя какой-либо запах, его зачастую сравнивают с эталоном (запахом сирени, розы, лимона и т. д.). У современного человека обоняние играет меньшую роль, чем у наших отдаленных предков, однако при поражении некоторых анализаторных систем (зрительной, слуховой) обоняние приобретает особое значение. Так, слепоглухие пользуются обонянием, как зрячие - зрением: ориентируются по запаху в пространстве, узнают знакомых людей.
Вкусовые ощущения. Растворенные в воде или слюне вкусовые вещества, попадая на рецепторы языка, вызывают вкусовые ощущения. Если промокнуть поверхность языка фильтровальной бумагой и положить на него сухой кусок сахара, то никаких вкусовых ощущений не возникнет. Различают четыре основных вкуса: сладкий, кислый, соленый, горький. Участки языка по-разному чувствительны: к сладкому наиболее чувствителен кончик языка, к кислому - края языка, к горькому - область корня языка. Вкусовые ощущения тесно связаны с обонятельными, так, если исключить обоняние, вкус чая, кофе и хинина кажется одинаковым. Вкусовая чувствительность прямо связана с потребностью организма в пище. При
голодании вкусовая чувствительность повышается, при насыщении - понижается.
Классификация ощущений по расположению рецепторов была предложена английским физиологом И. Шеррингтоном. Эта классификация ощущений наиболее популярна и до настоящего времени. Все ощущения были разделены учеными на три основных класса: экстероцептивные, проприоцептивные и интероцептивные.
Экстероцептивными называют ощущения, которые возникают при воздействии внешних раздражителей на рецепторы, находящиеся на поверхности тела (зрительные, слуховые, осязательные и т. д.), в зависимости от характера физического раздражителя (световая волна, твердое вещество).
Проприоцептивные ощущения возникают благодаря рецепторам, расположенным в мышцах, сухожилиях и суставных сумках. Проприоцептивные ощущения отражают движение и относительное положение частей тела. Они участвуют в формировании у человека так называемой «схемы тела». Пропри- оцепция обеспечивает регуляцию мышц (при движении и покое) с учетом состояния и положения органа движения и мышцы.
Интероцептивные ощущения отражают состояния внутренней среды организма (жажда, голод, удушье). Эти ощущения составляют органическое чувство - самочувствие человека. Как правило, они не осознаются до тех пор, пока не происходит существенного изменения нормального состояния организма. Возникновение интероцептивных ощущений сопровождается яркими переживаниями, что оказывает сильное влияние на психическое состояние человека, работоспособность (сильные болевые ощущения нарушают работоспособность человека вплоть до полной невозможности выполнения работы). И в то же время эти ощущения могут контролироваться человеком с помощью волевых усилий.
Генетическая классификация ощущений основана на представлении о процессе эволюции ощущений. Согласно генетической классификации, выделяют два вида чувствительности: протопатическую (более древнюю, смешанную с эмоциями) и эпикритическую (высшую, дифференцированную). Эта классификация основана на эксперименте английского невролога Х. Хэда (1920), который перерезал, а затем снова сшил у себя на руке корешок чувствительного нерва. В течение пяти лет он наблюдал за постепенным восстановление чувствительности (по мере прорастания нерва). Протопатическая чувствительность восстановилась через шесть недель после операции, так как это простейшая диффузная чувствительность, эпикритическая чувствительность восстановилась через шесть месяцев. Эпикритическая чувствительность обеспечивает отражение мира человеком, проходящее при участии сознания.


3 Основные закономерности ощущений


К основным закономерностям ощущений относятся различные характеристики ощущений.
Адаптация - приспособительное изменение чувствительности под влиянием интенсивно действующего на орган чувств раздражителя.
Контраст ощущений - это изменение интенсивности качества ощущения под влиянием предыдущего или сопутствующего раздражителя.
Сенсибилизация - повышение чувствительности нервных центров под влияние действия раздражителя.
Синестезия - возникновение ощущения в одном анализаторе при воздействии на другой анализатор.
Модальность - качественная характеристика ощущений и восприятий, указывающая их принадлежность к определенным органам чувств (зрительным, слуховым и т. д.).
Абсолютный порог ощущения - минимальная величина раздражителя, дающее заметное ощущение. Величина абсолютного порога характеризует абсолютную чувствительность органов чувств или способность их реагировать на минимальные воздействия.
Пороги абсолютной чувствительности не остаются неизменными на протяжении жизни человека: чувствительность у детей развивается, достигая к юношескому возрасту высшего уровня - пороги становятся ниже, а чувствительность достигает оптимального уровня.
Дифференциальный порог или порог чувствительности к различению - это та наименьшая прибавка к силе действующего раздражителя, при которой возникает едва заметное различие в силе или качестве ощущений.

4 Восприятие как процесс чувственного познания

В окружающем нас мире существуют не отдельные свойства предметов, которые мы получаем посредством ощущений, а сами предметы, вещи, явления. Отражение предметов в целом, в совокупности их свойств происходит на основе чувственного процесса познания более высокого уровня, чем ощущение. Таким процессом является восприятие.
Восприятием называется отражение предметов, явлений, ситуаций объективного мира в целостном виде (в совокупности их свойств и частей, элементов) в процессе воздействия их на органы чувств и в результате осознания их отличительных признаков.
Восприятие рассматривается как целостное отражение предметов, явлений, процессов, объектов и ситуаций объективного мира в их чувственно доступных временных и пространственных связях и отношениях. Восприятие обусловлено предметностью мира и результатами деятельности человека. Восприятие как образ предмета возникает у ребенка к концу 3-го месяца после рождения. Признаком возникновения образа является слежение глазами за движущимся предметом. Вос-
приятие слова как целостного звукового и смыслового комплекса появляется примерно в один год.
Познание предметов или явлений предполагает отражение их качественной определенности, т. е. познание качеств целого, а не отдельных свойств предметов или явлений. Поэтому восприятие - это уже новый, более сложный, уровень отражения окружающего мира.
Восприятие - сложный процесс приема и преобразования информации, обеспечивающий отражение объективной реальности и ориентировку в окружающем мире. Как форма чувственного отражения предмета включает обнаружение как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватной цели действия и формирования чувственного образа. Восприятие является осмысленным (включает принятие решений) и означенным (связанный с речью) синтезом разнообразных ощущений, полученных от целостных предметов и явлений, которые выступают в виде данного образа предмета или явления и складывается в ходе активности их отражения.
Восприятие - это отражение в сознание человека предметов и явлений, при их непосредственном воздействии на органы чувств, в ходе которого происходит упорядочение и объединение различных ощущений в целостные образы вещей и событий. Образ складывается в процессе восприятия, предполагает взаимную и скоординированную работу сразу нескольких анализаторных систем.
Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. Однако образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.
Уже в акте восприятия всякий предмет приобретает определенное обобщенное значение, выступает в определенном соотношении к другим предметам, обобщенность является внешним проявлением осознанности человеческого восприятия. В акте восприятия проявляется взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности человека.
Восприятие - познавательный процесс, формирующий субъективную картину мира. Это психический процесс, заключающийся в отражении предмета или явления в целом при его непосредственном воздействии на рецепторные поверхности органов чувств. Восприятие - одна из биологических и психических функций, определяющих сложный процесс приема и преобразования информации, получаемой при помощи органов чувств, формирующих субъективный целостный образ объекта, воздействующего на анализаторы через совокупность ощущений, инициируемых данным объектом. Как форма чувственного отражения предмета, восприятие включает обнаружение объекта как целого, различение отдельных признаков в объекте, выделение в нем информативного содержания, адекватного формирования чувственного образа.


5 Основные свойства восприятия


К основным свойствам восприятия следует отнести следующие: предметность, целостность, структурность, константность, осмысленность, апперцепция, активность.
Предметность восприятия - это способность отражать объекты и явления реального мира не в виде набора не связанных друг с другом ощущений, а в форме отдельных друг от друга предметов. Предметность не является врожденным свойством восприятия. Возникновение и совершенствование этого свойства происходит в процессе онтогенеза, начиная с первого года жизни ребенка. Предметность проявляется в том, что объект предстает перед нами именно как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.
Целостность как свойство восприятия выражает внутреннюю органическую взаимосвязь частей и целого в образе. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный образ предмета. Он складывается на основе обобщения получаемой в виде различных ощущений информации об отдельных свойствах и качествах предмета. Компоненты ощущения настолько прочно связаны между собой, что единый сложный образ предмета возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта. Этот образ возникает условно-рефлекторно вследствие связи между различными ощущениями, т. е. целостность восприятия выражается в том, что даже при неполном отражении отдельных свойств воспринимаемого объекта происходит мысленное достраивание полученной информации до целостного образа конкретного предмета.
С целостностью восприятия связана его структурность (или обобщенность). Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом воздействии на образ класса отражается влияние языка (включающего общечеловеческий опыт) и личного опыта человека. По мере расширения личного опыта восприятия образа, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко все большей совокупности предметов определенной категории, т. е. все более надежно классифицируется. Для этого необходимо обобщение, обращение к хранящемуся в памяти классу сходных объектов, что означает переход от наличной ситуации к другой; к постижению реальности через призму лично обобщенной схемы действительности.
Следующим свойством восприятия является константность. Это относительная независимость образа от физических условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности. Форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются. Значение константности очень велико. Не будь этого свойства, при всяком нашем движении, при каждом изменении расстояния до предмета, при малейшем повороте головы или перемене освещения практически непрерывно изменялись бы все основные признаки, по которым человек узнает предмет. Мир перестал бы служить средством познания объективной действительности.
Еще одним свойством восприятия является его осмысленность. Хотя восприятие возникает при непосредственном действии раздражителя на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Восприятие человека теснейшим образом связано с мышлением. Связь мышления и восприятия, прежде всего, выражается в том, что сознательно воспринимать предмет - это значит мысленно назвать его, т. е. отнести к определенной группе, классу, связать его с определенным словом. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся установить в нем сходство с другими предметами. Следовательно, восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, а представляют собой постоянный поиск наилучшего толкования имеющихся данных.
Процесс осмысления воспринимаемой информации может быть представлен структурно-логической схемой. На первом этапе процесса восприятие происходит выделение комплекса стимулов из потока информации и принятие решения о том, что они относятся одному и тому же определенному объекту. На втором этапе происходит поиск в памяти аналогичного или близкого по составу ощущений комплекса признаков, по которым можно идентифицировать объект. На третьем этапе происходит отнесение воспринятого объекта к определенной категории с последующим поиском дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения. И, наконец, на четвертом этапе формируется окончательный вывод о том, что за объект, с приписыванием ему еще не воспринятых свойств, характерных для объектов одного с ним класса. Таким образом, восприятие - это в значительной степени интеллектуальный процесс.
Восприятие зависит не только от характера раздражения, но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо, а конкретный живой человек. Поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость восприятие от общего содержания нашей психической жизни называется апперцепцией.
Огромную роль в апперцепции играют знания человека, его предшествующий опыт, его прошлая практика. Содержание восприятия определяется и поставленной перед человеком задачей, и мотивами его деятельности, его интересами и направленностью. Существенное место в апперцепции, также, занимают установки и эмоции, которые могут изменять содержание восприятия.
Еще одно, не менее существенное свойство восприятия как психического процесса - это активность (или избирательность). Оно заключается в том, что в любой момент времени мы воспринимаем только один предмет или конкретную группу предметов, в то время как остальные объекты реального мира являются фоном нашего восприятия, т. е. не отражаются в нашем сознании.


6 Восприятие пространства, движения и времени

В психологии выделяют следующие основные виды восприятия: восприятие пространства, восприятие движения и восприятие времени.
Восприятие пространства - это восприятие формы, величины, объемности объектов, расстояния между ними, их взаимного расположения, удаленности и направления, в котором они находятся.
Восприятие формы, объемности и величины предметов - это сложный процесс, который происходит при помощи зрительного, тактильного и кинетического анализаторов.
Восприятие глубины и удаленности предметов осуществляется в форме монокулярного и бинокулярного зрения. Монокулярное зрения (с помощью одного глаза) позволяет оценить расстояния правильно, но в очень ограниченных пределах. Ведущую роль здесь играет бинокулярное зрение и конвергенция - сведение зрительных осей глаза на фиксируемом предмете.
Линейная и воздушная перспектива. По мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаза уменьшается. Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги и др. Воздушная перспектива заключается в том, что свет и цвет отраженными предметами в известной степени искажаются под влиянием слоев воздуха.
Восприятия могут быть неправильными или искаженными, т. е. иллюзиями. Зрительные иллюзии - это искаженное восприятие формы, величины и удаленности предметов.
Восприятие движения - это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Наблюдая движение, прежде всего, воспринимают:
- характер движения (сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание и т. д.);
- форму движения (прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное и т. д.);
- амплитуду движения (размах) - маленькая, большая;
- направление движения (направо, налево, вверх, вниз);
- скорость движения (быстрое или медленное; при циклических движениях - быстрый или медленный темп);
- продолжительность движения (краткое, длительное);
- ускорение движения (равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное или порывистое).
Восприятие движения обусловливается взаимодействием различных анализаторов; зрительного, двигательного, вестибулярного, слухового и др.
Восприятие времени - это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального анализатора времени нет. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения. Ее динамика в нервной системе и составляет физиологическую основу восприятия времени.
Восприятие времени связано с различными циклическими явлениями природы (смена дня и ночи, времен года и др.), а также с явлениями, происходящими в организме человека (обмен веществ, газообмен и др.).
Восприятие времени, как и любое психическое отражение, является субъективным образом объективной реальности. Длительность небольших промежутков времени обычно несколько преувеличивается, а большие интервалы времени несколько уменьшаются. Быстрый темп также ведет к преувеличению интервалов времени, а медленный - к преуменьшению. Период времени, связанный с интересными, значительными событиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, более длительным). При положительных эмоциях время недооценивается, а при отрицательных - переоценивается. Преуменьшение времени всегда является результатом доминирования возбуждения над торможением. Преувеличение времени связано с преобладанием торможения, которое возникает от однообразных, малозначимых раздражителей.
Имеются большие индивидуальные различия в способности оценивать время (что связано с особенностями темперамента конкретного человека, в первую очередь). Кроме того, у одного и того же человека восприятие времени очень изменяется в зависимости от его душевного и физического состояния. При подавленности или фрустрации время течет медленно, а период времени, насыщенный яркими событиями, интересными делами, глубокими положительными эмоциональными переживаниями, пролетает быстро.
Наша способность судить о длительности времени позволяет образовать временное измерение - ось времени, на которой мы более или менее точно размещаем события. Текущий момент (сейчас) отмечает точку отсчета на этой оси: события прошлого размещается до, а события ожидаемого будущего - после этой точки. Это общее восприятие отношений настоящего и будущего носит название «временной перспективы».


7 Внимание как психический процесс и состояние человека


Внимание рассматривается как организация всей психической деятельности человека, состоящая в избирательной ее направленности и сосредоточенности сознания на объектах действительности. Внимание обеспечивает выделение значимых для данной деятельности объектов. Оно представляет собой оперативно-ориентирующую функцию психики. Выделение значимых объектов или воздействий осуществляется как во внешней среде - внешненаправленное внимание, так и во внутренней среде - внутринаправленное внимание.
Внимание занимает особое место среди психических явлений, выступая неотрывной стороной познания, чувства и воли. Внимание не сводится ни к одной из этих трех сфер психического. Внимание является динамической стороной сознания, которая характеризует степень его направленности на объект и сосредоточения на нем с целью его отражения в течение времени, необходимого для осуществления деятельности.
Внимание - это способность человека сконцентрировать свои «познавательные процессы» на одном объекте с целью его изучения (познания).
Вниманием называется сосредоточенность и направленность психической деятельности на определенный объект, имеющий для личности определенную значимость (постоянную или ситуативную).
Направленность психической деятельности - избирательный характер этой деятельности, вольный и невольный выбор ее объекта (сохранение и поддержание выбора).
Сосредоточенность психической деятельности - отвлеченные от всего постороннего, от всякой другой деятельности, не относящейся к данной. Под сосредоточенностью понимается поглощенность данной деятельностью, большее или меньшее углубление в нее.
Внимание - один из тех познавательных процессов, в отношении сущности и права на самостоятельное рассмотрение которых среди психологов до сих пор нет согласия. Одни ученые утверждают, что как особого независимого процесса внимания не существует, что оно выступает лишь как сторона или момент любого другого психического процесса или деятельности человека. Другие полагают, что внимание представляет собой вполне независимое психическое состояние человека, специфический внутренний процесс, имеющий свои особенности.
Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующие динамические особенности познавательной деятельности. Это процесс сознательного или бессознательного отбора одной информации, поступающей через органы чувств и игнорирования другой.
В отличие от познавательных процессов внимание своего особого содержания не имеет. Оно проявляется как бы внутри психических процессов и неотделимо от них, характеризует динамику их протекания.
Внимание - особое свойство человеческой психики, оно не существует самостоятельно, вне мышления, восприятия, памяти, движения человека. Вниманием поэтому называют избирательную направленность сознания на выполнение определенной деятельности.
Формы проявления внимания многообразны. Они могут быть направлены на работу органов чувств, на процессы запоминания, на мышление, на двигательную активность человека.
Внимание человека имеет социальную природу. Оно порождено учебной, трудовой деятельностью и является одной из основных психических характеристик учебного и трудового процессов.


8. Свойства внимания


Выделяют такие свойства внимания, как концентрация, устойчивость, объем, распределяемость, переключаемость, сосредоточенность, интенсивность, отвлекаемость, рассеянность. Концентрация внимания - это степень сосредоточенности на объекте. Кроме того, ее определяют как степень интенсивности и направленности сознания на объект.
Устойчивость внимания - продолжительность сосредоточенности психических процессов на данном объекте. Она зависит от значимости объекта, от характера деятельности, от индивидуально-психических особенностей человека.
Объем внимания - это количество объектов, которые человек может одновременно осознать с одинаковой степенью направленности сознания. Произвольное внимание обусловлено вычленением значимой информации. Объем внимания увеличивается, если объекты систематизированы.
Распределяемость внимания - способность человека направить внимание на выполнение нескольких действий.
Переключаемость внимания - скорость произвольной смены объекта психических процессов. Это качество внимания в значительной мере зависит от особенностей человека.
Сосредоточенность внимания проявляет себя как отвлечение от мешающих работе раздражителей.
Интенсивность внимания - способность к нарастанию, усилению сосредоточенности, концентрации.
Отвлекаемость внимания - это непроизвольное перемещение внимания с одного объекта на другой.
Рассеянность внимания - неспособность человека сосредоточиться на чем-либо в течение длительного времени.


9. Представление как итог чувственного познания


Итогом чувственного познания является представление. Образ представления - это исходная форма развития психической жизни личности. Среди закономерностей представления выделяют обобщенность образа представления. Психофизиолог И. М. Сеченов отметил, что из десятков тысяч образов восприятий одного и того же объекта в сознании сохраняется лишь 1-2 образа, и это свойственно единичным представлениям. Особую группу единичных представлений составляют образы в виде картины, произведения архитектуры, кинокартины и т. д. Для общих представлений главным признаком является обобщенность. Обобщенность - это выделенность признаков, которые позволяют отнести предмет или лицо к классу или группе. При этом предмет может не соответствовать эталону по ряду признаков.
Науки содержат большое число общих представлений. Они выражены как геометрические фигуры, схемы, графики, формулы. Этот класс научных представлений называется фигурными концептами. Все они имеют образно - понятийную природу.
Для представления раздражителем является слово или мысль о предмете, а не сам предмет. Представления обычно у большинства людей менее яркие, чем восприятия, но у писателей, поэтов, конструкторов, художников, композиторов представления являются тоже очень яркими образами. Зрительные представления отражают некоторые внешние качества предметов (цвет, форму). В основе слуховых представлений лежат такие свойства, как тембр, интонация, тон. Двигательно-речевые представления являются основой звуковой речи.
Качеством личности, производным от представлений, является впечатлительность. Впечатлительность - это способность человека иметь представления, различающиеся по яркости и по связи с внешним миром. Выраженность чувств в представлениях у разных людей различна.
Представления разделяют по видам анализаторов, которые в них задействованы. Разделяют зрительные представления (образ человека, предмета, пейзаж), слуховые (представление музыкальной мелодии), обонятельные (представление запаха эфира), осязательные (представление предмета, к которому прикасался ранее), двигательные (представление движений своего тела при прыжке) и др.
Деление представлений на виды по анализаторам довольно условно: при этом делении руководствуются каким-то одним признаком предмета, хотя ему свойственны и другие характеристики. Часто представления возникают на основе деятельности двух или нескольких анализаторов.
Представления формируются в процессе деятельности человека, поэтому в зависимости от профессии развивается преимущественно какой-либо один их вид: у художника - зрительный, у композитора - слуховой, у спортсмена и балерины - двигательный, у химика - обонятельный и т. д.
Представления различаются по степени обобщенности. Представления бывают единичными и общими (в отличие от восприятий, которые всегда единичны). Единичные - это представления, основанные на восприятии одного определенного предмета. Общие - представления, обобщенно отражающие ряд сходных предметов.
Представления различаются по степени проявления волевых усилий.
Непроизвольные представления возникают спонтанно, без активизации воли и памяти человека.
Произвольные представления - это представления, возникающие у человека под воздействием воли, в интересах поставленной им цели.
Представления различаются также и по продолжительности.
Оперативные представления, извлекаемые человеком из своего сознания, необходимы для обслуживания оперативных интересов его деятельности. Например, оператору радиолокационной системы, для выполнения элементов своей сложной деятельности, необходимо постоянно активизировать наборы различного рода представлений для определения типа самолета, отметка о наличии которого появилась на его дисплее локатора.
Кратковременные представления - это очень непродолжительные по времени. Например, студенту на занятиях требуется ответить на какой-то вопрос, и, пока он это делает, в его сознании функционируют нужные для этого представления, которые он потом может и забыть.
Долговременные представления, которые сохраняются в памяти человека и используются им длительное время и достаточно часто. К ним относятся, в основном, профессиональные представления.
Образы представлений (образов людей, явлений производственной и социальной жизни) в современном мире дополняется представлениями, получаемыми на основе продукции средств информационной коммуникации (телевидение, пресса, Internet и т. д.). Богатство душевного мира личности зависит от количества и разнообразия представлений, их яркости, взаимной связанности, включенности в практическую деятельность и мышление, силы эмоционального тока и чувств, вызываемых воспроизводимым в сознании образом.


Контрольные вопросы
1. Расскажите о строении и работе анализаторов.
2. Назовите причины изменчивости чувствительности анализаторов
3. Дайте характеристику процесса ощущения.
4. Перечислите основные виды ощущений
5. Основные закономерности ощущений.
6. Психологические особенности зрительных ощущений
7. Специфика слуховых ощущений
8. Объясните отличие ощущения от восприятия.
9. Перечислите основные свойства восприятия
10. Дайте характеристику восприятия пространства.
11. Раскройте содержание восприятие времени
12. Раскройте содержание восприятие движения.
13. Дайте определение понятия «внимание».
14. Перечислите основные виды внимания
15. Раскройте основные свойства и функции внимания.


Темы для рефератов
1. Источники, динамика и специфики образа на ступени чувственного познания.
2. Виды ощущений, восприятий и их развитие в обучении.
3. Механизмы восприятия размеров, формы и контуров предметов.
4. Физиологические основы внимания
5. Развитие внимания.

Источник: Красноплахтова Л. И. Психология и педагогика : учеб. пособие / Л. И. Красноплахтова. - Краснодар : КубГАУ, 2017. - 207 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.