На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов
Все страницы

1. Теоретические аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов

Отечественные и зарубежные исследователи: М. В. Агапова [3], Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова [27], Б. И. Додонов [40], К. Изард [55], Л. В. Куликов [74], Н. В. Молчанова [90], Ю. М. Орлов [100], В. А. Пономаренко [104], О. В. Ширманова [147], E. McCranie, G. Brandsma [181], M. Rowe [188] предлагают различные способы преодоления эмоционального стресса и профессионального выгорания.
Для коррекции профессиональных намерений, преодоления последствий эмоционального стресса ряд авторов предлагают искать диалектически противоположные способы реагирования, адаптации и саморегуляции личности [49] [140].

Интересным представляется применение позитивных эмоций, препятствующих развитию психосоматических симптомов (К. Изард [55]), так как неадекватные адаптивные реакции усугубляют эмоциональное напряжение и приводят к болезням. Сдерживание, самообладание - неэффективное средство управления эмоциями, «сдерживаемая эмоция у человека превратится в симптом психосоматической болезни» [95, с. 10]. Исследование Н. В. Молчановой [90] удостоверяют, что отрицательные чувства приводят к изменению коммуникативного взаимодействия, неосознанному вытеснению некоторого эмоционально травмирующего содержания.
Насыщение позитивными душевными переживаниями (слушание музыки, чтение развлекательной литературы и т. д.) - один из действенных способов преодоления стресса (Б. И. Додонова [40]). Исследователь Ю. М. Орлов [100] считает, что избыток эмоций не решает проблемы, так как переживания исчезают на время, а далее, вследствие повторения, наоборот, приобретают способность быстрее возникать и сильнее действовать.
Некоторые психологи отмечают, что у человека имеются личностные ресурсы преодоления стресса. Для этого необходимо следующее: активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта; «самодостаточность»; активная жизненная установка [12].
Д. Юм [150] справедливо полагал, что нравственные качества - добродетель, любовь и др. влияют на противоположные - ненависть и презрение. Эту же мысль развивает Л. И. Рувинский [116]. Он считает, что доброжелательное, оптимистическое уравновешенное настроение - условие соблюдения нравственных поступков. Важнейшим элементом психологической зрелости, по мнению А. Н. Лук [81], является нравственное созревание личности. Его исследование показало, что одним из действенных способов преодоления эмоционального стресса является развитие нравственных социальных чувств.
Развитие социальных эмоций возможно через критерии уровня зрелости личности и проходит через три этапа:
- I этап связан с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности;
- на II этапе формируется чувство долга;
- III этап можно назвать временем нравственного созревания. Сознательным освоением выработанных обществом принципов справедливости, равенства, уважения к человеческому достоинству.
На этой основе, считает А. Н. Лук, формируются высшие социальные чувства, которые он назвал «нравственными чувствами».
Исследования показывают, что человек способен регулировать некоторые природные физиологические процессы, т. е. обладает возможностью целенаправленно использовать свои возможности [131]. Для этого предлагаются элементы релаксации и концентрации, а также ауторегуляционные дыхательные упражнения.
Нам близка позиция Ю. М. Орлова [100] по эффективному преодолению эмоционального стресса с помощью саногенного мышления (СГМ), вырабатывающего эти эмоции. Данная система управления чувствами является научным знанием о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции, приобретает навыки и умения сознательного контроля умственного поведения, согласуя их со всеми системами оздоровления. Автор полагает, что бессознательные, автоматические реакции ума приводят к конфликту и нервному напряжению, поэтому первая задача состоит в том, чтобы научиться различать в себе привычки, автоматизмы, ведущие к образованию определенных эмоций и, соответственно, создающие стресс. Следующим требованием в СГМ является осознание привычных умственных операций, порождающих эмоцию и контроль над ней. Ведение дневника закрепляет умственные привычки саногенного поведения и приводит к размышлению о причинах срывов. В результате чего «мы приобретаем способность управлять ее переживанием, контролировать эмоцию. Происходит нейтрализация образов и освобождение чувств, связанных в этих образах, и угасания навыка переживания» [100, с. 31].
О. И. Бабич полагает, что существуют факторы «выгорания» и ресурсы противодействия «выгоранию». По ее мнению, ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдром выгорания, но и другие негативные стороны профессии и особенности современной жизни.
К ресурсам относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают человеку возможность быть более адаптированным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворённым качеством своей жизни.
Назовем здесь четыре уровня личностных ресурсов противодействия выгоранию:
1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически заложено. Это тип нервной системы (слабость, сила, устойчивость, и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
2. Психологический уровень более сложный и состоит из 3 подгрупп:
- эмоционально-волевой - осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний в психике;
- когнитивное противодействие - понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компетентность, гибкость мышления, самооценка, поиск поддержки, самоподкрепление;
- поведенческое противодействие - активность и гибкость в поступках, перестройка поведения, поведения и деятельности.
3. Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям. Например, на положительном полюсе - ролевая определённость, высокий статус, а на отрицательном - ролевая неопределённость, низкий статус.
4. Духовный уровень. На этом рубеже мы выделяем три психологических ресурса:
- надежда - психологическая категория, способствующая жизнеспособности и духовному росту. Надеяться, значит не отчаиваться и ждать, и готовиться встретиться с тем, что может появиться на свет;
- рациональная вера - убеждённость в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить их;
- душевная сила - мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».
Кроме того, существуют внешние (социальные) ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. К ним относятся и сфера профессиональной деятельности, и семейной жизни, и свободного времени.
Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, имеет круг надёжных друзей, стабильную и привлекательную работу, предоставляющую возможность для творчества, профессионального и личностного роста, тот, кто имеет отдушину в виде хобби или какого-то увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам выгорания, должен иметь сильные внутренние ресурсы. Замечено, что оптимистичные и жизнерадостные люди выгорают меньше. При вдумчивом и заботливом отношении к личностным ресурсам стрессоустойчивости процесс выгорания может быть не только приостановлен, но и преобразован в продуктивное и приносящее радость «горение без затухания».
О. И. Бабич [12, с. 14], исследуя личностные ресурсы педагогов, на основе теоретического анализа использованных методов и модели взаимодействия, определила параметры (табл. 7), помогающие избегать синдром выгорания.


Таблица 7
Параметры личностных ресурсов преодоления выгорания

Параметры

Краткое содержательное описание параметров

1. Осмысленность жизни

Умение черпать смысл своей жизни в прошлом, настоящем и будущем. Общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль своей жизни возможен, вера в собственную способность осуществлять такой контроль

2. Интернальность

Интернальный локус субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Человек считает, что большинство событий в его жизни зависит от него

3. Позитивное самовосприятие и «внутренняя поддержка»

Высокая степень независимости ценностей и поведения от воздействия извне. Стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Человек ценит свои достоинства, уважает себя за них. Принимает себя таким, какой есть

4. Естественность поведения

Принимает свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Спонтанно и непосредственно выражает свои чувства, без страха вести себя естественно, демонстрировать окружающим свои эмоции

5. Межличностная чувствительность и гибкость поведения во взаимоотношениях с окружающими

Легко устанавливает глубокие и тесные эмоционально - насыщенные контакты. Характерны ценности, присущие самоактуализирующейся личности. Проявляет гибкость в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми. Быстро и адекватно реагирует на изменяющуюся ситуацию

Параметры

Краткое содержательное описание параметров

6. Способность жить настоящим

Отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущает и рефлексирует их. Переживает настоящий момент своей жизни во всей его полноте. Ощущает неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видит свою жизнь целостной

7. Свобода и ответственность

Активная жизненная установка. Принятие собственной свободы выбора и независимости. Способность нести ответственность за свою жизнь, социальная зрелость и самостоятельность

8. Позитивное, целостное восприятие мира и человеческой природы

Склонность воспринимать природу человека в целом как положительную. Способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей


Исходя из данных таблицы, можно выявить следующие ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания: осмысленность жизни; интернальность; позитивное самовосприятие и «внутренняя поддержка»; естественность поведения; межличностная чувствительность и гибкость поведения во взаимоотношениях с окружающими; способность жить настоящим; свобода и ответственность; позитивное, целостное восприятие мира и человеческой природы. В то же время противоположные по значению личностные особенности являются факторами выгорания и в большей мере присутствуют у педагогов, имеющих сформированные фазы профессионального выгорания.
С точки зрения О. И. Бабич, важными структурными компонентами собственных ресурсов преодоления выгорания для всех педагогов являются «позитивное самовосприятие и внутренняя поддержка», «межличностная чувствительность и гибкость поведения во взаимоотношениях с окружающими», «способность жить настоящим».
До 46 лет наиболее значимыми личностными ресурсами преодоления выгорания педагогов являются интернальность и самоактуализация, после 46 лет осмысленность жизни и «позитивное, целостное восприятие мира и человеческой природы». Системообразующими ресурсами преодоления синдрома профессионального выгорания являются самоактуализация, осмысленность жизни и интернальность личности[12, с. 21].
Мероприятия, которые содержат различные техники для повышения навыков преодоления трудностей, стресса, выгорания, часто включают прогрессивную мышечную релаксацию [102]; информирование педагогов о причинах и признаках профессионального выгорания[121], обеспечивают личностную заинтересованность в проблематике и готов-
ность к психокоррекции (первый этап социально-психологической реабилитации) [3].
В зарубежной практике для предупреждения и преодоления профессионального выгорания работников используются различные тренинги, но они не обнаружили значимого уменьшения показателей выгорания. Удовлетворенность работников программой тренингов исследователи интерпретировали как снижение риска дальнейшего выгорания [27] .
Наиболее эффективным оказалось проведение занятий для педагогов, целью которых было научить их применять проблемно-ориентированные стратегии к ситуациям [181].
Важнейшим принципом предотвращения синдрома эмоционального выгорания, по взгляду Т. В. Харитоновой, является формирование стрессоустойчивости личности педагога. По ее мнению, преподаватель должен признать собственное здоровье главной ценностью и не допускать негативные эмоции надолго в свой организм, а также научиться повышать самооценку [138].
Наиболее действенными оказались тренинги антивыгорания Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой. Упражнения привели к уменьшению профессионального выгорания у сотрудников. [27]. Участники обучались методам релаксации, повышения позитивного эмоционального тона. В процессе занятия уделялось внимание уменьшению негативных установок, развитию эмпатии и повышению самооценки в сфере персональных достижений.
Рассмотрим два реабилитационных варианта:
1) «Психоэнергетический тренинг». Направлен на восстановление энергетических ресурсов организма, повышение самооценки и усиления «Я-концепции»;
2) «Обретение силы». Основан на мотивационно-когнитивной модели восстановления личностных ресурсов и рассчитан на лиц с высокой деперсонализацией и редукцией профессиональных обязанностей.
Существующая концепция преодоления ресурсного выгорания должна быть направлена, по мнению авторов, на ограничение потери ресурсов и накопление (консервацию) таких, которые могли бы быть востребованы в ситуациях нервного напряжения [27].
Исследования О. В. Ширмановой показали, что респонденты не владеют навыками саморегуляции. Большинство (65 %) используют возможности переключения и отключения; 15 % предпочитают «немедленную разрядку»; 10 % не принимают никаких мер, чтобы погасить в себе злобу и раздражение; только 10 % применяют методы переосмысления и самоконтроля [147].
Таким образом, в профессиональном становлении личности педагога определяющим становится развитие духовно-нравственных и коммуникативных качеств личности. Процесс сопровождается резкими и существенными психологическими сдвигами и изменениями в структуре личности, развитие в этот момент приобретает бурный, стремительный, кризисный характер. Непродуктивный выход из ситуации приводит к деперсонализации и искажает профессиональную направленность студентов.
А. Лэнгле [82] считает, что профилактика синдрома эмоционального выгорания естественным образом начинаются с ситуативной разгрузки. Как справедливо советует Г. Соннек [15], следует подумать о том, как можно помочь человеку, работающему в конкретных условиях конкретной организации или учреждения. В первую очередь надо применить меры, ориентированные на изменение поведения, целями которого будут делегирование и разделение ответственности, постановка реалистичных целей, исключение попадания в ситуацию цейтнота. Дополнительно, если это необходимо, следует обсудить представления о норме, догматах веры, обратить внимание на характерные образцы мышления (например, на известную «триаду А. Бека»), также важно обнаружить и восполнить отсутствующую информацию, которую можно использовать для повышения эффективности труда, при этом полезными бывают супервизия и отработка конфликтов в команде. В конце первого этапа показана также работа с проведением границ и с конфликтом авторитетов [18].
А. Лэнгле полагает, что нужен экзистенциальный анализ, выходящий на уровень развития личности. Вот некоторые типичные экзистенциальноаналитические вопросы по предупреждению и по работе с синдромом выгорания (предупреждение эмоционального выгорания осуществляется через вопросы к себе самому):
- для чего я это делаю? Что мне это дает? Дает ли мне это также и что-то еще, может быть, что-то, в чем я не так охотно готов признаться самому себе?
- нравится ли мне то, что я делаю? Мне нравится только результат или также и процесс? Что я получаю от процесса? Охотно ли я вступаю в него? Захватывает ли он меня? Переживаю ли я в нем себя свободно обменивающимся с миром (в потоке, в диалоге)?
- хочу ли я посвятить этому делу жизнь, то ли это, ради чего я живу? [83, с. 15].
О. И. Бабич для профилактики эмоционального выгорания дает следующие рекомендации:
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь вам найти разумное решение возникшей у вас проблемы.
3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны передышки, т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Называя действительные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению выгорания.
5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
При решении профессиональных задач важно уметь сосредоточиться, сдерживать чувство тревожности и напряженности. Но окончание работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к выгоранию.
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома выгорания. Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.
Помогут вам в этом следующие советы, маленькие правила здоровой жизни:
• Зарядка - маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.
• Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение.
• Свое возрождение начните с правильного мышления.
• Вредные привычки сбросьте как рукавички.
• Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный.
• Будь доброжелательным, твори добро обязательно.
• Смейтесь больше - проживете дольше.
• Умеренность во всем, так здоровье сбережем.
• Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.
• Всегда будьте хозяином своей судьбы!
• Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога - помоги себе сам!
Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
• Если возникла проблема, конфликт - решайте их своевременно и обдуманно.
• Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.
• Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы - это аромат, вкус жизни).
• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.
• Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто не приятен мягко и незаметно ограничивайте общение [12, с. 15].

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.