На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профилактика синдрома эмоционального выгорания педагогов
Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов
Все страницы

1. Теоретические аспекты профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов

Отечественные и зарубежные исследователи: М. В. Агапова [3], Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова [27], Б. И. Додонов [40], К. Изард [55], Л. В. Куликов [74], Н. В. Молчанова [90], Ю. М. Орлов [100], В. А. Пономаренко [104], О. В. Ширманова [147], E. McCranie, G. Brandsma [181], M. Rowe [188] предлагают различные способы преодоления эмоционального стресса и профессионального выгорания.
Для коррекции профессиональных намерений, преодоления последствий эмоционального стресса ряд авторов предлагают искать диалектически противоположные способы реагирования, адаптации и саморегуляции личности [49] [140].

Интересным представляется применение позитивных эмоций, препятствующих развитию психосоматических симптомов (К. Изард [55]), так как неадекватные адаптивные реакции усугубляют эмоциональное напряжение и приводят к болезням. Сдерживание, самообладание - неэффективное средство управления эмоциями, «сдерживаемая эмоция у человека превратится в симптом психосоматической болезни» [95, с. 10]. Исследование Н. В. Молчановой [90] удостоверяют, что отрицательные чувства приводят к изменению коммуникативного взаимодействия, неосознанному вытеснению некоторого эмоционально травмирующего содержания.
Насыщение позитивными душевными переживаниями (слушание музыки, чтение развлекательной литературы и т. д.) - один из действенных способов преодоления стресса (Б. И. Додонова [40]). Исследователь Ю. М. Орлов [100] считает, что избыток эмоций не решает проблемы, так как переживания исчезают на время, а далее, вследствие повторения, наоборот, приобретают способность быстрее возникать и сильнее действовать.
Некоторые психологи отмечают, что у человека имеются личностные ресурсы преодоления стресса. Для этого необходимо следующее: активная мотивация преодоления, отношение к стрессам как возможности приобретения личного опыта; «самодостаточность»; активная жизненная установка [12].
Д. Юм [150] справедливо полагал, что нравственные качества - добродетель, любовь и др. влияют на противоположные - ненависть и презрение. Эту же мысль развивает Л. И. Рувинский [116]. Он считает, что доброжелательное, оптимистическое уравновешенное настроение - условие соблюдения нравственных поступков. Важнейшим элементом психологической зрелости, по мнению А. Н. Лук [81], является нравственное созревание личности. Его исследование показало, что одним из действенных способов преодоления эмоционального стресса является развитие нравственных социальных чувств.
Развитие социальных эмоций возможно через критерии уровня зрелости личности и проходит через три этапа:
- I этап связан с удовлетворением или неудовлетворением той или иной потребности;
- на II этапе формируется чувство долга;
- III этап можно назвать временем нравственного созревания. Сознательным освоением выработанных обществом принципов справедливости, равенства, уважения к человеческому достоинству.
На этой основе, считает А. Н. Лук, формируются высшие социальные чувства, которые он назвал «нравственными чувствами».
Исследования показывают, что человек способен регулировать некоторые природные физиологические процессы, т. е. обладает возможностью целенаправленно использовать свои возможности [131]. Для этого предлагаются элементы релаксации и концентрации, а также ауторегуляционные дыхательные упражнения.
Нам близка позиция Ю. М. Орлова [100] по эффективному преодолению эмоционального стресса с помощью саногенного мышления (СГМ), вырабатывающего эти эмоции. Данная система управления чувствами является научным знанием о том, каким образом наш ум вырабатывает эмоции, приобретает навыки и умения сознательного контроля умственного поведения, согласуя их со всеми системами оздоровления. Автор полагает, что бессознательные, автоматические реакции ума приводят к конфликту и нервному напряжению, поэтому первая задача состоит в том, чтобы научиться различать в себе привычки, автоматизмы, ведущие к образованию определенных эмоций и, соответственно, создающие стресс. Следующим требованием в СГМ является осознание привычных умственных операций, порождающих эмоцию и контроль над ней. Ведение дневника закрепляет умственные привычки саногенного поведения и приводит к размышлению о причинах срывов. В результате чего «мы приобретаем способность управлять ее переживанием, контролировать эмоцию. Происходит нейтрализация образов и освобождение чувств, связанных в этих образах, и угасания навыка переживания» [100, с. 31].
О. И. Бабич полагает, что существуют факторы «выгорания» и ресурсы противодействия «выгоранию». По ее мнению, ресурсы подобны иммунитету, имея который можно избежать не только синдром выгорания, но и другие негативные стороны профессии и особенности современной жизни.
К ресурсам относят: умения и навыки, знания и опыт, модели конструктивного поведения, актуализированные способности. Они дают человеку возможность быть более адаптированным и стрессоустойчивым, успешным и удовлетворённым качеством своей жизни.
Назовем здесь четыре уровня личностных ресурсов противодействия выгоранию:
1. Физиологический уровень является базовым, к нему относится то, что биологически заложено. Это тип нервной системы (слабость, сила, устойчивость, и др.), пол, возраст, состояние здоровья, способы реагирования организма на стресс.
2. Психологический уровень более сложный и состоит из 3 подгрупп:
- эмоционально-волевой - осознание и принятие своих чувств и эмоций, потребностей и желаний, овладение социально приемлемыми формами проявлениями чувств, контроль динамики переживания, устранение застреваний в психике;
- когнитивное противодействие - понимание причин стресса, осмысление ситуации, психологическая компетентность, гибкость мышления, самооценка, поиск поддержки, самоподкрепление;
- поведенческое противодействие - активность и гибкость в поступках, перестройка поведения, поведения и деятельности.
3. Социальный уровень: социальные роли, позиции и установки, отношение к другим людям. Например, на положительном полюсе - ролевая определённость, высокий статус, а на отрицательном - ролевая неопределённость, низкий статус.
4. Духовный уровень. На этом рубеже мы выделяем три психологических ресурса:
- надежда - психологическая категория, способствующая жизнеспособности и духовному росту. Надеяться, значит не отчаиваться и ждать, и готовиться встретиться с тем, что может появиться на свет;
- рациональная вера - убеждённость в том, что существует огромное число реальных возможностей, нужно вовремя обнаружить их;
- душевная сила - мужество. Спиноза под душевной силой понимал способность сказать «нет» тогда, когда весь мир хочет услышать «да».
Кроме того, существуют внешние (социальные) ресурсы противодействия профессиональному выгоранию. К ним относятся и сфера профессиональной деятельности, и семейной жизни, и свободного времени.
Практика показывает, что наиболее стрессоустойчивым оказывается тот, кто получает положительные эмоции и поддержку в семье, имеет круг надёжных друзей, стабильную и привлекательную работу, предоставляющую возможность для творчества, профессионального и личностного роста, тот, кто имеет отдушину в виде хобби или какого-то увлечения, позволяющего почувствовать, что жизнь больше, чем работа. Человек, имеющий ограниченные внешние ресурсы для успешного противодействия факторам выгорания, должен иметь сильные внутренние ресурсы. Замечено, что оптимистичные и жизнерадостные люди выгорают меньше. При вдумчивом и заботливом отношении к личностным ресурсам стрессоустойчивости процесс выгорания может быть не только приостановлен, но и преобразован в продуктивное и приносящее радость «горение без затухания».
О. И. Бабич [12, с. 14], исследуя личностные ресурсы педагогов, на основе теоретического анализа использованных методов и модели взаимодействия, определила параметры (табл. 7), помогающие избегать синдром выгорания.


Таблица 7
Параметры личностных ресурсов преодоления выгорания

Параметры

Краткое содержательное описание параметров

1. Осмысленность жизни

Умение черпать смысл своей жизни в прошлом, настоящем и будущем. Общее мировоззренческое убеждение в том, что контроль своей жизни возможен, вера в собственную способность осуществлять такой контроль

2. Интернальность

Интернальный локус субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Человек считает, что большинство событий в его жизни зависит от него

3. Позитивное самовосприятие и «внутренняя поддержка»

Высокая степень независимости ценностей и поведения от воздействия извне. Стремление руководствоваться в жизни собственными целями, убеждениями, установками и принципами. Человек ценит свои достоинства, уважает себя за них. Принимает себя таким, какой есть

4. Естественность поведения

Принимает свое раздражение, гнев и агрессивность как естественное проявление человеческой природы. Спонтанно и непосредственно выражает свои чувства, без страха вести себя естественно, демонстрировать окружающим свои эмоции

5. Межличностная чувствительность и гибкость поведения во взаимоотношениях с окружающими

Легко устанавливает глубокие и тесные эмоционально - насыщенные контакты. Характерны ценности, присущие самоактуализирующейся личности. Проявляет гибкость в реализации своих ценностей в поведении, во взаимодействии с окружающими людьми. Быстро и адекватно реагирует на изменяющуюся ситуацию

Параметры

Краткое содержательное описание параметров

6. Способность жить настоящим

Отдает себе отчет в своих потребностях и чувствах, хорошо ощущает и рефлексирует их. Переживает настоящий момент своей жизни во всей его полноте. Ощущает неразрывность прошлого, настоящего и будущего, то есть видит свою жизнь целостной

7. Свобода и ответственность

Активная жизненная установка. Принятие собственной свободы выбора и независимости. Способность нести ответственность за свою жизнь, социальная зрелость и самостоятельность

8. Позитивное, целостное восприятие мира и человеческой природы

Склонность воспринимать природу человека в целом как положительную. Способность к целостному восприятию мира и людей, к пониманию связанности противоположностей


Исходя из данных таблицы, можно выявить следующие ресурсы преодоления синдрома профессионального выгорания: осмысленность жизни; интернальность; позитивное самовосприятие и «внутренняя поддержка»; естественность поведения; межличностная чувствительность и гибкость поведения во взаимоотношениях с окружающими; способность жить настоящим; свобода и ответственность; позитивное, целостное восприятие мира и человеческой природы. В то же время противоположные по значению личностные особенности являются факторами выгорания и в большей мере присутствуют у педагогов, имеющих сформированные фазы профессионального выгорания.
С точки зрения О. И. Бабич, важными структурными компонентами собственных ресурсов преодоления выгорания для всех педагогов являются «позитивное самовосприятие и внутренняя поддержка», «межличностная чувствительность и гибкость поведения во взаимоотношениях с окружающими», «способность жить настоящим».
До 46 лет наиболее значимыми личностными ресурсами преодоления выгорания педагогов являются интернальность и самоактуализация, после 46 лет осмысленность жизни и «позитивное, целостное восприятие мира и человеческой природы». Системообразующими ресурсами преодоления синдрома профессионального выгорания являются самоактуализация, осмысленность жизни и интернальность личности[12, с. 21].
Мероприятия, которые содержат различные техники для повышения навыков преодоления трудностей, стресса, выгорания, часто включают прогрессивную мышечную релаксацию [102]; информирование педагогов о причинах и признаках профессионального выгорания[121], обеспечивают личностную заинтересованность в проблематике и готов-
ность к психокоррекции (первый этап социально-психологической реабилитации) [3].
В зарубежной практике для предупреждения и преодоления профессионального выгорания работников используются различные тренинги, но они не обнаружили значимого уменьшения показателей выгорания. Удовлетворенность работников программой тренингов исследователи интерпретировали как снижение риска дальнейшего выгорания [27] .
Наиболее эффективным оказалось проведение занятий для педагогов, целью которых было научить их применять проблемно-ориентированные стратегии к ситуациям [181].
Важнейшим принципом предотвращения синдрома эмоционального выгорания, по взгляду Т. В. Харитоновой, является формирование стрессоустойчивости личности педагога. По ее мнению, преподаватель должен признать собственное здоровье главной ценностью и не допускать негативные эмоции надолго в свой организм, а также научиться повышать самооценку [138].
Наиболее действенными оказались тренинги антивыгорания Н. Е. Водопьяновой и Е. С. Старченковой. Упражнения привели к уменьшению профессионального выгорания у сотрудников. [27]. Участники обучались методам релаксации, повышения позитивного эмоционального тона. В процессе занятия уделялось внимание уменьшению негативных установок, развитию эмпатии и повышению самооценки в сфере персональных достижений.
Рассмотрим два реабилитационных варианта:
1) «Психоэнергетический тренинг». Направлен на восстановление энергетических ресурсов организма, повышение самооценки и усиления «Я-концепции»;
2) «Обретение силы». Основан на мотивационно-когнитивной модели восстановления личностных ресурсов и рассчитан на лиц с высокой деперсонализацией и редукцией профессиональных обязанностей.
Существующая концепция преодоления ресурсного выгорания должна быть направлена, по мнению авторов, на ограничение потери ресурсов и накопление (консервацию) таких, которые могли бы быть востребованы в ситуациях нервного напряжения [27].
Исследования О. В. Ширмановой показали, что респонденты не владеют навыками саморегуляции. Большинство (65 %) используют возможности переключения и отключения; 15 % предпочитают «немедленную разрядку»; 10 % не принимают никаких мер, чтобы погасить в себе злобу и раздражение; только 10 % применяют методы переосмысления и самоконтроля [147].
Таким образом, в профессиональном становлении личности педагога определяющим становится развитие духовно-нравственных и коммуникативных качеств личности. Процесс сопровождается резкими и существенными психологическими сдвигами и изменениями в структуре личности, развитие в этот момент приобретает бурный, стремительный, кризисный характер. Непродуктивный выход из ситуации приводит к деперсонализации и искажает профессиональную направленность студентов.
А. Лэнгле [82] считает, что профилактика синдрома эмоционального выгорания естественным образом начинаются с ситуативной разгрузки. Как справедливо советует Г. Соннек [15], следует подумать о том, как можно помочь человеку, работающему в конкретных условиях конкретной организации или учреждения. В первую очередь надо применить меры, ориентированные на изменение поведения, целями которого будут делегирование и разделение ответственности, постановка реалистичных целей, исключение попадания в ситуацию цейтнота. Дополнительно, если это необходимо, следует обсудить представления о норме, догматах веры, обратить внимание на характерные образцы мышления (например, на известную «триаду А. Бека»), также важно обнаружить и восполнить отсутствующую информацию, которую можно использовать для повышения эффективности труда, при этом полезными бывают супервизия и отработка конфликтов в команде. В конце первого этапа показана также работа с проведением границ и с конфликтом авторитетов [18].
А. Лэнгле полагает, что нужен экзистенциальный анализ, выходящий на уровень развития личности. Вот некоторые типичные экзистенциальноаналитические вопросы по предупреждению и по работе с синдромом выгорания (предупреждение эмоционального выгорания осуществляется через вопросы к себе самому):
- для чего я это делаю? Что мне это дает? Дает ли мне это также и что-то еще, может быть, что-то, в чем я не так охотно готов признаться самому себе?
- нравится ли мне то, что я делаю? Мне нравится только результат или также и процесс? Что я получаю от процесса? Охотно ли я вступаю в него? Захватывает ли он меня? Переживаю ли я в нем себя свободно обменивающимся с миром (в потоке, в диалоге)?
- хочу ли я посвятить этому делу жизнь, то ли это, ради чего я живу? [83, с. 15].
О. И. Бабич для профилактики эмоционального выгорания дает следующие рекомендации:
1. Определение краткосрочных и долгосрочных целей. Это не только обеспечивает обратную связь, свидетельствующую о том, что человек находится на правильном пути, но и повышает долгосрочную мотивацию. Достижение краткосрочных целей - успех, который повышает степень самовоспитания. К концу очередного рабочего года очень важно включить цели, доставляющие удовольствие.
2. Общение. Когда люди анализируют свои чувства и ощущения и делятся ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или этот процесс менее выражен. Поэтому рекомендуется, чтобы работники делились своими чувствами с коллегами и искали у них социальной поддержки. Если вы делитесь своими отрицательными эмоциями с коллегами, те могут помочь вам найти разумное решение возникшей у вас проблемы.
3. Использование «тайм-аутов». Для обеспечения психического и физического благополучия очень важны передышки, т. е. отдых от работы и других нагрузок. Работники любой сферы имеют отпуск, отдыхают во время праздников и в выходные дни. В наше сложное время, когда темп жизни все ускоряется, многие люди вынуждены работать практически без перерывов круглый год, находясь постоянно под действием стресса.
4. Овладение умениями и навыками саморегуляции. Овладение такими психологическими умениями и навыками, как релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь, способствует снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию. Например, определение реальных целей помогает сбалансировать профессиональную деятельность и личную жизнь. Называя действительные цели, следует находить время и для работы, и для личной жизни, что будет способствовать предотвращению выгорания.
5. Сохранение положительной точки зрения. Найдите людей, которые обеспечат социальную поддержку и, следовательно, помогут сохранить положительную точку зрения в отношении ваших действий.
6. Контроль эмоций, возникающих после завершения намеченной работы.
При решении профессиональных задач важно уметь сосредоточиться, сдерживать чувство тревожности и напряженности. Но окончание работы не всегда устраняет сильные психологические чувства, особенно если работа не принесла нужных результатов. Эмоции часто усиливаются и проявляются в ссорах с коллегами и подчиненными или, наоборот, в депрессии, которая приводит к выгоранию.
7. Поддержание хорошей спортивной формы. Между телом и разумом существует тесная взаимосвязь. Хронический стресс воздействует на организм человека, поэтому очень важно поддерживать хорошую спортивную форму с помощью физических упражнений и рациональной диеты. Неправильное питание, увеличение или снижение массы тела отрицательно влияют на уровень самооценки и способствуют развитию синдрома выгорания. Когда вы испытываете определенный стресс, попытайтесь сохранить хорошую спортивную форму, что поможет вам остаться устойчивым и психически.
Помогут вам в этом следующие советы, маленькие правила здоровой жизни:
• Зарядка - маленький подвиг, для здоровья отличный допинг.
• Не плывите пассивно по течению, найдите в жизни увлечение.
• Свое возрождение начните с правильного мышления.
• Вредные привычки сбросьте как рукавички.
• Внимательно организм слушайте, он подскажет совет нужный.
• Будь доброжелательным, твори добро обязательно.
• Смейтесь больше - проживете дольше.
• Умеренность во всем, так здоровье сбережем.
• Когда руки вытираем, каждый суставчик разминаем.
• Всегда будьте хозяином своей судьбы!
• Не надейся на всех и не верь чудесам. Есть одна лишь подмога - помоги себе сам!
Подмечайте свои достижения, успехи и хвалите себя за них, радуйтесь достигнутым целям.
• Не «пережевывайте» мысленно случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознавайте их причину, сделайте вывод и найдите выход.
• Если возникла проблема, конфликт - решайте их своевременно и обдуманно.
• Рационально распоряжайтесь своим временем. Научитесь делить крупные дела на несколько частей, включать в свой график приятные деяния. Возьмите за правило не оставлять дела незавершенными.
• Формируйте активную жизненную позицию, особенно по отношению к профессиональным стрессам (стрессы - это аромат, вкус жизни).
• Определите предел своих возможностей. С уважением относитесь к своему организму, не переутомляйтесь, будьте всегда в хорошей физической форме.
• Возьмите за правило дольше и чаще общаться с людьми, которые приятны. С теми же, кто не приятен мягко и незаметно ограничивайте общение [12, с. 15].

 


 


2. Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания педагогов


Данная программа профилактики синдрома эмоционального выгорания строилась на основе анализа и самоанализа диагностики личности педагогов и будущих педагогов.
При решении задач проекта мы опирались на теоретические и методологические положения в отечественной психологии. В качестве главной идеи мы избрали гуманно-личностный подход на основе экзистенциональ- ной сущности бытия (Н. А. Бердяев, В. С. Соловьев, В. М. Франкл, М. Хайдеггер и др.).
Концептуальной основой программы профилактики эмоционального выгорания явились:
1. Понимание сущности синдрома эмоционального выгорания как динамичного целостного симптомокомплекса, действие которого охватывает основные структурные уровни субъекта: личностный, отражающий изменение индивидуальных черт; социально-психологический, отражающий изменение межличностных отношений; регулятивно-психологический, отражающий изменение психоэмоциональных состояний [19, с. 97].
2. Опора на принципы саногенного мышления: уместность умственных актов, сознательность, самосознание, понимание привычек собственного ума, интроспекция, (контроль и управление эмоций), научности обыденного мышления [100].
3. Духовно-нравственное развитие личности молодых педагогов.
Целевая направленность данной комплексной программы заключалась в развитии духовно-нравственных качеств личности как способа профилактической работы по предупреждению синдрома эмоционального выгорания на этапе профессионального становления.
Программа профилактики синдрома эмоционального выгорания строилась на основе анализа и самоанализа, диагностики личности педагогов и будущих педагогов.


I этап профилактики.

Индивидуальный анализ педагогами своих духовно-нравственных проблем (на основе результатов обследования), определение у себя уровня эмоционального выгорания
Задачи первого этапа:
1. Познакомить педагогов с динамичной многокомпонентной системой эмоционального выгорания.
2. Развивать осознание собственных проблем духовно-нравственного развития от уровня психологического синдрома эмоционального выгорания.
3. Формировать экологическое сознание.
В содержание профилактической работы данного этапа включались:
1) проведение психологической декады «Психология здоровья»: «Общие проблемы духовно-нравственного развития», «Помоги себе сам», «Валеология души», «Письма о нравственности» «Круглый стол - анализ проблемы нравственного развития»;
2) индивидуальные беседы и самоанализ проблемы;
3) изучение пакета материалов («Психология здоровья») с рекомендациями по сохранению психологического здоровья.


II этап профилактики

Переосмысление духовно-нравственных качеств личности.
Задачи второго этапа профилактики эмоционального выгорания обуславливались спецификой социально-психологического познания:
1. Развивать у педагогов умение видеть место и роль человека в изменяющемся мире.
2. Формировать представление о современном мире как о духовной ценности, осознавать себя неотъемлемой частью.
Содержательной стороной второго этапа являлось проведение следующих мероприятий: коллективных бесед («Влияние духовных ценностей на психологическое здоровье человека», «Духовно-нравственные потенциалы развития личности», «Эмпатия, альтруизм, рефлексия и идентификация», «Социальная установка и локус-контроль в развитии личности», «Роль конструктивных религиозных общностей в сохранении традиционных духовных ценностей», «Стратегии поведения в конфликтной ситуации, разрешение конфликта», «Профессиональное самоопределение, идентификация»); лекций («Духовные ценности и психологическое здоровье человека», «Социально-психологические аспекты развития личности», «Гармония и дисгармония общения», «Национально-духовная культура в жизни народа. Менталитет народа. Особенности его проявления в российском социуме»); семинаров («Детерминация социального поведения личности», «Проблемы общества и духовной культуры в новой России», «Конструктивные и деструктивные религиозные общности», «Уровни общения», «Коррекция и управление конфликтом. Кодекс поведения в конфликте»); а также брейнсторминга (мозговой штурм от англ. brainstorming) - популярного метода группового взаимодействия, используемого для решения как бизнес-задач, так и образовательных. Все эти мероприятия позволили полнее осмыслить собственные проблемы духовнонравственного развития педагогов.
На первом этапе происходило осмысление прямой зависимости эмоционального выгорания от собственных проблем духовно-нравственного развития.
Знакомство с основами саногенного мышления, опора на его принципы (уместность умственных актов, сознательность и осознание привычек собственного ума, контроль и управление эмоциями [95]) помогли преподавателям понять факт взаимовлияния своих и внешних проблем, преодолеть трудности.
Ю. М. Орлов [95] разделяет мышление на саногенное и патогенное. Патогенное ведет к внутренним и внешним конфликтам. Саногенное - оздоравливающее, создающее чистоту. Наши мысли можно очистить и, следовательно, по его мнению, оздоровиться.
Если раскрыть суть саногенного мышления, то следует пояснить следующее. Учителя человечества всегда говорили об укрощении таких чувств как гнев, зависть, гордость, страх. Но опыт показывает, что человек не может устранить эмоции. Он может лишь не выражать их.
Но для здоровья важно не подавлять переживания, а добиться, чтобы они не были сильными и не перерастали в хроническую форму. Важно, чтобы эмоции не программировали наше поведение. Помочь примириться с собой помогут специальные психологические практики, такие как:
1. Ведение дневника
Необходимо начинать с ведения дневника, в котором подробно анализировать каждый прожитый день, выявляя, что «для меня ведущая деятельность», смысл жизни, отношение к близким, коллегам по работе, что думают по тому или иному поводу другие люди, авторитеты и просто обыватели. Ведя дневниковые записи, можно использовать методики саморегуляции. В итоге станешь мягче, доброжелательнее, снисходительнее к себе и людям получишь от других то же самое. Первое в этой серьезной работе - контроль над образами-стимулами. Надо помнить свои яркие удачи, радости и понимать, почему тогда у вас «получилось». Второе - не раздражаться, например, при виде неприятного человека, а для этого выработать в себе навык отвлечения и переключения внимания на положительные качества. Бывает и так, что другой человек уже и изменился, и совершает хорошие поступки, а вы все ему не доверяете, сжились с его дурным «образом». Кроме того, в самовоспитании не следует злоупотреблять самоприказами, это малоэффективное насилие над собой. Необходимо фиксировать в дневнике все свои удачи.
2. Медитативная графика (МГ).
1) Человек управляет мышлением и памятью с помощью речи и любой системы знаков, которыми он может распоряжаться по своему усмотрению.
Цифры и слова в записной книжке позволяют нам управлять своей памятью. Слово позволяет вспомнить и воспроизвести прошлое. МГ - это особый способ записи дгя себя мыслей и переживаний. В отличие от обычного письма, которое предназначено ддя передачи сообщения другим, здесь знаки и их комбинации, рисунки служат средством сообщения для себя. Поскольку обычный язык и его слова общие и не отражают единичного, то преимущество медитативной графики состоит в том, что она выражает единичное, индивидуальное чувства. Во время графической медитации происходит объективация мыслей и чувств в образах рисунков, в символах, в знаках вследствие сосредоточения внимания на них в процессе рисования. Этим МГ усиливает внимание и сдерживает блуждание мысли, чувств и способствует их точному воспроизведению в нужное время. Описание своих эмоций облегчает отделение их от нашего «Я», которое является источником психической энергии. Это происходит вследствие сосредоточения внимания не на объектах чувства, а на умственных и иных действиях, с помощью которых осуществляется переживание. Например, вы обиделись. Пока вы сосредоточены на обидчике и на его обидном поведении, ваши эмоции усиливаются и ищут выхода в виде гнева и во внешних или внутренних агрессивных действиях. Если же вы дали себе задание зарисовать свою обиду, то вам поневоле придется отвлечься от обидчика и сосредоточиться на умственных и иных дей- ствиях, с помощью которых в вас происходит переживание обиды. При этом от вашей обиды отнимается энергия и направляется на действия рисования. Энергия освобождается в движениях ваших пальцев, в зрении и в сосредоточении на том, что вы делаете в этот момент. Психотерапевтический эффект возникает в результате строго определенной последовательности чтения и письма, т. е. работы с определенными частями дневника и медитации над соответствующими листами дневника.
3. Ментальная практика работы с обидой.
А). Используя данную практику, необходимо начать с рассуждения об обиде, задавая себе определенные вопросы:
- Каковы были мои ожидания в этой ситуации?
- Как должен был бы вести себя этот человек, чтобы я на него не обиделся?
- Откуда взялись мои ожидания относительно этого человека?
- Насколько реалистичны эти ожидания, существует ли возможность скорректировать их в направлении большей реальности?
- Что мешает мне скорректировать эти ожидания? Знает ли этот человек о моих ожиданиях и может ли он им соответствовать?
Б). Понять, почему этот человек ведет себя именно так, а не иначе.
В). Совершить акт принятия другого таким, какой он есть, простить его, принять реальной его свободу, его право поступать так, как ему хочется.
Г). В состоянии покоя и благополучия провести имитацию обиды. Принятие другого человека облегчается с помощью следующих вопросов:
- Почему он так поступает?
- Каковы его мотивы?
- Может быть, он не знает о моих ожиданиях? А если знает, то почему не хочет им следовать?
- Может быть, сейчас он чем-то озабочен? Может он сердится на меня из-за чего-то?
Таким образом, лист дневника является медитативным полем, на котором записано или закодировано определенное душевное состояние в связи с определенными ситуациями, вызвавшими, к примеру, обиду. В дневнике сначала записываются переживания и мысли, а в последствии они прочитываются и воспроизводятся при внимательном разглядывании листа. Чем внимательнее и с большим сосредоточением пишется это место дневника, тем лучше запоминаются мысли, и тем лучше работает лист МГ на воспроизведение записанных мыслей и чувств. В этом главная целебная сила дневника. Листы дневника выступают как превосходные умственные орудия для запоминания.
Кроме того, при ведении дневниковых записей работают медитативная графика и ментальная практика работы с обидой.
Наше мышление устроено так, что может поддерживать стресс, вызывая из памяти события его породившие. Оно может вызвать негативную эмоцию в любой момент из памяти, и память воспроизведет эмоциональную ситуацию. При этом организм отреагирует так же, как и в реальной ситуации. Эмоция и вызываемый ею стресс становятся хроническими - отсюда, собственно, и берутся болезни и подавленное состояние.
Почему же эмоции рождаются и действуют без спросу и нашего жела- ния, т. е. автоматически? Ведь достаточно что-то ассоциативно связать, как воспоминание вновь нахлынет. Обида, гнев, раздражение начинают свое вредоносное дело. Но если человек осознает, как его ум вырабатывает эмоцию, то он становится способным контролировать этот процесс. Именно на понимание этого механизма и направлено СГМ (саногенное мышление).
Как же формируется эмоция в нашем подсознании, что она становится запускающим механизмом?
Если что-то часто повторяется, то происходит научение, и дальше действует автоматически, независимо от наших желаний. Из подсознания вызывается эмоция, обусловленная научением.
Бессознательное - это информационный автомат, отработанный за тысячелетия и обеспечивающий наше выживание. Законы природы действуют неумолимо. И хотя 3. Фрейд утверждал, что, если человек осознает свой комплекс, то постепенно наступит исцеление, но психолог не предложил никакой концепции решения проблемы, поскольку не описал, какие умственные операции задействованы.
А начинается все с присвоения значения некоему событию, которое откладывается в бессознательное, и уже затем вызывает эмоции, присущие ему.
Это автоматизмы, или умственные привычки, они действуют непроизвольно и бессознательно. Есть полезные - «горячо - не трожь», но есть и вредные, вызванные психической защитой.
Расширяя сознание, человек начинает понимать те элементы поведения, которые при автоматизме не осознавал.
Задавая вопросы устно или записывая их, человек понимает, почему так проявил себя в той или иной ситуации.
Например, рефлексируя на предмет обиды, он становится способным контролировать свои проявления по этому поводу. Ведь чувство досады, огорчения часто связано с тем, что кто-то не соответствует нашим ожиданиям. Если же мы это осознали эту мысль, то обида теряет свою энергию. Человек прекращает автоматическую реакцию ума и нейтрализует переживание. Стоит только начать правильно думать об эмоции, а не следовать ей.
Понимая, мы снижаем энергию чувств, и они быстро заканчиваются, не имея продолжения.
В основе патогенного мышления лежат умственные автоматизмы, которые активизируются, но уже не соответствуют обстоятельствам, при которых они зарождались. Ситуации меняются, а автоматизмы остаются.
Итак, саногенное мышление приводит к осознанию автоматизмов и дает возможность приспосабливаться к новым ситуациям.
Из этого утверждения следует, что нашим поведением управляют наши потребности, а ум лишь обслуживает их. Потребность запускает нужную программу посредством мозга, а личность лишь поддерживает эту программу.
Аналогично любая эмоция может управлять нашим поведением, взяв на себя эту роль, иногда даже в ущерб потребности.
Например, страх запускает поведение бегства, хотя до этого была потребность утолить голод и жажду. Так происходит потому, что эмоции оказывают большее влияние, чем потребности.
Если программа запущена, то остановить ее труднее, чем выполнить до конца. Когда же эмоция удовлетворена, то управление берет на себя наше сознание, и мы начинаем понимать, что наделали что-то несуразное, а объяснения тому нет. Итак, автоматизмы, порождаемые эмоциями, ведут к особому состоянию человека «вне себя».
Для успешного проведения профилактики синдрома выгорания, нужно понимать механизм эмоций, их функции. Эмоции важны. Они дают возможность социального выживания человека. Ведь при общении именно чувства позволяют достичь большего согласия с другим человеком.
Например, обида побуждает к реальному восприятию другого человека, к тому, что нужно как-то перестроить свое поведение, учесть возникшее чувство.
Но эмоции могут превратиться и в навязчивые, и в длительные, что, в свою очередь, и ведет к патогенному мышлению, а далее - к болезням и прочим неприятностям. Ведь обиженный человек все видит через призму несправедливо причиненных огорчений. Охваченный чувством гнева, раздражения он становится опасен. Такой человек делается просто неуправляемым, и мы говорим, что он в состоянии аффекта.
Причиной же всего являются эмоции, порождающие неправильные мысли, запускающие соответствующие программы. Эти вредные помышления заставляют нас терять связь с реальностью, превращают в автоматы.
Программы, запускаемые организмом, находящимся в состоянии аффекта, внутренние, возникшие в результате нашего научения. Но это могут быть и коллективные программы, обусловленные стереотипами, культурой общества.
Программа - это как код поведения. Прозвучала фраза - запустилась программа. Известная фраза о том, что человек создан для счастья, способна изменить настрой, программу. Но если оказывается, что что-то идет не так, то возникает эмоция, стремящаяся восстановить «справедливость», и может возникнуть раздражение. Хорошо, если есть согласие программы с поведением окружающих, а если нет, что бывает чаще всего, возникают гнев, стыд, обида и т. д.
В культурных стереотипах нет ничего плохого. И очень важно, чтобы люди разделяли общепризнанные моральные ценности и следовали им. Но когда шаблоны начинают автоматически определять поведение человека, у которого есть еще и свои, индивидуальные, стандарты поведения, то возникает конфликт личного с общественным. Возникает ситуация несбалансированности понятий, разделении «для себя» и «для других».
Автоматизмы играют двойную роль: с одной стороны облегчают решение задач, с другой - способствуют возникновению эмоционального стресса. Они полезны в том плане, что не заставляют думать в определенных типовых ситуациях, и человек поступает так, как велит программа, и это часто правильно, это типичное поведение. Людям не надо долго думать, когда другие ожидают от них чего-то обычного. В определенные моменты это хорошо. Но часто бывает так, что автоматическое следование программам вызывает стресс.
Например, некий виновный должен быть наказан (общественное), но индивид любит провинившегося (мое индивидуальное) возникает конфликт личного и социального. Как быть? Действовать по любви или в соответствии с моральными требованиями общества. Мышление в данной ситуации порождает чувство вины и заставляет действовать как автомат, хотя эмоции зашкаливают.
Саногенное мышление позволяет без ущерба достигать баланса индивидуального и общественного. Освобождение лежит не в укреплении силы воли (сдерживать себя), а в приобретении способности осознавать и управлять своими желаниями и эмоциями.
Первое, что нужно сделать - это научиться различать, какие привычки ведут к патогенному мышлению, какие к саногенному. От первых отказываться, вторые культивировать.
Чтобы различать - нужно научиться интроспекции (самонаблюдение). Это один из главных навыков саногенного мышления - объективный умственный акт - объективизация. Когда человек ведет дневник и объясняет появление и действие той или иной эмоции, он повторяет умственный акт интроспекции, который приводит к облегчению от умственных переживаний. Так закрепляется правильное мышление, которое нужно обратить в привычку.
Если патогенные мысли повторяются, то они препятствуют развитию
СГМ.
Например, частые раздумья о том, что «он этого не сделал, хотя и обещал, значит, он плох», могут стать привычными. Тогда автоматически запускаются процессы, сопутствующие ситуации обиды.
И наоборот, если размышления (интроспекции) по поводу обиды станут привычными, то в ситуации уязвленного самолюбия они будут возникать сами собой и уменьшать раздражение. Так человек приобретает иммунитет и к другим возможным обидам. И наступит момент, когда вас оскорбить будет уже невозможно, так как негативные эмоции не подавляются, но, перерабатываясь при рефлексии, делаются кратковременными, выполнившим свои функции.
Если же действовать в рамках патогенного мышления, то эмоции действуют гораздо дольше, и иногда в течение года человек не может забыть обиду.
Делить эмоции на отрицательные и положительные, по мнению Ю. М. Орлова, ненаучно, это вроде деления насекомых на вредных и полезных. Причем биологи отказались от такого деления, а психологи до сих пор не могут. Любые чувства выполняют определенные функции. Нужно научиться правильно их использовать.
Поэтому, если кто-то вас обидел год назад, а вы продолжаете об этом думать и страдать от этих воспоминаний, то это следствие патогенного мышления. А значит стоит обратить внимание на саногенное мышление и формировать здоровую философию обыденной жизни.
Здесь может помочь социально-психологический тренинг по развитию духовно-нравственных качеств личности, социально-психологических навыков и умений, таких как эмпатия и межличностная чувствительность педагогов.
Организовывая занятия, мы опирались на позиции А. А. Бодалева, который считает, что преимуществом групп тренингового обучения является возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие цели, проблемы или переживания. Он полагает, что человек на основе достигаемого в ходе взаимодействия с другими людьми результата, может корректировать свое последующее поведение, заменяя использованные способы воздействия новыми, которые кажутся более эффективными.
И действительно, происходящие в группе взаимодействия стимулировали участников к идентификации себя с другими, позволяли использовать установленные эмоциональные связи при оценке собственных чувств, создали в группе атмосферу доверительного общения, уважения и взаимной поддержки.
В ходе тренинга проводились упражнения и игры на развитие эмпатии, межличностной чувствительности, рефлексии в общении, а также формирование социальных установок, снятие эмоционального напряжения, освоение голосовых и дыхательных техник, и техники коммуникативного общения.
Каждое комплексное занятие состояло из трех частей:
- первая часть была построена на анализе коммуникативных проблем и решении психологических задач;
- вторая часть была основана на упражнениях на дыхание: бодиф- лекс, элементы цигун и йоги для снятие мышечных зажимов и напряжения, расслабления мышц лица; на углублении позитивного эмоционального состояния, «накопления энергии любви»; голосовых техниках;
- третья - «эмоциональная саморегуляция» - включала в себя игры и упражнения на развитие эмпатии, межличностной чувствительности, рефлексии в общении, а также на формирование социальных установок.
Многократными исследованиями психологов подтвержден тот факт, что любая информация передается не только посредством слова, но и через интонацию, жесты, позу, походку, мимику говорящего.
В качестве примера приведем здесь некоторые виды практик, направленные на овладение элементами педагогической коммуникации, способствующие развитию коммуникативных способностей, приобретению навыков управления общением.


Овладение техникой интонирования и мимикой


Цель: развитие простейших навыков общения, умение привлечь внимание окружающих средствами мимики, пантомимики, передача эмоциональных состояний.
Инструкция: Эля выработки умения действовать органично и последовательно в любой обстановке можно тренироваться следующим образом:
A) попытаться сказать с разными интонациями и модуляциями голоса (громко, тихо; кратко, растянуто; заикаясь, убедительно, утвердительно; восторженно, задумчиво; вызывающе, скорбно; нежно, грубо; иронически, шутливо, злобно; тоном ответственного работника; разочарованно, торжественно) слова: «Здравствуй», «До свидания» ит. д.;
Б) войти походкой древней старушки, артистки балета, солдата ит. д.;
B) улыбнуться, как это делает победитель; побежденный; подхалим; начальник подчиненному; мать младенцу.
Рефлексия, анализ переживаний, размышление о внутреннем состоянии: что может выразить походка (тон и сила голоса) человека; его профессия; эмоции; возраст?


Нестандартное приветствие


Цель: продолжить работу на сплочение коллектива, снятие напряжения участников, сокращение дистанции в общении; создание позитивного эмоционального единства группы.
Инструкция: группа сидит в кругу. Первый участник нежно, ласково прикасается к соседу и приветствует его. Второй передает приветствие третьему, и так всем участникам тренинга.
Рефлексия: рассказать о чувствах, которые испытывал, когда передавал или принимал приветствие соседа.


Золотой и черный стул


Цель: развитие умения открыто высказывать свои взгляды и выслушать мнение других участников группы о себе.
Инструкция: ведущий предлагает участникам группы узнать мнение о них других участников. Говорить друг о друге он рекомендует приблизительно в такой форме: «Мне неприятно, когда ты делаешь или говоришь то-то и то-то; у меня возникают такие чувства; мне кажется, что это могло бы быть то-то и то-то». Следует избегать определений «хорошо», «плохо».
Один из участников по желанию выходит в центр круга и выбирает стул, на котором будет сидеть, если он садится на золотой стул, то все говорят ему комплименты, а если садится на черный стул, то остальные по очереди говорят то, что неприятно им в этом человеке.
Рефлексия: в обсуждении участники делятся впечатлениями о том, как изменились их чувства по отношению друг к другу после этого упражнения, что испытывали, когда слушали или высказывали свое мнение.


Найди и промолчи


Цель: развивать интуицию, умение концентрировать зрительное внимание, сдерживать эмоции.
Инструкция: участники группы отворачиваются, закрывают глаза или выходят из комнаты. Ведущий ставит игрушку так, чтобы она была в поле зрения участников. Группа молча ищет игрушку. Нашедший молча и, никоим образом не показывая виду, что он нашел, садится на свое место. Чем меньше остается, ищущих, тем сложнее найти предмет.
Рефлексия: в обсуждении участники делятся впечатлениями о том, что помогло найти предмет, о том, что чувствовали в тот момент, когда нашли предмет и как смогли скрыть это чувство. Что привлекло внимание в поведении остальных участников группы.


Кошка, которая гуляет сама по себе


Цель: отработка навыков выразительного использования мимики и жестов, необходимых педагогу в его повседневной жизни.
Инструкция: все встают в круг, оставляя большое место в центре. Участникам предлагается поочередно пройти через круг, но не обычной походкой. Если человек затрудняется, предложите ему пройти как шпион (крадучись, на цыпочках), как супермодель, как солдат, как воришка, как крутой, как и т. д.
Рефлексия: что может выразить походка человека. Как изменяются походка, мимика, жесты в зависимости от изменения поведения?


Рекомендации по профилактике стресса и выгорания


1. Проявляйте заботу о своем настроении и положительном жизненном настрое, овладевайте навыками самовнушения «радости дня», радости от выполняемой работы.
2. Радуйтесь любому своему достижению. «Ничто не обескураживает больше, чем неудача; ничто не ободряет сильнее, чем успех». Даже после сокрушительного поражения боритесь с угнетающей мыслью о неудаче, лучше всего это сделать с помощью воспоминаний о былых победах.
3. Не откладывайте надолго важные дела, ибо стресс «незавершенного действия» будет истощать ваши ресурсы.
4. Важно научиться говорить «нет» и только после этого браться за большие объемные работы.
5. Постоянно стремитесь завоевать любовь, но все же не заводите дружбы с бешеной собакой.
6. Признайте, что совершенство невозможно, но в каждом виде достижений есть своя вершина. Стремитесь к ней и довольствуйтесь этим.
Таким образом, участники занятий убедились, что не следует считать выгорание чем-то неизбежным. Нужно предпринимать определенные шаги по профилактике, которые могут предотвратить, ослабить и исключить возникновение стресса. Нужно пробуждать личностные ресурсы, помогающие преодолеть жизненные и рабочие неприятности. Если степень выгорания высока, наряду с приемами самопомощи целесообразно обратиться за поддержкой к специалистам-психологам.
В заключительной части участники тренинга ответили на ряд вопросов: что каждый из них получил от занятий? Оправдались ли ожидания? Как участники будут применять эти приемы в обычной жизни.
Все учителя принимали активное участие в обсуждении тренинга, участники отметили, что каждый из них приобрел новый опыт.
Для сравнения основных показателей (индекса доброжелательности и индекса истощенности) до и после проведенного тренинга, мы использовали метод математической статистики /-критерий Стьюдента.
С помощью формулы

формула выгорание


где Xi - среднее значение индексов после тренинга; X 2 - среднее значение индексов до тренинга;

формула выгорание2


m 1 и m2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин мы вычисляли следующие значения
Таким образом, /-критерий Стьюдента, по индексу доброжелательности выявил 3,5 баллов.
/-критерий Стьюдента, по индексу истощенности равнялся 2,7.
Сравнительный анализ результатов диагностики до и после проведения коррекционной работы обнаружил статистически значимые показатели изменений индексов истощенности и доброжелательности. Расчет коэффициента Стьюдента по индексу истощенности и сравнение его с табличными результатами по данному критерию показывает допустимую погрешность 0,05. И это, несмотря на то, что у части студентов очных отделений при включении защитного механизма СЭВ не всегда индекс истощенности соответствовал нормативным показателям. Общий суммарный показатель выявил снижение индекса истощенности на 36 %.
Применение /-критерия Стьюдента показало, что после формирующего эксперимента статистически достоверно возросли показатели по индексу доброжелательности. Расчет коэффициента Стьюдента по индексу доброжелательности показывает ничтожно малую погрешность результатов - 0,001 (3,5) и свидетельствует о том, что он стал интегральной характеристикой духовно-нравственного потенциала преподавателей.
Рассмотрим показатели взаимосвязи индексов доброжелательности и истощенности педагогов до формирующего эксперимента и после. Для этого на первой координатной плоскости мы представили треугольными точками показатели субъектов, принимавших участие в эксперименте по двум значениям: индексу доброжелательности и индексу истощенности, а на второй координатной плоскости точками-кружками результаты после эксперимента. Индекс истощенности - на оси ординат от 0 до 14.
Индекс доброжелательности на оси абсцисс, где от 0 до +15 он в положительных значениях; от 0 до -15 - в отрицательных значениях. Данные представлены на рис. 5 и 6.
Сравнивая графические данные зависимостей психологического синдрома эмоционального выгорания от развития духовно-нравственных качеств до и после проведения коррекционной работы, обнаруживаем существенные изменения заявленных критериев. Анализ уровня синдрома
эмоционального выгорания до и после тренинга показывает положительную динамику по всем критериям.

взаимосвязь выгорание2

Рис. 5. Взаимосвязь СЭВ, индексов истощенности и доброжелательности до проведения тренинга

взаимосвязь выгорание3

Рис. 6. Взаимосвязь СЭВ, индексов истощенности и доброжелательности
после проведения тренинга

Результаты, таким образом, после тренинга наглядно демонстрируют положительную динамику профиля. Почти все результаты находятся в положительной области индекса доброжелательности. Значительно расширилась область первого уровня: с 10,5 % до 29 %. Индекс истощенности приближается к нулевой отметке, увеличились показатели индекса доброжелательности .
Четко очерчен профиль второго уровня: он располагается в основном в положительной зоне СЭВ и приобретает в целом устойчивые значения индекса доброжелательности. Индекс истощенности заметно снизился с 7,6 до 5,2 (средний показатель), основная область - в районе 3-5 баллов и ближе к нулевой отметке, и только незначительная часть находится в районе 8-9 баллов. Сравнивая результаты, можно заметить положительную тенденцию респондентов, находящихся на втором уровне, к показателям первого, благополучного уровня.
Изменился профиль и третьего уровня: с области в 39 % он сократился до 8 %. Для него характерно стремление к положительной динамике и сниженные показатели индекса истощенности, присущие больше для второго уровня (ИД= -1 до + 6; ИИ = 5-8 баллов).
После проведенной работы у 74 % уменьшились показатели синдрома эмоционального выгорания, из них 13 % вышли на первый благополучный уровень с положительными значениями индекса доброжелательности (при среднем показателе + 6); 13 % с третьего уровня перешили на второй; 48 % остались на том же уровне, но у них с повышением индекса доброжелательности снизились показатели истощенности жизненных сил, гармонизировались все показатели. Но узловым показателем в анализе уровня синдрома эмоционального выгорания является индекс доброжелательности. Со снижением значений индекса доброжелательности меняется и уровень СЭВ.
Таким образом, индекс доброжелательности остается основным критерием не только синдрома эмоционального выгорания, но и показателем деформации личности (его очень высокие или, наоборот, очень низкие показатели обнаруживают деформацию).
Результаты, полученные после проведенной комплексной работы, сравнивались с результатами до работы. Вероятность допустимой ошибки 0,001 и 0,05 свидетельствует об эффективности проведенной работы.
Целевая направленность данной комплексной программы заключалась в развитии духовно-нравственных качеств личности педагогов как способа профилактической работы по предупреждению синдрома эмоционального выгорания на этапе профессионального становления.
Выявленные взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и духовно-нравственных качеств личности позволили нам разработать комплексную программу, психолого-педагогической коррекции духовнонравственных качеств личности педагогов.
Анализ собственных результатов, как правило, не очень удовлетворяет преподавателей. Проявляется высокая заинтересованность в самом феномене СЭВ, желание узнать, как можно больше о нем.
Некоторые преподаватели почти сразу начинают искать причины своего пониженного тонуса или хронических заболеваний с результатами диагностики.
Таблица сводных результатов диагностик (табл. 8) одной из подгрупп педагогов, участвовавших в тренинговом курсе, демонстрирует определенные особенности проявления синдрома у преподавателей вуза.


Таблица 8
Особенности проявления СЭВ у преподавателей вуза

Стаж

Возраст

И

Симптомы выгорания

Уровни СЭВ

1

30

64

2

Э - н, Д - с, Р - н

I (29 %)

2

10/5

28

3

Э - с, Д - в, Р - с

3

25

61

4

Э - в, Д - в, Р - с

4

20

37

4

Э - с, Д - в, Р - в

5

24

39

5

Э - с, Д - в, Р - с

II (21 %)

6

48/

67

7

Э - с, Д - в, Р - н

7

31

53

7

Э - с, Д - в, Р - в

8

13

52

8

Э - с, Д - в, Р - в

III (50 %)

9

49

73

8

Э - в, Д - в, Р - в

10

40

64

10

Э - в, Д - в, Р - в

11

19

43

10

Э - в, Д - в, Р - в

12

2

24

11

Э - с, Д - в, Р - в

13

32

58

14

Э - в, Д - в, Р - в

14

53

70

14

Э - в, Д - в, Р - в



Примечание: 1 графа - номер по порядку (в данной подгруппе было 14 человек); вторая - стаж работы; третья - возраст педагога; четвертая графа «И» - индекс истощения; пятая - показатели синдрома эмоционального выгорания по каждому респонденту («Э» - эмоциональное истощение, «Д» - деперсонализация и «Р» - редукция профессиональных обязанностей). Прописными буквами выделены уровни («н» - низкий уровень, «с» - средний уровень и «в» - высокий уровень). Общий уровень выгорания представлен по индексу истощения («И»).

На эмоциональное выгорания в данном случае не влияет возраст педагогов.
Треть педагогов (29 %) оказалась в благополучном секторе. Но их низкий уровень истощенности не всегда совпадал с симптомами выгорания (5 стб.). Показатели синдрома увеличены, иногда до средневысоких значений, а истощение не наступает. В ходе тренинговых занятий выяснилось, что данные преподаватели любят свою работу, студентов. Видимо, высокий творческий потенциал, увлеченность не позволяют симптомам эмоционального выгорания увеличиваться.
21 % педагогов чувствуют усталость, у них часто бессонница, высокое беспокойство, подавленность и апатия. Интуитивно, на бессознательном уровне, у этих педагогов есть склонность к сокращению профессиональных обязанностей (высокие показатели редукции профессиональных обязанностей) и цинизм (у всех высокие показатели деперсонализации).
50 % преподавателей в зоне риска. У них наблюдаются сложившиеся симптомы эмоционального выгорания, высокие показатели истощения. Практически все из них страдают хроническими заболеваниями (все проблемы перешли на психосоматику).
Тренинговые курсы проходят в конце учебного года, когда наблюдается естественный высокий уровень усталости. За два месяца отпуска преподаватели восстановят свои силы и выйдут на работу отдохнувшими. Но часть преподавателей признается, что полного восстановления сил не происходит. Им просто необходимо использовать упражнения комплексной программы, описанной выше.
На I этапе в ходе групповых занятий мы с педагогами анализируем традиционные представления о науке и сравниваем их с современными взглядами (С. Гроф) ученых о целостности бытия. Сопоставив классические знания с данными холотропной парадигмы (табл. 9), мы можем увидеть разницу.


Таблица 9
Сравнительный анализ современных научных знаний по психологии с традиционным пониманием психологической науки

Аспекты

Традиционная модель механической науки

Холотропная парадигма мышления

1

2

3

ПРИРОДА
ЧЕЛОВЕКА

Человек описывается как высокоразвитое животное и как мыслящая биологичебская машина. Хранение в памяти осуществляется на основе материального субстрата - мозговых клеток и цепей генов.

Человек - существо с парадоксальной природой: ньютоновский объект и биологическая машина (бесконечное поле сознания), выходящее за пределы трехмерного пространства, линейного времени и причинно-следственных связей, холотропность). Для коммуникации и получения информации не требуются сенсорных каналов. Память может существовать без материального субстрата.

МОДЕЛЬ
ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ
ПСИХИКИ

Сознание есть продукт мозга и нейрофизиологических процессов, происходящих в нем

Сознание опосредуется мозгом, но не зарождается в нем. Оно является равноправным партнером материи, но стоит выше материи, как основной продукт бытия. Возможен экстрасенсорный доступ к любой стороне существования. Расширяется картография человеческой психики: уровень воспоминаний, перинатальная сфера, связанная с рождением, смертью и переживаниями

 

 

 

ПРИРОДА
ЦЕЛИТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА

Организм обладает целительными способностями, но во время патологического процесса они бездействуют

Даже в заболеваниях с ярко выраженной органической природой гомеостатические и биоэнергетические силы организма и психики играют важную роль

ЦЕЛЬ
ТЕРАПИИ

Облегчение эмоционального и психосоматического дискомфорта, снятие симптомов

Невозможна       без       глубинной
трансформации личности, которая влечет за собой открытие духовного опыта и смену фундаментальных ценностей

Анализ данных таблицы С. Грофа показывает педагогам разницу в трактовке психологических знаний в традиционном и холотропном вариантах.
Обращаем внимание на природу целительного процесса, расширенную картографию сознания и глубинную трансформацию личности.
С данными С. Грофа согласуются работы последних исследований. В лаборатории психофизиологии Психоневрологического института им. В. М. Бехтерева в девяностых годах прошлого столетия под руководством профессора В. Б. Слезина и кандидата медицинских наук И. Я. Рыбиной позволили установить совершенно новое четвёртое состояние человеческого сознания в состоянии молитвы или медитации. До этого были известны три: бодрствование, медленный глубокий сон без сновидений и быстрый сон со сновидениями. С помощью современной аппаратуры по снятию энцефалограммы мозга было зафиксировано снижение альфа- и бета-ритмов частотой 8-30 Гц (обычных для взрослого человека) и, самое главное, возникновение медленных дельта ритмов с частотой всего лишь 3 Гц (характерных для младенцев до 2-3-х месяцев, совершенно исчезающих в дальнейшем с процессом взросления человека) во время комплексных исследований состояний молитвы и медитации у представителей различных религий (монахов Александро-Невской лавры, католических ксендзов, представителей индуизма, ислама и дзен-буддизм). Во время молитвы у одного наиболее усердно молящегося православного монаха наблюдалось полное отсутствие электрического импульса, свидетельствующего о работе коры головного мозга, т. е. было состояние полного отключения мозга как во время медленного сна, но при ясном сознании. В состоянии бодрствования в коре больших полушарий головного мозга преобладают так называемые быстрые биотоки с частотой 8-30 Гц. Это бета-волны, соответствующие повышенной активности мозговой деятельности, и альфа-волны, исходящие при пониженной активности мышления.
В период сна мозг переходит на медленные тета-и дельта-волны, их частота понижается до 3 Гц.
II этап профилактики включает тренинг по саногенному мышлению, анализ положительных и отрицательных качеств педагога. Ранжирование личностных качеств индивидуально и по подгруппам с акцентом на качества, мешающие (помогающие) конструктивному общению со студентами.
Данные позволяют определить действительно важные качества педагогов. В интерактивном режиме (в работе с подгруппами) в ходе обсуждения доказываются нравственные качества личности, обсуждаются личностные особенности (табл. 10). Это занятие некоторым дается непросто, но влияние авторитетных педагогов позволяет прийти к единому мнению.


Личностные особенности педагогов
Таблица 10

Вспыльчивость

Придирчивость

 

Справедливость

Инициативность

Прямолинейность

Бестактность

 

Терпимость

Импровизационность

Торопливость

Лживость

 

Тактичность

Решительность

Резкость

Беспринципность

 

Ответственность

Улыбчивость

Себялюбие

Двуличие

 

Оптимизм

Терпимость

Упрямство

Неискренность

 

Принципиальность

Артистизм

Обидчивость

Раздражительность

 

Требовательность к себе

Эмпатийность

Мстительность

Благодушие

 

Требовательность

Целеустремленность

 

 

 

к студентам

 

Сухость

Амбициозность

 

Самоуважение

Любовь к студентам

Педантично сть

Злобность

 

Уважение к личности

Аккуратность

 

 

 

студента

 

Медлительность

Агрессивность

 

Доброжелательность

Энергичность

Необязательность

Подозрительность

 

Эмоциональность

Деловитость

Забывчивость

Злопамятство

 

Самообладание

Альтруизм

Нерешительность

Притворство

 

Уравновешенность

Демократичность

Пристрастие

Равнодушие

 

Уверенность в себе

Великодушие

Анализ, самоанализ и занятия в интерактивном режиме показывают индивидуальные особенности педагогов, умение убеждать других (определенный групповой конформизм).
Выбирая и ранжируя десять (из 30 возможных) отрицательных качеств педагога, мешающих продуктивному взаимодействию с обучаемыми (от самого отрицательного к менее негативным), преподаватель уверен, что он поступает грамотно. Но работа в микрогруппах (от 2 до 10 чел.), совместное обсуждение данных качеств часто удивляло отдельных преподавателей несовпадением взглядов. В процессе обсуждения педагоги приходили к выводу, что студенты могут простить личностные особенности характера (сухость, педантичность, медлительность, нерешительность и т. д.). Но обучающиеся не могут простить негативное отношения к ним: агрессивность, злобность, двуличие, главным из которых, в конечном итоге, группавыделяетравнодушие.
По аналогии, ранжируя положительные качества, только в интерактивном режиме преподаватели после долгих дискуссий на первые места выбирали две позиции: «любовь к студентам» и «уважение к личности студента». И далее: «справедливость», «доброжелательность». Оказывается, не все молодые педагоги знают значение слов «альтруизм» и «эмпатия». После объяснения, они неуверенно ставят эти ценности на первые места.
III этап профилактики - обсуждение эффективных методов по профилактике эмоционального выгорания преподавателей. Составление копилки методов по релаксации преподавателей в повседневной жизни и на отдыхе.


Резюме
1. Эмоциональное выгорание - долговременная стрессовая реакция (синдром), возникающая вследствие продолжительных стрессов средней интенсивности в аспекте деформации личностных качеств.
2. Психологический синдром эмоционального выгорания - целостный симптомокомплекс, действие которого охватывает основные структурные уровни личности: индивидуальный - изменение личностных черт; социально-психологический, отражающий изменение межличностных отношений; регулятивно-психологический, отражающий изменение психоэмоциональных состояний.
Индивидуально-личностные особенности человека обуславливают развитие психологического синдрома выгорания. Женщины эмоционально отзывчивы и более подвержены эмоциональному истощению.
3. В отечественных и зарубежных исследованиях психологического феномена синдрома эмоционального выгорания выделяется две точки зрения. Первая точка зрения основана на том, что психологический синдром связан с эмоциональным истощением. Представители второй точки зрения считают эмоциональное выгорание защитной реакцией организма на хронический эмоциональный стресс. Данные точки зрения согласуются с реакциями на стресс, при которых возникает либо состояние эмоционального истощения, либо механизм психологической защиты.
4. В структуре описанных в литературе симптомов эмоционального выгорания, определяются три компонента: эмоциональная истощенность, деперсонализация (цинизм) и редукция профессиональных обязанностей.
5. Анализ теоретических подходов к проявлению синдрома эмоционального выгорания позволяет нам уточнить понятие и определить его структуру. Мы полагаем, что синдром эмоционального выгорания, являясь сложным и динамичным симптомокомплексом, проявляется как стрессреакция и заключается в постепенном глубинном нарастании отдельных симптомов и фаз вследствие эмоционально-нравственной дезориентации личности.
6. Мы считаем, что необходимо рассматривать структуру, состоящую из четырех частей: психоэмоциональное напряжение, стресс-реакция, эмоционально-нравственная дезориентация (деперсонализации и редукции профессиональных обязанностей) и эмоциональное истощение. Эмоционально-нравственная дезориентация может быть пусковым механизмом в стресс-реакции, вызывая психоэмоциональное напряжение. Эмоциональное истощение, таким образом, становится следствием эмоциональнонравственной дезориентации. Просматривается взаимозависимость всех компонентов структуры эмоционального выгорания.
7. Результаты многоаспектной педагогической деятельности напрямую зависят от деятельности педагога. В центре его внимания не только передача социально-культурного опыта и знаний, но и формирование компетенций студента, интеграция его в обществе. Конструктивное общение является главной спецификой деятельности педагога. Важно отметить, что личностные качества педагога входят в область его профессиональных качеств, которые ориентированы на внутренний мир обучающегося, на потенциалы его нереализованных возможностей.
8. Динамичная и многокомпонентная система личности педагога может быть представлена развитием духовно-нравственных качеств субъекта и коммуникативными навыками и умениями. Определяющими качествами педагога являются следующие духовно-нравственные качества: доброжелательность, альтруизм, эмпатия, тактичность, любовь к детям на коммуникативной основе.
9. В профессиональной подготовке, которая ведется в основном в педагогических учебных заведениях, не учитывается, что данная деятельность предполагает нравственную зрелость личности педагога и повышенную работоспособность в процессе общения.
10. На юношеский возраст выпадает профессиональное становление человека, которое обусловлено уровнем его духовного развития, и в то же время, данный возраст является наиболее сензитивным для развития духовно-нравственных качеств личности.
11. Первый этап профессионального становление личности начинается с профессионального образования в учебном заведении, где происходит «формообразование» субъекта, адекватного содержанию и требованиям профессиональной деятельности. Социально-психологическая неустойчивость, конфликты студенческого возраста соотносятся с кризисами юношеского возраста. Напряженность в коммуникативных контактах, связанная с эмоционально-нравственной дезориентацией личности, может вызвать эмоциональную истощенность.
12. В зарубежной и отечественной практике предупреждения и преодоления профессионального выгорания в сфере «помогающих профессий» используются различные тренинги. Более эффективными оказались те программы, которые уделяли внимание развитию эмпатии, повышению самооценки и восстановлению энергетических ресурсов личности.

Источник: Кустова В. В. Феномен синдрома эмоционального выгорания педагогов : монография / В. В. Кустова. - Иркутск : ИрГУПС, 2016. - 168 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.