На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения как профессионал
Педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения как профессионал
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология

1. Требования к личности педагога-психолога ДОУ

Не каждый человек пригоден для работы с людьми. Как представитель одной из «помогающих», человековедческих профессий психолог имеет дело с личностью, обладающей психической реальностью; в то же время он и сам ею обладает. На практике это означает, что любой клиент психолога может влиять на него своими личностными качествами, передавать свои состояния, вовлекать в орбиту своих проблем (контрперенос). Но и специалист, оказывающий помощь, обладая психической реальностью, может, а чаще всего должен оказывать воздействие, включая в работу различные стороны этой реальности (перенос). Эти взаимные воздействия могут быть как позитивными, так и негативными [1]. Задача специалиста заключается, во- первых, в том, чтобы сохранить способность к сопротивлению в случаях негативного влияния, сохранить свой психологический статус-кво; во- вторых, осуществлять культурную эмпатию в ситуациях позитивных воздействий.

Воздействие одной личности на другую — это влияние на сознание, волю, эмоции, через них — на поведение и деятельность человека в целом. Оно осуществляется с помощью различных психологических механизмов: убеждения, внушения, эмоционального заражения. Влияние — это процесс и результат изменения одним человеком другого, его установок, намерений, представлений и других сторон психической реальности в ходе взаимодействия с ним. Убеждение — интеллектуально-эмоциональное воздействие, основанное на логике, на доказательствах. Суть его — обращенность к сознанию человека. Следовательно, успешность убеждения зависит от его соответствия законам работы сознания: общим, возрастным и индивидуальным. Убеждающие слова должны быть понятны; убеждающее воздействие — обращено к индивидуальному опыту, содержать оптимум новой информации, альтернативность в решении проблемы, повторение и усиление главной убеждающей идеи, а также демонстрировать доверие к клиенту.
Внушение — это воздействие, рассчитанное на некритическое восприятие информации и изменение настроя, понимания и поведения в соответствии с ней. Эффективность внушения зависит от силы личности внушающего и степени внушаемости другого лица, а также от характера отношений между ними.
Эмоциональное заражение — воздействие через непосредственную передачу эмоциональных состояний (чувств, эмоций) не словесно, а так называемыми параречевыми и неречевыми средствами (громкость, интонация, темп, ритм, тембр; жесты, мимика, движения).
Сила и модальность воздействия одного человека на другого опосредуются отношениями между ними: симпатией, антипатией,
идентификацией, эмпатией. Если человек нам симпатичен, многие черты его личности привлекательны, притягательны для нас. Наше общение с ним строится, прежде всего, на доверии, все сказанное и сделанное им не верифицируется нашим сознанием, а принимается на веру. Со временем он превращается для нас в некую харизматическую личность, взгляды которой мы считаем правильными, к мнению которой мы готовы прислушиваться, а советы — выполнять. И, наоборот, с человеком, к которому в процессе общения возникает стойкая антипатия, трудно идентифицироваться. Это означает, что его советы и рекомендации будут подвергаться сомнению, покажутся непривлекательными и не будут выполняться.
Итак, для педагога-психолога как профессионала очень важна его личность, она является главным инструментом его профессиональной деятельности. Между ним и клиентом нет посредника, поэтому столь велико значение его личностных параметров. Это влияние возрастает, если речь идет о работе с детьми.
Основным фактором, определяющим профессиональную пригодность психолога, является гуманистическая направленность его личности. На практике это проявляется как представление об абсолютной ценности каждого человеческого существа, личностная и социальная ответственность, обостренное чувство добра и социальной справедливости, чувство собственного достоинства и уважение достоинства другого человека, терпимость, вежливость, порядочность, готовность понять других и прийти к ним на помощь. Важными личностными характеристикам психолога являются гармоничность «Я-концепции», эмоциональная устойчивость, социальная адаптированность.
Профессиональные знания и умения — это объективные характеристики труда педагога, а личностные особенности, установки и ценностные ориентации — ее субъективные характеристики.
В структуре личности психолога многие исследователи пытаются выделить определенные группы основных качеств.
В первую группу включаются требования, предъявляемые профессиональной деятельностью к познавательным процессам (восприятию, памяти, мышлению, воображению); эмоционально-волевым процессам и психоэмоциональным состояниям (сдержанность, стабильность, стрессоустойчивость, самообладание, жизнерадостность,
целеустремленность, настойчивость, решительность, активность и др.).
Ко второй группе относятся такие психоаналитические качества, как самокритичность, адекватная самооценка и уровень притязаний, способность к самоанализу, саморегуляции, самоконтролю поведения.
Третья группа включает коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность) и красноречивость как способность внушать и убеждать.
Можно выделить в структуре личности профессионала так называемые интегральные характеристики (А. К. Маркова):
а) профессиональное самосознание специалиста, т. е. комплекс его представлений о себе как профессионале;
б) индивидуальный стиль деятельности и общения — характерное для данного специалиста устойчивое сочетание задач, средств и способов профессиональной деятельности и общения;
в) творческий потенциал, т. е. комплекс уникальных способностей личности, в том числе креативных, который позволяет решать профессиональные задачи на нестандартном уровне.
Сопоставляя различные подходы, как и в любой другой профессии, в профессии психолога можно выделить психологические критерии профессиональной пригодности, свидетельствующие о возможности человека овладеть данной профессиональной деятельностью:
- высокий уровень интеллектуального развития;
- здравый смысл, беглость и острота мышления;
- хорошая саморегуляция, самодисциплина;
- большая физическая выносливость, работоспособность;
- способность вносить большие личностные вклады в других людей;
- способность помогать людям в трудных ситуациях;
- чувствительность и чуткость к человеку и его проблемам; любовь и эмпатия по отношению к детям;
- оптимистическое прогнозирование;
- креативность — способность к творчеству.
Важным элементом профессионального общения психолога является техника подачи самого себя — самопрезентация.

 

Функции педагога-психолога ДОУ:
- образовательно-воспитательная — обеспечивает целенаправленное психолого-педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, осуществляет психологизацию педагогов и родителей, дает рекомендации по гуманизации целостного педагогического процесса, использует возможности личности ребенка как субъекта собственного развития;
- диагностическая — изучает индивидуально-типологические, личностные и возрастные особенности детей и подростков, социальнопсихологические факторы и условия их воспитания, обучения и развития, их проблемы;
- организаторская — организует общение и деятельность детей и взрослых в различных формах профессиональной деятельности (кружки, деловые игры, коррекционно-развивающие группы, социальнопсихологические тренинги и консилиумы и др.), обеспечивает взаимодействие специалистов образовательного учреждения и родителей в решении психологических проблем ребенка;
- прогностическая — участвует в программировании, прогнозировании и проектировании педагогического процесса, осуществляет разработку критериев его результативности в терминах развития личности его субъектов;
- предупредительно-профилактическая и психотерапевтическая — учитывает и приводит в действие психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание психологической поддержки и психологического сопровождения личности в педагогическом процессе. По-своему профессиональному назначению призван предотвратить психологическую проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить профилактику отклонений в развитии и поведении детей, их общении;
- организационно-коммуникативная — способствует включению добровольных помощников в социально-психологическую работу, руководит их деловыми и личностными контактами, налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
Для выполнения такого широкого круга функций педагогу-психологу необходимы разносторонние знания.
Профессиональные знания педагога-психолога — это сведения из общей, социальной психологии, психологии личности, психодиагностики, возрастной, педагогической и практической психологии, других общепрофессиональных и специальных дисциплин, составляющих суть профессии и определенных Государственным стандартом соответствующего образования. Можно представить профессиональные знания в определенной иерархии:
- теоретико-методологические — комплексное знание о человеке как биосоциопсихокосмическом существе; основные методологические подходы и принципы исследования психики человека; психологические закономерности воспитания, обучения, развития личности во всех стадиях онтогенеза, влияние среды на процессы социализации и индивидуализации личности; цели, задачи, содержание и принципы профессиональной деятельности психолога образования;
- методические — современные технологии социальнопсихологической работы с разными возрастными группами детей в различных социально-педагогических ситуациях; практические основы прогнозирования, проектирования, моделирования профессиональной деятельности;
- прикладные — способы, приемы, виды психологической диагностики и коррекции, психологического сопровождения и консультирования личности и малой группы в педагогическом процессе [33]


Профессиональные умения педагога-психолога — это его способность применять полученные профессиональные знания в своей деятельности. Их можно классифицировать следующим образом:
- гностические (поиск, восприятие и отбор информации);
- проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование);
- конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств);
- организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых);
- коммуникативные (контактность, общение, взаимоотношения);
- оценочные (восприятие и критический анализ действий субъектов педагогического процесса);
- рефлексивные (самоанализ собственной личности, деятельности и общения).
Рассмотрим более подробно профессиональные умения педагога- психолога, отражающие специфику его деятельности.


Коммуникативные умения:
- вступать в контакты с разными людьми;
- устанавливать профессиональные отношения;
- осуществлять индивидуальный подход к людям со специфическими проблемами;
- сотрудничать, вступать в деловые контакты;
- создавать атмосферу комфортности, доброжелательности; вызывать доверие у клиентов, соучаствовать в решении их проблем;
- соблюдать конфиденциальность в работе и такт;
- побуждать человека к действию, творчеству, проявлению милосердия;
- влиять на общение, отношения между людьми в микросоциуме;
- правильно воспринимать, учитывать, реагировать на критику.


Прикладные умения:
- исследовательские — анализ, сбор, учет, обработка информации, подготовка аналитических материалов, разработка программ, подготовка аннотаций, статей, докладов;
- психолого-педагогические — анализ социальной ситуации развития ребенка, его психологических проблем, планирование, прогнозирование, формы и методы психологической помощи;
- социально-психологические — психологическая диагностика, психологическое консультирование, психотерапия и др.


Организаторские умения:
- ставить конкретные задачи, направленные на решение проблем;
- организовывать подопечных на их выполнение;
- рационально организовывать свое рабочее время;
- планировать этапы и средства деятельности;
- планировать индивидуальную работу с клиентом;
- организовывать отдельные виды психологической работы, выполнение программ и проектов;
- определять нужды клиентов и помогать им найти соответствующие их потребностям службы;
- выявлять и поддерживать полезную инициативу, создавать условия для ее реализации;
- объединять людей на основе их общих интересов, духовной близости.


Аналитические умения:
- изучать личность, ее микросоциум, ставить психологический диагноз;
- анализировать конкретные жизненные ситуации клиента, предвидеть и предотвращать жизненные кризисы;
- проектировать конечный результат профессиональной деятельности;
- анализировать полученные результаты в сопоставлении с исходными данными, выдвигать новые задачи;
- анализировать недостатки своей профессиональной деятельности;
- анализировать опыт и практику работы специалистов психологической службы образования;
- творчески перерабатывать необходимую информацию;
- анализировать конкретную социальную ситуацию, причины и истоки проблем.


Педагогические умения:
- обучать других искусству помогать людям, прикладным умениям и навыкам;
- выявлять резервные возможности личности, открывать положительное в человеке и организовывать процесс его самопомощи;
- обучать социальным повседневным жизненным навыкам;
- стимулировать положительные проявления, гуманность, милосердие в поступках, поведении человека, в отношении к другим людям;
- воздействовать на подопечного, группу средствами педагогической техники (речь, голос, жесты, ораторское мастерство);
- передавать клиенту знания, полученные в процессе профессионального обучения и собственного опыта;
- излагать материал доступно, логично, образно, выразительно.


Умения саморегуляции:
- контролировать свои эмоции в любой ситуации;
- управлять своим настроением;
- предъявлять к себе повышенную требовательность;
- переносить большие нервно-психические нагрузки;
- поступаться своими интересами ради интересов подопечного;
- снимать психологическое напряжение.


Результаты многолетних исследований доказывают (М. В. Молоканова), что успешность деятельности психолога определяется уровнем сформированности коммуникативных умений: уровнем сформированности антропоцентрической направленности личности; уровнем чувствительности к объекту, процессу и результатам психологической деятельности; уровнем сформированности проективных умений (или силой воздействия на поведение других людей).
Умения, как и деятельность в целом, также могут быть рассмотрены с качественной стороны: автоматизированные, репродуктивные, поисковые и творческие.
В соответствии с уровнем сформированности профессиональных умений определяется уровень профессиональной деятельности. Так, Кузьмина Н. В. выделяет следующие уровни деятельности:
1) репродуктивный — умение сообщать другим знания, которыми владеешь сам (однако даже самые глубокие знания не являются признаком профессиональной квалификации);
2) адаптивный — достижение нового уровня знаний и умений, включающего в себя знание не только предмета деятельности, но и особенностей его восприятия и понимания;
3) локально моделирующий знания — умение не только передавать и транслировать знания применительно к конкретной аудитории, но и конструировать их;
4) системно моделирующий знания — владение стратегиями формирования системы знаний, навыков и умений в целом;
5) системно моделирующий творчество — владение стратегией формирования творческой личности, способной к развитию [33].


2 Профессиональные требования к педагогу-психологу ДОО


В профессиональные требования входит необходимость наличия общих и специальных (необходимых для работы с детьми) профессиональных качеств. Главным условием является наличие профессиональных знаний и навыков работы. Для детского практического психолога обязательно наличие высшего психологического образования, знание всех отраслей психологии, владение навыками общения с детьми разного возраста и с родителями.
Способность к эмпатическому слушанию. Это требование относится к взаимодействию как с ребенком, так и с родителями. Приемы эмпатического (понимающего и сопереживающего) слушания всегда зависят от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Необходимо дополнительно использовать совместную и игровую деятельность, что помогает адекватно понять состояние ребенка:
Принятие клиента и безоценочное общение. Этот принцип работы трудно осуществлять с детьми, так как они ориентированы на оценку взрослого и функция взрослого во взаимодействии с ребенком предполагает оценку его достижений и проявлений. Это то качество, которому детскому практическому психологу приходится учиться специально.
Принятие ответственности и рефлексия своих действий. Не подменять проблему и не решать проблему за клиента. Необходимо учитывать, что проблемы детей значительно отличаются от проблем взрослых. Для их адекватного понимания нужны не только профессиональные знания, но и опыт взаимодействия с детьми. Ответственность за внедрение во внутренний мир ребенка также необыкновенно высока.
Доверие к клиенту как имеющему потенциал для решения своих проблем, вера в способности и возможности ребенка как условие успешной психологической работы. Умение увидеть и поддержать Проявление инициативы ребенка в поиске выхода из проблемной ситуации. Уверенность в том, что ребенок «не может быть плохим, а сложности и отклонения в его поведении свидетельствуют об отсутствии у него способов конструктивного выхода из создавшейся ситуации. Потенциал и перспективы развития у ребенка всегда есть.
Не переносить свои проблемы в ситуацию психологической работы. Это особенно важно при работе с детьми, так как они сами не способны предъявить претензии и требования к психологу. Мера ответственности и рефлексии психолога в этом случае необыкновенно высока.
Умение общаться с ребенком в соответствии с его возрастными особенностями как профессиональное качество детского психолога. Детский практический психолог должен уметь осуществлять эмоциональноличностное общение с младенцем, уметь разделять деятельность с детьми раннего и дошкольного возраста, применять адекватные для возраста формы вербального и невербального общения, учитывать индивидуальные особенности ребенка (сформированность глазного, тактильного, вербального контактов, ощущение дискомфорта при общении с взрослыми, реакцию на оценку взрослым своих действий), учитывать потребность ребенка в присутствии объекта привязанности.

 

3 Принципы работы педагога-психолога ДОО


Практическая психология базируется на научных знаниях о закономерностях психической жизни человека и возрастных особенностях ее развития. Основными принципами практического психолога являются следующие:
Признание самоценности любого человека и его права на отличие от других безотносительно к его культурным и социальным особенностям. Это особенно важно в современных условиях России, для которой характерно смешение культурных моделей, проникновение западноевропейских ценностей, поиск новых ориентиров и устоев в нестабильном социальном мире.
Уникальность ситуации и психологической проблемы, индивидуальный путь ее решения. Для каждого человека его жизнь и особенности восприятия, способов разрешения ситуации являются единственными и непохожими на другие. Опыт других случаев может помочь в понимании проблемы, но решение должно быть принято такое, которое подходит данной личности.
Соблюдение принципов «Не навреди» и «Во имя ребенка» в детской практической психологии. Это особенно важно ввиду того, что ребенок сам не формулирует психологический запрос, а запрос родителей и педагогов частот носит манипулятивный характер. Это ставит перед психологом задачу формирования адекватного запроса на психологическую помощь ребенку со стороны заказчика.
Субъективное переживание не может оцениваться как плохое или хорошее, оно может только быть или не быть. Ребенок склонен оценивать себя, ориентируясь на отношение к нему близких взрослых. Возникающая при этом необходимость подавления своих чувств ведет к неврозам и другим нарушениям в развитии ребенка. Поэтому недостаточно психологу базироваться на этом принципе, он должен быть доведен до сознания родителей и педагогов.
Любая психологическая проблема имеет свои причины и принципиально может быть решена. Необходимо выявлять причины возникновения психологических проблем, что особенно важно при работе с детьми, так как их психика еще находится в стадии развития и отказ от своевременной психологической помощи чреват серьезными последствиями для их будущего.
В журнале «Вестник образования» №7 за 1995 год представлен список принципов и правил, которыми должен руководствоваться в своей работе педагог-психолог ДОУ:
1. Принцип не нанесения ущерба испытуемому. Организация работы психолога должна быть такой, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили ущерба его здоровью, состоянию или социальному положению.
2. Принцип компетентности психолога. Психолог имеет право браться за решение только тех вопросов, по которым он профессионально осведомлен и наделен соответствующими правами и полномочиями выполнения психокоррекционных или других воздействий.
3. Принцип беспристрастности психолога. Недопустимо предвзятое отношение к испытуемому, какое бы субъективное впечатление он ни производил своим видом, юридическим и социальным положением.
4. Принцип конфиденциальности. Материал, полученный психологом в процессе его работы с испытуемым на основе доверительных отношений, не подлежит сознательному или случайному разглашению и должен быть представлен таким образом, чтобы он не мог скомпрометировать ни испытуемого, ни заказчика, ни психолога, ни психологическую науку.
5. Принцип осведомленного согласия. Необходимо извещать испытуемого об этических принципах и правилах психологической деятельности.
6. Правило взаимоуважения психолога и испытуемого. Психолог исходит из уважения личного достоинства, прав и свобод, провозглашенных и гарантированных Конституцией Российской Федерации. Работа допускается только после получения согласия испытуемого в ней участвовать.
7. Правило безопасности применяемых методик. Психолог применяет только такие методики исследования, которые не являются опасными для здоровья испытуемого.
8. Правило предупреждения неправильных действий заказчика. Психолог информирует испытуемого о характере передаваемой заказчику информации и делает это только после получения согласия испытуемого.
9. Правило сотрудничества психолога и заказчика. Психолог обязан уведомить заказчика о реальных возможностях современной психологической науки в области поставленных заказчиком вопросов, о пределах своей компетентности и границах своих возможностей.
10. Правило профессионального общения психолога и испытуемого. Психолог должен владеть методами психодиагностической беседы, наблюдения, психологического воздействия на таком уровне, который позволял бы, с одной стороны, эффективно решать поставленную задачу, а с другой - поддерживать у испытуемого чувство удовлетворения от общения с психологом. Выполнять психотерапевтическую работу с больным разрешается только при наличии специализации по медицинской психологии, полученной в ЛГУ, МГУ, НИИ им. В. М. Бехтерева, ГИДУВе.
11. Правило обоснованности результатов исследований психолога. Психолог формулирует результаты исследования в терминах и понятиях, принятых в психологической науке.
12. Правило адекватности методик. Применяемые методики должны быть адекватны целям исследования, возрасту, полу, образованию, состоянию испытуемого, условиям эксперимента.
13. Правило научности результатов исследования. В результатах исследования должно быть только то, что непременно получит любой другой исследователь такой же специализации и квалификации, если он повторно произведет интерпретацию первичных данных, которые предъявляет психолог.
14. Правило взвешенности сведений психологического характера. Психолог передает заказчику результаты исследований в терминах и понятиях, известных заказчику, в форме конкретных рекомендаций. Он не передает никаких сведений, которые могли бы ухудшить положение испытуемого, заказчика.
15. Правило кодирования сведений. На всех материалах психологического характера указываются не фамилия, имя, отчество испытуемых, а присвоенный им код, известный только психологу.
16. Правило контролируемого хранения сведений психологического характера. Психолог должен предварительно согласовать с заказчиком список лиц, имеющих доступ к материалам, характеризующим испытуемого, а также место и условия их хранения, цели использования и сроки уничтожения.
17. Правило корректного использования сведений психологического характера. Сведения психологического характера об испытуемом ни в коем случае не должны подлежать открытому обсуждению, передаче или сообщению кому-либо вне форм и целей, рекомендованных психологом.


4 Этический кодекс педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения


1. Профессиональная деятельность психолога в системе образования характеризуется ответственностью перед детьми.
2. В случае, когда личные интересы ребенка вступают в противоречие с интересами учебно-воспитательного учреждения, других людей, взрослых и детей, психолог обязан выполнить свои функции с максимальной беспристрастностью.
3. Работа психолога строится на основе принципа профессиональной независимости и автономии. Его решение по вопросам профессионального психологического характера является окончательным и не может быть отменено администрацией учреждения, вышестоящими управленческими организациями.
4. Отменить решение психолога вправе только специальная комиссия, состоящая из высококвалифицированных психологов и наделенная соответствующими властными полномочиями.
5. В работе с детьми психолог руководствуется принципами честности и искренности.
6. Для того чтобы быть в силах помочь детям, психолог сам нуждается в доверии и соответствующих правах. Он, в свою очередь, несет персональную ответственность за правильное использование данных ему прав.
7. Работа практического психолога в системе образования направлена на достижение исключительно гуманных целей, предполагающих снятие ограничений на пути свободного интеллектуального и личностного развития каждого ребенка.
8. Психолог строит свою работу на основе безусловного уважения достоинства и неприкосновенности личности ребенка, уважает и активно защищает основополагающие человеческие права, определенные Всеобщей декларацией прав человека.
9. Психолог выступает одним из основных защитников интересов ребенка перед обществом, всеми людьми.
10. Психолог должен быть осторожен и осмотрителен в выборе психодиагностических и психокоррекционных методов, а также в своих выводах и рекомендациях.
11. Психолог не должен принимать участие в том, что как-то ограничивает развитие ребенка, его человеческую свободу, физическую и психологическую неприкосновенность. Наиболее тяжкое нарушение профессиональной этики представляют его личное содействие и непосредственное участие в делах, наносящих вред ребенку. Лица, однажды замеченные в подобных нарушениях, раз и навсегда лишаются прав работы с детьми, пользования дипломом или документом, подтверждающим квалификацию профессионального психолога, а в определенных законом случаях подлежат суду.
12. Психолог обязан информировать тех, кому он подчинен, а также свои профессиональные объединения о замеченных им нарушениях прав другими лицами, о случаях негуманного обращения с детьми.
13. Психолог должен противодействовать любым политическим, идеологическим, социальным, экономическим и другим влияниям, способным привести к нарушению прав ребенка.
14. Психолог обязан оказывать лишь такие услуги, для которых он имеет необходимое образование и квалификацию.
15. В случае вынужденного применения психодиагностических или психотерапевтических (психокоррекционных) методик, не прошедших достаточной апробации или не полностью отвечающих всем научным стандартам, психолог обязан предупредить об этом заинтересованных лиц и быть особенно осторожным в выводах и рекомендациях.
16. Психолог не имеет права передавать психодиагностические, психотерапевтические и психокоррекционные методики для использования некомпетентными лицами.
17. Психолог обязан препятствовать использованию методов психодиагностики и психологического воздействия профессионально не подготовленными людьми.
18. Учителям, родителям, заменяющим их лицам, администрации учебно-воспитательных учреждений допускается сообщение только таких данных о детях, которые этими лицами не могут быть использованы во вред ребенку.
19. Пользуясь средствами массовой информации и другими доступными способами ее получения и распространения, психолог обязан предупреждать людей о возможных отрицательных последствиях их обращения за помощью психологического характера к некомпетентным лицам и указывать, где и у кого эти люди могут получить необходимую профессиональную психологическую помощь.
20. Психолог не должен позволять вовлекать себя в такие дела или виды деятельности, где его роль и функции оказываются двусмысленными, способными нанести ущерб детям.
21. Психолог не должен давать таких обещаний клиентам, которые он не в состоянии выполнить.
22. Если обследование ребенка или психологическое вмешательство осуществляется по требованию другого лица: представителя органа образования, врача, судьи и т. п., — психолог обязан известить об этом родителей ребенка или лиц, их заменяющих.
23. Психолог несет профессиональную ответственность за хранение в тайне информации о детях, которых он обследует.
27. При приеме на работу в учебно-воспитательное учреждение психолог должен оговорить, что в пределах профессиональной компетенции он будет действовать независимо, а также ознакомить администрацию и других заинтересованных лиц с содержанием настоящего этического кодекса [22]


5 Специфика работы педагога- психолога в дошкольном образовательном учреждении


В педагогике дошкольный возраст традиционно рассматривался как период, в течение которого психическое и личностное развитие ребенка как бы «дозревает» до того уровня, который позволит ему организованно перейти к систематическому школьному обучению. До недавнего времени многие родители и воспитатели были убеждены, что не имеет смысла предъявлять какие-либо особые требования к развитию ребенка- дошкольника, если оно находится в пределах возрастной нормы, что достижение ребенком 6 - 7-летнего возраста автоматически приведет к требуемому уровню школьной зрелости. Другой крайностью, обесценивающей значение дошкольного детства как самостоятельного и самоценного этапа человеческой жизни, является стремление сократить его посредством раннего обучения ребенка.
Современные позиции ученых и практиков согласуются в понимании детства как фундамента человеческой жизни. Психолог несет профессиональную ответственность за ход и качество личностного и психического развития маленького ребенка, который является очень сложным объектом психологического сопровождения.


Специфика работы психолога с дошкольниками в первую очередь связана с тем, что:
1. Ребенок не способен самостоятельно заявить о своих проблемах, которые лишь косвенно проявляются через отставание в развитии, капризы, агрессивность и прочие поведенческие проявления;
2. Запрос на психологическую помощь формулируется не самим ребенком, а педагогами и родителями, которые склонны переносить на него собственные проблемы;
3. Ребенок не может осознанно ставить перед собой цель и стремиться к ее достижению;
4. Не сформированность у маленьких детей рефлексии вызывает необходимость «здесь и сейчас» работать с переживаниями ребенка;
5. Ребенок будет сотрудничать с психологом только тогда, когда ему это интересно;
6. Ребенок — развивающаяся личность, что предопределяет необходимость работать как по развитию психических функций, так и преодолению отклонений в развитии и их причин;
7. Развивающая работа с ребенком преддошкольного возраста не строится по принципу специального развития отдельных психических процессов, а направлена на общее, максимально полное и разностороннее ознакомление ребенка с миром предметов, людей и отношений, в ходе которого и происходит его развитие;
8. Ребенок-дошкольник имеет потребность в совместной деятельности со взрослыми, обусловливающей необходимость участия педагогов и психолога в деятельности детей;
9. Работа с ребенком должна проводиться в зоне не только его актуального, но и ближайшего развития [36].

Задания для самостоятельной работы студентов
1. Составьте профессионально-личностный портрет идеального педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
2. Разработайте собственный этический кодекс педагога- психолога дошкольного образовательного учреждения.
3. Разработайте должностную инструкцию педагога-психолога
дошкольного образовательного учреждения.

Терещенко Марина Николаевна
Детская практическая психология: учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений / М. Н. Терещенко; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 208 с.

 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.