Страница 2 из 5
2 Психологическая профилактика как вид деятельности педагога-психолога
Психопрофилактическая работа — малоразработанный вид деятельности педагога-психолога, хотя важность ее признается всеми учеными и практиками, имеющими отношение к психологической службе образования. Психопрофилактика - это специальный вид деятельности детского психолога, направленный на сохранение, укрепление и развитие психологического здоровья детей на всех этапах дошкольного детства. Психологическая профилактика предполагает: 1. Ответственность за соблюдение в ДОУ психологических условий, необходимых для полноценного психического развития и формирования личности ребенка на каждом возрастном этапе; 2. Своевременное выявление таких особенностей ребенка, которые могут привести к определенным сложностям, отклонениям в его интеллектуальном и эмоциональном развитии, в его поведении и отношениях; 3. Предупреждение возможных осложнений в связи с переходом детей на следующую возрастную ступень. Психопрофилактическая работа может проводиться как с отдельными детьми и группами детей, так и с воспитателями, родителями, другими взрослыми, которые оказывают влияние на мироощущение и развитие ребенка. В психопрофилактике инициатива целиком и полностью исходит от самого психолога. Можно сказать, что здесь наблюдается самозапрос в чистом виде. Психолог сам предусматривает на основе своих знаний то, о чем можно предупредить, что можно изменить, посоветовать, чтобы создать благоприятные условия для воспитания и обучения детей. Уровни психопрофилактической работы в ДОУ: 1. уровень так называемая первичная профилактика. Психолог работает с детьми, имеющими незначительные эмоциональные, поведенческие и учебные расстройства и осуществляет заботу о психическом здоровье и психических ресурсах практически всех детей. На этом уровне в центре внимания психолога находятся все дошкольники, как «нормальные», так и с проблемами. 2 уровень - вторичная профилактика. Она направлена на так называемую «группу риска», т.е. на тех детей, у которых проблемы уже начались. Вторичная профилактика подразумевает раннее выявление у детей трудностей в обучении и поведении. Основная ее задача — преодолеть эти трудности до того, как дети станут социально или эмоционально неуправляемыми. Здесь психолог работает уже не со всеми, а примерно с 3 из 10. Вторичная профилактика включает консультацию с родителями и педагогами, обучение их стратегии для преодоления различного рода трудностей и т. д. 3 уровень — третичная профилактика. Внимание психолога концентрируется на детях с ярко выраженными учебными или поведенческими проблемами, его основная задача — коррекция или преодоление серьезных психологических трудностей и проблем. Психолог работает с отдельными дошкольниками (примерно с 1 из 10), направленными к нему для специального изучения [39,43]. «Психологический климат» коллектива, его составляющие компоненты Психологический климат - объективно существующее явление. Оно создается под влиянием двух факторов. Прежде всего, это социально - психологическая атмосфера в целом. Второй фактор - микросоциальные условия: специфика функций данного коллектива относительно разделения труда в обществе, географические и климатические условия, степень изолированности коллектива от широкой социальной среды, его возрастной и половой состав. Оба эти фактора и определяют то состояние коллектива, которое называют психологическим климатом. Под ним принято понимать эмоционально - психологический настрой коллектива, в котором на эмоциональном уровне отражаются личные и деловые взаимоотношения членов коллектива, определяемые их ценностными ориентациями, моральными нормами и интересами. Психологический климат коллектива создается и проявляется в процессе общения, на фоне которого реализуются групповые потребности, возникают и разрешаются межличностные и групповые конфликты. В этом процессе приобретают отчетливый характер скрытые содержательные ситуации взаимодействия между людьми: соревнование или тайное соперничество, товарищеская сплоченность или круговая порука, грубое давление или сознательная дисциплина.
Стадии созревания коллектива к принятию педагога- психолога 1) Подготовительный этап Внешние проявления педагогов - защитная агрессия, пассивность, избегание вопросов о нужности психолога. Задача психолога - сформировать базовое доверие, заинтересовать, показать пользу психологической службы, сориентироваться в проблемах ДОУ. Формы работы - просвещение (беседы, консультирование). Основные приемы работы - использование коммуникативных приемов в общении, вербальные и невербальные постройки, методы активного слушания, техники снятия напряжения, работа психологического кабинета. Рекомендации - в конфликтах нейтральная позиция, отстаивать свое мнение, не оценивать работу педагогов. 2) Организационный этап Внешние проявления педагогов - навязывание определенных ролей, требование видимых результатов, запросы, выходящие за рамки профессиональной компетенции. Задачи психолога - объяснить роль и цели психолога, установление профессиональной компетенции, разъяснение своих обязанностей. Приемы работы - пункт №1 + письменное предоставление своих функций. Сотрудничество с администрацией - не включать в план работы много разных направлений, не попадать в позицию «спасателя», согласовывать с администрацией цели и сроки в решении поставленных задач. 3) Начало осознания Внешние проявления педагогов - интерес к психологу, его знаниям, неопределенность запросов, недифференцированное желание что-либо улучшить. Задача психолога - определить потребность начала формирования активной позиции у педагогов. Приемы работы - прикладное психологическое исследование с целью ориентации в проблемах педагогов. Эти исследования предполагают: опрос мнения педагогов и администрации, циклы лекций, семинары по темам, краткосрочное консультирование по проблемным вопросам. Рекомендации - предоставить результаты тестирования педагогам. Формировать запросы в соответствии с задачами ДОУ, не работать с личными проблемами педагогов. 4) Созревание коллектива Внешние проявления педагогов - снижение уровня психологической защиты, идет дифференциация проблем, переход на активную и субъективную позицию. Способность расширить область осознания и психологического видения, акцент на консультирование. Приемы работы - психологические тренинги для педагогов, углубленное консультирование. Рекомендации - проводить тренинги для педагогов психологом, не работающим в данном учреждении. 5) Переходный этап Внешние проявления педагогов - творческая активность коллектива, выступления психолога на педагогических советах, планирование работы психолога с учетом запроса администрации, договор с администрацией по поводу материальной стороны, стимулирование кадров, поощрение творческой деятельности, обеспечение безопасности педагогов. Рекомендации - продумать способ реализации открывшихся возможностей. 6) Этап конструктивного взаимодействия Внешние проявления педагогов - видение перспектив работ, реальная заинтересованность в результатах. Задачи психолога - вооружение техникой и методиками работы, работа с личностью, организация психологической сети услуг в учреждении. Приемы работы - тренинги для педагогов и родителей, коррекционная работа, научно - исследовательская деятельность, привлечение педагогов к работе психологической службы. Рекомендации - расширение штата психологов, повышение уровня развития и профессионализма психологов [39, 43].
|