Страница 1 из 5 1. Просвещение как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр. Педагоги, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников. Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять.
В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать.
Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми. Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — педагогов, родителей — и детей к психологическим знаниям. Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем: - знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка; - популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований; - формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности; - достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в дошкольной образовательной организации. Психологическое просвещение на сегодняшний день - самая неразработанная как в теоретическом, нормативном, так и практическом плане форма работы практического психолога. Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др. Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории, в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы. Средства психологического просвещения подразделяются на: - вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ); - наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т. п. Рассмотрим наиболее распространенные формы психологического просвещения. 1. Лекция Лекция (значение слова - «читаю» в переводе с латинского) как метод передачи информации от наставника ученикам возник еще в те далекие времена, когда только начала зарождаться философия. В середине первого тысячелетия в ряде развитых стран (Китай, Индия, Эллада, европейские государства) лекции использовались для одновременного обучения большого количества людей одним учителем. Предназначение лекции: - изложение важнейшей информации по заданной теме; - помощь в освоении фундаментальных проблем психологии; - упрощение процесса овладения методами научного познания; - популяризация новейших достижений современной научной мысли. Функции лекции: - методологическая; - организационная; - информационная. Лекция - это средство раскрытия понятийного аппарата конкретной области науки или знания, а также ее проблем. Она способна дать цельное представление о том, что является сутью предмета обсуждения. Лекция - это отличный способ в один момент времени транслировать информацию большому количеству людей. Таким образом, происходит охват довольно большой аудитории. В дошкольной образовательной организации педагог-психолог может организовывать и читать лекции для педагогов и родителей воспитанников ДОО по вопросам психологического развития детей дошкольного возраста, по преодолению трудностей в воспитании и развитии подрастающего поколения. 2. Семинар Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей. С 17-го в. эта форма используется в Западной Европе, а с 19-го в. - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого обучающиеся практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования. Семинар - форма обучения, способствующая более полному и осознанному восприятию темы программного материала, изученного предварительно только в его теоретической части: 1. Семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам. 2. Он представляет собой средство развития у обучающихся культуры научного мышления. 3. Организатор при проведении семинара должен построить его так, чтобы каждый присутствующий стал участником, имел возможность высказать как изученный, научный взгляд по теме семинара, так и своё видение, свои вопросы и сомнения. Цели семинара, как формы психологического просвещения: - Развитие мышления и логики изложения своих мыслей. - Развитие навыков поисковой научно - исследовательской работы. - Воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи при подготовке к семинару, части предварительного исследования. - Получение навыков ведения дискуссии, умению обоснованно, аргументированно, корректно отстаивать свою точку зрения. - Получение конкретных интеллектуальных наработок, результатов, рекомендаций и т. д. по обсуждаемой теме. Задачи семинара, как формы психологического просвещения: - Расширение и углубление полученных знаний по изучаемой теме. - Освоение этапов проведения научно - исследовательской работы. - Формирование умений и навыков работы с дополнительной литературой, самостоятельной добычи знаний. - Оценка психологом уровня осознанного понимания материала, умения применить свои знания на практике, проявленного творчества, склонности к научно - поисковой работе. - Развитие умения работать в группе, воспитание ответственности за результат индивидуального и коллективного труда. В дошкольной образовательной организации могут быть организованы семинары для педагогов и специалистов с целью повышения их компетентности в вопросах детской психологии. Заранее задается тема и перечень вопросов для обсуждения, идет подготовка, на семинаре происходит обсуждение, дискуссия. З.Тренинг Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) - это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции. Психологический тренинг - форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с педагогическим коллективом. Использование данной формы способствует повышению у педагогов уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию. Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в образовательной организации. Тренинг - это интерактивная форма обучения, которая состоит из ряда этапов: вводный, основной обучающий, завершающий. Вводный этап тренинга - введение участников в курс дела. Педагоги знакомятся с целями тренинга, правилами работы в группе, совместно придумывают «ритуал приветствия». Основной обучающий этап тренинга подразумевает передачу знаний, умений, то есть нового опыта в целом. Этот опыт должен быть вначале обозначен, затем объяснен и передан. Участники воспринимают и осмысливают данный опыт (присваивают его). Далее следует практика - непосредственное применение полученного опыта в условиях тренинга. Завершающий этап тренинга - подведение итогов и прощание. Здесь участники высказывают свое мнение о том, что они вынесли для себя с тренинга, что понравилось, какие чувства испытывают по окончанию занятия, насколько были удовлетворены их ожидания. В стенах дошкольной образовательной организации могут проводиться тренинги на сплочение коллектива, развитие коммуникативных умений, повышение профессиональной компетентности, развитие креативности, сензитивности, толерантности. 4. Круглый стол Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов). Цель круглого стола - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон. Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). Организационные особенности круглых столов: - относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий; - отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; - существенные ограничения в плане количества посетителей; Ключевой элемент любого Круглого стола - это модерация. Термин «модерация» означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной. Задача ведущего - не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки. Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным. Ведущий круглого стола не должен быть: - Растерянным и запуганным. - Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину. - Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. - Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании. - Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях. Этапы подготовки круглых столов: 1. Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. 2. Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. 3. Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. 4. Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам - осуществляется за 7 - 10 дней до Круглого стола; 5. Подготовка анкеты для участников Круглого стола - цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Методика проведения круглого стола: Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки. Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие: - краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. - общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола. - полное изложение всех выступлений участников. В качестве ведущего(модератора) Круглого стола может выступать педагог-психолог дошкольной образовательной организации, он подбирает тему актуальную для обсуждения именно в данном коллективе, данной организации, регламентирует время выступления. 4. Конференции Реалии сегодняшнего дня предъявляют новые требования к педагогам - психологам, вынуждая идти в ногу с техническим прогрессом. Педагоги- психологи осваивают интернет пространство, расширяя возможности общения со всеми участниками образовательного процесса. Специалисты- психологи выстраивают диалог с общественностью через социальные сети и личные сайты, систематически обновляя информацию и организуя виртуальное общение в рамках психологического просвещения и профилактики. Научно-практическая конференция - одна из эффективных форм поддержания и развития профессионального сообщества специалистов сферы образования, в том числе представителей её психологической службы. Важнейшими составляющими такого формата работы являются устный обмен информацией в форме докладов или дискуссий, публикации материалов по итогам практики профессиональной деятельности и неформальное общение участников друг с другом. Научно-практические конференции, проводимые в рамках функционирования «Лаборатории педагогической психологии и психологической поддержки развития ребёнка», объединяют в своей работе педагогов образовательных учреждений города, педагогические коллективы школ, преподавателей вуза, родителей, обучающихся. На такой конференции участники имеют возможность ознакомиться не только с теоретическими положениями рассматриваемой проблематики, но и поделиться опытом работы на секционных заседаниях, мастер-классах, круглых столах. Первоначально роль педагогов как участников конференции была больше пассивная, чем активная. Преподаватели вуза брали на себя функции организаторов конференции, основных докладчиков, руководителей секций и мастер классов. По мере реализации совместных проектов, педагоги и психологи стали принимать боле активное участие. В настоящее время педагоги выступают с докладами на пленарных заседаниях, организуют и руководят работой секций, проводят круглые столы и мастер классы. Кроме того, расширяется география участников - к очному участию в конференции подключились педагоги-психологи района, педагоги учреждений дополнительного образования. По составу заочных участников из городской конференция переросла в областную и далее - во Всероссийскую. Конференция становится реальной площадкой для обмена опытом научных исследований и практической работы в области актуальных задач психологии образования. 6. Информационный стенд Информационный стенд - форма просвещения, полноценный рабочий инструмент, на котором информация представлена удобно и системно. Настенный информационный стенд - это элемент оформления интерьера образовательного учреждения, для размещения на нем справочной текстовой и/или графической информации для ознакомления родителей и педагогов. Это может быть информация о событии, правила, инструкции и просто справочный материал. Привлечь внимание родителей к наиболее распространенным проблемам помогает гармоничное и красивое оформление информации. Наглядная информация универсальна и имеет огромные возможности по освещению психолого-педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание. Родитель должен быть привлечён ею и заинтересован. Стенды для родителей в ДОО должны нести практически важную и полезную информацию. Их оформляют в едином стиле. Общие правила оформления информационных стендов для родителей: - Тематика (назначение). Определите аудиторию, на которую будет рассчитан стенд. От этого зависит его информационное наполнение и внешний вид. Каждый стенд должен содержать только один вид информации. - Расположение. Все стенды должны быть хорошо видны. Размещены в хорошо в освещенных местах. Установлены на высоте глаз. Чтобы стенды привлекали внимание, необходимо устанавливать их в местах большой проходимости людей. - Стилистика. Важно придерживаться фирменного стиля детского сада в оформлении всех стендов в учреждении. Это могут быть особые цвета, декоративные элементы или шрифты. Таким образом, вы создадите единое стилевое и информационное пространство в детском саду. - Изложение материала. Необходимо соблюдать гармонию в распределении текстовых блоков и визуальных элементов. Расставляйте акценты на наиболее значимой информации, которую нужно прочесть первой. Схемы, иллюстрации, фотографии помогут лучше воспринять материал. - Эргономика. Используйте стенды с папками-передвижками, карманами, секциями для обратной связи. Таким образом можно проводить опросы, анкетирование, распространять памятки для родителей. В заключении, хотелось бы еще раз сказать о важности психологопедагогической информационно-просветительской работы, проводимой в детском саду. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Психологическая служба детского сада принимает непосредственное участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей, определяет психологические особенности развития каждого ребенка, содействует повышению психологической компетентности сотрудников и родителей в вопросах развития, воспитания и обучения, оказывает психологическую помощь детям и их родителям. 7. Буклеты Взаимодействие с семьей относится к важному направлению деятельности дошкольной образовательной организации. Семье нужны поддержка и сопровождение, информирование, просвещение и образование. А современному педагогу детского сада необходимо учиться слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; учиться передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь. В работе с родителями очень удобно и продуктивно использовать памятки в форме буклетов. Информационный буклет - это небольшой сборник полезной информации, которая не носит рекламного характера. Преимущества буклетов: - Универсальность. На буклете можно разместить абсолютно любую информацию. Это может быть изображение, схема, текст, правила использования. Это может быть реклама или просто полезные данные. - Удобные размеры. Буклет комфортно размещается в руке. Достаточно его развернуть, как получаешь всю нужную информацию. - Большая вместительность. В отличие от обычной листовки, при создании буклета задействуются две стороны листа. Благодаря этому вы можете разместить немалый объём информации. - Адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. Получив буклет, мамы и папы смогут не только прочитать предложенный материал в спокойной обстановке, не торопясь, поскольку он всегда под рукой, но и применить полученные знания на практике. Буклет способен привлечь внимание родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также является приглашением к сотрудничеству, поскольку может сподвигнуть родителей на поиски новой информации по заинтересовавшей их теме. При составлении информационного буклета надо всегда помнить следующие важные вещи: 1. Содержание буклета должно быть полезным и актуальным. 2. Информация в буклете должна быть достоверной. Тщательно проверьте всю информацию, которую планируете напечатать в буклете. 3. Буклет должен быть красочный и эстетичный, содержать иллюстрации. Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги, конференции, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу - можно приглашать других специалистов. Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактнотеоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей. Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем. Психологическое просвещение дошкольников - это приобщение детей к психологическим знаниям. В современном обществе наблюдается дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, которая предполагает интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности. Психологическое просвещение призвано предотвратить конфликтные ситуации во взаимоотношении ребенка со взрослыми, сверстниками, родителями. К психологическому просвещению детей дошкольного возраста относиться: 1. Знакомство детей с нормами и правилами поведения в социуме. 2. Умение детей общаться со сверстниками и взрослыми. Основная цель умение налаживать отношения, согласование усилий в познании себя и других. 3. Быть самодостаточным, т.е. способным принять себя таким, каким он есть. 4. Формирование ребёнка как личности процесс социальный, где среда выступает как условие развития и как источник развития. В структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию и социальные установки. 5. Научится адаптироваться к новым условия, при поступлении в школу. Для этого необходимо сформировать как интеллектуальную, так и эмоционально - волевую сферу. Психологическое просвещение можно начинать с детьми 5-6 лет. Детям необходимо разъяснить с какими трудностями они столкнулись в конкретной ситуации, помочь разобраться в причинах конфликта, помочь найти способы решения конфликтной ситуации, учить выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Основные требования к психопросвещению детей - это конкретность формулировок. Здесь могут быть использованы разные формы работы: беседы, выставки, собрания, консультации, индивидуальная работа, взаимопосещение, экскурсии, оформление стендов, выставки литературы и т. д. При этом необязательно всю эту работу проводить самому психологу - он может приглашать специалистов, родителей, самих педагогов и т.д. Но содержание для всех этих форм обеспечивает педагог-психолог [6, 16, 33,]
|