На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Психологическая профилактика как вид деятельности педагога-психолога
Психологическое консультирование как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
Психологическая диагностика как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ
Все страницы

1. Просвещение как вид деятельности педагога-психолога ДОУ

В нашем обществе существует дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, предполагающая интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности, умение и желание разобраться в своих собственных отношениях, переживаниях, поступках и пр.
Педагоги, проработавшие с детьми не один год, подчас располагают чрезвычайно бедными и однообразными сведениями о психологических особенностях своих воспитанников. Это же можно сказать и о многих родителях, которые при всей своей любви к ребенку нередко не знают его и не могут его понять.

В педагогических коллективах, как и в семьях, часто случаются различные конфликты, в основе которых психологическая глухота взрослых людей, неумение и нежелание прислушаться друг к другу, понять, простить, уступить, посочувствовать.

Поэтому практическому психологу очень важно повысить уровень психологической культуры всех тех людей, которые работают с детьми.
Психологическое просвещение — это приобщение взрослых — педагогов, родителей — и детей к психологическим знаниям.
Основной смысл психологического просвещения заключается в следующем:
- знакомить педагогов и родителей с основными закономерностями и условиями благоприятного психического развития ребенка;
- популяризировать и разъяснять результаты новейших психологических исследований;
- формировать потребность в психологических знаниях, желание использовать их в работе с ребенком или в интересах развития собственной личности;
- достичь понимания необходимости практической психологии и работы психолога в дошкольной образовательной организации.
Психологическое просвещение на сегодняшний день - самая неразработанная как в теоретическом, нормативном, так и практическом плане форма работы практического психолога.
Формы психологического просвещения могут быть индивидуальные (беседа), групповые (тематический урок, родительское собрание), эстрадные представления (с участием субъекта-реципиента), публичные выступления (лекция, сообщение перед большой аудиторией) и др.
Использование той или иной формы определяется как опытом практического психолога, его коммуникативными и лекторскими, творческими возможностями, так и конкретной ситуацией аудитории, в которой (или по запросу которой) проводится этот вид работы.
Средства психологического просвещения подразделяются на:
- вербальные (беседа, лекция, тематический КВН, выступление по радио, на телевидении), публицистика (печатные и электронные СМИ);
- наглядные (плакат, буклет, памятка), интерактивные и т. п.
Рассмотрим наиболее распространенные формы психологического просвещения.

1. Лекция
Лекция (значение слова - «читаю» в переводе с латинского) как метод передачи информации от наставника ученикам возник еще в те далекие времена, когда только начала зарождаться философия. В середине первого тысячелетия в ряде развитых стран (Китай, Индия, Эллада, европейские государства) лекции использовались для одновременного обучения большого количества людей одним учителем.
Предназначение лекции:
- изложение важнейшей информации по заданной теме;
- помощь в освоении фундаментальных проблем психологии;
- упрощение процесса овладения методами научного познания;
- популяризация новейших достижений современной научной мысли.
Функции лекции:
- методологическая;
- организационная;
- информационная.
Лекция - это средство раскрытия понятийного аппарата конкретной области науки или знания, а также ее проблем. Она способна дать цельное представление о том, что является сутью предмета обсуждения.
Лекция - это отличный способ в один момент времени транслировать информацию большому количеству людей. Таким образом, происходит охват довольно большой аудитории.
В дошкольной образовательной организации педагог-психолог может организовывать и читать лекции для педагогов и родителей воспитанников ДОО по вопросам психологического развития детей дошкольного возраста, по преодолению трудностей в воспитании и развитии подрастающего поколения.

2. Семинар
Семинарские занятия как форма обучения имеют давнюю историю, восходящую к античности. Само слово "семинар" происходит от латинского "seminarium" - рассадник и связано с функциями "посева" знаний, передаваемых от учителя к ученикам. Семинары проводились в древнегреческих и римских школах как сочетание диспутов, сообщений учащихся, комментариев и заключений учителей.
С 17-го в. эта форма используется в Западной Европе, а с 19-го в. - в российских университетах. Семинарские занятия носили практический характер и представляли собой школу того или иного ученого, под руководством которого обучающиеся практически осваивали теоретический курс дисциплины, методику научного исследования.
Семинар - форма обучения, способствующая более полному и осознанному восприятию темы программного материала, изученного предварительно только в его теоретической части:
1. Семинар является одним из основных видов практических занятий по гуманитарным и техническим наукам.
2. Он представляет собой средство развития у обучающихся культуры научного мышления.
3. Организатор при проведении семинара должен построить его так, чтобы каждый присутствующий стал участником, имел возможность высказать как изученный, научный взгляд по теме семинара, так и своё видение, свои вопросы и сомнения.
Цели семинара, как формы психологического просвещения:
- Развитие мышления и логики изложения своих мыслей.
- Развитие навыков поисковой научно - исследовательской работы.
- Воспитание ответственности за выполнение поставленной задачи при подготовке к семинару, части предварительного исследования.
- Получение навыков ведения дискуссии, умению обоснованно, аргументированно, корректно отстаивать свою точку зрения.
- Получение конкретных интеллектуальных наработок, результатов, рекомендаций и т. д. по обсуждаемой теме.
Задачи семинара, как формы психологического просвещения:
- Расширение и углубление полученных знаний по изучаемой теме.
- Освоение этапов проведения научно - исследовательской работы.
- Формирование умений и навыков работы с дополнительной литературой, самостоятельной добычи знаний.
- Оценка психологом уровня осознанного понимания материала, умения применить свои знания на практике, проявленного творчества, склонности к научно - поисковой работе.
- Развитие умения работать в группе, воспитание ответственности за результат индивидуального и коллективного труда.
В дошкольной образовательной организации могут быть организованы семинары для педагогов и специалистов с целью повышения их компетентности в вопросах детской психологии. Заранее задается тема и перечень вопросов для обсуждения, идет подготовка, на семинаре происходит обсуждение, дискуссия.

З.Тренинг
Тренинг (от англ. train: тренировать, тренироваться) - это система методов, нацеленных на развитие навыков самосовершенствования, самопознания, коммуникации и саморегуляции.
Психологический тренинг - форма активного обучения навыкам поведения и развития личности. В тренинге участнику предлагается проделать те или иные упражнения, ориентированные на развитие или демонстрацию психологических качеств или навыков. Проведение групповых тренингов является достаточно новой формой работы с педагогическим коллективом. Использование данной формы способствует повышению у педагогов уровня принятия себя и других, развитию рефлексии, в том числе эмоциональной, стремлению к саморазвитию.
Для того чтобы образовательные цели были успешно достигнуты необходим сплоченный коллектив единомышленников. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат. Желание идти на работу, стремление к осуществлению поставленных целей и задач во многом зависит от взаимоотношений на рабочем месте. И чем лучше эти отношения, тем выше результаты труда каждого педагога и коллектива в целом. Поэтому проведение психологических тренингов становится неотъемлемой частью работы психолога в образовательной организации.
Тренинг - это интерактивная форма обучения, которая состоит из ряда этапов: вводный, основной обучающий, завершающий.
Вводный этап тренинга - введение участников в курс дела. Педагоги знакомятся с целями тренинга, правилами работы в группе, совместно придумывают «ритуал приветствия».
Основной обучающий этап тренинга подразумевает передачу знаний, умений, то есть нового опыта в целом. Этот опыт должен быть вначале обозначен, затем объяснен и передан. Участники воспринимают и осмысливают данный опыт (присваивают его). Далее следует практика - непосредственное применение полученного опыта в условиях тренинга.
Завершающий этап тренинга - подведение итогов и прощание. Здесь участники высказывают свое мнение о том, что они вынесли для себя с тренинга, что понравилось, какие чувства испытывают по окончанию занятия, насколько были удовлетворены их ожидания.
В стенах дошкольной образовательной организации могут проводиться тренинги на сплочение коллектива, развитие коммуникативных умений, повышение профессиональной компетентности, развитие креативности, сензитивности, толерантности.

4. Круглый стол
Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий.
По сути, круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).
Цель круглого стола - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает.
В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем).
Организационные особенности круглых столов:
- относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;
- отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола;
- существенные ограничения в плане количества посетителей;
Ключевой элемент любого Круглого стола - это модерация. Термин
«модерация» означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.
Задача ведущего - не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.
Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.
Ведущий круглого стола не должен быть:
- Растерянным и запуганным.
- Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину.
- Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя.
- Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.
- Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях.
Этапы подготовки круглых столов:
1. Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей.
2. Подбор ведущего (модератора) и его подготовка.
3. Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами.
4. Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам - осуществляется за 7 - 10 дней до Круглого стола;
5. Подготовка анкеты для участников Круглого стола - цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам.
Методика проведения круглого стола:
Круглый стол открывает ведущий. Он представляет участников дискуссии, направляет её ход, следит за регламентом, который определяется в начале обсуждения, обобщает итоги, суммирует конструктивные предложения. Обсуждение в рамках Круглого стола должно носить конструктивный характер, не должно сводиться, с одной стороны, только к отчетам о проделанной работе, а с другой, - только к критическим выступлениям. Сообщения должны быть краткими, не более 10-12 минут. Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.
Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:
- краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи.
- общее резюме, извлеченное из разных выступлений,
прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.
- полное изложение всех выступлений участников.
В качестве ведущего(модератора) Круглого стола может выступать педагог-психолог дошкольной образовательной организации, он подбирает тему актуальную для обсуждения именно в данном коллективе, данной организации, регламентирует время выступления.
4. Конференции
Реалии сегодняшнего дня предъявляют новые требования к педагогам - психологам, вынуждая идти в ногу с техническим прогрессом. Педагоги- психологи осваивают интернет пространство, расширяя возможности общения со всеми участниками образовательного процесса. Специалисты- психологи выстраивают диалог с общественностью через социальные сети и личные сайты, систематически обновляя информацию и организуя виртуальное общение в рамках психологического просвещения и профилактики.
Научно-практическая конференция - одна из эффективных форм поддержания и развития профессионального сообщества специалистов сферы образования, в том числе представителей её психологической службы. Важнейшими составляющими такого формата работы являются устный обмен информацией в форме докладов или дискуссий, публикации материалов по итогам практики профессиональной деятельности и неформальное общение участников друг с другом.
Научно-практические конференции, проводимые в рамках функционирования «Лаборатории педагогической психологии и психологической поддержки развития ребёнка», объединяют в своей работе педагогов образовательных учреждений города, педагогические коллективы школ, преподавателей вуза, родителей, обучающихся. На такой конференции участники имеют возможность ознакомиться не только с теоретическими положениями рассматриваемой проблематики, но и поделиться опытом работы на секционных заседаниях, мастер-классах, круглых столах.
Первоначально роль педагогов как участников конференции была больше пассивная, чем активная. Преподаватели вуза брали на себя функции организаторов конференции, основных докладчиков, руководителей секций и мастер классов. По мере реализации совместных проектов, педагоги и психологи стали принимать боле активное участие.
В настоящее время педагоги выступают с докладами на пленарных заседаниях, организуют и руководят работой секций, проводят круглые столы и мастер классы. Кроме того, расширяется география участников - к очному участию в конференции подключились педагоги-психологи района, педагоги учреждений дополнительного образования. По составу заочных участников из городской конференция переросла в областную и далее - во Всероссийскую. Конференция становится реальной площадкой для обмена опытом научных исследований и практической работы в области актуальных задач психологии образования.

6. Информационный стенд

Информационный стенд - форма просвещения, полноценный рабочий инструмент, на котором информация представлена удобно и системно.
Настенный информационный стенд - это элемент оформления интерьера образовательного учреждения, для размещения на нем справочной текстовой и/или графической информации для ознакомления родителей и педагогов. Это может быть информация о событии, правила, инструкции и просто справочный материал.
Привлечь внимание родителей к наиболее распространенным проблемам помогает гармоничное и красивое оформление информации. Наглядная информация универсальна и имеет огромные возможности по освещению психолого-педагогического процесса. В то же время она не предусматривает непосредственного контакта педагога и родителей, и поэтому форма и способ её подачи имеет не меньшее значение, чем её содержание. Родитель должен быть привлечён ею и заинтересован.
Стенды для родителей в ДОО должны нести практически важную и полезную информацию. Их оформляют в едином стиле. Общие правила оформления информационных стендов для родителей:
- Тематика (назначение). Определите аудиторию, на которую будет рассчитан стенд. От этого зависит его информационное наполнение и внешний вид. Каждый стенд должен содержать только один вид информации.
- Расположение. Все стенды должны быть хорошо видны. Размещены в хорошо в освещенных местах. Установлены на высоте глаз. Чтобы стенды привлекали внимание, необходимо устанавливать их в местах большой проходимости людей.
- Стилистика. Важно придерживаться фирменного стиля детского сада в оформлении всех стендов в учреждении. Это могут быть особые цвета, декоративные элементы или шрифты. Таким образом, вы создадите единое стилевое и информационное пространство в детском саду.
- Изложение материала. Необходимо соблюдать гармонию в распределении текстовых блоков и визуальных элементов. Расставляйте акценты на наиболее значимой информации, которую нужно прочесть первой. Схемы, иллюстрации, фотографии помогут лучше воспринять материал.
- Эргономика. Используйте стенды с папками-передвижками, карманами, секциями для обратной связи. Таким образом можно проводить опросы, анкетирование, распространять памятки для родителей.
В заключении, хотелось бы еще раз сказать о важности психологопедагогической информационно-просветительской работы, проводимой в детском саду. Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие.
Психологическая служба детского сада принимает непосредственное участие в создании оптимальных условий для развития и жизнедеятельности детей, определяет психологические особенности развития каждого ребенка, содействует повышению психологической компетентности сотрудников и родителей в вопросах развития, воспитания и обучения, оказывает психологическую помощь детям и их родителям.

7. Буклеты
Взаимодействие с семьей относится к важному направлению деятельности дошкольной образовательной организации. Семье нужны поддержка и сопровождение, информирование, просвещение и образование. А современному педагогу детского сада необходимо учиться слушать и слышать родителей; понимать невербальный язык сообщения и адекватно на него реагировать; учиться передавать информацию разными способами; устанавливать обратную связь.
В работе с родителями очень удобно и продуктивно использовать памятки в форме буклетов.
Информационный буклет - это небольшой сборник полезной информации, которая не носит рекламного характера.
Преимущества буклетов:
- Универсальность. На буклете можно разместить абсолютно любую информацию. Это может быть изображение, схема, текст, правила использования. Это может быть реклама или просто полезные данные.
- Удобные размеры. Буклет комфортно размещается в руке. Достаточно его развернуть, как получаешь всю нужную информацию.
- Большая вместительность. В отличие от обычной листовки, при создании буклета задействуются две стороны листа. Благодаря этому вы можете разместить немалый объём информации.
- Адресность, то есть каждый родитель получает информацию лично, может ознакомиться с ней в удобное время. Получив буклет, мамы и папы смогут не только прочитать предложенный материал в спокойной обстановке, не торопясь, поскольку он всегда под рукой, но и применить полученные знания на практике. Буклет способен привлечь внимание родителей к различным аспектам воспитания и обучения детей в детском саду и семье, а также является приглашением к сотрудничеству, поскольку может сподвигнуть родителей на поиски новой информации по заинтересовавшей их теме.
При составлении информационного буклета надо всегда помнить следующие важные вещи:
1. Содержание буклета должно быть полезным и актуальным.
2. Информация в буклете должна быть достоверной. Тщательно проверьте всю информацию, которую планируете напечатать в буклете.
3. Буклет должен быть красочный и эстетичный, содержать иллюстрации.
Формы психологического просвещения могут быть самыми разными: лекции, беседы, семинары, круглые столы, деловые игры, тренинги, конференции, выставки, подборка литературы и пр. При этом совсем необязательно всю эту работу проводить самому психологу - можно приглашать других специалистов.
Однако содержание всех этих форм работы обеспечивает психолог: важно, чтобы лекции, беседы, семинары не проходили на абстрактнотеоретическом уровне, а имели предметом своего обсуждения конкретные проблемы данного детского сада, данного контингента детей, т. е. наглядно показывали бы, что психологические знания имеют непосредственное отношение к решению конкретных проблем обучения и воспитания детей.
Эффект от психологического просвещения больше, если психологические знания давать в качестве средства решения жизненных проблем.
Психологическое просвещение дошкольников - это приобщение детей к психологическим знаниям.
В современном обществе наблюдается дефицит психологических знаний, отсутствует психологическая культура, которая предполагает интерес к другому человеку, уважение особенностей его личности.
Психологическое просвещение призвано предотвратить конфликтные ситуации во взаимоотношении ребенка со взрослыми, сверстниками, родителями.
К психологическому просвещению детей дошкольного возраста относиться:
1. Знакомство детей с нормами и правилами поведения в социуме.
2. Умение детей общаться со сверстниками и взрослыми. Основная цель умение налаживать отношения, согласование усилий в познании себя и других.
3. Быть самодостаточным, т.е. способным принять себя таким, каким он есть.
4. Формирование ребёнка как личности процесс социальный, где среда выступает как условие развития и как источник развития.
В структуру личности включают: способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивацию и социальные установки.
5. Научится адаптироваться к новым условия, при поступлении в школу.
Для этого необходимо сформировать как интеллектуальную, так и эмоционально - волевую сферу.
Психологическое просвещение можно начинать с детьми 5-6 лет. Детям необходимо разъяснить с какими трудностями они столкнулись в конкретной ситуации, помочь разобраться в причинах конфликта, помочь найти способы решения конфликтной ситуации, учить выстраивать свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Основные требования к психопросвещению детей - это конкретность формулировок.
Здесь могут быть использованы разные формы работы: беседы, выставки, собрания, консультации, индивидуальная работа, взаимопосещение, экскурсии, оформление стендов, выставки литературы и т. д. При этом необязательно всю эту работу проводить самому психологу - он может приглашать специалистов, родителей, самих педагогов и т.д. Но содержание для всех этих форм обеспечивает педагог-психолог [6, 16, 33,]

 



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.