На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - Психологическое консультирование как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - Психологическое консультирование как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Основные виды деятельности педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Психологическая профилактика как вид деятельности педагога-психолога
Психологическое консультирование как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
Психологическая диагностика как вид деятельности педагога-психолога ДОУ
Психологическая коррекция как вид деятельности педагога- психолога ДОУ
Все страницы

 

3 Психологическое консультирование как вид деятельности педагога-психолога ДОУ

Психологическое консультирование — работа непосредственно с людьми, направленная на решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, где основным средством воздействия является определенным образом организованная беседа (Ю. Е. Алешина). Г. С. Абрамова утверждает, что суть психологического консультирования состоит в том, что психолог, пользуясь профессиональными научными знаниями, создает условия для другого человека, в которых тот переживает свои новые возможности в решении собственных психологических задач [1].
- это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется на «личность - личность» хотя иногда в нем участвуют более 2 человек.
- это совокупность процедур, направленных на помощь человеку в разрешении проблем и принятии решений относительно воспитания и развития ребенка, совершенствования личности и межличностных отношений.
В рамках консультирования принято называть психолога - консультантом, а консультируемых (родителей, педагогов) - клиентами. Вопрос определения целей консультирования не является простым т. к. зависит от потребностей клиентов, обращающихся за психологической помощью, и теоретической ориентации самого консультанта.
Цель консультирования - помочь клиентам понять происходящее в их жизненном пространстве и осмысленно достичь поставленной цели на основе осознанного выбора при разрешении проблем эмоционального и межличностного характера.
Цели консультанта и клиента, в конечном счете, соприкасаются, хотя каждый консультант имеет ввиду свою систему общих целей, соответствующую его теоретической ориентации, а каждый клиент - свои индивидуальные цели, приведшие его к специалисту.
Процесс консультирования даже если это единственная встреча с клиентом, может быть условно структурирована на несколько стадий. Консультирование имеет начало, середину и конец. Консультант должен знать, как начать консультирование, с помощью каких средств продолжать его, делать интенсивным и продуктивным и как его закончить.


Этапы процедуры консультирования:

1. установление контакта
2. сбор информации
3. выдвижение гипотезы
4. формирование проблемы
5. выработка способов решения проблемы
6. проектирование способов контроля к коррекционным воздействиям
Структура процесса консультирования: исследование проблемы.
На этой стадии консультант устанавливает контакт с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, говорящего о своих трудностях, и проявить максимальную искренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и манипулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рассмотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.
- двумерное определение проблемы.
На этой стадии консультант стремится точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая, как эмоциональные, так и когнитивные ее аспекты. Уточнение проблемы ведется до тех пор, пока клиент и консультант не достигнут одинакового понимания; проблема определяется конкретными понятиями. Точное определение проблемы помогает понять ее причины, а иногда указывает и способы ее разрешения. Если при определении проблемы возникают трудности, неясности, то надо вернуться к стадии исследования.
- идентификация альтернатив.
На этой стадии выясняются и открыто обсуждаются возможные альтернативы решения проблемы. Пользуясь открытыми вопросами, консультант побуждает клиента назвать все возможные варианты, которые тот считает подходящими и реальными, помогает выдвинуть дополнительные альтернативы, однако не навязывает своих решений. Во время беседы можно составить список вариантов, чтобы их было легче сравнивать. Следует найти такие альтернативы решения проблемы, которые клиент мог бы использовать непосредственно.
- планирование.
На этой стадии осуществляется критическая оценка выбранных альтернатив решения. Консультант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения предыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Составление плана реалистичного решения проблемы должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разрешимы. Некоторые проблемы требуют слишком много времени; другие могут быть решены лишь частично посредством уменьшения их деструктивного, дезорганизующего воздействия. В плане решения проблемы следует предусмотреть, какими средствами и способами клиент проверит реалистичность выбранного решения.
- деятельность.
На этой стадии происходит последовательная реализация плана решения проблемы. Консультант помогает клиенту строить деятельность с учетом обстоятельств, времени, эмоциональных затрат, а также с пониманием возможности неудачи в достижении цели. Клиент должен усвоить, что частичная неудача - еще не катастрофа и следует продолжать реализовывать план решения проблемы, связывая все действия с конечной целью.
- оценка и обратная связь.
На этой стадии клиент вместе с консультантом оценивают уровень достижения цели (степень разрешения проблемы) и обобщают достигнутые результаты. В случае надобности возможно уточнение плана решения. При возникновении новых или глубоко скрытых проблем необходим возврат к предыдущим стадиям.
- нормы работы с клиентом
Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту. Доброжелательное отношение подразумевает не просто следование общепринятым нормам поведения, но и умение внимательно слушать, оказывать необходимую психологическую поддержку, не осуждать, а стараться понять и помочь каждому, кто обращается за помощью.
Ориентация на нормы и ценности клиента. Этот принцип подразумевает, что психолог во время своей работы должен ориентироваться не на социально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент.
Клиентам запрещается давать советы. Основания для этого достаточно широки и многообразны. Так, каков бы ни был жизненный и профессиональный опыт психолога, дать “гарантированный” совет другому невозможно: жизнь каждого уникальна и непредсказуема. К тому же, советуя, консультант полностью берет на себя ответственность за происходящее, что не способствует развитию личности консультируемого.
Анонимность. Важнейшим условием психологического консультирования является его анонимность. Это значит, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам или друзьям. Из этого правила существуют исключения (о которых клиент всегда предупреждает заранее), специально оговоренные законом во многих странах. В нашей стране таким исключением, пожалуй, можно считать ситуацию, когда психолог узнает во время приема о чем-либо, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни.
Разграничение личных и профессиональных отношений. Существует немало очень опытных и профессиональных консультантов, которые попадали в ловушку, переходя с клиентами на дружеские отношения или пытаясь оказывать профессиональную помощь своим друзьям и ближайшим родственникам. Этот путь таит в себе немало опасностей и не только потому, что, как известно, “в своем отечестве пророка нет”, и любые рекомендации и откровения с близкими легко обесцениваются, но и по многим другим причинам.
Весьма условно беседу консультанта с клиентом можно разделить на четыре этапа: 1) знакомство с клиентом и начало беседы; 2) расспрос клиента, формулирование и проверка консультативных гипотез; 3) коррекционное воздействие; 4) завершение беседы.
Начало беседы
1. Оптимальная позиция консультанта по отношению к клиенту - это позиция равенства, одним из проявлений которого является “равенство имен”.
2. Перейти непосредственно к процессу консультирования. В начале беседы необходимо, чтобы клиент рассказал о себе и своих проблемах.
Расспрос клиента
Первая фаза расспроса клиента. Условно можно выделить несколько направлений работы на этом этапе консультирования: 1) консультант поддерживает контакт с клиентом 2) стимулирует его на дальнейший рассказ 3) способствует целенаправленному развитию беседы 4) осмысливает то, что говорит клиент.
Вторая фаза расспроса клиента. Основной и, пожалуй, самый надежный подход к работе на втором этапе расспроса для консультанта - это анализ конкретных ситуаций из жизни клиента, наглядно демонстрирующих его отношения с людьми, поведение в проблемных ситуациях, особенности выбираемых паттернов взаимодействия. Работа с конкретными ситуациями - это один из наиболее надежных способов для консультанта проверить свои гипотезы.
Мероприятия:
1) подведение итогов беседы (краткое обобщение всего происшедшего за время приема);
2) обсуждение вопросов, касающихся дальнейших отношений клиента с консультантом или другими необходимыми специалистами;
3) прощание консультанта с клиентом.
Технология ведения беседы
Сформулируем некоторые базовые принципы организации диалога с клиентом.
1. Ограничение речи консультанта в диалоге. В ходе приема в основном говорит клиент; реплики, замечания, интерпретации консультанта должны быть по возможности более краткими и редкими.
2. Приближение разговорной речи консультанта к языку клиента. Первым шагом на пути реализации этого требования является освобождение речи профессионала от слов и выражений, которые могут быть неправильно поняты или истолкованы собеседником во время приема.
3. Краткость и точность высказываний консультанта.
- не следует пускаться в излишние объяснения;
- краткие вопросы;
- сбор дополнительной информации;
4. Акцентирование эмоциональных переживаний. С точки зрения задач консультирования, понимания и анализа более глубоких мотивов поведения человека, гораздо больший интерес представляет второй план - эмоции, чувства, переживания, связанные с ситуацией и отношениями.
5. Использование парадоксальных вопросов. Общепризнанные истины типа: “грубить нехорошо”, “родители всегда знают лучше, что нужно ребенку” обычно служат надежным прикрытием для истинных чувств и переживаний клиента.
6. Уточняющие и углубляющие формулировки.
7. Использование интерпретации. Значение интерпретации в процессе консультирования трудно переоценить. Образно говоря, беседу можно представить, как путь в лабиринте, в котором для достижения цели необходимо двигаться не только в горизонтальной плоскости, но и спускаться на все более глубокий уровень. Интерпретация же при этом - прыжок в глубину, способ перевода диалога с одного уровня на другой.
8. Перефразировка. Идея этой техники очень проста: консультант, используя жалобу или замечания клиента, перефразирует, изменяет их таким образом, чтобы, то, что было негативным основанием для беспокойства и переживаний, становится причиной положительных эмоций, способных если не полностью снять негативные переживания, то в значительной мере уменьшить их значимость и интенсивность.
Контакт с клиентом во время беседы
Одно из важнейших условий эффективной работы психолога - хороший контакт с клиентом. Гарантия такого контакта - не только профессиональное владение вербальными техническими средствами, но и такими важнейшими невербальными параметрами, как интонация, контакт глаз, паузы.
Вербальный контакт. Одним из важнейших косвенных вербальных средств, направленных на поддержание контакта, является обращение к клиенту по имени. Само упоминание имени человека обычно работает на контакт с ним.
Невербальный контакт. Консультант и клиент находятся во время беседы в своеобразном телесном контакте, использование которого может также повысить эффективность консультативного процесса. Обычно это выражается в том, что при глубокой вовлеченности в разговор клиент, не осознавая этого, начинает зеркально отражать позу и поведение консультанта [25, 46, 55].
Психологическое консультирование в условиях детского сада, как отмечает психолог Т. Д. Марцинковская, представляет собой «систему коммуникативного взаимодействия психолога с лицами, нуждающимися в психологической помощи рекомендательного характера». В условиях ДОУ психологическое воздействие осуществляется косвенно, через родителей и педагогов. Психолого-педагогическое консультирование направлено на практическое решение важнейшей задачи возрастной психологии - задачи систематического контроля за ходом психического развития детей в целях его оптимизации и коррекции. В отличие от других видов психологического консультирования, предметом психолого-педагогического консультирования являются динамика и содержание психического развития ребенка на каждой возрастной стадии развития, т. е. индивидуальные особенности возрастного развития.
В основе практики психолого-педагогического консультирования лежит теория психического развития ребенка в онтогенезе. Принципы психолого-педагогического консультирования включают (О. А. Карабанова) этические, стратегические и тактические.
Важнейшими этическими принципами являются:
- принципы соблюдения и охраны интересов ребенка и уважения его личности;
- принципы добровольности и конфиденциальности обращения за консультацией, неразглашения информации;
- принцип компетентности и ответственности консультанта.
Стратегические принципы, определяющие цели и задачи
консультирования и оказания помощи в преодолении психологических проблем и трудностей развития составляют:
- принцип нормативности развития (сравнения индивидуальных вариантов развития с возрастной нормой);
- принцип системности психического развития, обуславливающий необходимость установления системы причин трудностей и отклонений в развитии ребенка и разработки комплексной программы профилактических и коррекционных мероприятий.
Тактические принципы психологического консультирования включают:
- принцип анализа подтекста, выявляющего истинные причины обращения за консультацией;
- принцип комплексности психологического обследования ребенка, позволяющий дать полную картину актуального психологического статуса ребенка, особенностей развития эмоционально-личностной и познавательной сфер;
- принцип стереоскопичности диагноза, задающий необходимость исследования особенностей понимания и переживания проблемных ситуаций всеми ее участниками;
- принцип реконструкции истории развития ребенка (Л. С. Выготский), требующий воссоздания индивидуального жизненного пути ребенка;
- принцип активного привлечения родителей и других значимых лиц в окружении ребенка к совместной выработке системы профилактических и коррекционно - развивающих мероприятий и их реализации.
Психолого - педагогическое консультирование проходит в несколько этапов, на каждом из которых осуществляется решение соответствующих задач:
1. этап сбора исходной информации (первичный прием, выявление жалобы, уточнение и формулирование запроса, сбор анамнестических данных);
2. этап комплексного психологического обследования;
3. аналитический этап (анализ полученных данных, их интеграция, формулирование психологического диагноза и условно-вариативного прогноза; составление психологического заключения, разработка системы психолого-педагогических рекомендаций);
4. этап собственно консультирования и оказания психологической помощи клиенту (доведение результатов обследование до адресата, совместная выработка рекомендаций по оптимизации развития ребенка, определение плана коррекционной и профилактической работы);
5. этап реализации коррекционных и профилактических мероприятий.
В приказе 2405 «Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога» от 12.11.2010 одной из приоритетных задач педагога- психолога ДОУ является выявление и преодоление отклонений и проблем дошкольника. В настоящее время выделяются следующие трудности, характерные для ДОУ:
1. Ухудшение здоровья детей:
- изменение физического, психического состояния детей, оказывающие отрицательное влияние на процесс образования и развития личности ребенка.
2. Неготовность детей к поступлению в детский сад.
3. Тяжелая адаптация детей к условиям детского сада.
4. Неспособность родителей оказать поддержку ребенку.
- некомпетентность родителей в вопросах психолого-педагогического развития детей;
- ослабление духовных связей между родителями и детьми, кризисное состояние семейных отношений;
- отторжение детей из семьи, ведущее к «социальному сиротству» и росту бродяжничества.
5. Недостаточность научных, методических и технологических материалов, обеспечивающих процесс сопровождения:
- отсутствие на сегодняшний день, общепринятой теории психологопедагогического сопровождения ребенка в практической деятельности;
- недостаточное методическое и дидактическое обеспечение психологопедагогического сопровождения;
- педагогические технологии, реализуемые в ДОУ, ориентированы на коллективное воспитание детей, без учета их индивидуальных особенностей;
- усложнение образовательных программ без учета возможностей
детей.
6. Низкая квалификация педагогических кадров:
- недостаточное количество высококвалифицированных специалистов, которые могли бы эффективно оказывать необходимую помощь детям и их родителям в полном объеме;
7. Сохранение авторитарного стиля во взаимоотношениях с ребенком.
Случаи осложнения психического развития ребенка старшего дошкольного возраста приводят к возникновению многих психологических проблем и негативно влияют на его социально - психологическую адаптацию. Различные отклонения в психологическом здоровье детей составили предмет исследования многих отечественных и зарубежных психологов, в связи с чем, сегодня, существует общепринятая классификация психологических проблем, возникших у детей (А. Л. Венгер 2001).
Выделяют:
1. Проблемы, связанные с умственным развитием (неуспеваемость, плохая память, нарушение внимания, трудности в понимании учебного материала и т. д.);
2. Поведенческие проблемы (неуправляемость, грубость, лживость, агрессивность и пр.);
3. Эмоциональные и личностные проблемы (сниженное настроение, повышенная возбудимость, частая смена настроения, страхи, раздражительность, тревожность и т. п.);
4. Проблемы общения (замкнутость, неадекватные притязания на лидерство, повышенная обидчивость и т. д.)
5. Неврологические проблемы (тики,повышенная утомляемость, нарушение сна, головные боли и т. п.) Алексеева Е. Е. рассматривает сосание пальца, сосание предметов, грызение ногтей, мастурбация как патологические привычки детей, ставит их в один ряд.
Целью психологического консультирования является оптимизация взаимодействия участников образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальной программы воспитания и развития. Психологическое консультирование состоит в оказании психологической помощи при решении проблем с которыми обращаются родители, воспитатели и администрация ДОУ.
Консультирование предполагает активную позицию консультируемого, совместную проработку имеющихся затруднений и поиск оптимальных способов решения. Тематика проводимых консультаций не должна выходить за рамки профессиональной компетенции педагога - психолога ДОУ.
Наиболее часто встречающиеся темы на консультациях это: проблема адаптации ребенка к детскому саду, агрессивность, тревожность, страхи, гиперактивность, непослушание детей, развитие познавательной сферы дошкольников, специфика поведения в период возрастных кризисов, вопросы подготовки к обучению в школе, особенности детско-родительских отношений. Педагоги обращаются за консультацией по вопросам эмоционального выгорания, стрессоустойчивости, межличностных конфликтов.
Психолого-педагогический консилиум как один из перспективных методов работы педагога-психолога ДОУ
По мнению И. В. Дубровиной под «консилиумом», понимается не только общее обсуждение специалистов при анализе особенностей развития того или иного ребенка или ситуации вокруг него, но постоянно действующий, скоординированный, объединенный общими целями коллектив специалистов, реализующий ту или иную стратегию
сопровождения ребенка.
В целом «консилиумная» деятельность психолога может проходить в двух режимах:
- в рамках экспертной деятельности психолого-медико-педагогического консилиума;
- в рамках специализированного сопровождения тех детей, которые по каким-либо параметрам выделяются в среде детей образовательного учреждения и поэтому нуждаются в специализированной помощи.
Консилиум образовательного учреждения действует на основе соответствующего Положения Министерства образования (приказ 27/901-6 от 27.03.2000). В этом нормативном документе определены основные аспекты и режимы деятельности консилиума, а также необходимая документация.
К задачам консилиума, решающего проблемы сопровождения детей, следует отнести:
- экспертные задачи по определению образовательного маршрута в целом детей с трудностями обучения, детей с особыми образовательными потребностями при переводе их на обучение по другим образовательным программам.
- экспертная задача по выделению детей, более остальных нуждающихся в дополнительной специализированной помощи со стороны других специалистов.
- отслеживание эффективности дополнительной специализированной помощи детям и координация взаимодействия специалистов по ее оказанию.
Каждый специалист консилиума, решая в сфере своей компетенции вопросы квалификации состояния и развития ребенка, прогноза его возможностей в плане дальнейшего воспитания и обучения, вносит собственное понимание в целостную картину.
В то же время определяется ряд задач, которые не должны входить в практику и компетенцию деятельности психолого-медико-педагогического консилиума, но должны решаться непосредственно педагогами с минимальным привлечением психолога. К таким задачам следует отнести:
- сиюминутные проблемы обучения, которые вызывают тревогу у педагога, но, в связи со своей незначительной продолжительностью, не являются задачей консилиума в целом, и психолога в частности;
- кратковременные проблемы поведения, связанные с сиюминутной ситуацией в семье, с начинающимся заболеванием ребенка;
- разработку программ воспитательных мер в рамках учебновоспитательного процесса, рекомендуемых педагогу.
Деятельность психолога в рамках консилиума можно рассматривать как состоящую из последовательных этапов, закономерно вытекающих один из другого. В реальной практике психолога, возможны некоторые расхождения с приводимой стратегией работы, которые могут определяться региональными, этническими или социокультурными особенностями семей, в которых воспитываются дети.
Работа консилиума с ребенком может начинаться либо по запросу родителей (лиц их заменяющих), либо (с их согласия) по запросу педагога, администрации образовательного учреждения. При этом согласие родителей должно быть документально зарегистрировано в Карте развития или в каком- либо другом документе, заводимом на ребенка в данном учреждении. Такое письменное согласие родителей позволяет предупредить ряд негативных моментов, связанных с конфликтными ситуациями. Это можно рассматривать как предварительный этап сопровождения ребенка.
В настоящее время разработан ряд документов, карт развития и т.п., в которых достаточно подробно и развернуто, представлены те необходимые начальные сведения о ребенке и его семье, которые получает специалист, проводящий обследование. Первичное обследование ребенка разными специалистами (в том числе и психологом) является фактически первым этапом сопровождения. Первый этап заканчивается составлением индивидуальных заключений всеми специалистами консилиума.
В соответствии с принципом индивидуально-коллегиального
обследования после проведения обследования ребенка специалисты проводят коллегиальное обсуждение полученных результатов. Это обсуждение можно рассматривать в качестве второго этапа консилиумной деятельности.
Коллегиальное обсуждение результатов обследования о характере и особенностях развития ребенка и определить общий прогноз его дальнейшего развития и комплекс тех развивающе-коррекционных мероприятий, которые ему помогут. Завершающей частью второго этапа работы психолога в рамках консилиума является его участие в выработке решения по определению образовательного маршрута в соответствии с особенностями и возможностями ребенка, а также определение необходимых для его развития психологических коррекционных и развивающих программ. Здесь же обсуждается координация и согласованность последующего взаимодействия специалистов друг с другом. При необходимости определяется последовательность включения различных специалистов в работу с ребенком.
Если дошкольный консилиум не пришел к общему мнению по поводу необходимой развивающей и коррекционной работы с ребенком (случай оказался сложным и опыта специалистов недостаточно; возникли конфликтные отношения с родителями; родители не принимают рекомендаций консилиума и т. п.), ребенок может быть направлен на консультацию более высокого уровня: муниципальную, районную или даже региональную. Подразумевается, что в такой консультации примут участие более опытные специалисты, что позволит им правильно оценивать состояние ребенка.
Третьим этапом деятельности психолога является собственно реализация решений консилиума (муниципальной консультации) в плане развивающе-коррекционных мероприятий внеурочного плана или специальной психологической помощи непосредственно в процессе обучения ребенка. Развивающе-коррекционная работа проходит в индивидуальном или групповом (подгрупповом) режиме. В соответствии с особенностями развития ребенка и наличием соответствующих специалистов в ДОУ определяются направленность, интенсивность и продолжительность циклов занятий. Важной задачей является наполняемость групп. Должна быть определена ориентировочная продолжительность как отдельных занятий, так и цикла занятий в целом. Все эти показатели должны быть не только отражены, но и обоснованы в программе коррекционной работы. Решение задач динамической оценки состояния ребенка в рамках деятельности консилиума является завершающей стадией третьего этапа.
Таким образом, в задачи консилиума, прежде всего, входит разработка индивидуальной программы комплексного сопровождения каждого ребенка, поэтому форма организации процедуры обследования может быть только индивидуальной для каждого специалиста с последующим коллегиальным обсуждением полученных каждым специалистом результатов и выработкой соответствующего решения и комплексных рекомендаций. [33, 36]

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.