На главную Психологическое консультирование Теория Общая характеристика экспертного консультирования
Общая характеристика экспертного консультирования
Психологическое консультирование - Теория
Индекс материала
Общая характеристика экспертного консультирования
Виды экспертного консультирования
Приложение 1
Приложение 3
Все страницы

1.1. Экспертное консультирование: определение, основные характеристики, виды

С каждым годом количество профессиональных задач, которые ставит перед психологами практика, расширяется. Одним из направлений практической деятельности психолога является экспертное консультирование. Психолог как эксперт может быть задействован при решении вопросов в различных сферах деятельности - от профессиональной до политической. Например, к услугам экспертов прибегают в тех случаях, когда есть необходимость реорганизации предприятий, системы управлением персоналом, имеются проблемы с качеством выпускаемой продукции (в этом случае проводится психологическая экспертиза выпускаемых изделий, например, печатных изданий) и пр. В судебной практике психолог-эксперт проводит судебнопсихологическую экспертизу. Проведение трудовой экспертизы обязательно проходит с участием психолога- эксперта.


Что такое экспертное консультирование?
Для начала рассмотрим значение слова «эксперт» и «экспертиза». Первоисточник данного слова - латинское слово expertus «пробую», «испытываю», в юридическом аспекте означает «сужусь»). У слова два корневых истока. Первый: ex - вне, снаружи, за пределами.
Второй: peritus - проверенный, испытанный, опытный, квалифицированный. Тот же корень и у слова experience - опыт, испытание, опытность. Следовательно, эксперт - умный, благодаря опыту, а потому надежный и проверенный. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова эксперт - специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса.
Современное значение слова "экспертиза" - то исследование специалистом вопросов, требующих специальных познаний в узких областях. Соответственно, эксперт - это лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое организациями, судом или иными государственными и общественными органами для проведения экспертизы. Потому эксперт-консультация - это «процесс взаимодействия между двумя специалистами - консультантом-экспертом, являющимся специалистом в определенной области, и консультируемым, который обращается к консультанту-эксперту за справкой по поводу актуальных проблем, связанных с работой» . Это определение можно дополнить:
«Экспертное психологическое консультирование - это процесс взаимодействия между двумя специалистами - консультантом-экспертом, являющимся специалистом в определенной области, и консультируемым, который обращается к консультанту-эксперту за справкой по поводу актуальных проблем, возникших в какой-либо сфере жизнедеятельности консультируемого».
Следовательно, экспертное психологическое консультирование - это добровольные отношения между экспертом и нуждающимися в помощи лицами. В ходе своей консультативной деятельности эксперт для выполнения поставленных задач может проводить экспертизу.
Основные характеристики экспертного
консультирования
В каждой конкретной сфере экспертная деятельность имеет свои специфические задачи, методику, критерии, организацию и процедуру проведения. Однако, как отмечает С. Глэддинг (2002), ссылаясь на Gallessich (1985), Newman (1993) в практике эксперт- консультационной работы, выделяются общие характеристик :
1. Экспертное консультирование базируется на содержании (поддерживается всей признанной совокупностью знаний). Все выводы эксперта должны иметь строго научный характер. В отличие от непосредственного (личного) консультирования психолог- эксперт в первую очередь сосредоточивается на спорных вопросах и проблемах, а не на эмоциях и чувствах, как это бывает на индивидуальном приеме у психолога- консультанта.
2. Экспертное консультирование
ориентировано на достижение цели, которая часто носит профессиональный характер. Взаимоотношения в экспертном консультировании регулируются различными нормами и правилами. Поэтому заключается договор между экспертом и консультируемой стороной.
3. Экспертное консультирование - это процесс, который включает: сбор данных, рекомендацию решений, предложение поддержки.
К данным отличиям необходимо добавить еще две характеристики экспертного консультирования. Во- первых, данный вид консультирования представляет собой триадный процесс.
В экспертном консультировании устанавливаются не диадные (клиент - консультант), а триадные (клиент - консультируемый - консультант) отношения. При экспертном типе взаимодействия консультант предоставляет консультируемому информацию, необходимую последнему для некоторой работы с клиентом, и за все время консультирования консультант- эксперт может ни разу не встречаться непосредственно с клиентом. Следовательно, действие эксперт- консультирования является скорее косвенным, чем непосредственным.
Во-вторых, к психологу-эксперту, как правило, обращаются в кризисные периоды жизнедеятельности человека или организации, а также при принятии сложных решений, например, судебных, политических и т.п. Так, к услугам экспертов-психологов могут обратиться при финансовом кризисе компании, текучести кадров, возникновении вопроса о профессиональной пригодности сотрудника, определении дееспособности лица, совершившего сделку и пр.
Г.А. Мкртычян (2002) выделяет следующие характеристики экспертного консультирования в организации :
1. В качестве объекта исследования психолога- эксперта (объекта экспертизы) выступает реально выполняемая профессиональная (или иная) деятельность, в ходе которой возникают проблемы, вопросы, для разрешения которых необходимо привлечение специалиста-эксперта в той или иной области.
2. Требования к высокой квалификации эксперта, так как именно высокий профессиональный уровень специалиста является основанием объективности его экспертного заключения. В этой связи следует отметить, что, например, в суде есть право адвоката поставить вопрос об отводе эксперта из-за сомнения в его достаточной компетентности.
3. Экспертное заключение имеет рекомендательный характер. Это обусловлено двумя основными причинами: Во-первых, экспертное исследование в большинстве случаев имеет узкоспециальную направленность. Во-вторых, при принятии решения по проблемным вопросам в коммерческой или государственной организации анализируются весь комплекс причин и условий реализации данной профессиональной деятельности, а не только заключение специалиста-эксперта. Например, при принятии судебного решения принимаются во внимание все обстоятельства уголовного дела.
Токмакова О.А. (2006) , характеризуя экспертное консультирование в организации, отмечает, что при экспертном консультировании консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Автор выделяет следующие формы эксперт-консультаций и некоторые виды экспертной деятельности:
• устные консультации в режиме «вопрос-ответ»;
• устные консультации в форме дискуссии, обсуждения проблем, причин их возникновения, возможных мер по устранению;
• письменные ответы на поставленные вопросы;
• письменные аналитические обзоры литературы, нормативных документов, практики;
• экспресс-анализ ситуации, определение направлений вмешательства (наблюдения, собеседования, письменные опросы и анкетирование, изучение документов, дискуссия по проблематике и др.);
• углубленный анализ ситуации, выявление
истинных, глубинных причин трудностей предприятия (выбор критериев оценки и разработка оценочных шкал и эталонов, специальные программы исследований, формирование респондентских и экспертных групп, использование специального диагностического
инструментария, модельное проектирование);
• структурирование задач, поиск решений, анализ альтернатив, разработка рекомендаций, экспертные оценки и заключения.
Следует отметить, что в качестве эксперта может выступать один эксперт или группа экспертов (например, группа экспертов занята в трудовой экспертизе). В последнем случае вырабатывается экспертная оценка.
Для принятия важных экспертных заключений применяется метод групповых экспертных оценок (например, в политике часто используется метод «Дельфи»
О. Хелмера ). Для получения обобщенного суждения экспертов используются математические методы обработки данных (ранжирование, корреляционный анализ).

1.2. Методы исследования в экспертном консультировании

К основным методам экспертного психологического консультирования относятся:
1) наблюдение,
2) эксперимент,
3) беседа,
4) тестирование,
3) метод анализа продуктов деятельности
5) опрос,
6) анкетирование,
7) научные методы обработки данных.
Следует отметить, что для принятия объективных решений экспертами применяется комплекс методов и методик. Так, при консультировании организаций применяются следующие методы диагностики проблемы: психологическое тестирование, опрос, интервью, анкетирование, метод экспертных оценок, метод анализа продуктов деятельности, социо и психометрические методы, наблюдение, деловые игры. Кроме того специалист-эксперт подбирает методы с учетом каждой конкретной ситуации. Например, при изучении проблемы снижения производительности труда на производстве эксперт может применить социометрию для изучения социально-психологического климата в коллективе, метод анализа документов, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ стиля управления коллективом на основании результатов психодиагностики и социометрии. В этом случае для обработки полученных данных, например, экспертных оценок, может быть использован корреляционных анализ.
При психологической экспертизе фильмов, романов, картин, рекламы и другой творческой продукции основным методом является метод анализа результатов изучаемой творческой деятельности, проведенный на основе одного или нескольких научных подходов (например, психоанализа при анализе художественных произведений).
При супервизии эксперт-психолог, анализируя затруднения в работе консультируемого специалиста, применяет приемы и техники психотерапии для решения личных проблем клиента.
Таким образом, краткий анализ методов экспертного психологического консультирования позволяет сделать вывод, что психологом-экспертом может быть только высококвалифицированный специалист, обдающий специальными познаниями в различных направлениях психологической науки и практики.


1.3. Процесс экспертного психологического консультирования


Эксперт консультирование является процессом, соответственно, консультативная деятельность психолога- эксперта состоит из последовательно чередующихся стадий. Так, Сплит (Splete, 1982) в работе «Консультирование и развитие человеческого потенциала»
описывает девять стадий эксперт-консультативного процесса :
1. Предварительная стадия (до заключения договора). Консультант-эксперт сообщает о своей квалификации и области компетенции, которая может иметь отношение к предмету консультации.
2. Обсуждение условий контракта и исследование отношений. Консультант-эксперт обсуждает формальные стороны договоренности между ним и консультируемым. Должны быть определены готовность консультируемого к работе и способность консультанта- эксперта ответить на запрос.
3. Заключение контракта. Устанавливается взаимное соглашение, которое определяет перечень выполняемых работ, формы отчетов.
4. Идентификация проблемы. Консультант- эксперт вместе с консультируемым определяют и точно формулируют проблему, над которой нужно работать, и желаемый результат.
5. Анализ проблемы. Рассматривается относящаяся к делу информация и генерируются возможные решения.
6. Обратная связь и планирование. На этом этапе оцениваются альтернативные решения, выработанные на предыдущей стадии, и определяется вероятность успеха. Затем приступают к систематическому осуществлению одного или нескольких планов решения.
7. Выполнение плана. Консультируемый выполняет предложенный план при поддержке консультанта-эксперта.
8. Оценка плана. Консультант-эксперт и консультируемый определяют, насколько успешным оказался избранный план для достижения желаемого результата.
9. Заключение и завершение отношений. Обе стороны анализируют выполненное и планируют какое- либо продолжение работы, которая будет осуществляться независимо или в сотрудничестве с консультантом- экспертом.
Анализ приведенных стадий экспертного консультирования показывает, что в основе данного процесса консультирования автором заложено предположение, что клиенты сотрудничают с консультантами-экспертами, работая над определенными личными и профессиональными проблемами.
Л.Б. Шнейдер (2005), определяя управленческое психологическое консультирование, также пишет о том, что данный вид экспертного консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенных
задач и осуществления желаемых изменений в организации-заказчике (клиенте). Л.Б. Шнейдер выделяет пять стадий экспертного консультирования руководителей организаций :
1. Подготовка.
На этой стадии заключается первый контракт и определяется предварительный диагноз проблемы. Совместно с клиентом происходит планирование задания и формулируются экспертом предложения
консультируемому (руководителю).
2. Диагноз.
На второй стадии осуществляется сбор информации, анализ и синтез фактов, детальное изучение проблемы. В данном случае применяются методы психологической диагностики, анализа материалов, социометрические методы, методы математической обработки данных и пр. Формулируются причины изучаемой проблемы и выводы.
Планирование действий.
На этом этапе вырабатываются решения, проводится оценка вариантов решения проблемы, планируется варианты осуществления решений. Все предложения обсуждаются с клиентом.
4. Внедрение.
Данный этап включает внедрение решений. На этапе внедрения осуществляется обучение персонала, анализируются возникающие при внедрении проблемы, проводится корректировка ранее принятых решений.
5. Завершение.
Этап включает анализ проделанной работы и создается итоговый документ (заключение) эксперта. Далее составляется отчет о проделанной работе, происходит расчет по обязательствам, планируются дальнейшее сотрудничество.
Таким образом, экспертное консультирование - это процесс, который обязательно включает: анализ проблемы, выработку решения, внедрение предложений эксперта. Последнее, как отмечено выше, носит рекомендательный характер. В зависимости характера поставленных задач итоговым документом работы эксперта может быть: аналитическая справка, отчет, заключение, документ,
отражающий изменения в одном из направлений работы с персоналом организации (например, положение о порядке проведения аттестации и др.).



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.