Страница 1 из 4 1.1. Экспертное консультирование: определение, основные характеристики, виды
С каждым годом количество профессиональных задач, которые ставит перед психологами практика, расширяется. Одним из направлений практической деятельности психолога является экспертное консультирование. Психолог как эксперт может быть задействован при решении вопросов в различных сферах деятельности - от профессиональной до политической. Например, к услугам экспертов прибегают в тех случаях, когда есть необходимость реорганизации предприятий, системы управлением персоналом, имеются проблемы с качеством выпускаемой продукции (в этом случае проводится психологическая экспертиза выпускаемых изделий, например, печатных изданий) и пр. В судебной практике психолог-эксперт проводит судебнопсихологическую экспертизу. Проведение трудовой экспертизы обязательно проходит с участием психолога- эксперта.
Что такое экспертное консультирование? Для начала рассмотрим значение слова «эксперт» и «экспертиза». Первоисточник данного слова - латинское слово expertus «пробую», «испытываю», в юридическом аспекте означает «сужусь»). У слова два корневых истока. Первый: ex - вне, снаружи, за пределами. Второй: peritus - проверенный, испытанный, опытный, квалифицированный. Тот же корень и у слова experience - опыт, испытание, опытность. Следовательно, эксперт - умный, благодаря опыту, а потому надежный и проверенный. В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова эксперт - специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-либо вопроса. Современное значение слова "экспертиза" - то исследование специалистом вопросов, требующих специальных познаний в узких областях. Соответственно, эксперт - это лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое организациями, судом или иными государственными и общественными органами для проведения экспертизы. Потому эксперт-консультация - это «процесс взаимодействия между двумя специалистами - консультантом-экспертом, являющимся специалистом в определенной области, и консультируемым, который обращается к консультанту-эксперту за справкой по поводу актуальных проблем, связанных с работой» . Это определение можно дополнить: «Экспертное психологическое консультирование - это процесс взаимодействия между двумя специалистами - консультантом-экспертом, являющимся специалистом в определенной области, и консультируемым, который обращается к консультанту-эксперту за справкой по поводу актуальных проблем, возникших в какой-либо сфере жизнедеятельности консультируемого». Следовательно, экспертное психологическое консультирование - это добровольные отношения между экспертом и нуждающимися в помощи лицами. В ходе своей консультативной деятельности эксперт для выполнения поставленных задач может проводить экспертизу. Основные характеристики экспертного консультирования В каждой конкретной сфере экспертная деятельность имеет свои специфические задачи, методику, критерии, организацию и процедуру проведения. Однако, как отмечает С. Глэддинг (2002), ссылаясь на Gallessich (1985), Newman (1993) в практике эксперт- консультационной работы, выделяются общие характеристик : 1. Экспертное консультирование базируется на содержании (поддерживается всей признанной совокупностью знаний). Все выводы эксперта должны иметь строго научный характер. В отличие от непосредственного (личного) консультирования психолог- эксперт в первую очередь сосредоточивается на спорных вопросах и проблемах, а не на эмоциях и чувствах, как это бывает на индивидуальном приеме у психолога- консультанта. 2. Экспертное консультирование ориентировано на достижение цели, которая часто носит профессиональный характер. Взаимоотношения в экспертном консультировании регулируются различными нормами и правилами. Поэтому заключается договор между экспертом и консультируемой стороной. 3. Экспертное консультирование - это процесс, который включает: сбор данных, рекомендацию решений, предложение поддержки. К данным отличиям необходимо добавить еще две характеристики экспертного консультирования. Во- первых, данный вид консультирования представляет собой триадный процесс. В экспертном консультировании устанавливаются не диадные (клиент - консультант), а триадные (клиент - консультируемый - консультант) отношения. При экспертном типе взаимодействия консультант предоставляет консультируемому информацию, необходимую последнему для некоторой работы с клиентом, и за все время консультирования консультант- эксперт может ни разу не встречаться непосредственно с клиентом. Следовательно, действие эксперт- консультирования является скорее косвенным, чем непосредственным. Во-вторых, к психологу-эксперту, как правило, обращаются в кризисные периоды жизнедеятельности человека или организации, а также при принятии сложных решений, например, судебных, политических и т.п. Так, к услугам экспертов-психологов могут обратиться при финансовом кризисе компании, текучести кадров, возникновении вопроса о профессиональной пригодности сотрудника, определении дееспособности лица, совершившего сделку и пр. Г.А. Мкртычян (2002) выделяет следующие характеристики экспертного консультирования в организации : 1. В качестве объекта исследования психолога- эксперта (объекта экспертизы) выступает реально выполняемая профессиональная (или иная) деятельность, в ходе которой возникают проблемы, вопросы, для разрешения которых необходимо привлечение специалиста-эксперта в той или иной области. 2. Требования к высокой квалификации эксперта, так как именно высокий профессиональный уровень специалиста является основанием объективности его экспертного заключения. В этой связи следует отметить, что, например, в суде есть право адвоката поставить вопрос об отводе эксперта из-за сомнения в его достаточной компетентности. 3. Экспертное заключение имеет рекомендательный характер. Это обусловлено двумя основными причинами: Во-первых, экспертное исследование в большинстве случаев имеет узкоспециальную направленность. Во-вторых, при принятии решения по проблемным вопросам в коммерческой или государственной организации анализируются весь комплекс причин и условий реализации данной профессиональной деятельности, а не только заключение специалиста-эксперта. Например, при принятии судебного решения принимаются во внимание все обстоятельства уголовного дела. Токмакова О.А. (2006) , характеризуя экспертное консультирование в организации, отмечает, что при экспертном консультировании консультант самостоятельно осуществляет диагностику, разработку решений и рекомендаций по их внедрению. Автор выделяет следующие формы эксперт-консультаций и некоторые виды экспертной деятельности: • устные консультации в режиме «вопрос-ответ»; • устные консультации в форме дискуссии, обсуждения проблем, причин их возникновения, возможных мер по устранению; • письменные ответы на поставленные вопросы; • письменные аналитические обзоры литературы, нормативных документов, практики; • экспресс-анализ ситуации, определение направлений вмешательства (наблюдения, собеседования, письменные опросы и анкетирование, изучение документов, дискуссия по проблематике и др.); • углубленный анализ ситуации, выявление истинных, глубинных причин трудностей предприятия (выбор критериев оценки и разработка оценочных шкал и эталонов, специальные программы исследований, формирование респондентских и экспертных групп, использование специального диагностического инструментария, модельное проектирование); • структурирование задач, поиск решений, анализ альтернатив, разработка рекомендаций, экспертные оценки и заключения. Следует отметить, что в качестве эксперта может выступать один эксперт или группа экспертов (например, группа экспертов занята в трудовой экспертизе). В последнем случае вырабатывается экспертная оценка. Для принятия важных экспертных заключений применяется метод групповых экспертных оценок (например, в политике часто используется метод «Дельфи» О. Хелмера ). Для получения обобщенного суждения экспертов используются математические методы обработки данных (ранжирование, корреляционный анализ).
1.2. Методы исследования в экспертном консультировании
К основным методам экспертного психологического консультирования относятся: 1) наблюдение, 2) эксперимент, 3) беседа, 4) тестирование, 3) метод анализа продуктов деятельности 5) опрос, 6) анкетирование, 7) научные методы обработки данных. Следует отметить, что для принятия объективных решений экспертами применяется комплекс методов и методик. Так, при консультировании организаций применяются следующие методы диагностики проблемы: психологическое тестирование, опрос, интервью, анкетирование, метод экспертных оценок, метод анализа продуктов деятельности, социо и психометрические методы, наблюдение, деловые игры. Кроме того специалист-эксперт подбирает методы с учетом каждой конкретной ситуации. Например, при изучении проблемы снижения производительности труда на производстве эксперт может применить социометрию для изучения социально-психологического климата в коллективе, метод анализа документов, анкетирование, интервью, метод экспертных оценок, анализ стиля управления коллективом на основании результатов психодиагностики и социометрии. В этом случае для обработки полученных данных, например, экспертных оценок, может быть использован корреляционных анализ. При психологической экспертизе фильмов, романов, картин, рекламы и другой творческой продукции основным методом является метод анализа результатов изучаемой творческой деятельности, проведенный на основе одного или нескольких научных подходов (например, психоанализа при анализе художественных произведений). При супервизии эксперт-психолог, анализируя затруднения в работе консультируемого специалиста, применяет приемы и техники психотерапии для решения личных проблем клиента. Таким образом, краткий анализ методов экспертного психологического консультирования позволяет сделать вывод, что психологом-экспертом может быть только высококвалифицированный специалист, обдающий специальными познаниями в различных направлениях психологической науки и практики.
1.3. Процесс экспертного психологического консультирования
Эксперт консультирование является процессом, соответственно, консультативная деятельность психолога- эксперта состоит из последовательно чередующихся стадий. Так, Сплит (Splete, 1982) в работе «Консультирование и развитие человеческого потенциала» описывает девять стадий эксперт-консультативного процесса : 1. Предварительная стадия (до заключения договора). Консультант-эксперт сообщает о своей квалификации и области компетенции, которая может иметь отношение к предмету консультации. 2. Обсуждение условий контракта и исследование отношений. Консультант-эксперт обсуждает формальные стороны договоренности между ним и консультируемым. Должны быть определены готовность консультируемого к работе и способность консультанта- эксперта ответить на запрос. 3. Заключение контракта. Устанавливается взаимное соглашение, которое определяет перечень выполняемых работ, формы отчетов. 4. Идентификация проблемы. Консультант- эксперт вместе с консультируемым определяют и точно формулируют проблему, над которой нужно работать, и желаемый результат. 5. Анализ проблемы. Рассматривается относящаяся к делу информация и генерируются возможные решения. 6. Обратная связь и планирование. На этом этапе оцениваются альтернативные решения, выработанные на предыдущей стадии, и определяется вероятность успеха. Затем приступают к систематическому осуществлению одного или нескольких планов решения. 7. Выполнение плана. Консультируемый выполняет предложенный план при поддержке консультанта-эксперта. 8. Оценка плана. Консультант-эксперт и консультируемый определяют, насколько успешным оказался избранный план для достижения желаемого результата. 9. Заключение и завершение отношений. Обе стороны анализируют выполненное и планируют какое- либо продолжение работы, которая будет осуществляться независимо или в сотрудничестве с консультантом- экспертом. Анализ приведенных стадий экспертного консультирования показывает, что в основе данного процесса консультирования автором заложено предположение, что клиенты сотрудничают с консультантами-экспертами, работая над определенными личными и профессиональными проблемами. Л.Б. Шнейдер (2005), определяя управленческое психологическое консультирование, также пишет о том, что данный вид экспертного консультирования представляет собой совместную деятельность консультанта и клиента с целью решения определенных задач и осуществления желаемых изменений в организации-заказчике (клиенте). Л.Б. Шнейдер выделяет пять стадий экспертного консультирования руководителей организаций : 1. Подготовка. На этой стадии заключается первый контракт и определяется предварительный диагноз проблемы. Совместно с клиентом происходит планирование задания и формулируются экспертом предложения консультируемому (руководителю). 2. Диагноз. На второй стадии осуществляется сбор информации, анализ и синтез фактов, детальное изучение проблемы. В данном случае применяются методы психологической диагностики, анализа материалов, социометрические методы, методы математической обработки данных и пр. Формулируются причины изучаемой проблемы и выводы. Планирование действий. На этом этапе вырабатываются решения, проводится оценка вариантов решения проблемы, планируется варианты осуществления решений. Все предложения обсуждаются с клиентом. 4. Внедрение. Данный этап включает внедрение решений. На этапе внедрения осуществляется обучение персонала, анализируются возникающие при внедрении проблемы, проводится корректировка ранее принятых решений. 5. Завершение. Этап включает анализ проделанной работы и создается итоговый документ (заключение) эксперта. Далее составляется отчет о проделанной работе, происходит расчет по обязательствам, планируются дальнейшее сотрудничество. Таким образом, экспертное консультирование - это процесс, который обязательно включает: анализ проблемы, выработку решения, внедрение предложений эксперта. Последнее, как отмечено выше, носит рекомендательный характер. В зависимости характера поставленных задач итоговым документом работы эксперта может быть: аналитическая справка, отчет, заключение, документ, отражающий изменения в одном из направлений работы с персоналом организации (например, положение о порядке проведения аттестации и др.).
|