На главную Психологическое консультирование Теория и практика Общая характеристика экспертного консультирования - Виды экспертного консультирования
Общая характеристика экспертного консультирования - Виды экспертного консультирования
Психологическое консультирование - Теория и практика
Индекс материала
Общая характеристика экспертного консультирования
Виды экспертного консультирования
Приложение 1
Приложение 3
Все страницы

1.4. Виды экспертного консультирования

Экспертное консультирование осуществляется по широкому кругу проблем в различных сферах жизнедеятельности человека: профессиональной,
управленческой, семейной, учебной, воспитательной и пр.
Психолог-эксперт проводит и индивидуальные консультации, и групповые. Соответственно, можно выделить индивидуальное экспертное консультирование и групповое экспертное консультирование. Эти два вида консультирования проводятся на уровне организаций и сообществ.
Индивидуальное экспертное консультирование
Эксперт-консультирование на индивидуальном уроне осуществляется, когда системное вмешательство осуществить невозможно или заявленная клиентом проблема носит сугубо личный характер. Такие консультации, например, проходят в случаях супервизии, когда более опытный специалист оказывает профессиональную помощь психологу, испытывающему затруднения в психотерапевтической работе с тем или
иным клиентом. В школьной среде такие индивидуальные эксперт-консультации чаще проходят по проблемам взаимодействия учителя и ученика (класса), а в организациях эксперт-консультирование осуществляется с конкретным руководителем, например, по проблемам управления коллективом, взаимодействия с отдельными сотрудниками и т.п. В случае индивидуального консультирования консультанту-эксперту нередко приходится заниматься информированием,
формированием навыков (например, общения) или предлагать готовое решение.
Групповое экспертное консультирование
Эксперт-консультирование может проходить на уровне группы в том случае, если несколько человек сталкиваются со сходными проблемами (например, родители детей-инвалидов, родители усыновленных детей, лица, близкие которых страдают наркоманией или пережили травматическое событие и пр.). В этих случаях решаются и индивидуальные проблемы обратившихся за помощью, и проблемы третьих лиц, по поводу которых поступил запрос эксперту.
Примером работы группового экспертного
консультирования являются балитовские группы. Данные группы были созданы М. Балинтом в 1949 году и представляли собой дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами и психиатрами. Целью и задачами балинтовских групп являются: повышение
компетентности в профессиональном межличностном общении; осознание личностных проблем, блокирующих профессиональные отношения с пациентом; расширение представлений о лечебном процессе. Так как групповое экспертное консультирование - это процесс, то работа
балинтовских групп состоит из следующих друг за другом этапов .
Первый этап характеризуется представлением участками группы случая из практики или проблемы. На этом этапе участники выбирают случай для обсуждения.
Второй этап включает описание участником, выбранного группой, своего трудного случая из практики или текущие случаи, вызывающие у психолога беспокойство. Руководитель и члены группы внимательно слушают и наблюдают за его поведением и поведением друг друга.
На третьем этапе происходит формулирование выступающим вопросов к группе по своему случаю, вынесенному на обсуждение.
На четвертом этапе группа задает вопросы участнику, представившему консультативный случай.
Пятый этап - это окончательное формулирование выступающим вопросов, которые он хотел бы вынести на обсуждение (так как некоторые ранее заданные вопросы могут в ходе обсуждения потерять свою актуальность).
Шестой этап включает обратную связь от руководителя группы. Ведущий обобщает ответы группы, высказывает собственное видение ситуации, представленной на обсуждение, предположения о причинах, возникших у выступающего терапевта трудностей и т.д.
На седьмом этапе выступающий сообщает информацию о своих мыслях и чувствах. Его высказывания могут касаться собственного эмоционального состояния и впечатлений о работе группы. Далее аналогично высказываются остальные участники группы.
В классической балинтовской группе поведение участников жестко не регламентировано, все спонтанные реакции, эмоциональные и поведенческие, фиксируются ведущим и могут быть объектом динамического анализа. Группа и докладчик пытаются определить суть отношений «врач-больной» посредством комментариев и свободных ассоциаций (идей) по поводу обсуждаемого случая. Эти свободные ассоциации разбивают сообщение на, возможно, бессознательные (неосознанные) детерминанты.
Руководитель группы изучает и управляет этим процессом и дает интерпретации. Таким образом, данная группа под руководством эксперта (психоаналитика) может направлять усилия, как на решение заявленной проблемы, так и на личностные аспекты.
Описанный метод работы специалистов-экспертов в настоящее время очень востребован. Существуют варианты балинтовских групп для представителей профессий, основанных на взаимодействии с человеком (учителей, юристов, учителей, социальных работников, семейных консультантов, менеджеров и др.).
Как отмечет Kurpius (1986), в производственной ситуации эксперт-консультант, работающий с группой, может помочь в решении, как профессиональных проблем, так и личностных. В последнем случае эксперт- консультант одной из целей своей работы ставит сплочение группы, что является обязательным условием для понимания и разрешения личностных проблем участников группового консультирования .
Экспертное психологическое консультирование в школе
Экспертное психологическое консультирование в школе осуществляется на индивидуальном и групповом уровне по широкому кругу проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного школьника или школьного класса в целом. Так как консультативная деятельность школьного психолога обязательно включает этап постановки психологического диагноза и чаще осуществляется в отношении третьих лиц, по поводу которых поступил запрос психологу, то психологическое консультирование в школе в ряде случаев является экспертным. Поэтому наличие обобщенной схемы, предложенной А. Ф. Ануфриевым и О. Р. Бусаровой , по описанию консультативных случаев, позволяет рекомендовать ее для проведения экспертного консультирования в школе.
1. Феноменологический уровень
(феноменологический уровень объекта психодиагностики включает: запрос; информацию, сообщенную педагогом, родителями; наблюдение и работа с ребенком; отношение ребенка к обследованию, диагноз непсихологов; самодиагноз; резюме по феноменологическим данным).
2. Уровень причинных оснований объекта психодиагностики (теоретический конструкт и гипотезы).
3. Данные психологического обследования (отдельно по каждой гипотезе проверка, резюме по данным обследования).
4. Психодиагностическое заключение.
5. Рекомендации (классному руководителю, родителям, ребенку), план психокоррекционной работы с ребенком.
6. Катамнез (проверка диагноза по результату воздействия).
Данная схема позволяет не только проводить на высоком экспертном уровне консультативную деятельность в школе, но и решать задачи обучения будущих школьных психологов. На основании данной схемы работа психолога-эксперта с обучающейся группой проходит несколько этапов. Сначала студенты знакомятся с содержанием конкретного случая из школьной психологической практики и получают материалы с описанием феноменологического уровня объекта психодиагностики. Затем обучающиеся самостоятельно составляют теоретический конструкт и формулируют гипотезы, подбирают методы и методики для психодиагностики. В заключении студенты составляют рекомендации и план психокоррекционной работы.
Кроме приведенной выше схемы психологического консультирования А. Ф. Ануфриева и О. Р. Бусаровой, следует отметить и технологию консультативнодиагностической деятельности психолога образовательного учреждения, предложенную М.М. Семаго (2004). Данная технология состоит из трех основных этапов и решает следующие экспертные задачи :
1. Выделение детей, нуждающихся в специализированной помощи (в том числе развивающей в рамках условно-нормативного развития).
2. Психодиагностика особенностей психического развития ребенка для определения конкретных видов и направлений подобной помощи.
3. Консультирование заинтересованных участников образовательного процесса (родителей, педагогов, других субъектов образовательно процесса) по результатам экспертной диагностики.
В случае выявления детей и подростков с отклонениями в развитии, проблемами школьной и общесоциальной дезадаптации школьный психолог рекомендует направить ребенка для дополнительного обследования специалистами психолого-медикопедагогической комиссии (ПМПК). В таких комиссиях на постоянной основе обязательно работает психолог- эксперт. Задачи деятельности специалистов ПМПК разделены на две основные группы: диагностические и контрольные:
К диагностическим относятся следующие задачи:
1. Диагностика отклонений в развитии детей и подростков.
2. Определение специальных образовательных потребностей детей и подростков с отклонениями в развитии.
3. Определение специальных условий получения образования детьми и подростками с отклонениями в развитии в соответствии с диагностированной структурой дизонтогенеза.
К контрольным задачам ПМПК отнесена деятельность, оценивающая эффективность
разработанных рекомендаций. Критериями оценки эффективности рекомендаций являются:
1. Динамические критерии:
— обеспечение развития по законам нормального онтогенеза путем устранения отклонений в развитии;
— адаптированность к рекомендованным ПМПК образовательным условиям;
— интеграция в рекомендованные ПМПК образовательные условия.
2. Прогностические критерии:
— прогноз развития в соответствии со структурой психического дизонтогенеза;
— адаптивность (способность к адаптации) в меняющихся социальных условиях;
— способность к интеграции в социум на разных возрастных этапах.
Следует отметить, что экспертная деятельность психолого-медико-педагогической комиссии регламентирована и имеет правовые основания.
Таким образом, при осуществлении экспертноконсультативной детальности в образовательных учреждениях психолог должен обладать специальными познаниями в области психодиагностики, психокоррекции, семейного консультирования, возрастной, детской, социальной, клинической, педагогической психологии и других направлениях научной и практической психологии.
Экспертное психологическое консультирование организаций/сообществ
При экспертном консультировании организаций консультанты должны обладать системными знаниями. Так, психологу-эксперту организации необходимо иметь теоретическую и практическую подготовку не только по основной профессии, но и знать основы управления современной организацией, законы, регламентирующие работу с персоналом организации, владеть всесторонними данными в области современных обучающих технологий и пр.
Экспертное психологическое консультирование в организациях осуществляется по вопросам: найма, увольнения, обучения, ротации, аттестации персонала, разработки кадровой политики, оценки эффективности управления, решения и профилактики конфликтных ситуаций, текучести кадров, мотивации персонала, оптимизации социально-психологического климата и пр.
Как было представлено выше, эксперт- консультирование является процессом, состоящим из этапов, поэтому консультирование по вопросам работы с кадрами организации можно описать схематично, выделив содержание каждого этапа консультативного процесса.
Например, при разработке технологии отбора персонала организации можно выделить следующие этапы эксперт-консультирования:
1. Этап оценки потребности в персонале. На этом этапе рассчитывается качественная и количественная потребность в персонале. Качественная потребность - это потребность в персонале определенных категорий, профессий, специальностей, уровня квалификации. Количественная потребность - это расчет необходимой численности персонала на определенный временной период. Выводы о потребности в кадрах определенной квалификации делаются на основании уровня развития организации. Например, на стадии динамического роста организации от сотрудников требуется: приверженность организации, тесное взаимодействие, гибкость в изменяющихся условиях, проблемная ориентация. А на
стадии финансового спада необходимы сотрудники, готовые рисковать, переобучаться, переносить временный дискомфорт в условиях и оплате труда . Методы работы психолога на этом этапе: анализ документов
(производственно-технологическая документация на рабочий процесс, должностные инструкции, штатное расписание, карты компетенций, описание профессий и рабочих мест), наблюдение, беседы с персоналом и руководством.
2. Этап оценки персонала организации. Данный этап включает: анализ компетенций и профессионализма работающего персонала; анализ профессиональных достижений каждого конкретного сотрудника. Анализ проводится с целью установления соответствия выполняемой работы должностной инструкции. Для этого специалист-эксперт применяет метод экспертной оценки (эксперты: руководители, ведущие специалисты), метод анализа документов, психодиагностические методы и методики (тестирование, деловые игры, опросы), методы математической обработки данных.
По завершению второго этапа экспертом составляется заключение, которое должно содержать выводы по качественной и количественной потребности в персонале, прихограммы. Кроме этого составляется заключение по каждому сотруднику, проходившему психологическую диагностику и оценку его трудовой деятельности экспертами.
3. Этап разработки технологии отбора. На данном этапе разрабатываются совместно с работниками кадровых служб, руководителями или ведущими специалистами структурных подразделений, юристом организации все стадии отбора на вакантные должности организации. Вырабатываются критерии отбора. Определяются методы отбора. К ним чаще всего относятся: анализ резюме, метод анализа документов, метод беседы (собеседование по телефону и непосредственно в офисе), эксперимент, психологическое тестирование, профессиональное тестирование. На данном этапе может проводиться обучение персонала, например, по совершенствованию коммуникативных навыков. Одним из этапов отбора является испытательный срок, поэтому прорабатываются особенности отбора и на этом этапе. Окончательное решение по приему на работу нанятого работника принимается по результатам его работы в период испытательного срока. За это время у руководства организации и сотрудников отдела персонала появляется реальная возможность достаточно объективно оценить деловые качества работника и сделать окончательное заключение о его профессиональной пригодности.
4. Этап внедрения. Внедрение предложенной экспертом (группой экспертов) технологии по отбору персонала. При необходимости проводится корректировка этапов отбора. Например, корректируется перечень вопросов, которые может задать менеджер по персоналу на собеседовании.
5. Заключительный этап. На данном этапе составляется итоговый документ, отражающий все этапы технологии отбора персонала в данную организацию. Основное требование к составленному документу: он не должен противоречить трудовому кодексу и конституции РФ. Далее экспертом составляется отчет о проделанной работе.
Аналогично можно прописать содержание этапов экспертного консультирования в организации и по другим вопросам работы с персоналом организации (например, при изучении трудовой мотивации, аттестации и т.д.).
Так, содержание этапов эксперт-консультирования при изучении мотивации персонала могут быть представлены следующим образом:
1. Этап предварительной оценки трудовой мотивации. На том этапе проводится анализ документации (положение о стимулировании и наказании, штатное расписание, приказы об увольнении, изучается корпоративная культура, показатели производительности труда (выполнение плана, объем и качество выпускаемой продукции), система обучения, аттестации персонала и пр.).
2. Этап исследования мотивации сотрудников организации. На данном этапе составляется план исследования. Выбираются методы исследования. Основной частью исследования может стать эксперимент. Выводы делаются на основании выбранной теории мотивации. Пример изучения мотивации приведен в Приложении 1.
3. Этап разработки рекомендаций по повышению трудовой мотивации на основании результатов проведенного исследования.
4. Этап внедрения. Внедрение предложенной консультантом экспертом (группой экспертов) системы стимулирования персонала организации. При необходимости проводится корректировка предложенной системы, например, с учетом сложности выполняемых трудовых задач.
5. Заключительный этап. Составление итогового документа (положение о системе стимулирования персонала организации).
Таким образом, психолог-эксперт для решения поставленных перед ним задач должен изучить, прежде всего, процессы организации труда в организации. На этом этапе он участвует в разработке профессиограмм и должностных инструкций, составлении психограмм и «психологических портретов» успешных специалистов, подборе персонала и планировании карьеры сотрудников организации, исследовании мотивации сотрудников, оценке текучести кадров, оборудования рабочих мест, режима труда и т.д.
Эксперт-консультирование осуществляется не только по вопросам управления персоналом той или иной организации, но и по вопросам служебной (производственной) деятельности. Например, психолог- эксперт по соответствующему запросу руководства или компетентных органов проводит психологическую экспертизу выпускаемой продукции (например, художественных книг, рекламной продукции или выполняет исследование мотивации потенциальных потребителей услуг и пр.).
Соответственно, клиентами эксперт-консультантов являются владельцы или менеджеры частных предприятий, руководители государственных предприятий или соответствующих ведомств, центральные и местные органы власти. Чаще всего к услугам консультантам- экспертам обращаются в кризисные периоды деятельности предприятия или при необходимости качественных изменений в управлении персоналом организации.
К экспертным услугам обращаются и судебноследственные органы. В этом случае проводится судебная психологическая экспертиза.
При приеме на некоторые виды работ (служба в армии, полиции, авиации, МЧС, вождение поездов и др.) осуществляется трудовая экспертиза, в состав комиссии экспертов обязательно входят психологи. Так, в п. 10 и п.11 постановления правительства РФ о правилах профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел указан перечень специалистов, которые могут быть включены в состав комиссии по профессиональному психологическому отбору кандидатов на службу в МВД.
Консультанты-эксперты могут быть внешними и внутренними для организации. Внешние консультанты - это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе договора. Внутренние консультанты - это специалисты по экономике и управлению, занятые в штате той или иной компании.
О. В. Токмакова (2006) в своей работе выделяет преимущества и недостатки внешнего и внутреннего эксперт-консультирования.
Так, преимуществом внешнего консультанта является, прежде всего, наличие у него методологической базы, которая обеспечивает системный подход к проведению аналитических работ и большой опыт в проведении подобных работ на различных объектах. Во-вторых, внешний консультант обладает большой степенью объективности, так как независим от руководства организации. В-третьих, внешний эксперт владеет большим количеством предварительной информации для проведения аналитических работ в определенной области и имеет наработки в этой области.
Главным недостатком внешнего консультанта- эксперта является использование, как правило, стандартных, не адаптированных с учетом особенностей
конкретной компании схем, что ухудшает качество анализа ситуации.
Преимущество внутреннего консультанта- эксперта состоит в том, что он отлично знает организационное устройство фирмы, ее проблемы, знает отрасль, в которой занято предприятие, клиентуру. К основным недостаткам внутреннего консультанта- психолога можно отнести его зависимость от руководства коммерческой или государственной компании.
Таким образом, есть недостатки и внешнего, и внутреннего экспертного консультирования, поэтому целесообразно для решения сложных управленческих вопросов сочетать услуги внутренних и внешних психологов-консультантов.
Подробное описание профессий психолог-эксперт, психолог-консультант, организационный психолог (консультант по управлению), в деятельность которых обязательно входит эксперт-консультирование, приведено в Приложении 3.
Экспертное консультирование политических партий< Психологи-консультанты в качестве экспертов часто бывают востребованы при проведении политических кампаний. Работая с лидерами политических партий, эксперты отвечают за выработку и диагностику стратегии, согласование деятельности избирательного штаба и кандидата, объективный анализ действий политического лидера. Кроме этого, психологи-эксперты часто бывают задействованы при подготовке политической рекламы.
Отмечая это направление деятельности психолога- эксперта, Юханов Н.С. (2008) пишет, что благодаря участию консультантов-психологов широкое распространение в политической рекламе получил так называемый креативный формат, который предполагал использование юмористической анимационной рекламы, а, начиная с 1970-х гг., жанр документального кино и патриотической символики, пробуждающий сильные эмоции.
Необходимо отметить, что одним из важных типов политического консалтинга является подготовка публичных речей для кандидата (спичрайтинг). Перед психологом-экспертом стоит задача подготовки речи кандидата, которая должна соответствовать
политическому имиджу лидера или партии. Кроме того речь кандидата должна отвечать запросам целевой аудитории. Для решения этих задач психолог-эксперт проводит: исследование аудитории, изучая
демографические и социальные характеристики; участвует в разработке основной идеи (темы) речи; предлагает систему аргументации и доказательств (подбор фактов, цифр, экспертных оценок); консультирует по смысловому и стилистическому структурированию текста. Также психолог-эксперт проводит тренировку выступления, обучая не только вербальному, но и невербальному воздействию на аудиторию через жесты, взгляд, стиль одежды и пр. Следует отметить, что работа психолога- эксперта многоаспектна и, работая с политиком, психолог выполняет такие виды деятельности как коучинг (тренинги), консультирование, имиджмейкерство (создание образа политика), психологическое консультирование по решению личных проблем (например, конфликтов), психокоррекция нежелательных черт характера и др.
Так как экспертное консультирование обязательно содержит диагностический этап, то психолог-эксперт в политике использует все методы диагностики: тестирование, метод анализа документов, моделирование, опрос, контент-анализ и др. Так, примером удачного применения контент-анализа в области политического консалтинга является работа американского социолога и политолога Г. Лассуэлла. Ученый в годы второй мировой войны по заказу правительства США провел контентанализ статей одной из американских газет. В результате выяснилось, что газета ведет профашистскую пропаганду, хотя открыто в публикуемых статьях это не заявлялось. Выводы были сделаны на основе анализа способов подачи материала, определений, которые использовали журналисты. Проведенный контент-анализ доказал нацистский характер статей этой газеты и послужил основным документом обвинения в суде.
Как видим, работа психолога-эксперта в политике достаточно ответственная и многогранная. Более подробно характер деятельности политического психолога приведен в Приложении 1 (в конце статьи)

Вопросы и задания
1. Дайте определение экспертного
консультирования.
2. Назовите основные отличия экспертного психологического консультирования и непосредственного консультирования.
3. Назовите основные характеристики
экспертного психологического консультирования. Приведите мнение различных специалистов.
4. Перечислите основные методы исследования психолога-эксперта.
5. Перечислите и охарактеризуйте этапы экспертного психологического консультирования.
6. Какой этап эксперт-консультирования является, на ваш взгляд, наиболее важным?
7. В чем преимущества и недостатки внешних и внутренних консультантов-экспертов?
8. Почему психологическое консультирование руководителей организаций относится к экспертному консультированию?
9. Какие требования к профессиональной компетентности предъявляются к специалисту-эксперту?
10. Прочитайте описание профессий в Приложении 3. Определите основные проблемы, с которыми работает психолог в каждой из описанных профессий. Есть ли экспертное направление деятельности в этих профессиях?
11. Опишите виды экспертного консультирования.
12. По каким вопросам осуществляется групповое экспертное психологическое консультирование. Приведите примеры эксперт-консультирования на уровне групп.
13. Является ли супервизия экспертным психологическим консультированием? Приведите свои аргументы.
14. Перечислите и опишите этапы эксперт-консультирования на примере работы< балинтовской группы.
15. По каким вопросам осуществляется экспертное консультирование в школе?
16. Опишите схему (А. Ф. Ануфриев и О. Р. Бусарова) по описанию консультативных случаев в школе. Почему данная схема применима в экспертном психологическом консультировании в школе?
17. Поясните необходимость постановки психологического диагностика в ходе проведения экспертного психологического консультирования.
18. Назовите цели и задачи психолого-медикопедагогическую комиссии?
19. Приведите пример проективных методов, используемых в психолого-педагогической экспертизе.
20. Прочитайте содержание консультативного процесса по отбору персонала, внесите свои предложения.
21. Почему при экспертном консультировании по отбору персонала необходима оценка уровня развития организации?
22. Перечислите и опишите этапы консультирования эксперта-психолога по изучению мотивации персонала. Приведите пример положения о мотивации персонала в конкретной организации. Какая теория мотивации положена в основу составления этого документа? Оцените достоинства и недостатки документа.
23. Назовите предмет и методы исследования психолога-эксперта, работающего с политическими партиями и сообществами.

Литература для самостоятельной работы

Основная
1. Глэддинг С. Психологическое консультирование. . -- 4-е изд. - СПб.: Питер, 2002. - 736с.
2. Грибанова, Г. Психолого-методикопедагогическая комиссия: рекомендации по организации деятельности // Школьный психолог. - 2002. - № 2. - с. 25-30.
3. Евтихов О. Психология управления персоналом. Теория и практика. СПб.: Питер. 2010. -319 с.
4. Зотова Т.В. Консультативная психология. М.: МПГУ. 2014 -148 с.
5. Козлов В. В. Психология управления:
учебник для студ. высш. учеб. заведений / В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов, Н. П. Фетискин. - 2е изд., доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2013. - 240 с.
6. Кочюнас Р. Психологическое консультирование и групповая психотерапия - М.: Академический Проект, 2008. - 454 с.
7. Семаго М.М., Семако Н.Я. Диагностико
консультативная деятельность психолога образования: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2004.- 288 с.
8. Шнейдер Л.Б. Основы консультативной психологии.: Учебное пособие. - М.: МПСИ, 2005. -352 с.
9. Уильямс Э. Вы— супервизор...:
Шестифокусная модель, роли и техники в супервизии / Перевод с английского Т.С. Драбкиной — М.:
Независимая фирма “Класс”, 2001.-288 с.
10. Юханов Н.С. PR-технологии и политическое консультирование в российской политике. - М.: РУДН, 2008. - 175 с.

Дополнительная литература
1. Винер Дж., Майзен Р., Дакхем Дж.
Супервизия супервизора: практика в поиске теории. М.: Когито-Центр, 2006. -352 с.
2. Исмагилова Ф. С. Основы профессионального консультирования: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф. - пед. ун-та, 1999 - 238 с.
3. Карвасарский Б. С. Психотерапевтическая
энциклопедия / под ред. Б.Д. Карвасарского. Монография СПб.: Питер, 3-е изд. перераб. и доп., 2006. - С.54-57.
4. Мандель Б.Р. Организационная психология М.: Издательство "ФЛИНТА", 2015-371 с.
5. Немов, Р.С. Психологическое консультирование. М.:Владос. 2001. - 528c.
6. Письмо Минобрнауки России от 23.05.2016 N ВК-1074/07 Методические рекомендации "О совершенствовании деятельности психолого-медико-педагогических комиссий".
7. Симонов В.К. Политический анализ. М.: Логос, 2002. - 152 с.
8. Токмакова Н.О. Основы управленческого консультирования. Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. - М., 2006. - С. 53-54.
9. Шнейдер Л. Б. Пособие по психологическому консультированию: Учебное пособие. - М.: Ось-89, 2003. - 272 с.



 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.