Общая характеристика экспертного консультирования |
Психологическое консультирование - Теория и практика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.1. Экспертное консультирование: определение, основные характеристики, видыС каждым годом количество профессиональных задач, которые ставит перед психологами практика, расширяется. Одним из направлений практической деятельности психолога является экспертное консультирование. Психолог как эксперт может быть задействован при решении вопросов в различных сферах деятельности - от профессиональной до политической. Например, к услугам экспертов прибегают в тех случаях, когда есть необходимость реорганизации предприятий, системы управлением персоналом, имеются проблемы с качеством выпускаемой продукции (в этом случае проводится психологическая экспертиза выпускаемых изделий, например, печатных изданий) и пр. В судебной практике психолог-эксперт проводит судебнопсихологическую экспертизу. Проведение трудовой экспертизы обязательно проходит с участием психолога- эксперта.
1.2. Методы исследования в экспертном консультированииК основным методам экспертного психологического консультирования относятся:
|
Уровень |
Факторы повышения мотивации |
Средня |
|
|
Гигиенические (В1) |
Мотивационные |
|
Низкий (А1) |
60 |
40 |
50 |
Высокий |
30 |
40 |
35 |
средняя |
45 |
40 |
|
2. Различия в эффективности применения двух форм повышения мотивации по двум группам работников не одинаковы. У обеспеченных работников мотивационные факторы стимулировали большую производительность труда, чем гигиенические факторы — 40 и 30 единиц продукции за смену соответственно. В то же время малообеспеченные работники работали значительно производительнее именно в условиях гигиенических факторов (60 единиц продукции за смену против 40 единиц при использовании мотивационных факторов). При этом производительность труда как обеспеченных, так и малообеспеченных работников под воздействием мотивационных факторов оказалась одинаковой (40 и 40).
Это свидетельствует о том, что существует взаимодействие между двумя независимыми переменными, используемыми в основе мотивационных программ. Применение различных форм стимулирования оказало противоположное влияние на разные группы, что подтверждают разности между показателями столбцов для каждой строки табл.1, составляющие 60-40=20 против 30- 40=-10. Имеются различия и в значениях разностей показателей строк первого столбца: 60-30=30.
Более точное представление о величинах главных эффектов и характере взаимодействия между независимыми переменными позволяет получить статистическая обработка данных с помощью многофакторного дисперсионного анализа (ANOVA). Результаты анализа, проведенного с помощью пакета статистических программ SPSS (Statistical Package for Social Sciences), представлены в табл. 2.
Результаты показывают, что главный эффект независимой переменной «уровень семейного достатка» ярко выражен и обладает статистической значимостью F=33,75;р<0,001) , в то время как эффект переменной «фактор повышения мотивации» выражен слабо и статистически незначим (F=3,75; р>0,05). Взаимодействие независимых переменны «уровень семейного достатка» и «фактор повышения мотивации» также имеет статистическую значимость (F=33,75;р<0,001) и свидетельствует о том, что совместное влияние каждого фактора нельзя объяснить влиянием каждого из них в отдельности.
Таблица 4 Результаты многофакторного дисперсионного анализа (ANOVA) данных факторного эксперимента 2x2.
Источник вариации |
Σσ2 |
Степень |
Оцененное |
F-статистика |
Значимость р |
Главные эффекты |
2500 |
2 |
1250,00 |
18,75 |
< 0,001 |
Уровень семейного |
2250 |
1 |
2250,00 |
33,75 |
< 0,001 |
Фактор повышения |
250 |
1 |
250,00 |
3,75 |
>0,05 |
Взаимодействие: уровень семейного |
2250 |
1 |
2250,00 |
33,75 |
< 0,001 |
Объясненная дисперсия |
4750 |
3 |
1583,33 |
23,75 |
< 0,001 |
Остаточная дисперсия |
2400 |
36 |
66,667 |
|
|
Общая дисперсия |
7150 |
39 |
183,333 |
|
|
Разумеется, производительность зависит от многих организационных переменных. В данном примере рассматриваются лишь две. Дисперсионный анализ свидетельствует о том, что различия производительности работников могут быть объяснены влиянием переменной «уровень семейного достатка», а также эффектом взаимодействия указанной переменной с переменной «фактор повышения мотивации».
Результаты проведенного исследования также позволили уточнить теоретические основания, положенные в основу разработки новой программы стимулирования производительности труда. Можно сделать вывод, что применительно к конкретной организационной ситуации мотивационная теория Герцберга имеет серьезные ограничения. Выяснилось, что мотивационные факторы действительно способны стимулировать производительность труда работников, но этот эффект незначителен и действует только на работников с высоким уровнем семейного достатка. В то же время малообеспеченных работников мощным мотивационным стимулом выступают гигиенические факторы, а так называемые мотиваторы не оказывают значимого влияния. Теперь, учитывая выявленные организационные закономерности, психолог-эксперт может разработать дифференцированную программу стимулирования производительности, оптимальную для данной организации.
Климов Е.А., Носкова О.Г
Психология как профессия
Психолог - эксперт
(в гражданской авиации)
С каждым годом круг деятельности психологов все больше разрастается. Одним из направлений их практической деятельности является экспертная деятельность. Психолог может принимать участие в решении следующих экспертных задач:
• судебно-психиатрическая экспертиза;
• судебно-психологическая экспертиза;
• врачебная экспертиза;
• трудовая экспертиза;
• военно-медицинская экспертиза.
Задачи, которые ставят перед психологом эти различные виды экспертиз, разнообразны и сложны. Установление диагностических критериев, анализ степени
снижения психических функций субъекта деятельности (подлежащего экспертизе) - всё это осложняется особым отношением обследуемого к самой процедуре экспертизы, как к травмирующей его ситуации. Нередко встает задача определения критерия симуляции болезненных проявлений, например, для разграничения истинной некритичности от симулятивного поведения.
Познакомимся поближе с работой психолога при проведении трудовой экспертизы на примере деятельности психолога как члена экспертной комиссии, которая освидетельствует летчиков на предмет их профессиональной пригодности к летной работе.
Основные задачи трудовой экспертизы во всех видах трудовой деятельности: 1. Предотвратить
поступление человека на работу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию, психологической неспособности или по каким-либо другим причинам. 2. Отобрать для работы по данной профессии наиболее работоспособных людей, могущих успешно выполнять трудовые обязанности по специальности без ущерба для своего здоровья и с надлежащей производительностью труда. 3. Своевременно отстранять от работы лиц, почему-либо оказавшихся неспособными к выполняемому ими виду труда, для отдыха, лечения или перевода на другую, более посильную им работу. 4. Определять, к какому виду труда тот или иной человек наиболее способен, с тем, чтобы рекомендовать ему тот или иной вид трудовой деятельности в порядке профессиональной консультации.
Экспертная комиссия включает помимо психолога широкий круг врачей-специалистов (терапевт, окулист, невропатолог и пр.). Эта комиссия осматривает летчиков 1 раз в год. Психолог участвует, кроме того, в предполетной экспертизе, состоящей из нескольких этапов.
На 1 этапе происходит знакомство психолога и обследуемого (если он приходит к психологу впервые). Психологу важно сформировать правильную позицию обследуемого к ситуации тестирования, снять у него лишнее волнение. Здесь могут обсуждаться различные темы, которые психолог выбирает по своему усмотрению, основываясь на данных наблюдения за поведением летчика, его высказываниями, пожеланиями, возможными жалобами (беседы о работе, увлечениях, семье и т.д.).
На втором этапе проводится собственно предполетная экспертиза, которая включает оценку выполнения летчиком различных методик, тестов. Набор диагностических методов включает методики, разработанные в общей психологии, нейропсихологии, патопсихологии, а также специальные «летные» методики, моделирующие задачи и ситуации профессиональной деятельности летчиков. В целом обследованию подлежат три блока психических образований:
• оценка памяти и внимания (заучивание 15 слов, запоминание с помощью пиктограмм, корректурная проба, «черно-красная таблица»);
• оценка мышления (задачи на простые и сложные аналогии, «компасы», «установление закономерностей»);
• оценка ситуативной и личностной тревожности (личностные тесты, опросники).
Результаты экспертизы очень важны для летчика потому, что именно от этих результатов зависит, будет ли он работать или нет. В связи с этим, летчик, конечно, проявляет беспокойство, и психологу важно наблюдать за летчиком, наблюдать за тем, насколько он владеет своим состоянием, как он себя ведет, как он справляется с собой. Наблюдение дает сведения не менее важные, чем формальные данные тестирования, дополняет сухие количественные данные.
Заключительный этап экспертизы тоже очень важен, здесь психолог знакомит летчика с результатами обследования. Психолог старается снять возможное негативное впечатление летчика от ситуации тестирования, представить данные обследования корректно и конструктивно, ведь результаты обследования важны не только психологу или невропатологу для последующего заключения, но и самому летчику, важны для его жизни, для самооценки, для понимания себя.
Рабочий день данного специалиста начинается с того, что он узнает, сколько человек записаны на прием. После этого он готовит необходимые документы для проведения тестирования. Если человек приходит на прием впервые, то обследование занимает 3-4 часа и его результаты сообщаются лишь на следующий день, т. к. требуется время для обработки данных. Если летчик приходит не в первый раз, а уже обследовался многократно в течение многих лет, то в этом случае психолог ставит иные задачи, он старается отслеживать процессы развития психических функций, выявлять симптомы их снижения, старения. В любом случае набор методик корректируется в зависимости от уже имеющихся
данных о данном человеке, а не применяется механически и единообразно.
Чем может быть интересна эта работа для профессионала? Психолог может не ограничиваться только задачами обследования, диагностики, прогнозирования пригодности, контроля состояния, но выявлять пути коррекции возникших трудностей, помогать профессионалу их преодолевать. Можно накапливать эмпирический обследовательский материал и устанавливать закономерности, важные для оптимизации труда летчиков, для экспертной психологической практики, можно ставить перед собой в этом плане научноисследовательские цели, методические задачи. Можно также осваивать параллельно и методы психотерапевтические, методы психологической помощи профессионалам в конфликтных, стрессовых трудных жизненных ситуациях, разрабатывать новые тренинговые программы, важные для специалистов.
Какими качествами должен обладать психолог, занимающийся экспертной практикой? Самые важные качества - неравнодушное отношение к человеку, который проходит обследование, доброжелательность, неподдельный интерес к человеку, его труду, профессиональной судьбе. Недопустимо проявление грубости, какого-либо насилия, давления на личность обследуемого со стороны психолога. Психологу важно справляться с ситуациями возможного негативизма и даже агрессии со стороны обследуемых и справляться с ними терпеливо и доброжелательно. Такое поведение нередко требует душевных затрат со стороны психолога и поэтому ему самому важно обладать хорошим физическим и психическим здоровьем. Но успех работы психолога в главном определяется его квалификацией, глубокими знаниями в области фундаментальных основ психологии, биологии, и связанных с ними возможностей частных диагностических методик. Психологу важно быть в курсе последних достижений науки, практики,
совершенствоваться, развиваться, а не стоять на месте.
Психолог-консультант (Психология менеджмента) Психологам, практикующим на предприятиях, занимающимся подготовкой и консультированием руководителей, предоставлена возможность оказать заметное влияние на процессы формирования новой управленческой культуры. Их вклад может состоять не только в психологическом просвещении современных деловых людей, формировании у них навыков делового общения и использования психологических методов управления, но и во всестороннем исследовании психологических явлений, возникающих при реализации управленческой деятельности в сложных организационных структурах, или в улучшении факторов, влияющих на новаторское поведение управленческих команд. К психологам в этих условиях предъявляются достаточно высокие требования. Они не только должны профессионально разбираться в психологической проблематике, но быть ориентированными в специфике организации как системы и управлении ею. Они должны иметь представление о специфических эффектах, которые возникают в сложных организационных структурах в рамках управленческого взаимодействия. Субъектом деятельности может быть как отдельное лицо, так и группа лиц. Предметом психологии управления являются психологические закономерности деятельности отдельных руководителей и организации в целом по реализации основных управленческих функций (планирования, организации, регулирования и контроля).
Менеджмент (управление), как социальное явление и как сфера человеческой практики возникло задолго до того, как оно стало предметом специальных научных исследований. Присущие людям потребность и способность работать вместе, в соорганизации друг с другом требуют координации индивидуальных действий, их согласования, кооперации, иначе говоря, управления совместной деятельностью. Поэтому принято считать, что «управление старо как мир». Оно зарождается вместе с цивилизацией, развивается в ходе ее эволюции, как одно из ее важнейших проявлений. Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления. Так, зафиксированные на глиняных табличках, датируемые III тыс. лет до н. э., сведения о коммерческих сделках и законах древнего Шумера доказывают существование там практики управления. Дошедшие до нашего времени многочисленные исторические свидетельства убедительно показывают достаточно высокую степень сложности древних организаций и управления ими.
Основные тенденции современного развития теории управления:
1) Придание большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций в плане
управления ими. Огромную роль в этом отношении сыграла «компьютерная революция».
2) Тенденция к дальнейшей демократизации управления. Будущее менеджмента - за демократическими формами управления.
3) Интернационализация менеджмента и бизнеса, и порожденные ею новые проблемы управления. Это, например, проблема кросс-культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.
В данный момент можно выделить два основных направления в деятельности: диагностика эффективности сотрудников и различные формы обучения, в частности, обучение искусству переговоров и обучение руководству сотрудниками. В ближайшем будущем планируется расширить сферу применения современных знаний в области психологии управления персоналом на остальные подразделы этой сложной практико-ориентированной науки, а именно:
□ на подготовку и переподготовку специалистов по отбору и подбору персонала;
□ на подготовку и переподготовку специалистов в области профессионального развития;
□ подготовку специалистов в области
профессиональной корпоративной сплоченности коллектива и профилактику нежелательных профессиональных и личностных качеств.
Как уже отмечалось выше, важным этапом в развитии этой отрасли может стать переход на более высокий - мировой - уровень, а именно сделать деятельность специалистов в данной сфере не только внутринациональной, но и интернациональной.
Средства труда специалиста данного профиля — это, прежде всего, собственные возможности. Речь идет здесь о высоком профессионализме; совершенном владении мульти-медийной техникой в on-line режиме, о владении контактными и дистанционными методами обучения и соответствующей техникой, обеспечивающей эти виды обучения. В организации бизнес-тренингов существует необходимость вкладывать существенные средства в аренду современных помещений, покупку необходимых технических средств. В противном случае не будет соответствующих солидных заказчиков.
Каковы условия труда специалиста?
При ненормированном рабочем дне, оплата работы — двухуровневая: человек получает гарантированный минимум, а остальное должен как бы выработать, и работники заинтересованы в том, чтобы получить дополнительную нагрузку либо по подготовке, либо по проведению той или иной процедуры в бизнес-тренингах. Рабочий день может продолжаться 2-3 часа, когда нет группы, а может и все 12-14 часов.
В работе можно выделить два вида деятельности:
1) диагностика и 2) подготовка и проведение обучения.
Рассмотрим второй аспект - обучение.
Что должен знать и уметь специалист, психолог- консультант, занимаясь этой тематикой?
Психолог-консультант, проводящий обучение в форме бизнес-тренингов, должен быть широко подготовленным профессиональным психологом, он должен владеть фундаментальными знаниями в области современной педагогической психологии и психологии развития, владеть современными данными в области современных обучающих технологий, должен владеть знаниями и умениями в области применения современных технических средств обучения, включая мультимедийные средства. Исходя из выше сказанного, психолог- консультант должен владеть навыками педагогического дизайна, т.е. проектирования курсов, занятий с использованием современной техники, включая мультимедийную.
Каковы требования профессии к индивидуально-личностным качествам работника?
Несомненно, для такого вида деятельности необходимо быть контактным человеком, с определенной долей артистизма, человеком, не теряющимся в неожиданных ситуациях, умеющим ладить с людьми. В то же время, этот человек должен уметь деликатно, но твердо проводить необходимые курсы.
Можно выделить некоторые особенности общности всех работников данной сферы: это люди в возрасте 23-35 лет, специалисты-психологи, люди, принадлежащие к одному поколению. Уровень их жизни примерно одинаковый - современный российский «мидл»-класс. Не всякий человек сможет стать таким специалистом. Человек с дефектами речи, человек с отсутствием артистичности, человек с нелюбовью к людям, с нежеланием общаться с ними - такие люди не смогут достигнуть нужного результата в этом виде труда. И, к сожалению, существует малая вероятность, что они станут достойными психологами-консультантами. Благодаря данному виду деятельности у специалиста могут сформироваться или развиться такие профессионально-необходимые качества как: эмпатийность, толерантность, динамичность, гибкость (не только индивидуальная, но и личностная), коммуникативность.
При более глубоком рассмотрении, в этой специальности можно отметить проявление современных требований к работе психолога: сочетание
фундаментальных представлений, научной базы с практикой, ясное знание специалистом конкретных условий деятельности фирм - заказчиков и тенденций их развития.
Чем привлекательна эта профессия? Описанные выше специалисты являются действительно психологами, причем психологами с большой буквы. Они, с одной стороны, имеют: хорошее образование, с другой стороны, — располагают отличным чувством ориентировки в современных практических реалиях.
Все основные мотивы, которые движут молодым человеком в выборе профессии, в нахождении места работы, могут быть реализованы при выборе данной специальности. В настоящее время данная профессия относится к рангу оплачиваемых выше среднего, и это вполне нормально. Также можно отметить хорошую рабочую атмосферу, стимулирующую профессиональный рост, а мотив профессионального роста - существенный. Практически пока нет нездоровой конкуренции, но, безусловно, элемент мотивации достижения присутствует, а это в разумных пределах только поощряется.
В чем состоят сложные стороны профессии? Психолог - вообще трудная и, можно сказать, вредная профессия. По большому счету, профессиональный психолог, независимо от того, что он делает (диагностирует ли, обучает ли), — вкладывает в людей всего себя. Естественно, происходит эмоциональноличностное вырабатывание, «выгорание». Но за счет грамотно построенной профилактической работы, можно избежать случаев возникновения психосоматических заболеваний, которые часто случаются в подобной практике. Профессиональные конфликты могут возникать при условии принципиальных разногласий в технологии проведения тех или иных профессиональных акций, и, конечно же, такого плана разногласия имели место на ранних стадиях существования отрасли. Но по мере развития был приобретен определенный опыт в
предупреждении и погашении таких конфликтных ситуаций.
Знания о закономерностях управления, о психологических особенностях поведения человека в организациях рассматриваются сегодня, по существу, как неотъемлемый компонент общей культуры личности специалиста любого профиля. Где бы ни работал будущий специалист и, чем бы он ни занимался, он всегда включается в «мир организаций», в систему управления, занимая в ней определенное место (нередко - руководящее). Условием его эффективной деятельности, а в конечном итоге - и жизненного успеха является знание организационных, управленческих закономерностей.
Человек, находящийся перед выбором профессии, полный оптимизма, настроенный на работу с другими людьми, не тяготящийся резкими, неожиданными изменениями, которые могут происходить в его профессиональной жизни, не боящийся переработок, готовый отвечать за свои поступки, за свое благополучие и благополучие других, — готов к тому, чтобы быть профессиональным психологом-консультантом и заниматься психологией менеджмента.
Организационный психолог
(консультант по управлению, оргконсультант).
Организационный и управленческий консалтинг для России дело новое. Широкое распространение он начал получать с началом реформ. Первые аудиторскоконсалтинговые группы (АКГ) появились в России в начале 90-х годов, когда под выдаваемые кредиты западные банки и инвесторы требовали со своих российских партнеров под их бизнес-проекты заключения аудиторских компаний, или чтобы бизнес-план был разработан консалтинговой фирмой. Так как своих консалтинговых фирм в России к тому времени еще не было, то свободную нишу быстро заняли известные в мире западные же консалтинговые компании. Тогда же, в начале 90-х, начали появляться первые российские консалтинговые фирмы, консультантами в которых становились, специалисты, успевшие получить опыт работы в западных консалтинговых фирмах, либо высококвалифицированные специалисты, вышедшие из разваливающихся НИИ, КБ или отраслевых отделов и министерств.
Таким образом, консультантами становились специалисты самых разных профессий: экономисты и
юристы, психологи и социологи, бывшие инженеры и директора, педагоги и врачи и т.д. До сегодняшнего дня профессия «консультант по управлению», «организационный консультант», «консультант
руководителя» или «консультант по развитию организаций» не описана ни в одном российском классификаторе профессий или тарифноквалификационном справочнике. А, поскольку, нет описания профессии, то нет и требований, предъявляемых к образованию и квалификации консультанта. С одной стороны это хорошо, поскольку позволяет квалифицированному специалисту работать на рынке консалтинга. С другой стороны, это плохо, потому что в консалтинг, помимо профессионалов, идет множество дилетантов.
Все виды консультирования в организациях делятся на три категории, это:
1. Экспертное консультирование - в этой области работают, в основном, экономисты, юристы, психологи - к помощи экспертных консультантов организации прибегают, когда надо получить конкретную рекомендацию, заключение или совет;
2. Проектное консультирование - в этой категории работают специалисты самых разных специальностей, но преобладают бывшие руководители фирм (производств, проектов), экономисты, инженеры - к помощи проектных консультантов организации прибегают, когда необходимо разработать конкретный проект под бизнес-идею или осуществить и внедрить бизнес-план;
3. Процессное консультирование - специалисты, работающие в этой области консультирования, также могут быть из разных профессий, но преобладают здесь социологи, психологи, педагоги. За помощью к процессным консультантам, организации обращаются, когда необходимо улучшить, эффективно организовать или наладить бизнес-процессы в организации.
Под бизнес-процессами мы понимаем деятельность по преобразованию ресурсов в продукты и услуги, включая модели управления, координации, передачи информации и принятия решений.
Организационный психолог работает в области процессного консультирования. Более того, консультировать организацию «по процессу» лучше всего удается именно организационному психологу, знающему теорию деятельности, организационную психологию и психологию труда, психологию управления и инженерную психологию. Все эти знания можно в полном объеме получить на факультете психологии МГУ, специализируясь по профилю «психологии труда и организационной психологии», а также «социальной психологии».
Цель деятельности организационного психолога (консультанта по процессу) - организация, способная успешно развиваться в условиях динамичного (непрерывно меняющегося) окружающего мира.
Объекты деятельности - организация, персонал, управленческий состав, отдельные подразделения или работники организации.
Продукты деятельности консультанта могут быть самыми разнообразными, в зависимости от характера деятельности. Психолог организует процесс деятельности, его задача состоит в том, чтобы этот процесс был результативным.
Входя в организацию, консультант проводит организационную диагностику. Определяет
управленческие ошибки, проблемы и организационные патологии. Осуществляя организационную диагностику, психолог использует методы самодиагностики, диагностического интервью, анкетирования, наблюдения, изучения документов. На стадии диагностики очень важно отличать реальные проблемы от «жалоб» и «назывных» проблем и уметь переводить их в проблемы организационные.
Следующим шагом в работе психолога является определение корневых и узловых проблем компании и организация процесса по их устранению и разрешению.
После того, как разрешены корневые и узловые проблемы предприятия, организация «здорова», - консультант организует процесс по развитию организации. Это могут быть процессы:
Организация и постановка маркетинга на предприятии.
Консалтинг по вопросам рекламы и PR.
Усиление привлекательности фирмы в глазах клиентов.
Командообразование.
Корпоративная культура.
Согласование целей, целеобразование и целеустроение.
Формализация отношений, определение функций подразделений и сотрудников.
Мотивация и оценка персонала.
Управление персоналом.
Стратегическое планирование и управление.
Организация производства.
Реструктуризация
.. .и другие.
Суть внешнего процессного консультирования заключается в том, что консультант-психолог должен максимально раскрыть потенциал участников процесса, научить их успешно взаимодействовать друг с другом, наладить их совместную деятельность. При этом сам консультант должен как можно меньше участвовать в обсуждении проектов и давать советы по вырабатываемому продукту и высказывать свое мнение по поводу его качеств и свойств. Это условие необходимо соблюдать для того, чтобы у консультанта была возможность безболезненно для организации покинуть ее по окончании своей работы. Если консультант уходит из организации, и после его ухода процессы в организации останавливаются или замедляются, то плох тот психолог- консультант. Значит, он не организовывал процесс, а руководил проектом, а это совсем другая сфера консультирования, впрочем, вполне приемлемая для внутреннего консультанта.
Организацию можно рассматривать как систему. Тогда подразделения, отделы и персонал организации мы рассматриваем как части этой системы (совокупность подсистем). Организация, в свою очередь, является частью (подсистемой) другой, большей системы или надсистемы (например, рынка).
В зависимости от уровня своей квалификации организационный консультант-психолог работает на подсистемном, системном или надсистемном уровнях.
Если молодой специалист-психолог хочет стать квалифицированным и высокооплачиваемым
консультантом, он должен начинать свою трудовую деятельности с подсистемного уровня. Он должен изучать и организовывать процессы, происходящие внутри организации. На этом этапе консультант-психолог может выступать и в качестве эксперта, например, при разработке профессиограмм и должностных инструкций, составлении психограмм и «психологических портретов» успешных специалистов, при подборе персонала и планировании карьеры сотрудников организации, в оценке оборудования рабочих мест, освещенности, режима труда и т.д.
Кроме того, он может выступать и в роли проектного консультанта, например, при формировании корпоративной культуры, участвуя в разработке кодекса фирмы, в разработке и осуществлении проектов, направленных на мотивацию персонала, повышение качества работы. В качестве консультанта по процессу начинающий консультант-психолог может выступать при формализации производственных отношений, в профилактике и разрешении конфликтов, проводя различные тренинги, собрания трудового коллектива.
Заработная плата внутреннего консультанта колеблется в зависимости от региона, квалификации консультанта, размера компании-работодателя.
Освоив на практике методы работы в качестве внутреннего консультанта, изучив бизнес-процессы изнутри, психолог может переходить к работе с руководителями и организациями на системном уровне - перейти в разряд внешнего консультирования. В этом случае, психологу необходимо помнить о том, что требования руководителей к внешним консультантам гораздо выше (существенно выше и заработки внешнего консультанта), чем к своим сотрудникам. Любой промах консультанта будет расценен как провал, руководитель
организации разорвет договор, а к консультанту, в случае повторения таких ошибок и на других предприятиях, может пристать ярлык «дилетанта». Чтобы избежать таких неудач, психологу рекомендуется поработать на трех-пяти предприятиях в разных отраслях, не менее года в каждой компании, в качестве внутреннего консультанта. Главную роль в определении размера гонорара консультанта играет квалификация и известность консультанта. Размеры организации практически не влияют на определение стоимости услуг.
На освоение системного уровня консультанту необходимо 5-10 лет напряженной работы. За это время он должен успеть проконсультировать десятки организаций, проанализировать их деятельность и вывести закономерности их функционирования и развития. Только после этого консультант может предлагать свои услуги в надсистемном уровне - регулировать рынок или развивать отрасль. Спрос на этот вид консалтинга, в России, только появился. Например, в «Ассоциации консультантов по управлению и организационному развитию» (АКУОР) за 2001 год с консультантами было заключено не более десяти контрактов на такие виды консультирования.
Студенту, решившему стать консультантом по управлению и организационному развитию, необходимо во время обучения на факультете психологии МГУ обращать особое внимание на теоретическую подготовку, осваивать методы и приемы работы практических психологов, учиться самому создавать новые практические методики работы.
От руководителей организаций довольно часто можно слышать, произносимые с усмешкой, скептические слова: «Это все в теории так..., но на практике все по- другому». Теоретику, действительно, на это нечего ответить, он не в состоянии применить на практике свою теорию (если теория не адекватна жизненным задачам).
Организационный психолог-консультант практик, уверенно отвечает: «Нет ничего практичнее
работоспособной теории», и подписывает контракт! Хорошая теория не устаревает, устаревают методы работы с теорией. Окружающий мир динамично меняется, вместе с ним должны меняться теоретические концепции и методы работы психолога в организации. Создавайте свои работоспособные теории и методики, и они, вполне возможно, будут конкурентоспособны на рынке управленческого консалтинга.
Политолог-психолог
(Политическая психология)
Что такое политическая психология?
Политическая психология возникла на стыке политической науки и психологии и является междисциплинарной наукой. Одни исследователи относят её ближе к политологии, (Е. Б. Шестопал, Г. Г. Дилигенский), другие - ближе к области психологии (А. И. Юрьев, Л. Я. Гозман), выбор зависит от теоретической позиции самих исследователей. В добавлении к перечисленным наукам, необходимы знания в области юриспруденции, экономики, этнопсихологии, социологии. Первые работы по психологическому анализу политической жизни были опубликованы в 30-е гг. ХХ века в США. С 1978 г. издается профессиональный журнал «Political Psychology», а также функционирует Международная ассоциация политических психологов (ISPP). В настоящее время в России кафедры политической психологии открыты на психологическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета и на отделении политологии философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.
Объектом изучения данной области являются как рядовые граждане, так и профессиональные политики, а специфика научного интереса касается исследования психологических аспектов политики.
Политическая психология изучает и большие группы: политические организации, партии, движения. Психология в политике применяется в тех случаях, когда действия основных участников политического процесса могут быть объяснены психологическими феноменами (установками, типом социализации, восприятием себя и друг друга) или когда требуется привлечение социальнопсихологических методов для решения политических проблем.
В чем состоит профессиональная деятельность психолога, работающего в сфере политики?
Работа психолога в политике достаточно сложная. Прежде всего, это касается методологических проблем. Данная профессия никак не может быть массовой. Для создания психологической службы, лаборатории или консалтинговой фирмы требуется немало материальных и временных затрат. Специфика работы политического психолога в сфере практической политики отличается от работы других психологов, прежде всего тем, что политическое решение должно быть подготовлено в ситуации цейтнота, а времени и возможностей на проведение стандартных исследования нет. К тому же и требования конфиденциальности затрудняют публикацию результатов и сопоставление результатов исследований разных специалистов. Следовательно, психолог вынужден проводить свой анализ, располагая неполной информацией. Многие традиционные диагностические техники по этой причине также не применяются. Таким образом, весь спектр этих проблем ложится на плечи политического психолога, который, оказавшись внутри властных структур, вынужден сам создавать методики и методологию, что требует высокого профессионализма, как в отношении психологического инструментария, так и в отношении политологического анализа текущей ситуации.
Предмет политической психологии различается в зависимости от занимаемой должности самим психологом, так как определенной должности соответствует определенная профессиональная задача. Например, для преподавателя в ВУЗе основной задачей является создание наилучших условий для усвоения студентами научного знания. Продуктами этой профессиональной деятельности будут: теоретические знания и практические навыки, книги и другие публикации по соответствующей теме. Для исследователей в фирмах по изучению общественного мнения основной задачей будет выявление общих тенденций населения касательно интересующих политиков вопросов, что особенно актуально при введении нового закона, реформы и т.д. Результатом такой работы является анализ политического сознания граждан, измеренной как количественными, так и качественными методами. Полученные политическими психологами данные используются как политиками, которые должны прислушиваться к настроениям соотечественников, так и средствами массовой информации (СМИ), которые информируют общество о соответствующих тенденциях.
Ещё одной отраслью социальной жизни, где требуется помощь политического психолога, являются соответствующие службы, занимающиеся политической аналитикой и политическим «пиаром» (от PR — “Public Relations” или “связи с общественностью). Основные задачи данной области аналогичны предыдущей специализации, это — анализ политических настроений, психологическое сопровождение политических кампаний, психологическая экспертиза предвыборных материалов, тренинг политиков, готовящихся к предвыборным выступлениям и т. п.
К сказанному можно добавить тот факт, что существует большой запрос на работу политических психологов со стороны государственных учреждений.
Рассмотрим процесс работы политического психолога более подробно.
Существует две линии деятельности политического психолога.
Первая — связана с психологией, это такие виды деятельности как коучинг (тренинги), консультирование, ведение политического лидера, имиджмейкерство
(создание нужного образа политика), в том числе и психотерапевтическое консультирование, психокоррекция нежелательных акцентуаций (проявлений личностных характеристик). Например, при обращении политика в PR- агенство ему могут предложить программу, одним из пунктов которой может быть психокоррекция, работа с невербаликой (мимикой, жестами), с образом, речью и т. д. Однако работа в сфере практической политики может быть и весьма далекой от психотерапии. Успешный политик - это человек, победивший на выборах и переигравший своих конкурентов в закулисной борьбе, принявший на
себя огромную ответственность. Он знает, в чем его сила, а в чем слабость. Конфликтные отношения с близкими могут мало его волновать и оставаться на периферии его сознания. Больший интерес политик будет испытывать при обращении к чувствам и реакциям людей (своим избирателям), их взглядам, настроениям. Если клиент (политик) сам является заказчиком личностноориентированной работы, то в этом случае возможна успешная коррекция. Даже в случае очевидных коммуникативных проблем политика, психологу не всегда следует предлагать свою помощь в их разрешении.
Вторая линия деятельности психолога в политике касается анализа политических настроений населения, что уже ближе к социологии. Соответствующими задачами этой линии являются: а) коррекция рассматриваемых проектов с точки зрения их психологической грамотности - слежение за тем, чтобы в проектах не было заложено нереалистических ожиданий, ошибочных представлений о причинно-следственных связях в человеческом поведении; б) психологизация самого процесса принятия решений.
Наиболее ответственной и сложной задачей политического психолога является работа по
прогнозированию массовых агрессивных действий и поиск путей их предотвращения.
Во многих случаях очень ценную информацию специалисту могут дать количественные методы. Например, можно прийти к тому, что электорат определенной партии, аморфен, то есть его легко отбить, отколоть, в отличие от электорального ядра партии. Один американский политтехнолог говорил, что в предвыборной кампании не следует ориентироваться на тех, кто и так за вас проголосует, ибо они — ваши сторонники. Также не стоит ориентироваться на тех, кто точно за вас не проголосует, вы их тоже не убедите. Вы должны ориентироваться на тех, кто ни туда, ни сюда. Поэтому предвыборная кампания направлена на то, чтобы приобрести сторонников именно там, где есть неопределившиеся.
Разными инструментами можно получить одни и те же данные, другое дело, что количественные исследования могут быть достаточно дорогостоящими.
Качественное исследование иногда бывает построено больше на профессиональной интуиции. Например, проведение нескольких «фокус-групп» (группового интервьюирования), где собирают 7-8 человек и 1.5 - 2 часа с ними проводят беседу по заранее составленному сценарию. Есть профессионал - «модератор фокус-групп», которому представляют план для проведения фокус-группы. Ему дают задание на выяснение нескольких значимых вопросов. Модератор мастерски должен уметь вести фокус-группу, для того, чтобы получить максимум информации из данной небольшой группы. После этого в работу вступает политический психолог, который просматривает запись этой беседы на видео или анализирует протоколы беседы. При этом рассматриваются результаты работы с 3-4 фокус-группами, суммарный размер которых составляет приблизительно 25-30 человек. По сравнению с использованием количественных методов на больших выборках — это намного дешевле и быстрее. Если правильно составлена выборка в группе, если модератор ведет эту группу профессионально, то в руках у политического психолога оказывается мощный пласт информации, так как в фокус-группах есть возможность ответить на очень большое количество вопросов без вариантов этих ответов, которые люди предлагают сами. Информация, полученная таким образом, открыта,
обрабатывать её сложнее, в данном случае используется метод «контент-анализа».
Еще одним целесообразным методом будет создание экспертных групп, состоящих из психологов, психотерапевтов, психологически ориентированных социологов. Члены группы должны регулярно следить за развитием событий, быть личностно вовлеченными в политическую ситуацию. Собираясь периодически, они могут давать заключения о психологических действиях тех или иных акций, об их влиянии на общественную атмосферу, поведение людей, их отношение к лидерам и институтам. Эта же группа способна предлагать нестандартные пути решения кризисных ситуаций, прогнозировать возникновение конфликтов.
Политический психолог может использовать любые доступные ему данные, начиная от социальноэкономических и заканчивая социально
психологическими.
В любом из вышеперечисленных случаев психолог должен давать политику обратную связь относительно динамики его образа, а также образа его окружения. Каждое выступление политика может стать предметом профессионального анализа.
Еще одна миссия политического психолога заключается в том, что он является инструментом, с помощью которого политик получает объективную информацию. Таким образом, лидеру, который пользуется услугами политического психолога, представляется адекватная картина его действий.
Какие требования предъявляет профессия к специалисту?
В рамках осуществления столь сложной работы необходимы определенная мотивация к деятельности и соответствующий склад характера, чтобы справиться со всеми задачами. Помимо знаний теоретических и практических навыков профессиональному политическому психологу требуется опыт работы в политических структурах, определенная личностная зрелость, компетентность в поставленных вопросах, аналитический склад ума, выносливость и стойкость к невероятным нагрузкам, ненормированному рабочему графику (особенно в период предвыборной гонки). Одним словом - работа политического психолога - это «работа на износ», но не без компенсации (его вознаграждение может быть достаточно высоким).
При приеме на работу ценятся, прежде всего, репутация, о которой судят как по личным рекомендациям, так и по научным и публицистическим работам в данной области.
Если говорить о требованиях к собственно личности, то здесь нет особых противопоказаний, первостепенную роль играют знания. Другой вопрос, как эти знания могут быть использованы: на благо или во вред своего народа. Это уже область нравственно-моральных убеждений политического психолога, вопросы профессиональной и гражданской этики, и они могут вступать в конфликт с материальной заинтересованностью профессионала.
Следует учесть еще один важный факт. Политический психолог может успешно работать в политических организациях только тогда, когда он является не просто работающим по контракту профессионалом, а союзником, членом команды, разделяющим принципы и цели той политики, реализации которой он призван содействовать.
Чем сложна профессия политического психолога?
Фактором стресса для политических психологов может явиться негативное отношение к этой работе со стороны общественности, которая видит в имиджмейкерах шарлатанов, манипуляторов. Наличие психологов в аппарате власти может быть интерпретировано политиками как показатель профнепригодности лидера. Случаются и конфликты с самим заказчиком и его штабом.
Чем интересна и привлекательна данная сфера профессиональной деятельности?
Эта профессия имеет большие перспективы. Ввиду того, что в России направление политической психологии очень молодо и бурно развивается, без работы здесь никто не останется. Несмотря на всю сложность работы, она представляется достаточно интересной, многоаспектной для пытливых умов, творческих людей. Новые проблемы появляются каждые четыре года. Политика - это искусство, где лишь интуиция и опыт позволяют эффективно использовать огромный массив знаний и весьма ограниченный набор стандартных примеров. Политическая психология ждет своих нестандартномыслящих последователей.
Чтобы стать психологом-консультантом в сфере политики полезно приобрести базовое университетское образование на факультете психологии МГУ (по кафедре социальной психологии), либо на отделении политологии философского факультета МГУ при специализации по кафедре политической психологии; можно также начать с базового социологического образования.
Путь освоения обсуждаемой профессии достаточно длителен. Кроме вузовской подготовки, необходимо получение практического опыта. Желательно это делать с 4-го курса, чтобы, окончив университет, можно было продолжать вести практическую деятельность, а не начинать всё с нуля. Да и ни одна консалтинговая фирма не наймет работника, не имеющего практического опыта. Для будущей успешной карьеры полезно нарабатывать навыки уже со студенческой скамьи. После университета можно продолжить обучение, повышение своей квалификации, а также периодически проходить мастерклассы, летние школы, в том числе международные.
Источник: Смирнова М.В. Основы экспертного консультирования: Учебное пособие. - М.: РУТ (МИИТ), 2018. - 243 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |