Кабинет педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения - Документация педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения |
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Страница 2 из 2
|
Вид профессиональной деятельности |
Среднее время, час |
|
в месяц |
в |
|
Психодиагностика: индивидуальная групповая |
36 |
9 |
Психопрофилактика и психокоррекция: |
28 |
7 |
Обработка результатов диагностических обследований, коррекционных, профилактических и развивающих занятий |
24 |
6 |
Оформление документации |
12 |
3 |
Индивидуальное консультирование: родителей |
12 |
3 |
Групповое консультирование (собрания, семинары): родителей педагогов и воспитателей. |
4 |
1 |
Изучение специальной литературы и освоение новых технологий |
4 |
1 |
Посещение районных, окружных, городских, |
4 |
1 |
Коллегиальное консультирование смежных специалистов и работа в специализированных комиссиях |
4 |
1 |
Всего |
144 |
36 |
Примечание: индивидуальные формы психологического взаимодействия предусматривают пропорциональное увеличение нормы времени по отношению к групповым.
При пересмотре норм по временной регламентации профессиональной деятельности практических психологов количественные показатели хронометража изменяются.
График — распределение видов профессиональной деятельности практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу. Вариант рабочего графика в соответствии с 36-часовой рабочей неделей Представлен ниже.
Таблица 4 - График работы педагога-психолога в дошкольном учреждении.
Обед 12.00-13.00
День |
Время |
Содержание работы |
Направлен |
1 |
2 |
3 |
4 |
Понедел |
9.00-12.00 (3 часа) |
Психодиагностика (индивидуальная) |
По плану |
13.00-17.00 (4 часа) |
Коррекционно-профилактические и |
По плану |
|
Вторник |
10.00-12.00 (2 часа) |
Методическое время (оформление документов) |
По плану |
|
13.00-15.00 (2 часа) |
Методическое время (обработка |
По плану |
15.00-19.00 (4 часа) |
Консультирование родителей |
По плану, по запросу |
|
Среда |
9.00-12.00 (3 часа) |
Коррекционно-профилактические и |
По плану, по запросу |
|
13.00-14.00 (1 час) |
Консультирование воспитателей и педагогов (групповое) |
По плану, по запросу |
|
14.00-17.00 (3 часа) |
Психодиагностика (индивидуальная / групповая) |
По плану, по запросу |
Четверг |
9.00-12.00 (3 часа) |
Консультирование воспитателей и педагогов (индивидуальное) |
По запросу |
13.00-14.00 (1 час) |
Методическое время (оформление документации) |
По плану |
|
14.00-17.00 |
Психодиагностика (индивидуальная) |
По запросу |
|
(3 часа) |
|
|
Пятница |
9.00-12.00 (3 часа) |
Методическое время |
По плану, по запросу |
13.00-17.00 (4 часа) |
Методическое время (обработка |
По плану |
Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник, а все диагностические процедуры, напротив, целесообразно организовывать с утра. Кроме того, индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно в середине рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучению родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в дошкольном учреждении.
Годовой план — документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога дошкольного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности психолога является психологизация педагогического (воспитательно - образовательного) процесса, то данная стратегия формулируется в соответствии с «программой образования и развития детей», принятой в дошкольном учреждении. Кроме того, содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает общей психологической цели — обеспечения психического здоровья детей и содействия их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям, работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения (поквартально). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года.
Дифференцированный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц (см. Приложение).
Требования к плану работы педагога-психолога ДОУ
1. При составлении плана необходимо учитывать:
- Цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
- Приоритет прав и интересов ребёнка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребёнка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектами РФ;
Нормы расхода времени на каждый вид деятельности.
Таблица 5 - Ориентировочное распределение рабочего времени педагога- психолога (в месяц)
|
1 |
2 |
|||
Виды работ |
Время |
на |
Общее |
Время на |
Общее |
|
один |
приём |
время |
подготовку |
время |
|
(мероприятие) |
|
или анализ |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Индивидуальное |
1 - 1,5 часа |
15 часов |
0,5 - 1 час |
10 часов |
Групповое психологическое (скрининговое обследование) |
1 - 1,5 часа |
3 часа |
3 - 3.5 часа |
7 часов |
Индивидуальная |
1 - 1,5 часа |
15 часов |
0,3 часа |
3 часа |
Индивидуальное и развивающее и |
0,5 - 1,5 часа |
15 часов |
0,3 часа |
3 часа |
Групповое развивающее и |
1 - 1,5 часа |
20 часов |
1 час |
20 часов |
Просветительская |
0,5 - 1,5 часа |
4 часа |
0,5 часа |
2 часа |
Экспертная работа |
2,5 - 3 часа |
3 часа |
0,5 часа |
2 часа |
Организационно |
|
|
7 часов в неделю |
28 часов |
2. План работы включает следующие графы:
Таблица 6 - Образец заполнения плана работы педагога психолога
№ |
Название |
Условия |
Ответственный |
Срок |
Предполагаемый |
п/п |
работы |
проведения |
|
проведения |
результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Название разового мероприятия (собрание, консультация, беседа, урок...),
Название программы деятельности по определённому направлению (например, проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). каждое из мероприятий имеет свой срок и результат.
- Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль, за исполнением.
- В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).
3. Перспективный план работы, включает цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год и согласовываться и утверждаться администрацией ОУ.
Таблица 7 - Примерная сетка перспективного планирования педагога- психолога в ДОУ (на год)
Месяц |
Работа |
с |
Работа с |
Работа с |
Работа с |
|
детьми |
|
педагогами |
родителями |
документами |
Сентябрь |
|
|
|
|
Таблица 8 - Образец заполнения плана работы педагога-психолога на неделю
Дни недели |
Планируемые |
Примечание |
|
мероприятия с |
|
|
указанием времени и места |
|
Понедельник |
|
|
Вторник |
|
|
Среда |
|
|
Четверг |
|
|
Пятница |
|
|
Суббота |
|
|
Журнал психологических запросов — документ, фиксирующий «заказ», т. е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от администрации дошкольного учреждения.
В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желающих (см. Приложение).
Итоговый отчет — совокупность результатов профессиональной деятельности практического психолога в соответствии с целями и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и
психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также работа по повышению научно-теоретической и научнопрактической компетентности психолога: изучение специальной литературы, освоение новых технологий, проведение экспериментальных (научнопрактических) исследований; участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.
В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что, информация конфиденциального характера в отчет не включается [16].
Особенности планирования работы педагога-психолога в детском дошкольном учреждении. Согласно инструктивному письму № 29/1886 - 6 от 24.12.2001., общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
- 18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, экспертноконсультационную и профилактическую работу;
- 18 часов - на подготовку к индивидуальной и групповой работе, обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчётной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации.
Планирование всего объёма работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования РФ, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения.
Время, затраченное на использование того или иного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.
Особенности планирования работы педагога-психолога, прежде всего, связаны с особенностями детей дошкольного возраста. В работе с ними нельзя использовать развёрнутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми. Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Кроме того, что педагог-психолог ДОУ проводит индивидуальные и групповые занятия, он же осуществляет психологическую поддержку ребёнка в течение адаптационного периода и оказывает квалифицированную помощь ребёнку и членам его семьи.
Перечень необходимой документации педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
1. Функционал (должностная инструкция) педагога-психолога, утвержденный директором ОУ.
2. План работы, утвержденный (согласованный с) заведующей ДОУ.
3. Заключения по результатам проведенных индивидуальных психодиагностических обследований.
4. Отчет по массовым обследованиям.
5. Журнал учета индивидуальных консультаций.
6. Журнал учета групповых форм работы.
7. Программы коррекционной и развивающей работы.
8. Программы тренинговой работы.
9. Аналитический отчет о годовой работе педагога-психолога.
Задания для самостоятельной работы студентов
1. Подготовьте план макет кабинета психолога дошкольного образовательного учреждения.
2. Разработайте годовой план работ педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
3. Составьте психологическую характеристику на ребенка:
- младшего дошкольного возраста;
- среднего дошкольного возраста;
- старшего дошкольного возраста (на выбор студента).
Выполненные задания по всем четырем разделам оформляются в
портфолио и предоставляются на проверку преподавателю.
Терещенко Марина Николаевна Детская практическая психология: учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений / М. Н. Терещенко; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 208 с.
Уважаемые пользователи и посетители сайта! Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят. Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней). С уважением, администрация. |