На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Кабинет педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Кабинет педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Кабинет педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Документация педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Все страницы

В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.

Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических проникновении в условиях детского дошкольного учреждения достичь трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет снижение общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей.
Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.
Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.
Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендуется. В случае профессиональной необходимости, как-то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, — животные могут быть использованы психологом ситуативно. Основной принцип оформления помещения — ничего лишнего. Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста.
Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:

Таблица 1 - Перечень оборудования первой профессиональной зоны кабинета психолога

Мебель          и
оборудование

Детский столик, 2-3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста). Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер (не менее 2 Х 2); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). СЭ-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты         с        разнохарактерными         музыкальными
произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности.

Стимульный
материал

Стимульный         материал         к         диагностико
коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией.



Технический материал


Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши: фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата.
Вспомогательный материал
Набор объемных геометрических форм (куб, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелко детальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов- заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» - «Волк», «Баба-Яга» - «Царевна» -) - Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка). 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы.

эскиз кабинета

Рисунок 1. Эскиз первой профессиональной зоны кабинета психолога

Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство взаимодействия со взрослыми (родители, педагоги).
Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности. Мягкий диван или кресло (малогабаритные)
Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам
Технический материал
Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностноэмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т. д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники).

эскиз кабинета2

Рисунок 2. Эскиз второй профессиональной зоны кабинета психолога

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

Таблица 2 - Перечень оборудования третьей профессиональной зоны кабинета психолога

Мебель                      и
оборудование

Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности)

Технический
материал

Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера

Вспомогательный
материал

Нормативная           документация.           Специальная
документация.              Организационно-методическая
документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно -теоретического уровня и профессиональной компетентности

Интерпретационный
материал

Программы      обработки      и      анализа       данных,
полученных         в         результате       коррекционно -
диагностической деятельности

эскиз кабинета3

Рисунок 3. Эскиз третьей профессиональной зоны кабинета психолога


Безусловно, трудности финансового и материально-технического обеспечения большинства дошкольных учреждений государственного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологической службы достаточно реальна. [16]

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.