На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Кабинет педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Кабинет педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Кабинет педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Документация педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения
Все страницы

В качестве психологического кабинета может быть использована небольшая по размерам комната, пропорциональная и хорошо освещенная (наличие как естественного, так и искусственного освещения). Большие и непропорциональные помещения очень трудно оформить (организовать) для индивидуальных бесед и диагностических процедур. Они не способствуют созданию коммуникативной «близости» и доверительной атмосферы. Помещение без окон создает эффект отгороженности от реального пространства, изолированности от окружающего мира. Это иногда необходимо для коррекционной работы, но является помехой для первичного приема при знакомстве с детьми и родителями, установления контакта. В этом случае происходящее за окном чередование природных и климатических явлений может быть использовано для отвлечения либо фиксации внимания, эмоционального торможения, либо возбуждения.

Желательно, чтобы психологический кабинет находился в стороне от помещений хозяйственного и бытового обслуживания, административного и медицинского блоков, а также от залов для музыкальных и физкультурных занятий. Безусловно, полной изоляции от шумовых и технических проникновении в условиях детского дошкольного учреждения достичь трудно, но этого и не требуется. Достаточным будет снижение общего шумового фона, а также возможности ситуативного отвлечения (деконцентрации) и эмоционального напряжения детей.
Нельзя приветствовать широкую практику организации психологического кабинета на площади спальных и игровых комнат, функционирующих возрастных групп. Вариантом столь же неудачного расположения является деление методического либо логопедического кабинетов на два профессиональных пространства, так называемые уголки психолога. Данные способы организации психологического кабинета не способствуют компетентной профессиональной деятельности психолога и могут значительно исказить результаты коррекционно-диагностических мероприятий, так как изначально закладывают в них высокий процент погрешности.
Первоначально, это вопросы цветового оформления. Цветовые сочетания и общий цветовой фон не должны быть яркими и подавляющими. Лучше использовать пастельные, успокаивающие оттенки зеленого и голубого в сочетании с теплым бежевым либо желтым цветом. Данная цветовая гамма способствует адаптации как к помещению в целом, так и к ситуации взаимодействия с психологом.
Немаловажным добавлением к оформлению кабинета являются живые комнатные растения. Что касается декоративных животных и птиц, то их стационарное присутствие в кабинете не рекомендуется. В случае профессиональной необходимости, как-то: коррекция страхов, проявлений агрессии и тревоги, — животные могут быть использованы психологом ситуативно. Основной принцип оформления помещения — ничего лишнего. Психологический кабинет является основным «рабочим» местом психолога, следовательно, в нем должны быть объединены «рабочие» зоны специалиста.
Первая профессиональная зона — пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. В перечень оборудования данного пространства включены:

Таблица 1 - Перечень оборудования первой профессиональной зоны кабинета психолога

Мебель          и
оборудование

Детский столик, 2-3 детских стульчика (стандарты старшего дошкольного возраста). Мягкий диван либо кресло (малогабаритные). Мягкий ковер (не менее 2 Х 2); 1-2 подушки неправильной формы либо плоские мягкие игрушки (черепахи, змейки и пр.). СЭ-проигрыватель, магнитофон с функцией записи. Компакт-диски либо кассеты         с        разнохарактерными         музыкальными
произведениями, вводными вербальными установками для релаксационной и игровой деятельности.

Стимульный
материал

Стимульный         материал         к         диагностико
коррекционным методикам и тестам в соответствии с возрастной дифференциацией.



Технический материал


Цветная бумага, ножницы, простые и цветные карандаши: фломастеры, ластики, картон, клей, кисточки, пластилин, акварельные краски, альбомные листы различного формата.
Вспомогательный материал
Набор объемных геометрических форм (куб, шар, призма, конус). Набор плоскостных мозаик из картона и пластмассы (геометрические, неправильные, абстрактные фигуры). Мелко детальный конструктор типа «ЛЕГО». Несколько атрибутов основных сюжетно-ролевых игр («Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Семья») и предметов- заместителей. Маски оппозиционных героев известных детям сказок («Заяц» - «Волк», «Баба-Яга» - «Царевна» -) - Простые детские музыкальные инструменты (бубен, дудочка). 2-3 яркие игрушки по принципу половой дифференциации (кукла, машина), 2-3 мяча разного размера и фактуры (надувной, набивной, резиновый), скакалка либо небольшая плетеная веревка. Игрушки-сюрпризы с включением света, звука, движений при произведении определенных операций (механические, электронные, радиофицированные). Детские книги, книги-раскраски, детские комиксы и журналы.

эскиз кабинета

Рисунок 1. Эскиз первой профессиональной зоны кабинета психолога

Вторая профессиональная зона психологического кабинета — пространство взаимодействия со взрослыми (родители, педагоги).
Оно обеспечивается средствами для коммуникативной деятельности. Мягкий диван или кресло (малогабаритные)
Стимульный материал к диагностико-коррекционным методикам и тестам
Технический материал
Анкетные бланки, бланки опросников. Печатный материал Распечатки с играми и упражнениями для занятий с детьми в домашних условиях. Литература по проблемам возрастного развития детей, особенностей их поведения, а также по вопросам семейных и супружеских взаимоотношений. Литература по проблемам познавательного, личностноэмоционального развития дошкольников, вопросам детской компетентности, школьной готовности, адаптации к социальным условиям и т. д. Информационные материалы о смежных специалистах (психоневролог, психиатр, логопед) и специализированных детских учреждениях (центры, консультации, больницы, поликлиники).

эскиз кабинета2

Рисунок 2. Эскиз второй профессиональной зоны кабинета психолога

Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.

Таблица 2 - Перечень оборудования третьей профессиональной зоны кабинета психолога

Мебель                      и
оборудование

Письменный стол с закрывающимся на ключ отделением, стул. Компьютерный комплекс (по возможности)

Технический
материал

Писчая бумага стандартного формата. Средства для обеспечения компьютера

Вспомогательный
материал

Нормативная           документация.           Специальная
документация.              Организационно-методическая
документация. Литература и периодические печатные издания по повышению научно -теоретического уровня и профессиональной компетентности

Интерпретационный
материал

Программы      обработки      и      анализа       данных,
полученных         в         результате       коррекционно -
диагностической деятельности

эскиз кабинета3

Рисунок 3. Эскиз третьей профессиональной зоны кабинета психолога


Безусловно, трудности финансового и материально-технического обеспечения большинства дошкольных учреждений государственного типа влияют на условия профессиональной деятельности специалистов, в том числе и психологов, но при рациональной и обоснованной организации возможность обеспечения психологической службы достаточно реальна. [16]

 


 


2 Документация педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения


Важным компонентом профессиональной деятельности психолога в условиях детского дошкольного учреждения является оформление разного рода документации. Документация сопровождает каждое направление работы практического психолога. Комплект (пакет) документации практического психолога детского дошкольного учреждения подразделяется на несколько типов: нормативную, специальную и организационно -
методическую.
Нормативная документация - это тип документации, представляющий собой совокупность документов, определяющих стандарты и нормативы профессиональной деятельности психолога в системе образования. В перечень нормативной документации входят:
Закон Российской Федерации об образовании.
Конвенция ООН о правах ребенка.
Положение о психологической службе в системе образования.
Положение о практическом психологе.
Квалификационная характеристика практического психолога образования (должностная инструкция и стандарт специалиста).
Положение об аттестации педагога-психолога образования с соответствующим приложением.
Данная документация является нормативной базой профессиональной деятельности психолога и подлежит своевременной замене при обновлении социально-юридических норм образования в Российской Федерации.
При оформлении специалиста на основе договора или контракта психолог и администрация детского учреждения оговаривают вопросы функционала, временного графика и заработной платы отдельными пунктами. В этом случае договор включается в перечень нормативной документации. [16]
Второй тип документации педагога-психолога ДОУ — это специальная документация. Специальная документация — это особый вид документации практического психолога, обеспечивающий содержательную и процессуальную стороны его профессиональной деятельности. В специальную документацию входят: психологические заключения;
коррекционные карты; протоколы диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью; карты (истории) психического развития; психологические характеристики; выписки из психологических заключений и карт развития.
Из вышеперечисленной документации три вида являются закрытыми, а именно: заключения, коррекционные карты и протоколы. Три остальных вида — свободные (открытые) для доступа лиц, заинтересованных в информации. Мало того, их основная цель — ознакомление с индивидуальными психологическими особенностями того или иного ребёнка (той или иной возрастной группы).
Выписка считается внешним видом документации и оформляется по запросу как частных лиц (родителей, воспиталей, педагогов), так и по официальному запросу государственных учреждений (детских садов, школ, поликлиник, Центров, специализированных учреждений).
Основным текстом выписки является адаптированный вариант той части психологического заключения, где отражены основные выводы, отличительные особенности и проблемы развития ребенка, а также общие и специальные рекомендации. Следует отметить, что в случае официального запроса на данном документе должны быть две подписи: лица, проводившего диагностическое обследование, и административного лица образовательного учреждения (заведующего детским садом, директора центра и т. д.). При конкретизированном запросе в выписке должны быть определены цель и средства психологического обследования, а в итоге — подтверждение либо опровержение по факту запроса. В случае выписок из карт развития требования к оформлению документа сохраняются с той лишь разницей, что они производятся исключительно по официальным запросам и предоставляются лицам, компетентным в области детской (возрастной) психологии и юридически ответственным за данные документы (психологи школ, специализированных учреждений, районные и окружные психологические кабинеты, специалисты смежных квалификаций).
Психологическая характеристика отражает иной аспект психического развития и позволяет при ознакомлении составить психологический портрет ребенка либо возрастной группы в целом. Она свободна по форме и не требует визирования административных лиц. Речь идет об индивидуальных особенностях развития ребенка, т.е. особенностях его познавательной и личностно-эмоциональной сферы, психофизиологических нюансах, коммуникативных предпочтениях, наличии общих или специальных способностей и о многом другом.
Психологическое заключение является основной рабочей документацией психолога.
В настоящее время при высокой вариативности научно-теоретических позиций и профессиональных технологий у практических психологов наблюдается дифференциация психологических заключений, как по форме, так и по содержанию. Это связано, во-первых, с-различием представлений психологов о психическом развитии, механизмах и средствах динамики психических процессов, во-вторых, с различием психодиагностических технологий, находящихся в компетенции психологов. Именно эти условия способствуют разработке содержания основной документации психолога.


Встречается несколько вариантов психологического заключения.


Вариант 1. Структурирование по парциальным параметрам
психического развития. В таких психологических заключениях чаще всего присутствуют отдельные показатели координации моторики, навыков идентификационного письма, обучаемости, мотивационно-потребностной и интеллектуальной зрелости. Данный вид психологического заключения может использоваться при частичных психологических обследованиях, как- то «Готовность к школе».


Вариант 2. Структурирование по комплексным параметрам,
включающее показатели психофизического развития ребенка, а также оценку его воспитания и образования. Здесь присутствует совокупность информативных данных о количестве воспроизведенных стихотворных текстов, параметров роста, объема грудной клетки, навыков вежливого поведения и т. д. Недостатком данного вида структурирования является отсутствие единого аналитического пространства (психологического). В некоторых случаях используется при оценке возрастного развития детей.
Оба варианта психологического заключения не отражают полную картину психического развития ребенка на определенном возрастном этапе.
Психологическое заключение должно быть структурировано в соответствии с концептуальными представлениями психолога о процессе психического развития применительно к дошкольному возрасту, где каждый возрастной этап имеет свою специфику (новообразования), количественную и качественную динамику развития.
Следовательно, в контексте дошкольной психологической службы психологическое заключение как фиксация особенностей развития ребенка на данном возрастном этапе должно быть дифференцированно по возрастному принципу:


Психологическое заключение формы А - фиксирует данные
диагностического обследования детей 3-4 лет (младший дошкольный возраст).
Психологическое заключение формы В - фиксирует данные
диагностического обследования детей 4-5 лет (средний дошкольный возраст).
Психологическое заключение формы С - фиксирует данные
диагностического обследования детей 6-7 лет (старший дошкольный возраст).
Опираясь на поликонцептуальный принцип, в психологическом заключении должны быть отражены показатели познавательного, личностноэмоционального и коммуникативного развития ребенка, а также его психофизиологические и другие особенности. Кроме фиксации значений различных показателей, психологическое заключение включает в себя анализ соответствия возрастным уровням и этапам развития психики, а также необходимость коррекционно-профилактических воздействий либо развивающих программ. Таким образом, в структуру психологического заключения должны входить следующие блоки:
Общие характеристики возрастного развития на основе особенностей психофизического, психофизиологического характера, адаптационного и двигательного комплексов.
Познавательное развитие на основе характеристик познавательных процессов и речевой функции.
Личностно-эмоциональное развитие на основе характеристик самосознания, мотивационно потребностной, эмоциональной, ценностной сфер.
Коммуникативное развитие на основе характеристик средств и позиций общения, конфликтности.
Детская компетентность на основе характеристик актуализации и содержания продуктивных и процессуальных видов детской деятельности.
Готовность к школе на основе характеристик сформированности предпосылок к учебной деятельности и обучаемости.
Коррекционная карта представляет собой развернутую «картину» психологических воздействий с определением коррекционной стратегии и тактики, т. е. программы. В коррекционной карте отражаются:
- исходные данные (Ф. И. О., возраст ребенка или код ребенка);
- исходная проблематика (особенности отклонений и нарушений психического развития ребенка), дифференцируется на основании психологического заключения (типологического диагноза);
- тип и форма коррекционных воздействий (индивидуальные и групповые формы психотерапии либо психокоррекции);
- средства коррекционных воздействий (изобразительные, игровые, музыкальные и т. д.);
- сроки коррекционных воздействий с дифференциацией на этапы (количество занятий в цикле);
- рекомендации педагогам и родителям по организации режима жизнедеятельности ребенка на протяжении коррекционных воздействий;
- динамика психологических изменений в ходе коррекционных воздействий на основе эпикриза (резюме) к каждому занятию цикла;
- выпускающая характеристика с общими рекомендациями.
Теперь остановимся на протоколах диагностических обследований, коррекционных занятий, бесед, интервью. Протокол в данном случае рассматривается как форма фиксации особенностей процессуального хода взаимодействия психолога с ребенком — взрослым.
Чаще всего протокол оформляется в виде таблицы или свободного описания психологических процедур. Требования касаются лишь единиц фиксирования. К ним относятся: поведенческие реакции (мимические и пантомимические проявления), вербальное сопровождение деятельности, динамика эмоциональных состояний и стеничности. Кроме того, обязательным является фиксация вводных данных с кодом ребенка, датой и временем проведения психологической процедуры. Некоторые методики и тесты имеют специальные формы протоколов. В этом случае они входят в пакет инструментария.
Особенность оформления данного вида документации заключается в том, что заполнение его происходит непосредственно в процессе того или иного вида психологической деятельности, т. е. во время выполнения диагностических или коррекционных заданий. Исключение составляют лишь протоколы бесед. Они чаще всего заполняются по окончании процедуры. Это делается с целью создания более естественных условий для диалога
Иногда психологи используют диктофон при протоколировании процедур, предусматривающих активную вербальную деятельность. Это помогает сфокусировать внимание на других важных показателях, как-то: личностно-эмоциональные проявления (мимические комплексы, смена ролевых позиций и т. д.) (см. Приложение 2).
Заключительным в перечне специальной документации психолога является карта (история) развития как совокупность сведений о возрастном развитии ребенка, представленных в онтогенетическом аспекте.
В карту развития включаются основные анкетные данные, сведения о родителях и других членах семьи, а также о социально-бытовых условиях проживания ребенка. Изменения в составе семьи (потеря близких, появление братьев, сестер), смена значимого взрослого в жизни ребенка, стили семейных взаимоотношений — все эти факты фиксируются и анализируются с психологических позиций.
Существует практика совместного оформления этого документа с медицинским специалистом дошкольного учреждения. Это объясняется необходимостью анализа информации о пренатальном и постнатальном развитии, т. е. особенностях протекания беременности и родов, а также возможных осложнений в период новорожденности. Кроме того, используется анамнез хронических и острых заболеваний в период младенчества и раннего детства, сведения о травмах и операциях, перенесенных ребенком, резюме осмотров специалистов. Данная информация не является психологической, но способствует определению причин отклонений в развитии ребенка. Далее фиксируются особенности нервно-психического развития по оценкам возрастных норм (когда ребенок начал держать головку, сидеть, ходить, говорить; развитие пассивной и активной речи; первые двигательные и эмоциональные реакции). Кроме того, в карту развития включаются особенности адаптации и жизнедеятельности ребенка в дошкольном учреждении и характеристики его взаимодействий со сверстниками.
Что касается оформления данного документа, то он может быть представлен в виде таблицы, либо свободного описания по вышеперечисленным параметрам физического, нервно-психического и социального развития ребенка на разных возрастных этапах. [16]
Третий тип документации, которую обязан вести педагог-психолог дошкольного образовательного учреждения — это организационнометодическая документация.
Целью организационно-методической документации является организация, планирование и методическое обеспечение профессиональной деятельности практического психолога. По причине пересечения
психологической деятельности с процессами воспитания и обучения детей специалисту данного профиля требуется особый блок документальных средств, определяющих как границы психологических воздействий, так и зоны их проникновения в педагогическое пространство.
В организационно-методическую документацию входят: хронометраж рабочего времени практического психолога в дошкольном учреждении;
график работы практического психолога в дошкольном учреждении; годовой план работы практического психолога (стратегия профессиональной деятельности); дифференцированный план работы практического психолога на месяц (программа профессиональной деятельности); журнал и бланки психологических запросов; отчет практического психолога о проделанной работе (по итогам за год).
Хронометраж — совокупность временных норм, регламентирующих выполнение различных видов психологической деятельности. Хронометраж рассчитывается исходя из среднего показателя времени выполнения каждого из видов психологической деятельности. Представленный ниже хронометраж рассчитан по стандартам рабочего времени «практического психолога образования», где средняя норма времени в месяц составляет 144 рабочих часа, соответственно 36 часов в неделю, из которых 12 являются методическими (изучение специальной литературы, освоение новых психологических технологий, участие в региональных мероприятиях, например, конференциях и семинарах, коллегиальное консультирование, работа со специалистами смежной квалификации, оформление документации и т. д.).


Таблица 3 - Хронометраж рабочего времени практического психолога в дошкольном учреждении

Вид профессиональной деятельности

Среднее время, час

в месяц

в
неделю

Психодиагностика: индивидуальная групповая

36

9

Психопрофилактика               и               психокоррекция:
индивидуальная групповая

28

7

Обработка результатов диагностических обследований, коррекционных, профилактических и развивающих занятий

24

6

Оформление документации

12

3

Индивидуальное         консультирование:         родителей
воспитателей и педагогов

12

3

Групповое консультирование (собрания, семинары): родителей педагогов и воспитателей.

4

1

Изучение специальной литературы и освоение новых технологий

4

1

Посещение        районных,        окружных,       городских,
республиканских          мероприятий          (конференции,
семинары)

4

1

Коллегиальное консультирование смежных специалистов и работа в специализированных комиссиях

4

1

Всего

144

36

Примечание: индивидуальные формы психологического взаимодействия предусматривают пропорциональное увеличение нормы времени по отношению к групповым.
При пересмотре норм по временной регламентации профессиональной деятельности практических психологов количественные показатели хронометража изменяются.
График — распределение видов профессиональной деятельности практического психолога соответственно дням рабочей недели и норме времени по хронометражу. Вариант рабочего графика в соответствии с 36-часовой рабочей неделей Представлен ниже.

Таблица 4 - График работы педагога-психолога в дошкольном учреждении.

Обед 12.00-13.00

День
недели

Время

Содержание работы

Направлен
ие

1

2

3

4

Понедел
ьник

9.00-12.00 (3 часа)

Психодиагностика (индивидуальная)

По плану

13.00-17.00 (4 часа)

Коррекционно-профилактические         и
развивающие                                занятия
(индивидуальные)

По плану

Вторник

10.00-12.00 (2 часа)

Методическое время (оформление документов)

По плану

 

13.00-15.00 (2 часа)

Методическое        время        (обработка
результатов)

По плану

15.00-19.00 (4 часа)

Консультирование                   родителей
(индивидуальное и групповое)

По плану, по запросу

Среда

9.00-12.00 (3 часа)

Коррекционно-профилактические         и
развивающие занятия (индивидуальные / групповые)

По плану, по запросу

 

13.00-14.00 (1 час)

Консультирование воспитателей и педагогов (групповое)

По плану, по запросу

 

14.00-17.00 (3 часа)

Психодиагностика (индивидуальная / групповая)

По плану, по запросу

Четверг

9.00-12.00 (3 часа)

Консультирование воспитателей и педагогов (индивидуальное)

По запросу

13.00-14.00 (1 час)

Методическое время (оформление документации)

По плану

14.00-17.00

Психодиагностика (индивидуальная)

По запросу

 

(3 часа)

 

 

Пятница

9.00-12.00 (3 часа)

Методическое время

По плану, по запросу

13.00-17.00 (4 часа)

Методическое        время        (обработка
результатов

По плану


Распределение видов профессиональной деятельности по дням недели и рабочим часам может быть изменено, но при сохранении общего принципа организации психологических взаимодействий с детьми и взрослыми, а также с учетом особенностей данных взаимодействий. Так, групповые занятия с детьми (коррекционные и развивающие) не рекомендуется проводить в утренние часы в понедельник, а все диагностические процедуры, напротив, целесообразно организовывать с утра. Кроме того, индивидуальное и групповое консультирование родителей чаще всего приходится сдвигать на более поздние часы, преимущественно в середине рабочей недели. Эти рекомендации обоснованы статистическими данными по изучению родительских запросов и коэффициентом результативности психологических воздействий при различных условиях организации труда психологов в дошкольном учреждении.
Годовой план — документ, определяющий цели и задачи профессиональной деятельности практического психолога дошкольного учреждения на учебный год (стратегию профессиональной деятельности). Поскольку одной из ведущих целей профессиональной деятельности психолога является психологизация педагогического (воспитательно - образовательного) процесса, то данная стратегия формулируется в соответствии с «программой образования и развития детей», принятой в дошкольном учреждении. Кроме того, содержание годового плана определяется концепцией профессиональной деятельности практического психолога. Если она отвечает общей психологической цели — обеспечения психического здоровья детей и содействия их полноценному и своевременному развитию, то конкретизация задач психологической деятельности осуществляется по следующим направлениям, работа с детьми, работа с родителями, работа с воспитателями и педагогами. Далее в годовом плане раскрываются содержание и формы психологических мероприятий с примерными сроками их выполнения (поквартально). Что касается оформления годового плана, то он может быть представлен в виде таблицы с включением граф, определяющих цели, задачи, направления, содержание и формы психологической деятельности. Возможно также свободное изложение планируемой деятельности в течение года.
Дифференцированный план представляет собой конкретизированный по видам профессиональной деятельности объем работы практического психолога в условиях дошкольного учреждения. Планирование психологических мероприятий осуществляется на месяц (см. Приложение).


Требования к плану работы педагога-психолога ДОУ
1. При составлении плана необходимо учитывать:
- Цели и задачи образовательной деятельности своего учебного заведения;
- Приоритет прав и интересов ребёнка в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным Законом РФ «Об образовании», «Конвенцией о правах ребёнка», нормативными документами Минобразования России, приказами и распоряжениями субъектами РФ;
Нормы расхода времени на каждый вид деятельности.


Таблица 5 - Ориентировочное распределение рабочего времени педагога- психолога (в месяц)

 

1

2

Виды работ

Время

на

Общее

Время        на

Общее

 

один

приём

время

подготовку

время

 

(мероприятие)

 

или анализ

 

1

2

3

4

5

Индивидуальное
психологическое
обследование

1 - 1,5 часа

15 часов

0,5 - 1 час

10 часов

Групповое психологическое (скрининговое обследование)

1 - 1,5 часа

3 часа

3 - 3.5 часа

7 часов

Индивидуальная
консультация

1 - 1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Индивидуальное и развивающее         и
коррекционное занятие

0,5 - 1,5 часа

15 часов

0,3 часа

3 часа

Групповое развивающее         и
коррекционное занятие

1 - 1,5 часа

20 часов

1 час

20 часов

Просветительская
работа

0,5 - 1,5 часа

4 часа

0,5 часа

2 часа

Экспертная работа

2,5 - 3 часа

3 часа

0,5 часа

2 часа

Организационно
методическая
работа

 

 

7 часов в неделю

28 часов

2. План работы включает следующие графы:
Таблица 6 - Образец заполнения плана работы педагога психолога

Название

Условия

Ответственный

Срок

Предполагаемый

п/п

работы

проведения

 

проведения

результат

1

2

3

4

5

6


Название разового мероприятия (собрание, консультация, беседа, урок...),
Название программы деятельности по определённому направлению (например, проведение диагностического обследования или сопровождения класса коррекции и т.п.). каждое из мероприятий имеет свой срок и результат.
- Пункт 6 должен быть изложен в форме конкретных результатов, допускающей контроль, за исполнением.
- В пункте 4, если ответственность за исполнение распределяется между несколькими исполнителями, должно быть указано содержание ответственности (например, оформление помещения, подбор участников, проведение тренинга и т.д.).
3. Перспективный план работы, включает цели и направления работы психолога в данном учреждении, должен составляться на год и согласовываться и утверждаться администрацией ОУ.
Таблица 7 - Примерная сетка перспективного планирования педагога- психолога в ДОУ (на год)

Месяц

Работа

с

Работа          с

Работа          с

Работа         с

 

детьми

 

педагогами

родителями

документами

Сентябрь

 

 

 

 

 

Таблица 8 - Образец заполнения плана работы педагога-психолога на неделю

Дни недели

Планируемые

Примечание

 

мероприятия с

 

 

указанием времени и места

 

Понедельник

 

 

Вторник

 

 

Среда

 

 

Четверг

 

 

Пятница

 

 

Суббота

 

 


Журнал психологических запросов — документ, фиксирующий «заказ», т. е. существующую необходимость психологического вмешательства в отношении того или иного лица. Наряду с планами работы он определяет объем и содержание психологических мероприятий. Психологический запрос может поступить от родителей ребенка или других членов семьи, от воспитателей, от педагогов и специалистов, взаимодействующих с детьми, а также от администрации дошкольного учреждения.
В случае необходимости сохранения конфиденциальности запроса дополнительно к журналу предоставляются бланки психологического запроса. В бланке присутствует графа кода, где лицо, нуждающееся в психологической помощи, может закодировать информацию о себе. Такие бланки должны быть доступны для всех желающих (см. Приложение).
Итоговый отчет — совокупность результатов профессиональной деятельности практического психолога в соответствии с целями и задачами, поставленными в годовом плане. Отчет документально подтверждает выполнение запланированных психологических мероприятий и процедур по следующим направлениям: психодиагностика, психокоррекция и
психопрофилактика, психологическое консультирование и просвещение, психологическое обеспечение педагогического процесса. В итоговый отчет включается также работа по повышению научно-теоретической и научнопрактической компетентности психолога: изучение специальной литературы, освоение новых технологий, проведение экспериментальных (научнопрактических) исследований; участие в региональных научно-методических и научно-теоретических мероприятиях (конференциях, семинарах), публицистическая деятельность, взаимодействие со специалистами смежных квалификаций и пр.
В случае невыполнения тех или иных запланированных пунктов в отчете указывается фактическая причина невыполнения. Итоговый отчет оформляется в виде свободного описания по каждому направлению. Особо следует отметить, что, информация конфиденциального характера в отчет не включается [16].
Особенности планирования работы педагога-психолога в детском дошкольном учреждении. Согласно инструктивному письму № 29/1886 - 6 от 24.12.2001., общее рабочее время психолога составляет 36 часов в неделю, из них:
- 18 часов предусмотрено использовать на непосредственную индивидуальную, групповую, профилактическую, диагностическую, коррекционную и развивающую работу с детьми, экспертноконсультационную и профилактическую работу;
- 18 часов - на подготовку к индивидуальной и групповой работе, обработку, анализ, обобщение полученных результатов, подготовку к экспертно-консультационной и профилактической работе с педагогами и родителями, заполнение аналитической и отчётной документации, на организационно-методическую работу, повышение квалификации.
Планирование всего объёма работы психологом определяется целями и задачами службы практической психологии в системе образования РФ, видом и запросами администрации данного образовательного учреждения.
Время, затраченное на использование того или иного вида работ, также может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающихся.
Особенности планирования работы педагога-психолога, прежде всего, связаны с особенностями детей дошкольного возраста. В работе с ними нельзя использовать развёрнутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми. Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.
Кроме того, что педагог-психолог ДОУ проводит индивидуальные и групповые занятия, он же осуществляет психологическую поддержку ребёнка в течение адаптационного периода и оказывает квалифицированную помощь ребёнку и членам его семьи.

Перечень необходимой документации педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
1. Функционал (должностная инструкция) педагога-психолога, утвержденный директором ОУ.
2. План работы, утвержденный (согласованный с) заведующей ДОУ.
3. Заключения по результатам проведенных индивидуальных психодиагностических обследований.
4. Отчет по массовым обследованиям.
5. Журнал учета индивидуальных консультаций.
6. Журнал учета групповых форм работы.
7. Программы коррекционной и развивающей работы.
8. Программы тренинговой работы.
9. Аналитический отчет о годовой работе педагога-психолога.


Задания для самостоятельной работы студентов
1. Подготовьте план макет кабинета психолога дошкольного образовательного учреждения.
2. Разработайте годовой план работ педагога-психолога дошкольного образовательного учреждения.
3. Составьте психологическую характеристику на ребенка:
- младшего дошкольного возраста;
- среднего дошкольного возраста;
- старшего дошкольного возраста (на выбор студента).
Выполненные задания по всем четырем разделам оформляются в
портфолио и предоставляются на проверку преподавателю.

Терещенко Марина Николаевна Детская практическая психология: учебное пособие для высших и средних специальных учебных заведений / М. Н. Терещенко; Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет. - [Челябинск] : Южно-Уральский научный центр РАО, 2021. - 208 с.

 

Поиск

Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.