На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия
Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Теоретические основания изучения детско-родительского взаимодействия
Детско-родительское взаимодействие в структуре семьи
Детско-родительское взаимодействие: сущность и структура феномена
Сущность родительства. Структура родительства как интегрального образования
Особенности детско-родительского взаимодействия
Все страницы

1.1. Введение в проблему детско-родительского взаимодействия

Социальное взаимодействие и социальные отношения

 

социальное взаимодействие

Комментарии:

Социальное взаимодействие - это особый вид социальной связи, которая характеризуется действиями социальных партнеров, основанными на взаимных ожиданиях ответной реакции. Это означает, что каждый в своем взаимодействии с другим может предсказать (с той или иной долей вероятности) его поведение.
Социальное взаимодействие имеет объективную и субъективную стороны. Объективная сторона взаимодействия - это связи, независимые от отдельных личностей, но опосредующие и контролирующие содержание и характер их взаимодействия. Субъективная сторона взаимодействия - это сознательное отношение индивидов друг к другу, основанное на взаимных экспектациях (ожиданиях) соответствующего поведения. Это межличностные (или, шире, социально-психологические) отношения, которые представляют собой непосредственные связи и отношения между индивидами, складывающиеся в конкретных условиях места и времени.

П.Сорокин (П.Сорокин, 1960) описывает следующие условия социального взаимодействия:
1. Наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и переживания друг друга.
2. Совершение индивидами каких-то действий, влияющих на взаимные переживания и поступки. Взаимодействие возникает лишь тогда, когда, по меньшей мере, один из двух индивидов оказывает воздействие на другого, другими словами, совершает какой-то поступок, действие, акт, направленный на другого.
3. Наличие проводников, передающих влияния и воздействия индивидов друг на друга. Это условие достаточно тесно связано с тем, что передаваемая в ходе взаимодействия информация всегда запечатлена на каких-то материальных носителях. Строго говоря, вне материальных носителей информация вообще существовать не может.
Самым, пожалуй, существенным отличием человеческого взаимодействия от общения между собой животных является наличие, так называемой, второй сигнальной системы. Это свойственная лишь человеку система условно-рефлекторных связей, формирующихся при воздействии речевых сигналов. Вторая сигнальная система, являясь базой возникновения обобщенно-абстрактного мышления, может развиться лишь в ходе специфически социального взаимодействия.
В некоторых источниках, перечень дополняется четвертым условием:
4. Наличие общей основы для контактов между социальными субъектами. В наиболее общем случае это означает, что сколько-нибудь эффективное взаимодействие может возникнуть лишь тогда, когда обе стороны говорят на одном языке. Речь вдет не только о единой лингвистической базе общения, но и о примерно одинаковом понимании норм, правил, принципов, которыми руководствуется партнер по взаимодействию. В противном случае взаимодействие может либо остаться неосуществленным, либо привести к результату, порой прямо противоположному тому, который ожидают обе стороны.
Э.Холландер выделяет характерные черты социального взаимодействия (Hollander, 1971). Во-первых, это взаимозависимость поведения участников взаимодействия. Поведение одного участника выступает как стимул для поведения другого, и наоборот. Вторая характерная черта социального взаимодействия - это взаимные поведенческие ожидания на основе межличностного восприятия друг друга. Фундаментом, лежащим в основе первой и второй, является третья черта - подразумеваемая каждым участником взаимодействия оценка ценности, приписываемой действиям и мотивам других людей, а также удовлетворенности, которую другие могут обеспечить.
Взаимодействия складываются из отдельных действий или поступков людей. Польский социолог Я.Щепаньский рассматривает каждое социальное действие как систему, в которой можно выделить следующие составные элементы: а) действующее лицо; б) предмет действия или лицо, на которое действуют; в) средства или орудия действия; г) метод действия или способ использования средств действия; д) реакция лица, на которое действуют, или результат действия (Я.Щепаньский, 1969).
Социальные взаимодействия выступают в трех основных вариантах: социальные отношения, социальные институты и социальные общности. Дадим краткую характеристику каждому из них.
Социальные отношения - это устойчивая система взаимодействия между партнерами, которая отличается тем, что взаимосвязи устанавливаются по широкому кругу явлений и имеют длительный, систематический, самовозобновляющийся характер. Эта особенность касается как межличностных, так и межгрупповых отношений. Когда мы говорим, например, о межнациональных отношениях, то имеем ввиду установившуюся, повторяющуюся связь между этническими субъектами по достаточно широкому спектру взаимодействий (речь, как правило, идет и о политических, и об экономических, и о культурных связях).

Циркулярная модель коммуникации У.Шрамма, Ч.Осгуда (1960)

сообщение

Комментарии:


Социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанной циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.
Общение является необходимым условием всякой совместной деятельности и представляет собой процесс установления и развития контакта между людьми, обмена информацией, восприятия участниками общения друг друга и их взаимодействия.
Главная отличительная черта модели У.Шрамма и Ч.Осгуда - провозглашение циркулярного характера процесса коммуникации. Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково.
В эту модель включается обратная связь, представляющая реакцию коммуникатора на полученное сообщения. Теперь коммуникация обозначается как двусторонний процесс, в котором каждый из участников может выстраивать последовательность действий.
Взаимодействие представляется в виде цикла, где источник и реципиент периодически меняются ролями - тот, кто посылает сообщение, и тот, кто принимает. Данный процесс демонстрирует построение диалога и взаимодействия. Диалогические отношения предполагают наличие логических и предметно-смысловых отношений, которые представлены в виде наличия слова, автора и выражены позициями разных коммуникаторов.

Состав семьи

семья

Комментарии:

Семья является исторически конкретной системой взаимоотношений между супругами, родителями и детьми, а также малой группой, члены которой связаны между собой брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Структура семьи включает численный и персональный состав ее членов, а также совокупность семейных ролей и различных взаимоотношений между ними (супружеские отношения, детско -родительские, супругов и их родителей, отношения между детьми, отношения бабушек и дедушек с их внуками).
Субсистемы семьи. К первой из них относится супружеская субсистема. Эта подсистема возникает раньше других и определяет особенности функционирования семьи в целом. Она возникает в тот момент, когда мужчина и женщина объединяются, чтобы создать семью. Основные функции супружеской подсистемы заключаются в обеспечении взаимного удовлетворения потребностей супругов без ущерба эмоциональной атмосферы, необходимой для роста и развития двух меняющихся индивидов. С точки зрения С.Минухина, супружеская подсистема оказывает влияние на развитие ребенка. Именно в супружеской подсистеме ребенок видит примеры того, как проявлять любовь, выражать привязанность, как преодолевать конфликты на основе равноправия.
Ко второй семейной субсистеме относятся родительская субсистема. Она возникает в связи с рождением ребенка и связана с функциями ухода и воспитания. Состав родительской подсистемы может варьироваться и включать в себя, кроме отца и матери, еще дядю, тетю, бабушку, дедушку. Благодаря родительской подсистеме (взаимодействуя с ней) ребенок формирует ощущение своей адекватности. Субсистема родителей изменяется и адаптируется к изменившимся (в связи со взрослением) потребностям ребенка.
Субсистема детей. Для ребенка его братья и сестры (сиблинги) образуют особую группу в семье, в которой он существует как равный. Сиблинги вырабатывают собственные стереотипы взаимодействия. Эти стереотипы в будущем будут иметь большое значение, когда дети начнут существовать во внесемейных группах равных (в школе, на работе).
Индивидуальная субсистема представлена отдельным членом семьи. В рамках семейной терапии она всегда рассматривается во взаимосвязи с другими подсистемами, то есть функционирование отдельного члена семьи анализируется в контексте его многочисленных семейных связей.
Системный подход предполагает признание семьи как единого целого, единого психологического и биологического организма, признание всеобщих семейных взаимосвязей (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий, 1999). Поэтому, рассматривая феномен детско-родительского взаимодействия с точки зрения системного подхода, мы будем описывать его в тесной взаимосвязи с семейной системой.

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.