Страница 1 из 3 3.1. Общее представление о деловой коммуникации. Собеседование при приеме на работу как один из видов деловой беседы
Деловое общение - это сложный и многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми в служебной сфере, целью которого является организация плодотворного сотрудничества для успешного решения профессиональных задач. Субъекты деловой коммуникации имеют официальный статус и ориентированы на достижение конкретных целей, выполнение определенных задач. Главной составляющей делового общения является служебное общение, которое представляет собой взаимодействие субъектов в процессе выполнения их функционала, соответствующего занимаемой должности. Стоит отметить, что понятие делового общения - более широкое и емкое, так как оно осуществляется не только в организациях, но и на семинарах, конференциях, выставках и т.п., а также включает в себя взаимодействие не только с коллегами, но и с партнерами, конкурентами, частными лицами, другими организациями [8].
Основной особенностью делового общения является его регламентированность, т.е. подчинение установленным правилам и принципам, соответствующим профессиональной этике, а также национальными и культурными традициями. Еще одной особенностью делового общения является его формальный, эмоционально-отстраненный характер вследствие того, что в каждой организации существует нормативно закрепленный стандарт поведения сотрудников, подчиненный решению профессиональных задач [43]. Общим требованием к деловому общению считается приветливое и предупредительное отношение ко всем коллегам по работе, партнерам, независимо от личных симпатий и антипатий. Деловое общение отличается от общения в широком смысле тем, что в его процессе ставятся цель и конкретные задачи, которые требуют своего решения. В силу того, что деловое общение - это частный вид процесса межличностной коммуникации, ему присущи его общие черты. Согласно мнению Г. М. Андреевой, А. А. Леонтьева, М. И. Лисиной и многих других ис следователей, в структуре общения, в том числе делового, можно выделить следующие компоненты: коммуникативный, заключающийся в обмене информацией; интерактивный, предусматривающий организацию совместной деятельности; перцептивный, отражающий процессы понимания и восприятия партнера по коммуникации. Виды и формы делового общения Выделяют различные виды делового общения, которые, чаще всего, определяются по специфике обратной связи (табл. 32).
Таблица 32
Основание классификации
|
Вид делового общения
|
Содержание делового общения
|
Материальное: обмен предметами и продуктами деятельности
|
Когнитивное: обмен знаниями
|
Мотивационное: обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями
|
Деятельностное: обмен умениями, навыками, действиями, операциями
|
Контингент участников делового общения
|
Межличностное
|
Личностно-групповое
|
Массовое
|
Средства делового общения
|
Непосредственное: осуществляется с помощью рук, головы, туловища, голосовых связок
|
Опосредованное: связанно с использованием специальных средств и орудий (электронная почта, телефакс, и др.)
|
Прямое: предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения
|
Косвенное: осуществляется через посредников (другие люди, например при проведении переговоров между враждующими сторонами)
|
Стоит отметить, что прямое деловое общение обладает большей результативностью, силой эмоционального воздействия и внушения, чем косвенное.
По способу обмена информацией, общение может быть устным и письменным. Письменные виды делового общения - это служебные документы, такие как деловое письмо, протокол, отчет, справка, докладная и объяснительная записки, акт, заявление, договор, устав, положение, инструкция, решение, распоряжение, указание, приказ, доверенность и др. Разновидности устного делового общения представлены на рис. 25.
Рис. 25. Формы устного делового общения
Чтобы стать полноценным участником деловой коммуникации, необходимо быть принятым на работу. Для этого нужно успешно пройти собеседование с работодателем. Собеседование при приеме на работу - это один из видов деловой беседы. Поэтому при подготовке к собеседованию необходимо учитывать особенности ее проведения и использовать ее преимущества. Деловая беседа является одним из основных видов делового общения, и представляет собой специально организованный предметный разговор, который служит для решения организационных, управленческих, профессиональных задач [42]. Деловые беседы бывают нескольких видов (рис. 26).
Для достижения эффективного результата деловой беседы необходимо соблюсти пять универсальных принципов (рис. 27).
1
|
Привлечь внимание
|
2
|
Заинтересовать
|
3
|
Обосновать
|
4
|
Выявить интересы и устранить сомнения
|
5
|
Преобразовать в окончательное решение
|
Рис. 27. Принципы ведения деловой беседы
Деловая беседа, как правило, проходит в несколько этапов [43], представленных на рис. 28.
1
|
Подготовительные мероприятия
|
2
|
Начало беседы
|
3
|
Информирование
|
4
|
Аргументирование
|
5
|
Завершение
|
Рис. 28. Этапы деловой беседы
Одним из важнейших условий успешности деловой беседы является установление психологического контакта, этапы установления которого представлены на рис. 29.
1
|
Отвлечься от предшествующей деятельности и переключить внимание на собеседника
|
2
|
Оценить готовность партнера к вступлению в контакт, определить, настроен ли он беседовать
|
3
|
Установить контакт глаз
|
4
|
Обратиться к партнеру и представиться
|
5
|
Убедиться, что обращение услышано и понято
|
6
|
Установить желаемую дистанцию общения
|
Рис. 29. Этапы установления психологического контакта
Признаком того, что психологический контакт с собеседником успешно установлен, является наличие контакта глаз, согласованной речи, согласованных действий [14]. Собеседование при приеме на работу Собеседование при приеме на работу является разновидностью деловой беседы, это беседа рекрутера, HR-менеджера или работодателя с кандидатом на должность, во время которой стороны понимают, насколько они подходят или не подходят друг другу. Это беседа равных людей, у каждого из которого есть своя позиция, имеющая право на существование, и определенный круг интересов, который может стать общим. Выделяют несколько видов собеседования (интервью) (рис. 30).
Рис. 30. Виды интервью Как было указано выше, к собеседованию, как и к любой деловой беседе, необходимо тщательно подготовиться. Подготовка включает в себя следующие действия, представленные на рис. 31.
Подготовка к собеседованию Изучить информацию о компании Уточнить список необходимых документов Подготовить портфолио Узнать, есть ли в компании дресс-код Заранее просчитать время, необходимое, чтобы добраться до места собеседования Заранее продумать ответы на вопросы
Рис. 31. Подготовка к собеседованию
Интервью с работодателем нужно рассматривать как переговоры о потенциальном сотрудничестве, поэтому, выстраивая деловую беседу с рекрутером или работодателем, необходимо: - во-первых, преподносить себя как зрелую и сформировавшуюся личность; - во-вторых, спокойно воспринимать отказ, так как он возможен по причине несовпадения интересов, что не должно отрицательно отразиться на самоуважении. Во время собеседования работодатель обращает внимание на то, что и как говорит кандидат, как он себя ведет, и как он выглядит. Однозначной рекомендации в отношении стиля одежды не существует, так как это во многом зависит от выбранной сферы деятельности. Так, например, если вакансия в финансовом учреждении, предпочтение необходимо отдать консервативно-деловому стилю одежды. Если же собеседование на вакантную должность, например, в дизайнерской фирме, IT-компании, можно одеться более демократично. Тем не менее стоит помнить, что деловой стиль одежды является наиболее предпочтительным на собеседовании. В любом случае необходимо выглядеть скромно и аккуратно. Женщинам необходима умеренность в макияже, в выборе украшений и парфюмерии. Собеседование, как правило, предполагает следующие этапы (рис. 32). Этапы 2 и 3 иногда меняют местами, однако представленная последовательность более предпочтительная, так как бывает, что в процессе собеседования выясняется, что кандидат больше подходит для другой вакансии, таким образом, обе стороны получают своевременную возможность обсудить данный вопрос.
|
Рис. 32. Этапы собеседования при приеме на работу
Эффективное поведение в процессе собеседования. Основные правила 1. Приезжайте на собеседование немного раньше назначенного времени, чтобы подготовиться к беседе. В случае приезда значительно раньше, лучше подождать на улице, так как это может быть расценено, как неумение распоряжаться временем. Оптимально - прибыть за 5-10 мин до назначенного времени. 2. Если вас не могут принять в назначенное время, проявите терпение, не возмущайтесь и сохраняйте доброжелательность. Помните, что секретаря могут спросить о произведенном вами впечатлении. 3. Заходя в кабинет, держитесь уверенно и доброжелательно, к сотруднику обращайтесь по имени и отчеству. 4. Будьте вежливы, тактичны, конкретны. Говорите только по теме, давайте лаконичные, конкретные, но не односложные ответы на вопросы. Недопустимый ответ: «В резюме все написано». 5. Не забывайте о невербальных сигналах делового общения. Контролируйте свои позу, жесты, направление взгляда. Не разваливайтесь на стуле, не скрещивайте руки и ноги. Деликатно «отзеркаливайте» позу и жесты собеседника для установления атмосферы доверия. Желательно помнить о некоторых невербальных сигналах, которые помогут понять настрой и отношение работодателя (табл. 33).
Таблица 33
Жесты интервьюера
Жест
|
Интерпретация
|
Сидит, откинувшись назад
|
Внимательно слушает
|
Теребит мочку уха
|
Не хочет больше слушать
|
Изучает свой манжет или ремешок от часов
|
Скучает
|
Отклоняется назад, сложив руки за головой
|
Хочет, чтобы Вы убедили его
|
Указательный палец подпирает щеку
|
Критическое отношение к информации
|
Сцепленные пальцы
|
Отрицательное отношение
|
Потирает подбородок
|
Оценивает услышанное, принимает решение
|
Шпилеобразное положение рук
|
Решение принято
|
Главным этапом собеседования является интервьюирование кандидата, когда рекрутер или работодатель с помощью вопросов пытается выяснить как можно больше важной информации о кандидате. Однако собеседование - это не экзамен, где известен правильный ответ. Собеседование - это беседа равных потенциальных партнеров, где у каждого есть своя позиция, имеющая право на существование, и определенный круг интересов, который может стать общим. Вопросы, задаваемые на собеседовании, часто имеют цель не только узнать что-то конкретное, но и умение быть открытым собеседнику, умение вести диалог, быть гибким, находчивым, доброжелательным и т.п. Собеседование должно убедить работодателя принять на работу именно вас, поэтому в беседе с интервьюером должны прозвучать ваши три главных аргумента: 1) ваши профессиональные компетенции релевантны той должности, на которую вы претендуете, при этом вы готовы к саморазвитию и самосовершенствованию; 2) вы обладаете всеми необходимыми личностными качествами для выполнения данной работы и сильной внутренней мотивацией; 3) вам подходят предлагаемый уровень заработной платы и условия работы [24]. Можно рассмотреть ряд вопросов, которые чаще всего задаются на собеседовании, к ответам на которые нужно подготовиться заранее (табл. 34).
Таблица 34
Вопрос
|
Вариант ответа
|
Расскажите немного о себе
|
Рассказывать нужно только то, что может быть важно для работодателя. Главное - рассказать о своем опыте, знаниях, навыках и качествах, которые могут быть полезны работодателю, свое отношение к работе и заинтересованность
|
Чем вас привлекает именно эта работа?
|
Нужно привести весомые аргументы: стремление реализовать свои профессиональные компетенции, с наибольшей отдачей, возможность карьерного роста, желание работать в сильной команде и т.п.
|
В чем вы видите
|
Расскажите именно о тех профессиональных качествах, кото-
|
свои сильные стороны?
|
рые способствуют успешному выполнению служебных обязанностей данной вакансии и о личностных качествах, которые могут обеспечить результативность в любой работе (ответственность, тайм-менеджмент, стрессоустойчивость и т.п.)
|
Какие ваши слабые стороны?
|
На данный вопрос не стоит отвечать прямолинейно. Можно рассказать о недостатке, который никак не помешает качественно выполнять работу. Можно упомянуть о незначительных недостатках и компенсирующих их достоинствах
|
Почему нам стоит взять на работу именно вас?
|
Это наилучший вопрос, чтобы презентировать себя. К нему следует тщательно подготовиться заранее. Необходимо продумать какие качества, знания и навыки востребованы на данной должности и продемонстрировать их наличие, желательно с примерами
|
Каковы причины увольнения с предыдущего места работы?
|
Рассказывать о конфликтах на предыдущей работе - однозначное табу. Нельзя критиковать своего бывшего начальника или работодателя. Можно сказать о том, что в прошлой компании возможности для вашего профессионального роста были исчерпаны, а вы стремитесь к росту по карьерной лестнице
|
Вопрос
|
Вариант ответа
|
На какую карьеру вы рассчитываете, на какой должности вы видите себя через пять лет?
|
Лучше отвечать абстрактно: «Я хотел бы работать в той же организации, но на более ответственной работе»
|
На какую зарплату вы рассчитываете?
|
Можно назвать сумму, которая одновременно соответствует и вашим ожиданиям, и возможностям организации
|
Были ли у вас промахи или неудачи по работе?
|
Необходимо отвечать в позитивном ключе. Трудности бывают у всех, главное то, как человек с ними справляется, какие возможности роста извлекает. Надо заранее подготовить пример незначительной неудачи, подчеркнув то, как вы смогли решить эту проблему, чему научились в результате
|
Имеется ли у вас опыт работы в данной сфере?
|
Если у вас еще нет опыта работы, на этот вопрос можно отвечать в оптимистично манере: «У меня нет опыта, зато я легко обучаем». Или: «Опыта работы в данной сфере у меня нет, поэтому я смогу свежим взглядом увидеть точки роста и повысить вашу производительность»
|
Какие вопросы есть у вас?
|
Уместно задать следующие вопросы (не более 3-4): Каковы текущие задачи бизнеса и особенности корпоративной культуры компании? Специальные требования к должности (сертификаты, язык, знание специальных программ)? Причина увольнения предыдущего работника с этой должности? Как происходит продвижение по служебной лестнице? Какова продолжительность испытательного срока? Предоставляет ли работодатель бесплатные курсы повышения квалификации?
|
Если собеседование прошло успешно, у вас есть шанс получить работу. Если вы получили отказ, рассматривайте данную ситуацию, как важный опыт общения с потенциальным работодателем. При любом исходе собеседования необходима рефлексия полученного опыта: проанализируйте ход деловой беседы, свои удачные и неудачные реплики и сделайте для себя выводы, что надо исправить/улучшить при подготовке к следующим интервью. В случае успешного прохождения собеседования возможны следующие действия: - поблагодарите интервьюера за уделенное внимание; - поинтересуйтесь, каким образом вы узнаете окончательное решение работодателя; - если требуется дополнительная информация, сообщите, когда вы ее предоставите; - обязательно выполните все договоренности (позвонить, прислать рекомендации, недостающие и пр.) точно в срок; - если вам не перезвонили в сроки, предусмотренные в процессе интервью, вы можете сделать встречный звонок; - получив подтверждение о том, что вас берут на работу, уточните, когда и куда вам следует прибыть и какие иметь с собой документы; - обдумайте свои дальнейшие движения по вхождению в новый коллектив, как зарекомендовать себя с наилучшей стороны [24]. Банк заданий к 1 параграфу 3 главы
Задание 3.1.1. Вопросы для собеседования
1. Что такое деловое общение? 2. В чем специфика делового общения? 3. Являются ли синонимами деловое общение и служебное общение? 4. Назовите виды делового общения. 5. Назовите диалогические формы устного вида делового общения. 6. К какой форме делового общения относится собеседование при приеме на работу? 7. Назовите пять универсальных принципов деловой беседы. 8. Опишите этапы установления психологического контакта на примере собеседования. 9. Каким образом можно понять, что психологический контакт установлен? 10. Какие существуют виды собеседования, какова цель каждого вида собеседования? 11. Нужно ли готовиться к собеседованию, если да, то как? 12. На какие невербальные проявления рекрутера надо обращать внимание и что они могут означать? 13. Какие невербальные проявления кандидата на вакантную должность продемонстрируют его открытость и уверенность в себе? 14. На что должна быть направлена рефлексия результатов собеседования?
Задание 3.1.2. Темы для обсуждения на групповом дистанционном опросе Команда № 1. Что такое деловое общение, в чем его специфика, виды делового общения. Команда № 2. Деловая беседа: понятие, принципы, этапы установления психологического контакта, правила аргументации. Команда № 3. К какой форме делового общения относится собеседование при приеме на работу, какова его структура? Как нужно подготовиться к собеседованию? Команда № 4. Основные правила эффективного поведения в процессе собеседования.
Задание 3.1.3. «Деловой стиль» Г руппа делится на несколько подгрупп по 4-5 человек. Инструкция. Представьте, что вы группа стилистов, к вам обратился клиент, которому для прохождения собеседования необходимо подобрать образ. У вас будут карточки с элементами образа, ваша задача за 10 минут продумать стиль клиента и презентовать его перед всей группой. Поясните, что тот или иной элемент образа будет транслировать работодателю. Задание на карточке: составьте образ для вашего клиента, проработав следующие элементы имиджа: 1. Причёска. 2. Макияж. 3. Парфюм. 4. Костюм (стиль, цвет, фактура, торговая марка). 5. Обувь (стиль, цвет, размер каблука). У каждой команды своя организация, на работу в которую устраивается их клиент. Возможные варианты: строительная фирма, банк, цирк, ночной клуб, IT-компания, школа, фитнес-клуб.
Задание 3.1.4. «Мои достижения» Цель: развитие позитивного самоотношения, навыков самопрезентации. Самопрезентация (с лат. - «самоподача») - это процесс представления человеком собственного образа в социуме, с целью создания определенного впечатления о себе. Этап 1 (7 мин). Инструкция. Практически каждый человек перед собеседованием с потенциальным работодателем испытывает волнение, нередко - неуверенность в себе. Чтобы повысить самооценку, составьте список своих достижений: от самых больших, до самых маленьких. Этап 2. Самопрезентация. Каждый студент называет первые три достижения из составленного списка. Группа поддерживает выступающего аплодисментами. Заключительный этап. Обсуждение возникших трудностей в процессе выполнения упражнения, и необходимости развития умений самопрезентации.
Задание 3.1.5. Ответы на вопросы работодателя Цель: отработка навыков поведения на собеседовании, формирование готовности к ответам на вопросы работодателя. Инструкция. У каждого из вас карточка с одним из вопросов, часто задаваемых на собеседовании. Вы по цепочке будете задавать их друг другу. Отвечайте уверенно, непринужденно, кратко, но не односложно. Карточки с вопросами: Почему вы выбрали именно эту работу? Проходили ли вы собеседование в других организациях? Работа в той должности, на которую вы претендуете, связана с разъездами, рабочий день ненормированный, не помешает ли ваша личная жизнь успешному выполнению служебных обязанностей? Расскажите о своих сильных качествах, способствующих успешному выполнению данной работы? Какие у вас есть недостатки? Почему вы хотите получить эту работу? Почему нам стоит взять на работу именно вас? Каковы причины увольнения с предыдущего места работы? Почему вы решили сменить место работы? Какой у вас опыт работы в данной сфере? На какую зарплату вы претендуете? Что бы вы хотели узнать еще? Были ли у вас промахи или неудачи по работе на предыдущем месте? Кем вы себя видите через 5-10 лет? Г отовы ли вы к профессиональной нагрузке? Готовы ли вы к переработкам? Готовы ли вы к командировкам? Как вы относитесь к служебным романам? Были ли у вас конфликты на рабочем месте? Ваше самое весомое достижение на рабочем месте? Что вы знаете о нашей компании? Расскажите о своей мечте. Г руппа фиксирует наиболее удачные ответы на вопросы. Заключительный этап. Обсуждение ответов на вопросы, возникших в процессе упражнения трудностей и возможностей их преодоления. Подведение итогов упражнения: какие ответы можно считать наиболее эффективными?
Задание 3.1.6. Деловая игра «Самопродвижение» [35] Цель: отработка пяти элементов самопродвижения, выявление навыков самопрезентации. Самопродвижение - это доказательная демонстрация своей компетентности и профессионализма для того, чтобы получить преимущества в отборе кандидатов, победе в конкурсе и т.п. [16]. Самопродвижение отличается от самовосхваления тем, что субъект не просто утверждает о себе что-либо, но подкрепляет это реальными фактами, доказательствами. Алгоритм игры: студенческая группа делится на 4 команды, 3 команды будут соревноваться за возможность пройти бесплатный курс обучения (получить дотацию, инвестиции в новую компанию или др.). Необходимо подготовить и провести самопрезентацию, эффективно используя все пять элементов самопродвижения. Самый эффективный метод - реальное проявление компетентности. Студенты могут предъявить также сертификаты и другие свидетельства своей успешности в соответствующем виде деятельности, показать расчеты, графики, диаграммы. Студенты должны открыто сформулировать свои цели, запросы и условия. В командах происходит обсуждение своих возможностей, экспертной зоны каждого. На подготовку презентаций дается 20 минут. Сама презентация должна занять не более 10 минут. Четвертая команда оценивает презентации с точки зрения представленности всех элементов самопродвижения по 5-ти балльной шкале (табл. 35). Далее команда № 4 представляет результаты, комментирует поставленные оценки.
Таблица 35
Команда/ название
|
Реальные проявления возможностей
|
Личные цели
|
Графики и расчеты
|
Сертификаты, дипломы и пр.
|
Свои запросы и условия
|
Итог
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Работу четвертой команды оценивает преподаватель.
Задание 3.1.7. Анализ видеоролика Инструкция. Посмотрите отрывок из американского фильма 2006 г. режиссера Габриэле Муччино «В погоне за счастьем», посвященный успешному собеседованию при приеме на работу торгового представителя Криса Гардена. Проанализируйте данный видеоролик по следующим пунктам, ответы внесите в табл. 36:
Таблица 36
Таблица к заданию 3.1.7
Критерий для анализа
|
Ответ
|
Каков дресс-код, принятый в данной компании?
|
|
Почему непрезентабельный внешний вид кандидата не повлиял отрицательно на результат собеседования?
|
|
Какие невербальные сигналы транслировал кандидат и о чем они говорят?
|
|
Какие личностные качества смог продемонстрировать кандидат?
|
|
Какой аргумент Криса Г ардена вы считаете самым сильным?
|
|
Задание 3.1.8. Анализ кейсов
Невербальные сигналы
|
Возможные выводы работодателя
|
Вы одеты в безупречный деловой костюм
|
|
На вас джинсы и футболка
|
|
Вы сидите со скрещенными ногами и руками
|
|
Вы позволили себе развернуть предложенный вам стул так, чтобы иметь возможность смотреть в лицо интервьюера
|
|
Вы редко смотрите в глаза интервьюера
|
|
Кейс 1. Описание ситуации. Работодатель попросил вас рассказать немного о себе. Вы начали подробное освещение своей автобиографии. Работодатель вас слушает, не перебивая, при этом внимательно изучает свой манжет или ремешок от часов.
Постановка задачи. Подумайте, о чем это говорит и каковы должны быть ваши дальнейшие действия? Кейс 2. Описание ситуации. Вы пришли на собеседование в IT- компанию. Строгого дресс-кода в компании нет. Вы недавно закончили институт, у вас диплом с отличием. Постановка задачи. Какие выводы может сделать работодатель по вашим невербальным проявлениям. Внесите ваши ответы в табл. 37:
Таблица 37
Таблица к заданию 3.1.8
Невербальные сигналы
|
Возможные выводы работодателя
|
Вы одеты в безупречный деловой костюм
|
|
На вас джинсы и футболка
|
|
Вы сидите со скрещенными ногами и руками
|
|
Вы позволили себе развернуть предложенный вам стул так, чтобы иметь возможность смотреть в лицо интервьюера
|
|
Вы редко смотрите в глаза интервьюера
|
|
Кейс 3. Описание ситуации. Работодатель задал вам вопрос: «Почему вы ушли с предыдущей работы?». Возможные варианты ответов: 1) на прежней работе произошла конфликтная ситуация не по моей вине, но я вынужден был уйти; 2) начальник на прежнем месте работы совершенно не заботился о сотрудниках; 3) начальник на прежнем месте работы не давал мне возможность расти в должности, хотя у меня были на это все основания; 4) мои способности не были востребованы в полной мере на предыдущем месте работы; 5) на прежнем месте работы я дошел до возможного «потолка», но не хочу останавливаться на достигнутом. Постановка задачи. Какие варианты ответов более приемлемые? Таблица 38
Сводная таблица заданий по 1 параграфу
|
3 главы
|
Аудиторные занятия
|
Онлайн занятия
|
Самостоятельная работа
|
Задание 3.1.1.
|
Задание 3.1.2.
|
Задание 3.1.7
|
Задание 3.1.3.
|
Задание 3.1.6.
|
Задание 3.1.8
|
Задание 3.1.4.
|
Задание 3.1.7.
|
|
Задание 3.1.5.
|
|
|
|