Страница 3 из 3
3.3. Публичное выступление как одна из форм деловой коммуникации
Публичное выступление является одной из форм делового общения. Каждый будущий профессионал должен быть готов к такой форме деловой коммуникации, так как она является достаточно распространенной в профессиональной среде. К публичным выступлениям относятся презентации, доклады, лекции, сообщения, связанные с передачей информации более или менее широкой аудитории. Оратор, который может создать хороший текст и убедительно его передать, способен привлечь внимание аудитории и склонить ее на свою сторону. Великими ораторами называли Уинстона Черчилля, Льва Троцкого и Стива Джобса. Каждому начинающему оратору необходимо знать психологические предпосылки успешного публичного выступления, а также основы риторики, как науки об убеждении, формах и методах речевого воздействия на аудиторию. Публичное выступление можно рассматривать как своеобразное произведение искусства, потому что оно оказывает влияние не только на сознание, но и на чувства слушающих. Поэтому публичная речь должна быть продуманной, убедительной, логически выстроенной. К публичной речи предъявляются следующие требования. 1. Публичная речь должна быть полезной и интересной. 2. Публичная речь должна быть ориентирована на слушателей. 3. Публичная речь должна быть правильно выстроена в композиционным отношении и иметь введение (10-20 % всей речи), основную часть (60-65 % речи) и заключение (около 20 % речи) (рис. 46).
Одним из самых удобных способов построения речи является модульный способ. Его суть состоит в том, что содержание основной части выступления разбивается на отдельные модули. Общее количество модулей в основной части не должно превышать 3-4. Каждый модуль должен быть посвящен отдельному вопросу и в своей структуре содержит минивступление, основную часть и «фразу-мостик» для перехода к следующему модулю [43]. Можно выделить следующие достоинства модульного способа построения речи (рис. 47). Для того чтобы аудитория лучше воспринимала и запоминала материал, необходимо соблюдать принципы информирования [13] (рис. 48).
Рис. 47. Преимущества модульного способа построения речи
|
Рис. 48. Основные принципы информирования Для того чтобы выступление было убедительным, необходимо, чтобы оратор использовал весомые доводы и доказательства. Требования к весомым доводам представлены на рис. 49 [13]. Как уже отмечалось, успех публичного выступления во многом определяет владение выступающим ораторским мастерством. Оно помогает доступно и убедительно излагать свою позицию и пригодится как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Это один из мягких навыков (soft skills), освоение которого необходимо будущему профессионалу. Ораторское мастерство основывается на риторике - искусстве эффективного использования слов, правильного построения речи. К признакам умело построенной речи можно отнести следующие признаки, представленные на рис. 50 [13]. Воздействие оратора на публику происходит не только благодаря освоенным вербальным приемам, но и с помощью невербальных средств. Психологическое воздействие на аудиторию начинается еще до начала произнесения речи, с момента появления выступающего.
Они должны быть подкреплены фактическими доказательствами Они должны иметь отношение к делаемому заявлению
Они должны быть адекватны особенностям аудитории
Рис. 49. Требования к доводам
Известный русский историк XIX в. В. О. Ключевский писал: «Сидящих в зале слушателей можно сравнить лишь с голодными гостями, уставившимися на вас». Помня об этом, следует уже на подходе к трибуне держаться уверенно, стараться производить хорошее впечатление. Первое впечатление в значительной степени определяет, как будут слушать оратора. Можно выделить следующие невербальные признаки успешного публичного выступления. Вмешмий вид. В одежде не должно быть ничего кричащего. Она должна быть аккуратной, желательно классического стиля. Сходство внешнего вида оратора и аудитории способствует положительному восприятию выступающего, но, тем не менее, нужно придерживаться принципа разумности. Поза. Открытая, непринужденная поза вызывает доверие у аудитории. Осанка должна быть ровной, плечи расправлены, шея и позвоночник должны составлять прямую линию. Сутулая осанка, склоненная набок или поникшая голова - все это признаки неуверенности.
|
Рис.50 Признаки хорошо построенной речи Жесты. Естественный, спонтанный жест, непротиворечащий словам, удваивает силу речи. Однако не редко у начинающих ораторов присутствуют автоматические движения, которые они бессознательно воспроизводят во время выступления. Это может быть: переступание с ноги на ногу, почесывание, бесконечное снимание и надевание очков, откидывание челки со лба и т. п. Подобного рода автоматические движения снижают эффективность выступления, потому что могут раздражать аудиторию. Избавиться от таких проявлений можно, но это требует систематической и целенаправленной работы [30]. Мимика. Не стоит выступать с «каменным» выражением лица. Необходимо добиваться хорошего контроля над выражением своего лица. Кроме отсутствия эмоций, в мимике тоже бывают бессознательные движения, которые могут отрицательно повлиять на впечатление от выступления: выпячивание, закусывание губы, закатывание глаз и т.п. Контакт глаз. Является существенной составляющей психологического контакта со слушателями. Установлено, что если оратор два-три раза украдкой посмотрит на присутствующих, или его взгляд направлен на точку на противоположной стене, его рейтинг значительно снизится, так как это расшифровывается аудиторией как неуверенность в себе. Вердербер Р., Вердербер К. отмечают, что одним из способов обеспечения зрительного контакта является умение представить аудиторию в виде нескольких групп, сидящих в разных частях зала. Затем наугад оратор может говорить в течение 4-6 секунд с каждой группой [13]. Взгляд должен быть теплым, доброжелательным, дружеским. Улыбка. Искренняя улыбка оратора вызывает симпатию у слушателей и способствует повышению настроения.
Управление эмоциональным состоянием Волнение перед публичным выступлением - очень распространенное явление. Огромное количество людей испытывают страх перед каждым своим выступлением. Небольшое волнение мобилизует выступающего, сильное волнение будет мешать выступлению. Существуют и индивидуальные реакции на стресс: одних он мобилизует («стресс льва»), у других эффективность деятельности падает («стресс кролика»). Психосоматические реакции на волнение могут проявляться как спазмы в животе, пересыхание горла, потливость ладоней, дрожь в руках или коленях. В речи могут появиться такие связующие слова и выражения, как «гм», «типа» и т.п. Спровоцировать подобные реакции может отсутствие опыта публичных выступлений или объективная (либо субъективно так воспринимаемая) слабая подготовка в выступлению. Предупредить негативные эмоциональные проявления помогут следующие действия. 1. Полноценная подготовка придаст уверенности в себе. 2. Планирование очередности выступления, являющейся оптимальной для оратора. 3. Мысленная репетиция (визуализация) своего выступления. Для этого надо представить, как вы спокойно и уверенно продвигаетесь к трибуне, думайте о том, что вы прекрасно подготовились, отработали все нюансы. Представляйте одобрительное кивание аудитории, аплодисменты по окончании речи. 4. Задайте себе позитивную установку: «У меня все получится», «Я отлично подготовился». 5. Перед началом речи сделайте незначительную паузу. Сделайте глубокий вдох, чтобы отрегулировать дыхание. 6. Чтобы ощутить состояние уверенности, можно вспомнить как можно подробнее, со всеми переживаниями, ощущениями, деталями случаи собственных успехов и удач. 7. Хорошо помогает прием записывания своего уверенного голоса, например, в процессе подготовки к выступлению, а затем, в случае необходимости, прокручивание записи перед выступлением. Это помогает как бы «подстроиться» под эту запись. 8. Можно попробовать себя рассмешить, представить что-то смешное. Именно чувство юмора более всего способно превратить отрицательную энергию в положительную. Банк заданий к 3 параграфу 3 главы
Задание 3.3.1. Вопросы для собеседования 1. Каков композиционный состав публичной речи? 2. В чем смысл и достоинства модульного способа построения публичной речи? 3. Назовите и прокомментируйте основные принципы информирования. 4. Назовите невербальные признаки успешного публичного выступления. 5. Как можно предупредить появление нервозности перед публичным выступлением? 6. Назовите как можно больше способов регуляции эмоционального состояния перед публичным выступлением. 7. Какие способы используете вы?
Задание 3.3.2. Темы для обсуждения на групповом дистанционном опросе Команда № 1. Структура и способы построения публичной речи Команда № 2. Вербальные составляющие успешного публичного выступления. Команда № 3. Невербальные признаки успешного публичного выступления. Команда № 4. Способы регуляции эмоционального состояния перед публичным выступлением.
Задание 3.3.3. «В каждой вещи есть смысл» [43] Цель: развитие спонтанной речи, умение описать любой предмет или явление. Преподаватель собирает коллекцию предметов, которыми делятся студенты. Инструкция. Взять любую вещь из собранной коллекции и описывать ее в течение трех минут без подготовки.
Задание 3.3.4. Анализ кейса Цель: рефлексия невербальных аспектов самопрезентации в публичном выступлении. Кейс. Описание ситуации. Врачи, спасшие безнадежную пациентку, собираются на телевизионную пресс-конференцию. Выбор [Сары] остановился на широкой мадрасской юбке, бежевой хлопчатобумажной блузке и бирюзовом блейзере свободного покроя. Наряд дополняли пояс из Бирмы ручной выделки и кожаные туфли без каблуков. Единственное, в чем она уступила, учитывая официальность события, - это надела колготки, которые так неудобны в июльскую жару. ...Она схватила богато украшенные бронзовые сережки, сделанные по заказу мастером из Акхы, и вдела их в уши, пока спускалась вниз. ...Гленн Пэрис встретил ее в приемной своего кабинета... Как всегда, он был подчеркнуто хорошо одет. Сегодня его коричневый костюм, небесно-голубая сорочка и красный галстук, казалось, были специально подобраны для телевидения (М. Палмер) [29]. Постановка задачи. Проанализируйте кейс и ответьте на представленные в табл. 46 вопросы:
Таблица 46 Таблица к заданию 3.3.4
Вопрос
|
Ваш ответ
|
К какому стилю можно отнести наряда Сары?
|
|
Что в наряде Сары нужно изменить, а что оставить, чтобы ее образ соответствовал значимости события?
|
|
К какому стилю можно отнести образ Гленна?
|
|
Соответствует ли костюм Гленна ситуации?
|
|
Задание 3.3.5. «Оптимистичное выступление» Цель: формирование и рефлексия ораторских навыков. Инструкция. Сделайте трехминутное сообщение перед группой, выдержанное в оптимистичной манере. На подготовку к выступлению дается 10 минут. В процессе подготовки к произнесению речи учитывайте не только смысловую и вербальную составляющие ораторского искусства, но и невербальные составляющие успешного публичного выступления. Участники получают карточки с темами. Можно устроить жеребьевку, можно дать возможность выбрать тему. Возможные темы для выступления. 1. Как прекратить войны во всем мире? 2. Есть ли жизнь на Марсе? 3. Люблю ли я путешествовать? 4. Судьба российского образования. 5. Как сделать свою жизнь счастливой и интересной? 6. Интернет, его достоинства и недостатки. 7. Если бы стал президентом. 8. Перспективы дистанционного обучения. 9. Почему нужно в два раза повысить стипендию? 10. Счастье не купишь. 11. Как найти работу своей мечты? 12. Мой институт самый лучший. 13. Как достичь профессионального успеха. Анализ выступлений. Слушателям предлагается оценить выступление по пятибалльной шкале по следующим критериям (табл. 47).
Таблица 47
Критерии для анализа выступления
Критерий
|
Балл
|
Содержательность выступления
|
|
Композиционный состав речи
|
|
Выразительность выступления
|
|
Темп речи (умеренный, ускоренный, замедленный)
|
|
Поза (уверенная/неуверенная)
|
|
Жестикуляция (избыточная, недостаточная, адекватная)
|
|
Обратная связь. В процессе предоставления обратной связи выступающему, рекомендуется озвучивать не проставленные баллы, а давать качественную оценку: «Такие-то моменты получились хорошо, а над следующими необходимо еще работать». Также можно отметить понравившиеся особенности, неучтенные в критериях.
Задание 3.3.6. Упражнение «Связанные слова» [39] Цель: тренировка креативности речи. Инструкция. Преподаватель каждому студенту в личный чат пишет 2 слова, несвязанных по смыслу (например, пингвин и шляпа, зонт и компьютер и т.п.). Задача участника: подготовить речь на 2 минуты, в которой нужно обыграть эти слова, связав их логически. Время на подготовку 10 минут. Затем каждый выступает со своей речью. После выступления те, кто слушал речь, дают обратную связь: 1. Удалось ли определить загаданные слова? 2. Насколько выступление было логичным и интересным?
Задание 3.3.7. Лифтовая речь: подготовка и выступление [14] Цель: познакомиться с особенностями построения лифтовой речи и алгоритмом подготовки. Инструкция. Подготовьте лифтовую речь, следуя представленным ниже методическим указаниям. Методические указания к подготовке лифтовой речи Структура речи должна включать: 1) имя, род занятий; 2) навыки и опыт; 3) польза и выгода; 4) что вас интересует; 5) призыв к действию (т.е. что сделать дальше: отправить резюме, прийти на встречу, подготовить план и т.п.). Алгоритм подготовки речи: 1) определить цель; 2) составить список фраз (на 30-60 с); 3) тренировка (перед зеркалом); 4) тестирование (на знакомых/родственниках). Варианты тем даны на рис. 51 (студент может предложить свою тему). Сделайте презентацию вашей онлайн-компании по рекламированию в интернет-пространстве товаров и услуг Убедите потенциального клиента купить ваш товар Прорекламируйте «свое» дело/предприятие (например, вы учите программированию, занимаетесь репетиторством, чините/собираете компьютеры и т. п.) Вы ищете инвесторов для своего небольшого предприятия (пиццерии, кондитерской и т. п.)
|
Рис. 51. Темы для выступления Анализ выступлений. Слушателям предлагается оценить выступление по пятибалльной шкале по следующим критериям (табл. 48).
Таблица 48 Критерии для анализа лифтовой речи
Критерий
|
Балл
|
Содержание лифтовой речи, наличие в ней «крючка»
|
|
Актуальность лифтовой речи
|
|
Обоснованность и аргументированность речи (полнота, раскрытие темы, логичность и последовательность изложения, корректность аргументации)
|
|
Культура изложения речи
|
|
Убедительность речи
|
|
Способность заинтересовать слушателей
|
|
Обратная связь. См. задание 3.3.5.
Задание 3.3.8. Диагностика умения владеть собой в различных ситуациях, управлять производимым впечатлением Тест социального самоконтроля Снайдера (SMS) [13] Диагностическая цель: методика направлена на изучение способности человека к социальной приспособляемости, т.е. умения контролировать свое поведение, чтобы оно было социально адекватным, в том числе управлять тем, какое впечатление о нем складывается у других людей. Чтобы стать успешным оратором, необходимо уметь владеть своим поведением и эмоциональными проявлениями, производить нужное впечатление на окружающих, что определяется понятием социальный самоконтроль. Желание человека произвести нужное впечатление о себе руководствуется его пониманием социальной приспособленности. Человек в каждой ситуации использует те или иные средства вербального или невербального самовыражения. Легкость и адекватность использования этих средств обусловлены уровнем социального самоконтроля. Согласно Снайдеру, люди с высоким социальным самоконтролем, следят за собой, знают где и как себя вести, управляют выражением своих эмоций. При этом у них затруднена спонтанность самовыражения, они не любят непрогнозируемых ситуаций. Люди с низким социальным самоконтролем более непосредственны и открыты, при этом репертуар их самопредъявлений невелик и мало подвержен изменениям в различных ситуациях. Инструкция. В тесте приведены высказывания, касающиеся различных жизненных ситуаций, связанных с общением. Высказывания не совпадают по смыслу, поэтому внимательно вчитывайтесь в каждое из них, прежде чем отвечать. Если высказывание «верно» или «скорее верно» по отношению к вам, отвечайте «да», в противном случае выбирайте ответ «нет». Главное - искренность и честность ответов. Интерпретация результатов Высокий уровень социального самоконтроля. Респондентам свойственна склонность тонко воспринимать эмоциональные и поведенческие проявления окружающих и ориентироваться на них в самопредъявлении. Их поведение варьирует в зависимости от ситуации. В целом, лиц с высоким уровнем социального самоконтроля отличает озабоченность социальной пригодностью своего поведения, чувствительность к экспрессивному поведению других и использование его в качестве руководства по управлению собственной экспрессией. Такие люди эффективно контролируют свое поведение и без труда могут создать у окружающих нужное впечатление о себе. Низкий уровень социального самоконтроля. Респонденты обладают противоположными качествами: они мало озабочены адекватностью своего поведения и эмоциональной экспрессии и не обращают внимания на нюансы поведения других людей. Они не являются менее эмоционально выразительными, но их поведение и эмоции зависят в большей степени от их внутреннего состояния и личностных качеств, а не от особенностей ситуации. Данным респондентам свойственна большая стабильность поведения в различных ситуациях. В целом можно сказать, что лица с низким уровнем социального самоконтроля имеют недостаточно развитые навыки контроля и управления своим поведением.
Задание 3.3.9. Подготовка лифтовой речи (вариант задания 3.3.7 для добора баллов). Ознакомьтесь с методическими указаниями по подготовке лифтовой речи, представленными в задании 3.3.7. Выберите любую тему и подготовьте лифтовую речь, следуя данным указаниям. Таблица 49
Сводная таблица заданий по 3 параграфу
|
3 главы
|
Аудиторные занятия
|
Онлайн занятия
|
Самостоятельная работа
|
Задание 3.3.1.
|
Задание 3.3.2.
|
Задание 3.3.8.
|
Задание 3.3.3.
|
Задание 3.3.6.
|
Задание 3.3.9.
|
Задание 3.3.4.
|
Задание 3.3.7.
|
|
Задание 3.3.5.
|
|
|
Источник: Истратова, О. Н. Эффективное общение в профессиональном становлении личности : учебное пособие / О. Н. Истратова, И. С. Лабынцева, Ю. К. Дуганова ; Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону ; Таганрог : Издательство Южного федерального университета, 2021. - 155 с.
|