Страница 1 из 4 Введение Специфика учебно-профессиональной подготовки психологов предполагает получение студентами базовых теоретических и практических знаний в области профессиональной деятельности. В ходе обучения обсуждается целый ряд вопросов, начиная от базовых понятий психологии до нормативных и этических требований, предъявляемых к деятельности психолога. Современная психология предъявляет высокие требования не только к уровню знаний, но также к профессиональным и личностным качествам специалиста-психолога, рассмотрению которых уделяется значительное место в представленном пособии, разработанном с целью предоставления студентам необходимых материалов для усвоения и закрепления системы знаний на практических занятиях в рамках дисциплины «Практикум по основам профессионального мастерства психолога».
Названная цель реализуется с помощью следующих задач: 1. Способствовать усвоению основных психологических понятий и категорий. 2. Развивать у студентов навыки учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности. 3. Формировать профессиональную позицию психолога. 4. Содействовать формированию профессионального самосознания студентов. 5. Развивать способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, развивать способности к профессиональной рефлексии. 6. Развивать умение приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии. Важным моментом в подготовке профессионального психолога является развитие у студентов следующих умений: - ставить цели, формулировать и решать задачи, связанные с реализацией профессиональных функций; - строить и использовать модели для описания и прогнозирования различных психологических явлений, осуществлять их качественный и количественный анализ; - оценить накопленный опыт, проанализировать свои возможности; - осуществлять научный поиск с учетом актуальных тенденций современной психологической науки; - учитывать этические и нравственные нормы в профессиональной деятельности.
Раздел 1. Психология как профессиональная область.
Тема 1. Различные значения термина психология. Житейская, научная и практическая психология.
Различные значения термина психология. Термин "психология", образованный от греческих слов psyche - душа, психика и logos - знание, осмысление, изучение имеет несколько значений. В первом, дословном своем значении психология - это «наука о душе», это знание о психике, наука, изучающая ее, то есть психологию можно определить как науку о психике и закономерностях ее проявления и развития. Во втором, наиболее распространенном значении, слово "психология" относят и к самой психической, "душевной" жизни, выделяя тем самым особую реальность (психологическую). Если свойства психики, сознания, психические процессы обычно характеризуют человека вообще, то особенности психологии - конкретного индивида. Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера. Так, подчеркивая различия людей того или иного возраста, профессиональной, половой принадлежности, говорят, например, о психологии школьника, студента, рабочего и ученого, женской психологии и т. п. Понятно, что общей задачей психологии является изучение как психики субъекта, так и его психологии. Различив психологию как особую реальность и как знание о ней, заметим, что и понятие "психолог" - обладатель этого знания - тоже неоднозначно. Конечно, прежде всего, психолог - это представитель науки, профессиональный исследователь закономерностей психики и сознания, особенностей психологии и поведения людей. Но далеко не всякое психологическое знание обязательно является научным. Так, в обыденной жизни психолог - это человек, "понимающий душу", разбирающийся в людях, их поступках, переживаниях. В этом смысле психологом фактически является каждый человек, независимо от профессии, хотя чаще так называют подлинных знатоков человеческих отношений - видных мыслителей, писателей, педагогов. Итак, есть две разных области психологического знания - научная и житейская, обыденная психология. Если научная психология возникла сравнительно недавно, то житейское психологическое знание всегда было включено в различные виды человеческой практики.
Житейская, научная и практическая психология. Исследователи отмечают пять отличий житейских психологических знаний от научных. Первое: житейские психологические знания, конкретны; они приурочены к конкретным ситуациям, конкретным людям, конкретным задачам. Научная же психология, как и всякая наука, стремится к обобщениям. Для этого она использует научные понятия, в которых отражаются наиболее существенные свойства предметов и явлений, общие связи и соотношения. Научные понятия четко определяются, соотносятся друг с другом, связываются в законы. Можно очень долго описывать человека, перечисляя в житейских терминах его качества, черты характера, поступки, отношения с другими людьми. Научная же психология ищет и находит такие обобщающие понятия, которые не только экономизируют описания, но и позволяют увидеть общие тенденции и закономерности развития личности и ее индивидуальные особенности. Нужно отметить одну особенность научных психологических понятий: они часто совпадают с житейскими по своей внешней форме, т.е. выражаются теми же словами. Однако внутреннее содержание, значения этих слов, как правило, различны. Житейские термины обычно более расплывчаты и многозначны. Второе отличие житейских психологических знаний состоит в том, что они носят интуитивный характер. Это связано с особым способом их получения: они приобретаются путем практических проб и прилаживаний. Например, подобный способ особенно отчетливо виден у детей, обладающих хорошей психологической интуицией. В ходе ежедневных и даже ежечастных испытаний (которым дети подвергаю взрослых) дети обнаруживают, из кого можно «вить веревки», а из кого нельзя. В отличие от этого научные психологические знания рациональны и вполне осознанны. Обычный путь состоит в выдвижении словесно формулируемых гипотез и проверке логически вытекающих из них следствий. Третье отличие состоит в способах передачи знаний и даже в самой возможности их передачи. В сфере житейской психологии такая возможность весьма ограничена. Это непосредственно вытекает из двух предыдущих особенностей житейского психологического опыта - его конкретного и интуитивного характера. Передается ли житейский опыт от старшего поколения к младшему? Как правило, с большим трудом и в очень незначительной степени. Вечная проблема «отцов и детей» состоит как раз в том, что дети не могут и даже не хотят перенимать опыт отцов. Содержание житейской психологии воплощается и передается в народных обрядах, традициях, поверьях, в пословицах и поговорках, в афоризмах, в сказках и песнях. В науке знания аккумулируются и передаются с большим, если можно так выразиться, КПД. Накопление и передача научных знаний возможна благодаря тому, что эти знания кристаллизуются в понятиях и законах. Они фиксируются в научной литературе и передаются с помощью вербальных средств, т.е. речи и языка. Четвертое различие состоит в методах получения знаний в сферах житейской и научной психологии. В житейской психологии мы вынуждены ограничиваться наблюдениями и размышлениями. В научной психологии к этим методам добавляется эксперимент. Суть экспериментального метода состоит в том, что исследователь не ждет стечения обстоятельств, в результате которого возникает интересующее его явление, а вызывает это явление сам, создавая соответствующие условия. Затем он целенаправленно варьирует эти условия, чтобы выявить закономерности, которым данное явление подчиняется. С введением в психологию экспериментального метода (открытия в конце прошлого века первой экспериментальной лаборатории, 1879 Вильгельм Вундт) психология оформилась в самостоятельную науку. Пятое отличие, и вместе с тем преимущество, научной психологии состоит в том, что она располагает обширным, разнообразным и подчас уникальным фактическим материалом, недоступным во всем своем объеме ни одному носителю житейской психологии. Материал этот накапливается и осмысливается, в том числе в специальных отраслях психологической науки, таких, как возрастная психология, педагогическая психология, па- то- и нейропсихология, психология труда и инженерная психология, социальная психология, зоопсихология и др. В этих областях, имея дело с различными стадиями и уровнями психического развития животных и человека, с дефектами и болезнями психики, с необычными условиями труда - условиями стресса, информационных перегрузок или, наоборот, монотонии и информационного голода и т.п., - психолог не только расширяет круг своих исследовательских задач, но и сталкивается с новыми неожиданными явлениями. Ведь рассмотрение работы какого-либо механизма в условиях развития, поломки или функциональной перегрузки с разных сторон высвечивает его структуру и организацию. Итак, основные характеристики житейской и научной психологии можно отразить в следующей таблице (таблица 1): Таблица 1 - Характеристики житейской и научной психологии
Житейская психология
|
Научная психология
|
Конкретность и практичность Фрагментарность (не претендует на полное описание поведения и внутреннего мира человека) Интуитивный характер Доступность изложения и наглядность Неточность употребляемых понятий Опора на жизненный опыт и здравый смысл
|
Объективность Обобщенность, направленность на поиск общих закономерностей С истематичность Рациональность и осознанность Употребление абстрактных понятий и общих научных категорий. Терминология Опора на эмпирические научные факты Эмпирическое и логическое доказательство
|
Задания по теме 1. Задание 1. Ниже приведен отрывок из работы У. Джемса. Выпишите его аргументы в пользу ненаучности психологии. Можете ли вы возразить автору по всем этим пунктам? Проанализируйте современный этап развития психологического знания. Какие доводы У. Джемса сохранили, а какие утратили свою силу? Называя психологию естественной наукой, мы хотим сказать, что она в настоящее время представляет просто совокупность отрывочных эмпирических данных; что в ее пределы отовсюду неудержимо вторгается философский критицизм и что коренные основы этой психологии, ее первичные данные должны быть обследованы с более широкой точки зрения и представлены в совершенно новом свете... Даже основные элементы и факторы в области душевных явлений не установлены с надлежащей точностью. Что представляет собой психология в данную минуту? Кучу сырого фактического материала, порядочную разноголосицу во мнениях, ряд слабых попыток классификации и эмпирических обобщений чисто описательного характера, глубоко укоренившийся предрассудок, будто мы обладаем состояниями сознания, а мозг наш обусловливает их существование, но в психологии нет ни одного закона в том смысле, в каком мы употребляем это слово в области физических явлений, ни одного положения, из которого могли бы быть выведены следствия дедуктивным путем. Нам неизвестны даже те факторы, между которыми могли бы быть установлены отношения в виде элементарных психических актов. Короче, психология еще не наука, это нечто, обещающее в будущем стать наукой.
Задание 2. Определите, какие из этих высказываний несут психологическую информацию, а какие - нет и почему. Приведите несколько своих высказываний (по аналогии). 1. Сегодня он купил себе новые черные ботинки. 2. Недавно она, неожиданно для всех, изменила цвет волос. 3. О нем всегда говорят, что он похож на старого младенца. 4. Она живет по старому адресу. 5. У него очень рано появились морщины на лбу. 6. Какие красивые у него глаза! 7. Обаянию этого человека нельзя не поддаться. 8. Он каждый день выглядит по-разному.
Задание 3. Прокомментируйте приведенные ниже распространенные мнения о психологах, определите отличия позиции консультирующего психолога от позиции врача, педагога, юриста, социального работника, священника. Покажите специфику собственно психологических функций. 1. В бытовом сознании психолог и есть врач, что-то вроде врачевателя человеческих душ. Врач помогает в случае страданий физических, а психолог должен помогать в случае психических, душевных страданий. 2. Странный современный гибрид «педагог-психолог» основан на убеждении, что педагог и психолог занимаются, по сути, одним и тем же - воспитывают и перевоспитывают других людей, оказывают формирующие воздействия на личность. 3. Психолог, как и адвокат, юрист, смотрит на клиента с точки зрения его прав, обязанностей и интересов. Так, школьный психолог тоже защищает интересы школьника перед администрацией школы, перед родителями. А если он работает в системе консультаций «Брак и семья», то должен «мирить» разводящихся супругов и вообще часто выступает в роли третейского судьи. 4. Психолог - это социальный работник, ведь он представляет интересы клиента в социуме: он участвует в разрешении социальных конфликтов по поводу дележа жилплощади, по поводу того, кто и как должен ухаживать за престарелыми родителями, выступает на процессах по лишению родительских прав и т.д. 5. Психологи в современном обществе несут те же функции, которые раньше выполняли исповедники, священники. Они выслушивают клиента, утешают его, ободряют, «отпускают грехи» тем, что рационализируют их, оправдывают в глазах клиента их неблаговидные действия, подсказывают пути выхода из сложных ситуаций, дают советы.
Задание 4. Прокомментируйте следующее мнение. Ответьте на поставленный вопрос. Приведите, по крайней мере, 5 доводов «за» и «против». Психология - это не наука, а самая что ни на есть житейская практика! Посмотрите на таксистов, официантов, гадалок, нищих - чем не психологи? Войти в доверие, вовремя сориентироваться на ваши слова и состояния, заставить разоткровенничаться, поверить, довериться, угадать ваше настроение, социальное положение, особенности характера, а потом воспользоваться всем этим - да тут и «настоящим» психологам есть чему поучиться!
Задание 5. Проанализируйте приведенные мифы о психологии и психологах: 1. Психология - наука, все знающая о человеке и его душе, а психолог, овладевший этой наукой, - человек, «видящий людей насквозь». 2. Психолог - человек, от природы наделенный особыми способностями к общению с другими и пониманию других. 3. Психолог - человек, умеющий управлять поведением, чувствами, мыслями других, специально этому обученный и владеющий соответствующими техниками (например, гипнозом). 4. Психолог - человек, досконально знающий самого себя и владеющий собой в любых обстоятельствах. 5. Психолог - мудрец, знающий о жизни больше других, и его миссия - указывать истинный путь страждущим, запутавшимся людям советами и наставлениями.
|