На главную Лекции и практикум по психологии Педагогическая психология Профессиональное мастерство психолога - Профессиональная подготовка психологов
Профессиональное мастерство психолога - Профессиональная подготовка психологов
Лекции и практикум по психологии - Педагогическая психология
Индекс материала
Профессиональное мастерство психолога
Специфика и структура профессиональной деятельности психолога
Профессиональная подготовка психологов
Типы профессиональной деятельности психологов
Все страницы


Тема 3. Профессиональная подготовка психологов.


3.1. Особенности профессиональной подготовки психологов за рубежом


Общие положения профессиональной подготовки психологов за рубежом.
В странах Европы существует множество традиций университетского обучения, что привело к различным структурам и моделям образования и подготовки в области психологии. Отличаются как продолжительность и содержание обучения, так и присваиваемая квалификации и выдаваемый диплом.
В 90-е гг. ученые европейских стран стали проявлять интерес к системе профессиональной подготовки психологов в других странах и пытались выработать общие подходы к подготовке психологов. В результате такой работы Европейской федерацией Ассоциаций профессиональных психологов в 1990 г. были одобрены «Оптимальные стандарты» для профессиональной подготовки в психологии. Они касаются некоторых общих принципов и подходов, но не конкретизируют детально содержание и структуру обучения.
В 1998 г. четыре министерства Франции, Германии, Италии и Великобритании подписали «Сорбоннское соглашение» - объединенную декларацию, предусматривающую создание общей архитектуры системы европейского высшего образования. За этим в 1999 г. последовало «Болонское соглашение», которое представляет собой программу объединения высшего образования в Европе и создания единого образовательного стандарта. Его основная идея - создание единого образовательного пространства и выработка принципа сравнимости обучения в разных университетах (инструмент сравнения - система кредитных единиц). Таким образом, был принят 10-летний план, согласно которому все подписавшие данную декларации страны обязывались унифицировать систему высшего образования, введя два уровня (цикла) -
бакалавриат (минимум 3 года) и магистратуру (минимум 2 года), чтобы ликвидировать препятствия для мобильности студентов в Европе. Болонское соглашение позволило создать в Европе единое образовательное пространство.
Подготовка психологов различается по длительности, структуре и содержанию.
Так, по длительности. В Европе, например, в одних странах типичный период профессионального психологического образования составляет в целом 5 лет, в других - этот срок может включать в себя непрерывное обучение в течение 5 лет или разделятся на 2 уровня. В некоторых странах, например в Норвегии, после одного года вводного курса высшего образования студенты должны пройти пятилетнюю программу подготовки профессиональных психологов.
В Англии базовое психологическое образование включает 3 года обучения. Однако для того, чтобы стать профессиональными психологами, студенты должны дополнительно учиться еще 3 года на втором уровне высшего образования по специализированной программе.
В Шотландии базовое психологическое образование составляет 4 года, дополнительное психологическое образование рассчитано на 2 года.
Во многих странах требуется больший, чем обычно, период, чтобы реально завершить психологическое образование. Это связано с тем, что студенты имеют возможность самостоятельно регулировать учебную нагрузку и темпы изучения психологии. Например, в Германии для полного выполнения программы при условии интенсивной учебной нагрузки студенту необходимо 9 семестров (4,5 года). Но большинству студентов для этого требуется 12 семестров (6 лет).
В США базовое психологическое образование в течение 4 лет ведет к получению студентом степени бакалавра. Все последующее образование обычно называется послевузовским. На степень магистра необходимо учиться дополнительно 2 года. Или по выбору студента, в зависимости от его интересов и профессиональных намерений, он может после получения степени бакалавра пройти двухлетнюю программу по подготовке практических психологов.


Структура подготовки психологов.
Таблица 2 - Основные типы профессионального психологического образования за рубежом

Тип профессионального психологического образования

 

Страны

 

Непрерывное пятилетнее специализированное

Студенты с самого начала специализируются в какой-либо сфере психологии (в клинической, педагогической или психологии развития)

Финляндия,      Швеция,
Бельгия

Непрерывное пятилетнее общее

Начинают с общего психологического образования и специализируются только на последних курсах или даже после окончания университета

Португалия, Норвегия, Нидерланды, Австрия, Испания, Венгрия, Италия, Германия, Швейцария, Россия, Дания

Прерывающееся
специализированное

В Англии типическая модель «3+3», при которой студенты в течение трех лет получают общее психологическое образование. Завершив его, они могут продолжить психологическое образование уже на второй ступени или закончить на этом изучение психологии и продолжить свое образование на второй ступени по другой специальности

Взята за основу в Ирландии, Франции, Греции, Португалии, на Мальте

Другой вариант предполагает базовое четырехлетнее образование в области психологии с последующей двухлетней специализацией в какой-либо сфере психологии

Это традиционная модель для США, стран ориентированных      на
американскую систему образования. А также в Шотландии

Содержание подготовки психологов в США и Европе.
Содержание подготовки психологов во многих странах достаточно сходно. Можно выделить общие компоненты:
1. Базовая теоретическая подготовка, предполагает изучение различных предметных областей психологии, в рамках которых могут рассматриваться такие психологические дисциплины, как:
- психономика (включает восприятие и познание),
- биологическая психология,
- социальная психология,
- психология развития,
- индивидуальные различия,
- теория и методология (изучаются в большинстве стран как важнейшие области психологии и составляют основу психологического образования),
- прикладные отрасли психологии: клиническая, организационная, педагогическая.
2. Большое количество курсов по выбору студента. Они расширяют и углубляют профессиональную подготовку психолога.
3. Профессиональная практика под руководством опытных психологов и исследовательский проект, защищаемый на заключительной стадии обучения (обязательные компоненты обучения психологов).
Рассмотрим содержание базового психологического образования в США. Основу высшего психологического образования в США составляет обучение в университетах для получения степени бакалавра. В учебные программы подготовки бакалавров входят 3 группы дисциплин:
- общеобразовательные (могут включать философию, этику, логику, литературу, математику, физические и биологические науки, религиозные и социальные дисциплины, научное исследование, курсы по письменной речи, методы количественного анализа, иностранный язык, теория и история искусств, изучение современного мира и его прошлого);
- специальные дисциплины (основные и второстепенные);
- дисциплины по выбору студента.
Специальное обучение в ВУЗах США исходит из профессиональной ориентации будущих специалистов, направленной на подготовку к научной деятельности, либо к практической психологической работе. В связи с этим студентам предлагаются различные учебные курсы, соответствующие общему или специальному направлениям подготовки.
По психологии студентам предлагаются 3 типа курсов:
- обязательные (вводный курс психологии, статистика, методология научных исследований, экспериментальная психология);
- специальные курсы по интересам или эклективы (процессы измерения поведения, учение и мотивация, самоуправление, психология ребенка, основы экспериментального исследования, кризисное вмешательство, психопатология, социальная психология, сексуальное поведение человека и др.);
- продвинутые интегративные курсы.
Такая широкопрофильная подготовка бакалавра-психолога считается в США вполне приемлемой для начала самостоятельной профессиональной деятельности и достаточной для выполнения функций помощника психолога. Данные специалисты могут под руководством квалифицированного психолога заниматься тестированием, проводить работу непосредственно с клиентами и их семьями, помогать отдельным людям или группам в решении стоящих перед ними проблем. Как правило, они трудятся в центрах психологического знания, в профессиональных реабилитационных учреждениях или преподают психологию в средних школах.
Четырехгодичные колледжи и степень бакалавра для многих лишь подготовка для продолжения учебы в магистратуре (исследовательское направление) или профессиональных школах (направление практической психологии).
Следующий уровень высшего психологического образования - обучение в университетах для получения степени магистра. Для этого в рамках одного университета функционирует два типа учебных программ:
1) исследовательские школы, готовящие научных работников и осуществляющие фундаментальные исследования;
2) профессиональные школы, ведущие подготовку специали- стов-практиков и занимающиеся прикладными исследованиями.
Степень магистра присуждается обычно специалисту со степенью бакалавра после 1-2 лет обучения. Для получения данной степени помимо изучения специальных дисциплин необходим также практический опыт в прикладной области или написание диссертации на основе проведенного исследования.
Работа в качестве исследователя или практического психолога в различных областях: занимается тестированием, исследовательской работой в лаборатории, консультированием пациентов, выполнять административную работу, преподавать в двухгодичном колледже или школе.
Требования к подготовке психологов в европейских университетах.
Подготовка психологов в Европе продолжается минимум 6 лет по учебному плану. Выполнение этой программы необходимо для того, чтобы начать осуществление независимой профессиональной практики в качестве психолога. В связи с высокими требованиями к уровню квалификации предполагается, что индивидуумы и далее будет вести профессиональную подготовку и развиваться в выбранной ими области или практической сфере.
В соответствии с Болонской декларацией принята структура университетского образования (таблица 3) и разработаны минимальные стандартные требования к подготовке психологов в европейских университетах.
Таблица 3 - Структура университетского образования (согласно Болонской декларации)

Начальный уровень (первую ступень)

Выпускники получают диплом бакалавра или его национальный эквивалент.
Многие из них не продолжают обучение по второму и третьему циклам.

Диплом бакалавра дает возможность работать в разных сферах общественного и частного сектора. Она может быть основой получения дальнейшего непсихологического образования.

Продвинутый уровень (вторая ступень)

Выпускники получают диплом магистра

Могут работать самостоятельно или продолжить обучение в аспирантуре

Практика под руководством супервизора (третий уровень)

 

Год практической деятельности проходит либо вне стен университета, либо же выступает частью университетской программы, зависящей от национальных положений (стандартов) о высшем образовании


Общая схема учебного плана.
Первый цикл. Первый цикл направлен на то, чтобы сориентировать студентов в разных направлениях психологии. Он предусматривает базовые знания в области общих психологических теорий и технологий, дает первое приближение к психологическим умениям и возможностям проводить исследование в сфере психологии.
Цикл включает в себя вводные дисциплины, объяснительные теории, освоение методов «инструментария», развитие академических навыков и навыков методологической работы, ознакомление с непсихологическими теориями.
Второй цикл. Его программа позволяет получить диплом о высшем образовании, поскольку готовит студентов к независимой профессиональной практике в качестве психологов. Эта часть учебного плана может быть организована таким образом, что будет осуществляться подготовка психолога как специалиста общей практики или как практика-специалиста в конкретных профессиональных областях, таких как организационная психология, психология образования или клиническая психология. В первом случае студенты получают дополнительные знания к тем, которые они приобрели, обучаясь в рамках первого цикла, например о специфических теориях эмоций, углубленных теориях личности. Во втором случае студенты получат специальные знания по теории деятельности, теории лидерства, статистическим моделям персонального отбора.
Диплом о высшем образовании рассматривается как подтверждающий базовую квалификацию, необходимую для начала практической деятельности в области психологии, и третий цикл в этом случае необходим до того, как специалист будет считаться компетентным независимым практикующим специалистом. Специализированная профессиональная практика в любой области психологии требует и предполагает постакадемическую подготовку в сфере психологии здоровья, клинической психологии, психологии образования, детской психологии.
Интернатура как стадия обучения.
Задача интернатуры состоит в обеспечении профессиональной подготовки, направленной на то, чтобы:
а) интегрировать теоретические и практические знания;
б) изучить процедуры, имеющие отношение к психологическому знанию;
в) начать практиковаться под руководствам супервизора; 
г) развивать рефлексию, быть способным обсуждать собственную профессиональную деятельность и деятельность других людей и начать работать во взаимодействии с коллегами- профессионалами.
Такая подготовка начинается со второй половины процесса обучения, хотя может быть начата и раньше или продолжаться после выполнения учебного плана. Продолжительность интернатуры обычно составляет до 6 месяцев.
Типы практики во время интернатуры различаются и могут включать:
а) наблюдение актуальной ситуации, в которой используются психологические процедуры;
б) применение основных процедур под наблюдением супервизора;
в) участие в проектах с особой ролью;
г) анализ и обсуждение случаев из практики.
Базой, на которой проходит интернатура, как правило, становится организация или сертифицированная частная фирма, которая обеспечивает услуги, соответствующие образовательной подготовке того лица, которое проходит подготовку; может гарантировать, что супервизия будет обеспечена профессиональным психологом; имеет признание со стороны национальной психологической ассоциации или университета.
Третий цикл. Он складывается из супервизорской практики в конкретной области профессиональной психологии. Его основные цели:
а) подготовка к самостоятельной и независимой практике имеющего соответствующую лицензию психолога;
б) развитие профессиональных ролей психолога;
в) интеграция теоретических и практических знаний.
Прохождение третьего цикла допустимо после выполнения
второго - после получения диплома о высшем образовании либо в качестве составляющей университетской подготовки. Его продолжительность составляет год.
Практика заключается в полунезависимой (самостоятельной) работе в качестве психолога под руководством (супервизи- ей), осуществляемым профессиональной группой коллег. Как правило, она проходит в организациях или сертифицированных частных фирмах, которые обеспечивают услуги, соответствующие образовательной подготовке того лица, которое проходит подготовку; может гарантировать, что супервизия будет обеспечена профессиональным психологом; аккредитована национальным советом, регулирующим вхождение в профессию молодых специалистов и наблюдающим за этим.


Общая продолжительность обучения.
Базовая психологическая компетентность, которую может достичь квалифицированный профессиональный психолог, определяется содержательными категориями, а также минимальным объемом кредитных единиц учебного плана (эквивалентом кредитной единицы выступает «зачетная»). Как же кредитная система позволяет сравнить разные университеты? В Беларуси и России сейчас принято учитывать часы, затраченные на освоение учебной дисциплины. В европейской терминологии понятие «зачетные единицы» включают: и самостоятельную работу студента, и сдачу экзаменов, и его непосредственную работу с преподавателем. Смысл европейского подхода в том, чтобы кредитная система позволила перемещаться студенту из одного вуза в другой, из одного государства в другое. Это означает, что курс философии, который он прослушал в МГУ, по числу неких единиц был бы приравнен к тому, какой прослушивают студенты в Берлинском университете. Это позволяет европейским учащимся переходить из одного вуза в другой, с одного факультета на другой. Так, применительно к психологии в целом кредитных единиц должно быть не менее 360 (при продолжительности обучения 6 лет): 180 для первого цикла, 120 - для второго, 60 - для третьего.
По окончании первого цикла не требуется написания курсовой или дипломной работы, поскольку бакалавриат не рассматривается как достаточная квалификация для ведения независимой (самостоятельной) практики.
Таким образом, основное назначение профессионального квалификационного стандарта заключается в том, что:
- служит основой для составления учебного плана конкретного университета;
- средство, обеспечивающее возможность обмена студентами между вузами и странами;
- он выступает основой для оценки квалификации при выдаче диплома;
- используется для информирования и развития профессиональной квалификации в тех странах и вузах, где начинается обучение по новой дисциплине «Психология».
Последипломное образование (Европа, США, Канада).
Можно выделить два основных направления:
1. Исследовательское последипломное образование психологов - это программы обучения, направленные на получение степени доктора философии (степень доктора философии обозначает не научную специализация ученого, а уровень его научной квалификации, аналогичен степени кандидата наук в Беларуси), которые включают изучение ряда дисциплин, связанных с научной работой, а также подготовку диссертации.
Подготовка доктора занимает приблизительно 3 - 5 лет. Данная степень является исследовательской, чтобы получить ее, необходимо провести большую научную работу в области психологии и написать докторскую диссертацию.
Подготовка доктора включает:
- обязательные учебные курсы (введение в планирование эксперимента, исследовательский проект в психологии, продвинутый курс по методам планирования психологических экспериментов, семинары по биопсихологии, когнитивным процессам, личности, развитию, социальной и организационной психологии), изучаемые обычно в первый год обучения;
- элективные учебные курсы вне области специализации (как правило, 4 из которых 2 курса разрешается выбрать не на факультете психологии);
- исследовательскую деятельность и написание диссертации.
Специалисты-психологи со степенью доктора философии
имеют высшую профессиональную квалификацию. Поэтому им предлагается большой выбор разнообразных видов деятельности: преподавание, консультирование, проведение исследований, написание/ редактирование учебных пособий или научных трудов.
2. Практическое профессиональное последипломное образование психологов - это программы, направленные на обучение конкретным профессиональным знаниям и умениям в какой-либо сфере практической психологической работы, которые психолог осваивает в течение нескольких лет в свободное от основной профессиональной работы время. Такой дополнительной подготовки требует, например, работа в сфере клинической психологии. Курсы - сертификат, дающий право на работу в определенной области.
В США, в отличие от большинства стран мира, есть профессиональные школы, которые дают магистерскую или докторскую степень в области практической профессиональной психологии. Обучение по таким программам в большей мере ориентировано на психологическую практику, направлено на освоение прикладных профессиональных знаний и умений в конкретной области.
Профессиональные школы осуществляют подготовку докторов психологии. Степень доктора психологии присуждается за весомый практический вклад в психологии.
В США, в отличие от многих стран мира, психологи могут получить степень доктора за значительный вклад в преподавание психологии. Степень доктора образования является профессиональной и присуждается психологу за разработку учебных программ и успешное их внедрение.


3.2. Подготовка профессиональныхпсихрлогов в РБ
Из истории высшего психологического образования в Беларуси.
В настоящее время в РБ не существует иных форм базовой подготовки психологов, кроме вузовской системы обучения. Эта ситуация, кстати, характерна и для большинства других стран, где сроки обучения профессиональных психологов, как мы отмечали, варьируются, не опускаясь ниже пяти лет.
Однако психологическая наука долгое время не имела непосредственной стабильной «официальной» вузовской базы (т.е. не было специализированных психологических факультетов высших учебных заведений).
В СССР первые психологические факультеты были открыты в 1966 г. в Московском и Ленинградском университетах. Чуть позже в Ярославле.
В Беларуси переподготовка школьных психологов начата в сентябре 1989 г. на девятимесячных курсах при Минском пединституте им. М. Горького (сейчас БГПУ им. М.Танка). Звание «школьный психолог» как смежную (дополнительную) специальность начали приобретать с 1990 г. в Минском и Брестском педуниверситетах. С 1989 г. открыт факультет психологии при Брестском университете.
Впервые курсы психологов в Витебском институте усовершенствования учителей (ИУУ) проведены в сентябре 1990 г. В 1992 г. в Витебском ИУУ открыт факультет переподготовки практических психологов учреждений образования по очнозаочной системе обучения по 1200-часовой программе с выдачей диплома переподготовки по специальности педагог-психолог.
И только с 1992/93 учебного года приступили к подготовке студентов по специальности «психология» БГУ, Европейский гуманитарный университет и Минский государственный педагогический институт.
На сегодняшний день на территории РБ насчитывается множество факультетов психологии, открытых в государственных и негосударственных вузах.
В Белорусском государственном университете кафедра психологии осуществляет подготовку психологов по двум специализациям: "Социальная психология" и "Медицинская психология".
На отделении психологии факультета философии и социальных наук студенты получают базовую психологическую подготовку, которая включает в себя все основные дисциплины психологического цикла: общая, социальная, медицинская, возрастная, педагогическая, инженерная психология, психология индивидуальных различий и т.д. Кроме этого, обучение на отделении психологии предусматривает изучение целого ряда социально - гуманитарных, математических и естественнонаучных дисциплин. Выпускники отделения психологии получают квалификацию "Психолог. Преподаватель психологии".
Начиная с 2003 года, кафедра психологии, совместно с Военным факультетом БГУ осуществляет подготовку военных психологов для Министерства обороны РБ, Министерства внутренних дел и пограничных войск (специальность Г 23.01.04.15 - "Морально-психологическое обеспечение воинской деятельности").
В БГПУ им. М. Танка на факультете психологии (создан в 1994 году) готовят специалистов на бюджетной и платной основе по следующим 5 специализациям: педагогическая психология, социальная психология, практическая психология и иностранный язык, психология предпринимательской деятельности, психология семейных отношений.
История психологического образования в Г родненском государственном университете им. Я. Купалы началась в 1979 году. Именно тогда на работу в университет из Украины была приглашена доктор психологических наук С.В. Кондратьева, которая возглавила кафедру педагогики и психологии. В это время начинается подготовка научно-педагогических кадров по специальности возрастная и педагогическая психология. В 1981 году возникла самостоятельная кафедра психологии. В 1989 года на биологическом факультете была организована специализация «Практическая психология», на основе которой через два года была открыта вторая специальность. 1 сентября 1994 года в ходе реорганизации факультетов университета был открыт факультет психологии и педагогики.
Главной целью факультета психологии является подготовка высококвалифицированных специалистов по специальности «Психология» со специализациями: возрастная психология, педагогическая психология, юридическая психология, психология семейных отношений.
В ВГУ им. П.М. Машерова факультет социальной педагогики и психологии был создан в 1997 г. однако подготовка студентов по специальности «Психология» проводится, начиная с 2006 года. Ведется подготовка специалистов с дополнительной специальностью «Практическая психология», это специальности: «Социальная педагогика. Практическая психология», «Олигофренопедагогика. Практическая психология».
Содержание и структура подготовки психолога в РБ.
В декабре 1998 года приказом Министра образования РБ утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Психология» (при этом присваивается квалификация «Психолог. Преподаватель психологии»). Нормативная длительность освоения программы при дневной форме обучения - 5 лет. В 2008 г. в связи с переходом на двух ступенчатую систему высшего образования принят новый Образовательный стандарт (первая ступень, специальность 1-23-01 04 «Психология»).
Образовательная программа должна соответствовать требованиям Образовательного стандарта.
Все дисциплины, предлагаемые студенту-психологу для изучения, объединены в 4 основных цикла, социальногуманитарных дисциплин, естественнонаучных дисциплин, общепрофессиональных и специальных дисциплин и дисциплин специализации, которые включают обязательный компонент, вузовский компонент и дисциплины по выбору студента.
1. Цикл социально-гуманитарных дисциплин.
Обязательный компонент: история Беларуси, основы идеологии, философия, экономическая теория, социология, политология, основы педагогики, иностранный язык, физическая культура.
Дисциплины по выбору: культурология, основы права, этику, белорусский язык, религиоведение, логика.
2. Цикл естественнонаучных дисциплин.
Обязательный компонент: основы современного естествознания, основы высшей математики, основы информационных технологий, основы экологии и энергосбережения, защита населения и объектов от чрезвычайных ситуаций, радиационная безопасность.
Вузовский компонент: анатомия и физиология человека.
Дисциплины по выбору: основы невропатологии.
3. Цикл общепрофессиональных и специальных дисциплин.
Обязательный компонент: статистические методы в психологии, физиология поведения, психология активности и поведения, общая психологию, основы психологической помощи, история психологии, социальная психология, медицинская психология, психология личности, психология развития, педагогическая психология, психология труда и эргономика, экспериментальная психология, основы психодиагностики, основы психологического консультирования, методика преподавания психологии, охрана труда.
Вузовский компонент: практикум по основам профессионального мастерства психолога, гендерная психология, семейное консультирование, виктимология.
Дисциплины по выбору: конфликтология/социальная политика, возрастная психология/этнопсихология.
Общепрофессиональные и специальные дисциплины создают теоретическую базу знаний и практические навыки по специальности.
4. Цикл дисциплин специализаций (дисциплины специализаций устанавливаются вузом) создают углубленную базу знаний по соответствующей специализации. К ним относятся патопсихология, психологические основы процесса обучения, психологический тренинг, кризисная психология, а также факультативные дисциплины.
Помимо теоретического обучения и тренировки практических умений и навыков все студенты обязательно проходят практику. Это важнейшая составляющая профессиональной подготовки психолога, неотъемлемая часть учебного процесса и средство формирования умений и навыков.
Основные цели прохождения практики таковы:
- знакомство со спецификой деятельности психологов в различных организациях, центрах, учреждениях;
- закрепление на практике теоретических знаний, полученных в процессе обучения, и приобретение навыков применения этих знаний;
- формирование профессиональной позиции психолога, мировоззрения, стиля поведения, освоение профессиональной этики;
- обучение навыкам решения практических задач;
- приобретение умений ставить цели, формулировать задачи индивидуальной и совместной деятельности, кооперироваться с коллегами по работе.
Учебный план подготовки психологов включает несколько видов практик: психодиагностическая, экспертно
консультационная, социально-технологическая, преддипломная.
В программу обучения входит также самостоятельная работа студентов при подготовке курсовых и дипломной работ. Она направлена:
1) на расширение и углубление психологических знаний по отдельным темам,
2) на освоение умений использования этих знаний для решения прикладных задач,
3) на усвоение умений и навыков психологического исследования,
4) на усвоение умений и навыков практической психологической работы.
При выполнении курсовых и дипломной работ студент- психолог должен научиться проводить психологические исследования или выполнять практическую психологическую работу.
При этом осваиваются умения трех основных типов:
1. Умения поиска информации и оформления научной мысли реферативного типа.
2. Умения планирования, проведения эмпирического исследования и оформления его результатов.
3. Умения планирования, проведения инновационной работы в области практической психологии и оформления ее результатов.
По завершению всего курса обучения студенты подходят к важнейшему его этапу - итоговой аттестации, которая включает выпускную квалификационную работу и государственные экзамены.
Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку, включающую результаты эмпирического или теоретическою исследования, или обоснованный проект коррекционной, тренинговой или диагностической методики. Дипломная работа выявляет уровень профессиональной эрудиции студента, его методическую подготовленность, владение умениями и навыками профессиональной деятельности. Защита дипломной работы осуществляется на заседании Государственной экзаменационной комиссии. По результату защиты выставляется государственная экзаменационная оценка.
Государственный экзамен должен подтвердить знания студента в области общепрофессиональных и специальных дисциплин, достаточные для работы в коллективе психологов и профессионального выполнения своих обязанностей, а также для последующего обучения в аспирантуре. Выпускной экзамен является проверкой конкретных функциональных возможностей студента, способности его к самостоятельным суждениям на основе имеющихся знаний.
Последипломное психологическое образование.
1. Продолжение обучения в магистратуре и аспирантуре.
Аспирантура по разным направлениям существует во многих университетах страны и является формой повышения научной квалификации психологов.
Перечень специальностей в аспирантуре аналогичен перечню специализаций в университете: общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.
При поступлении в аспирантуру обычно сдаются вступительные экзамены по психологии, философии и иностранному языку, а также готовится реферат по одной из психологических проблем. Время обучения в аспирантуре -3 года (4 года при заочной форме обучения). За это время аспиранты изучают философию, иностранный язык, педагогику и психологию высшего образования, курсы психологии по специальности. Возможно изучение и некоторых других предметов, утвержденных в университете.
Аспиранты сдают кандидатские экзамены по философии, иностранному языку, специальности.
Одна из важнейших форм профессиональной подготовки в аспирантуре - проведение под руководством научного руководителя психологического исследования, в котором соискатель ученой степени должен показать умение решать конкретную научную проблему. Подготовленная на этой основе диссертация защищается в диссертационном совете. Присуждение ученой степени утверждается Высшей аттестационной комиссией РБ. После успешной защиты и подтверждения ВАК аспиранту присваивается ученая степень кандидата психологических наук по соответствующей специальности (общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.).
Высшей научно-психологической квалификацией является ученая степень доктора психологических наук. Специального обучения для этого не проводится или обучение в докторантуре. Соискатель должен подготовить и защитить диссертацию на соискание ученой степени доктора психологических наук по соответствующей специальности (общая психология, психология личности, педагогическая психология и т.д.). В диссертации отражается широкий научно-исследовательский опыт по изучению какого-либо нового направления психологической науки, полученный соискателем лично (или в качестве лидера исследовательской группы). Присуждение ученой степени утверждается Высшей аттестационной комиссией РБ.
Помимо ученых степеней для оценки уровня квалификации профессиональных психологов в научной и педагогической сфере существует также система ученых званий. Психологам, работающим в научных или высших учебных заведениях, могут быть присвоены звания доцента и профессора. Звание доцента обычно присваивается специалистам, имеющим ученую степень кандидата психологических наук, опыт научной и педагогической деятельности в высших учебных заведениях. Звание профессора обычно присваивается специалистам, имеющим ученую степень доктора психологических наук, а также большой опыт научной, педагогической деятельности в высших учебных заведениях, а также руководства научной работой аспирантов.
2. Для практических психологов организуются различные формы повышения квалификации, семинары и тренинги по отдельным направлениям психологии.
В сфере практической психологии также существует система оценки уровня профессиональной квалификации. Она включает в себя 1, 2 и 3 квалификационные категории, которые присваиваются в зависимости от опыта работы, качества владения профессиональными умениями.
3. Для специалистов, уже получивших высшее образование по другой специальности, в университетах существуют различные формы повышения квалификации и переподготовки по психологии.
Это может быть полный курс получения второго высшего образования по государственным стандартам, но в сокращенный срок. Обычно это требует 3,5 года заочного обучения. За этот период студенты изучают все профессиональные дисциплины, за исключением тех, которые они уже изучили во время получения первого высшего образования. Второе высшее образование является платным.
Для специалистов с высшим образованием в институтах и университетах организуются также краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации. Например, учителя могут получить квалификацию «педагог-психолог». В этом случае они имеют право работать школьными психологами. Такого рода краткосрочные курсы существуют и по другим направлениям психологии. Однако базовое психологическое образование в течение пяти лет обучения в вузе становится все более предпочтительным в профессиональной подготовке психологов.


Задания по теме 3.
Задание 1. Составить схему, отражающую систему подготовки психологов за рубежом.
Задание 2. Составить схему, отражающую систему подготовки психологов в Республике Беларусь.
Задание 3. Провести сравнительный анализ систем профессиональной подготовки психологов в РБ и за рубежом (отразить сходства, различия, достоинства и недостатки представленных систем).

 



 

Поиск

Яндекс.Метрика
Все права защищены. При при копировании материалов сайта, обратная ссылка, обязательна! Варианты ссылок:
HTML код:

Код для форумов:


Уважаемые пользователи и посетители сайта!
Спасибо за то, что вы присылаете материал на сайт «Ваш психолог. Работа психолога в школе» по адресу sait.vashpsixolog собачка mail.ru Убедительная просьба, обязательно указывайте автора или источник материала. На многих материалах авторство потеряно, и, если вы, являетесь автором одного из них, пришлите письмо с точной ссылкой на материал. Если на ваше письмо, вы не получили ответ, напишите еще раз, т.к. письма иногда попадают в спам и не доходят.
Смотрите внимательно: авторство или источник указываются, чаще всего, в конце материала (если материал разбит на страницы, то на последней).
С уважением, администрация.